Какой цвет выбирает ваш ребёнок при рисовании? Ребенок рисует черным цветом? Выясняем, почему.

Большинство детей свои фантазии реализуют с помощью рисунка. Многие из них изображают на бумаге маму, папу, животных, сказочных персонажей. Обычно родители поощряют подобное времяпровождение, покупая деткам карандаши, фломастеры и краски. Иногда мамы и папы замечают, что малыш один из цветов использует чаще. Как правило, тревогу у родителей вызывают депрессивные оттенки – серый, коричневый, черный или цвет земли. Почему у некоторых детей в рисунках преобладает черный, стоит ли беспокоиться по этому поводу?

Чаще дети используют для рисования яркие сочные цвета

Какое значение имеет любимый цвет?

Не только психологи придают значение тому, какой у человека любимый цвет. К примеру, существуют специалисты, которые убеждены, что лечение цветом (цветотерапия, хромотерапия) - наиболее эффективно и не имеет противопоказаний.

Детские психологии отмечают, что во время рисования ребенок подсознательно выбирает цвет, который отображает его внутреннее состояние. Как правило, их интерпретация детских рисунков вполне объективна, однако и специалисты иногда ошибаются.

Рассматривая детские рисунки, многие родители задаются вопросом, стоит ли тревожиться, если ребенок разукрашивает объекты одним цветом? Узнаем, что по этому поводу думают специалисты:

  • По мнению большинства психологов, если ребенок выбирает розовый, желтый, синий, голубой, либо у него любимые все оттенки зеленого – тревожиться не о чем.
  • Красный может говорить о скрытой агрессии малыша, которую он выплескивает на бумагу. Быть может, ребенка кто-то обижает в детском саду, или ему приходится расти в жестких спартанских условиях, не имея возможности высказать свое мнение. Также красный – цвет целеустремленности, эгоизма, его любят лидеры.
  • Коричневый редко становится фаворитом юных художников. Он обычно означает дискомфорт, неприятие окружающего мира. Специалисты считают, что с помощью этого оттенка ребенок хочет отгородиться от общества. Такие дети часто не имеют друзей, бывают замкнуты и всегда серьезны.
  • Черный обычно используется для обрисовки контура предмета, либо для передачи цвета земли, на которой малыш рисует растения и животных. Подобное использование этого цвета вполне оправдано и говорит лишь о том, что малыш стремится к идеальному результату, а также любит, чтобы в его жизни все было четко распланировано. Черный преобладает, он насыщенный и занимает большую часть листа? У малыша возможны определенные психологические проблемы. Быть может, он перенес сильный стресс, либо продолжает находиться в сложных условиях.

Черный цвет ребенок обычно использует для выделения некоторых фрагментов

Если ребенку нравится использовать разные цвета и раскрашивать работу радужными красками, это говорит о его любознательности и открытости миру. Такой малыш любит общество и хочет иметь много друзей.

Черный: значение в зависимости от возраста

Чтобы определить, насколько серьезна ситуация, важно знать возраст ребенка. В каждом периоде своей жизни малыш воспринимает мир по-разному, по-разному следует и относиться к его творчеству. Рассмотрим возрастные границы малыша, который предпочитает рисовать черным цветом:

  • От 0 до 2 лет. В этом возрасте малыш пока неспособен выразить свой внутренний настрой и показать характер с помощью рисунка. Часто кроха рисует прямо на себе, с удивлением наблюдая за тем, как маркер или фломастер оставляет темный след на коже. Если ребенок рисует черным цветом – не стоит тревожиться о его состоянии. Этот этап в жизни малыша особенный – он лишь пробует и познает вещи, а не пытается стать творцом.
  • 3-4 года. Если ребенок младшего садиковского возраста чаще всего берет в руки черный карандаш или фломастер – это может свидетельствовать о временной переоценке ценностей. Стоит понаблюдать за крохой, не делая далеко идущих выводов. У психологов существует понятие «кризис 3 лет», когда малыш начинает по-другому оценивать себя и свое место в обществе (подробнее в статье: ). Нередко в этом возрасте возникает отрицание – он отказывается делать то, что необходимо. Иногда родители действуют от противного, то есть говорят: «не ложись спать», «не садись за стол», «не нужно убирать игрушки», чтобы кроха сделал наоборот. Как только этот период закончится, эпоха мрачных оттенков также сойдет на нет.
  • 5-9 лет. Дошкольники и младшие школьники уже могут объяснить родителям, что им не нравится. Если родители заметили у сына рисунок, выполненный черным карандашом, стоит поговорить с ребенком, попытаться выяснить, что его тревожит, волнует. Как правило, в данном возрасте выбор нетипичного цвета говорит о депрессивном состоянии, а также о сложных психологических проблемах. Иногда малыш не доверяет родителям и отказывается признавать, что у него в жизни что-то не в порядке. В этом случае стоит проконсультироваться со специалистом по психологии.

Если речь идет о школьнике, задать вопрос о выборе цвета можно самому ребенку - он уже может рассказать о своих возможных проблемах

Расположение цвета на рисунке

Огромное значение имеет то, сколько мазков или штрихов произвел ребенок во время рисования. К примеру, на бумаге присутствует лишь один темный объект сбоку, который может символизировать что-то плохое, либо лист полностью закрашен штриховкой. Рассмотрим различные варианты:

  • Черным окрашен какой-то объект, остальные фигурки другого цвета. Мрачная фигура может быть на листе одна, остальное пространство не зарисовано. Такое творчество говорит о том, что ребенок учится справляться с проблемой, отделяя ее от себя. Если объект где-то сбоку – значит, усилия малыша достаточно успешны – его страх, неуверенность, ошибки или какая-то угроза находятся в стороне, и он старается отодвинуть их подальше.
  • Весь рисунок черного цвета. Это может быть штриховка, либо фигура в темных тонах, занимающая почти всю площадь листа. Такая картина свидетельствует о глубокой депрессии, унынии и беспросветности. Ребенок не видит выхода, он подавлен и угнетен.
  • Черный поверх другого цвета. Иногда ребенок рисует разными цветами, а затем красит рисунок темным. Это пугает впечатлительных мам и вызывает тревогу. Однако данная ситуация может сказать о том, что кроха просто устал от творчества и хочет побыстрее закончить рисовать. Некоторые дети так делают, когда хотят скрыть неудачную работу и переключиться на что-то более интересное. Также перечеркивание может дать понять родителям, что малыш немного агрессивен, и таким образом дает выход накопившейся обиде на кого-то.

Напоследок отметим, что не следует придавать слишком большое значение цвету, который ребенок чаще всего использует в своих рисунках. Это может быть временным явлением, тогда как вскоре малыш поменяет свои предпочтения.

Депрессию, замкнутость, другие проблемы психологического характера внимательные родители должны заметить и без помощи цветовых предпочтений крохи.

(1 оценили на 5,00 из 5 )

Наталья, здравствуйте. Дети в таком возрасте еще не выбирают тот или иной цвет для рисования целенаправленно. Главное, для ребенка, чтобы цвет контрастировал с листом бумаги, а какой цвет контрастен белому? Конечно, черный. Поэтому большинство детей младшего возраста выбирают темные краски. Психологи рекомендуют проводить цветовое тестирование рисунков с 8 лет, и то в совокупности с подробной беседой с ребенком, почему он так нарисовал тот или иной предмет. При желании можно посетить очную консультацию психолога с ребенком.

Здравствуйте. Моему мальчику 2,3 месяца, меня беспокоит его отношение к цветам. Вообще все предметы вокруг он делит именно на цвета, что бы он не увидел, сразу говорит какого это цвета. Различает абсолютно Все цвета вплоть до оттенков с возраста 1,9 месяцев начала замечать это. Это нормально или стоит беспокоится по этому поводу?? Заранее Спасибо!!

  1. Доброго дня, Лейла. У вас прекрасный ребенок, некоторые дети в этом возрасте еще не знают вообще цветов. Возможно, в будущем это скажется на его творческих способностях, художественном вкусе.

Ребенок нарисовал черного человека, закрасил тоже черным, входящего как будто в дверь, у человечка со спины идут 6 линий как будто паук нарисован ни с того, ни с чего, перед сном. Что может означать рисунок, мальчик 9 лет.

  1. Не стоит предавать какое-то особенное значение этому рисунку, искать скрытый смысл. Скорее всего, ребенок изобразил героя мультфильма и ли книги, которые произвели на него впечатление. Чтобы понять нарисованное следует поговорить с мальчиком, дать возможность ему объяснить нарисованное. Выбор цвета в этом возрасте связан с ассоциациями. Спросите ребенка, черный цвет похож на что? Если в ответ вы услышите сравнение, например, с ночью, по можно полагать, что ребенок боится темноты, ему страшно спать одному.

Каким цветом рисует ребенок? Узнаем психологическое состояние ребенка по рисункам

Все люди совершенно разные и во многом отличаются друг от друга. У каждого из нас свои вкусы и предпочтения в том или ином вопросе. Как говорится, «на вкус и цвет - товарища нет». Одни любят яркие, пестрые цвета, другие же, наоборот, пастельные мягкие, а кто-то предпочитает только черный цвет. Но выбор цвета иногда зависит от психологического состояния ребенка и взрослого человека. Если у Вас хорошее настроение, то, скорее всего, вы наденете яркую праздничную одежду. Если же настроение «не очень», то и одежду вы, вероятно, наденете более простую и неброскую.

Дети ничем не отличаются от взрослых. Их предпочтения целиком и полностью зависят только от их настроения. Но ведь вы скажите, что ребенок особо не выбирает, какую одежду ему одеть, за детей этот выбор чаще всего делают родители. Как же узнать психологическое состояние ребенка ? Всё очень просто, приглядитесь каким цветом карандаша или фломастера чаще всего рисует ваш ребенок. А простая таблица с расшифровкой того или иного цвета поможет вам лучше понять и прочувствовать состояние вашего малыша.

ЧЁРНЫЙ

Если ваш ребенок чаще всего рисует только черным цветом карандаша, то нужно быть предельно внимательным. Чаще всего эти детки подвержены какому-то стрессу. Не стоит отучать малыша от данного цвета. Просто устраните все действия в вашей семье, которые могут вызывать у ребенка негативное настроение.



Но, если ребенок лишь иногда рисует черным, при этом добавляя в рисунок разноцветные, яркие краски, то переживать не стоит. Такие дети развиты гармонично.

ЖЁЛТЫЙ

Этот цвет предпочитают выбирать дети-мечтатели. Им совершенно не нужны дорогие игрушки из магазинов. Они будут рады простым вещам, и с удовольствием будут играть с подручными средствами. Например, с сорванной веточкой или даже просто с обычным платочком. В дальнейшем, во взрослой жизни, они не потеряют это свойство «мечтателя».

ОРАНЖЕВЫЙ

Оранжевый цвет в своих рисунках выбирают очень активные детки. Эти дети никогда не сидят на месте - они постоянно в движении. Они растут маленькими «непоседами». Могут просто так, без причины, кричать, радоваться, бегать, прыгать и т.д. Их не усадишь на 5 минут спокойно посидеть. Им всё время «куда-то надо». Чаще всего это гиперактивные дети.

Но ещё один вид детишек, которые выбирают оранжевый цвет - это детки, которым родители уделяют мало внимания. Возможно, конечно родители уделяют внимания как нужно, но такие детки очень не любят, если на них не обращают внимания и постоянно злятся и пытаются сделать всё возможное, чтобы привлечь внимание взрослых.

Не стоит слишком уж переживать, если ребенок рисует только оранжевым цветом. Возможно, у него в жизни сейчас просто такой период. Но постепенно этот период пройдет, и он полюбит и начнёт рисовать и другими цветами.

РОЗОВЫЙ

Сам по себе розовый цвет - это невзрачный цвет. Он вроде и не яркий красный, но и не спокойный белый. Этот цвет стоит как бы посередине. Поэтому данным цветом любят рисовать очень робкие дети, которые возможно постоянно чего-то боятся. Таким деткам очень нужна поддержка родных и близким, так же они всё время смотрят на мнение окружающих.

КРАСНЫЙ

Красный цвет является цветом жизни и энергии. Но многие считают этот цвет немного агрессивным. Дети, которые часто рисуют таким цветом, довольно открыты для общества. Это очень активные дети. Их активность даже иногда может привести к поломке какой-либо игрушки. По поводу красного цвета есть интересный факт - многие депутаты и люди, стоящие у власти, в детстве очень любили красный цвет. Так что, возможно именно у вас растет будущий президент вашей страны.

СИНИЙ

Таким цветом чаще пользуются спокойные уравновешенные дети. Такие дети любят спокойные и тихие игры, чем активные и громкие. Им даже больше нравится тихо спокойно читать книжку, чем играть в игрушки. Но даже маленькие непоседы иногда начинают рисовать только синим цветом. Это может означать, что ребенок банально утомился от шумных игр и хочет просто остаться в покое и тишине.

ЗЕЛЕНЫЙ

Родителям стоится насторожиться, если ребенок рисует этим цветом. Такие дети обделены вниманием взрослых. Просто почаще проводите время с ребенком, даже если вы считаете, что и так много внимания уделяете своемо малышу.

Если ребенок рисует сине-зеленым, то, скорее всего, в жизни недавно случилось что-то неприятное, и он пережил какой-то стресс, или же родители от него очень много требуют. Если посмотреть на взрослых, то сине-зеленым пользуются чаще всего люди, которые стоят у власти. Это ответственные лица. Посмотрите повнимательнее, возможно и на вашем ребенке висит слишком много ответственностей. Просто дайте побольше свободы ребенку.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Маленькие дети очень редко предпочитают этот цвет другим цветам. Чаще всего дети им начинают интересоваться, будучи в школе. Такие дети очень ранимы и чувствительны. Принято считать, что у деток богатый внутренний мир.

СЕРЫЙ

Серым цветом рисуют тихие и замкнутые в себе детки. Они постоянно нуждаются в поддержке взрослых. Уделяйте побольше детям внимание, чтобы их серые рисунки раскрасились разноцветными цветами.

КОРИЧНЕВЫЙ

Такие детки - мечтатели. Они живут в своём собственном придуманном самими собой мире. Если раньше ребенок рисовал другими цветами, а потом вдруг резко стал рисовать коричневым, то, скорее всего этот ребенок недавно пережил стресс.

Добрый день, Екатерина. Я бы не был уверен в том, что Вам следует именно беспокоиться, не обсудив при этом пристрастия Вашей дочери к разным цветам с ней самой, а также не наблюдая в ее поведении специфических черт, которые могли бы вызывать опасение. Если Вы считаете это важным, попробуйте, как следует, пораспрашивать у нее, почему она использует так много цветов. Проявляет ли она признаки непослушания, агрессии, часто ли у нее меняется настроение?

Конечно, со временем придется приучать ребенка к соблюдению некоторых норм, в данном случае объяснять, что иногда тот или иной рисунок важно закрашивать соответствующим правильным цветом. Однако не следует забывать о том, что все люди, не следует забывать также о существовании творческих натур, обладающих собственным непохожим на другие видением, испытывающих потребность выходить за границы установленных норм, дабы в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Возможно, если Вы не будете чрезмерно ограничивать такого рода потребности своего ребенка, он сможет там, где это возможно, проявлять креативность. Если представить, что Ваша дочь будет рисовать, она могла бы создавать в соответствии со своими личностными особенностями и потребностями яркие работы с разными тонами и, таким образом, сформировать свой уникальный художественный стиль. Нечто аналогичное можно было бы предположить и касаемо любого другого искусства. Если же отбросить в сторону тему творчества, все равно можно говорить о том, что, если Вы постарайтесь не подавлять личные особенности ребенка, а пытаться помочь ему их сублимировать, то есть направить в полезные сферы деятельности, помочь ребенку по возможности находиться в центре внимания, быть открытой, активной, инициативной, возможно, развивающий свой артистизм, чувство юмора, постоянно пробующей себя в чем-то новом, привлекающей к себе внимания других людей(когда будет соответствующий возраст, в том числе, вероятно, лиц противоположного пола), заниматься деятельности, где люди смогут оценить ее потребность во внимании по достоинству.

Конечно, могут возникать и свои трудности в виде, например, импульсивности, агрессии, упрямости и т.д. С ними тоже можно взаимодействовать по-разному. Можно пытаться их полностью подавлять, а можно научить по возможности сдерживать, но находить им применение там, где это, действительно, необходимо или даже полезно. В некоторых случаях возможно стоит позволять недостаткам проявлять себе, просто для того, чтобы дочь могла оставаться собой вместо того, чтобы слишком долго находиться в прокрустовом ложе.

Но не забывайте, что все высказанное мной или другими экспертами, только предположения, с точностью все сказать о ней мы не можем, если Вам покажется, что Ваша дочь не соответствует описанному портрету, не стоит навязывать эту роль, позвольте ей быть самой собой и воспитывайте соответствующим образом.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Добрый день, Екатерина. Я бы не был уверен в том, что Вам следует именно беспокоиться, не обсудив пр..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Выбор,предпочтение того или иного цвета является диагностическим параметром и используется в профессиональной психологической диагностике. Одним из самых известных цветовых тестов является тест Люшера.

Цветовая гамма рисунка может рассказать об эмоциональном состоянии человека,особенностях его характера и даже о проблемах,которые есть у человека в данный момент.

Недаром об эмоциональном настрое детей после психологических травм судят в том числе и по их рисункам,отслеживая,как меняется содержание и цветовая гамма рисунка.

Я не ставлю целью в данной статье раскрывать тонкости цветовой психодиагностики, а предлагаю достаточно простой цветовой анализ детских рисунков дошкольников и младших школьников.

Примерно с трёх лет ребёнок уже начинает отдавать предпочтение тому или иному цвету,но об устойчивости цветовых выборов говорить пока рановато. А вот в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте цветовые предпочтения более информативны.

Итак,посмотрите, какой же цвет выбирает ваш ребёнок при рисовании, и что это обозначает.

Красный цвет.

Его выбирают сильные, энергичные, подвижные дети. Они,как правило, общительны и нетерпеливы,любят похвастаться. Могут иметь много интересов, начинать много увлечений и дел, но не доводить их до конца. Склонны к лидерству.Любят движение,игры.Напористы и и порою упрямы, непоседливы и не всегда аккуратны.

Жёлтый цвет.

Мечтатели и фантазёры. Могут «жить» в придуманном ими мире.И этот придуманный мир для них важнее реальности.Их фантазии нередко принимают за враньё. Творческие натуры, которые могут всё что угодно превратить в свои игрушки:камушки и шишки,пуговицы и бусинки. Они раскрепощены и легко вступают в игру. Не скучают и в одиночестве. Стремятся к успеху,но отрыв от реальности не всегда ему способствует. Чувствительны к словам, отношению к ним. Нуждаются в помощи взрослых, задача которых научить детей быть настойчивыми и добиваться реального успеха.

Оранжевый цвет.

Смешав жёлтый и красный цвет, получаем весёлый оранжевый. «Оранжевые» дети легко возбудимы, с головой погружаются в ту деятельность, которая им интересна. И от этой деятельности их трудно отвлечь, а остановиться им самим ещё труднее. «Оранжевых» детей можно назвать этакими энерджайзерами, готовыми не только самим пользоваться своей энергией, но и вовлекать в этот энергетический поток и других.Иногда их возбуждение не находит выхода. Задача родителей в таких ситуациях — помочь малышу найти точку приложения его сил.

Зелёный цвет

Цвет говорит об уме и интеллектуальности ребёнка,который старается найти объяснение всем событиям и явлениям.Цвет почемучек. Таким детям интересны интеллектуальные, логические игры, кроссворды, головоломки.Имеют склонность к командованию другими. Стремятся достичь своей цели.Дети, выбирающие зелёный цвет,как правило,не страшатся новой обстановки.Иногда бывают обидчивы. Родителям важно учить таких детей выражать свои эмоции,быть открытыми, проявлять больше ласки по отношению к ним.

Голубой цвет

Веселость и беспечность,свобода и беззаботность — это черты присущие детям, которым нравится голубой цвет. Они также легки как голубые облака. Есть в их характере общительность,наивность, эмоциональность и даже романтичность. Подчас ленивы. Они преданные и верные друзья, больше всего мечтают о крепкой дружбе. Со стороны родителей необходимо поощрение их общительности, развитие серьезности и трудолюбия.

Синий цвет

Цвет уравновешенных и слегка флегматичных детей.О них можно сказать: «Само спокойствие». Могут долго «въезжать» в дело, но потом делают всё обстоятельно, не спеша. Могут опаздывать.Любят полежать на диване. Ценят общение, друзей может быть немного,но зато самые верные. Порой дружба,завязавшаяся в детстве, продолжается и в более зрелом возрасте. Если «синий» ребёнок и вступает в конфликт, то потом он будет стараться его разрешить. И товарищу поможет с другом помириться.Любят порядок, аккуратны.

Фиолетовый цвет

Снова смешиваем два цвета: синий и красный. Получаем таинственный,наполненный мистикой фиолетовый цвет.

Для детей, которым нравится фиолетовый цвет, характерно богатое воображение, уход в фантазии,впечатлительность,внушаемость,эгоцентричность и эмоциональная ранимость. Любят уют, красивые вещи, музыку.Нередко мастерят сами,рисуют,играют на музыкальных инструментах,поют, танцуют, сочиняют. Настроение может меняться очень легко: от обиды до восторженности. Причём эмоции очень хорошо читаются по лицу ребёнка. Задача родителей — учить ребенка управлять эмоциями, развивать открытость и общительность.

Розовый цвет

Сама нежность,романтика,мечтательность,любовь.»Розовые» дети склонны к непостоянству как в своих увлечениях, так и в отношениях с другими людьми. Наивны в жизни, наивны в своих мечтаниях.Дети, одним словом) Не любят слушать нравоучения, поэтому «внушать» такому малышу что-то важное лучше через игру.

Цвет морской волны (сине-зелёный)

Немножко «тяжёлый» для ребёнка цвет, свидетельствующий о внутренней напряжённости, склонности к обидам, которые иногда не имеют под собой никакой почвы.Серьёзны,пытливы, настойчивы, упрямы. Такого ребёнка лучше не ругать по мелочам. Может быть,нужно уменьшить и строгость по отношению к нему? Ему очень хочется быть успешным и он старается добиться результата. Не хватает знаний и опыта, а внутреннее напряжение мешает продвигаться к успеху. Нужно научить такого малыша снимать излишнее напряжение.Для него важен полноценный сон,отдых, плавание,прогулки,всё,что приносит в его жизнь позитив.

Белый цвет

Редкий выбор. В коробке с карандашами есть карандаш белого цвета,но вряд ли ребёнок им часто пользуется. Выбор белого цвета свидетельствует об открытости ребёнка, его энергичности,готовности сотрудничать.А ещё белый цвет может появляться в период каких-либо изменений. Причём это могут быть и такие изменения как смена места жительства,школы, так и такое изменение как взросление ребёнка.Вот поэтому такой цвет часто нравится подросткам.

Коричневый цвет

Коричневый цвет часто выбирается детьми,находящимися в каких-либо кризисных ситуациях,которые могут затрагивать как его самого, так и семью в целом. Это может быть и болезнь ребёнка, и «болезнь» семьи,в которой ребёнку некомфортно. Часто этот цвет выбирается детьми в ситуации развода родителей или даже потери кого-то из близких. Цвет усталости, сигнализирующий о необходимости снять стрессовое состояние.с

Серый цвет

Цвет отгороженности,ослабленности,усталости.Дети, выбирающие серый цвет, часто чувствуют себя одинокими, испытывают тревогу и страхи. Задача взрослых -«организация» позитива, но дозированно, с учётом того, что такие дети часто бывают замкнуты.

Чёрный цвет

Ребёнок редко выбирает чёрный цвет, который символизирует стресс, потери,депрессию.

Напоследок хочу сказать, что никогда нельзя делать вывод по одному-двум-трём рисункам малыша. Бывает так, что сегодня ребёнок выбирает какой-то цвет, а назавтра он ему совершенно неинтересен. Это нормально. Детство — период проб, период познания, время изменений. Всё это находит своё отражение и в том,какой цвет выбирает ребёнок.

Если же вас настораживает, что ребёнок из раза в раз делает выбор,который вас настораживает, то попробуйте вдуматься,почему это происходит. Не получается разобраться самим,не нравится настроение или поведение ребёнка, обратитесь с рисунками ребёнка к специалисту.Вместе вы решите проблему быстрее.

А я хочу пожелать, чтобы рисунки вашего ребёнка радовали вас красивыми красками и не менее красивыми сюжетами!

ДЕТИ И ЦВЕТ

Согласно колористике, начало которой положил немецкий поэт (философ и ученый) И.В.Гете, цветовая среда оказывает влияние на человеческий характер. Поэтому существует цветовая диагностика и даже цветовая терапия. Если внимательно понаблюдать, какими цветными карандашами, фломастерами, красками, цветной бумагой пользуется ребенок в своих играх и рисунках – вы можете многое узнать о его характере. По мере взросления предпочтительные цвета могут меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребенка: радость, печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, рабочая цветовая среда может определять состояние, работоспособность, деловые и коммуникативные качества ребенка и этим можно и нужно пользоваться в качестве положительных стимулов его развития – физического и интеллектуального.

Используя методы колористики в качестве дополнительного инструмента диагностики детей (и взрослых), определения их типов личности, мы заметили четкие взаимосвязи между определенными цветами и соционическими функциями. Предпочтение, которое оказывает ребенок какому-то определенному цвету, причем достаточно длительное время и независимо от своих текущих состояний, говорит о доминировании в структуре его личности функции, являющейся творческой. Сочетание нескольких цветов, выбираемых по преимуществу ребенком, позволяет делать вывод о его типе личности либо соотносить его с группой типов (четверкой), имеющих сходные усиленные функциональные качества.

«Желтые» дети более всего предрасположены к творчеству. На языке цветов желтый означает духовность (желтый нимб над головами святых на картинах и иконах, желто-золотые купола православных церквей, желто-оранжевые одежды буддийских монахов). Как правило, «желтые» люди – свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и поэтому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть и для которых основной моральный принцип – не выделяться и не умничать. С другой стороны, «желтый» человек – мечтатель, фантазер, сказочник. Он часто склонен в своих фантазиях отрываться от земли, выдавать желаемое за действительное, мистифицировать других. Такие дети могут быть как хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей, так и объектом для насмешек.

В раннем детстве «желтый» ребенок любит играть в одиночку, свои игрушки превращает силой своего воображения в любые персонажи. Будучи уже взрослым, такой человек предпочитает интересную разнообразную работу. Он всегда во что-то верит, на что-то надеется, живет больше будущим, чем настоящим, а в настоящем он неприспособленный, непрактичный, «не от мира сего».

Таким образом, желтый цвет более всего соответствует такой соционической функции, как интуиция возможностей, а сами «желтые» дети – интуитивные экстраверты, чаще всего, ИЛЭ – Новатор и ИЭЭ – Вдохновитель.

«Фиолетовые» дети живут богатым внутренним миром. В своем поведении часто отличаются артистизмом. Фиолетовый цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, игру, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость (по отношению к себе и к другим), эстетичность и неэстетичность, скромность и желание шокировать других, воздержанность и тяготение ко всевозможным порокам, мученичество и мессианские тенденции. Таких детей (взрослые не исключение) почти постоянно раздирают противоречия в чувствах, желаниях, отношениях, занятиях и т.д.

«Фиолетовые» люди чувствительны, внушаемы, их легко загипнотизировать, они легко возбудимы, стремятся производить впечатление на окружающих и при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

Наиболее близкая фиолетовому цвету функция – интуиция времени, самая загадочная и не совсем еще понятная функция. Наиболее ярко она проявляется у социотипов ЭИЭ – Наставник и ЛИЭ – Экспериментатор.

«Красные» дети наиболее открыты и активны. Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, экспансии, энергии, сексуальности, агрессивности, силы, власти, войны, революции. «Красные» – обычно лидеры в своем окружении – как формальные, так и неформальные. Подчиняться – не в их правилах. Такие дети скорее сделают что-то наоборот, «назло», когда их просят о чем-то или приказывают. Нужно разбудить и застимулировать собственное желание ребенка или же идти от противного, тем самым провоцируя его выполнить то, что необходимо. Здесь родителям понадобятся большая гибкость, терпение и дипломатичность. Силовые методы только ожесточат «красного» ребенка. Ведь именно из детей такого плана при неправильном воспитании формируются взрослые с антиобщественными тенденциями, со склонностью к криминалу.

С «красным» ребенком – драчуном, живым, непоседливым, ломающим игрушки и не слушающим никого, очень трудно воспитателям. Когда он вырастет, его высокая работоспособность, предприимчивость будут стимулироваться желанием сделать карьеру, добиться благосостояния, власти над вещами и людьми. Отсюда – превалирование интересов сегодняшнего дня, напористость и эгоизм. Самые яркие политики и руководители, военные и преступники – «красные». Ведь даже традиционной одеждой королей, генералов, кардиналов, палачей была именно красная. Такой же цвет имел флаг революции.

Красному цвету соответствует функция волевой сенсорики. Наиболее выражена она у экстравертных сенсориков – СЛЭ – Лидера и СЭЭ – Политика.

«Зеленые» дети чрезвычайно динамичны и настроены на получение материальной отдачи. Зеленый цвет – индикатор интенсивности и работоспособности человека. Такие дети большие прагматики, но добиваются всего за счет собственных физических усилий и этим отличаются от «красных», предпочитающих «проехаться за чужой счет» либо путем физического принуждения, либо манипулируя чувствами и отношениями окружающих людей. «Зеленые» дети открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место – слабая нервная система. Таких детей легко вывести из равновесия, спровоцировать на агрессию. Они очень обидчивы и ранимы, но не злопамятны. Если вы признаете свою вину и демонстрируете по отношению к «зеленому» ребенку расположение и уступчивость, он быстро «отходит». По мере взросления такие характерные признаки «зеленых» детей, как уверенность, настойчивость, даже упрямство способствуют выработке в них хороших исполнительских качеств. Они очень трудолюбивы и неустанно работают для блага своих близких. Зеленый цвет – это цвет живой природы, цвет листьев, травы, незрелых плодов. Поэтому «зеленые» дети и взрослые любят копаться в земле, что-то выращивать, они умеют пользоваться дарами природы, но не обкрадывая ее, а путем умелого с ней обращения и бережности.

Выражение «молодо-зелено» говорит о таких качествах «зеленых», как склонность к веселью, юмору, здоровой чувственности, задору, оптимизму – словом, всех признаков человека, стоящего на пороге жизни и радующегося ей.

Зеленый цвет – цвет сенсорики ощущений, наличие хорошо развитых от природы чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Эти качества наилучшим образом выражены у социотипов ЭСЭ – Коммуникатор и ЛСЭ – Управляющий, у которых указанная функция является целеполагающей.

Описывая «цветных» детей, мы говорили только об экстравертных представителях юной когорты, и прежде чем перейти к другой ее половине – интровертной, заметим, что вышеприведенные цвета можно считать также экстравертированными цветами, вызывающими распространение энергии личности вне ее, расширение поля деятельности и контактов с людьми и вещами. Перечислим эти основные четыре цвета: желтый, фиолетовый, красный и зеленый.

«Коричневые» дети часто находятся в противоречии с собой. Оно вызвано, с одной стороны, желанием действовать, приносить пользу, вступать в контакты с окружающими, а с другой – замыкаться в себе, проявлять мелкий эгоизм и капризность, впадать в меланхолию и депрессивные состояния. Склонные к резким перепадам настроения, такие дети часто необщительны, в среде сверстников слывут гордецами и зазнайками. Обособленность «коричневых» часто вызывается их нежеланием растворяться в толпе, быть «шестерками» или исполнителями воли «красных» детей – лидеров и заводил в классе и на улице.

Другая причина обособления «коричневых» в среде сверстников -их интеллектуальность. Они очень эрудированны, испытывают постоянный информативный голод, удовлетворяемый за счет проглатывания огромного количества газет, журналов, книг, даже просто справочников, энциклопедий и… объявлений на улицах. В школе и во дворе «шибко грамотных» не очень любят, а частенько элементарно бьют, «чтоб не зазнавался». По этой причине у «коричневых» детей может действительно развиться чувство превосходства над другими либо его противоположность – комплекс неполноценности.

При неблагоприятных условиях в семье и школе у «коричневых» подростков развиваются и довольно прочно закрепляются такие качества, как: негативизм, постоянное чувство неудовлетворенности собой и окружающими, неадекватное восприятие отношения к себе со стороны других, апатия, внутреннее беспокойство, уход от проблем, боязнь и избежание стрессов, мнительность, подавление сексуальности и т.д.

Наоборот, при благоприятных жизненных обстоятельствах из «коричневых» детей вырастают достаточно инициативные и предприимчивые личности. Они думают не только о своем, но и об общественном благе, являются надежными партнерами с развитым чувством взаимопомощи. Они – отличные консультанты и эксперты в широком спектре сфер деятельности – производственных и непроизводственных. Прагматизм, чувство здравого смысла подсказывают им наиболее оптимальные способы решения житейских проблем и вырабатывают философски-критическое мировоззрение.

Коричневый цвет как отражение стремления к целесообразности поступков, стабильности в делах и отношениях ближе всего расположен к функции деловой логики и характерен для социотипов ИЛИ – Критик и СЛИ – Мастер.

«Синие» дети – полная противоположность «красным». Психотерапевтам, невропатологам и педиатрам полезно знать, что «красных» детей и взрослых можно успокаивать синим цветом, а «синих» взбадривать красным. По характеру «синие»: спокойные, уравновешенные; любят все делать не торопясь, обстоятельно, стараются все проанализировать, поразмышлять, обдумать. Их можно с полной уверенностью отнести к людям, живущим преимущественно рассудком, а не сердцем. Недаром синий цвет олицетворяет спокойное ночное небо или море. Это – порядок, закон, мысль, разум.

«Синие» дети редко бывают лидерами в кругу сверстников. Тем не менее у окружающих они часто пользуются уважением за твердость характера, отсутствие капризности, заносчивости. Они не эгоисты по натуре, но приходят на помощь только тогда, когда их об этом попросят. Сами же не склонны даже в трудных ситуациях обращаться за поддержкой, стойко переносят любые невзгоды и лишения.

Им редко присущ дух предприимчивости или авантюризма. В компаниях чаще всего держатся особняком. Их не тяготит одиночество. «Синие» всегда умеют занять себя каким-нибудь делом. Они не любят хвататься за несколько дел одновременно, а долго и тщательно занимаются одним и всегда стремятся доводить начатое до конца.

Родители и педагоги часто отмечают в характере «синих» детей изрядную долю холодности и суровости. Если среда способствует развитию этих качеств, у взрослых впоследствии они проявляются в жестком обращении с окружающими, в особенности с теми, кто находится у них в зависимости. Из них получаются неплохие администраторы, особенно там, где ценятся дисциплинированность, иерархия, умение «не высовываться», подчинение своей индивидуальности мнению руководства или всего коллектива. «Синие» – всегда хорошие специалисты и исполнители, но в одной узкой области или профессии.

Такие дети в мышлении больше «технари», чем гуманитарии, хотя могут успевать по всем предметам одинаково. Они очень усидчивы, терпеливы и могут часами сидеть за учебниками, читать полезные книжки, возиться с конструкторами, помогать родителям по дому. Они очень рано усваивают, что можно, а что нельзя и склонны пребывать в узких рамках своих представлений и убеждений. Если «синий» ребенок во что-то поверил, разубедить словами его практически невозможно. Только очевидные факты заставляют его изменить свое мнение.

Лучше всего синий цвет отвечает качествам структурной логики, которая ярко проявляется у двух рациональных интровертов – ЛИИ – Аналитика и ЛСИ – Инспектора.

<Розовые> дети – самые мягкие. Розовый цвет в наибольшей степени соответствует младенческому периоду развития человека. Это – цвет инфантильности, наивности, нежности, слабости, сентиментальности, стыдливости, приятности. Если провести дифференциацию по половому признаку, розовый цвет считается «девчоночьим» цветом. Склонность же мальчиков к нему является признаком женственности их характера. Такие мальчики в детстве могут играть с куклами, любят наряжаться, вертеться перед зеркалом, кокетничать. Взрослея, они чаще всего занимают в различных ситуациях – бытовых или производственных – пассивную позицию. «Розовые» – ведомые, а не ведущие в семье и на работе, независимо от пола. В детстве это самые миловидные дети и мальчиков часто путают с девочками.

В кругу сверстников их любят за неизменное дружелюбие, незлобивость, уступчивость. «Розовые» дети уменьшают агрессивность «красных» и делают более податливыми «синих». Они большие конформисты по натуре и часто действуют по принципу «и нашим и вашим». Практически всегда соглашаясь с другими или обещая что-либо сделать – «розовые» могут тут же поменять свое мнение на противоположное и «забыть» выполнить чужую просьбу. Они довольно ленивы и созерцание предпочитают делу.

Внутренне они довольно ранимы и чувствительны, но свои обиды стараются скрывать. Такие дети очень хорошо чувствуют настроение окружающих и стараются изменить его в лучшую сторону. «Розовые» – хорошие гармонизаторы и дипломаты, гибки и умелы в отношениях, тонко и ненавязчиво снимают отрицательные эмоции и создают положительные, улучшая общий психологический комфорт. Они сами довольно легко впадают в меланхолию, но так же легко и быстро из нее выходят, если при этом чувствуют, что это негативно отражается на их отношениях с другими.

«Розовые» дети подсознательно тянутся к более сильным и интересным сверстникам. Часто можно заметить «розового» мальчика среди отчаянных, «крутых» ребят, драчливых и неуправляемых, которые несмотря на «чужеродный» цвет, принимают его в свою среду. При таком контрасте лучше выделяется мужественность «красных», а «розовые» смягчают климат в таких агрессивных группах.

Чаще всего к «розовым» детям относятся интровертные иррациональные этики – СЭИ – Посредник и ИЭИ – Лирик.

«Серые» дети – самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм.Серый цвет в колористике иногда трактуется как отсутствие цвета либо его нейтральность. По восьмицветовому ряду Люшера серому цвету приписываются следующие качества: обособленность, отгороженность, свобода от обязательств. Они, как правило, очень добросердечны, им очень свойственно чувство сопереживания. Они не могут отказать другим в просьбах. Помощь «серых» всегда носит альтруистический деятельный характер и этим часто злоупотребляют другие, перекладывая на них свои проблемы.

Взрослые «серые» – это самые честные и исполнительные работники, на которых всегда можно положиться. И в детстве и в зрелом возрасте они скромно трудятся, а плодами их трудов чаще пользуются другие, более выразительные цвета. Тихий, несмелый характер и замкнутость не позволяют им бороться за место под солнцем. Хотя, что касается их внутреннего мира и личного пространства, «серые» могут проявлять неуступчивость и бескомпромиссность. Они принципиальны в отстаивании своих взглядов, не любят кривить душой, обманывать.

Такие дети очень серьезны, послушны, хорошие помощники в бытовых делах. Очень любят заниматься ручным трудом, тщательны и аккуратны в работе. Они менее других детей доставляют проблемы своим родителям и учителям. «Серые» могут не «хватать» звезд с неба", но и не ходят в отстающих. У них проявляются такие качества, как: постоянный самоконтроль, склонность к угнетенным состояниям, уход в себя, повышенная обидчивость и ранимость, подавление своих естественных потребностей.

В зрелом возрасте указанные тенденции часто проявляются в пассивной жизненной позиции, стереотипности мышления, самоизоляции. Будучи чувствительными по натуре, «серые» дети переживают по поводу различных конфликтов и неурядиц в своем окружении. Мир и благополучие в семье – главный их жизненный стимул. Ссоры и разводы родителей больше всего ранят «серых» детей и отражаются на их самочувствии и здоровье.

Наиболее характерно описанные качества проявляются у типов с доминирующей функцией этики отношений – ЭСИ – Хранителя и ЭИИ – Гуманиста.

Заканчивая тему колористики, повторим, что к интровертным цветам относятся следующие: синий, коричневый, розовый и серый.


Top