Краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи. Проект по логопедии (старшая группа) на тему: Логопедический проект
Светлана Филиппова
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и именно через игру, игровые приемы, и игрушки коррекция речевых нарушений происходит быстрее, качественнее, а поставленные задачи выполняются решаются благодаря максимальной заинтересованности ребенка, и мотивации к совместной деятельности.
В нашем детском саду закончился краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи».
Цель проекта-
развитие основ речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений,привлечение родителей к совместному изготовлению игрушек для звукоподражания, закрепления, и введения звуков в речь, также развития связной речи как на логопедических занятиях, так и в повседневной жизни.
Задачи проекта
1. Сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствование мелкой моторики через пальчиковые игры;
3. Повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста;
Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста;
Обогащение опыта родителей в воспитании детей.
В старшей группе №2 родители и дети приняли самое активное участие, и вот что у нас получилось:
Пальчиковые тренажеры «По дорожке я шагаю»
изготовили Булакина Даша с мамой Татьяной Николаевной. Вместе с куклой, одетой на пальчики, дети шагают по кочкам-дорожкам, автоматизируя звук, или произнося слоги, слова. Сочетание движения пальчиков и речи помогают детям в игровой форме быстрее справиться с автоматизацией.
Перчаточный Мишутка-язычок
Наш помощник при проведении артикуляционной гимнастики стал любимцем детей. Его придумали и смастерили Ярославцева Ангелина вместе с мамой. «Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. И от кончика до края покусаю. покусаю…» Движения языка и движения руки выполняются синхронно,со стихами, например, Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась,
Видно, очень устала.
(упражнение «Лопаточка»)
Замечательная змейка для вызывания и закрепления звука Ш
получилась у Бондарева Влада с мамой Анной Александровной.
Змейка ползет и шипит Ш -Ш-Ш, звук нас учит говорить Ш-Ш –Ш
Ша-ша-ша- наша змейка хороша
Шо-шо-шо- все шипим мы хорошо
Трудолюбивая пчелка Жужа,
которую изготовила Муравьева Варя вместе с мамой помогает нам закреплять звук Ж,
Пчелка Жужа собирает нектар, и повторяет свои любимые песенки-чистоговорки;
Жа-жа-жа- пчелы весело жужжат
Жу-жу--жу -я как пчелка пожужжу
Жи-жи-жи-ты мне пчелку покажи
Пальчиковый театр по сказке «Теремок»
изготовили Мананников Алеша со своей мамой
Оразова Жасмин изготовили с мамой
пальчиковый театр по сказке» Репка»
Дети с огромным удовольствием участвуют в драматизации сказок, закрепляя правильное произношение звуков и развивают связную речь.
Публикации по теме:
Краткосрочный проект «Игрушки» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Солнышко» Воспитатель: Ананченко Т. С Паспорт проекта. Тема: «Игрушки» Тип проекта:.
Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей» Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию,.
Краткосрочный проект для старше-подготовительной группы «Народные игрушки» МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Сулусчаан» Утверждаю: Заместитель заведующего по УМР ___/О. В. Сыроватская/ Краткосрочный проект «Народная.
Краткосрочный проект «Мордовские народные игрушки» Проект «Мордовские народные игрушки» Средняя группа.
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игрушки» Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный (5 дней) Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
«МБДОУ» 16 г. Кропоткин Еремкина Лариса Владимировна воспитатель Цель: научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.
Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» Выполнила учитель-логопед МДОУ д\с №5 «Тополёк» пгт. Кокуй Злобина А. А. Содержание: Раздел I Информационная часть 1. Паспорт проекта Раздел.
Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение детский сад « Калинка» г.Черногорск
Проект по теме:
« Логопедическая кладовая »
Разработали: воспитатели группы компенсирующей направленности Дронова Н.А, Прибылова Л.В учитель-логопед Бойко О.О
Черногорск 2017
Введение
:
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»
В логопедических группах должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.
Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно - развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда.
При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). Но управляющей структурой все же является учитель-логопед.
Создание развивающей среды является одной из основных задач общеобразовательной программы.
Уникальность проекта
Уникальность нашего проекта заключается в том, что мы предполагаем в своей деятельности взаимодействие педагогов, детей и членов их семей в создании особой развивающей среды и формировании творческого подхода к организации группового пространства.
Вид проекта : долгосрочный.
Продолжительность : 5 месяца
Сроки реализации : январь – май 2017г.
Участники проекта : дети с нарушениями речи компенсирующей группы , учитель-логопед, воспитатели, родители.
Ресурсы проекта: канцелярия: офисная бумага, ножницы, цветная бумага; худ.литература, дидактический материал, добровольная спонсорская помощь,
Возраст дошкольников на которых рассчитан проект 5-6 лет, Старшая группа
Актуальность проекта .
В настоящее время перехода от функционирования логопедических пунктов к компенсирующим группам для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) актуальной становится проблема организации пространственной среды для данной категории детей .
Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи , умения ею пользоваться в игре, конструировании, наблюдении, при непосредственной образовательной деятельности и т. д. зависит самооценка, успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском обществе. Не только коррекционные занятия со специалистами, но и окружение ребенка должно способствовать развитию речи дошкольников . Пространственная среда , как система материальных объектов, создает условия для успешной социализации ребенка с недостатками речи , его личностного развития в соответствии возрасту видам деятельности.
Особая важность проекта обусловлена тем , что коррекция речи должна осуществляться комплексно и систематически в условиях ДОУ и семьи. Окружение должно стимулировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, действий в речи , а также способствовать более быстрому и ненавязчивому закреплению работы по исправлению дефектов речи , проводимой логопедом на индивидуальных и групповых занятиях .
Организация пространственной среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи должна быть проведена при участии не только учителя-логопеда и воспитателей, но и родителей. Тем самым обеспечивается перенос знаний родителей по организации окружения ребенка в домашние условия и осуществляется профилактика симптома «брошенного ребенка» *.
*Симптом «брошенного ребенка» обусловлен семейным укладом, при котором ребенок вынужден общаться только с компьютером , телевизором, игрушками (часто не способствующими развитию ребенка) . Родители перекладывают воспитание и обучение ребенка на бабушек, няней, воспитателей и т. д.
Цель проекта : создание предметно-развивающей среды для повышения потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей .
Задачи проекта:
1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, открывающими возможности для их позитивной социализации, их личностного развития;
2. Повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды для ребенка с нарушением речи ;
3. Увеличение объема воздействия и обеспечение закрепления материала по коррекции дефектов речи в условиях группы при самостоятельной и совместной деятельности детей ;
4. Воспитание любви и интереса к художественной литературе, к коррекционным занятиям;
5. Развитие психических процессов и двигательной активности, создающих базу для успешной коррекции недостатков речи .
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы , выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей .
Задачи:
1) Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2) Диагностика содержания пространственной среды в группе .
3) Определение содержания логопедического проекта , условий его реализации.
II. Основной этап (практический) :
Реализация содержания проекта .
1) Тематические выступления для воспитателей «Обогащение и планирование работы по развитию речи детей в центрах группы ».
2) Тематическая консультация для родителей «Создание развивающей среды для ребенка с недостатками речи ».
3) Привлечение родителей для создания пособий, игр для центров группы , способствующих речевому развитию. (например, артикуляционных кубиков, полянок для развития речевого дыхания и т. д., а также реквизита и костюмов персонажей для сюжетно-ролевых игр.
4) Подбор художественной литературы и создание книжек-малышек для библиотеки.
5) Подбор настольных дидактических игр по развитию различных сторон речи детей .
6) Подбор игр для развития психических процессов и двигательной сферы детей .
7) Разработка планирования работы в центрах групповой комнаты с учетом речевой активности.
III. Заключительный этап :
Ожидаемые результаты :
1. Ненавязчивое и прочное «присвоение» знаний и умений, приобретенных ребенком в процессе практической деятельности в специальных организованных условиях ;
2. Развитие всех сторон речи детей , а также параллельно психических процессов, общей и мелкой моторики;
3. Воспитание устойчивого интереса к играм по развитию речи ;
5. Квалифицированная и достаточная организация предметно-развивающей среды с учетом возраста , особенностей детей и здоровьесбережения;
6. Повышение компетентности родителей в вопросе речевого развития детей . Приобщение семьи к созданию предметно-развивающей среды в группе .
речи в литературе и в рамках ФГОС ДО.
Продукт проекта:
1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка, логопедические зонды, вата или ватные диски, спирт и др., литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры).
2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.
3. Центр по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через книги, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Все это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению и даже эстетическому наслаждению.
4. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее.
Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху. Хороши также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие легкие игрушки.
5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает (зона тембрального восприятия):
схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах.
6. Центр развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Сложные слова», «4 лишний», и др.)
7. Центр обучения грамоте : представлен схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами, буквоградами и т. д.
8. Центр фразовой речи: здесь помимо картин представлен кукольный театр, пальчиковый театр.
9. В центре методического сопровождения представлена:
справочная литература по логопедии и детской психологии;
материалы по обследованию речи детей;
методическая литература по коррекции звукопроизношения;
методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
учебно-методическая литература по обучению грамоте;
учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.
10. Информационный центр, где размещаются:
график работы логопеда
результаты обследования;
материал по лексической теме и звукопроизношению;
индивидуальные тетради;
игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и многое другое.
11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности. В наше время невозможно представить обучение детей без компьютера и компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали на бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. обеспечивает чувство психологической защищенности; является средством полноценного развития воспитанников;
сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.
12. Центр речевого развития на участке (веранде) группы.
переносные зеркала (маленькие), карточки с артикуляционным укладками, навесные бусы, конструктор, пазлы, сухие пальчиковые бассейны, картотека дых.упражнений, мыльне пузыри и т.д.
Представляю вашему вниманию проект: «Страна красивой речи». Название проекта выбрано не случайно, только попав в страну красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь!
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.
Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.
Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта.
«В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Никакой Звукомор не приживётся там.
Мы научиться должны
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить»
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых , дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых , к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих , профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:
Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Страна красивой речи - научите меня говорить правильно».
Цель :
- Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда в МБДОУ «Сказка» с детьми 5-6 лет.
Задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Методы:
- словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
- практический (проведение семинаров-практикумов);
- наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
- игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)
Кадровое обеспечение:
- Учитель-логопед;
- воспитатели МБДОУ,
- музыкальный работник,
- руководитель физического воспитания,
- дети и родители старшей группы.
Технологии:
- Технология совместной деятельности;
- Технология логопедического обследования;
- Технологии формирования речевого дыхания;
- Технологии развития интонационной стороны речи;
- Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
- Компьютерные технологии.
Ожидаемый результат:
Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.
1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).
- Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.
Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.
2 этап – основной (практический).
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
- Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.
Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.
Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.
Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.
Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:
- должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
- должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).
Взаимодействие специалистов и родителей
Просветительский блок
- Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
- Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
- Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
- Оформление стендов с общими рекомендациями;
Практический блок
- Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
- Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.
Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей
- консультации мастер – классы;
- семинары – практикумы;
- еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
- организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».
Формы работы логопеда с родителями
- анкетирование;
- родительские собрания;
- семинары – практикумы;
- консультации;
- логопедические пятиминутки на лексические темы;
- Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
- памятки для родителей;
- журнал «Мой говорун»;
- индивидуальные консультации.
Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
Оценка качества деятельности
Эффективность проекта можно проследить в следующем:
- Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
- Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.
Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.
Механизм оценки:
- Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
- Анализ речевого развития детей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА
МБДОУ «СКАЗКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Период |
Примечание |
|
сентябрь | 1.Анкетирование родителей Приложение №1
2.Мониторинг развития речи детей старшей группы Приложение №2 3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей 4. Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет»; Результаты мониторинга Приложение №3 |
1.Проводит учитель-логопед
2.Учитель-логопед и воспитатели 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед и воспитатели |
октябрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. Приложение №4
2. Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5 3.Стендовая консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6 4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников» |
2.Учитель-логопед и родители 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед 5.Воспитатели |
ноябрь | 2. Выпуск журнала «Мой говорун» 1№ 3.Индивидуальные консультации 4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
3.Учитель-логопед и воспитатели 4.Воспитатель |
декабрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Мастер-класс для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика» 3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7 4. Памятки для родителей Приложение №8 5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Учитель-логопед 3.учитель -логопед 4. учитель-логопед 5.воспитатель |
январь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Индивидуальные консультации |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.учитель-логопед и воспитатели 3.воспитатель |
февраль | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2. Выпуск журнала «Мой говорун» 2№ 3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9 4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Совместно учитель-логопед и воспитатели 3. Учитель-логопед 4.воспитатель |
март | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад» 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Учитель-логопед 3.воспитатель |
апрель | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне» 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. 4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи» |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.учитель-логопед 3. воспитатель 4. Совместно учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель дети и их родители |
май | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. 3. Выпуск журнала «Мой говорун» 3№ 4.Мониторинг развития речи детей старшей группы 5.Анализ речевого мониторинга и эффективности реализации проекта |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2. воспитатель 3.Совместно учитель-логопед, воспитатели и специалисты 4. Учитель-логопед 5. Учитель-логопед, воспитатели и специалисты МБДОУ. |
ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ОКТЯБРЬ |
|
1 неделя | «Осень. Признаки осени», «Деревья осенью» |
2 неделя | «Овощи», «Огород» |
3 неделя | «Фрукты», «Сад» |
4 неделя | «Грибы, ягоды, лес» |
НОЯБРЬ |
|
1 неделя | «Одежда» |
2неделя | «Обувь» |
3 неделя | «Игрушки» |
4 неделя | «Посуда» |
ДЕКАБРЬ |
|
1 неделя | «Зима», «Зимующие птицы» |
2 неделя | «Домашние животные зимой» |
3 неделя | «Дикие животные зимой» |
4 неделя | «Новый год» |
ЯНВАРЬ |
|
2 неделя | «Мебель», «Части мебели» |
3 неделя | «Транспорт грузовой и пассажирский» |
4 неделя | «Профессии на транспорте» |
ФЕВРАЛЬ |
|
1 неделя | «Детский сад. Профессии. Трудовые действия.» |
2 неделя | «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия» |
3 неделя | «Стройка. Профессии. Трудовые действия» |
4 неделя | «Наша армия» |
МАРТ |
|
1 неделя | «Весна. Приметы весны. Прилет птиц» |
2 неделя | «Комнатные растения» |
3 неделя | «Речные, озерные и аквариумные рыбки» |
4 неделя | «Моя малая Родина – Междуреченский» |
АПРЕЛЬ |
|
1 неделя | «Наш дом – Югра» |
2 неделя | «Космос» |
3 неделя | «Откуда хлеб пришел?» |
4 неделя | «Почта» |
1 неделя | «Правила дорожного движения» |
2 неделя | «Насекомые» |
3 неделя | «Скоро лето» |
Используемая литература:
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
- Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
- Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краткосрочный творческий проект
«Здравствуй, сказка»
.(2014 год).
(старшая логопедическая группа)
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Цели:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи.
1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитательи.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: 2 недели (27.10-7.11)
Результат: презентация проекта в форме развлечения «Путешествие в сказку».
Этапы работы:
- Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- Обсуждение проекта с воспитателями.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта.
Пути реализации проекта
- Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
- Организация выставки поделок, рисунков.
- Беседа «…да в ней намёк».
- Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- Самостоятельное составление сказок.
- Рассказывание сказок собственного сочинения.
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Загадки о сказках, героях сказок.
- Организация логопедической выставки.
- Развлечение «Путешествие в сказку».
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание сказок с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось…)
Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!
Чтоб была я в ней не злая, а добрая!
План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Здравствуй, сказка»
сроки | ответственные |
||
27.10 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом» | Полянина Е.И.- учитель-логопед |
|
27.10 | Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | Рыбалко А.В. – воспитатель, |
|
27.10.- 7.11 | Оформление книжного уголка. | Рыбалко.А.В.- воспитатель |
|
28.10 | Беседа «…да в ней намёк». | учитель- логопед |
|
27.10.- 7.11 | Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга. | Воспитатель Гоцкая Ю.А. |
|
27.10.- 7.11 | Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. | Воспитатели: Гоцкая Ю.А. Рыбалко.А.В |
|
29.10 | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам. | учитель- логопед Полянина Е.И |
|
30.10 | Сказочный КВН | Учитель-логопед Полянина Е.И |
|
31.10 | викторина «Путешествие в сказку». | Учитель-логопед Полянина Е.И |
|
27.10.- 7.11. | Выполнение самостоятельных и совместно с воспитателями, учителем -логопедом, родителями творческих работ. | Родители, воспитатель, учитель- логопед. |
|
4.11. | Занятие по развитию связной речи «Сказка про добрую Бабу Ягу». | ||
5.11. | Развлечение «Путешествие в сказку», логопедическая выставка. | Учитель-логопед, воспитатель. |
Используемая литература.
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
- «Гуси-лебеди»
- «Василиса Прекрасная»
- «Царевна-лягушка»
- «Баба Яга»
- «Звериное молоко»
- «Иван-царевич и Белый Полянин»
- «Марья Моревна»
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
- «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»
- «Падчерица и мачехина дочка»
- «Сказка о двух сёстрах»
- «Баба Яга и Дарьюшка»
Муниципальное образовательное учреждение
Ветлужская школа-интернат
«Давайте говорить правильно»
(социальный проект)
Руководитель проекта:
Лесникова Ирина Евгеньевна,
учитель-логопед
г. Ветлуга
201 6 г.
Актуальность проблемы ………………………………………….. 4
Цели и задачи проекта ……………………………………………. 5
Паспорт проекта…………………………………………………... 6
Этапы реализации проекта……………………………………….. 7
Мероприятия………………………………………………………. 9
Ожидаемые результаты……………………………………...…… 10
Описание проекта…………………………………………………. 11
Заключение…………………………………………………………. 14
Результаты проекта………………………………………………… 15
Список литературы………………………………………………… 16
Приложение……………………………………………………….. 17
Актуальность проекта
В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.
Участники проекта: учитель-логопед, учащиеся и родители учащихся 1-4 классов, учителя начальных классов, воспитатели.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе;
повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию;
выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию;
Паспорт проекта
Название проекта | «Давайте говорить правильно» |
Идея проекта | Логопедический проект «Давайте говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника. |
Образовательная организация | Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" Индекс: 606860 Адрес: Нижегородская обл., г. Ветлуга, ул. Ленина д.48а e-mail [email protected] |
Класс, возраст учеников | 1-4 класс, 7-10 лет |
География проекта | 606860, Нижегородская область, г. Ветлуга |
Руководитель проекта | Лесникова Ирина Евгеньевна,учитель-логопед |
Исполнители | учащиеся 1-4 классов и их родители |
Сроки реализации | 2015 – 2016 учебный год |
Этапы реализации проекта: |
||
Сроки | Этапы | Участники |
сентябрь 2015 уч.года | Разработка проекта | Учащиеся 1-4 Родители учащихся 1-4 классов |
октябрь 2015 г. – май 2016 года | Развитие проекта |
|
Подведение итогов |
Мероприятия по реализации проекта
Перспективный план реализации проекта
Месяц | Формы и методы работы | Тема | |||
1 этап. Подготовительный этап |
|||||
Сентябрь | Анкетирование родителей | «Я и | Познакомиться с родителями учащихся; |
||
2 этап. Основной |
|||||
Сентябрь | Индивидуаль- ные консультации | «Результаты диагностики» | Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта. |
||
Публикация на сайте школы «Страница логопеда" | «Нормы речевого развития детей 7 лет» | Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта. |
|||
Индивидуальные консультации | «План коррекционно-развивающей работы с ребёнком» «Упражнения для развития мелкой моторики» | Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики». |
|||
Публикация на сайте | «Артикуляционная гимнастика» | Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями. |
|||
Индивидуальные консультации | «Разное» | Ответить на вопросы, волнующие родителей |
|||
День открытых дверей | «Открытое занятие» | Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями. |
|||
Родительское собрание | «Подведение итогов первого полугодия» | Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие |
|||
Январь, февраль, март, апрель | Мастер-класс | «Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести» | |||
Индивидуальные консультации | «Разное» | ||||
Публикация на сайте | «Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче» | Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды. |
|||
Индивидуальные консультации | «Итоги года. Вопрос-ответ» | Ответить на вопросы, волнующие родителей. |
|||
Родительское собрание | «Итоги года» | Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах. |
|||
Ежемесячно | Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» | «А знаете ли вы?» | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей. |
||
Заключительный этап |
|||||
Мониторинг | «Анкетирование родителей» | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей |
|||
Мониторинг детей | «Логопедическое обследование» | Выявление уровня речевого развития детей |
|||
Участие на МО логопедов | «Давайте говорить правильно!» | Презентация проекта |
Ожидаемые результаты.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами.
Описание проекта:
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:
Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.
1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки "Домашний логопед";
выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку "Советы логопеда": методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.
2 этап - основной (практический)
Задачи:
Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;
Пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей "Советы логопеда";
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:
Проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, "круглых столов", "родительских гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;
Проведение индивидуальных консультаций;
Создание информационно-методического стенда "Советы логопеда" (ежемесячно);
Презентация копилки для родителей "Советы логопеда" (ежемесячно);
Ведение "Дневника успеха" (ежемесячно, родителями)
3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).
Цель:
анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.
Практическая значимость проекта
Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.
Заключение
Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.
Результаты проекта
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.
Литература
Антонова, Т.В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка /Т.В. Антонова// Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 2-6
Васильева, И.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.Н.Васильева // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С.54-63
Вотинова, Е.М. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ/ Е.М. Вотинова, Е.М. Полюхович // Логопедия сегодня. – 2011. - №4.– С.70-74
Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 143 с.
Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй / Н.В. Микляева. – М.: ЭКСМО, 2006. – 205 с.
Михеева, И.А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7лет с ОНР/ И.А.Михеева, С.В. Чешева. – СПб.: Питер, 2009. – 155 с.
Успенская, Л.П. Учитесь правильно говорить / Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1992. – 234 с.
Приложение
Приложение № 1
Индивидуальные консультации
Приложение № 2
Родительские собрания
Приложение №3
Открытые занятия
Приложение № 4
Домашние задания
Приложение № 5
Праздники и развлечения
Приложение № 6
Анкетирование родителей учащихся
Анкета для родителей "Речевое развитие ребенка"
1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
2. Дата рождения________________________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа.)_______________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в школе? __________________________________________________________________10. Присутствуете ли на праздниках?____________________________________________
Приложение № 7
Уровень родительской мотивации