Занятия с 2 до 3. Как развивать двухлетку, и какие занятия для этого нужны

Физические навыки ребенка уже не развиваются так быстро как раньше просто потому, что к двум годам его тело уже скоординировано, он совершает все действия осознанно, волевому импульсу. Он прыгает на одной и двух ногах, активно бегает, легко стартуя и останавливаясь, и при это не задевает препятствия на своем пути.

Совершенствуется с каждым днем мелкая моторика. Малыш аккуратно берет мелкие предметы, используя пинцетный захват, может построить достаточно высокую башню из кубиков, переворачивает страницы книги по одной, режет бумагу ножницами.

В возрасте двух лет ребенку понравится играть в кинетический песок. Это очень увлекательная и занимательная игра для детей всех возрастов. Кроме просто развития мелкой моторики, она поможет ребенку успокоиться и переключиться с активной деятельности на более спокойную. Например, можно использовать для подготовки ко сну.

Чему учится

В два года можно учить ребенка четырем простым цветам – желтый, красный, синий, зеленый, а также трем простым формам – круг, квадрат, треугольник. Простые пазлы или кубики увлекут его надолго. Рамки-вкладыши и магнитная рыбалка нравятся многим детям.Пытается повторять за взрослыми разные слова. Часто слова повторяет очень близко по звучанию к оригиналу. Большинство слов, которые произносит ребенок, понятны для окружающих. Использует множество гласных в . Малыш говорит «спасибо» и «пожалуйста» (если подсказать ему, что это нужно сделать) или показывает это жестами (например, кивает вместо «спасибо»). Говоря о себе, начинает употреблять местоимения «я», «мне».

В возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги. Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение. Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие?


С ребенком в 2,5 года можно поиграть во множество игр

Особенности возраста

  • Физическая активность карапуза продолжает повышаться. Из-за этого некоторые дети 2,5 лет перестают спать в дневное время, хотя педиатры советуют оставить дневной сон в режиме дня малыша-дошкольника минимум до 5 лет.
  • Близится новый кризис развития (трех лет), поэтому родителям важно отыскать баланс между запретами и разрешениями. На ребенка нельзя давить, но и допускать вседозволенности тоже не следует.
  • Гамма эмоций ребенка расширяется. У ребенка уже есть тонкие и весьма сложные эмоциональные реакции, например, тоска, сочувствие, опасение, зависть или нежность. Ребенок уже может сопереживать. Кроха по-прежнему привязан к маме, но расставание обычно происходит без слез. Когда у малыша что-то получается и он получает похвалу, это очень радует кроху. Услышав в свой адрес неодобрение, ребенок огорчается.
  • Игры, которыми интересуется малыш, постепенно усложняются. Особенно это относится к ролевым играм, в которых кроха может менять роль по очереди.
  • В речи малыша 2,5 лет уже присутствуют все части речи. Кроме того, ребенок научился контролировать силу голоса. Если раньше карапузу было больше интересно «куда» и «где», то теперь самым частым вопросом становится «почему».


Ребенок нуждается в играх как со взрослыми, так и с детьми

Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео педагога дошкольного образования Анны Веденеевой.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 2,5 года умеет:

  • Ходить в быстром темпе и бегать.
  • Спускаться и подниматься по лестнице.
  • Перешагивать через препятствие.
  • Ходить, приподнявшись на носки.
  • Прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно есть, а также пить из чашки.
  • Умываться и чистить зубы, а также самостоятельно причесываться.
  • Надевать без помощи простые вещи, а также обувь, у которой несложная застежка.
  • Понимать шутки.
  • Подражать взрослым в домашних делах.
  • В играх подражать роли своего пола.
  • Участвовать в разговоре.
  • Говорить простыми предложениями, включающими два-три слова.
  • Рисовать карандашами и красками.
  • Складывать кубики и играть с конструктором.
  • Собирать простые (из 2-4 деталей) пазлы.
  • Играть с мячом – бросать его двумя руками, перебрасывать через препятствие, а также ловить двумя руками.
  • Ориентироваться в 3-4 цветах, а также в 4-6 геометрических формах.
  • Контролировать физиологические потребности.


Кинетический песок будет способствовать развитию моторики крохи и займет ребенка при невозможности сходить в песочницу

Занятия

  1. Учите ребенка не только подпрыгивать на одном месте, но и прыгать вперед, отталкиваясь обеими ногами. Также для физического развития рекомендуются игры с мячом.
  2. Предлагайте крохе собирать картинки и пазлы, у которых есть 3-4 детали. Также можно собирать квадрат Никитина.
  3. Играйте с конструктором, предлагая малышу не только строить произвольно, но и ориентироваться на чертеж.
  4. Рассматривайте с ребенком разные картинки и обсуждайте их. Предлагайте отыскать на них ошибки (используйте для этого пособия).
  5. Для музыкального развития крохи включайте ребенку разнообразные мелодии, вместе слушайте звуки разных инструментов, а также обращайте внимание малыша на звуки вокруг него (чирикание птички, шум транспорта, звук воды в ванной, шуршание листьев от ветра). Если ребенку нравятся детские песни, предложите ему угадывать напетую мамой знакомую мелодию.
  6. Занимайтесь с ребенком рисованием. Для этого используйте карандаши, краски, мелки, фломастеры, а также рисуйте палочкой по снегу или песку во время прогулок. Малышам 2,5 лет по-прежнему нравятся пальчиковые краски. Также уже можно предложить малышу раскрашивать картинки.
  7. Много общайтесь с ребенком, чтобы его словарный запас постоянно расширялся. Стройте с малюткой диалоги, отвечайте на вопросы карапуза и задавайте свои.
  8. Лепите с крохой из пластилина либо из соленого теста, а также делайте разнообразные аппликации.
  9. Изучайте с малышом понятия мало-много, ниже-выше, справа-слева.
  10. Сортируйте с ребенком разные предметы, взяв за основу цвет, тип, величину или другую характеристику.
  11. Загадывайте ребенку несложные загадки, например, описывайте животное и предлагайте его отгадать.
  12. Предлагайте крохе поиграть с кубиками, прищепками, водой, рамками-вкладышами, мозаикой, шнуровкой.
  13. Предложите крохе отгадать предмет на ощупь.
  14. Рассматривайте с малышом карточки Домана и пользуйтесь для развивающих занятий другими пособиями.
  15. Для развития памяти карапуза прячьте игрушки и находите их, предлагайте ребенку принести вам предмет по памяти, обсуждайте события, которые недавно произошли.
  16. На прогулке, а также с помощью книг и видео изучайте с ребенком окружающий мир – животных, транспорт, явления природы, насекомых, продукты питания, цветы и многое другое.


Больше занимайтесь с ребенком над более слабыми областями развития

Друзья, если вы хотите практиковать систематические развивающие занятия с ребёнком 2–3 лет в домашних условиях, но не знаете, с чего начать, рекомендуем внимательно прочитать этот материал, сохранить статью в избранное или распечатать её ключевые моменты. Не вдаваясь в детали и не останавливаясь подробно на отдельных развивающих играх и упражнениях, мы расскажем, на что надо обратить особое внимание при занятиях с малышами этого возраста, и подскажем, как составить эффективный план развития.

Интересно? Тогда приступаем!

Физическое развитие

Здоровье - главная ценность в любом возрасте. Подобранный по возрасту комплекс физических упражнений - эффективный инструмент для поддержки и укрепления здоровья. Активные подвижные игры - лучший способ физического развития в дошкольном возрасте. Вашему малышу уже исполнилось 2 года? Активно прививайте ему любовь к спорту, используя для этого все доступные методы.

  1. Ходьба по кривым линиям, по чуть приподнятой над уровнем земли доске, по горкам и кочкам.
  2. Бег за целью (игры в лова, например) и/или с препятствиями.
  3. Прыжки на одной/двух ногах, в длину и высоту, с подниманием ног, через препятствия (с кочки на кочку, через воображаемую речку или обрыв и пр.).
  4. Полосы препятствий, в которых надо взбираться на лестницы, перепрыгивать с объекта на объект, проходить по сенсорным коврикам, пролазить по тоннелю.
  5. Активные игры с мячом: пинать мяч ногами, катать его, переносить с одного места в другое, кидать в цель (цель должна быть большой, а расстояние до неё - маленьким), ловить и бросать его.
  6. Утренняя зарядка со стихами.
  7. Танцы (ритмичные движения под музыку).

Мелкая моторика

Помимо моторики общей, т. е. ловкости, координации, силы, скорости движений крупных мышц, важно развивать мелкую моторику рук. Тренируя детские пальчики выполнять тонкую работу, вы развиваете интеллектуальные способности малыша, стимулируете речевые отделы головного мозга, улучшаете свойства детских памяти и внимания. Для развития мелкой моторики в 2–3 года можно по-прежнему использовать массаж рук и простые упражнения пальчиковой гимнастики для малышей. Но не забывайте для занятий с подросшим карапузом подключать более сложные задания.

  1. Игры с застёжками: пуговицы, липучки, шнурки, кнопки, петельки. Их можно перебирать, складывать из одной баночки в другую, завязывать, нанизывать, сортировать.
  2. Игры с конструктором.
  3. Игры с кубиками.
  4. Мозаика
  5. Лепка из пластилина, теста, специальной массы для самых маленьких.
  6. Поделки из подручного материала: шишки, листья, палочки, фасоль, крупа, макароны.

Развитие речи

К двум годам словарный запас ребёнка составляет около 50 слов. Естественно, мы напоминаем, что дети разные, и, если ваш малыш в 2 года ещё не разговорился, поводов для паники нет, а вот мотивация для более усердной педагогической работы над развитием речи есть. Важно, чтобы карапуз постоянно слышал вокруг себя правильную взрослую речь, чтобы с ним беседовали, чтобы его всячески стимулировали выражать свои мысли, желания и потребности при помощи слов. К трём годам малыш уже должен научиться правильно составлять фразы из 4–5 слов, разучивать стишки и песенки, поддерживать несложный разговор на бытовые темы, хорошо понимать словесные инструкции.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Пальчиковая гимнастика, занятия на развитие мелкой моторики.
  3. Расширение словарного запаса (чтение, беседы, просмотры развивающих мультфильмов и детских передач).
  4. Составление простых рассказов по сюжетным картинкам.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Знакомство с буквами и звуками.
  7. Учить наизусть потешки, простые стихи для самых маленьких.

Развитие воображения

В раннем детстве малыши - большие фантазёры. Внимательное отношение к детским фантазиям, грамотная работа по направлению их в созидательное русло помогает делу воспитания творческий, креативной личности с развитым воображением. Важно понимать, что порой, увлёкшись вымышленным миром, малыши выдают свои фантазии за чистую монету. В этом случае нельзя ругать ребёнка за ложь: учитесь отличать обман от плодотворной работы воображения. Учите ребёнка отличать вымысел от реальности, но наберитесь для этого такта и терпения. Создайте благоприятные условия для эффективной реализации творческого воображения.

  1. Рисование карандашами, фломастерами, восковыми мелками и мелками на асфальте, пальчиковыми красками и акварелью.
  2. Нетрадиционные техники рисования: кляксография, печати, рисование мятой бумагой, паспарту.
  3. Аппликации на заданные и вольные темы. Детям младшего дошкольного возраста предлагайте создавать отрывные аппликации и аппликации из подготовленных фрагментов. Детей старше трёх лет уже можно учить пользовать безопасными детскими ножницами.
  4. Читайте - много, часто и с удовольствием. Меняйте интонации, читайте в ролях, придумывайте новые сюжетные повороты в хорошо знакомых, любимых сказках малыша.
  5. Рассматривайте картинки, сочиняйте по ним истории, придумывайте, о чём мечтал художник, когда рисовал эту картину, или фантазируйте на тему того, что могло предшествовать изображенным на ней событиям или что случилось после них.
  6. Ролевые игры: пусть ребёнок укладывает спать любимую куклу, готовит борщ из воображаемых овощей или строит прекрасный дом, укладывая кирпичик к кирпичику.
  7. Домашний театр: показывайте малышу театрализованные представления, используя пальчиковый театр или игрушки. Привлекайте карапуза к исполнению ролей. Пусть по мере сил он выступает перед зачарованными зрителями: пупсами и куклами, плюшевыми зайцами и мишками, братиками, сестричками, родителями…

Как составлять развивающие занятия для детей 2–3 лет

  1. В разговоре с ребёнком откажитесь от термина «занятие» в пользу понятия «игра». Развивающие игры должны приносить не только пользу, но и удовольствие. Без этого об эффективном развитии в раннем детстве речи идти не может.
  2. Имейте для себя примерный план занятия, но будьте готовы в любой момент изменить запланированное течение событий, повинуясь интересам и настроению ребёнка. Не принуждайте малыша делать то, что ему неинтересно в данный момент, и не заставляйте без веских причин отказываться от занятия, которое его увлекло.
  3. В 2–3 года память и внимание ребёнка имеют непроизвольный характер. Малыш просто неспособен концентрироваться на чём-либо, что ему неинтересно. Если у вас получится задержать внимание ребёнка на запланированном вами объекте изучения около 7–10 минут, можно считать, что занятие прошло более чем успешно.
  4. Создайте условия, в которых ребёнок сможет переключаться с занятия на занятие, выбирать наиболее интересный для него в данный момент вид деятельности, проявлять познавательную активность в безопасной, располагающей среде. По возможности на период бодрствования ребёнка оставьте в пределах доступности материалы для творчества, книги, развивающие пособия, дидактические материалы. Безусловно, в приоритете - вопросы детской безопасности!
  5. В предложенном нами плане в каждом направлении развития ребёнка 2–3 лет мы предложили по 7 групп занятий. Это значит, что вы можете брать по группе на каждый день. К примеру, в понедельник вы делаете акцент на ходьбе по кривым дорожкам, шнуровках, артикуляционной гимнастике и рисовании цветными карандашами, во вторник учите малыша бегать, преодолевая небольшие препятствия, предлагайте ему игры с прищепками, занимаетесь пальчиковой гимнастикой и рисуете мятой бумагой… Но, как правило, в течение дня вы неоднократно будете возвращаться к одним и тем же занятиям, чередовать их в произвольном порядке или придумывать новые виды деятельности на основе знакомых игр и упражнений. Будьте к этому готовы!

Мы желаем вам успешных занятий. Пусть ваше родительство будет счастливым! До новых встреч!

Вот и прошел тот день, когда вместе с малышом вы задули две свечи на его именинном торте. Это уже не тот беспомощный комочек, который вы увидели в момент рождения. Ваш ребенок вырос, многому научился, произошло его эмоциональное, психологическое и физическое развитие. Чего же он успел достичь? Во-первых, значительно обогатился его лексикон. Он узнал 100-200 новых слов. Ребенок может общаться простыми предложениями, употребляя прилагательные (обычно к 2,5 годам и позже).

Малыш эмоционально уравновешен, обычно расположен в хорошем настроении. Для него не составит труда как спуститься, так и подняться по лестнице. Он резво бегает, прыгает, перешагивает препятствия. Ребенок правильно складывает пирамидку из 4-5 колец, начинает различать предметы по их качеству – холодный, горячий, тяжелый, мягкий. Может самостоятельно частично снимать одежду, например, носочки или колготки, и одеваться при поддержке взрослых.

Уход за ребенком в 2 года

Ухаживая за малышом, родители следят за его здоровьем, безопасностью, развивают его, обеспечивают комфорт. Продолжают вырабатывать культурно-гигиенические навыки у ребенка. Он все чаще должен сам пить из чашки, есть ложкой, проситься на горшок. К двум годам необходимо полностью отойти от памперсов или оставить их только на крайний случай – поход в гости, длительный переезд или прогулка в холодное время года.

Малыш уже знает, что после улицы, также как и перед едой нужно мыть ручки. Во время еды следует объяснять малышу правила нахождения за столом – что нельзя размахивать руками, проливать содержимое тарелки, нужно быть аккуратным. За общим столом ему еще находиться неудобно, поэтому прием пищи должен происходить в специальном месте — за детским столиком или стульчиком.

Питание ребенка в 2 года

К двум годам организм ребенка, все его органы, в том числе и пищеварения, претерпевают ряд изменений. Совершенствуется функция пищеварительной системы, печени, селезенки, поджелудочной. Стабилизируется кишечная микрофлора, которая помогает разлагать клетчатку, синтезировать полезные элементы, витамины. Поэтому в рацион вводят новые блюда и продукты – овощные салаты, морковь, свекла, бобовые, щи, борщи на мясном бульоне. У ребенка появляются дополнительные молочные зубы, он уже в состоянии хорошо пережевывать пищу. Поэтому перетирать ее не надо. Достаточно хорошо разварить, можно дополнительно размять вилкой. Как бы ни хотелось побаловать своего малыша, но такие продукты как колбаса, копчености, шоколад, торты, сдоба, в два года еще рано вводить в питание. Стоит ограничиться карамелью, зефиром, пастилой.

Режим дня ребенка в 2 года

Режим детей, посещающих ясли и находящихся дома, может отличаться временем пробуждения и отходом ко сну. Обычно «домашние» дети позже ложатся и позже встают. В остальном же распорядок дня у них схож. Дневной рацион малыша разделен на четыре кормления, с промежутками около четырех часов. Если у вашего ребенка хороший аппетит, можно оставить ему пятое кормление в виде второго завтрака или полуночника (прием пищи за 1-1,5 до сна). В день ребенку необходимо две прогулки на свежем воздухе и два дневных сна. Постепенно можно попробовать перевести его на один дневной сон. Если он стал вялым, капризным, у него снизился аппетит, следует малыша вернуть в привычный режим. После дневного сна можно ввести водные процедуры – обливание ножек прохладной водой или обтирание тела влажным полотенцем. Это сделает организм малыша более закаленным и стойким к простудам.

Занятия с ребенком в 2 года

В два года ребенок осваивает все больше окружающего пространства. Ему интересно абсолютно все. Обязательно разговаривайте с ним, объясняйте, не отмахивайтесь от него, отвечайте на каждый его вопрос. Его можно взять на прогулку в парк, понаблюдать за тем, как летают бабочки, жучки, поют птички, растут цветочки, показать, как это красиво. Этим вы развиваете в нем эстетические качества. Осенью обратить его внимание, как меняют свой цвет листья, почему они осыпаются. Маленькие дети очень любят собирать каштаны или желуди, поэтому не отказывайте им в этом удовольствии.

Обязательно купите ребенку паззлы и конструктор с яркими крупными деталями, подскажите, как собирать картинку. Можно приобрести кубики с алфавитом или цифры и буквы на магнитиках, чтобы начать с ними знакомиться и постепенно запоминать. Следите за реакцией ребенка, чтобы ему было интересно самому. Обычно от увлекательного занятия его бывает не оторвать. Не заставляйте его делать что-то через силу. Если малыш чего-то не хочет, капризничает, значит он еще не созрел в эмоциональном и психологическом плане. Лучше подождите пару месяцев, чтобы он подрос.

В два годика можно в игровой форме начать учиться различать и запоминать цвета. Необходимо выбрать игрушки разного цвета, например, желтого, красного, зеленого – пластмассовых мишек, зайчиков, мышат. И подготовить квадраты или прямоугольники таких же цветов (предварительно вырезать из бумаги). Вначале поиграть недолго с одной игрушкой, называя ее цвет, затем с другой. После вместе с малышом попытаться найти для каждой игрушки свой домик, т.е. такого же цвета, как и игрушка. Вначале ребенок будет путаться, но затем безошибочно начнет определять цвета, и произносить их названия. Когда ребенком полностью усвоены одни цвета, постепенно переходят к ознакомлению с другими.

Малыши очень любят слушать сказки, вам придется рассказывать или перечитывать их по многу раз. Наберитесь терпения. Сказки и книжки учат ребенка быть добрым, храбрым, справедливым — показывают это на примерах, доступных для его понимания. Пусть ваш малыш еще и еще раз переживет волнительный момент, пожалев обиженного зайчика, мышонка или радуясь, что удалось прогнать хитрую лисицу или победить злого волка.

Чтобы ребенок не коверкал слова и учился правильно говорить, можно с ним заучить и повторять несложные предложения-чистоговорки. Вначале их нужно выучить, проговорить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Начать можно с самых простых, например, «ос-ос-ос – на столе кокос», «ас-ас-ас – сладкий ананас». Затем немного усложнить: «Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой», «У осы не усы, не усищи, а усики». В более сложных вариантах присутствуют трудновыговариваемые звуки – «ж», «ш», «р», «ч». Например, «ро-ро-ро – на полу ведро» или «ежу на ужин жук нужен».

Для развития слухового восприятия, с малышом можно поиграть в такую игру. Взять 6 или 8 пустых желтеньких контейнеров от «киндерсюрпризов» или спичечных коробков. Коробки можно оклеить однотонной цветной бумагой. Сделать 3 или 4 пары, насыпав в каждую пару равное количество разных сыпучих веществ, чтобы совпадал звук. Например, гречку, сахар, положить фасоль или бусины. Один такой набор (3-4 контейнера) дать ребенку, другой оставить себе. Взрослый берет любой коробок, трясет им, а малыш должен потрясти все свои контейнеры, чтобы выбрать правильный коробок, похожий по звучанию.

Игры и игрушки для детей в 2 года

В этом возрасте ребенок не только хочет играть в игрушки, но и принимать активное участие во «взрослой» жизни. Поэтому ему можно дать небольшую свободу действий. Разрешить переставлять стулья, переложить книжки на полке, навести порядок в шкафу. Его даже можно оставить на некоторое время в комнате одного. Не забыв при этом обеспечить безопасность: спрятать все опасные предметы, спички, иголки, лекарства, если они расположены в зоне досягаемости.

В два года ребенок достаточно усидчив. Особо не утомляясь, может полчаса заниматься одним делом. Поэтому он получит массу удовольствия, если дать ему фломастер или карандаш и разрешить порисовать. Можно показать ему, как рисовать самые простые фигуры, кружочки и загогулины. Вначале помогая своей рукой, а затем дать ему возможность выводить их самостоятельно. Малыши очень любят пальчиковые краски, рисовать ими легко и увлекательно. Но в два года можно попробовать дать ему в руки кисточку. Пусть ребенок поводит ею по бумаге, смешивая краски и наслаждаясь процессом. Постепенно он начнет рисовать вполне осмысленные «картины».

Чтобы малыша развлечь, можно сделать самые простые аппликации. Вырезать из бумаги разные фигурки. Затем их намочить в тазике с водой и приклеивать на двери или кафельную стену. Этими действиями малыш может заниматься самостоятельно, а у вас появится свободное время для своих дел. Если вы готовите обед на кухне, посадите ребенка рядом, чтобы он был на глазах, и в то же время «при деле», не отвлекал вас.

Медицинское наблюдение в 2 года

Малыш в два года уже окреп, ему не требуется такого пристального медицинского наблюдения, как на первом году жизни. Участкового педиатра он посещает по мере необходимости, чтобы мама могла получить необходимую консультацию, во время болезни или перед назначением прививок. Если малыш посещает ясли, медицинское наблюдение производится непосредственно по месту, в детском саду. По показаниям, могут быть назначены обследования у узких специалистов – психолога, логопеда, фтизиатра, эндокринолога и т.п. Раз в год малышам необходимо проходить обязательную диспансеризацию у отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта. А также в сроки делать необходимые прививки и проводить ревакцинацию.

Два года – это такой возраст у ребенка, когда его развитие происходит убыстренными темпами. Он меняется и взрослеет практически на глазах. Не упускайте этот момент. Играйте с малышом, читайте книги, разговаривайте, учите новым словам, давайте слушать музыку. Не бойтесь перегрузить ребенка, в это время для него много информации не бывает. Главное, чтобы ваши с ним занятия были для него в радость и в охотку, преподносите их в виде игры. Следите, чтобы он достаточно времени отдыхал, не забывайте про дневной сон. Можно начать привлекать ребенка к помощи в домашних делах, посильных для него. Например, протереть пыль, покормить попугайчика или кошечку, собрать крошки со стола. Пусть на этом этапе у него не все получается и вам придется за ним многое переделывать, главное, привить ему любовь к труду и подарить еще немного позитивных эмоций. Ведь он так любит помогать взрослым, ощущая себя большим. Даже, если он то-то пролил во время уборки или рассыпал, не ругайте его, подбодрите и похвалите за старания. Вообще его не стоит ругать, если у него что-то не получается (в игре или обучении), чтобы не запугать и не отбить охоту.

Адаптационный период – серьёзное испытание для малышей 2-3-го года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому наши занятия помогут малышу быстрее адаптироваться к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ДСКВ «Сказка»

Занятия с детьми 2-3 лет

в период адаптации к дошкольному учреждению

Педагог-психолог

Смолич А.И.

В ГОСТИ ЗАЙЧИК ПРИШЁЛ

Задачи:

  • Развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, сенсорики;
  • Развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

Игрушка бибабо «Зайчик», крупная фасоль в подарочной коробке, маленькие игрушки, мыльные пузыри, соленое тесто, картон.

Ход занятия:

1. Дети сидят на стульчиках в игровой зоне. Психолог делает вид, что прислушивается, достает игрушку би-ба-бо:

Ой! Кто это к нам в гости бежит-спешит? Посмотрите, кто это? Зайчик. Зайчик какой? Маленький, мягкий, пушистый.

Заинька, зайка,

Маленький зайка,

Зайка-трусишка,

А давайте мы с вами покажем зайчику, какие мы хорошие, и, чтобы он нас не боялся, мы с ним поздороваемся и скажем, как нас зовут.

Каждый по очереди здоровается с зайчиком, называет своё имя.

Зайка принёс для вас подарок.

Психолог достаёт подарочную коробку, трясёт её. Каждый ребёнок стучит по крышке коробки пальчиком со словами: «тук-тук-тук». Коробка открывается и дети видят её содержимое.

Что это? Зёрнышки. Сколько их? Много. Сейчас наши ручки будут играть с зёрнышками, а зайчик будет прятать подарочки для нас в коробке.

Психолог демонстрирует, как дети должны играть с зёрнышками, набирая их в кулачки и высыпая обратно в коробку (имитация того, что мы месим тесто). При этом психолог приговаривает:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место,

Будут, будут из печи

Булочки и куличи.

Каждый ребёнок по очереди играет с зёрнышками, после чего психолог закапывает глубоко одну маленькую игрушку для каждого. Дети находят сюрприз. Когда все выполнили упражнение, игрушки снова прячутся в зернышки уже самими детьми.

2. - За то, что вы такие молодцы зайчик приготовил для вас ещё один подарочек – мыльные пузыри. Как мы ловим пузырьки? Двумя ручками.

Дети выходят на коврик, ловят пузыри, затем каждый выдувает их по очереди.

3. После этого дети садятся за стол и играют с солёным тестом.

Зайчик такой хороший, столько подарков нам подарил. А давайте мы с вами тоже ему что-нибудь подарим? Давайте испечём ему пирог.

Дети рассматривают и трогают тесто. Затем психолог раздает каждому по кусочку.

Тесто какое? Липкое, мягкое. А давайте мы с вами наше тесто помесим (ещё раз проговариваем потешку «Месим, месим тесто»). А теперь мы покатаем колбаску (катаю, катаю – колбаску получаю). Какая красивая, длинная колбаска у нас получилась! А теперь давайте мы превратим её в колобок. Для этого нам с вами снова нужно помесить тесто, положить его на стол и покатать (катаю, катаю – колобок получаю). Какой красивый колобок, давайте положим его на тарелочку (психолог раздает картонные круги) и придавим ладошкой. Получился красивый, круглый пирог. А теперь мы украсим наш пирог зёрнышками (психолог раздает детям крупную фасоль и они прячут её в тесте). А теперь давайте подпишем ваши работы (каждый ребёнок рассказывает психологу, кто сделал пирог и психолог его подписывает).

Теперь давайте скажем нашему зайчику до свидания. Завтра он снова придёт к вам в гости. Идем скорее мыть руки.

ЗАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ

Задачи:

  • Снятие эмоционального напряжения, развитие эмпатии;
  • Развитие мелкой моторики и речи;

Материалы:

Игрушка бибабо «Зайчик», пластмассовые ведерки с прорезями в крышке (на крышках нарисованы мордочки мультипликационных героев), маленькие деревянные круги, квадраты, прямоугольники (пособие из кассы цифр и счётного материала), чашечки, мыльные пузыри, пластилин и вырезанные из бумаги баночки.

Ход занятия:

1. Дети сидят за столом. В гости снова приходит зайка бибабо. Дети проговаривают кто это. Вспоминаем стишок:

Заинька, зайка,

Маленький зайка,

Длинные ушки (приставить руки к голове),

Быстрые ножки (потопать ногами по полу).

Зайка-трусишка,

Деток боишься (закрыть лицо ладонями)!

Зайка какой? Мягкий и пушистый. Что это такое у зайки? Голова. Что есть у зайки на голове? Ушки, глазки, носик, ротик. Ушки какие? Длинные. А это что такое? Хвостик. Хвостик какой? Короткий.

Каждый ребёнок рассматривает зайку и гладите его, приговаривая: «Мягкий, пушистый».

Наш зайка грустный, зайка плачет. У него заболели друзья. У них болит горлышко, головка, они чихают и кашляют. Давайте поможем зайчику и его друзьям. Мы будем их лечить – угощать витаминами.

Психолог раздает каждому ребёнку ведерко, чашечку, наполненную кругами, квадратами и прямоугольниками.

Посмотрите, детки, в этой чашечки лежат витамины. Они какие? Разные. Нам нужно взять ОДНУ витаминку и положить её в ротик друзьям нашего зайчика. Потом взять ещё одну и снова положить её в ротик. И так пока не кончатся все витаминки. Какие вы все молодцы! Справились с заданием – вылечили друзей нашего зайчика. За это они хотят с вами поиграть.

2. Дети выходят на коврик, ловят пузыри, затем каждый выдувает их по очереди.

3. - А теперь давайте вместе с зайчиком сделаем зарядку.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит (присели на корточки и приставили руки к голове).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (встаем и хлопаем в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем).

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг и убежал (бегаем по кругу)!

4. - Ой, какой веселый зайка. А давайте, чтобы никто больше не болел, мы с вами сделаем баночку с витаминами. Будем катать маленькие шарики из пластилина и складывать их в нашу баночку.

Дети садятся за стол? Психолог раздает каждому вырезанную из бумаги баночку и маленькие кусочки пластилина.

Берем ОДИН кусочек пластилина, кладём его на ладошку и катаем круглый колобок. Катаем, катаем – колобок получаем. Теперь берем наш круглый колобок и лепим его на баночку. Топ! Молодцы! Какая красивая у вас получилась баночка с разноцветными витаминами. Говорим нашему зайчику и его друзьям до свидания и идём мыть руки.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • Развитие мелкой моторики, памяти, внимания и образного мышления;
  • Развитие речи, сенсорики;
  • Развитие дыхательной системы;
  • Снижение излишней двигательной активности;
  • Развитие умения слушать и слышать инструкцию педагога-психолога.

Материалы:

Игрушка бибабо «Зайчик», волшебный мешочек, банан, апельсин, груша, мыльные пузыри, картинка с изображение банана, желтая цветная бумага, нарезанная квадратиками, клей.

Ход занятия:

1. Дети сидят за столом. В гости снова приходит зайка. Начало занятие такое же как 8.10.13 (повторение). Дети поздоровались с зайчиком, рассмотрели его, вспомнили стих.

Зайка принес вам подарок – волшебный мешочек. В нем что-то спрятано? Посмотрим, что же там внутри?

Дети по очереди достают из мешочка фрукты, рассматривают их, трогают, называют признаки.

Что это? Банан. Банан какой? Длинный, жёлтый, вкусный. А это что? Апельсин. Апельсин какой? Большой, круглый, оранжевого цвета, ароматный (психолог слега царапает кожуру и дает понюхать детям). А это что? Груша. Груша какая? Твердая, зелёная, сладкая, треугольной формы.

Фрукты прячутся в мешочек. Психолог каждого ребенка по очереди просит достать тот или иной фрукт из мешочка.

Достань мне, Василиса, длинный, желтый банан. Алмаз, достань большой, круглый апельсин. Арсений, найди в мешочке твердую, треугольную грушу. Молодцы! Вы такие умнички, что зайка хочет с вами поиграть.

2. Дети выходят на коврик ловят/дуют мыльные пузыри, делают зарядку с зайчиком (повторение, см. занятие от 8.10.13).

3. Дети садятся за стол. Психолог раздаёт картинку с изображением банана. Смазывает её клеем-карандашом и раздаёт детям нарезанную квадратиками жёлтую цветную бумагу.

Что это? Банан. Банан какой? Длинный, желтый, вкусный. Сейчас мы с вами сделаем красивый, длинный, желтый банан и подарим его нашим мамам. Мажем указательный пальчик в клей, ловим этим пальчиком маленький квадратик и клеем его на банан.

Дети садятся за стол и делают аппликацию «Банан».

Какие вы молодцы! Красивые бананы получились у вас. Давайте скажем нашему зайчику до свидания и пойдем мыть руки.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ

Задачи:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Развитие мелкой моторики, речи, сенсорики;
  • Развитие чувственного восприятия;
  • Развитие дыхательной системы;
  • Снижение излишней двигательной активности;
  • Развитие умения слушать и слышать инструкцию педагога-психолога.

Материалы:

Большая игрушка бибабо «Зайчик», красивая баночка или коробка, мячики-попрыгунчики по количеству детей + 1 для психолога, песок, поднос, полотенце, мыльные пузыри, желтая краска, картинка с изображением мячика, тычек (палочка с губкой на конце).

Ход занятия:

1. Дети сидят за столом. В гости приходит папа-заяц бибабо. Дети рассматривают его, здороваются с ним по очереди, вспоминают стих (см. занятие от 8.10.13, повторение).

Психолог достаёт закрытую красивую баночку/коробку с мячиками-попрыгунчиками, трясёт её.

Папа-заяц принес для нас подарки. Ой! Что это там так шумит. Давайте скорей смотреть (каждый ребёнок по очереди пальчиком стучит по крышке со словами: «Тук-тук-тук», психолог открывает баночку)! Что это? Мячики. Сколько мячиков? Много. Мячики какие? Разные, круглые. Закир, возьми ОДИН самый красивый мячик и крепко держи его в руке (раздаем каждому). Теперь положили мячик на стол, положили на него ладошку и катаем мячик.

Взад, вперёд его качу (катаем мячик взад, вперед).

Вправо, влево, как хочу (катаем вправо, влево)!

Я из рук не выпускаю,

С мячиком сейчас играю (перекатываем по столу мячик из одной руки в другую).

Теперь другая ручка играет с мячиком. Молодцы! Хорошо покатали мячик. А теперь подняли ручку с мячиком высоко вверх.

Мячик сильно пожимаю (сжимаем, разжимаем кулачок),

И ладошку поменяю (перекладываем мяч в другую руку, повторяем упражнение).

2. Психолог достаёт поднос с песком, накрытый полотенцем. Снимаем полотенце и показываем, что лежит на подносе.

– Детки так хорошо поиграли с мячиками, что папа-заяц решил сделать вам сюрприз. Что это? Песок. Давайте наши ручки поиграют с ним. Сколько песка? Много. Что он делает? Сыплется. Мы сейчас с вами порисуем на нашем песке. Показали указательный пальчик, этим пальчиком мы нарисуем круглый мяч.

Психолог демонстрирует, как нужно играть с песком, набирает его в руки и высыпает обратно, потом рисует круг и даёт каждому ребенку по очереди сделать тоже самое.

Молодцы! Вы так хорошо поиграли с песком и порисовали, что папа-заяц хочет с вами сделать зарядку и подуть мыльные пузыри.

3. Дети выходят на коврик ловят/дуют мыльные пузыри, делают зарядку с папой-зайцем (повторение, см. занятие от 8.10.13).

4. Дети садятся за стол. Психолог раздает картинки с изображением мяча, тычки, окунутые в желтую краску.

Что это? Мячик. Мячик какой? Большой, круглый. Сейчас мы с вами будем раскрашивать наш мячик краской. Какого цвета это краска? Жёлтая, как солнышко. Давайте возьмем в правую ручку нашу волшебную кисточку и будем ей «топать» по нашему мячику. Вот так – топ, топ, топ (раскрашиваем рисунок в пределах контура примакиванием). Молодцы! Теперь говорим папе-зайцу до свидания и идем мыть руки.

Я НАДЕНУ КУКЛЕ БУСЫ

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • Развитие сенсорного восприятия;
  • Закрепить знания о геометрической фигуре – круг;
  • Закрепить понятие «одинаковые»;
  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
  • Закрепление пространственных представлений;
  • Развитие мелкой моторики, речи;
  • Развитие дыхательной системы;
  • Снижение излишней двигательной активности;
  • Развитие умения слушать и слышать инструкцию педагога-психолога.

Материалы:

Кукла, картинки с изображением нитки с бусинами по количеству детей, круги из набора кассы цифр и счётного материала, соответствующие количеству бусин на картинках, красивая баночка/коробка, мячики-попрыгунчики, мыльные пузыри, пластилин, картинки с изображением нити для бус (на творчество).

Ход занятия:

1. Психолог показывает куклу.

Посмотрите, ребята, кто к нам сегодня пришёл в гости. Кто это? Кукла. Кукла какая? Красивая, нарядная, большая. Давайте мы поздороваемся с нашей куколкой (дети по очереди здороваются с ней за ручку).

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдешь!

Глазки сразу открывает,

Только на руки берешь.

Я надену кукле бусы,

Платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе

В старом куколку мою.

Дети рассматривают куклу, показывают и называют части тела.

Наша куколка грустная, она плачет. У куколки порвались бусы. Мы поможем нашей кукле? Сделаем ей новые бусы? Вот какие бусы есть у меня (психолог раздаёт картинки с бусами и круги), а ещё у меня есть вот такие бусинки. Какие они? Круглые, маленькие. Сколько их? Много. Берем ОДНУ бусинку и ищем круглый домик для неё на картинке. Теперь берем ещё ОДНУ бусинку и ищем круглый домик для неё, и так пока не закончатся бусинки и домики для них. Какие вы молодцы! Сделали нашей кукле новые, красивые бусы! За это она приготовила для вас подарки.

2. Психолог достаёт коробочку с мячиками-попрыгунчиками (повторение, см. занятие от 10.10.13).

Молодцы! Вы так хорошо поиграли с мячиками, что кукла хочет с вами сделать зарядку и подуть мыльные пузыри.

3. Дети выходят на коврик ловят/дуют мыльные пузыри, делают зарядку (повторение, см. занятие от 8.10.13).

4. Дети садятся за стол. Психолог достает картинки с изображение ниточки для бус и маленькие кусочки пластилина.

А теперь давайте мы с вами сделаем подарки для наших мам. Посмотрите внимательно на листочки, на них нарисованы ниточки. Покажите мне, Арслан, где на твоем листике нарисована ниточка. Мы берем с вами ОДИН кусочек пластилина, кладем его на ладошку и катаем колобок. Катаем, катаем – колобок получаем. Вот какой красивый, круглый колобок получился. Теперь лепим нашу круглую бусинку на ниточку. Берем ещё ОДИН кусочек, снова катаем его на ладошке и лепим на нашу ниточку и так, пока на ниточке не кончится место. Молодцы! Какие красивые бусы вы сделали для мам! Говорим куколке до свидания. И идем мыть руки.



Top