Токсичные отношения с мужем что делать. Психология зависимости: как разорвать токсичные отношения

В многострадальной русской истории не последнее место занимает главный
исторический предметный символ страны - Царь-колокол. Его история
неразрывно связана с историей всей страны. Но преподносимая сегодня
массам как забавное приключение с известными началом и концом на
проверку оказывается не так однозначна. Представленные на сайте Музеев
Московского Кремля два изображения колокола , современного и
старинного, и имеющих принципиальные различия, заставляет взглянуть на
историю колокола критическим взглядом.

Согласно историческим данным именной указ императрицы Анны Иоановны
(АИ) о переливке Царь Колокола из остатков разбитого колокола царя
Алексея Михайловича (АМ), состоялся в 1730 году, вскоре после ее
восшествия на трон. Однако потребовалось порядка 4-х лет, чтобы
приступить к собственно отливке колокола. Отливал его колокольных дел
мастер Иван Моторин с сыном Михаилом. Первая попытка была неудачной. И
мастер Иван Маторин умер толи от расстройства, толи от чумы. Через год в
1735 году переливку повторил его сын Михаил Моторин. Эта попытка
оказалась удачней, однако когда колокол был еще в обработке в родной
яме, случился пожар. По одной из версий от холодной воды, при тушении
попавшей на колокол, последний треснул и от него откололся кусок весом
в12 тон. В земле колокол пролежал 99 лет, прежде чем был поднят и
установлен на пьедестал в 1836 году знаменитым архитектором Монферраном.
Вот вкратце основная история Царь Колокола. Высота колокола 6 м 14 см,
диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).

Так в чем же странность упомянутых изображений Рис.1-3?

Рис. 1. Царь-колокол сегодня и на гравюре начала 19-го века.

Рис. 2. Портрет императрицы на колоколе и на гравюре.

Рис. 3. Портреты царя.

Как можно видеть на гравюре обе главные фигуры отлично получились и не
испорченны как ныне на колоколе. В том ракурсе в котором изображен
колокол, фигура справа видна быть не должна, если не считать, что это
дополнительное изображение отсутствующее ныне. Но поскольку над головой
фигуры изображен тотже картуш, можно предположить, что художник
преднамеренно исказил перспективу с целью показать оба персонажа в одной
картине. Гравюра эта была помещена в книге путешественника Эдвард
Кларка 1811 года издания и датирована 1809г. Помимо целых фигур,
видно, что еще отсутствует картуш с надписью, где говорится об отливки
колокола при Анне Иоановне.

Зачем же властям понадобилось портить внешний вид колокола, и когда
это было сделано? Низкое разрешение не позволяет разглядеть в деталях
оба портрета, но то что видно уже не соответствует современной легенде о
колоколе. Особенно это относится к царской фигуре справа, где царь
изображен в ЧАЛМЕ! Фигура «Анны Иоановны», с трудом, но могла бы подойти
под нынешнюю легенду. А вот литография 1837 года заставляет усомнится и
в ней Рис.4.

Рис. 4. Царь Колокол. Рисунок с натуры Дж.И.Белла 1837г.

На литографии перспектива изображения показана верно и царской
фигуры справа не видно. А вот фигура царицы выглядит великолепно! Но
что удивительно, ее изображение отличается и от нынешнего на колоколе и
от предыдущего на гравюре. И уже есть картуш с надписью Рис.5.

Рис. 5. Фрагмент изображения колокола с женской фигурой на литографии.

Современный вид Царь-колокол приобрел где-то к середине 19-го века.
Поскольку англичанин Вильям Споттисвуд видел колокол в 1856 году и его
заметки были опубликованы в газете The Morning Post, 6 мая 1857 г.
Описывая колокол, он отмечает, что барельефы не окончены, более-менее
вышел только верх, все остальное — размазня . То есть колокол к
этому времени уже имел современный вид. Что же изменили в облике
императрицы? Прежде всего это платье и коврик на гравюре были заменены
на шикарное имперское манто 18-го века на литографии, т.е. когда колокол
уже был поднят из ямы. Но что-то поменялось в государственной идеологии
на историю колокола и барельефы были вновь изменены. Теперь решено
было просто испортить одежду фигур имитируя неудачную отливку. А вот
головы фигур подверглись серьезной переделке. Надо полагать, что при
первой «реставрации» они были не тронуты или же не значительно изменены и
стали опасны для новой парадигмы. Сегодня известно какой портрет был
взят за оригинал для барельефа императрицы. Это широко известный портрет
Анны Иоановны работы Луи Карравак Рис.6.

Рис. 6. Фрагмент портрета императрицы Анны Иоанновны работы Луи Каравакк (1730).

Чтобы достичь портретного сходства была полностью изменена корона, а
ее обруч опустили на лоб, из воротника манто сделали косы, убрали с
груди тугое ожерелье и сформировали мощный бюст. Анна Иоановна была
крупной женщиной под 2 метра роста. Из-за низкого разрешения невозможно
судить о чертах лица. Но очевидно, что исходный портрет принадлежал
другому человеку. Переделке подверглись не только основные фигуры, но и
барельефы над ними! Хорошо видно, что на нынешнем колоколе портреты в
КРУГЛЫХ рамках (по крайней мере с изображением Христа), а на картинах
они овальные и примерно равного размера, чего нельзя сказать о нынешних.
Да и сами персонажи на рисунках выглядят лицами скорее светскими чем
святыми или духовными, а лик Спасителя явно без бороды и коротко
стрижен, чего конечно быть не должно. В надписи «СВЯТА АННА ПРОРОЧИЦА»
последняя буква в слове АННА оказалась закрыта элементом декора, это
выглядит мало вероятным для исходного замысла.

Отдельного внимания заслуживает вопрос — зачем был убраны красивые
коврики из под ног фигур? Безобидные на первый взгляд, но с изображением
российского герба! А герб, как известно символ переменчивый и у каждого
правителя был свой...

Вспомним, что основные моменты истории колокола описаны в двух
надписях (всего их три) находящихся на нем. Эти надписи текстуально
независимы и расположены на противоположных сторонах колокола. Ода из
них утверждает, что некий колокол в 8000 пудов был отлит при царе
Алексее Михайловиче, а вторая, что при царице Анне Иоанновне был отлит
новый колокол из некоего старого в 8000 пудов с добавлением металла.
Согласно существующей на сегодня истории русских колоколов,
действительно при обоих этих монархах были отлиты гигантские колокола, и
при этом считается что нынешний великан был перелит из обломков
колокола царя АМ. А на проверку оказывается, что истории создания этих
колоколов выглядят как близнецы братья. Известно что свидетелем отливки
колокола Алексея Михайловича был Павел Алепский описавший в своих
записках весь процес . Ниже в таблице 1, сопоставлены основные
моменты создания двух колоколов на базе воспоминаний Алепского и истории
Царь-колокола.

Таблица 1.
Колокол АМ 1653-4

Царь А.М. сначала вызвал мастеров из Австрии и поручил им сделать
колокол. Они попросили у него пять лет сроку, чтобы его сделать, ибо
труды по его изготовлению и приспособления, для этого требующиеся,
весьма велики и бессчетны.

Колокол АИ 1735

Графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека, дабы
сделать план колокола купно со всеми размерениями". Миних обратился к
"королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который
по сей части преискуснейшим почитается механиком".

«Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала
думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план,
где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица
отказалась от его планов».

АМ
«Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный
собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил
царя дать ему только один год сроку.» По этим характеристикам можно
предположить что человек был стар уже.

АИ
Отливку ЦК поручили Ивану Федоровичу Моторину (1660-1735) которому на момент отливки колокола было 74 года.

АМ
По словам Павла Алепского, этот колокол, отлитый русским мастером, вскоре же от сильного звона раскололся и был спущен.

АИ
Первая попытка отливки колокола в 1734 была неудачна, протекли печи.

АМ
Летом того же, 1654 года умер от чумы и литец колокола Данила Данилов.

АИ
В начале 1735 г. Иван Моторин умер,

АМ

АИ
Через год отлит удачно новый колокол.

АМ
Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще
один мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый,
тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый.

АИ
Отливал новый колокол сын Моторина Федор.

АМ
Для плавки метала построили 5 печей. В каждую печь положили 2500 пудов, а всего 12500 пудов.

АИ
Плавка металла для колокола производилась в четырех плавильных пламенных
печах, установленных вокруг литейной ямы. Каждая печь вмещала до 50 т
металла. т.е. 12500 пудов!

Для Царь Колокола приводятся довольно сложные подсчеты его веса: «От
первой отливки осталось металла 14 814 пудов 21 фунт (242 т 662 кг), к
этому было добавлено олова 498 пудов 6 фунтов (8 т 160 кг). Всего при
второй плавке было 15 312 пудов 27 фунтов (250 т 822 кг) металла. В
остатке оказалось 2985 пудов 8 фунтов (48 т 898 кг) металла,
следовательно, за вычетом угара вылитый колокол весит 12 327 пудов 19
фунтов, или 201 т 924 кг. Потери составили 1,3%» . При угаре меди в
1,3% вес колокола Алексее Михайловича оказывается практически равным
весу ЦК - 12337,5 пудов! Вряд ли такое совпадение может быть
случайным.

На гравюре на колоколе не видно надписи, но ведь быть она должна
(все большие колокола имеют надписи)! И если подумать, то можно считать,
что фигура с факелом на заднем плане внимательно что-то
рассматривающая, как раз и изображает человека читающего текст. Это
впечатление усиливается на варианте раскрашенной копии гравюры, где
автор более четко изобразил на колоколе, напротив смотрящего, что-то
напоминающее завиток от края свитка с надписью Рис.7.

Рис. 7. Фрагмент раскрашенной гравюры; человек с факелом по-видимому читает колокольную надпись.

В одном из ранних исследований посвященных ЦК автор удивляется
тому, что «... литье сего колокола хотя и не относиться к
глубокой древности, но за всем тем покрыто неизвестностью...». И далее
сетует, что ему не удалось отыскать первоначального проекта по отливке
колокола пологая, что архивы либо сгорели в московском пожаре 1812 года
либо находятся где-то в Санкт-Петербурге. Зачем же понадобилось так
трудоемко менять легенду ЦК? Является ли ЦК раритетом выдаваемым за
новодел? И кто на самом деле был изображен на Царь-колоколе?

Около 10 лет назад я сделал предположение , что женская фигура на
гравюре принадлежала шведской королеве Кристине Ваза. Сегодня,
благодаря появившимся новым данным, история колокола представляется
мне совсем иначе...

Как известно до подъема колокол находился в земле в литейной яме
обустроенной для его обозрения. На акварели Фёдора Алексеева 1800
года, перед домиком, подле Успенской звонницы, изображен забор, им - то и
огорожена яма с ЦК Рис.8.

Рис.8. Ивановская площадь в Кремле. Вид на колокольню Ивана Великого. Фёдор Алексеев. 1800-е гг.

Про звонницу нам говорят, что ее взорвали французы в 1812 году при
отступлении из Москвы. То что осталось от неё видно на старинной
литографии Рис.9.

Рис. 9. Вид остатков Успенской звонницы после взрыва.

Сегодня нам сообщают, что по одной из версий, причиной поломки ЦК было
падение на него горящего бревна во время пожара 1735г., когда колокол
был еще в литейной яме. Что же тогда от него могло остаться после
падения на яму всей Успенской звонницы?

Однако возникает и другой вопрос - кто на самом деле ее взорвал, да и
ее - ли вообще взрывали? Характер расположения обломков звонницы
говорит о направлении взрывной волны в сторону дворцовой площади т.е.
от колокола к зданию. Известно, что французы подорвали Кремль в ночь с 8
на 9-е октября (по другим данным с 11 на 12), а вот художник Иванов
Иван Алексеевич (1779-1848гг), на своей картине под названием «Изгнание
из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командой ген.-майора
Иловайского 4-го, октября 10, 1812 г.», имел совсем иное представление о
судьбе звонницы на тот момент Рис. 10.

Рис. 10. "Изгнание из Москвы 10 октября 1812 года казаками генерала
Иловайского 4-го французов из отряда маршала Мортье, готовившего взрыв
Кремля".

Как видим, по мнению художника, при освобождении Кремля от французов,
Успенская звонница была еще цела. Спрашивается, о чем думал художник
выбирая такую натуру для своего сюжета и помещая под гравюрой
беспрецендентно пространную подпись с точной датой иллюстрируемого
события?

Вот и архитектор А.Н. Бакарев, участвовавший в восстановлении Кремля,
вторит Иванову, оставив рисунок с панорамой разрушений Рис.11.

Рис. 11. Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева.

На заднем плане рисунка виден шпиль колокольни Ивана Великого, а на его
фоне купол еще целой Успенской звонницы когда стены и башни уже
разрушены...

Достоин внимания и тот факт, что французами были взорваны только часть
стен и башен Кремля, но не был взорван ни один собор! А разрушенной
оказалась почему-то Успенская звонница...

Исходя из сказанного, можно предположить, что ЦК, как носитель
некой тайны, был взорван уже после освобождения Москвы от французов (от
чего возможно и рухнула колокольня). Так как колокол был хорошо
известен миру, тайну уничтожения решили сохранить... путем переливки! А
чтобы основное сходство колоколов сохранилось, у нового колокола
повидимому ВЫРЕЗАЛИ кусок по подобию с предшественником, но похоже не
совсем удачно (форма выреза получилась другой). О том что у современного
колокола выломанный кусок не мог быть результатом банальных трещин,
говорит например руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин:
"Если посмотреть на сам колокол, то видно, что срезы очень ровные.
Колокола так не трескаются. Если вы увидите какой-то лопнувший колокол, у
него трещины идут как бы хаотично. А здесь как будто отрезали от него ломтик один" .

Самое первое изображение ЦК было помещено в книге Джонас Хенвэй
(Jonas Hanway) 1753г. . Изображение схематичное без декора, но с
демонстрацией формы выломанного отверстия. Схожее изображение поместил и
Лекоэнт де Лаво Ж. в своей книге «Описание Москвы» 1835г Рис.12.

Рис.12. ЦК из книги 1753г. (слева) и из книги 1835г.

Сравнивая эти рисунки не трудно увидеть разницу не только в форме
«вырезов», но и в форме самих колоколов. Причем «вырез» и форма колокола
на рисунке 1753 года больше соответствуют гравюре от 1809 г. чем
нынешнему оригиналу.

Прошло всего несколько лет со времени переливки колокола и что-то
поменялось во взглядах на прошлое, колокол опять перестал удовлетворять
новой легенде. Но теперь его решили не переливать, а подвергли
перечеканиванию его декор, при этом, повидимому из-за большой сложности
такой работы, на часть одежды фигур был просто наварен дополнительный
слой металла, имитирующий неудачную отливку. По нижнему краю верхнего
фриза видно сколько было срублено металла для формирования новых
барельефов Рис.13.

Рис. 13. Фрагмент края верхнего фриза ЦК.

О том когда был перелит колокол можно сделать предположение исходя
из истории другого большого колокола — Успенского, висевшего на
одноименной звоннице. Он погиб при ее взрыве и на ряде гравюр изображены
его обломки Рис.14.

Рис. 14. Разбор развалин Успенской звонницы. Автор рисунка и литографии Джеймс Джон Томас. Первая четверть XIX века.

В нижнем правом углу изображены остатки Успенского колокола. Его история
не менее загадочна и трагична чем история ЦК. Не вдаваясь здесь в ее
подробности, приведу надпись украшающую сегодняшний его экземпляр: « В
лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в
22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца
всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном
окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира
во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но
в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной
неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они,
будучи наказуемы разгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни
поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости
Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и
поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских
покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла...» .

Надпись как видим патриотична, но на поверженного «неистового
Галла» свалили ВСЁ, плохо быть побежденным. А якобы в 1817 году был
перелит большой Успенский колокол. Но и эта дата не является
однозначной. Так известный писатель, журналист и знаток русской старины
Пыляев М.И. (1842-1899гг), в своей работе об исторических колоколах
, указывается за дату его отливки 1819 год. Решение дилеммы мы
находим в историческом путеводителе по Москве , где при описании
истории подъема ЦК в частности сообщается: «...Прочтем открытые на нем
при очистке его 1817-го года надписи...». То есть впервые надписи на
Царь-колоколе стали известными только в 1817 году, как результат его
очистки сразу после отливки. А как видно по гравюре 1809 года колокол
уже тогда был чист и доступен для полного обозрения. На отлитом в 1819
году Успенском колоколе была преднамеренно нанесена ложная дата.

И так, на основании выше изложенного можно предположить:

1. Царь-колокол это новодел, выдаваемый за раритет.

2. Предшественник ЦК был уничтожен вскоре после освобождения Москвы от французов.

3. Успенская звонница была взорвана не Наполеоном.

4. Нынешний Царь-колокол был отлит в 1817 году.

5. Через несколько лет после подъема колокола его декор подвергся переделке.

Так о чем же молчит самый большой в мире колокол?

Кремль: мини-путеводитель по территории

Для этого на вырыли котлован глубиной 10 метров, и поместили туда форму. Неподалеку рабочие построили 4 литейные печи. Для лучшего звучания колокола в сплав из меди и олова добавили 525 кг серебра и 72 кг золота. Украсили Царь-колокол орнамент и барельефные портреты царя Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.

По официальной версии, во время пожара 1737 года сгорели деревянные балки, на которых держался колокол. Чтобы он не расплавился, начали лить воду. Из-за перепада температур от колокола откололся кусок, весом 11,5 тонны.

Но историю с пожаром могли придумать для путеводителей, а трещины, вероятно, появились из-за неправильного охлаждения - технологической ошибки литейщика. Возможно, поэтому Моторин попросил за работу всего 1 000 рублей, тогда как за литье более простых колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой Лавры он получил 6 000 рублей за каждый.

В 1836 году архитектор Огюст Монферран поднял Царь-колокол на постамент и поместил на его вершине шар и золоченый крест - символ державы. Так в Московском появился памятник литейного искусства.

Но у Царь-колокола были «прадед», «дед» и «отец».

В 1600 году Андрей Чохов отлил по приказу Бориса Годунова огромный колокол «Царь». Он весил около 40 тонн и находился в специально построенной клети. Но во время пожара в начале XVII века он упал и разбился.

В 1652 Алексей Михайлович поручил изготовить новый Царь-колокол Даниле и Емельяну Даниловым. «Дед» весил 130 тонн, но не отличался прочностью: при рождественских звонах 1654 года он разбился. Перелить колокол Алексей Михайлович доверил Александру Григорьеву. Вес нового колокола достиг уже 160 тонн. Его басовый звон звучал над Москвой более тридцати лет, но при пожаре 1701 года «отец» упал и разбился. Из осколков по приказу императрицы Анны Иоанновны отлили новый колокол.

В 1747 году мастер Слизов предлагал перелить Царь-колокол, а архитектор Форстенберг хотел даже впаять вышибленный край и уверял, что звук не пострадает.

Александр III даже хотел поставить в Кремле гигантскую Царь-колокольню. Но от дорогостоящей идеи пришлось отказаться. Больше гигантских колоколов на Руси не отливали.

Говорят, что... ...Царь-Колокол перекрасили для маскировки во время Великой Отечественной войны.
...изначально отливку Царь-колокола предложили королевских золотых дел мастеру французу Жерменю. В ответ он рассмеялся: «Никто в мире этого сделать не сможет, господа», и от работы отказался.
...Царь-колокол разбил тяжелой рукой Петр Великий. Когда царь вернулся в Москву после Полтавского сражения, он приказал в честь победы звонить во все колокола. Но Царь-колокол не зазвонил, как ни старались звонари раскачать его тяжелый язык. Петр разгневался и прислал в помощь звонарям роту гвардейцев. Язык колокола сорвался, но он не зазвонил. Петр в бешенстве ударил по колоколу дубинкой, и от него откололся кусок, а сам колокол загудел и ушел в землю.

Одной из самых интересных и заметных исторических достопримечательностей Московского Кремля является . Но поражает он не своим сильным звучанием (он никогда не звонил), а своими огромными размерами и массой. Царь-колокол расположен на Ивановской площади и все желающие могут на него полюбоваться. Его высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса 202 тонны.

Царь-колокол был отлит семьей известных мастеров-литейщиков Моториных (отец Иван и сын Михаил) в XVII веке. Несомненно, Царь-колокол их лучшая и самая грандиозная работа, однако, Моторины также отлили множество других колоколов и пушек. Причем старались они не только для Московских храмов - их колокола, например, можно встретить в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

У нынешнего Царь-колокола было несколько преемников. Самым первым был колокол весом в 40 тонн и отлитым в 1600 году. В середине XVII века он разбился и было принято решение выплавить новый, но гораздо большего размера. Новый колокол был отлит и размещен у колокольни царя Ивана Великого. Его вес составил 130 тонн. Но и он не смог долго прожить, разбившись в 1654 году во время рождественского колокольного звона. На этом также решили не останавливаться и поручили профессиональному литейщику А. Григорьеву отлить новый колокол, но уже весом в 160 тонн.

Очередному колоколу также было не суждено долго звонить - он разбился в 1701 году во время сильного пожара. И лишь спустя 30 лет императрица Анна Иоановна предприняла попытку возрождения Царь-колокола. Лишь на подготовительные работы ушло порядка 4 лет.

Для того, чтобы отлить новый колокол, на Ивановской площади создали специальную форму, установленную в 10-метровой яме. Стенки формы укрепили кирпичом и специальными вставками из дуба, а на дно разместили железную решетку. Для основания этой конструкции было принято решение использовать дубовые сваи. После того, как форма колокола была помещена в яму, в нее залили расплавленный в четырех плавильнях металл. Материалом послужил старый Царь-колокол, разбившийся во время пожара. Руководителем и исполнителем проекта был Иван Моторин.

26 ноября 1734 года, после проведения службы в Успенском соборе, были затоплены плавильные печи. И вот, когда казалось, что уже ничего не должно помешать отливке колокола, две плавильные печи дали сбой и через них начал вытекать расплавленный металл, который привел к большому пожару. А спустя некоторое время умер Иван Моторин...

Завершить создание Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина - Михаил. 25 ноября 1735 года за 1 час и 12 минут был отлит последний вариант колокола, после чего его начали украшать чеканкой. Однако очередной пожар, произошедший в мае 1737 года, опять вмешался в судьбу колокола. В результате него загорелись бревна, служащие каркасом кожуха в литейной яме. Колокол начал нагреваться и для того, чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Такого перепада температур Царь-колокол не выдержал и от него откололся кусок, вес которого составил более 11 тонн. После пожара Царь-колокол так и остался лежать в литейной яме, пробыв там почти 100 лет.

Лишь после войны с Наполеоном, во время восстановления Кремля в 1836 году, Царь-колокол был установлен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Царь-колокол стал шедевром литейного искусства царской России. Рассказывая о Царь-колоколе, нельзя не упомянуть одного замечательного человека - Августа Монферрана. Он приобрел славу отличного мастера по работе с тяжелыми конструкциями после возведения Исаакиевского собора, где он был главным архитектором. Именно он организовал подъём Царь-колокола на постамент, построенный по его же проекту. Люди поражались увидев мощь и величие поднятого Царь-колокола.
Август Монферран также отлил медную державу с крестом, установленную сверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а позолоченный. Тем не менее от этого вид Царь-колокола не становится менее захватывающим. На украшающих Царь-колокол барельефах можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий колокол, а также вдохновительницу создания нового - императрицу Анну Иоановну. Под изображением императрицы красуется надпись о создателях Царь-колокола - Иване и Михаиле Моторинах. Также на колоколе изображены христианские святые - Христос с Богоматерью, апостол Петр и Иоан Предтечи. Однако из-за предыдущего пожара 1737 года, чеканка не была полностью завершена. Мастером занимавшимся чеканкой являлся Фёдор Медведев, чьё имя было установлено лишь недавно.

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол был отлит во времена Петра I (конец XVII - начало XVIII вв.). Когда царь вернулся в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонаря раскачать колокольный язык. В ярости Петр I послал ему на помощь роту военных, однако те лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не начал звонить. В народе говорили, что колокол упрямей царя. В руках Петр I держал отобранную у шведского короля дубинку. В гневе за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара от Царь-колокола откололся кусок, а он сам с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты верят в то, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

  • У Царь-колокола никогда не было языка. Тот, что находится рядом с ним, был взят от другого колокола.
  • В плавку было добавлено 525 кг серебра и 72 кг золота, что должно было улучшить звучание.
  • Несколько раз предлагалось спаять колокол для использования его по прямому назначению. Однако специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получиться.
  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы он не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили.

В Москве имеется огромное количество любопытных и забавных памятников разных эпох, чья история вызывает неуемное любопытство.

Это могут быть скульптуры, посвященные сказкам, героям книг и фильмов, реальным людям, порокам общества и даже таким «обыкновенным» вещам, как табурет, муха или приметам студентов.

Некоторые из этих памятников имеют довольно длинную и любопытную историю. Сюда стоит отнести Царь-пушку и Царь-колокол, которые находятся на территории Московского Кремля.

К сожалению, последний примечателен не своим основным предназначением (звоном), а исключительно внешним видом и массой.

Вконтакте

Внешний вид

Это не просто огромная конструкция, которая стоит в Кремле, а одна из главных достопримечательностей России. Он также считается памятником искусства литья XVIII в.

«Царский» экземпляр. Вид со стороны Ивановской площади

В высоту он превышает отметку в 6 метров, в диаметре составляет более 6,5 метра. Вес всей конструкции составляет более 200 тонн. Авторами стали известные в то время литейщики отец Иван и сын Михаил Моторины. Конструкция изначально создавалась для колокольни «Иван Великий», но не использовалась по некоторым причинам.

Снаружи отчеканены царские особы, Богоматерь, Христос и другие святые, стоит памятная запись с описанием создания, именами творцов и датой «1733 г.», хотя экземпляр отлили только через 24 месяца.

Сверху и снизу его огибает узор, вверху расположен большой золоченый крест. Однако многие исследователи отмечают различия в чеканке реальности и на изображениях прошлых веков. Информацию и фото об этом можно дополнительно найти в интернете.

Интересный факт: внутри конструкции нет языка: по указанным ниже причинам он не был отлит вовсе, внутрь положили язычок от чужого.

По данным проведенного в Советском Союзе анализа царский экзмепляр состоит из смеси нескольких металлов. Почти 85% занимает медь, еще 13% — олово, чуть больше 1% пришлось на серу. Менее 0,5% занимают серебро и золото. Впрочем, на долю золота приходится более 70 кг, на серебро более 500 кг.

Это интересно: согласно Википедии во время Гражданской войны Деникин, находясь в должности генерала, решил печатать собственную валюту, выбрав в качестве изображения этот памятник – из-за этого после обесценивания они получили прозвище «колокольчики».

Увидеть памятник можно в Московском Кремле: он стоит на Ивановской площади неподалеку от «Ивана Великого». Этого места он никогда в жизни не покидал.

«Предки»

Первый русский «Царь-колокол», который был отлит в начале XVII в.

Сегодняшний это далеко не единственный «государь», существовавший на Руси. Такой титул появился задолго до нынешнего – каждый обладал запредельной на определенный момент массой и размерами:

  1. Впервые такое прозвище получил отлитый в начале семнадцатого века экземпляр, который весил 40 тонн, однако его судьба оказалась незавидной: в середине века он разбился.
  2. Сразу же был выплавлен следующий — весом уже в 130 тонн. Но он прожил еще меньше: уже в 1654 г. упал и разбился во время рождественского звона.
  3. Следующим стал колокол весом в 160 тонн, изготовленный литейщиком Григорьевым. Для того, чтобы раскачать его, требовалось около сотни звонарей. Он прожил до начала XVIII в. и упал, когда начался сильный пожар.

Важно знать: материал Григорьевского колокола пошел на отлив нынешнего.

  1. После этого колокола на 30 лет оставили в покое, но императрица Анна Иоанновна решила вновь попытаться побить рекорд и заказала самый большой вариант – тот, что сегодня стоит в Кремле. Впрочем, его судьба оказалась ненамного лучше, чем у «предков».

Как происходила работа

Предварительные работы заняли несколько лет. Сперва четыре года потратили на подготовку форм. Для этого на Ивановской площади вырыли яму глубиной 10 метров, в которой разместили форму для литья.

Расстояние между стенками ямы и формы заполнили утрамбованной землей, саму форму укрепили при помощи битого кирпича и дубовых вставок. На дно положили железную решетку, на которой стояла форма.

Чеканка на литейном памятнике-богатыре принадлежит рукам скульптора Федора Медведева: он вырезал из дерева узоры и изображения, а после делал оттиск на внутренней стороне кожуха. Также в работе принимали участие несколько мастеров, которые по приказу Петра I прошли курсы формовочного и пьедестального дела за границей.

Чеканка, сделанная руками скульптора Федора Медведева

Знаете ли Вы что: сперва работу по литью предложили французскому королевскому механику по фамилии Жерменю, однако тот решил, что это шутка – сложно было даже представить себе изделие требуемых параметров и веса.

Отливка была начата в 1733 г. и заняла больше двенадцати месяцев. В 1734 г. перед самым началом работ в плавильнях произошла авария: разлившаяся медь не только испортила образец, но и привела к крупному пожару в городе. Его последствия удалось устранить только через год. За этот период сменился руководитель проекта: Иван Моторин умер, и дело перешло его сыну.

Все было готово только через два лета. В четырех плавильных печах за 36 часов было расплавлено необходимое количество металла, после чего его залили в формы.

Процесс занял чуть больше часа, и все это время рядом дежурило около 400 человек пожарных. Яму с огромной конструкцией закрыли деревянными перекрытиями и оставили остывать. Затем, не вытаскивая, начали делать чеканку, так как изображение на стенках вышло неровным и смазанным.

Примите к сведению: поскольку изготовление, по всей видимости, происходило по старым формам, то на данном экземпляре стоит неверная дата отливки – «1733 г.».

Как откололся кусок

Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.

Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.

Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.

Так происходило поднятие в Москве в 1836 г.

Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.

Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.

В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.

Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.

Дальнейшая судьба

Кусок весом 11,5 тонн, отколовшийся от основной конструкции при Троицком пожаре

Разумеется, терять такую огромную и многострадальную махину никому не хотелось, а потому несколько раз поднимали вопрос о спайке отколотого куска. Но все это были лишь разговоры: спайка полностью исказила бы звучание, а потому была бы бессмысленна.

Во время Второй Мировой войны данная достопримечательность превратилась в узел связи: внутри неё прятались связисты Кремлевского полка. Чтобы вражеские бомбардировщики не заметили его, конструкцию покрасили, а после победы оттерли вновь.

Любопытная легенда

Несмотря на то, что судьба памятника литейного искусства интересна сама по себе, многим этого показалось недостаточно.

Пётр-I последний царь всея Руси (с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 г.)

Среди людей ходили невероятные слухи о нем. Многие считали, что колокол был отлит намного раньше, еще до прихода к престолу Петра I и даже успешно поднят на колокольню.

Когда после победы над шведами под Полтавой все колокола страны начали звон, «Царя» даже не смогли сдвинуть с места.

Рассердившись, царь прислал роту солдат, но они лишь вырвали ему язык, не добившись ни единого звука. Собравшийся на площади народ начал посмеиваться, послышались крики, что царю Петру придется уступить упрямцу.

Стоявший на колокольне Перт I был в ярости и изо всех сил ударил дубинкой по данной достопримечательности. Из-за удара отскочил кусок и упал на землю, даже ушел глубоко в нее, откуда его достали только через несколько десятков лет.

Полезно знать: среди старообрядцев бытовало мнение, что когда наступит Страшный Суд, памятник литейному искусству взлетит в воздух сам по себе, и раздастся его звон, хоть он и будет без языка.

О данной достопримечательности знают не только москвичи, но и многие туристы. Огромный и совершенно бесполезный, он прожил интересную жизнь, хоть ни разу и не зазвонил, и даже смог помочь своей стране в период войны, хоть и не самым обычным способом.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает историю создания и о дальнейшей судьбе Царь-колокола:


Top