Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зимние забавы. Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Познавательное занятие планировалось с учётом ФГТ, проводилось как итоговое по лексической теме «Зима» в старшей логопедической группе.

Основная часть заканчивается сюрпризом от Матушки Зимы и переходит в продуктивную деятельность, которая продолжается несколько дней. Дети упражняются в составлении сюжетных зимних картин из манной крупы, вырезанных из цветной бумаги фигурок диких зверей, деревьев.

Задачи:

    Расширять представления детей о характерных признаках зимы.

    Учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать с признаками других времён года, делать выводы.

    Развивать познавательный интерес к наблюдению в природе и экспериментированию; творческие способности в продуктивной деятельности; связную речь; мышцы мелкой моторики; эстетический вкус.

    Формировать ОБЖ.

    Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, толерантность.

Планируемые результаты: дети активно сравнивают, делают выводы, интересуются играми на классификацию, составляют сложноподчинённые предложения; активно наблюдают за объектами природы, делятся рассказами из личного опыта; измеряют пути движения других машин; с интересом создают новые картины из манной крупы «Звери в лесу», «Ночь», «Метель»; экспериментируют с соломинкой, выдувая новые изображения разной конфигурации; дети активно общаются, формируются новые симпатии в детском коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально - художественная, чтение.

Мотивация: в группе появляется зимняя картина с заданием от Матушки Зимы, (если дети выполнят все игровые задания, то она их научит рисовать интересным способом).

I. Сейчас вы услышите рассказ - загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.

    Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом. Побелели дорожки, тонким льдом покрылась река, притихла, уснула как в сказке. Деревья оделись в снеговые шубы и шапки. Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть, и такая тут потеха пошла, мороз - не мороз.

О каком времени года рассказ? Как вы догадались? Что за шубы и шапки на деревьях?

1. Мы знаем о зиме интересное стихотворение (с движением). Поможете мне его рассказать?

Пришла, рассыпалась,
Клоками, повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов… (А.С. Пушкин)

- Что же это за проказы Матушки Зимы? Давайте поиграем?

2. Дидактическая игра «Найди нужную картинку».

Выберите картинки с изображением, как вам кажется, проказов Матушки Зимы и переложите на этот стол.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Снег. (И. Суриков)

По снегу покатите - я подрасту.
На костре нагреете - я пропаду.
Снежный ком.

Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
На солнце её припечёт -
Заплачет она и умрёт.
Сосулька.

Превратилась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь.
В спячку впал в бору медведь.
Звери готовятся к зиме.

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно
Лед.

3. Беседа и опыт.

На эту проказу Матушки Зимы я бы хотела обратить ваше внимание. На дороге бывает гололёд? Что это такое? Как вы думаете, как получилось это слово? Гололед - голый лёд.

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица,
Но зато прекрасно падается.
Почему никто не радуется?
(В. Берестов)

На ледяной дорожке трудно или легко остановиться? Почему? А по асфальту можно прокатиться? Почему? В группе есть гладкая поверхность как у льда? Линолеум, стол… - гладкая и машины легко катать. На какой поверхности машинки катаются плохо? На ковре. Почему? Шероховатый. Представим, пол - лёд, а ковёр - асфальт. Прокатим машины, измерим их путь (отметка тормозного пути обеих машин на схеме).

Вывод: на гладкой поверхности путь длиннее.

- На какой дороге мы будем в безопасности: на асфальте летом или на ледяной зимой?

Вывод: по скользкой поверхности надо двигаться осторожно и обязательно смотреть на светофор.

4. Какой картинки здесь не хватает? Давайте поиграем в метель.

Всё быстрее вертится
Белая метелица.
Всё засыпала снежком
Да блестящим серебром.

Игра на дыхание «Сдуй снежинку».

Обращаю внимание детей на оставшиеся снежинки.

А почему они не слетели? В природе так бывает? Если снежинки зацепятся друг за друга, что получится? (Сугроб).

5. Психологический этюд «Сугроб». Под звуки метели дети изображают сугроб: вырос сугроб, растаял сугроб.

6. Игра на имитацию «Лыжники».

III. Продуктивная деятельность: составление картины из манной крупы.

А вот и сюрприз от Матушки Зимы (рассматривание манной крупы, материалов для работы). Хотите научиться составлять необычную картину?

Изображение на картине может меняться. У неё может быть несколько названий. Нам не нужны краски, хотя она будет цветная. Мы будем рисовать руками, по необходимости, будем пользоваться кисточками, палочками, стеками и соломинками на выдувание. У нашей картины будет одна особенность: её нельзя будет повесить на стену.

Дети под музыку «Декабрь» П.И.Чайковского составляют картину.

Вывод: эту картину нельзя повесить, потому что крупяные изображения рассыпаются.

Литература:

    Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Комплексные занятия.

    А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова. Здравствуй, мир!

    Г.Ладонщиков. Зимние картинки.

    Хрестоматия по детской литературе.

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

(Первый год обучения)


Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

2. Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Какая ночь?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите зимние месяцы.

3. Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. «Что бывает зимой?»

– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково» с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? - (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? - (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Жадина»

Игра «Один - много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Наоборот»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая... (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

Литература:

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Конспект фронтального занятия по лексико – грамматической категорий в старшей логопедической группе. Тема НОД: «Зима. Приметы зимы»

Цель: Способствовать расширению и активизации словарного запаса по лексической теме: «Зима». Формировать правильное отношение к объектам природы

Задачи:
Образовательные:
- Способствовать расширению и активизациисловарного запаса по лексической теме: «Зима»
- Уточнение предикативного словаря по данной теме;
- Создать условия для формирования пространственных представлений (слева, справа);
- Формировать навык составления простого предложения с договариванием слов по кар¬тинкам.

Развивающие:
- Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объём кратковременной памяти, воображение, творчество. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:
- Формировать правильное отношение к объектам природы, воспитывать чувство прекрасного, доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.

Предшествующая работа: упражнения в подборе определений к словам, упражнения в подборе глаголов к существительным, упражнения в составлении предложений с существительными в ед. и мн. числе, работа над смысловой стороной загадок по данной теме, работа над стихотворением «Зима», дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чего не стало?», «Какие звуки вы слышите на улице?».
Оборудование: предметные картинки о зиме, снежинки, большой снежок, красивая коробочка, кукла «Снегурочка», пособие «Домик», конверт с письмом от «Незнайки».

Вводная часть. Мотивация на деятельность
Ребята, сегодня я шла в детский сад, а под ногами хрустел белый снег. Мне так захотелось поиграть в снежки. Ведь в эту игру любят играть не только дети, но и взрослые. Я не удержалась, слепила один снежок и вам принесла. Хотите со мной поиграть? (Да.) Сейчас я буду снежок бросать и слова о зиме называть, а вы будете мне снежок возвращать и мои слова повторять.

Игра «Назови пары слов».
Логопед называет попарно слова. Например: санки - зима, коньки - лед, зима - снег, снег - снеговик, шуба - шапка, снег - снежинка, вьюга - метель, лед - река...дети самостоятельно называют услышанные пары слов.
Дети, а из чего я слепила снежок? А снег это много, много снежинок. Вот они падают с неба, ловите вместе со мной, давайте поймаем хотя бы пять снежинок.Упражнение «Летят снежинки». Дети соединяют пальцы поочередно, при этом считают: одна снежинка, две сне¬жинки....(до пяти).

1. Основная часть.
Закрепление пространственных представлений.
Подул ветер снежинки закружились и упали рядом с домиком. Давайте, сядем за столы и посмотрим, с какой стороны от домика упала снежинка.

Игра «Куда упала снежинка?»
Дети рассматривают,куда упали снежинки.Логопед: С какой стороны лежит снежинка? Правильно, снежинка лежит слева.Уберите домик и снежинку на край стола.
Уточнение предикативного словаря.Незнайка, нам прислал письмо. Он написал рассказ о зиме. Послушайте, всё ли верно он написал, нет ли ошибок в его рассказе? Логопед предлагает исправить ошибки.

Рассказ «Зима».
Наступила зима. Стало теплее. Выпал белый пушистый снег. Деревья покрылись зеленой листвой. Детипускают кораблики.

Физкультминутка.
Все ребята выходите, и игру заводите.
Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх
И под горкой снег, снег, приседают
И на ёлке снег, снег, показывают ветки ёлки
И под ёлкой снег, снег, приседают
А под ёлкой спит медведь, изображают медведя
Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем

Расширение глагольного словаря. (Стук) Пойду, посмотрю, кто к нам пришёл. Ах, это зимушка-зима пришла и подарки принесла. (Вносится кукла «зима» и зимняя коробочка). Посмотрим, «зимушка-зима», что же ты нам принесла? А коробочка то, пустая?! Ребята, мы должны собрать в неё снежинки. Вы много знаете слов о зиме? Давайте поиграем с ними.

Игра «Соберем слова».
Логопед предлагает ответить на вопрос: «Что делает снег?». Слов можно подобрать много; чтобы они не потерялись, будем их складывать в красивую зимнюю коробку. Дети, назвав слово, кладут снежинку в зимнюю коробку. «Снег что делает? - Идет, падает, лежит, покрывает, сверка¬ет, кружится, серебрится, тает, хрустит...
Согласование прилагательных с существительными.А «зимушка-зима», нам ещё картинки принесла. Посмотрите какие? (Логопед развешивает на доске картинки.)

Игра «Закончи предложение».
На доске вывешивается несколько картин с изображением зимы, снегопада, сугробов, зимней одежды, снеговика... Логопед начинает предложение, а дети заканчивают его, повторяя затем все предложение, например: «Наступила холодная... зима. Выпал белый...снег. Появились большие …сугробы. Люди надели…зимнюю одежду. Дети слепили…снеговика».

3. Итог.
Рефлексия . Зимушка, тебе понравилось, как дети рассказывали о зиме? Она вас благодарит и дарит вам листочки раскраски. Давайте, скажем спасибо нашей гостье. Оставайся с нами, мы так тебя ждали!

Новая лексика

Существительные:

зима, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, холод, иней, метель, вьюга, пурга, снег, сугробы, снежинка, снежки.

Глаголы:

мести, морозить, расписывать (о морозе), сковать, бушевать.

Прилагательные:

морозный, заснеженный, крепкий (мороз, лёд), холодный, ледяной, снежный, сильный, вьюжный.

Наречия:

холодно, зябко, морозно, пасмурно, вьюжно, снежно, бело.

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

ВЬЮГА

Где была ты ночью, ну-ка?

Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха.

И мороз им - чепуха!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Что творила утром, ну-ка?

Вдоль по улицам бродила,

Все заборы побелила.

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где ты днём кружила, ну-ка?

Шапки днём с людей срывала,

Снег за воротник бросала...

Чтоб вокруг красиво стало,

Небо я с землёй смешала!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Вечерком где будешь, ну-ка?

Что за вечер накружу,

Завтра утром расскажу!

Повторение названий зимних месяцев

Цели: закрепить в речи названия зимних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по

стихотворению, разучивает его с детьми.

Отчалил осени корабль ,

И реки льдом сковал декабрь .

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль.

В. Степанов

Вопросы и задания:

Что происходит с природой в декабре?

Почему говорят, что январь начинает календарь?

Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?

Назови первый (второй, третий) зимний месяц.

Перечисли зимние месяцы по порядку.

Игра «Какая? Какой?»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-

признаки.

Например:

Зима (какая?) - белая, вьюжная, холодная, морозная и т. д.

Слова: зима, снеговик, снегирь, лёд, снежинка.

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных

суффиксов.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме. Ребёнок

возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление

ласково.

Слова: снег (снежок), снеговик, ветер, зима, лёд, мороз,

холод и т.д.

Игра «Семейка»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой

Например:

Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.

Игра « Кто больше ?»

Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто придумает больше слов на звук [с] по теме «Зима». За каждый

правильный ответ выдаётся жетон. В конце игры подводится итог.

Игра «Волшебные снежки»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дис-

графии.

Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе (либо рисует на листе, в тетради) кружки белого цвета с написанными

на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки. Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово

получится, если расположить комки от самого большого к маленькому .

Например : горка .

Игра « Будь внимательным »

Цели: развивать зрительное внимание, фонематический слух, закреплять умение подбирать слова, включающие

заданный звук, уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Зима».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней «зимние слова» со звуком [с]. Когда все

слова названы, воспитатель может предложить детям подобрать другие слова с заданным звуком и определить место звука в

слове (начало, середина, конец).

Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Занялась зима побелкой.

Побелить решила лес.

Помогать ей стали белки -

Известь брызжет до небес.

Тут и заинька несмело

Предложил друзьям помочь -

Он себя побелкой белой

В зиму выбелить не прочь.

Н.Антонова

ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лёг на крыши снег.

В небе звёзды яркие

Водят хоровод.

Старый год прощается -

Входит Новый год.

Е. Трутнева

СНЕЖИНКИ

Лёгкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

Собрались на огонёк.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

И . Бурсов

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зима весёлая

С коньками и салазками,

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка весёлая

Подольше не кончается!

И. Черницкая

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Зима)

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль )

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Воспитатель предлагает детям прослушать начало рассказа и придумать конец.

На зимние каникулы мама отправила Сашу к бабушке в деревню. Хорошо в деревне, много снега! Хочешь с гор на санях

катайся, хочешь - на лыжи вставай. Но больше всего Саше нравилось лепить из снега! И вот однажды, когда Саша

мастерил снежную крепость, он услышал чей-то жалобный писк...

Тексты для пересказа

* * *

Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка

пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц

столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

Г. Скребицкий

Вопросы:

Куда спрятались букашки?

Что делают птицы в зимнем лесу?

Кого можно встретить в зимнем лесу?

ВЬЮГА

Разыгралась вьюга. Небо слилось с землёй. В деревне вьюга намела большие сугробы. Малыш

отправился с Жучкой из школы домой. В пути они сбились с дороги. Малыш упал. Он прислонился

спиной к скирде соломы и уснул. Собака стала выть и звать на помощь. Из деревни

пришла учительница с ребятами. Стали откапывать Малыша. Жучка помогала лапами и мордой откапывать мальчика. Малыша

откопали, принесли в избу, закрыли шубой. Он был спасён.

По В. Дмитриевой

Вопросы:

Какая погода была в деревне?

Откуда возвращались Малыш и Жучка?

Что случилось в пути?

Что произошло с Малышом?

Что сделала собака?

Кто пришёл на помощь?

Как Жучка помогала людям?

Чем закончился рассказ?

Текст для пересказа

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - пришла зима.

Подули холодные ветры. Много раз большими хлопьями начинал падать снег...

Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий след. Лисий след, лапка за лапкой, вьётся

вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На вершинах ёлок много шишек. Прыгают

по шишкам бойкие птицы - клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири.

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Какие признаки зимы перечислены в рассказе?

Чьи следы видны на снегу?

Что сделала белка?

Какие птицы прыгают по шишкам? Зачем?

Какие птицы уселись на берёзе? На что они похожи ?


Top