Основная цель гражданско патриотического. Система гражданско – патриотического воспитания в средней школе

Каждому гражданину России, независимо от рода деятельности, а также места проживания Конституцией гарантировано право принятия участия в общефедеральных выборах. Однако для военных установлены специальные правила реализации избирательного права, при этом допускается как активное, так и пассивное участие в выборном процессе.

Правила осуществления избирательной политики

Избирательные права российских военнослужащих устанавливаются как нормами общефедерального законодательства, так и ведомственными законопроектами.

Таблица № 1 «Законодательное регулирование особенностей участия военнослужащих в выборах Президента РФ»

Наименование Закона Какие вопросы фиксирует
ФЗ «О гарантиях участия граждан РФ в выборах и референдумах» Военнослужащие всех частей, которые располагаются в пределах государства и за его границами, имеют равные права на участие в выборном процессе
ФЗ «О свободном передвижении и выборе места проживания» Закон гласит о том, что центральными избирательными комиссиями формируется система расположения выборных участков таким образом, чтобы предоставить возможность всем гражданам России по максимуму принять участие в процессе
Государственный Закон «Об обороне» Запрещает формирование партий и организаций политической направленности на базе военных частей
ФЗ «О политических партиях» Гарантирует право каждого желающего сформировать собственное объединение или стать частью уже существующего
ФЗ «О статусе военнослужащих» Фиксирует, что кроме основных гражданских прав, военные обременены специальными обязанностями и ограничениями по долгу службы

Важно! Независимо от места расположения воинской части, а также условий прохождения службы, каждому военному гарантирована возможность выбирать и быть избранным.

Активное участие в выборном процессе

Как уже было сказано выше, каждый гражданин, невзирая на род деятельности, может принять участие в выборах, и стать кандидатом. Для этого нужно самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру либо же стать представителем от любого политического или общественного образования. Для этого требуется собрать нужное количество подписей за кандидата.

Руководство базы не может препятствовать сбору подписей внутри части, но и проведение активной агитации не допускается. Также запрещено осуществлять финансирование из бюджета в пользу предвыборной кампании претендента. Солдат может использовать только свои личные сбережения.

Кроме того, законом запрещено формирование любых партий и организаций политической направленности внутри военной базы, то есть ведение собственной кампании перед выборами должно проводиться кандидатом за пределами части и только в свободное от службы время.

Важно! Выбор кандидата на избирательный пост - это существенное основание для временного прекращения отбывания военной повинности. После истечения политических полномочий гражданин должен быть восстановлен.

Реализация пассивного избирательного права

Организация голосования военнослужащих ложится на плечи ЦВК, а также руководства части. Так, первое, на что нужно обратить внимание - это составление списка избирателей. Если гражданин проживает в пределах расположения воинской части, то ему предоставляется возможность голосования в ближайшем избирательном центре. Это же касается и совместно проживающих с ним членов семьи. Если военный живет за территорией базы, то ему предстоит обратиться в избирком по месту прописки или постоянного проживания.

Внимание! Гражданин и члены его семьи могут быть внесены только в один избирательный список: либо по месту службы, либо по адресу проживания.

Дабы упростить избирательную процедуру, в состав комиссии включают представителей администрации части. Это позволяет ускорить процесс голосования и избежать возможных происшествий. Сам порядок проведения выборов является неизменным, то есть служащие голосуют по списку в специально оборудованных для этого кабинках на особых бланках. Формуляр с голосом помещается в закрытый сундучок.

Согласно требованиям законодательства, дабы гарантировать справедливость и неподкупность процедуры, допускается присутствие во время процесса иностранных представителей, обладающих специальным на то разрешением. Чтобы уполномоченный смог попасть на территорию воинской части, место проведения голосования должно находиться вне режимных объектов.

Еще одна специфика - это запрет на отображение сведений о комиссии, расположенной в пределах воинской части на общедоступном портале «Выборы». Если база располагается за границами государства, то необходимость формирования избиркома ложится на плечи консульств и дипломатических представительств.

Особенности процедуры

Дабы гарантировать реализацию избирательных прав военнослужащих, установлено, что по инициативе администрации базы может быть сформирован дополнительный избирком на территории ВЧ, которая располагается в отдаленном районе. Инициировать формирование избирательной комиссии можно не позже, чем за 5 суток до выборов.

Деятельность комиссий ограничивается строгими временными рамками с 08.00 до 20.00. За это время все граждане должны успеть оставить свои голоса. После контрольного часа доступ к бюллетеням закрывается, и начинается подсчет голосов. Избирком в ВЧ - это единственное подразделение, в пределах которого допускается завершение голосования до 20.00 часов. Сделать это можно, только если все солдаты по списку приняли участие в процедуре.

Важно! Разрешено досрочное голосование тех служащих, которые в день выборов будут находиться за пределами России или в отдаленных уголках страны, и не смогут самостоятельно принять участие в процедуре. Однако досрочное голосование должно проводиться не раньше, чем за две недели до избирательного дня.

Чтобы предотвратить распространение информации о численности служащих в части, все протоколы после их проверки в ЦВК возвращаются администрациям ВЧ, где они и должны храниться.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание - это проведение предвыборной кампании. В пределах части запрещается распространение агитационных материалов и принуждение к выбору того или иного кандидата. Однако руководство базы должно предоставить солдатам доступ к СМИ, ознакомлению со всеми участниками и их политическими программами.

До выборов президента России осталось немногим больше месяца, поэтому если у вас имеются вопросы касательно принятия участия в избирательном процессе, то задавайте их в графе «комментарии» внизу страницы.

Леншина Ю.С., методист учебного кабинета Департамента образования Правительства Москвы.

Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации являются гражданами своей страны (за исключением иностранцев, находящихся на военной службе по контракту) и имеют активное и пассивное избирательное право наряду со всеми гражданами Российской Федерации. Это подтверждает демократический, правовой характер государства, наличие в нем идеалов равенства и свободы. Конституция Российской Федерации в ст. 32 (п. 2) провозглашает: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме". Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь государственными служащими, имеют особый правовой статус, который отражает характер выполняемых ими задач в сфере реализации особой функциональной деятельности, вызванной необходимостью обеспечения обороны и безопасности государства, однако существующее законодательство в Российской Федерации незаслуженно, по мнению автора, ограничивает права военнослужащих как граждан своей страны.

При определении запретов и ограничений, на взгляд автора, их необходимо было разделить на допустимые и недопустимые в условиях развития конституционности в Российской Федерации. В ряде зарубежных государств запрещена политическая деятельность военнослужащих, участие их в общественных объединениях, преследующих политические цели, однако это сопряжено с историей развития этих государств (США, ФРГ и др.). Законодатели России также пошли по неверному пути, ограничив права своих военнослужащих. Это прежде всего проявилось в ограничениях и запретах, сформулированных в российском законодательстве:

а) военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной (п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обороне");

б) военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять лишь в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей (п. 2 ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих");

в) военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части (п. 2 ст. 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих");

г) при выборах в органы местного самоуправления на местном референдуме в списки избирателей не включаются и не учитываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не находится на территории муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

д) лица, замещающие командные должности в воинских частях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса (п. 6 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; п. 4 ст. 23 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации");

е) на время исполнения обязанностей в представительном или исполнительном органе государственной власти военная служба приостанавливается (ст. 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Все вышеперечисленные ограничения напрямую затрагивают права и свободы военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, это выражается в том, что военнослужащие по контракту и по призыву в связи с выполнением особых функций по защите Отечества обязаны постоянно находиться на боевом посту, выполнять боевые задачи, нести боевое дежурство, и поэтому у них не всегда есть возможность ознакомиться с программными заявлениями кандидатов на выборные должности за пределами воинской части. Выходом из данной ситуации может быть предоставление на территории воинской части равных возможностей кандидатам на выборные должности в выступлениях, встречах с военнослужащими. Запрет военнослужащим членства в политических партиях приводит к тому, что, не имея реальной возможности влиять на политику на стадии ее формирования, многие политические руководители и члены политических объединений не знают глубинных проблем, существующих в Вооруженных Силах Российской Федерации, а это приводит к оттоку высококвалифицированных кадров из армии и флота, а значит, ослаблению боеготовности войск.

Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части, данное правовое положение применимо к военнослужащим по контракту, чего нельзя сказать о военнослужащих по призыву, у которых есть четко установленный регламент служебного времени, и нарушать его никто не позволит. Как выход из данного положения можно предложить проведение в период подготовки к выборам общих собраний военнослужащих по призыву, на которых рассматривать, обсуждать вопросы, выносимые на референдум, обсуждать проекты избирательных программ кандидатов в выборные органы власти.

Военнослужащие проходят службу в определенной местности. Во многом именно от местных органов власти зависит, как будет обустроен быт военнослужащих, организовано их питание и проживание, обеспечение водой, электричеством, газом, как решены будут вопросы социально-культурной сферы, и если при выборах в органы местного самоуправления на местном референдуме в списки избирателей не включать военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, не учитывать их мнение, то нельзя говорить о полной реализации демократических основ, заложенных в Конституции Российской Федерации и Законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Не совсем корректно запрещать лицам, замещающим командные должности в воинских частях, быть назначенными в состав избирательных комиссий. Законодатель не уточнил, какие категории военнослужащих исключаются из списка, ведь перечень командных должностей начинается с командира отделения, заместителя командира взвода. По существу, если военнослужащий занимает командную должность, даже не офицерскую, он не имеет права быть назначенным в состав избирательной комиссии.

Неверно и то, что на время исполнения обязанностей в представительном или исполнительном органе государственной власти военная служба приостанавливается. Автор считает, что по роду своей деятельности, в соответствии со своей профессиональной подготовкой в органе государственной власти военнослужащий продолжает находиться на государственной службе, и, находясь на должности, в комитете, комиссии, являясь депутатом, он решает вопросы, касающиеся обороноспособности страны, боеготовности войск и совершенствования законодательной базы по повышению боевой подготовки, оснащенности войск.

Вместе с тем к допустимым ограничениям избирательных прав в условиях развития конституционности в Российской Федерации, по мнению автора, могут быть отнесены ограничения, связанные с тем, что военнослужащим запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы при исполнении ими своих служебных обязанностей или с использованием преимуществ своего служебного положения (п. 7 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Безусловно, незаконными будут случаи, когда командиры воинских частей, пользуясь своим служебным положением, будут под различными предлогами оказывать давление на формирование волеизъявления подчиненных офицеров, солдат, прапорщиков. Оправданным является и то, что военнослужащим запрещено участие в деятельности политических партий, находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. 2 ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), очевидно, находясь на службе, необходимо заниматься поддержанием боевой готовности части, укреплением дисциплины и правопорядка. Законодатель правильно решил вопрос и о том, что военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имеющие возможности получить открепительное удостоверение, не позднее чем за семь дней до дня голосования могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания (п. 3 ст. 16 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Военнослужащие, проживающие вне расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства, а военнослужащие и члены их семей, проживающие на территории воинской части, - по факту нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается строевым отделом воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации. Для военнослужащих по призыву основанием для включения в списки избирателей является приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Соблюдение вышеизложенных положений позволит военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации полностью реализовать свои конституционные права.

Развитие общества на современном этапе характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы. В последнее десятилетие формирование государственных органов в России, порядок организации и проведения выборов привлекают пристальное внимание со стороны общества. Главная цель - обеспечение подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов высших органов государственной власти Российской Федерации и органов власти ее субъектов, реализация избирательного права всеми субъектами права (за исключением конституционных ограничений) Конституция РФ, ст.32. Вообще, законодательство Российской Федерации устанавливает избирательные права граждан, как конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном Конституцией РФ, федеральным законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Теория различает активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право - право граждан РФ, достигших на день голосования возраста 18 лет и старше, избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено также гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Пассивное избирательное право - право граждан РФ, достигших на день выборов возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право имеет более сложный правовой режим и в отличие от активного избирательного права, характеризующегося режимом наибольшего электорального благоприятствования, более ограничительный характер, который в основном связан с возрастными критериями и в некоторых случаях с дополнительными ограничениями. При этом ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку его проживания на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.

Меня, как курсанта высшего военно-учебного заведения, прежде всего, интересуют аспекты реализации избирательного права военнослужащими, проблемы, возникающие в этой сфере и пути их решения. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации являются гражданами своей страны (за исключением иностранцев, находящихся на военной службе по контракту) и имеют активное и пассивное избирательное право наряду со всеми гражданами Российской Федерации. Это подтверждает демократический, правовой характер государства, наличие в нем идеалов равенства и свободы. Конституция Российской Федерации в ст. 32 (п. 2) провозглашает: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме". Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь государственными служащими, имеют особый правовой статус, который отражает характер выполняемых ими задач в сфере реализации особой функциональной деятельности, вызванной необходимостью обеспечения обороны и безопасности государства, однако существующее законодательство в Российской Федерации незаслуженно ограничивает права военнослужащих как граждан своей страны. Недопустимо ограничение активного или пассивного избирательного права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу (службу) и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами "Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2007 г.. И здесь, я бы хотел выделить те основные вопросы и противоречия, которые возникают в ходе реализации военнослужащими избирательных прав, а также особенности самой реализации, избирательного процесса. Начнем с пассивного избирательного права.

1. Различные возможности реализации своих прав военнослужащих контрактной и службы по призыву. Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", данное правовое положение применимо к военнослужащим по контракту, чего нельзя сказать о военнослужащих по призыву, у которых есть четко установленный регламент служебного времени, и нарушать его никто не позволит. Как выход из данного положения можно предложить проведение в период подготовки к выборам общих собраний военнослужащих по призыву, на которых рассматривать, обсуждать вопросы, выносимые на референдум, обсуждать проекты избирательных программ кандидатов в выборные органы власти. В качестве другого варианта можно предложить организацию увольнительных в выходные и праздничные дни военнослужащим по призыву с целью участия в демонстрациях, митингах, шествиях. Однако, опять же, реализуют эту возможность лишь часть личного состава, так как другая часть в это время будет привлечена к организации службы и обеспечению боеготовности части. Кроме того, приказом командира части, в зависимости от режима функционирования части, устанавливается определенный процент военнослужащих, которым предоставляется городское увольнение.

2. Именно от местных органов власти зависит, как будет обустроен быт военнослужащих, организовано их питание и проживание, обеспечение водой, электричеством, газом Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как решены будут вопросы социально-культурной сферы (так как эти вопросы отнесены законодательством к предметам ведения муниципального образования), и если при выборах в органы местного самоуправления на местном референдуме в списки избирателей не включать военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, не учитывать их мнение, то нельзя говорить о полной реализации демократических основ, заложенных в Конституции Российской Федерации и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

П.1 ст.5 Закона Ярославской области от 02.06.2003г. «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» гласит: «Право избирать в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области принадлежит гражданину Российской Федерации, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа, и достигшему на день голосования возраста 18 лет».

В соответствии со ст. 39 «Порядок включения граждан в списки избирателей» Закона Ярославской области от 02.06.2003г. «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»:

1. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, избирательного округа устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. (п. 3 в ред. Закона ЯО от 23.06.2006 N 41-з).

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах. (в ред. Закона ЯО от 23.06.2006 N 41-з).

Таким же образом законодатель сконструировал статьи о избирательных правах военнослужащих и в других уставах муниципальных образований. По данным вопросам возникает большое количество споров и обжалований. Что бы не происходило ограничение избирательного права военнослужащих можно предложить:

Военнослужащие, проживающие вне расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства, а военнослужащие и члены их семей, проживающие на территории воинской части, - по факту нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается строевым отделом воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы". Для военнослужащих по призыву основанием для включения в списки избирателей является приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. Курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, временно зарегистрированные по месту пребывания, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Соблюдение вышеизложенных положений позволит военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации полностью реализовать свои конституционные права.

Теперь рассмотрим аспекты реализации пассивного избирательного права военнослужащими. При изучении нормативно-правовой базы, регулирующей соответствующие правоотношения, так же мы можем обнаружить особенности, ограничения, свойственные только таким субъектам права как военнослужащие.

1. Не совсем корректно запрещать лицам, замещающим командные должности в воинских частях, быть назначенными в состав избирательных комиссий ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Законодатель не уточнил, какие категории военнослужащих исключаются из списка, ведь перечень командных должностей начинается с командира отделения Устав Внутренней Службы Российской Федерации, заместителя командира взвода. По существу выходит, что если военнослужащий занимает командную должность, даже не офицерскую, он не имеет права быть назначенным в состав избирательной комиссии. Неверно и то, что на время исполнения обязанностей в представительном или исполнительном органе государственной власти военная служба приостанавливается ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". По роду своей деятельности, в соответствии со своей профессиональной подготовкой в органе государственной власти военнослужащий продолжает находиться на государственной службе, и, находясь на должности, в комитете, комиссии, являясь депутатом, он решает вопросы, касающиеся обороноспособности страны, боеготовности войск и совершенствования законодательной базы по повышению боевой подготовки, оснащенности войск.

2. Таким образом, выше мы рассмотрели основные проблемы и ограничения возникающие у военнослужащих при реализации ими пассивного и активного избирательного права. Это то, что касается права материального. Если мы возьмем процесс, то и здесь обнаружим существенные различия, практически в каждой стадии, что обусловлено принципами и задачами военной службы. Законодательство Российской Федерации жестко регулирует основные стадии избирательного процесса, с целью исключить какой бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки избирательного процесса. В теории конституционного права существуют различные точки зрения на количество и содержание этих стадий, однако, явно указанные в законе присутствуют во всех. Избирательный процесс с участием военнослужащих включает следующие стадии:

Назначение выборов . Здесь следует сказать о том, что в рамках российской избирательной системы существуют следующие подсистемы «Конституционное право Российской Федерации», М.В. Баглай,. М:Норма, 2001г, ст. 344., устанавливающие порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

· Порядок избрания Президента Российской Федерации.

· Порядок избрания депутатов Государственной Думы

· Порядок избрания глав администраций субъектов Российской Федерации

· Порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации

· Порядок избрания органов местного самоуправления

Каждая подсистема регулируется как отдельными, так и общими нормативно правовыми актами. Рассмотрение продолжим на примере выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации.

Выборы депутатов Государственной думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации ФЗ « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» , при этом, решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Образование избирательных округов. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации.

Образование избирательных участков . Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки, которые образуются не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, при этом, на избирательном участке должно быть зарегистрировано не более 3 000 избирателей и недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в этих случаях образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования командирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. Командир воинской части оборудует помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования с соблюдением режима секретности и обеспечения мер контртеррористической и другой безопасности. Голосование проводится и в местах временного пребывания избирателей-военнослужащих: госпиталях; санаториях; местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых - военнослужащих; в труднодоступных или отдаленных местностях: погранзаставах, на военно-морских судах, находящихся в плавании.

Создание и организация работы избирательных комиссий . Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной думы осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (15 членов комиссии, которых выдвигают: 5 человек - Президент Российской Федерации; 5 - Совет Федерации; 5 - Государственная дума); избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии - формируются главой исполнительной власти и представительной властью субъектов Российской Федерации; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии - формируются главой исполнительной власти и представительной властью органов местного самоуправления. При образовании избирательного участка непосредственно в воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, состав участковой избирательной комиссии назначается командиром воинской части на основании решения собрания избирателей соответствующего воинского коллектива и предложений избирательных объединений, избирательных блоков не позднее чем через три дня со дня образования соответствующего избирательного участка.

Составление списков избирателей. Списки избирателей-военнослужащих и членов их семей, проживающих за пределами воинской части, составляются избирательными комиссиями на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования, а списки военнослужащих и членов их семей, проживающих на территории воинской части, составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части не позднее чем за 60 дней до дня голосования. В случае прикомандирования военнослужащих к воинской части сведения об избирателях-военнослужащих собираются и уточняются командиром воинской части в соответствии с положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей и представляются в муниципальные, территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии.

Курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, временно зарегистрированные по месту пребывания, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и может вносить в него необходимые изменения на основании личных обращений военнослужащих. Образование избирательных участков и формирование участковых избирательных комиссий в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется командирами этих воинских частей по согласованию с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации в этих странах. Командир части, представляющий сведения об избирателях, несет ответственность за достоверность, полный объем соответствующих сведений и своевременность их передачи. Военнослужащий-избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения. Список военнослужащих-избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования; при этом, военнослужащий вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Военнослужащие не могут состоять в политической партии, а значит, не могут непосредственно участвовать в выдвижении конкретных кандидатов в депутаты. Однако посредством встреч с представителями партий, общественных объединений они могут предлагать конкретные кандидатуры, влияя опосредованно на избирательный корпус. Выборы кандидатов от политических партий происходят на съездах партий, после чего списки и протоколы съезда передаются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, где они регистрируются и происходит составление избирательного бюллетеня, в котором фиксируются два списка от каждой партии: федеральный и региональный.

В то же время каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной думы, а в случае досрочных выборов не позднее чем через три дня со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10 членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.

Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

Отсутствие обращений не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов и при условии соблюдения требования, предусмотренного ч. 6 ст. 36 указанного Федерального закона.

Предвыборная агитация . Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе проводить предвыборную агитацию. Военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации запрещено проведение предвыборной агитации в расположении воинских частей, организаций и учреждений Закона Российской Федерации "Об обороне" . Однако агитация не запрещена, когда единственное здание или помещение, пригодное для встреч с военнослужащими, находится в расположении воинской части, но оно представляется командиром воинской части по запросу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо по ее поручению - по запросу территориальной избирательной комиссии. Вместе с тем командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений статьи 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право участвовать в массовых, в том числе предвыборных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части, в свободное от исполнения обязанностей военной службы время. Разъяснения Центральной избирательной комиссии по этому вопросу носят следующий характер:

«Встречи зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц с избирателями из числа военнослужащих за пределами расположения воинской части обеспечивает командир воинской части совместно с окружной избирательной комиссией с обязательным приглашением не позднее чем за три дня до каждой такой встречи всех кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также представителей всех избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

Окружные избирательные комиссии обеспечивают избирательные участки, образованные в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах, в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательных участках, информационными материалами о зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях и избирательных блоках, оформленными в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 70 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и не содержащими признаков предвыборной агитации. Информационные предвыборные материалы, полученные от избирательных комиссий, вывешиваются в доступных для военнослужащих местах.»

1. Встречи кандидатов в депутаты, их доверенных лиц с военнослужащими должны проводиться вне расположения воинской части, во внеслужебное время.

В случае же организации встречи на территории воинской части инициатива ее проведения должна принадлежать только избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо территориальной избирательной комиссии, действующей по поручению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом, на встрече должны присутствовать все представители общественных объединений, партий, участвующие в выборах.

2. Необходимо постоянно осуществлять контроль за множительной аппаратурой, которая может быть использована для распечатки агитационных материалов. В случае наличия типографии в воинской части (образовательном учреждении) и получения платных заказов на выпуск агитационных материалов необходимо контролировать вопросы, связанные с соблюдением законодательства о выборах.

3. Не допускать совершения подчиненными военнослужащими при исполнении ими своих служебных обязанностей случаев осуществления агитации за определенную партию с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.

4. Необходимо обеспечить военнослужащих информационными материалами, не носящими агитационный характер, размещаемыми в средствах массовой информации. При этом, политические партии должны быть представлены в равной степени в доступных местах.

5. Запрещено привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, к распространению агитационных материалов. Запрещается проведение военнослужащими предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях в поддержку конкретных депутатов.

6. На территории воинской части запрещен сбор подписей военнослужащих.

7. Военным организациям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды.

8. Считаю, что в период предвыборной компании должно быть запрещено получение воинскими частями в дар телевизоров, компьютерной техники, услуг и т.д., которые могут рассматриваться как подкуп избирателей-военнослужащих.

9. В случае если на военнослужащего оказывается "давление сверху" по принуждению его к участию в агитации, в голосовании, он может обратиться за защитой своих прав не только в органы военного управления, но и в органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, правоохранительные органы, суды.

Голосование и подведение итогов выборов . Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территориях соответствующих избирательных округов. Голосование происходит с 8.00 до 20.00 добровольно, принуждать военнослужащих к голосованию запрещено. Необходимо в данный день таким образом составить распорядок дня, чтобы все военнослужащие имели возможность проголосовать. Не участвуют в выборах военнослужащие - курсанты, которым не исполнилось 18 лет. Не допускается инструктирование командованием воинской части военнослужащих, включенных в состав участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной комиссии в качестве членов комиссии с правом решающего голоса. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии, наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач, в день голосования выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования (форма избирательного бюллетеня установлена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации), которые после заполнения опускаются избирателями в общие для всех ящики для голосования. Военнослужащие, которые в день голосования будут находиться в служебной командировке, в госпитале и т.д., могут получить в территориальной (за 45-20 дней до дня голосования) или в участковой (за 19 и менее дней) избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором они будут находиться в день голосования. Для организации досрочного голосования командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии направляют в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования. За пять дней до дня досрочного голосования командир воинской части совместно с территориальной избирательной комиссией оповещают избирателей, уполномоченных представителей политических партий о месте, времени голосования, обеспечивают их доступ и доступ зарегистрированных кандидатов, наблюдателей, представителей средств массовой информации в помещение для голосования.

При составлении списков военнослужащих, участвующих в голосовании, должны соблюдаться требования законодательства о государственной тайне. После окончания голосования и подсчета голосов представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии передают списки избирателей воинской части по акту на хранение командиру воинской части. По истечении сроков хранения (не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов) списки избирателей воинской части уничтожаются по акту, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

В виде исключения члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут провести голосование вне помещения для голосования (караул, боевое дежурство) по заявлениям (обращениям) избирателей-военнослужащих. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии. На письменном заявлении избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства и удостоверяет получение каждого избирательного бюллетеня своей подписью. Одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается отметка: "Голосовал вне помещения для голосования", ставятся подписи членов комиссии.

Голосование осуществляется отметкой (плюс, галочка и др.) напротив знака и списка партии. В бюллетенях не будет графы: "Против всех". Отметка двух партий, как и перечеркивание бюллетеня ведет к признанию его недействительным. Если военнослужащий вошел в здание участковой избирательной комиссии в 20.00, до закрытия двери помещения, то ему должен быть выдан бюллетень и он может проголосовать. Как мы видим, существует множество объективных препятствий для вовлечения в голосование всего круга субъектов, таких как нахождение в госпиталях, медпунктах, в командировках отпусках, выполнение служебных обязанностей и так далее. Существующие механизмы решения этих проблем, такие как получение открепительных удостоверений, оборудование участков голосования в госпиталях, в принципе эффективны, но недостаточно мобильны и требуют существенных затрат сил и средств их осуществления. Однако работа в этом направлении ведется. Например, голосование через Интернет. Для этого в ЦИК появится специальный департамент. Разработка такого законодательного проекта идет. Газета «Известия», ссылаясь на уполномченных ЦИКа, сообщает, что специальная площадка для онлайн-голосования уже готовится, и для того, чтобы избежать сбоев при такой методике выборов, позже будет учрежден и соответствующий интернет-департамент . «Думаем, что на федеральном уровне интернет-голосование будет опробовано в 2021 году на выборах в Госдуму, однако до этого может быть использовано на некоторых региональных выборах», - уточнил в Центризбиркоме.

Правда.Ру напоминает, что о готовности ЦИК ввести в РФ систему дистанционного голосования говорилось еще в 2010 году. Пока от проведения электронного голосования в Российской Федерации останавливает тот факт, что еще не вся территория страны покрыта интернетом.

Опубликование результатов выборов . Результаты выборов должны быть вывешены на плакате в помещении данного избирательного участка. Окончательный результат опубликовывается в периодической печати и средствах массовой информации. Отдельно публиковать данные о голосовании на закрытом избирательном участке разрешено в процентном отношении, без абсолютных цифр, с тем, чтобы сохранить в тайне списочный состав воинской части.

Повторное голосование, повторные выборы . В случае если все партии не набрали большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (бюллетени признаны недействительными), могут быть назначены новые выборы, но в списки от партий не могут быть включены лица, ранее уже баллотировавшиеся на выборах. Повторные выборы проводятся в соответствии с указанными ранее стадиями.

Заключение.

Военнослужащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи в учрежденных и действующих государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба.

Основным условием, определяющим понятие военнослужащего, является поступление гражданина на военную службу и, как следствие, зачисление гражданина в состав органа, учреждения или организации, в которых законом предусмотрена военная служба, на определенную воинскую должность, а также прохождение военной службы в воинском звании.

Правовой статус военнослужащего как гражданина Российской Федерации и как специфического субъекта права включает в себя совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, юридически закрепленных Конституцией и законодательством Российской Федерации в целях исполнения данной категорией граждан военной службы в составе Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, указанных в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

В связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октяб­ря 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., а также принятием Федерального закона «О противодействии корруп­ции» на военнослужащих, сотрудников правоохрани­тельных органов, органов уголовно-исполнительной системы, прокуратуры и иных федеральных государ­ственных служащих распространены ограничения, за­преты и обязанности, установленные федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федера­ции».

Согласно ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащего, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются ограниче­ния, запреты и обязанности, установленные Федераль­ным законом «О противодействии коррупции» и ст.ст. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за ис­ключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обя­занностей по осуществлению оперативно-разыскной деятельности или обеспечению безопасности Россий­ской Федерации.

В отличие от обязанностей военнослужащих, кото­рые достаточно полно исследованы, запреты и огра­ничения, связанные с прохождением военной службы, не так хорошо описаны в научной литературе, а действующее законодательство не дает определения указанным правовым категориям. В настоящее время военное законодательство Российской Федерации оп­ределяет только ограничения прав и свобод военно­служащих в различных сферах, которые опосредуют­ся запретами и выражаются формулировками «не впра­ве», «не должен» и др. (см., например, п. 2 ст. 1, ст. 6, ст. 7, п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе воен­нослужащих»), Ограничения, связанные с прохожде­нием военной службы, в отличие от ограничений, свя­занных с прохождением государственной гражданской службы, законодательством Российской Федерации не выделены в отдельную правовую категорию.

Ограничения, связанные с прохождением военной службы - это установленные нормами военного права обстоятельства, при наличии или возникновении ко­торых военнослужащие не могут проходить военную службу и подлежат увольнению, а граждане (иностран­ные граждане) не могут поступить на военную службу.

Запреты, связанные с прохождением военной служ­бы, представляют собой правовые нормы, определя­ющие действия, несовместимые с исполнением обязан­ностей военной службы, установленные действующим законодательством в целях эффективного и качествен­ного исполнения военнослужащими функций в сфере обороны и безопасности государства, а также в целях исключения со стороны военнослужащих коррупци­онных проявлений и иных злоупотреблений служеб­ным положением, нарушение которых влечет юриди­ческую ответственность военнослужащих, в том чис­ле может быть основанием для досрочного прекраще­ния военно-служебных отношений.

При рассмотрении ограничений, установленных Федеральным законом «О противодействии корруп­ции» следует, прежде всего, обратиться к преамбуле данного Закона, которая не содержит правовых норм, но имеет существенное значение для понимания смыс­ла названного Федерального закона как норматив­ного правового акта, устанавливающего важнейшие принципы и основы противодействия коррупции, т. е. данный Федеральный закон прямо не устанавли­вает в отношении военнослужащих каких-либо запре­тов, ограничений и оснований прекращения контрак­та о прохождении военной службы, но создает пра­вовые предпосылки для внесения соответствующих изменений в действующее военное законодательство. Например, в вышеназванном Федеральном законе указывается, что одними из основных направлений деятельности государственных органов по повыше­нию эффективности противодействия коррупции яв­ляются: введение антикоррупционных стандартов, т. е. установление для соответствующей области дея­тельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение кор­рупции в данной области; унификация прав и огра­ничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, за­мещающих государственные должности Российской Федерации (ст. 7). Федеральными законами о видах государственной службы для государственного слу­жащего могут устанавливаться более строгие запре­ты, ограничения, обязательства, правила служебно­го поведения (ч. 9 ст. 8).

Следует отметить некоторые проблемы, связанные с распространением на военнослужащих вышеназван­ных запретов.

Во-первых, произошло дублирование некоторых запретов, которые уже были установлены ранее феде­ральными законами «О статусе военнослужащих» (п. 7 ст. 10) и «Об обороне» (пп. 1, 3 ст. 24). Например, запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; на осуществление предпринимательской де­ятельности и др. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности их «повторного» распространения на военнослужащих.

Во-вторых, новые запреты, установленные пп. 2, 5, 10 ч. 1 ст, 17 вышеназванного Федерального закона, не отражают специфику прохождения военной служ­бы, в связи с чем возникает вопрос о возможности при­влечения военнослужащего к дисциплинарной ответ­ственности за нарушение таких запретов, как:

Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 5 ч. 1 ст. 17);

Замещать должность гражданской службы в слу­чае избрания на выборную должность в органе мест­ного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 17);

Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информа­ции, в отношении деятельности государственных ор­ганов, их руководителей, включая решения вышесто­ящего государственного органа либо государственно­го органа, в котором гражданский служащий замеща­ет должность гражданской службы, если это не вхо­дит в его должностные обязанности (п. 10 ч. 1 ст. 17).

Соответственно возникает вопрос о возможности досрочного увольнения военнослужащих согласно подп. «е. 1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воин­ской обязанности и военной службе» в связи с нару­шением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных ст. 27.1 Федерального за­кона «О статусе военнослужащих».

В-третьих, некоторые запреты, предусмотренные ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе», вошли в существенное проти­воречие с нормами военного права. Например, соглас­но п. 17 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона государственному служащему запрещено заниматься без письменного разрешения представителя нанима­теля оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных госу­дарств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Рос­сийской Федерации. А в соответствии с п. 7 ст. 10 Фе­дерального закона «О статусе военнослужащих» во­еннослужащий не вправе заниматься другой оплачи­ваемой деятельностью, за исключением педагогичес­кой, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом, при любых обстоятельствах запре­щено заниматься педагогической и иной деятельнос­тью, если она финансируется исключительно из ино­странных источников.

На основании рассмотренных вопросов, можно.сделать следующие основные выводы:

В настоящее время на военнослужащих в соответ­ствии со ст. 27.1 Федерального закона «О статусе во­еннослужащих» распространяются запреты и обязан­ности, установленные Федеральным законом «О го­сударственной гражданской службе Российской Феде­рации», а также обязанности, установленные Феде­ральным законом «О противодействии коррупции»;

Запреты, разработанные в отношении государст­венных гражданских служащих и распространенные на военнослужащих, не в полной мере отвечают тре­бованиям, предъявляемым к военнослужащим. Нор­мами военного права в настоящее время не установ­лены некоторые ограничения, наличие которых объ­ективно влияет на качество исполнения военнослужа­щими функций в сфере обороны и безопасности госу­дарства, например, в случае признания военнослужа­щего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- действующая система правовых ограничений во­еннослужащих нуждается в совершенствовании, что обусловлено наличием пробелов, противоречий и фрагментарности правового регулирования. Необхо­димо создать новую систему правовых ограничений военнослужащих, соответствующую новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации и в целом военной организации государства. При унификации ограничений, запретов и обязанностей, предусмотрен­ных Федеральным законом «О противодействии кор­рупции», следует учитывать специфику военной служ­бы, а в соответствии с федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федера­ции» устанавливать данные нормы непосредственно федеральным законодательством о виде государствен­ной службы (например, Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе»), при этом учи­тывая, но не копируя, практику правового регулиро­вания иных видов государственной службы.

С учетом вышеизложенного можно сказать, что вопрос о статусе военнослужащих в нашей стране продолжает оставаться одним из самых актуальных вопросов, стоящих перед законодателями.

Литература.

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014.

2. Федеральный закон No 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г.

3. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями и дополнениями).

4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями).

5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

  • I. Перепишите следующие предложения, определите в каждом из них видо-временную форму и залог глагола-сказуемого. Переведите предложения на русский язык

  • Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д.

    Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

    Успех этой работы невозможен без обеспечения единого направления воспитания гражданско-патриотических качеств личности, другими словами, без общей стратегии патриотического воспитания . Воспитательная стратегия призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, с условиями и возможностями воспитательных воздействий, которые образовательная среда оказывает на обучающегося. Определяемый, таким образом, «коридор возможностей» избранного направления воспитательной деятельности позволяет учесть основные проблемы, связанные с его реализацией и возможные пути их разрешения, представить намеченную стратегическую линию воспитания в виде его цели и задач.

    Сформировать единое направление гражданско-патриотического воспитания сегодня непросто. Слишком большая социально-культурная дистанция (если не культурный разрыв) отделяет идеалы и ценности этого воспитания от реального состояния социальной и образовательной среды. Назовем основные трудности на этом пути.
    Социальная поляризация общества. Она сказывается на социальных возможностях разных групп детей и молодежи, их морально-психологическом состоянии.
    Разнотипность образовательных учреждений и разнонаправленность реализуемых ими образовательно-воспитательных программ.

    Между тем общая стратегия гражданско-патриотического воспитания предполагает достаточно высокий уровень единства образовательной среды с точки зрения формирования общегражданских ценностей и общей национальной идентичности.
    Отсутствие общероссийской консолидированной системы ценностей и слабость общероссийской идентичности. Реализация на практике и в масштабе всей страны единой линии патриотического воспитания должно поддерживаться, хотя бы минимально, чувством общего дела и общего будущего страны, а не частными делами и частным интересом. Однако, формирование коллективных идентичностей связано в основном с утверждением представлений о целостности той или иной региональной ли этнической общности.

    Основу формирования и реализации общей стратегии патриотического воспитания еще предстоит создавать совместными усилиями федеральных, региональных и муниципальных органов власти, профессиональных субъектов образования. Можно выделить несколько стратегических ориентиров на этом пути, которые обозначили бы решительный поворот к формированию единого пространства патриотического воспитания.

    Создание государственно - общественной системы патриотического воспитания детей и молодежи . Ее ядро могли бы составить интегрированные учебно-воспитательные комплексы, состоящие из государственных общеобразовательных учреждений; структур дополнительного образования; детских общественных объединений, работающих на постоянной и профессиональной основе при финансовой, материально-технической поддержке государства.

    Характер деятельности таких комплексов должны определять: сочетание систематического обучения с просвещением и распространением российской культуры, сохранением исторической памяти (неформальное образование); стимулирование самообразования и общественной деятельности социальной, патриотической направленности; создание условий для наиболее полного удовлетворения творческих и образовательных запросов детей и молодежи в объединениях по интересам; привлечение к неформальному образованию и общественной деятельности возможно большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; кадровое обеспечение деятельности учебно-воспитательных комплексов (введение ставок старших вожатых, педагогов-организаторов, подготовка, переподготовка актива детских общественных объединений (проведение встреч, сборов, семинаров, профильных смен); подготовка программ и учебно-методических пособий, информационных материалов по организации патриотического воспитания.
    Реализация на практике идеи социального государства , стратегическая заинтересованность государства в развитии и расширении социальной сферы, переход к общественной системе, базирующейся на развитии человека, повышении его знаний, духовном обогащении, культурном совершенствовании.

    С точки зрения стратегии гражданско-патриотического воспитания особо важное значение имеет один из главных принципов социального государства – принцип социальной солидарности. На уровне социальной практики этот принцип означает способность и готовность власти, работодателей, профсоюзов, партий, неправительственных организаций вступать в переговоры и заключать локальные, региональные, общенациональные соглашения по базовым вопросам общественной жизни.

    Договариваться на основе патриотического долга, взаимного согласия и компромисса, жертвуя, если это необходимо, частью своих групповых, корпоративных интересов. Поддержка государством подобных практик, внедрение образа солидарных действий в повседневную жизнь и массовое сознание означали бы создание полноценной среды массового воспитания гражданственности – в масштабе города, региона, российского государства.

    Сочетание патриотического воспитания с социальной поддержкой работающей молодежи (возможности получения достойной работы, решения жилищных проблем, забота о новорожденных, организация семейного отдыха и т. д.). Наиболее перспективным направлением молодежной политики сегодня, видимо, является объединение молодых людей по интересам, привлечение молодежи к участию в масштабных региональных и общенациональных социальных проектах.

    Формирование , пропаганда , закрепление средствами обучения и воспитания культурных образцов общероссийской идентичности . Надо помнить о том, идентичность не просто выделяется определенными признаками, но формирует четко выраженную логику поведения, выступает в качестве реальных «правил жизни», моделей выстраивания собственной жизни и адекватного понимания воспитательных воздействий.

    Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новых и нформационных технологий . Они создают не просто дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды:
    Целью гражданско - патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России,способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.
    Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач :

    • создание единого пространства гражданско - патриотического воспитания , сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей и молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и общественные начинания;
    • формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности ) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры;
    • усвоение и использование на практике основ гражданского образования , включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;
    • подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере гражданского образования и гражданско-патриотического воспитания для руководства социальной и патриотической деятельностью детей и молодежи;
    • разработка методов подготовки соответствующих кадров, подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации и проведения урочной и внеурочной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания, комплектов материалов для учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

    Структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания могут включают в себя:
    компонент практической деятельности (участие в детских общественных объединениях, создание школьных и внешкольных творческих коллективов – молодежных клубов, объединений по интересам, музеев, самодеятельных художественных коллективов и т.д.; социально-проектная деятельность, организованная внутриклассная и внутришкольная взаимопомощь и т.д.);
    компонент учебно - воспитательной деятельности (предметные, межпредметные, модульные курсы гражданского образования, социально-нравственного воспитания, этики межличностных отношений и т.п.);
    компонент организационно - воспитательной работы с педагогическим коллективом (повышение квалификации педагогов и школьных администраторов в сфере гражданского образования и нравственного воспитания; подготовка педагогов-организаторов из числа классных руководителей, преподавателей историко-граждановедческого цикла, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-психологов для работы в области патриотического воспитания, создания школьных и внешкольных молодежных объединений по интересам и творческих коллективов и т.д.).

    Е.Е. Вяземский - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИСМО РАО, профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 №422, определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания студенческой молодежи

    Необходимость в патриотическом воспитании молодежи особенно актуальна в период включения России в мировое открытое образовательное пространство, требующее развития культуры межэтнических отношений.

    Задачи патриотического воспитания будущего специалиста социально-культурной деятельности заключаются в формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способной:

    Успешно выполнять гражданские обязанности,

    Создавать и развивать единую систему патриотического воспитания молодежи,

    На основе сформированных патриотических чувств обеспечивать поддержку упрочению единства и дружбы народов РФ.

    Патриотическое воспитание тесно связано с гражданским воспитанием , в задачи которого входит формирование гражданина свободного демократического государства, обладающего общественно значимыми личными качествами: развитым гражданским долгом и ответственностью, уважением прав и обязанностей демократического государства, уважением к его законам. Гражданское воспитание предполагает философско-мировоззренческую подготовку будущего специалиста, формирование у него полной и объективной научной картины окружающего мира, формирования умения логического объяснения политических процессов, происходящих в современном обществе, создание активной жизненной позиции и мотивации к участию в общественно-политической деятельности, к активному участию в экономической жизни общества, развитие современного экономического мышления.

    Гражданское воспитание - это социально-педагогический процесс, формирующий личность, хорошо разбирающуюся в системе моральных, экономических, правовых и политических отношений. Не случайно российской педагогической наукой гражданское образование трактуется как формирование гражданственности, как интегративного качества личности, позволяющего человеку чувствовать себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Важной составляющей гражданственности, ее нравственной основой является патриотизм.

    Основными направлениями гражданского воспитания студентов являются формирование чувства защищенности со стороны государства; формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности; воспитание уважения и принятия прав и обязанностей гражданина демократического государства. Выработка у студентов стремления к активному участию в социально-экономической жизни общества, развитие современного экономического мышления, осознания ими тесной взаимосвязи между личным благосостоянием и благосостоянием общества. Реализация вышеуказанных задач может осуществляться в разнообразных формах деятельности университета.



    Патриотизм и гражданственность – понятия соподчиненные. То и другое основано на любви к Родине и требует знания ее истории, преданности своей стране, своему народу. Это способствует развитию у молодежи исторического самосознания, а без него, как известно, не может быть государства, нации. Патриотизм можно рассматривать как результат процесса воспитания молодежи. А что такое воспитательный процесс? Это целостная система воздействия на личность с определенной целью. В качестве цели может стать воздействие (различными методами, средствами, формами) на сознание, поведение, чувства и деятельность человека для того, чтобы помочь ему правильно понимать, чувствовать, поступать и делать конкретное дело. По сути дела это изменение сознания.

    Патриотическое воспитание ставит цель – повлиять на рациональную и эмоциональную сферу человека, выполняющего или готовящего выполнять конкретные социальные роли в обществе. Патриотизм как и гражданственность характеризируется осознанной законопослушностью и преданностью Родине, приверженностью к сохранению и упрочению культурного наследия, национальных ценностей, межнациональных и межличностных отношений. Роль и место воспитания в профессиональной подготовке специалистов для сферы культуры как системообразующего фактора можно представить как ряд концептуальных положений, касающихся становления гражданского общества:

    Взаимодействие государственных структур с неправительственными объединениями, работающими в направлении образования и воспитания молодежи,

    Организация социокультурной и социально-педагогической деятельности в области социальной защиты семьи, реабилитации детей-инвалидов и лиц третьего возраста, малообеспеченных семей общества;

    Выявление условий и факторов поиска путей оздоровления и стабилизации правовых основ и гражданской ответственности, базируется на гражданственном правосознании, за результаты своей деятельности в профессиональной сфере;

    Ориентация патриотического и гражданского воспитания на включение в общенациональные и общечеловеческие движения за мир на Земле, преодоления криминогенных ситуаций;

    Создание оптимальных технологий социально-педагогических, духовно-личностных условий, кадрового обеспечения воспитания патриотизма и гражданских слоев населения (разработка специальных программ, научных проектов, создания средств, новых технологий, направленных на их реализацию в работе с молодежью, с семьями).

    Патриотическое и гражданское воспитание, решают общую задачу - приобщение молодежи к ценностям отечественной и мировой культуры. При этом важны социально-психологическая и духовно-личностные компоненты, предполагающие высокое доверие поколений (младшее поколение – старшему), единство прошлого и будущего.

    Патриотическое и гражданское воспитание в период перехода к открытому обществу (этот период стали называть «условиями глобализации», кстати сказать термин «глобализация» иногда синонимизируют с термином «империализм»), в период социального и духовного совершенствования России напрямую зависят от того, насколько изменяется парадигма воспитания как целостного социально-педагогического и культурного процесса. От этого воспитания, создающего социальную и духовную основу развития страны, зависит и уровень развития личности гражданина, патриота.

    Роль вузов культуры в этом отношении достаточно велика, она состоит в формировании у выпускников готовности к работе в гражданском обществе, в воспитании патриотизма у населения.

    Еще Г.В.Ф. Гегель утверждал, что гражданское общество воплощает своеобразную стадию диалектического процесса, восходящего от семьи к государству в процессе длительного исторического перехода от эпохи средних веков к последующим стадиям цивилизации нового времени.

    Задача состоит в том, чтобы и в нашем обществе сложилась система отношений, интегрирования в цивилизационный процесс, с учетом российских традиций и менталитета российского народа. В этом отношении система профессиональных вузов, занимающихся подготовкой специалистов к воспитательно-образовательной работе с подрастающим поколением, должна быть ориентирована на формирование духовно-нравственных- основ гражданственности и патриотизма личности.

    В связи с этим, основные подразделения вуза разрабатывают стратегию, концепции и варианты технологии решений; осуществляют исследования, подтверждающие эффективность тех или иных организационных форм патриотического воспитания студентов., ведут углубленный социокультурный и научно-исследовательский анализ современных условий и патриотического воспитания молодежи в нем.

    Патриотическое воспитание будущих специалистов начинается с мотивации, так как в скором времени им самим придется осуществить эту работу в специфичных условиях социально-культурной сферы (клуба, библиотеки, творческих центров и т.д.). Можно утверждать, что патриотическое воспитание – это комплексная педагогическая проблема, включающая в себя блоки: знаний и умений, базирующиеся на принципах адекватности сознания и поведения; равновесия эмоционального и рационального.

    Теперь мы можем сформулировать некоторые задачи патриотического воспитания студентов вуза культуры:

    Сохранение и развитие народных традиций;

    Внимательное отношение к прошлому своей страны;

    Сохранение преемственности между прошлым и настоящим;

    Организация образовательно-воспитательного процесса в вузе, имеющего патриотическую направленность в масштабах страны, а не только отдельных социальных институтов;

    Понимания, что денационализированное население не может внести вклад ив общечеловеческую культуру («если не принадлежишь своему Отечеству, не принадлежишь человечеству»);

    Оптимальное взаимоотношение национального и зарубежного в образовании, воспитании, развитии;

    Единство патриотического воспитания с экономическими и политическими проблемами и связанным с ними религиозными верованиями и мировоззренческими установками.

    Отечественные ученые приходят к выводу, что Россия стоит перед выбором нового пути: ее внутреннее положение в последние десятилетия усугубляется обостренными глобальными проблемами. Поэтому в качестве задач выдвигаются иногда такие, к которыми трудно относиться однозначно - это формирование «новой ментальности», «нового типа личности» и «общечеловеческого (иногда общеевропейского) самосознания». Личностно-ориентированная педагогика, имеющая место быть в работе преподавателей вуза, как правило, предполагает, что центром внимания в воспитании и образовании должен быть человек, его самобытная развивающая личность. Против этого есть контраргументы: в центре внимания должен быть коллектив, коллективное сознание, поведение, деятельность. Личность не должна быть замкнута в себе, а должна входить в систему мира, подчиняться его законам. (В. Зеньковский).

    Таким образом патриотизм и интернационализм лежат в основе национальной идеи как мотива организации национально-ориентированного образования и воспитания молодежи. Эта идея глубоко укоренена в русской национальной традиции, и это закономерно, так как. каждый народ имеет право на самобытность, но сохранение национальной самобытности не может привести к безразличию к общечеловеческому.

    Решение проблемы воспитания патриотизма, гражданственности у молодежи в современных условиях в сфере духовно-личностного, ведет к возрождению патриотизма как духовной и социальной ценности, основы укрепления новой российской государственности.

    Так, например, К.Д. Ушинский, говоря о патриотизме отмечал, что «…только варварам свойственно не иметь истории». Русский религиозный философ И.А. Ильин, касаясь проблем патриотического воспитания, высказывал мысль, что нужно стремится к тому, чтобы ребенок с раннего возраста знал своих национальных героев, подражал им.

    Патриотическое воспитание молодежи, ориентированное на дружбу народов, толерантность, веротерпимость сегодня требует новых подходов, т. к. часть вопросов здесь законодательно не урегулирована, существующая нормативная база не имеет четкой системы, а само патриотическое воспитание в эпоху глобальных перемен требует пересмотра форм и методов работы с населением, особенно молодежью; возврату к оправдавшим себя формам работы и популяризации новых.

    Следовательно, патриотизм – это не только глубокое нравственное чувство любви к Родине, но и преданность лучшим ее традициям и обычаям. Это нравственное чувство позволяет молодежи прикоснуться к памятным страницам истории своего Отечества, края, города, своей семьи. Семья - первый наставник в патриотическом и гражданско-правовом воспитании молодежи: как относятся родители к своей Родине, так и дети к ней относятся. Уважительное отношение родителей к культурным ценностям, накапливаемым векам, к своей народу, к истории страны, к своим корням, непременно повторяется в детях.

    В число задач входят: изучение истории, теории и практики патриотического воспитания, сохранение и развитие культурного наследия, культуры межэтнического и межконфессинального общения в новых условиях. И это вполне закономерно, так как в вузах России учатся студенты и аспиранты из Ближнего и Дальнего зарубежья, которые находят общий язык в процессе обучения и творчества, обогащают друг друга знаниями иных культур.

    Этому способствуют Музеи истории вузов. В них находятся экспозиции, посвященные роли студентов и преподавателей в Великой Отечественной войне, способствующие повышению гражданственности и патриотизма, утверждению правовых норм в современном развивающемся обществе.

    В творческих вузах, к которым относится МГУКИ, на практике ведется программа «Сохранения и развития культурного наследия, реализуются педагогически адаптированные в творческом процессе студентов и аспирантов и имеющие патриотическую направленность фольклорные песенные ансамбли, ансамбли народных инструментов и т. д..

    С населением ведется практическая работа студентов и выпускников, вносящих личный вклад в возрождение глубокого чувства патриотизма, гражданственности и толерантности и тем самым оказывающих влияние на развитие гражданского общества.

    Для успешной работы им требуются глубокие и разносторонние знания и умение их применять на практике. В личностном отношении: быть не только профессионалом в своей области, но и проводником патриотического воспитания, воздействовать на других на основе творческого подхода. Развитие личности, гражданина и патриота, любящего свой народ, свою страну, игнорирующего культуру других народов – процесс сложный, многоаспектный, требующий знания и умения владеть различными методами и формами работы с людьми.

    Для этого создаются специальные программы для детей и юношества, включающие в себя: музыкально-песенные фестивали, творческие конкурсы одаренной молодежи; вокальных, инструментальных, хоровых коллективов, молодежного театра песни; спортивно-зрелищных, коллективов традиционно-песенного творчества. Кроме того, кафедрами организуются встречи на литературно-художественных средах в вузе с известными композиторами-участниками войны, писателями-фронтовиками; посещение музеев ВОВ, музеев истории Отечества.

    В период обучения в вузе студенты на творческих экспериментальных площадках участвуют в работе и руководстве кружками, секциями, объединениями по интересам, руководят хором патриотической песни. Это помогает выпускникам, работающим в социокультурной сфере, стать творческими личностями, которые и к патриотическому воспитанию населения относятся как творческому процессу, основанному на таких общечеловеческих качествах как любовь, свобода, духовность, творчество.

    Итак, патриотизм можно рассматривать в единстве с гражданственностью. Государство заинтересованно в том, чтобы его граждане принимали основные идеи, традиции и нормы, активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности, в его разностороннем развитии (социально-экономическом, социально-культурном, оборонном и т.д.), отставили бы его национальные интересы. И это закономерно особенно в настоящее время, однако, приходится признать, что сложности в этом процессе неизбежны, так как в России длительно разрушались основы гражданского и патриотического воспитания молодежи. А сейчас мы пришли к тому, что нужно создавать базу духовно-нравственного единства страны, укреплять ее гражданственность, активизировать методы, приемы и средства формирования гражданско-патриотической направленности воспитания образовательной деятельности школ всех видов студий и внешкольных учреждений.

    
    Top