Мой помощник кабинет "речевечок". Оформление логопедического кабинета для дошкольников Представление кабинета логопеда

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда ).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

Речевой центр.

Зеркала , перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.


Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Трудолюбивая гусеница» (связанные мною ). «Трудолюбивая гусеница» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д ., многофункциональные крышки и многое другое.

Центр зрительного восприятия.
Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Я считаю такое пособие необходимым и очень полезным.

Центр
речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года).


Центр релаксации
. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Нюша, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.





Информационный центр
находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы родителям от Мудрой совы», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом.
Центр методического сопровождения
представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса.



Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года. Например, «Окно в природу»: осенью – крепим разноцветные листья, тучи, «дождь»; зимой – снежинки, снеговик, ёлка; весной – перелётные птицы, дерево с набухшими почками, солнышко «улыбается». Пособие «Волшебный зонт» для развития дыхания тоже меняется. Такой необычный календарь развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы зимой, весной, летом и осенью.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета. Это фотоальбом с “магнитными” страницами, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Имеется путеводитель по кабинету, в котором цвет круга соответствует разным направлениям коррекционной работы. Что значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов.
Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

учитель-логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»,

г. Ершова Саратовской области, Россия.

Мой помощник – кабинет.

В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и
какая среда лучше всего развивают потенциальные

способности ребенка. Массару Ибука

Итак, добро пожаловать в логопедический кабинет детского сада.

Назначение логопедического кабинета: предназначен для оказания своевременной

квалифицированной консультативно – методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и работникам дошкольного учреждения по вопросам речевого развития, обучения и воспитания.

Основные направления работы , проводимой в логопедическом кабинете:

    обследование устной речи детей;

    составление коррекционного плана работы;

    проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;

    консультирование педагогов и родителей;

    ведение документации.

Помещение логопедического кабинета условно разделено на 6 функциональных центров, в

которых имеется необходимое оборудование для проведения речевого обследования и коррекционно-речевых занятий, а также познавательно-развивающие пособия, материалы по всем разделам коррекционно-образовательной программы и учебно-методическая литература.

    Научно-методический центр.

Данный центр помогает эффективно организовать профессиональную деятельность. В этом

центре размещается рабочий стол учителя-логопеда и книжный шкаф. На рабочем столе хранится документация, утвержденная научно- методическим Советом детского сада. Книжный шкаф оборудован стеллажами, на которых систематизирован методический материал по разделам:

Справочная и учебная литература;

Речевой, демонстрационный и раздаточный материал по всем видам

речевой деятельности;

Диагностический инструментарий;

Папки с информационным материалом, разработками занятий, развлечений

и других мероприятий .

    Центр речевого произношения.

В этом центре проводятся индивидуальные занятия. Он оснащен оборудованием:

Столик с настенным зеркалом;

Индивидуальные зеркала;

Рабочие планшеты: характеристика звука и артикуляционные

уклады звуков;

Инструментарий, способствующий постановки звуков: зонды, шпателя;

Методические пособия для автоматизации и дифференциации

поставленных звуков;

Игрушки на развитие речевого дыхания: музыкальные инструменты,

соломинки для коктейля, вертушки, «ветродуйчики», мыльные пузыри,

мелкие легкие игрушки, картотеки дыхательных упражнений;

- мягкие игрушки и логопедические макеты, помогающие в упражнениях с

языком;

Умывальник.

    Центр коррекционной деятельности находится в наиболее освещенном месте около

окна и предназначен для проведения подгрупповых занятий с детьми, а его элементами являются:

Детские столы и стулья;

Переносная магнитная доска;

- настенное панно «АБВГДейка»;

- методическое пособие и игровое обеспечение, подобранные с учетом

возрастных особенностей детей и в соответствии с направлениями

коррекционно-развивающей работы.

Расположение мебели в данном центре постоянно меняется в зависимости от цели занятия.

Если это закрепление навыков или выполнение самостоятельных заданий, то столы стоят рядами или в шахматном порядке. Если же дети, учатся составлять рассказ по картине, пересказывать прослушанный текст, слушать ответы друг друга – мебель располагают в виде полукруга или квадрата.

    Центр игрового сопровождения.

Для совершенствования общей моторики и развития мелкой моторики в кабинете

предусмотрен игровой центр. При организации в этом центре подвижных игр, физических и пальчиковых упражнений увеличение площади его происходит за счет трансформации детской мебели \перемещения столов и стульев\.

Для успокаивающего и расслабляющего состояния дошкольников используется ковровая

дорожка. Здесь ребята выполняют упражнения для глаз и релаксационные упражнения.

Данный центр оборудован:

Игровым материалом для развития мелкой моторики: конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы,

матрешки, мелкие игрушки, пуговицы, спички, прищепки, пальчиковые бассейны, трафареты и

печати;

Картотекой: релаксационных упражнений, упражнений на координацию речи и движения, а

также упражнений для пальчиков и глаз.

    Цент информационного сопровождения.

В центре собран информационный материал для ознакомления педагогов и родителей по

вопросами речевого развития детей дошкольного возраста: памятки, буклеты, игротеки, письменные консультации, мини- библиотеки, папки-передвижки. Здесь размещен и график работы логопеда .

    Центр технических средств обучения ( ТСО )

В наше время невозможно представить обучение детей без таких технических средств

обучения, как: магнитофон, диктофон , метроном, телевизор, DVD , м ультимедио – проектор и современный компьютер .

Использование таких технических средств оказывают широкую возможность для

оптимизации деятельности логопеда и стимулируют интерес к коррекционным занятиям воспитанников, что позволяет в кротчайшее сроки нау чить их развивать правильное физиологическое дыхание; красиво произносить звуки и повысить уровень произносительного самоконтроля.

Дополнительным украшением и позитивным настроем на комфортную коррекционно-

игровую обстановку в помещении задают такие дизайнерское уловки, как цветные шторы, сшитые по индивидуальному варианту и декоративные украшения на стенах, шторах из набора насекомых: бабочки, стрекозы, пчелы.

В кабинете есть комнатные растения. Зеленые растения позволяют создать ощущение

дома, безопасного пространства

Таким образом, представленная предметно-развивающая среда кабинета позволяют в

игровой форме успешно решать логопедические задачи. А модернизированные центры повышают эффективноть коррекционно-развивающего обучения и способствуют активному развитию полноценной речи воспитанников детского сада.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

    Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004.

    Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. №4\2005.

    Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. № 5 \ 2008 .

    Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). М., 2006.

    Давыдов В. В., Петровский В. А. Концепция дошкольного воспитания, 1989.

    Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001.

    Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

    Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003.

    Материалы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПб «Детство-Пресс», 2006.

    Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.:Айресс Пресс, 2007.

    Петровский В.А., Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986.

    Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П., Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении, 1993.

    Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на- Дону, “Феникс”.2001.

    Справочник старшего воспитателя ДОУ: №6\2007; №10\ 2009; №5\ 2011; №8\2011; №1 2012.

    Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб «Детство-Пресс», 2013 г.

Маргарита Андреева

динственный способ взобраться на вершину лестницы –преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.

Маргарет Тэтчер

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!

С огромным удовольствием представляю свой рабочий кабинет логопеда в МБДОУ д/с «Ягодка» с. Александровского, Томской области. Логопедом я работаю всего второй год. В своей работе применяю инновационные технологии :

Работаю над развитием слухового внимания;

Речевого, фонематического слуха;

Физиологического и речевого дыхания;

Формированием правильного звукопроизношения, автоматизацией и дифференциацией различных звуков;

Развитием грамматического строя речи;

Развитием связной речи (диалоги, пересказы, рассказы) .

Особое внимание уделяю формированию фонетико-фонематического восприятия.

Знакомлю детей со звуками, развиваю навыки звуко-слогового анализа , синтеза.

Работаю над предупреждением дисграфии и дислексии.

Вот что мне удалось сделать своими руками, руками моих детей и родителей за этот период.

Добро пожаловать!


На входной двери кабинета табличка «Логопед » , расписание работы логопедического

кабинета и «Секрет от логопеда » :

Как говорить и ясно, и понятно,-

Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД .

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика - его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД .

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД .

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель –

Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД .

Кабинет логопеда .

Картотеки игр и упражнений, а так же другой материал к занятиям.



1. Рабочее место логопеда .

2. Под полкой расположена «Подсказка логопеда » : График индивидуальной работы с детьми; График работы логопеда (общий) ; Памятки «Гласные звуки и буквы» , «Классификация согласных звуков речи» , «Строение зубочелюстной системы» .


3. На этой же стене расположены настенные зеркала и «Паутинка» (место для закрепления демонстрационного материала для повторения с детьми, а так же подсказки для логопеда на занятия ).

4. Левее располагается зона для развития дыхания «Карусель» и моторики рук «Разноцветные косички» .


5. Здесь стоит небольшой «Магазин для развития пальчиков» , где ребёнок в свободной деятельности может взять следующие пособия и игры :





5.2. Дидактические игры, игры-вкладыши, шнуровки.

5.3. Массажные мячики (Су-джок терапия) .

5.4. Коллекция ракушек, животных морей и океанов.

5.5. Фрукты и овощи.

5.6. Игра «Угадай, что шумит в яйце?»

5.8. Ветерки; «Змейка-повторюшка» ; «Лягушка-говорюшка» .

5.9. Сухой бассейн для рук из киндер яиц.

6. «Логопедические помощники » - массажные мячики (мягкие и твёрдые на ощупь) .



7. А на полке находятся наши любимые «Логопедические помощники » (в специальных баночках) : камешки, ракушки, бусины, цветные шнурочки, воздушные шарики, свистки, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, магниты, магнитные буквы разного цвета для магнитной доски, мякиши, пуговицы, головоломки и многое другое.



9. В шкафу находятся «логопедические ключики » - зонды и зондозаменители; масла для аромотерапии; шпатели; спирт; ватные палочки; ватные диски; салфетки; трубочки; вата.

10. На шкафу стоят детские игрушки, ёмкости для развития дыхания игра «Снегопад» .



11, 12. В шкафу находятся методические материалы, «Копилка методического материала логопеда » , а так же литература и прочие методические пособия.



13. В кабинете имеется компьютер (активно применяю современные средства ИКТ в своей работе с детьми) .

14. Рядом с учебной зоной расположено место для индивидуальной логопедической работы с детьми (оснащено различными играми, упражнениями) .

15. Учебная зона логопедического кабинета : доска, магнитная доска, место для крепления наглядности.

16. Раздаточный материал к занятиям по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы (фишки карточки для составления схемы предложения, счётные палочки, фишки для ударения и игры «Светофорчики» , цветные шерстяные нитки для выкладывания букв на бархатной бумаге).


Логопедический уголок для родителей, расположенный в прихожей группы.

Татьяна Голубева

Со звуками живешь не очень дружно?

Тебе помочь скорее нужно!

Приходи к нам в логокабинет –

Тебе окажет помощь ЛОГОПЕД!

В кабинете мы без дела не сидим:

Мы шипим, жужжим, рычим,

По слогам слова мы делим …

Ни минутки не молчим!

Перед зеркалом не ради красоты

Времени так много мы проводим!

Есть зарядка для умелых язычков:

«Цокаем» мы и «мотор заводим» …

Садик пообедал. Крепко спит…

Логопед без дела не сидит!

Потому всегда у нас в порядке

Документы, папки и тетрадки!

Паспорт логопедического кабинета

1. Общие положения

1.1. Кабинет учителя-логопеда является структурным подразделением методической службы ДОУ.

1.2. Логопедический кабинет в ДОУ размещается в помещении, отвечающем педагогическим, санитарно–гигиеническим, лечебно – профилактическим нормам.

1.3. Логопедический кабинет должен быть оснащён программными материалами, учебно-наглядными пособиями, информационными ресурсами и техническими средствами обучения.

2. Цели и задачи

2.1. Кабинет учителя – логопеда открывается с целью повышения эффективности коррекционно – педагогического воздействия и в соответствии с программными требованиями к работе с детьми, имеющими речевую патологию.

2.2. Основными задачами кабинета являются проведение коррекционно – развивающей работы (подгрупповой, индивидуальной).

2.3. Организация консультативной и просветительской деятельности с педагогическим персоналом и родителями.

3.1. Кабинет работает по плану, согласованному с администрацией ДОУ.

3.2. В кабинете организуется проведение фронтально – подгрупповых и индивидуально–подгрупповых занятий.

3.3. Организуются консультации для воспитателей групп компенсирующей направленности, педагога – психолога, музыкального

руководителя, инструктора по физическому воспитанию.

3.4. Оказывается помощь и проводятся консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с речевой патологией.

3.5. Накапливается и обобщается методическая литература.

3.6. Изготавливаются дидактические игры в соответствии с программными задачами.

3.7. Ведётся необходимая документация.

4. Материальная база

4.1. Учебное оборудование:

4.2. Документация:

1. График работы с циклограммой (Утв. Зав. ДОУ)

2. Учебный план (Утв. Зав. ДОУ)

3. Список детей группы

4. Речевые карты

5. План индивидуальной работы на учебный год

6. Диагностика (сводные таблицы)

7. Сетка НОД (Утв. Зав. ДОУ)

8. Перспективный план фронтально-подгрупповой логопедической работы (Утв. Зав. ДОУ)

9. Индивидуальные тетради воспитанников

10. Тетрадь взаимодействия с воспитателями

11. Календарный план логопедической работы

12. Перспективный план консультативных мероприятий

13. Отчёт учителя – логопеда о коррекционно – речевой работе (в конце учебного года)

4.3. Программы:

Основные

«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на уч. г. г. (1 и 2 год обучения: старшая и подготовительная группы)

Парциальные

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Логопедическая работа с детьми 3, 4 уровня речевого развития)/под ред. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.

Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

4.4. Центр речевого развития

1. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, пустые флакончики, мыльные пузыри и т. п.)

2. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков позднего онтогенеза: свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, потешки).

4. Картотека картинного материала для работы над слоговой структурой слов различной сложности.

5. Предметные картинки по лексическим темам.

6. Схемы предлогов, игры, сюжетные картинки для работы над предлогами.

7. Сюжетные картинки.

8. Серии сюжетных картинок.

9. Схемы для описания предметов.

10. Лото и другие настольно-печатные игры.

11. Дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

12. Дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

14. Раздаточный материал и материал для фронтально-подгрупповой работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

15. Разрезной и магнитный алфавит.

16. Слоговые таблицы, карточки-слова.

17. Маски, медальоны для драматизации.

18. Комплект зондов для постановки звуков.

19. Шпатели, соски, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

4.5. Центр моторного и конструктивного развития

1. Картотеки артикуляционных гимнастик разных авторов.

3. Игра «Гримассимус» («Школа клоунов») для развития мимики.

4. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки.

5. Разрезные картинки.

6. Паззлы.

7. Кубики с картинками.

8. Картотека графических заданий для счетных палочек, коврографа.

9.«Дорожки» для развития графомоторных функций.

10. Массажные мячики, массажеры.

11. Игрушки-шнуровки.

12. Мозаики и схемы выкладывания узоров из них.

13. Бусы разных цветов и размеров, леска для их нанизывания.

14. Игрушки из разноцветных прищепок.

15. Картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

16. Картотека физминуток по лексическим темам.

17. Картотека физминуток с предлогами.

18. Картотека физминуток «Алфавит».

4.6. Центр сенсорного развития

1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, барабан и др.)

2. Звучащие игрушки-заместители.

3. Маленькая ширма.

5. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам.

6. Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?»).

7. Настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения.

8. Пособия для развития тактильных ощущений

9.«Волшебный мешочек» с мелкими игрушками.

10. Сборно-разборные игрушки (матрешка, пирамидка)

4.7. Картотека методической литературы


Top