Спортивные игры как средство развития физических качеств организма. Спорт как один из способов развития личности ребёнка

Игровые виды спорта, как средство гармонически развитой личности с целью дальнейшей социализации и адаптации ребенка в обществе.

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты игровых видов спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. И по этому игровые виды спорта в школах с ОВЗ являются не только эффективным средством физического развития школьника, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности, формой организации и проведения досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе , которые очень трудно даются детям после окончания наших школ, на трудовую деятельность, и ценностные ориентации. Умение владеть игровыми видами спорта предоставляют каждому ребенку с нарушенным интеллектом широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.

В наших школах физическая культура рассматривается как одно из важнейших средств воспитания полноценного человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший свой результат на каждом уроке, за победу в соревновании воспринимаются осмысливаются в помощью преподавателя. Он учит адекватно реагировать на поражения, не удачи, на успех и является тем связующим звеном, которое помогает безболезненно после школы адаптироваться в обществе. Совершенно очевидно, что, занимаясь игровыми видами спорта ученик в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Но к этому пониманию должен подвести школьника учитель. Это очень важно. Ещё в 1927 году профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений.». И спортивная игра, в несомнении - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. В процессе занятий, как на уроках, так и во внеурочное время, закаляется воля ученика, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Все это поможет детям с ОВЗ построить отношения в самостоятельной жизни после окончания школы.

Все выше сказанное только подтверждает, что игра, таким образом, дает детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. В интеллектуальных играх творческая задача-быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно-ролевых, строительных играх, играх-драматизациях задача другая, но не менее творческая, - вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача-найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. Нетрудно заметить, на сколько важны эти качества-организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д. - для детей которые заканчивают наши школы, вступая в самостоятельную жизнь./адаптации/

Широко представлены в наших школах такие спортивные игры как: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис, бочи и др.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий школьников, благодаря разностороннему воздействию на организм человека. Как средство физического воспитания(эффективное содействие гармоничному развитию личности)спортивные игры имеют свои особенности, без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность. Наиболее характерные из них следующие.

    Комплексность воздействия на организм занимающихся (разносторонность воздействия),т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), функций организма (дыхания, кровообращения и др.) и освоением жизненно важных двигательных навыков. По разносторонности воздействия на организм они представляют собой идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо (показатели: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча или шайбы), оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества.

Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину различными способами и в самых разнообразных условиях.

    Коллективность действий, характерная черта для большинства спортивных игр. Важная особенность спортивных игр - сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых, приемов и постоянного ритма. В каждой игровой ситуации действия отдельных игроков команды будут различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь игроков. Своевременная и правильная помощь партнеру - важный фактор в достижении победы над противником. Как в нападении, так и в защите, помогая друг другу, нужно стремиться создавать постоянное численное преимущество игроков над противником. Самостоятельность и инициатива в выборе игровых действий в сочетании с тактической дисциплиной создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины и коллективистских качеств личности.

    Воспитание личности в коллективе и через коллектив. Основной психологической установкой на игру является стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). Хочется заметить, что очень трудно добиться положительных результатов у детей с ОВЗ в данном направлении, это является одной из проблем для педагога. Но при отсутствии такой установки у каждого члена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически

подготовленных игроков. Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой различные наказания. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Второй не маловажной проблемой на спортивных соревнованиях, остается острое реагирование занимающиеся на мнимые и действительные ошибки спортивных судей. Тут большую роль играет личный пример преподавателя. Его корректное и приветливое отношение к судьям, отсутствие внешних проявлений раздражения из-за возможных ошибок - все это способствует воспитанию выдержки, мужества, уважения принципов спортивной этики. Доступность для детей различного возраста и подготовленности.

Спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Привлекательность и популярность игр - в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс.

И в заключении можно сделать вывод: Занятия спортивными играми - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся, поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера.

С помощью спортивных игр воспитывается у детей:

* умение подчинять личные интересы интересам коллектива, * взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников,

*сознательная дисциплина, активность как члена команды, а в будущем как члена общества, чувство ответственности за команду и за близких людей, патриотизм и гордость за свой город, за свою страну.

Таким образом игровые виды спорта являются обязательным компонентом для подготовки и адаптации детей с ОВЗ в обществе.

Влияние спортивных игр на развитие детей.
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т.д.), а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках ходьба на лыжах и т.д.)
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшения физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом, и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
При обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Достичь этого бывает не так уж трудно, если воспитатель поистине глубоко понимает значение физических упражнений для здоровья ребенка и имеют для этого соответствующую подготовку. Заниматься спортом в прямом смысле слова не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Воспитателю необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играми упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, задач физического воспитания детей дошкольного возраста и специфики работы дошкольных учреждений.
Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика работы детского сада определяют и специфические методы обучения, и форму проведения занятий. Было бы ошибкой допускать в педагогической практике при обучении спортивным играм и упражнениям шаблонное повторение движений, механическое использование форм и методов обучения, применяемых в общеобразовательных и спортивных школах, без должного учета задач, решаемых с данным контингентом детей. В зависимости от того, насколько учитываются возрастные особенности, физические возможности дошкольников, спортивные игры и упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.
Отличная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой "забывают" о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные занятия, игровые образы, неожиданные моменты. Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников.
Во время игр и спортивных развлечений воспитатель должен знать, что психика ребенка неустойчива, легко ранима. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять верю в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывать ребенку на его ошибки надо очень тактично. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Конечно, тех, у кого все быстро получается, не следует особенно часто хвалить – могут зазнаться. А вот малыша, которому долго не давалось какое-то упражнение, а потом наконец получилось нужно непременно похвалить.

Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети не одинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и самочувствия ребенка.
Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои возможности и нередко заигрываются (во вред своему здоровью). Поэтому и разучивание упражнений, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокойными.
Лучше чуть-чуть недоигрывать, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не носила вред здоровью.
Нагрузка во время игр должна распределяться равномерно на все группы мышц, возрастать постепенно из года в год. Родители могут и должны помочь ребенку выработать красивую осанку, научить правильно дышать, не задерживая дыхания, сообразуясь с физическим упражнением, глубоко, равномерно. Вдох делать через нос, выдох – через рот.
Правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаляют их организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.
Задача педагога- воспитателя сводится к придумыванию сказочной игры, объясняющей спортивные движения. Все это связано с развитием интеллекта ребенка, его способностью фантазировать.

Формирование ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от того, насколько соблюдается в нем объективная последовательность действий и соответствующих компонентов функциональной системы в целом.
При формировании двигательных действий возникает первоначальное двигательное умение. Оно представляет собой действие, не доведенное до значительной степени автоматизации.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.
Занятия спортивными играми и упражнениями прежде всего направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.
Основной целью является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования; где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.
Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Во время занятия очень важно определить оптимальное число повторений упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.
Подводящими упражнениями могут служить:
1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
2. Имитация изучаемых двигательных действий.
3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно важны при обучении новым двигательным действиям, связанным с возможностью падения и травм.
4. Само изучаемое двигательное движение, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает меньше ошибок.
Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры).При этом внимание ребенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям.
Общие требования к воспитателю точно выражены в словах Н.Г. Чернышевского: "Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника… или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться". Дети безотчетно склонны подражать движениям, манере держаться, речи воспитателя и т.д. Педагог всегда должен помнить, что он воспитатель – и на занятиях, и на спортивном празднике, и в туристическом походе. Он воздействует на ребенка всем: своим мировоззрением, внешним обликом, манерами, поведением и т.д.
Спортивные упражнения
1) зимой
- Катание на санках: оно оказывает большое влияние на физическое влияние и закалку организма ребенка. Вызвать активность, самостоятельность, инициативу помотает окружающая обстановка, содержание игр и упражнений. Дети приучаются проявлять волю, преодолевать трудности и препятствия, помогать друг другу.
- Скольжение по ледяным дорожкам: Способствует предупреждению заболеваний, укреплению защитных сил организма, повышению работоспособности, организованности, дисциплинированности, самостоятельности, активности и проявлению волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах и т.д.)..
- Ходьба на лыжах: Закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все группы мышц, усиливается дыхание и кровообращению. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия, способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений, профилактика простудных заболеваний.
- Катание на коньках: Укрепляет мышцы свода стопы, развивает вестибулярный аппарат..
2) Весной, летом, осенью.
- Метание. Развивает глазомер, точность, ловкость движений. Кроме упражнений в метании в цель и на дальность, предлагается для включения в занятия ряд упражнений в бросании, ловле, перебрасывании мяча. Все эти упражнения развивают физические качества детей.
- Ходьба и бег. Ко времени перехода в школу дети должны освоить наиболее существенные элементы ходьбы и бега. Ходить и бегать легко, сохраняя правильную осанку.
- Прыжки. Надо учить детей сочетать при прыжках разбег и отталкивание.
- Лазание. Лазание, перелезание, пролезание это различные способы преодоления препятствий. Лазание развивает смелость, координацию движений, помогает преодолеть боязнь высоты.
- упражнения для равновесия. Равновесие зависит от площади опоры, положения центра тяжести тела, от состояния вестибулярного аппарата, от степени напряжения нервной системы. Для усложнения упражнений в равновесии надо постепенно уменьшать ширину опоры (доски) и повышать высоту. Для этого рекомендуется, кроме гимнастических скамеек, иметь стремянки с набором досок разной ширины.
- Катание на велосипеде. Способствует ориентировке в пространстве, сохранению равновесия, развитию личностных качеств..
- Плавание. Оказывает положительное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы.
Дошкольников учат плавать "кролем на груди". Изучается положение тела, движения ног, движения рук, а также дыхание.
- Спортивные игры на свежем воздухе. "Перегонки", "кто дальше", "Кто быстрее", "Догони", "Змейка" и т.д.
Летом физкультурные занятия должны отличаться динамичностью, быстрой сменой деятельности. Исходные положения не должны быть стабильными, раз и навсегда закрепленными за данными упражнениями, их надо чаще менять.
На участке желательно иметь специальную физкультурную площадку, оборудованную всеми необходимыми для развития основных движений пособиями. Хорошо иметь на площадке большие "Чурки" - отрезки бревна диаметром 20-25 см и высотой 25-30 см (25-30 штук). Чурки можно использовать как самостоятельное пособие, а также в сочетании с рейками, шнурами и т.д.
- Катание на самокате.

Настольный теннис (пинг-понг).

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Используемая литература:

1. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.

2. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.

3. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.


Спортивные игры широко представлены в физическом воспитании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры представлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, в армии, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.

Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игровых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и специальной физической подготовки. По показателям основных физических качеств представители спортивных игр занимают высокие места среди спортсменов других видов.

Сложность технических приемов и тактических действий определяет необходимость длительной специальной подготовки игроков с постоянным составом команды (в коллективных играх). Игровая деятельность характеризуется работой переменной интенсивности, в основном скоростно-силового характера. В ходе каждой игры возможна работа различной мощности. Поэтому тренировка должна быть направлена на достижение у спортсменов высокого уровня аэробной и анаэробной производительности.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека.Как средство физического воспитания (эффективное содействие гармоничному развитию личности)спортивные игры имеют свои особенности , без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность. Наиболее характерные из них следующие.

1. Комплексность воздействия на организм занимающихся (разносторонность воздействия), т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), функций организма (дыхания, кровообращения и др.) и освоением жизненно важных двигательных навыков.По разносторонности воздействия на организм они представляют собой идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо (показатели: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический режим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль и др.) в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча или шайбы), оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсюда требование надежности, стабильности навыков и т.д.

Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину различными способами и в самых разнообразных условиях.

2. Коллективность действий , характерная черта для большинства спортивных игр. Важная особенность спортивных игр - сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых, приемов и постоянного ритма. В каждой игровой ситуации действия отдельных игроков команды будут различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь игроков. Своевременная и правильная помощь партнеру - важный фактор в достижении победы над противником. Как в нападении, так и в защите, помогая друг другу, нужно стремиться создавать постоянное численное преимущество игроков над противником.

Воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных играх. Во время учебных занятий и соревнований при правильном педагогическом руководстве занимающиеся приучаются подчинять личные интересы интересам команды. Воспитывается чувство взаимопомощи, дружбы, ответственности за свои действия перед коллективом. Внезапная смена игровой обстановки требует быстрых и рациональных решений. Самостоятельность и инициатива в выборе игровых действий в сочетании с тактической дисциплиной создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины и коллективистских качеств личности.

4. Воспитание личности в коллективе и через коллектив . Основной психологической установкой спортсмена на игру является стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков. Условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств.

В процессе учебных, товарищеских и календарных встреч между игроками могут возникнуть конфликты, связанные с болевыми ощущениями (при столкновениях), недовольством действиями партнера и т.д. Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой различные наказания. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Очень остро реагируют занимающиеся на мнимые и действительные ошибки спортивных судей. Тут большую роль играет личный пример преподавателя. Его корректное и приветливое отношение к судьям, отсутствие внешних проявлений раздражения из-за возможных ошибок - все это способствует воспитанию выдержки, мужества, уважения принципов спортивной этики.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера. С помощью спортивных игр воспитываются умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников, сознательная дисциплина, активность, чувство ответственности, патриотизм.

5. Доступность для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью, до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений). Занятия спортивными играми - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся, поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Но есть и определенные трудности в регулировании нагрузки в спортивных играх - даже в однородных по возрасту и полу группах физическое развитие занимающихся различно. Преподаватель должен внимательно наблюдать за каждым учеником, руководствуясь главным образом объективными показателями утомления (нарушение координации движения, обильное потоотделение, побледнение, учащение пульса выше допустимого).»Субъективные» же показатели утомления («я не устал, дайте мне еще поиграть») должны приниматься во внимание строго в соответствии с индивидуальными особенностями игроков

6. Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата.

В играх это только своеобразная первая ступень - «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных как способа реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности.

7. Спортивные игры уникальное зрелище , по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Привлекательность и популярность игр - в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс. Играм принадлежит одно из первых мест по числу занимающихся и участвующих в соревнованиях. Спортивные игры несутвысокий эмоциональный заряд , здесь по этому признаку все равны - «и стар и млад. Однако большая эмоциональность и увлекательный характер спортивных игр создает известные трудности в организации педагогического процесса. Стремление быстрее приступить к игре иногда вызывает недостаточно серьезное отношение к общей физической подготовке изучению элементов техники, разучиванию тактических комбинаций. На конкретных примерах с достаточным тактом преподаватель должен убеждать учащихся в целесообразности всех видов подготовки

Спортивные игры в Е С К

Спортивные игры включены в Единую спортивную классификацию, что во многом способствует их развитию в нашей стране. ЕСК определяет условия и порядок присвоения спортивных разрядов и званий на основании норм и требований, определенных ЕСК Республики Беларусь).

Основными задачами ЕСК являются: установление единых оценки уровня мастерства спортсменов и порядка присвоения спортивных званий и разрядов; содействие развитию видов спорта, совершенствованию системы спортивных соревнований, привлечению граждан к активным занятиям спортом, повышению уровня всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства спортсменов. В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка выступления команды также производится с позиций Единой спортивной классификации (ЕСК) - игрокам команды присваивается спортивный разряд или звание. Разрядные нормы - нормы, необходимые для присвоения спортивных разрядов и званий, выраженные в количественных показателях мер длины, веса и времени, а разрядные требования - требования, необходимые для присвоения спортивных разрядов и званий, выраженные в очках, баллах, занятом месте в командных или индивидуальных соревнованиях, победах над соперником, достижением определенного рейтинга. Оценивается также выступление команды за определенный период времени (год, два и т. п.) суммарно в различных соревнованиях. Для этого с учетом категории соревнований и занятого места (I- IV) разрабатывается шкала оценок, где каждое выступление оценивается в баллах, которые в итоге суммируются.

Юношеские разряды (I-III), спортивные разряды (кандидат в мастера спорта и I-III), звание "Мастер спорта РБ", "Мастер спорта международного класса", «ЗМС».

Однако как бы ни было велико положительное значение спортивных игр, их нельзя рассматривать как универсальное средство физического воспитания. Только в органической связи с гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием и другими видами спорта занятия по спортивным играм могут успешно решать задачи разностороннего физического развития человека.

Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация:

В последнее время спорт становится всё более популярным занятием среди людей, но мало кто знает о его главных особенностях. Так что главная цель этой работы – показать, как данная сфера деятельности человека может повлиять не только физическое здоровье человека, но и на становление высоконравственной личности.

In recent years, the sport is becoming more popular among people, but few know about its main features. So the main goal of this work is to show how this sphere of human activity may affect not only physical health, but also on the formation of moral personality.

Ключевые слова:

физическая культура и спорт; личностные качества; морально-этическое воспитание; формирование воли; процесс самореализации; самопознание и самосовершенствование.

physical culture and sport; personal qualities; moral education; formation of will; the process of self-realization; self-knowledge and self-improvement.

УДК 796/799

В современном мире спорт является неотъемлемой частью жизни многих людей. Каждый из нас хоть раз посетил тренировку, либо присутствовал на занятиях физической культуры в школе, но не всякий знает о тонкостях этих дисциплин. И в своей работе я хотел бы раскрыть одну из главнейших направленностей спортивной жизнедеятельности.

По моему мнению, человек в первую очередь должен заботиться не о совершенствовании своего тела, а о развитии и становлении личности, которая в свою очередь будет сознательно заботиться о совершенстве тела. Таким образом, занятия спортом, служат делу воспитания гармоничного человека, и не совсем неважно какого вида эта спортивная деятельность.

В понятие гармоничного развития человека, помимо антропометрических данных, которые во многом определяются наследственными факторами и трудно изменяющиеся в лучшую сторону, следует также включать единство, согласованность и соразмерность «нетелесных», присущих только человеку качеств (воля, нравственность, эстетичность, интеллект). И всё это в аспекте единства духа и тела.

При таком понимании гармоничности развития ведущей становится общая направленность личности, понимаемая как потребностно-мотивационная направленность в её рамках общей культуры.

Физическая культура - это взаимодействие как минимум трёх черт личности человека:

Правильная ценностная ориентация в образе жизни;

Определённый уровень физической подготовленности и образованности

Наличие потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями с целью активного процесса самосовершенствования.

Самым необходимым условием для свободного развития и раскрытия своих физических и духовных сил является осмысленное тяготение каждого человека к достижению физической культуры.

Систематические занятия спортом благоприятно влияют на развитие таких коммуникативных способностей человека, как общительность, коммуникабельность, порыв к творчеству, самостоятельность в принятии решений.

Активные занятия спортом это не особо продолжительный период в жизни человека. Однако, этот период крайне важный, поскольку именно в этот отрезок времени происходит основное формирование человека как личности. Но надо заметить, что организация спортивной деятельности должна находиться под разумным, гуманистически направленном, едином педагогическим управлением, а не быть бесконтрольной.

При пренебрежительном отношении к данному требованию спортивный коллектив не часто формирует позитивную жизненную позицию личности. Нередко в таких случаях сталкиваешься с корпоративной моралью и эгоистическим настроением. В основном это происходит, когда спортивные наставники стремятся воспитать в первую очередь спортсмена, а не человека.

Среди большого разнообразия спортивных дисциплин особо следует выделить многоборные и игровые виды спорта. Сейчас всё большее распространение получают первые из них, а вторые привлекают как коллективизмом, так и тем, что в процессе игровой деятельности антропометрические данные во многом нивелируются за счёт потребности в разных амплуа и совершенствования правил состязания.

На мой взгляд, в спортивной деятельности можно отметить ряд значимых функций, влияющих на формирование личности человека:

Познавательную;

Информационную;

Эстетическую;

Регулятивную;

Социализирующую;

Гедонистическую;

Коммуникативную;

Воспитательную;

Семиотическую;

Рекреационно-оздоровительную.

Также нужно выделить некоторые качества, которые формируются у человека в процессе занятий спортом: радость побед и горечь поражений, умение извлечь из этого полезный для себя урок, повышенное чувство долга и ответственности перед коллективом и обществом, уразумение своей чести и достоинства, участия и сопереживания, совестливость в ведении спортивной борьбы.

Специфической особенностью любого вида спорта являются соревнования. Они положительно влияют на формирование личности. В самом спорте предписана постройка взаимоотношений, хотя правила бывают строги, большинство спортсменов всё же придерживается правил соперничества. В этой конкуренции заключена нужда получения побед и золотых медалей, достижения высот, установления новых рекордов. Однако прелестью спорта являются не только соревнования, но и влияние на морально-этическое воспитание личности. Ведь одолеть соперника и победить можно не только за счёт физической силы, но и благодаря волевым усилиям, размышлениям и мгновенным разумным решениям, а также эмоциональному настрою и правильной подготовке к соревнованиям. В наши дни спорт является неотъемлемой частью при воспитании подрастающего поколения. Ведь спорт даёт здоровое поколение, как в физическом, так и в морально-этическом направлении, а в замен он требует всего лишь тренировки и ничего более.

Спорт также придаёт людям уверенность в себе и своих силах. У каждого человека, в том числе и у спортсмена, есть необходимость оценивать себя и свои возможности. Все наши действия постоянно кем-то оцениваются. Из этого у человека складывается определённая самооценка по поводу себя. Повышение уровня самооценки влияет на волевые стремления и построение цели, плодотворность, качество и полезность человеческой деятельности. А как это проявить спортсмену? Правильно, благодаря соревнованиям. Следовательно, спортивный результат является базисом самооценки спортсмена. Можно сказать, что, продвигаясь вверх по лестнице спортивной карьере, происходит рост и в общении с людьми и в других сферах жизни и деятельности помимо команды.

Конечно, победы приносят человеку дополнительный запас энергии и уверенности в своих силах, что положительно отражается на всей его жизни, особенно в процессе становления индивидуума как личности. Однако победа не нужна для убеждения в превосходстве сил над соперником. Спорт, награды, победы - средство, а не мишень.

Также благодаря спортивной деятельности происходит развитие и интеллектуальных способностей человека. Это происходит в процессе творческого поиска овладения техникой и тактикой, умения управлять своими эмоциями, находить моментальные решения и принимать их. Следовательно, у человека всё это откладывается в его голове, и на подсознательном уровне проявляется в его действиях и поступках в социальных ситуациях.

Всё это оказывает содействие развитию глубины, широты, критичности, гибкости мышления, а также познавательной активности, чему в значительной мере способствуют международный характер и многоконтактность в общения в сфере спорта.

Если рассматривать с точки зрения эстетики, то главным в занятиях спортом является познание красоты телосложения и движения, демонстрация этой красоты, неиссякаемых физических и духовных возможностей человека.

И.А. Ильин, рассуждая о красоте, пишет, что каждый человек получает свой телесный облик не как нечто окончательное и завер-шенное, а как некий исходный материал, обработка и формирование которого поручается его душе. Человек является творцом своего тела, и все, что он переживает в душе, незамедлительно и неизбежно запечатлевается в его теле и в чертах его лица. Поэтому внутреннее уродство может исказить и самое красивое лицо, а внутренняя красота преобразить и самые неудачные черты. О преображающем воздействии духовной красоты человека на его телесный облик писал также и П.А. Флоренский, и другие русские мыслители.

Таким образом, в традиционной русской культуре красота человека определяется духовным его развитием и красотой его души, проявляющейся во внешнем его облике, телесной красоте.

Феномен эстетики тела можно тракто-вать в трех аспектах:

Природное тело — это био-логическое тело индивида, подчиняющееся зако-нам существования, функционирования, развития живого организма;

Социальное тело — результат взаимодействия естественно данного человеческого организма с социальной средой;

Культурное тело — продукт культуросообразного формирования и использования телесного начала человека.

Также в контексте осмысления эстетики тела формируется понятие «телесной эстетики» - «телесности». Под этим концептом понимается тело с присущей ему дви-гательной активностью и экспрессивными фор-мами проявления, а также его красота и грация.

Под «эстетикой тела» можно понимать набор социокультурных характеристик, которыми наделяется телесная фигура индивида в различные исторические эпохи. Вместе со смыслами тела в различные исторические эпохи формируются определённые комплексы телесных практик.

В волевом отношении невозможного достичь продуктивного результата в спорте, не преодолев целых комплекс как объективных, так и субъективных трудностей. Повседневно ежечасно проявляя напряжённую борьбу с самим, появляется благоприятная атмосфера для создания объективных условий с целью формирования таких жизненно важных волевых качеств человека, как настойчивость, целеустремлённость, смелость и решительность, самодисциплина и инициативность.

Можно также отметить, что многие люди налаживают отношения с помощью спорта, познают других людей и себя. Как правило, на первый план выходит возможность выражения своих чувств. Более того, спорт обладает и важной практической пользой: у людей уменьшается тревожность, напряжение и агрессия, положительное влияние на здоровье человека, влияние на самоорганизацию. Спорт - это своего рода антидепрессант, помогающий хоть на время забыть о своих проблемах, разгрузиться и просто отдохнуть, проводя это время с пользой для организма.

Конечно, не все люди имеют возможность заниматься профессиональным спортом, ведь кто-то не может преодолеть требуемые затраты усилий. Но занятия физической культурой в секциях, спортзале, кружках и т.д. помогают личности устоять в каких-то жизненных ситуациях. Как-никак спорт развивает правильную координацию движений, силу духа, благотворное влияние на сердечно-сосудистую, иммунную системы да и организм в целом.

Но как мы бы ни говорили о благотворном воздействии спортивного образа жизни, многие люди считают, что физическая активность не имеет никакого влияния на здоровье человека, что это бесполезная и бессмысленная трата времени. К сожалению, мнение это ошибочно. Именно регулярные нагрузки, хоть и не продолжительные по времени, или не особо тяжёлые по степени трудности, способны поддерживать в постоянном тонусе организм человека, укреплять мышцы, здоровье. Поэтому множество женщин активно ходят в фитнес-центры и охотно занимаются спортом. Кто-то из них хочет быстро похудеть, а кто-то поддерживать свою фигуру в идеальном состоянии. Но это не главное. Главное то, что они знают о пользе спортивных упражнений и поставили себе какую-то цель, к которой они всё ближе приближаются с каждым занятием.

Все люди рано или поздно стареют. Им становится скучно сидеть дома, читать книги и газеты, смотреть телевизор, или покорять просторы виртуальной жизни.

Спорт - вот идеальный выход, который может прийти им на помощь. Им можно заниматься с удовольствием в любом возрасте. Кроме того, он особо полезен в пожилом возрасте, когда мышцы уже хуже работают, а кости слабеют. Спорт будет приятен и для души. Самое главное - это подобрать правильную атмосферу, так как это влияет на здоровье и настроение. Ходить в тренажёрный совсем не обязательно. Приятный отдых можно устроить и себя дома.

Для этого будет достаточно посмотреть обучающие видео или почитать специальные книги с упражнениями и методическими рекомендациями, чтобы правильно выстроить свой график занятий и получения от этого наибольшей полезной выгоды. Такого рода занятия будут способствовать профилактике заболеваний, а также профилактике развития депрессивных расстройств у людей пожилого возраста, связанных с кризисом выхода на пенсию и т.д.

Утренняя зарядка дает 68% защиту организма от инфекционных заболеваний, устойчивость к стрессовым ситуациям повышается на 75%. А стрессоустойчивость в мегаполисах жизненно необходима.

Я считаю, что спорт без сомнения не только один из важнейших аспектов укрепления и поддержания здоровья, физического состояния организма, но и средство воспитания личности.

Занятия спортом необходимо начинать с раннего детства. Сейчас создано огромное количество методик и рекомендации по воспитанию в ребенке любви к спорту. И любовь к спорту должна начинаться с семьи. Это и сближает с одной стороны семью, что и влияет на правильное становление личности.

Вечерние пробежки, катание на велосипедах, коньках, зимние лыжи и можно перечислять любые виды спорта, которыми можно заниматься с семьей, что непосредственно будет влиять на сознание ребенка, на становление его личности, но и так же будет благоприятно влиять на семейную обстановку. Cпорт укрепляет семейные узы. Это помогает чувствовать себя более уверенно и комфортно. Заниматься им вместе с любимыми людьми, с семьей - залог хорошего и благоприятного будущего.

Подводя итог моего эссе, хотелось бы сказать, что занятия физической культурой и спортом - это занятия физическими упражнениями, в ходе которых повышается работоспособность, тем самым осуществляется профилактика различных заболеваний.

Так что стоило бы задуматься, чтобы по-новому выстроить всю свою жизнь, в основании которой будут заложены регулярные занятия физической культурой и спортом. Человек, ведущий здоровый образ жизни - полноценный и полноправный член современного общества. На таком человеке может строиться новая страна. Эти сильные и здоровые люди возродят страну, заново её отстроят, тем самым поднимут её на достаточную высоту. Ведь для таких людей не станут помехой никакие проблемы, которые повстречаются у них на пути. Они справятся с ними в один счёт, так как они закалены физически и подготовлены морально.

Целью моей работы было продемонстрировать влияние спорта на становление всесторонне развитой личности. И в своём сочинении я это доказываю, что спорт может быть не только средством укрепления здоровья, или рациональной формой проведения свободного времени, но существенно влиять и на другие стороны человеческой жизни: на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества, на формирование личности человека. Также было рассмотрено, как физическая культура и спорт влияют на нравственно-этическое воспитание, процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли.

С каждым годом спорт становится всё сложнее, умнее, интереснее, однако и активное проявление интереса к спорту тоже возрастает. А это означает, что доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно увеличивается.

Библиографический список:


1. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: ежегодник. - М.: ГЦОЛИФК, 2009. С. 58-68.
2. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. - М.: ЭКСМО, 2011. - 342 с.
3. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности: (Филос. очерки). - Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2011. - 356 c.
4. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. - М.: ФиС, 2008. С. 41.
5. Серова Л.К. Психология личности спортсмена. - М.: АсТ, 2013. - 116 с.

«Формирование личности ребенка через игровые формы работы на уроках физкультуры»

В настоящее время жизнь предъявляет все новые требования к школе, к учителю, к учащимся.

Физическое воспитание учащихся является важной частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся к жизни.

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику. Это связано с их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, и конечно с тем, что, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно привыкнуть. Когда ребенок начинает учиться растет объем умственного труда, а двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе, наоборот, ограничиваются. Поэтому правильное физическое воспитание является необходимым условием всестороннего развития личности ученика, действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

Существует множество форм, методов и технологий работы по физическому воспитанию. Они требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы.

Поподробнее я хочу остановиться на игровой технологии. Игровые технологии в школе являются важным средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

Игра - один из древнейших, но все же, актуальных методов обучения. Она является важным способом передачи опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Она является основным видом деятельности в начальной школе на уроках физической культуры.

Игры используют в каждом разделе программного материала, а подвижные игры выделены в программе в отдельном разделе.

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. В игре ребенок получает удовлетворение физических и духовных потребности. В игре формируются ум ребенка, его волевые качества. Подвижные игры - это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре все обычные становится привлекательным. Главная отличительная черта подвижных игр - это наличие двигательных действий, поэтому они являются средством и методом физического развития.

Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет свою актуальность в средней, в старшей школе.

Принципы игровой технологии:

Принцип постепенности - от простого к сложному. Учитель показал, как учить технику приёма и передачи мяча в игре волейбол уже с начальных классов.

Принцип наглядности - суть этого принципа состоит в том, что учитель, использует показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его.

Принцип доступности - это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.

Принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка. Игровые технологии используются для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости);

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения:

1) образовательных задач (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности уроков);

2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества, честности, ответственности за действие друг друга);

3) оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

Также в процессе игры вырабатывается взаимопонимание партнёров в коллективе, которое так необходимо в командных и лично-командных соревнованиях.

Педагогические наблюдения показывают, что важный результат игры - это эмоциональный подъём детей. Благодаря этой особенности, игры больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у детей. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ученику действия с повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.

Исходя из вышесказанного, можно разделить игры на три группы: некомандные игры - это игры в которых отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определённым правилам, которые предусматривают личные интересы играющего, например: «Пустое место», «Удочка», «День и ночь», «Самый сильный медвежонок». игры переходные к командным - это игры, в которых отсутствует постоянная общая цель для играющих, нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность, например: «Жуки», «Светофор», «Два медведя». командные игры - это игры, которым характерна совместная деятельность, направленной на достижение общей цели, например: «Невод», «Воробьи и вороны», «Снайперы», «Перестрелка», «Огонь с четырёх сторон».

Для того, чтобы организовать интересный урок или весёлое мероприятие учителю нужно подробно ознакомиться с основными видами игровых технологий. Продумать весь ход игры. Интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, побуждает детей к творческому самовыражению.

Важной особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами. Почти на каждом уроке дети работают с мячами, скакалками, обручами. Также дети используют на практике знания, которые получили на уроке физкультуры.

На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:

Для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры - баскетбол, волейбол, футбол)

Для развития разных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры) - для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения

Для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой, повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Результатом использования игровой технологии является: активная двигательная деятельность игрового характера, положительные эмоции, которые усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем

В последнее время подвижные игры все чаще используются учителями физической культуры. Творчески работающие педагоги, я в том числе, стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся.

Таким образом, значимость игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях, облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А также, помимо выше сказанного, игровой метод позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие.

Список используемой литературы и источников:

    Ильин Е.Н. Рождение урока. М. 1986.

    // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 10-11.

    Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров, 1995,

    Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С.Д. Неверковича.- М.: Физическая культура, 200


Top