История корсета и женские причуды. Корсеты женские и мужские

Корсет (от французского слова corps - тело) - это специальная одежда для усовершенствования фигуры. Так как идеал женской фигуры со временем менялся, параллельно с ним менялась и форма корсета. То он был широкий, как купальник, то узкий, как ремень, приподнимал грудь или делал ее совершенно плоской.
Первые корсеты
Во все времена тонкая талия считалась привлекательной, и чтобы ее обрести люди древних эпох шли на небольшие хитрости. Первые корсеты появились в античные времена в Греции и Египте, на острове Крит. Тогда корсет представлял собой широкий пояс из кожи, который туго обматывали вокруг талии и мужчины (для создания эффекта «величественной осанки»), и женщины (для приобретения соблазнительных форм). В греко-римскую эпоху было модно приподнимать женскую грудь повыше, затягивая пояс прямо под ней, и оставлять эту соблазнительную часть женского тела ничем не прикрытой. На прообразе корсета были и специальные металлические вставки. Служили они не то для украшения изделия, не то для защиты тела от ударов, не то для усиления эффекта «узкой талии».
Готическая эпоха (середина XII — первая половина XV века) . В это время некогда соблазнительный предмет гардероба преобразуется в тяжелый цельнометаллический панцирь, который носят мужчины. Женский же вариант - деревянные и металлические брусья, вшитые в ватную подкладку платья, поддерживающиеся при помощи боковой, задней и передней шнуровок. Если мужской корсет служил больше не для красоты, а для защиты от вражеского оружия, то женщинам доводилось пострадать сполна за стройность фигуры - ведь корсет больно впивался в нежное тело, да и стоимость его по тем временам была очень высокой.
Эпоха Возрождения (вторая половина XV - начало ХVI века) . Свою долю в развитие женской моды тех времен внесла инквизиция, поборница ереси. В ХVI веке женщину с ее пышными и соблазнительными формами провозгласили исчадием ада и корнем всех человеческих бед. Выходом из ситуации и возможностью искупить свой грех стало ношение ужасного нововведения испанской моды, похожего на орудие пытки. Этим новшеством стал корсет особой конструкции, утягивающий фигуру до такой степени, чтобы не было заметно ни единой выпуклости женского тела. Это был железный каркас с болтами и кожаными вставками и стальными или деревянными прутьями. Чтобы носить всю конструкцию, нужна была немалая физическая сила и выносливость. Такой корсет, помимо модного и богоугодного дела еще и оберегал женщин от греха сладострастия и измен. Это потому, что его просто так не застегнуть и не расстегнуть. Любовник и сама изменница ни за что не разобрались бы в хитросплетениях шнуровок и крючков, и измену быстро обнаружили бы по неправильно зашнурованному корсету. Знатных дам одевали специально обученные этому искусству камеристки. Ношением корсета столь ужасающей конструкции можно объяснить очень высокую смертность среди женщин того времени. Туго зашнурованный, он вызывал сильное сдавливание органов брюшной и грудной полости, деформацию ребер и атрофию мышц спины, нарушение кровообращения, пищеварительной системы, женщины не могли нормально выносить ребенка. Не смотря на все неудобства, болезни и риск смерти, знатные дамы носили это ужасное приспособление, дабы не уронить свою добродетель в глазах общества. В подростковом периоде девочкам туго перебинтовывали грудь, чтоб остановить ее развитие. Эталоном красоты тогда была абсолютно плоская фигура с маленькой грудью.
Екатерина Медичи - законодательница придворных мод . Своенравная и строптивая, экстравагантная жена короля Франции Генриха ІІ, королева Екатерина, считалась основоположницей мод при дворе. Во второй половине ХVI века знатные француженки при помощи корсетов утягивали талию до 40 см. Но Екатерине этого было мало, и она вводит официальный стандарт женской «красоты» - талия в 33 см! И дамы под страхом страшной смерти исполняли приказ, лишь бы остаться в фаворе у королевы.
Барокко (рубеж XVI - XVIІ веков) . На смену металлическим и деревянным прутьям в конструкции корсета приходит гибкий и более щадящий женские округлости корсет из китового уса. Обшивают его шелком и кружевами, застежка размещается спереди, в моде теперь округлости груди, выпирающие поверх корсета. Корсет из китового уса могли позволить себе практически все женщины, а особенностью того времени было денное и ночное ношение этого предмета женского туалета, и вплоть до шестого месяца беременности.
XVIІ век . Великая французская революция объявляет бой таким пережиткам аристократии как корсет и пышная юбка с кольцами. Корсет остается в виде широкого пояса, в одежде предпочтителен более свободный и удобный английский стиль.
Стиль ампир (конец XVIII — начало XIX века) . Через 10 лет после революции, в 1799 году, корсет как предмет женского туалета исчезает вообще. На смену ему приходят свободные платья в стиле ампир… Корсета теперь нет, линия талии - под грудью. Грудь поддерживает плотный лиф платья. Началась мода на простоту - свободные платья, высокие прически, оголенные руки и открытые плечи.
ХХ век . Женщины уже не безропотны, и начинаются движения против ношения корсетов. Первой на этом поприще выступает знаменитая писательница Жорж Санд. Внимание к проблеме неудобства женских нарядов она привлекает тем, что носит мужской костюм и шляпу, мотивируя поступок тем, что это удобно. Её примеру следуют женщины большинства европейских стран, устраивают массовые движения протеста, и называют корсет орудием женского рабства. Медики всех стран в один голос указывают на негативное влияние корсажей на женский организм. После Первой мировой войны на смену неестественно затягивающим женское тело корсетам приходит платье свободного покроя. В 1947 году известный модельер Кристиан Диор возвращает корсету популярность. Корсет этого времени был, конечно же, совсем другим - он придавал женской фигуре изящество, не нанося вред организму.
История корсета
В начале своей истории корсет выглядел как шнуровка, которая предназначалась для поддерживания бюста, такой корсет можно увидеть уже у античных народов. В то время это были кожаные пояса, носились они под туникой на груди или под грудью. Греки и Римляне очень высоко ценили стройную фигуру и тонкую талию, а полноту считали признаком непристойности и «лекарством от любви». У римлян корсеты изготовлялись из ткани. В период Готики покрой корсета усложнился. Благодаря железным и деревянным брускам, которые размещали между грудными железами, корсет исправлял естественные недостатки фигуры. Он шнуровался сзади, сбоку и спереди. Женщинам этот элемент одежды помогал выглядеть соблазнительно и привлекательно. Но не каждая женщина могла позволить себе носить корсет, так как цена его была очень велика. Мужчины тоже носили корсеты, они использовали их как средство защиты от мечей врагов. Мужской корсет имитировал панцирь, был изготовлен из металла, иногда из кожи, и закрывал все туловище. Со второй половины XV века женские корсеты начали изготавливать из кожи с металлическими брусьями. В корсете делали отверстия для доступа воздуха к телу, при стягивании корсета края этих отверстий врезались в кожу и доставляли женщинам ужасные мучения. В середине XVI века церковь провозглашает женщин исчадием ада, испанский двор возводит в культ плоскую фигуру. Представительницам слабого пола пришлось надеть испанские корсеты из сложной металлической конструкции со стальными болтами, весил такой наряд внушительно и был похожим на настоящие латы. В XVI веке в Испании с помощью корсета женская грудь делалась совершенно плоской, одежда деформировала тело. Девочкам на ночь на грудную клетку накладывали свинцовые плиты, для того чтобы грудь не развивалась. С середины XVII века снова возвращается обычай приподнимать грудь, делая ее пышной. Теперь корсет изготавливают из шелка, атласа и кружева, украшают вышивкой и перьями. Знаменитая французская королева мод Екатерина Медичи ввела стандарт обхвата талии, который составлял 33 сантиметра. Женщины, которые тогда старались соответствовать моде, жертвовали здоровьем, так как при ношении корсета оказывалось сильное давление на внутренние органы, корсет сдавливал печень, желудок, почки и нарушал кровообращение. У «жертв» моды начинались проблемы с пищеварением и воспроизводительной функцией. Врачи говорили, что четверо из пяти женщин умирают из-за ношения корсета. Корсеты надевали не только на Западе, но и на Востоке. Индийские танцовщицы баядеры носили корсеты, которые отвечали потребностям здоровья и одновременно совершенствовали женскую фигуру. Их корсеты были изготовлены из коры мадагаскарского дерева и имели телесный цвет. Эластичность такого корсета не затрудняла дыхания. Баядеры никогда не снимали корсет, даже спали в нем. В эпоху барокко, корсет с кринолином был основой женского наряда, он стал изготавливаться из ткани и гибкого китового уса. Английский корсет шнуровался сзади, а французский - спереди. В период барокко главное назначение корсета - создание узкой талии. После Французской буржуазной революции корсет некоторое время не надевали. На моду повлияло увлечение античностью, и идеалом становятся греко-римские наряды с преобладающей простотой. С 1810 года корсет снова возвращается в моду, и шьют его уже не простые швеи, а корсетники, и с 1820 года начинается промышленное производство этого вида одежды. В 70-80 годах XIX века борьба за изменение женской одежды принимает широкие масштабы.
В Англии возникает общество «Эстетическое движение», которое выступает против деформации женского тела. В 20 годах XX века был создан прямой корсет, который не так сильно деформировал фигуру, как его предшественники. В 1903 году, француженка, женщина-врач Парижской медицинской академии Гош Саро, разделила корсет на две части: верхняя - бюстгальтер, и нижняя - пояс. В 1905 году знаменитый парижский модельер Пуаре предложил женское платье без корсета. Корсеты часто были подвержены критике. Ученые-гигиенисты называют корсет орудием пытки. Наполеон отмечал, что корсет - это одежда для кокеток с плохим вкусом, он предупреждал, что этот вид одежды вызывает увечья потомков, и называл корсет убийцей человеческого рода. Французскому королю Карлу X совсем не нравились женщины в корсетах, он часто говорил, что раньше во Франции можно было встретить Венер, Диан, а теперь здесь только «осы».

Корсет (от французского слова corps – тело) – необходимый предмет женского туалета, который имеет свою богатую и интересную многовековую историю.

Матильда Кшесинская. Известная балерина.

Античность

Появление первых корсетов относится к античным временам. Первый корсет представлял собой узкую кожаную повязку, носившую у греков название “le sester”, “cestus” или “apodesme”, которая предназначалась для поддержания бюста. Носили их в разных вариантах: на груди или под грудью. Греки и Римляне очень высоко ценили стройную фигуру и тонкую талию, а полноту считали признаком непристойности и «лекарством от любви». У римлян корсеты изготовлялись из ткани и носили названия: mamillare, fascia и la zona. Повязки, которыми обвивали вначале верхнюю, а затем и нижнюю часть тела, просуществовали почти до ХII века.Так как идеал женской фигуры со временем менялся, параллельно с ним менялась и форма корсета. То он был широкий, как купальник, то узкий как ремень, приподнимал грудь или делал ее совершенно плоской.

Средние века

В период Готики покрой корсета усложнился. Благодаря железным и деревянным брускам, которые размещали между грудными железами, корсет исправлял естественные недостатки фигуры. Он шнуровался сзади, сбоку и спереди. Женщинам этот элемент одежды помогали выглядеть соблазнительно и привлекательно. Но не каждая женщина могла позволить себе носить корсет, так как его цена была очень велика. Мужчины тоже носили корсеты, они использовали их как средство защиты от мечей врагов. Мужской корсет имитировал панцирь, был изготовлен из металла, иногда из кожи, и закрывал все туловище. Со второй половины XV века, женские корсеты начали изготавливать из кожи с металлическими брусьями. В корсете делали отверстия для доступа воздуха к телу, при стягивании корсета, края этих отверстий врезались в кожу и доставляли женщинам ужасные мучения. В наше время ученые гигиенисты назвали испанский корсет орудием пытки. И это вполне справедливо. Однако, несмотря на все зло, которое он причинял, корсет столетиями не выходил из употребления.

Железный корсет

XVI век

В середине XVI века церковь провозглашает женщин исчадием ада, испанский двор возводит в культ плоскую фигуру. Представительницам слабого пола пришлось надеть испанские корсеты из сложной металлической конструкции со стальными болтами, весил такой наряд внушительно и был похожим на настоящие латы. В XVI веке в Испании, с помощью корсета, женская грудь делалась совершенно плоской, одежда деформировала тело. Девочкам на ночь на грудную клетку ставили свинцовые плиты, для того чтобы грудь не развивалась. Знаменитая французская королева мод Екатерина Медичи ввела стандарт обхвата талии, который составлял 33 сантиметра. Испанские светские дамы для достижения желаемой формы стягивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая многие заболевания внутренних органов. Узкий корсет сдавливал печень, смещал желудок, сжимал почки и живот, нарушал правильное кровообращение, и, следовательно, приносил вред всему организму в целом. Нередко женщины умирали в расцвете сил от постоянного ношения мучительного корсета. К корсету прикреплялся вертлюг – конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Женская одежда деформировала тело, фигура была плоской. У «жертв» моды начинались проблемы с пищеварением и воспроизводительной функцией. Врачи говорили, что четверо из пяти женщин умирают из-за ношения корсета. С середины XVII века снова возвращается обычай приподнимать грудь, делая ее пышной. Теперь корсет изготавливают из шелка, атласа и кружева, украшают вышивкой и перьями.

Железный корсет

Корсеты одевали не только на Западе, но и на Востоке. Индийские танцовщицы баядеры носили корсеты, которые отвечали потребностям здоровья и одновременно совершенствовали женскую фигуру. Их корсеты были изготовлены из коры мадагаскарского дерева и имели телесный цвет (поэтому иногда казалось, что грудь обнажена). Эластичность корсета не затрудняла дыхания. Баядеры никогда не снимали корсет, даже спали в нем.

XVIII век

В ХVIII веке в связи с изменением стиля моды “барокко”, корсет перестал быть орудием пытки. Французские дамы страдали меньше от корсета при новом стиле Рококо (первая половина и середина ХVIII века), чем испанские женщины в эпоху барокко.

Деформация тела во время ношения корсета

Корсет стал изготавливаться из ткани с применением более гибкого китового уса. Жесткость самого корсета ограничивалась только жесткостью материала, из которого был сделан корсет. Он шнуровался или спереди, или сзади. Назначение корсета сводилось к созданию узкой талии. Когда он шнуровался спереди, то шнуровка использовалась как декоративное украшение к платью. Иногда использовался кусок вышитого материала, чтобы скрыть шнуровку, иногда ее показывали открыто. Французская буржуазная революция (1789 г.) внесла много нового в одежду, в которой стали преобладать черты простоты и рациональности. На изменение моды в конце ХVIII века повлияло также увлечение античностью, что привело к упрощению покроя и отказу от широких юбок с кринолинами. Идеалом нового стиля (Ампир) были греко-римские образцы. Но даже при таком стиле женщины не могли полностью отказаться от корсета. Эффект корсета достигался покроем платья, в котором линия талии располагалась так высоко, что она являлась естественной поддержкой для груди. Но это продолжалось недолго. Возврат к корсету произошел по древнему образцу в виде пояска, но с бретелями (1798 г.), которые стали носить ниже груди. Эти пояса можно считать, по-видимому, прототипами современных бюстгальтеров. Применение китового уса в поясах позволило отказаться от бретелей. В 1810 году снова появились корсеты, охватывающие верхнюю и нижнюю части туловища. Но платье в это время носили свободной формы с высокоподнятой линией талии. Такая форма платья не нуждалась в создании силуэта с применением корсета. Это, пожалуй, первый в истории женской одежды период, когда условия для применения корсета отсутствовали. Поэтому линия талии в платье стала заметно опускаться и к 1825 году она заняла свое естественное положение. В связи с этим опять появились корсеты, дающие возможность женщинам создавать “осиные талии”. Народная одежда во всех странах и при любых стилях была предельно простой. Женщины из низших слоев общества не могли выполнять повседневную работу, находясь в корсете. Однако пренебрежение корсетом считалось плохим тоном. Жестокий предрассудок повиновению моде заставлял их надевать корсет хотя бы при выходе на улицу.

XIX век

Мода в ХIХ веке менялась очень быстро. В каждой модельный сезон появлялся новый мотив, формировавший силуэт.

Мода предлагала носить женщинам гладкий лиф, сформированный корсетом, и юбку с обручем-кринолином.Так, в 60-х годах ХIХ века дань моде отдавалась кринолинам, достигшим к этому периоду огромных размеров.

Корсет для беременных

А уже в 1869 году основным силуэтным мотивом в женской одежде был треугольник, который воспроизводился при помощи юбки-каркаса, прикрепленной к корсету.

В 70-х годах кринолин любой формы стал считаться неудобным и его заменили тюрнюром. Тюрнюр в женской одежде просуществовал недолго (до 1890 г.) Период с 90-х годов и начало ХХ века был последним в истории женской одежде периодом, когда женщины имели “осиные талии”.

Корсет затягивался так сильно, что силуэт женщины в корсете напоминал букву S. В течение всего ХIХ века, несмотря на то, что женская одежда была на каркасе (кринолин, тюрнюр), велась непрерывная война против ношения корсетов.

Развитие медицины, борьба за равноправие женщин, их участие (пока еще частичное) в общественно-полезной деятельности приводят к тому, что все чаще и чаще раздаются голоса против корсета, вредного для здоровья.

Первой выступила против общепринятого костюма 30-х годов ХIХ века французская писательница Жорж Санд. Но только лишь в конце 70-80-х годов борьба за реформу женского платья приняла более широкие масштабы.

На съездах врачей-гигиенистов начали обсуждать эту проблему как одну из наиболее важных. К сторонникам реформ женского костюма относились в большинстве немки и англичанки.

В это время в Англии возникает общество под названием “Эстетическое движение”, которое объединяло ряд деятелей английской культуры.

Их основные положения в области костюма сводились к следующему: современный женский костюм противоестественен, так как он стягивает и деформирует тело, тогда как природа создала тело для свободы.

Однако нельзя было не признать, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа. Кроме того, корсет подчеркивает талию, поддерживает спину и грудь, несколько сжимая бедра и живот, без чего и то и другое быстро утратило бы свою форму, и, наконец, он дает возможность верхней одежде принимать силуэт в духе времени. Чем заменить такой полезный предмет женского туалета?

Вероятно только поэтому, несмотря на все зло, которое он причиняет, корсет все-таки не выходит из моды.

XX век

В начале ХХ века покрой женской одежды резко упрощается, силуэт приобретает трубовидную форму, талия удлиняется. Корсет продолжают носить, но без особого прогиба в талии, вследствие чего исчезла крутизна бедер и, вместе с тем, сохранялся красивый изгиб спины.

Словом, получились более естественные линии тела, общий вид которого стал мягче, удлиненнее и гармоничнее, чем при стянутой талии.

Так к 20-м годам ХХ века был создан прямой корсет, который с течением времени получил широкое распространение. Модный силуэт одежды того времени требовал от корсета воспроизведение плоской формы. Прямой корсет деформировал грудь, поддерживал живот, слегка его поднимал и оставлял свободу и гибкость талии.

Такой корсет меньше влиял на ухудшение здоровья. Впоследствии прямые корсеты разделились на две части: верхнюю и нижнюю. Верхнюю часть стали именовать “лифчиком”, “бюстгальтером”, нижнюю – поясами. Затем появились бюстодержатели, которые делались на бретелях, слегка воспроизводившие форму груди.

Такие бюстодержатели лучше формировали и поддерживали грудь, чем прямой корсет и носились в комплекте с поясами. Стремление к естественной форме было связано с изменением женского силуэта, грудь приподнимается и подчеркивается. И, наконец, к 30-40 годам XX века простая форма платья позволила носить корсеты, бюстгальтеры и пояса, соответствующие естественной анатомии человека.

Так родились современные корсетные изделия, разнообразные по конструкции и форме. В 1903 году, француженка, женщина-врач Парижской медицинской академии, Гош Саро разделила корсет на две части: верхняя – бюстгальтер и нижняя – пояс.В 1905 году знаменитый парижский модельер Пуаре предложил женское платье без корсета. Корсеты часто были подвержены критике. Ученые гигиенисты называют корсет орудием пытки. Наполеон отмечал, что корсет, это одежда для кокеток с плохим вкусом, он предупреждал, что этот вид одежды вызывает увечье для потомков, и называл корсет убийцей человеческого рода. Французскому королю Карлу X совсем не нравились женщины в корсетах, он часто говорил, что раньше во Франции можно было встретить Венер, Диан, а теперь здесь только «осы».

Знаменитый французский естествовед Жорж Кюв’е прогуливаясь на природе с дамой в корсете, видел в ней настоящую жертву моды. Когда девушка посмотрела на душистый цветок, он сказал, что раньше она напоминала ему этот цветок, а завтра этот цветок будет напоминать ее. На следующий день молодые люди подошли к тому же цветку, он терял свой естественный цвет и форму. Девушка не могла понять, как цветок мог так быстро увянуть. Жорж Кюв’е объяснил ей, что этот цветок – это образ девушек и женщин в корсетах, которые вянут от сжимания своего тела. Естествовед показал своей спутнице нить, которой перевязал вчера на прогулке стебель прекрасному цветку. И предостерег девушку, что она так же увянет, как этот цветок, постепенно теряя обворожительность молодости, если не перестанет носить «опасную» одежду.

Развитие конструкции застежки

Античные нагрудные и набедренные повязки закалывались или завязывались узлом. Готические корсеты шнуровались по бокам вместе с платьем. На всем протяжении существования корсета основной застежкой для него была шнуровка. Корсет зашнуровывался то спереди, то сзади. Элемент шнуровки иногда являлся украшением для платья. ХIХ век ознаменовался нововведением в застежке корсета. В 1828 году было изобретено металлическое ушко, которое предварительно вырезалось из металла и прикреплялось к изделию петельными стежками. Позднее, в 1835 году, изобрели застежку из блоков. Все эти новшества давали возможность зашнуровывать корсеты более плотно. В 90-е годы вместо шнуровки появилась застежка в виде двух полос стали, одна из которых снабжалась маленькими набалдашниками, а другая – петлями специальной формы. Это изобретение позволяло быстро застегивать и расстегивать корсет. В качестве застежки современных корсетных изделий применяются пластмассовые, металлические пряжки, специальные крючки и петли с фиксаторами, при помощи которых они удерживаются в специальной тесьме. Широкое распространение получили также застежки из микрофибры.

Развитие конструкции чулкодержателей

Корсеты на протяжении многих веков были без чулкодержателей. Чулки держались на ноге благодаря круглым подвязкам, которые делались из шелковых лент, часто вышивались и богато отделывались. Круглые подвязки носили как женщины, так и мужчины.Круглые подвязки перекрещивались над и под коленом или непосредственно на колене. Лента завязывалась узлом или бантом. Круглые подвязки в свое время послужили пикантным сюжетом для картин, предметом двусмысленных шуток и исторического казуса (“Орден Подвязки”, основанный английским королем Эдуардом III в середине ХIV века). Современные врачи, без всякого уважения к знаменитому прошлому круглой подвязки, относятся к ней отрицательно, так как она нарушает кровообращение и уродует ногу выше колена. Круглая подвязка постепенно видоизменилась в завязку, при помощи которой привязывались чулки к поясу на талии. Позднее появились круглые подвязки с петлей на конце, позволяющие подгонять ее по размерам ноги. С 1908 года подвязки стали изготавливаться из резины. Их пришивали непосредственно к низу корсета, а заканчивались они пряжкой для держания чулка. Современные чулкодержатели не имеют принципиальных конструктивных отличий от своих исторических предшественников.


33 сантиметра объём мужской шеи и талии у истинной дворянки в эпоху Екатерины Медичи. Королева, которая славилась своей жестокостью, заточила всех дам в корсеты из китового уса. Тех, кто отказывался носить неудобную вещь, принимали за простолюдинок.


В 18-ом веке моду на осиную талию подхватила вся Европа. Первые корсеты мамы выдавали девочкам уже в 7 лет, а 16-летние девушки не снимали их даже во время сна. Это было неудобно и очень вредно для здоровья. Ношение корсета грозило рождением мёртвых детей, ведь корсет не снимали даже в первые месяцы беременности.


Облачение в корсет было делом нелёгким. На рисунках того времени изображена, как правило, дама, которая держится за столб кровати, тогда как камеристка, упираясь коленом в пятую точку госпожи старательно затягивает шнуровку корсета.


И моднице и камеристке приходилось изрядно попотеть. Ведь чем тоньше талия – тем выше статус. Так считали модницы тех лет и утягивали в корсеты перед зваными ужинами и балами, добиваясь головокружительных результатов в прямом смысле этого слова. Ведь организм практически не получал кислорода, а бал продолжался всю ночь, а к утру девушки в бессознательном состоянии просто валились на пол.


Первый смертельный случай произошёл в Париже. Невеста в узком свадебном платье упала и скончалась прямо у алтаря.


Популярностью корсеты (особенно цветные) пользовались у куртизанок. Об этом можно судить по картинам Мане “Нана” или “Ролла” Анри Жерве. Чтобы у зрителя не осталось сомнений, что на кровати спящая дама лёгкого поведения, а не жена мужчины у окна, на переднем плане изображена гора смятого белья. На кресле – красный вывернутый корсет, из-под которого, посылая горячий привет Фрейду, виднеется кончик трости. Лежащий на корсете цилиндр свидетельство того, что дама разделась прежде, чем её клиент снял шляпу. Неудивительно, что картина эта стали причиной скандала. Ведь далеко не все женщины, носившие корсеты, привлекали ими любовников. Чаще женщине просто приятно осознавать, что на ней красивое бельё.


Самым человеколюбивым дизайнером оказался Поль Пуаре. Он первым отказался от корсетов и ввёл в моду одежду нового кроя, но это уже другая история.

Корсет - специальное устройство из плотных или эластичных материалов на шнуровке, крючках или молнии, служащее для стягивания фигуры и придания ей очертания, диктуемого модой. ("Большая российская энциклопедия").

Тонкая талия была идеалом в самые разные времена. В Новой Гвинеи, например, ребенка крепко стягивают посередине, так он приобретает на всю жизнь осиную талию. Но там в это вкладывают скорее магический, чем эстетический смысл. У народов многих стран принято обматывать туго вокруг талии пояс.

Самый простой корсет и есть широкий пояс. На Крите еще тысячелетия назад тонкая талия считалась красивой, во имя этого девушки и юноши стягивали себя крепко широким кожаным ремнем. Это делалось не только ради красоты, но и в чисто практических целях: широкий с металлическими бляшками пояс служил хорошей защитой во время популярной на Крите игры - акробатических прыжков через острые рога быков. Поддерживать форму помогали физические упражнения, в теперешнем понимании - занятия спортом, что помогало женщинам приобрести тонкую талию и красивую форму бюста, выглядывающего полностью в разрезе платья. В Древнем Риме вялую грудь корригировали маленькими хитростями - перемещали пояс под самую грудь. В античный период римлянки уже носили кожанный бюстгальтер.

В письменных источниках XII века можно найти указания на шнурование лифа. К концу XIII века женскую талию охватывал широкий пояс - bandeau, приподнимавший и грудь. В моду вошло облегающее платье, подчеркивающее формы тела. Зашнуровывалось оно то спереди, то сзади. Широкий пояс удерживался в моде и в XV веке, он стягивал талию и приподнимал груди, и они выступали как два яблока, из декольте платья. И тотчас нашлись моралисты, резко критиковавшие глубокое декольте и туго затянутую талию. Были сделаны первые попятки расширить форму юбки, чтобы подчеркнуть талию - хитроумный прием, позже в XIX веке, ставший основным орудием моды.

О корсетекак о отдельном предмете женского туалета впервые заговорили в Бургундии, во Франции периода Бургундских мод. В это время моду входят более обтягивающие одеяния, которые были пытались исправлять недостатки женской фигуры. Железные или деревянные бруски,которые вшивали в ватную подкладку одежды, находились между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Стоимость такого корсета была очень высокой, и это могли себе позволить только женщины из высшего общества

Корсет и широкая юбка на обручах стали господствующими и в начале XVI века. Корсет представлял собой лиф без рукавов. Он не был еще жестким на китовом усе, как позже. а на прочной подкладке, но подкладка эта давала почти тот же результат. Юбка на обручах имела сначала коническую, позже куполообразную форму и ее укрепляли жестким полотном. Во второй половине XVI века вошли в употребление длинные прутья - остроумное изобретение, придерживающее переднюю часть лифа между бюстом до низа живота. По счастью, это орудие ппытки можно было снять в минуты отдыха. В музеях Франции хранятся железные корсеты, которые, очевидно, предусматривались больше для исправления осанки, чем являлись частью повседневной одежды. Испанская мода в середине XVI века была была самой суровой. В моду вошла совершенно плоская грудь. Церковь провозгласила женщину корнем всех бед и исчадием ада, поэтому женщинам пришлось не только полностью спрятать свою грудь, но и сделать все для того, чтобы на них не осталось никакого намека. Корсеты этого периода были призваны сглаживать женские все формы. Они были на каркасах из различных палочек: деревянных, металлических или костяных. Это было похоже на настоящий панцирь, который совершенно деформировал женскую фигуру и грудь. Чтобы грудь не развивалась, маленьким девочкам на ночь накладывали свинцовые пластинки. Белье времен торжества испанской моды сравнимо с орудием пыток. Следствием ношения такого корсета была ранняя смертность женщин. Испанские дамы из высшего общества для достижения плоских форм стягивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая многие заболевания внутренних органов. К корсету прикреплялась вертлога конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Несмотря на то, что ношение этого аксессуара нередко приводило к смерти, металлический корсет занял прочное место в гардеробах модниц до конца ХVII века.

В XVII веке деревянные или металлические прутья сменил китовый ус, более легкий и гибкий, и корсет стал "человечнее". Назначение корсета сводилось к созданию узкой талии. С его помощью талия утягивалась в 40 см, становясь неестественно тонкой. Екатерина Медичи-знаменитая французская королева и законодательница мод любила все искусственное. Земная женская фигура казалась ей скучной и поэтому она ввела официальный стандарт талии в 33 см, чтобы соответствовать подобным стандартам необходимо было очень туго стягивать корсет, для чего порой тербовалось пару сильных рук.

В женской одежде XVIII века господствовали зашнурованный лиф и убка на обручах - panier. Лиф зашнуровывался спереди или сзади посередине. Передняя застежка служила украшением платья, иногда ее закрывала вышитая деталь, иногда ее нарочито оставляли навиду и декорировали. Туго затягивали лиф не только женщины, но и маленькие девочки. Без корсета ходили только в провинции простые женщины.

Корсет оставался в употреблении до Великой французской революции (1789 г.). В одном из французских музеев хранится корсет, который в тюрьме носила свергнутая королева Мария Антуанетта. Революция объявила войну таким аристократическим атрибутам, как корсет, юбка на обручах, припудренные парики, ленты, банты, мушки... Был создан единый стиль одежды, который затушевал классовые различия. Корсет уменьшился до размеров пояса. На это измениние повлияла Англия - в моду вошла одежда английских дворян, ценивших удобство.

Во времена Директории с ее классическим идеалом и свободой, восторженно встреченными женщинами, корсет не согласовывался более и исчез. В 1799 году линия талии поднялась под самую грудь, в результате платье фактически выполняло роль бюстгальтера, и корсет потерял всякий смысл. Формы тела подправляли иногда узким шарфом, поддерживающим грудь и завязывающимся сзади накрест. Через несколько лет линия талии стала снова опускаться на естественное место. И срузу же стали придумывать средства для того, чтобы зрительно ее уменьшить. Англичане придумали свой тип корсета, удивив в Париже в 1814 году французов талией на нормальной высоте. Но французская мода все же победила. Стиль "ампир" с перемещенной под грудь линией талии держался в моде до 1821 года. Лишь после этого талия начала понемногу опускаться, пока к 1825 году вновь не оказалась на своей естественном месте. Сэтого времени и до конца XIX века женщины всей Европы носили корсет.

Во французской промышленности изготовление корсетов приобрело особое значение. В конце XIX века оно сосредоточилось в двух городах - Лионе и Ромилли. и сразу были введены новшества: в 1828 году изобрели блочки (до этого вырезали отверстие, которое обметывали петельным швом). они позволяли плотнее зашнуровывать корсет. Начиная с 1930 года корсет носили не только модницы, но и практически женщины всех слоев общества.

Первой выступила против корсета французская писательница Жорж Санд. Но только лишь в конце 70-80-х годов борьба за реформу женского платья приняла более широкие масштабы. Первые предостережения о вредном влиянии корсета на здоровье женщины относятся к 1850 году. по утверждению медиков, семь женщин из 10 кособоки именно из-за корсета.

В 1883 году было основано общество "Rational Dress Association", деятельность которого поколебала популярность шнурованной одежды. Плохое пищеварение, приступы истерии, искривление позвоночника, болезни печени и сердца, рак и ранняя смерть - все свалили теперь на корсет.

Несмотря наэто в течении всего XIX века корсет оставался основой женской одежды. В конце концов корсет сделал женскую фигуру похожей на песочные часы, но изменения происходили и здесь...

К 1870 году корсет состоял из 40 китового уса. Он помогал подчеркнуть тонкую талию и высокую грудь. Подобная форма держалась еще 10 лет, до 1880 года, затем начали ее все больше срезать наверху. Вносили измениния и в шнуровку. Застежка состояла из двух стальных полосок и крючков, позволявших легко растегивать корсет, к тому же не нужно было более боятся того, что спутаются завязки.

В 1880 году появился новый сорт корсета - "помпадур". Он был коротким, выше бедер, спереди и сзади заканчивался острым углом.

В 1885 году женщины сели на велосипед и с этой поры стали жаловаться на то, что тугой корсет мешает им в езде. В следующем году появился бюстгальтер как отдельный предмет женской одежды. Изобретение это было запатентовано Йозефом Уэлсом из Филадельфии. Бюстгальтер представлял собой корзину сплетенную из проволоки, он был гигиеничен, не впитывал пот, и каждая женщина могла подобрать себе нужный размер. Уже в следующем году, изобретение это можно было заказать по почте за 75 центов.

В середине 1880-х годов появились первые резиновые штрипки, к которым прикрепляли чулки, но не смотря на это продолжали носить подвязки.

Некоторое время спустя использование полос из нержавеющей стали позволило ввести следующее новшество: стальные полосы корсета выгибали соответственно формам тела: по талии - вовнутрь, по бедрам кнаружи. Никогда еще талия не бала такой тонкой - обхват талии 43-53 см стал обычным явлением.

В последнем десятилетии XIX века корсет стал короче и прямее: по бедрам в нем сделали вырезы, бюст же разделили короткие пучки из китового уса, называвшегося divorces.

В 1900 году появился новый вид корсета, придавший фигуре модный силуэт в виде буквы S. Грудь демонстрировалась в ее естественных формах, живот освободился от давления. Идеалом стали формы зрелой женщины. Крупным реформатором-освободителем женского тела стала танцовщица Айседора Дункан. Пропагандируемый ею естественный танец ускорил появление в моде свободного платья.

В 1902 году изобрели корсет, поддерживающий снизу живот. Передняя часть лифа была абсолютно прямой благодаря корсету. Но и этим стали вскоре злоупотреблять: лиф оказался донельзя утянутым, спина сильно вогнутой, а живота вообще не было, его поднимали вверх.

В 1910 году корсет опустился, сдавив безжалостно живот и бедра. Теперь он меньше стягивал талию, высвободил бюст, но сковал ноги. В 1911 году впервые в истории моды вошли в моду узкие будра и корсет иногда доходил до колен.

Уже в 1911 году некоторые женщины носили резиновый пояс, закрывавший бедра и доходивший до талии. В военные годы получил распространиение практичный материал трико. Из него и шили корсеты, дававшие большую свободу работавшим в военное время женщинам. Эти корсеты поддерживали и чулки.

Но время мучителя корсета прошло. Английский историк костюма ДЖЕЙМС Левер писал в 1937 году: "Представляется корсет исчезает только в периаоды крупных социальных переустройств или всеобщего морального разложения... Но если когда-либо нестанет время материального и политического благополучия, корсет и шнурованный лиф, быть может, войдут еще раз в моду. Только всеобщее увлечение спортом поможет, очевидно, избежать появления этой моды".

Оценить материал:

Корсе́т – предмет одежды, созданный для коррекции фигуры и придания ей «идеальной» формы. Представляет собой широкий пояс, зачастую с жесткими вставками и шнуровкой, либо застежками-крючками, в стянутом виде имеющий силуэт песочных часов.

Корсет считается одним из самых древних предметов одежды, дошедших до наших дней. Несмотря на то, что сегодня корсеты не так популярны, как, например, в средневековье, они продолжают оставаться актуальными и востребованными в мире моды.

История корсета

Предшественником корсета принято считать широкий пояс. Подобные пояса были распространены более тысячелетия назад на острове Крит. И девушки, и юноши носили их поверх одежды для того, чтобы подчеркнуть линию талии. Широкий ремень из кожи с большой металлической бляшкой служил не только в качестве украшения и «корректора фигуры»: мужчины использовали его еще и как защиту во время особого развлечения того времени — прыжки через рога быков.

В конце XIII века в европейскую моду входит bandeau – широкий женский пояс, который подчеркивал талию и поддерживал грудь. Примерно в то же время возникает мода на обтягивающую одежду, так что этот пояс как нельзя лучше способствует «скульптурированию» идеальной фигуры.

В XV модная женская фигура принимает почти гротескные формы: осиная талия и выступающая над ней грудь. Разумеется, такого сочетания практически не встретишь в природе, а потому на помощь модницам снова приходит широкий пояс. Искусственно расширенные , зрительно сужающие талию, появятся несколько позже. А пока несчастные дамы будут вынуждены затягиваться настолько туго, что обмороки, случающиеся вследствие плохой циркуляции крови в организме, станут едва ли не нормой.

Как самостоятельный предмет женского туалета корсет впервые появляется в Бургундии. Именно тогда в корсеты и начинают вшиваться жесткие вставки, благодаря чему тело сдавливает словно тисками. В качестве вставок используются металлические пластинки или деревянные бруски, которые идут от груди до низа живота. Шнуроваться подобные корсеты могли с любой стороны; задняя шнуровка, как преимущественный ее вид, появилась несколько позднее. Сами корсеты стоили довольно дорого, а потому их носили в основном представительницы высших сословий.

На протяжении веков менялся и внешний вид корсета, и материалы, применявшиеся при его изготовлении. До сих пор в музеях Франции хранятся образцы корсетов, сделанные целиком из металлических прутьев. Такой предмет гардероба был не просто неудобным, он был еще и чудовищно тяжелым. Чуть позже стали появляться комбинации из деревянных, металлических и костяных прутьев. Если это и облегчило жизнь модницам, то очень несильно: случаи обмороков и даже смертей от ношения корсета все еще имели место быть.

Силуэт корсета диктовался не только модой, но еще и влиянием церкви. После торжества форм XV века в Европу пришло торжество пуританства. Представители церкви осуждали откровенные наряды дам, так что последним пришлось в итоге максимально «сгладить» свой силуэт, в том числе и при помощи корсета. В Испании в XVI веке красивая женщина должна была обладать очень маленькой грудью. Эта тенденция доходила до абсурда: совсем еще маленькие девочки вынуждены были спать закованными в свинцовые пластины, которые давили на грудь и не давали ей развиваться.

Начиная с XVII века корсеты стали изготовлять с применением китового уса, пришедшего на смену деревянным и металлическим прутьям. Женщины в буквальном смысле вздохнули свободнее – ровно до того момента, пока мода не стала диктовать вполне конкретные объемы талии. Сначала идеальный объем был равен 40 см, но затем Екатерина Медичи сделала эту норму еще более бесчеловечной – 33 см.


Корсет на короткое время перестал быть популярен. Произошло это в конце XVIII – начале XIX веков, когда линия талии женских платьев поднялась под самую грудь. Однако стиль ампир продержался до 1820-х годов. К 1825-му году линия талии опустилась на прежнее место, тем самым вернув в моду корсет.

В числе первых против этого предмета женского гардероба выступила Жорж Санд в 1830-м году, а в 1850-м появилось первое медицинское предостережение, уверяющее что корсеты приводят к кособокости. Несмотря на это, корсет пользуется небывалой популярностью, его носят женщины практически всех социальных слоев. Появление в обществе дамы без корсета считалось верхом неприличия.

Общество “Rational Dress Association”, возникшее в 1883 году, сильно пошатнуло популярность этого предмета гардероба. К последствиям вредного влияния корсета теперь отнесли: искривление позвоночника, рак, проблемы с пищеварением, раннюю смерть.

С 1885 года женщины начинают увлекаться велосипедными прогулками, во время которых массу неудобств доставляет им тугой, сковывающий движения корсет. В результате в 1889 году в качестве отдельного предмета женской одежды появляется бюстгальтер.

В последнее десятилетие XIX века корсет укоротился и стал более прямым, а в начале XX века появился новый вид корсета, позволявший моделировать фигуру в форме буквы S.

В 1905 году французский Поль Пуаре первым предлагает рубашечный крой платья без корсета.

Корсет сегодня

В настоящее время корсеты практически не носят в качестве нижней одежды. Девушки надевают корсеты чаще всего поверх платьев или рубашек, при этом практическое его значение остается тем же: акцент на талии, формирование красивой фигуры с плавными линиями. Чаще всего корсеты встречаются в свадебной моде. Бельевые корсеты относятся к эротическому типу белья.В некоторых субкультурах ношение корсета считается непременным атрибутом стиля. К примеру, это напрямую относится к


Top