Любовь как культурная универсалия. Какое понятие о любви в разных культурах мира

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Классификация форм любви

2. Истоки и эволюция понятия любви

3. Значение любви

4. Любовь по Фромму

4.1 Любовь -- ответ на проблему человеческого существования

4.2 Любовь между родителями и детьми

4.3 Объекты любви

Список литературы

Введение

Что такое любовь?

Любовь -- чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь -- одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.

Этимология

Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и «кровь», «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав.). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке.

Основы понимания любви Терминология

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.

1. Классификация форм любви

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке: «эрос» (др.)-- стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения.

§ «филиа» (др.-греч.)-- любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;

§ «сторгэ» (др.-греч.) -- любовь-нежность, особенно семейная;

§ «агапэ» (др.-греч.) -- жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве-- любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

§ «Людус» -- любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.

§ «Мания» (от греческого «мания» -- болезненная страсть) -- любовь-одержимость основа которой -- страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».

§ «Прагма» -- рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля-- эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три-- агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму. Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

1. Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь(лат.amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

2. Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения,единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

3. Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. Так же Соловьёв пишет, что с точки зрения этики, любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

1. Жалости, преобладающей в родительской любви;

2. Благоговения (pietas), преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;

3. Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.

2. Истоки и эволюция понятия любви

В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения -- в языческом фаллизме (еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения -- в христианской агапэ.

Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч.) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате «Пир», вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос -- есть эрос познания.

Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»

Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу. Тем не менее существование Бога само по себе не являлось у них обязательной атрибутикой. И направление, вектор любви, мог иметь различные значения.

В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. Вообще в средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости.

В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae) Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.

В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство.

В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень допамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность и его уровень изменяется с течением времени.

3. Значение любви

Эрих Фромм, в своих работах, предложил сберечь слово «любовь» только для особенного вида единения между людьми, которое, по его мнению, «имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тясячелетий истории Запада и Востока», единения, которое он считает зрелым(единственным разумным и удовлетворительным) «ответом на проблему человеческого существования». Фромм выделяет такую любовь из других форм любви, которые, по его мнению, являются незрелыми.

Сознание человека может породить дихотомии. Основная экзистенциальная дихотомия -- это проблема существования: человек осознает, что он смертен, так стоит-ли жить, и если жить, то как? История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос Зрелый и плодотворный ответ на этот вопрос и есть любовь.

В историю религии навсегда вошли такие имена учителей человечества как Будда, Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса) и многие другие. В философии широко известны такие имена как Гегель, Маркс, Толстой, Ленин и многие другие.

Л.Н.Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал:

Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, - тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, - и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, - того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его.

4. Любовь по Фромму

любовь сексуальность сублимация фрейд

Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.

«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь -- это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм».

Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью.

4. 1 Любовь -- ответ на проблему человеческого существования

Человек -- это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми. «История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос».

И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и „я“ другого человека, то есть в любви». Однако кроме истинной, зрелой формы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом. «Пассивная форма симбиотического союза -- это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм». «Активная форма симбиотического союза -- господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм». «Гитлер поступал прежде всего как садист по отношению к народу, но как мазохист -- по отношению к собственной судьбе…».

«В противоположность симбиотическому союзу любовь -- это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь -- это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»."Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний".

4. 2 Любовь между родителями и детьми

Новорождённый воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни -- и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать». Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью. «Впервые в его жизни идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви». Много лет пройдет с этого первого шага до зрелой любви. В конце концов ребёнку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм, увидев в другом человеке не только средство для удовлетворения собственных желаний, а самоценное существо. Потребности и цели другого человека станут так же, если не более, важны, как собственные. Давать, дарить окажется куда более приятно и радостно, чем получать; любить даже более ценно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек переживает счастье единения, слиянности. Более того, он чувствует, что способен вызывать любовь своей любовью, -- и ставит эту возможность выше той, когда любят его. Детская любовь следует принципу «Я люблю, потому что я любим», зрелая -- «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь кричит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»

В родительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовское начала. Материнская любовь (материнское начало) безусловна, а отцовская любовь (отцовское начало) обусловленна. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии». И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

4. 3 Объекты любви

Способность любить тесно связана с отношением человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь -- это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви. «Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого“ человека, это доказывает силу их любви», однако это не любовь, а симбиотический союз.

Таким образом любовь -- это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.

Список литературы

1.Болонь Жан-Клод История любовных побед от античности до наших дней. М., Текст, 2010. ISBN 5-7516-0803-3

2.Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати. М.: Республика. -- 1994. -- 368 с.

3.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. -- СПб: Питер, 2001. -- 752 с.

4.Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. -- Ростов н/Д. 2005. -- 76 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография и основные философские взгляда Эриха Фромма. Философия любви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе "Искусство любви": любовь как ответ на проблему существования, любовь между родителями и детьми. Объекты любви.

    реферат , добавлен 03.05.2005

    Поиск любви и привязанности как путь, используемый для получения успокоения от тревожности. Взаимосвязь между любовью и сексуальностью в работах З. Фрейда. Типы любви и различия видов любимого объекта. А. Шопенгауэр о ничтожности и страданиях жизни.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Тема любви в истории философии. Любовь в античной философии. Христианское понимание любви. Тема любви в философии в эпоху возрождения и нового времени. Механика эроса и искусство любви. Механика эроса Зигмунда Фрейда. Искусство любви Эриха Фромма.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2006

    Тема любви в истории философии. Любовь в античной философии. Христианское понимание любви. Тема любви в философии эпохи возрождения и нового времени. Механика эроса и искусство любви Зигнумда Фрейда и Эриха Фромма.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2006

    Философия любви: анализ темы любви в литературных и философский источниках. Любовь как способ человеческого существования. Тема любви в русской философии и литературе. Псевдолюбовъ и ее формы. Результаты анкетирования людей разных полов и возрастов.

    реферат , добавлен 07.11.2007

    Сущность понятия любви в различных научных системах. Аналитический обзор основных психологических теорий любви. Сущность этого понятия с точки зрения философии. Анализ представлений о различных видах любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Истоки зарождения и эволюция понятия любви, попытки объяснить ее природу и смысл. Особенности видов и уровней любви. Отличия любви от влюблённости. Взгляды Аристотеля, Бэкона, Декарта, Канта, Фихте на вечное чувство. Любовь глазами женщин и мужчин.

    реферат , добавлен 17.04.2012

    Сущность суждений Эриха Фромма о любви, иерархия ценностей и их связь с состоянием культуры и общества. Основные "проблемы" современного человека и их решение. Понятие любви как товара, ее невротические формы и роль женщины в современной культуре.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2010

    Любовь как философская категория, направления и особенности ее исследования, типология видов. Виды отношений, которые, как правило, называются любовью: родственные и не родственные. Истоки и эволюция понятия любви, оценка ее роли и значения в жизни.

    реферат , добавлен 21.10.2013

    Философский смысл любви. История философских размышлений о любви. Любовь в античной философии. Первое понимание любви в Мифе об андрогинах, из уст одного из персонажей диалога Платона "Пир". Понимание страсти у Аристотеля. Христианское понимание любви.

Любовь - это чувство, которое люди испытывают повсеместно. Однако общество всегда оказывает влияние на то, как люди называют свои переживания, чего они ждут и как строят близкие взаимоотношения. В разных культурах определение «идеальной любви» варьируется. В Европе, например, «настоящей любовью» традиционно считаются шекспировские страсти в духе Ромео и Джульетты. Романтическая (страстная) любовь-влечение между двумя человеческими особями - важный, подчас даже решающий стимул для заключения брака в западном обществе. В то же время есть общества, которые не одобряют романтической любви, не считают ее идеалом и даже осуждают ее.

Психолог Роберт Левайн и его коллеги обследовали студентов в 11 странах и спрашивали их: «Предположим, что мужчина (женщина) обладает всеми на ваш взгляд желаемыми качествами; женитесь ли вы (выйдите ли за него замуж), если не влюблены в этого человека?» Исследователи обнаружили, что в западных культурах и там, где были распространены западные ценности (в США, Бразилии, Англии и Австралии), подавляющее большинство студентов отвечали отрицательно, а минимальное значение брак по любви имел для молодежи в развивающихся странах Востока (Индии, Пакистане и Таиланде).

Исследователи также сравнили установки по отношению к романтической любви среди студентов колледжей в Германии, Японии и США. Они обнаружили, что участники эксперимента из Германии придерживались самых страстных романтических взглядов на любовь, а японцы оказались наименее романтичными. Американцы заняли промежуточную позицию.

Романтическая любовь в индивидуалистическом обществе - это бурное личное переживание; человек погружается во внутренний мир своего партнера и, порой какое-то время даже не замечает друзей и семью. Решение о том, с кем устанавливать отношения, жениться или выходить замуж человек чаще всего принимает лично. А вот в восточных коллективистских культурах человек, когда чувствует любовь, должен обязательно учитывать пожелания семьи и других членов группы, к которой он принадлежит. В действительности браки часто устраиваются по расчету, и семьи сами составляют пару жениха и невесты, порой еще задолго до того, как они войдут в брачный возраст.

Влюбленный европеец спрашивает себя: «Что я чувствую?». Китаец же прежде всего задастся вопросом: «Что скажут другие люди?». При изучении различных видов любви исследователи обнаружили, что молодые азиаты по сравнению с западными сверстниками, чаше идентифицируют свои чувства с дружеской, а не романтической любовью, т.е. с тем стилем любви, который меньше всего нарушает сложную сеть существующих отношений в семье и обществе.

Так, у китайцев существует понятие «ган куинг», обозначающее близкие и важные для человека взаимоотношения. Оно отличается от западных представлений о романтической любви, в которой обязательно подразумевается сексуальная подоплека (влечение партнеров). «Ган куинг» зарождается, когда мы просто помогаем другому человеку или что-то делаем для него; например, «романтическим актом» можно считать починку водопроводного крана или помощь в учебе.

Любовь по-корейски отличается от любви по-китайски. Корейцы высоко ценят понятие «джунг». «Джунг» связывает людей намного прочнее, чем страстная любовь. Пока пары чувствуют сильную любовь-страсть друг к другу, между ними нет «джунг» - это чувство требует времени и многочисленных взаимных усилий. Интересно, что «джунг» вызывается как позитивными, так и негативными взаимоотношениями, например между конкурентами, которые с неприязнью относятся друг к другу. «Джунг» с течением времени может усилиться и между ними, так как люди будут ощущать существование какой-то странной связи друг с другом. Она отдаленно напоминает наше понятие любви-ненависти.

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Введение

Классификация форм любви

Истоки и эволюция понятия любви

Значение любви

Любовь по Фромму

1 Любовь - ответ на проблему человеческого существования

2 Любовь между родителями и детьми

3 Объекты любви

Список литературы

Введение

Что такое любовь?

Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь - одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.

Этимология

Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и «кровь», «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав.). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке.

Основы понимания любви Терминология

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.


Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке: «эрос» (др.)- стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения.

§«филиа» (др.-греч.)- любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;

§«сторгэ» (др.-греч.) - любовь-нежность, особенно семейная;

§«агапэ» (др.-греч.) - жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве- любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

§«Людус» - любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.

§«Мания» (от греческого «мания» - болезненная страсть) - любовь-одержимость основа которой - страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».

§«Прагма» - рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля- эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три- агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму. Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

.Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь(лат.amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

.Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения,единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

.Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. Так же Соловьёв пишет, что с точки зрения этики, любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

.Жалости, преобладающей в родительской любви;

.Благоговения (pietas), преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;

.Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.

2. Истоки и эволюция понятия любви

В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения - в языческом фаллизме (еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения - в христианской агапэ.

Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч.) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате «Пир», вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос - есть эрос познания.

Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»

В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. Вообще в средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости.

В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae) Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.

В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство.

В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень допамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность и его уровень изменяется с течением времени.

3. Значение любви

Эрих Фромм, в своих работах, предложил сберечь слово «любовь» только для особенного вида единения между людьми, которое, по его мнению, «имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тясячелетий истории Запада и Востока», единения, которое он считает зрелым(единственным разумным и удовлетворительным) «ответом на проблему человеческого существования». Фромм выделяет такую любовь из других форм любви, которые, по его мнению, являются незрелыми.

Сознание человека может породить дихотомии. Основная экзистенциальная дихотомия - это проблема существования: человек осознает, что он смертен, так стоит-ли жить, и если жить, то как? История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос Зрелый и плодотворный ответ на этот вопрос и есть любовь.

В историю религии навсегда вошли такие имена учителей человечества как Будда, Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса) и многие другие. В философии широко известны такие имена как Гегель, Маркс, Толстой, Ленин и многие другие.

Л.Н.Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека»и предостерегал:

Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, - тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, - и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, - того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его.

4. Любовь по Фромму

любовь сексуальность сублимация фрейд

Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.

«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь - это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм».

Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью.

4.1 Любовь - ответ на проблему человеческого существования

Человек - это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми. «История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос».

«В противоположность симбиотическому союзу любовь - это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь - это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»."Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний".

4.2 Любовь между родителями и детьми

Новорождённый воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни - и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать». Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью. «Впервые в его жизни идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви». Много лет пройдет с этого первого шага до зрелой любви. В конце концов ребёнку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм, увидев в другом человеке не только средство для удовлетворения собственных желаний, а самоценное существо. Потребности и цели другого человека станут так же, если не более, важны, как собственные. Давать, дарить окажется куда более приятно и радостно, чем получать; любить даже более ценно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек переживает счастье единения, слиянности. Более того, он чувствует, что способен вызывать любовь своей любовью, - и ставит эту возможность выше той, когда любят его. Детская любовь следует принципу «Я люблю, потому что я любим», зрелая - «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь кричит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»

В родительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовское начала. Материнская любовь (материнское начало) безусловна, а отцовская любовь (отцовское начало) обусловленна. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии». И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

4.3 Объекты любви

Способность любить тесно связана с отношением человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь - это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви. «Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого человека, это доказывает силу их любви», однако это не любовь, а симбиотический союз.

Таким образом любовь - это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.

Список литературы

1.Болонь Жан-Клод История любовных побед от античности до наших дней. М., Текст, 2010. ISBN 5-7516-0803-3

Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати. М.: Республика. - 1994. - 368 с.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.

Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. - Ростов н/Д. 2005. - 76 с.

Любовь – самое прекрасное чувство, которое способен испытывать человек. Мы повсеместно ощущаем его. Однако, не смотря на всю романтичность данного чувства, общество оказывает большое влияние на то, как человек оценивает свои переживания и как проявляет свои чувства. Редакция Estet-portal решила разобраться в данном вопросе и понять, как представители различных культур воспринимают любовь.

Исследования о любви в разных культурах

Учеными было проведено несколько интересных психологических исследований, которые показали разницу в восприятии любви для жителей западных и восточных стран мира. Так, группа исследователей во главе с психологом Робертом Левайном провели опрос студентов из 11 стран мира и задавали им один и тот же вопрос: "Предположим, что мужчина (или женщина) обладает всеми теми качествами, которые Вы бы хотели видеть в человека рядом. Смогли бы Вы связать себя узами брака с ним (или с ней), если при этом Вы не влюблены в него (нее)? "

Интересно, что ответ на этот, как могло бы показаться вполне понятный вопрос, был неоднозначным. Так, большинство студентов, из западных стран мира и стран где преобладает западная культура, дали отрицательный ответ. А вот молодые люди из восточных стран, большее предпочтение отдают наличию у партнера необходимых качеств, а романтические отношения отодвигают на задний план.

Кроме того, исследователи сравнили отношение к романтической любви, ярким примером, хоть и печальным, является история о Ромео и Джульетте, среди студентов США, Японии и Германии. Данное исследование показало, что самым пылким и страстным отношением к любви обладает молодежь Германии, а японские студенты придерживаются более консервативных взглядов, которые к романтике относятся крайне посредственно. Среди американцев мнения разделились, и они заняли промежуточную позицию.

Что такое любовь для разных культур

Романтическая любовь – это сильные внутренние переживания индивида. Зачастую она толкает человека на необдуманные и импульсивные решения. Брак, который начинается с подобных пылких отношений, нередко становится камнем преткновения между членами семей влюбленных. Наплевательское отношение на мнение других по поводу собственных чувств – это суть романтической страстной любви. В таких романтических отношениях влюбленные погружаются в мир друг друга, не видя других. Данная модель вполне подходит для представителей западной культуры.

Восточная же культура, не может позволить себе столь импульсивных решений. Соответственно романтика отходит у них на второй план. Им куда более важно как другие члены семьи или социальной группы оценят их выбор. Среди представителей восточной культуры самый большой процент договорных браков. Причем стоит отметить, что пару из жениха и невесты могут построить еще задолго до их вступления в законный брачный возраст.

Так, влюбленный европеец спрашивает у себя: "Что я чувствую?", а китаец "Что подумают другие?" При исследовании различных аспектов любви, ученые обнаружили, что молодые азиаты зачастую классифицируют свои отношения как дружескую любовь, практически не воспринимая романтичной любви, которая за счет страсти толкает людей на неоправданные риски. Но и среди представителей Востока есть различия в восприятие любви.

Любовь по-китайски

В Китае существует такое понятие как "ган куинг". Оно обозначает важные и близкие для человека взаимоотношения. Данное понятие не имеет практически ничего общего с западным представлением о романтической любви. Ведь "ган куинг" не подразумевает под собой сексуального влечения к человеку. Данное чувство зарождается тогда, когда один человек что-то делает или чем-то помогает другому человеку. Так, проявлением любовь по-китайски может проявляться как в починке мебели или помощи в учебе. Очень часто брачные отношения в Китае строятся именно на этом чувстве. И только после этого дополняют его сексуальными отношениями и другими "атрибутами западной любви".

Любовь по-корейски

А вот проявление любви по-корейски отличается от понимания данного чувства их соседями. Так, в Корее самым ценным чувством, считается "джунг" – чувство, которое зарождается между людьми на протяжении длительного времени. Корейцы считают, что "джунг" намного сильнее и теснее связывает людей между собой, нежели страстная романтическая любовь.
Интересно, что это же чувство может возникать между людьми, которые испытывают неприязнь друг к другу. Ведь страстное чувство непринятия другого человека также устанавливает связь между людьми.

Любовь по-японски

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Японская культура крайне ценит такое понятие как "амэ". Оно означает сильную эмоциональную привязку одного человека к другому за счет ухода за ним и получения удовольствия от этой заботы. Чем-то любовь по-японски больше напоминает взаимоотношения между матерью и ребенком. В других языках, конечно, нет эквивалента слову "амэ", но самым близким по значению может стать – эмоциональная зависимость. Интересно, что в западной культуре подобные отношения между двумя взрослыми людьми считаются странными.

Интересно, но именно таким образом в глазах молодого поколения различные культуры формируют представление об "идеальной" любви. На самом деле не важно, какую именно любовь Вы испытываете, главное – это то, что она есть в Вашей жизни. Редакция Estet-portal желает Вам любить и быть любимыми.

Чувство любви люди испытывают вне зависимости от того в какой стране и на каком континенте они родились и живут. Говорить о семейном счастье можно лишь в том случае, когда сердца обоих супругов согреты любовью. Супружество без любви – это тяжелое испытание, ведь не каждый сможет терпеть рядом с собой нелюбимого человека, рано или поздно раздражение и неприязнь возьмут верх и брак начнет трещать по всем швам. Но, что, ни говори, а общество всегда оказывает определенное влияние на то, как склонны люди называть свои переживания, чего они от своих чувств ожидают и как строят близкие взаимоотношения.

Разные культуры по-разному варьируют определение «идеальной любви». Так, в Европе, например, «настоящая любовь» традиционно ассоциируется с шекспировскими страстями в духе Ромео-Джульетты. Романтическая, да еще вдобавок к этому страстная любовь-влечение захватывающая двух людей является важным стимул для заключения брака в европейском обществе. Подчас такое чувство выступает в качестве решающего стимула. В то же время существуют общества, не одобряющие романтической любви . Они не считают такую любовь идеальной, и даже ее осуждают!

Понятие романтической любви в различных культурах

1.Опрос и его результаты

Известный психолог Роберт Левайн вместе с коллегами провел опрос молодых людей (в основном это были студенты) в 11 странах.

Один из вопросов звучал так: «Предположим, что ваш партнер (партнерша) обладает всеми на ваш взгляд желаемыми качествами; женитесь ли вы (выйдите ли за него замуж), если не испытываете влюбленности в этого человека?» В результате опроса выяснилось:

а)В европейских культурах, а также в культурах, основанных на европейских ценностях в США, Бразилии и Австралии, подавляющее большинство студентов отвечали отрицательно.

б) В то же время, для молодежи в развивающихся странах Востока (Индии, Пакистане и Таиланде) браку по любви придается минимальное значение.

2 . Установки по отношению к романтической любви

Исследователи сравнили установки по отношению к романтической любви среди различных представителей Европейских стран. Опрошены были студенты колледжей в Германии, Японии и США. В итоге участники эксперимента из Германии оказались приверженцами самых страстных романтических взглядов на любовь, а японцы оказались наименее романтичными. У американцев - промежуточная позиция.

3. Полярные взгляды на любовь

Романтическая любовь в индивидуалистическом обществе представляет собой бурное личное переживание. Влюбляясь, человек как бы погружается в мир своих переживаний и ощущений по отношению к предмету своего обожания. Он настолько увлечен внутренним миром своего предмета обожания, что забывает об окружающих: друзьях, семье, близких. Решение о том, с кем устанавливать отношения, а ком жениться или за кого выходить замуж человек чаще всего принимает единолично. Не исключено, что он советуется с родными, ставит их в известность, но считает совсем не обязательным прислушиваться к мнению и советам близких. Что касается восточных коллективистских культур, то там человек, даже чувствуя любовь к партнеру, должен в обязательном порядке учитывать пожелания родителей, семьи, членов группы, к которой он принадлежит. В действительности на востоке браки часто устраиваются по расчету, и семьи порой еще задолго до того, как их дети войдут в брачный возраст, сами составляют будущую пару.

4. Влюбленный европеец себя спрашивает: «Что я чувствую?».

Китайца волнует вопрос: «Что скажут другие люди?». Изучая различные виды любви, исследователи сделали вывод, что молодые жители азиатских стран, по сравнению с западными сверстниками, чаше ассоциируют свои чувства с дружеской любовью. Этот стиль любви меньше всего разрушает сложную сеть существующих отношений в обществе и семье.

@Н. Орлик, специально для сайта О счастье


Top