«Психологический климат в семье как основа формирования личности ребёнка» - презентация. Родительское собрание "нравственный микроклимат семьи - основа формирования личности" Какие ваши любимые цвета

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Брак … есть правовая нравственная любовь. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принуждён подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. К. Маркс

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелого экономического положения рождаемость падает. Стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот.

6 слайд

Описание слайда:

Хозяйственно-потребительская функция Охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

7 слайд

Описание слайда:

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ, накапливает опыт общения с деньгами, у него развивается умение ценить и уважать труд людей. Лучший пример для ребенка - это пример родителей.

8 слайд

Описание слайда:

Состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

9 слайд

Описание слайда:

своеобразная атмосфера отношений, сложившихся в семье между её членами. Понятия "благополучная", "не совсем благополучная", "неблагополучная семья” - характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни. В основе семейного микроклимата лежат прежде всего отношения между супругами, иногда супругами и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.). Сложность межличностных отношений в том, что каждый из супругов должен приспосабливаться к привычкам, желаниям, интересам и потребностям другого, в то время как до брака они удовлетворялись автономно или в зависимости от родителей.

10 слайд

Описание слайда:

По большому счету никаких особых секретов нет. Разве что нюансы. Но именно из них состоит жизнь! Более того, благодаря им она наполняется. Да и ребенок наблюдает со стороны. Растет в атмосфере добра и взаимопонимания. Есть ради чего стараться!

11 слайд

Описание слайда:

ПРАВИЛО 1 Ежедневные признания в любви Это только кажется, что теперь, когда вы живете вместе, говорить о любви излишне. Вы вместе, значит, все ясно? Нет, ясно было вчера, когда говорилось: «Я тебя люблю». А сегодня уже не вполне… Ежедневно находи возможность выразить свои чувства – словом, прикосновением, маленькой необязательной услугой. Кофе в постель – это, конечно, неустаревающий хит. Но и туфли почистить для любимого человека – тоже нежное признание. Приравнивается к приглашению в кафе. ПРАВИЛО 2 Искренняя благодарность Говори спасибо даже за малость. Внимательность и забота всегда исходят из души. Ну как же не поблагодарить за то, что тебе подарили кусочек сердца! Отношения, несомненно, станут нежнее.

12 слайд

Описание слайда:

ПРАВИЛО 3 Прямое высказывание просьб и пожеланий Ожидать, что любимый человек «сам догадается», не стоит. Телепатия еще не стала популярным средством общения. Лучше не искушай себя обидой. Говори открыто: «Завтра у нас годовщина первого поцелуя. Пусть это будет красный день календаря!». Ты сама удивишься плодам такой прямоты! ПРАВИЛО 4 «Выкл.» для опции «критика» «Если не я скажу, то кто скажет?..» Ты искренне веришь, что действуешь во благо тому, кого критикуешь. Увы, это не так. Любая критика обижает и вызывает сопротивление. Она воспринимается как сигнал: меня считают плохим! Поэтому отвечают упрямством, а анализа ошибок не происходит. Когда нужно сказать партнеру о несогласии, прибегни к правилу 5.

13 слайд

Описание слайда:

ПРАВИЛО 5 Используйте «Я-сообщения» Обычно мы говорим: «Опять ты не купила хлеба!» или «Сколько тебе говорить, чтобы ты не раскидывал вещи?!» Это называется «Ты-сообщение». Оно несет в себе критику, даже обвинение, а в ответ… читай выше, где речь об упрямстве. Теперь сравни: «Я расстроен, что в доме нет хлеба. Я даже сержусь!» Или: «Я злюсь, когда вещи разбросаны. Я раздражаюсь». Это – «Я-сообщение». В нем нет обвинения. Дальше лучше промолчать. Позицию прояснять уже не нужно, поскольку и так все понятно, а разборки приведут к ссоре. ПРАВИЛО 6 Хвалить и восхищаться Если любишь человека, он для тебя самый лучший. Не забывай говорить ему об этом. Выражай восхищение богатством его души. Хвали! Свободно проявляй свою любовь. Это совсем просто и гарантирует теплую атмосферу в семье.

14 слайд

Описание слайда:

Диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка); Опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий); «Невмешательство» (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка); Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.). Могут быть выделены 4 метода семейного воспитания, и соответственно им 4 типа семейных отношений:

15 слайд

Описание слайда:

понимать потребность ребенка в принадлежности; взаимное уважение; любить и принимать его таким, какой он есть; последовательность воспитательных воздействий; правильное построенное общение; использовать в повседневном общении приветливые фразы.

16 слайд

Описание слайда:

Безнадзорность, бесконтрольность: когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. Результат: поиск увеселений, попадание под влияние уличных компаний

17 слайд

Описание слайда:

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. Результат: ребенок становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы

18 слайд

Описание слайда:

«Золушка»: эмоциональная отверженность, безразличие, холодность со стороны родителей. Результат: появляются неврозы, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность.

19 слайд

Подготовила педагог-психолог Летаева М.В.

Брак … есть правовая нравственная любовь. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принуждён подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. К. Маркс

 Репродуктивная;  Хозяйственно-потребительская;  Воспитательная;  Восстановительная.

 Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелого экономического положения рождаемость падает. Стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот.

 Хозяйственно- потребительская функция Охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

 Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ, накапливает опыт общения с деньгами, у него развивается умение ценить и уважать труд людей. Лучший пример для ребенка - это пример родителей.

 Состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

своеобразная атмосфера отношений, сложившихся в семье между её членами. Понятия "благополучная", "не совсем благополучная", "неблагополучная семья” - характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни. В основе семейного микроклимата лежат прежде всего отношения между супругами, иногда супругами и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.). Сложность межличностных отношений в том, что каждый из супругов должен приспосабливаться к привычкам, желаниям, интересам и потребностям другого, в то время как до брака они удовлетворялись автономно или в зависимости от родителей.

По большому счету никаких особых секретов нет. Разве что нюансы. Но именно из них состоит жизнь! Более того, благодаря им она наполняется. Да и ребенок наблюдает со стороны. Растет в атмосфере добра и взаимопонимания. Есть ради чего стараться!

ПРАВИЛО 1 Ежедневные признания в любви Это только кажется, что теперь, когда вы живете вместе, говорить о любви излишне. Вы вместе, значит, все ясно? Нет, ясно было вчера, когда говорилось: «Я тебя люблю». А сегодня уже не вполне… Ежедневно находи возможность выразить свои чувства – словом, прикосновением, маленькой необязательной услугой. Кофе в постель – это, конечно, неустаревающий хит. Но и туфли почистить для любимого человека – тоже нежное признание. Приравнивается к приглашению в кафе. ПРАВИЛО 2 Искренняя благодарность Говори спасибо даже за малость. Внимательность и забота всегда исходят из души. Ну как же не поблагодарить за то, что тебе подарили кусочек сердца! Отношения, несомненно, станут нежнее.

ПРАВИЛО 3 Прямое высказывание просьб и пожеланий Ожидать, что любимый человек «сам догадается», не стоит. Телепатия еще не стала популярным средством общения. Лучше не искушай себя обидой. Говори открыто: «Завтра у нас годовщина первого поцелуя. Пусть это будет красный день календаря!». Ты сама удивишься плодам такой прямоты! ПРАВИЛО 4 «Выкл.» для опции «критика» «Если не я скажу, то кто скажет?..» Ты искренне веришь, что действуешь во благо тому, кого критикуешь. Увы, это не так. Любая критика обижает и вызывает сопротивление. Она воспринимается как сигнал: меня считают плохим! Поэтому отвечают упрямством, а анализа ошибок не происходит. Когда нужно сказать партнеру о несогласии, прибегни к правилу 5.

ПРАВИЛО 5 Используйте «Я-сообщения» Обычно мы говорим: «Опять ты не купила хлеба!» или «Сколько тебе говорить, чтобы ты не раскидывал вещи?!» Это называется «Ты-сообщение». Оно несет в себе критику, даже обвинение, а в ответ… читай выше, где речь об упрямстве. Теперь сравни: «Я расстроен, что в доме нет хлеба. Я даже сержусь!» Или: «Я злюсь, когда вещи разбросаны. Я раздражаюсь». Это – «Я- сообщение». В нем нет обвинения. Дальше лучше промолчать. Позицию прояснять уже не нужно, поскольку и так все понятно, а разборки приведут к ссоре. ПРАВИЛО 6 Хвалить и восхищаться Если любишь человека, он для тебя самый лучший. Не забывай говорить ему об этом. Выражай восхищение богатством его души. Хвали! Свободно проявляй свою любовь. Это совсем просто и гарантирует теплую атмосферу в семье.

Могут быть выделены 4 метода семейного воспитания, и соответственно им 4 типа семейных отношений:  Диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);  Опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);  «Невмешательство» (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);  Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.).

◦ понимать потребность ребенка в принадлежности; ◦ взаимное уважение; ◦ любить и принимать его таким, какой он есть; ◦ последовательность воспитательных воздействий; ◦ правильное построенное общение; ◦ использовать в повседневном общении приветливые фразы.

 Безнадзорность, бесконтрольность: когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. Результат: поиск увеселений, попадание под влияние уличных компаний

 Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. Результат: ребенок становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы

 «Золушка»: эмоциональная отверженность, безразличие, холодность со стороны родителей. Результат: появляются неврозы, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность.

Цель: Предотвратить жестокое обращение с детьми в семье.

Задачи:

  • Выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями.
  • Дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.
  • Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: Классный руководитель, воспитатель, родителиучащихся.

Оформление, оборудование, инвентарь: памятки для родителей “10 шагов, чтобы стать хорошим родителем”, тест “Достаточно ли вы контактны с детьми”, музыкальное сопровождение- спокойная лирическая музыка, плакат с высказыванием А. С. Макаренко

Подготовка:

  • Детям незадолго до собрания предлагается “нарисовать” свою автобиографию в цвете.
  • И слова, и фрагменты рисунков выполняются цветными карандашами или фломастерами.

Схема автобиографии

Ход собрания

I. Вступительное слово педагога

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра.

Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаетесь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Семейные взаимоотношения- самые первые и самые прочные социальные взаимоотношения, которые в значительной мере влияют на самооценку ребенка, его способности к адаптации и ощущение благополучия. Для большинства из нас семейные влияния позитивны и благотворны и являются основным источником воспитания, в процессе которого формируются принципы социального взаимодействия, сохраняющееся затем в течение всей жизни. На других, однако, семейные события и переживания оказывают негативное воздействие. Неблагоприятная атмосфера в семье создает почву для самых жестоких форм насилия в обществе.

Жестокое обращение с детьми - общий термин, относящийся к четырем видам воздействия:физическому, сексуальному, эмоциональному, а также к отсутствию родительской заботы. Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия, которые испытывают на себе большинство детей, например, телесное наказание, агрессивное отношение со стороны братьев, сестер, сверстников и,реже, физическое насилие.

Жестокое обращение с детьми это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательство, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями(другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка- это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Статистические данные по жестокому обращению с детьми:

  • спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2000 детей и подростков, 50000 уходят из семьи, 6000 - из детских домов и интернатов;
  • в общей сложности 25000- 26000 несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2000 погибают, 8000- 9000 получают телесные повреждения;
  • в России регистрируется свыше 2500 сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних.

Нельзя рассуждать о жестоком обращении с ребенком и отсутствии родительской заботы без учета семейного микроклимата.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II. Экспресс-диагностика “Достаточно лы вы контактны с детьми?”

Для того чтобы воспитывать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами; но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания с ними.(Проводится тестирование родителей, после которого они сразу же могут определить уровень своей контактности в общении с детьми).

Тест “Достаточно лы вы контактны с детьми”

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между взрослыми и детьми?
  2. Говорят ли свами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
  3. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  4. Бывают ли они у вас дома?
  5. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  6. Проверяете ли вы, результат выполненных дел?
  7. Есть ли у вас общие с детьми увлечения и занятия?
  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
  9. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи и фильмы?
  11. Интересуются ли дети вашими делами?

Обработка результатов теста: утвердительный ответ оценивается 2 баллами. Ответ, выраженный словами “отчасти”, “иногда”- 1 баллом, “никогда”- нулем.

А теперь подсчитайте.

Ели вы набрали 14 баллов , ваши отношения с детьми можно назвать благополучными.

От 8 до 14 баллов - удовлетворительными, но недостаточно многосторонними. Подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 8 баллов - ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить?

III. Знакомство родителей с автобиографиями их детей.

    Классный руководитель сообщает родителям, что их дети “нарисовали” свои автобиографии, и предлагает им предположить, каково сокровенное желание их ребенка. Затем он раздает родителям эти автобиографии, и они сверяют свои предположения с ответом ребенка. (Под тихую музыку родители продолжают знакомиться с автобиографиями своих детей)

IV. Ролевая игра “Наоборот”

    Цель игры заключается в том, чтобы дать родителям почувствовать, насколько часто в общении с ребенком мы забываем, что он тоже личность. Суть игры состоит в том, что роль ребенка выполняет родитель, а учитель берет на себя роль строгого родителя, предпочитающего в общении авторитарный стиль. После игры родители высказывают мнения, что такое общение, углубляет разногласие между ребенком и взрослым, способствует накоплению противоречий и проблем. Родители делают вывод о том, что надо менять формы и стиль общения, чтобы добиться положительного эффекта.

V. Заключительное слово учителя.

    Все родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был счастлив. Считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно. Хотелось бы закончить собрание словами: “Наши дети - это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”(А. С. Макаренко)

VI. В качестве решения родительского собрания родителям предлагается памятка “10 шаговчтобы стать хорошим родителем”.

  1. Любовь это самая важная потребность всех детей. Чем больше вы проявляете свою любовь к детям, обнимая, целуя их и говоря “Я тебя люблю”, тем больше они хотят доказать вам, что заслуживают ее. Любовь взрослого укрепляет уверенность ребенка в себе и уважения к своей личности.
  2. Слушайте внимательно, что вам говорят дети.
  3. Даже при самых любящих внимательных отношениях с ребенком необходимо четко установить ограничения (или запреты). Но помните, что для детей естественно и нормально испытывать эти границы на прочность. Это не каприз - это часть процесса обучения.
  4. Смех помогает разрядить напряженную ситуацию. Старайтесь видеть забавные стороны и разрешите себе посмеяться, когда это возможно.
  5. Видение событий с точки зрения ваших детей и представление о том, что они чувствуют- это ключ к пониманию их поведения. Попробуйте вспомнить, что вы чувствовали, когда были детьми и взрослые несправедливо обращались с вами, и вы станете лучше понимать своего ребенка.
  6. Хвалите и одобряйте своих детей. Ожидайте, что они будут хорошо себя вести, поощряйте их усилия, хвалите за хорошее поведение и старайтесь игнорировать плохие поступки. Чем больше вы придираетесь, тем меньше дети будут вас слушать.
  7. Уважайте своего ребенка так же, как вы уважали бы взрослого человека. Если вы поддались искушению сказать что - нибудь, что ранит вашего ребенка, то подумайте, как бы это выглядело, если вы сказали то же самое взрослому. Извинитесь перед своими детьми, если вы чем- то обидели их.
  8. Установите определенный распорядок дня. Дети(особенно маленькие) чувствуют себя гораздо счастливее и в большей безопасности, если они едят, спят, играют, гуляют в одно и то же постоянное время. Многих конфликтов вы можете избежать, если у ребенка будет четкое время для его дел.
  9. Некоторые правила необходимо соблюдать в каждой семье, но старайтесь быть гибкими. Однажды установив в своей семье правило, будьте последовательны в их исполнении. Если вы устанавливаете правило, а на следующий день заменяете его на другое, то вашим детям будет трудно понять, какое из этих правил действует сейчас.
  10. Не забывайте о своих собственных потребностях. Если вы чувствуете, что устали и вашему терпению вот-вот придет конец, выделите некоторое время для своего отдыха. Занимайтесь чем-нибудь, отчего вам будет лучше. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой или готовы закричать на своего ребенка, оскорбить его или ударить, лучше выйдите, успокойтесь и сосчитайте до 10.

Родительское собрание «Погода в доме или микроклимат в семье».

Продолжительность мероприятия : 60 мин.

Участники собрания : классный руководитель, школьный психолог, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия : родительское собрание.

Цель: показать родителям важность сохранения здорового микроклимата семьи для формирования личности ребёнка.

Задачи:

1. Совместно с родителями обсудить значение семейного микроклимата в жизни и развитии ребенка.

2. Провести изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

3. Продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество со своими детьми.

4. Содействовать процессу активного участия родителей в личностном развитии ребенка.

Форма проведения собрания: информационно-аналитический лекторий с элементами практикума.

Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.

Время проведения: вторая четверть.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ручки, бумага для заметок, бланки для проведения теста, два рисунка «Идеальный ребенок», «Строим дом», рисунки детей «Наш дом», песни «Погода в доме», «Родительский дом».

Подготовительная работа к собранию:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.

2. В течение четверти провести тестирование детей и родителей. Обработать результаты тестов.

3. Подготовить презентацию и оформление к собранию.

Структура собрания.

Звучит песня «Погода в доме» Лариса Долина

Учитель: Добрый день, дорогие родители! Я очень рада видеть вас. Говорят, если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Так давайте, и наше собрание начнем с хорошего настроения и улыбки.

Мини - практикум. Уважаемые родители, на столе у вас бумага для заметок и ручки. Я предлагаю вам продолжить предложение «Идеальный ребёнок - тот, который…» Подумайте и запишите свой ответ. Высказывают свое мнение. Учитель прикрепляет листочки с ответами на доску, к изображению ребенка.

А теперь посмотрите, какой у нас получился замечательный портрет. Я уверена в том, что многие из вас в этот момент задумались, а что от портрета идеального ребёнка есть в моих собственных детях? Что необходимо сделать, чтобы воспитать доброго, честного, трудолюбивого, отзывчивого, здорового человека? Пути решения этой задачи, прежде всего, стоит искать внутри, в нас самих, в нашей семье.

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб, пусть помнит,

Что с лихвой получит от них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети: мы за дела свои в ответе!

И за слова… Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

Это строчки из стихотворения Себастьяна Бранта. Немецкий сатирик написал его еще в 15 веке. И хотя произведению уже несколько столетий, смысл и значение этих строк волнуют нас и в настоящее время. Я предлагаю вам подумать, и посмотреть какая атмосфера царит в вашем доме, как общаются между собой близкие люди? Может быть, в вашей семье все не так благополучно, как вам кажется? И может быть, что - то ещё можно изменить, а значит помочь своему ребенку?

Лекция «Микроклимат семьи».

Семья играет особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей. Для успешного воспитания и полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, то есть общий микроклимат. От него зависят и прочность семьи, и душевные качества ребенка, и даже наше долголетие. Такой микроклимат не создается сам собой: о нем нужно думать специально, думать основательно и постоянно. Микроклимат в семье, своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Что же лежит в основе благополучного семейного микроклимата? Попробуем в этом разобраться.

1. В основе семейного микроклимата лежат, прежде всего, отношения между супругами , иногда супругами и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.). Путь семьи - это путь компромиссов. Очень редко два человека подходят друг другу во всех отношениях, чаще всего приходиться сглаживать острые углы своего характера. Это нелегко, и многим просто не удается. Неспособность к взаимопониманию - бич современности. Большая часть разводов происходит именно потому, что люди не могут относиться друг к другу со вниманием и заботливостью. И не только не хотят, а именно не могут, не способны, так как их не научили ни в детстве, ни в юности, ни в зрелом возрасте. Не научили сопереживать, прислушиваться к чужому мнению, прощать. Все это заменяет эгоизм, расцветающий полным цветом, как только человека покидает любовь.

В одной школе девятиклассницы, перечисляя по степени важность мужские и женские качества, на первое место поставили уважение к женщине и на четырнадцатое - уважение к мужчине. Выбор мальчиков был соответственно таким же. Откуда же взяться крепкой семье, когда заранее свое «Я» ставится намного выше другого.

Семья похожа на музыкальное произведение, в котором каждый играет свою партию; надо лишь стараться, чтобы вышла гармония, а не требовать, чтобы играли только вашу мелодию. «Связать две жизни - вовсе не значит покончить с одной из них», - писал Ромен Роллан.

2. В семье должно быть спокойно и дружно - вот главное условие для воспитания ребенка. Такие качества супругов, как доброта, сострадание, терпимость, внимательность создают благоприятный фон для доброжелательных отношений в семье. И наоборот, высокомерие, злоба, нетерпимость и равнодушие становятся причиной различных семейных конфликтов. Ссоры, как правило, покоятся на столбе прежних обид и, в конце концов, они как любое повторяющееся действие, образует условный рефлекс, после чего достаточно толчка, чтобы она разгорелась. Так что, «не будите спящую собаку», как говорят англичане. К тому же гнев наш выражает чувства, а не истину; проходит время, и причина ссоры кажется пустой и никчемной. Поэтому не стоит выходить из себя только потому, что вам не сразу открыли дверь в дом, не так приготовили обед, не так погладили рубашку. Полезно знать от чего вы приходите в раздражительное состояние: от громкой музыки, от беспорядка в доме, от разговоров, от нехватки денег или вспышек на Солнце. Еще в древности считали, что кротостью можно успокоить печень и желудок. Возможно, они были правы, ведь болезни порой вызваны раздражительностью. Бороться со своим темпераментом трудно, но что делать, без этого не обойтись. Если для вас главное - счастье ребенка, можно и сдержать себя, можно и промолчать на замечания старших, помня, что всякая перепалка бессмысленна и вредна. Но для того чтобы сдерживать себя в угоду другому, нужна большая любовь или большая культура. Следует всегда помнить, что мы для ребенка камертон: как прозвучим мы, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей. В одной притче говорится: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Внук побежал за ним. «Зачем?»- спросил отец. «Чтоб узнать дорогу, по которой тебя придется тащить…» Старшему поколению требуется, прежде всего, уважение, чтобы к ним относились с любовью, не грубили, вовремя сказали спасибо, поздравили с днем рождения. А молодые часто об этом забывают. А между тем, кто бегает по магазинам и варит обед на всю семью? Бабушки. Кто встречает и провожает внуков в школу? Бабушки.

2. Задача домашнего очага - снять отрицательные эмоции. В семье, которая испытывает житейские сложности, родители раздражены, и это раздражение, как волна, накрывает душу ребёнка. Закручивается некая пружина, и в какой-то момент раскручивается, ударяет. Этот удар может прийтись по отношению к сверстникам и по самим родителям - так ребёнок протестует против негатива, его окружающего. В семье должен быть обязательный перевес положительных эмоций над отрицательными. А эмоции столь тонкая вещь и так быстро и неуловимо изменяются, что лишь постоянное внимание к ним может создать устойчивый микроклимат. Моряки говорят: «Корабль перевернулся оттого, что спички лежали не на том борту». Так что следите внимательно за качкой своего семейного корабля, ненароком можно и перевернуться…

3. Если жизнь бедна впечатлениями, то наступает скука, которая часто и является основной причиной ссор. Однообразие убивает душу, разнообразие оживляет и обогащает её. И это даже не психологическая особенность человека, а физиологическая, то есть такая, с которой бороться невозможно. Многие, выйдя замуж или женившись, бросают любимые увлечения целиком посвящают себя семье. Не стоит этого делать. Ведь вскоре вы поймете, что все ваши жертвы напрасны. Каждый должен жить богатой, разнообразной общественной жизнью (разумеется, всё в меру), и только соединив эту жизнь (а, не обрезав её) с любовью, можно надеяться на счастье.

4. Снижает вероятность ссор и правильная организация жизни в семье. Дома, как и на работе, должна быть научная организация труда. Домашние дела, например, должны быть распределены не только в соответствии с занятостью, но и с желаниями и склонностями каждого члена семьи. Иной мужчина лучше 10 раз картошку почистит, чем в магазин за продуктами сходит. Но все объективные причины не имеют силы в семье с хорошим микроклиматом, всё зависит от нас. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд.

Мини - практикум.

Все ли благополучно в вашей семье? Возможно, что-то вас беспокоит и вызывает опасения? Я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Он поможет определить уровень вашей напряженности и неудовлетворенности, а так же семейной тревожности. Помните, что излишняя тревожность не содействует успешному воспитанию детей. Тест №1. Методика «Типовое семейное состояние». Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений. (Приложение)

Мини - дискуссия.

Обсуждение результатов тестирования родителей и детей. Тест №1, №2, №3, №4 (Приложение).

Советы родителям.

Способы улучшения эмоционального микроклимата в семье.

1. От родителей не должна исходить агрессия. Провожая ребенка в школу, смотрите на него с любовью. Вечером перед сном проявляйте к ребенку безусловную любовь. Ухаживайте за ребенком во время его болезни.

2. Применяйте следующие принципы в общении с ребенком: контакт «глаза в глаза»; пристальное внимание; физический контакт; активное слушание. Никогда не упрекайте ребенка.

3. Придумайте совместно занятие для всех членов семьи. Пусть это будет обычный просмотр фильма или поездка на катамаране, да пусть даже поход в магазин. Главное, чтобы вы были на позитивной волне, и вам нравилось, то, что вы делаете вместе.

Рефлексия. «Строим дом». Строительство дома из основных понятий.

Дом, родительский дом… Как только к слову «дом» добавят местоимения - мой, наш, свой - это слово воспринимается уже совсем по-другому. Ты вдруг начинаешь, понимать, что это не просто стены и крыша, а отдельный, принадлежащий конкретной семье, мир. И этот мир создает не отдельный человек, а вся семья, причем день за днем, долгие годы. Это удивительное творчество, и оно делает нашу жизнь яркой и счастливой. Уважаемые родители, я предлагаю Вам построить дом, в котором детям будет комфортно, безопасно и радостно. Напишите на листочках бумаги, какой должна быть семейная атмосфера в доме, где все будут счастливы.

Рисунок на доске.

Тихо звучит песня «Родительский дом». Родительский Дом http //muz-vk.ru

Родители пишут основные понятия, характеристики и прикрепляют листы к изображению дома на доске. Учитель показывает дом, который они построили.

А вот эти дома построили ваши дети. Так они представляют свою будущую семейную жизнь, такими они рисуют свои дома. Показ и обсуждение рисунков детей.

Рисунки детей.

Ну вот, построили мы дом,

Основу заложили в нём:

Любовь, радушье и добро.

В нём будет радостно, светло.

Наше собрание подошло к концу. В заключение я бы хотела сказать еще несколько слов. Уважаемые родители, вы не сможете повлиять на погоду за окном, а вот погода в вашем доме полностью зависит от стараний всех членов семьи. Мы учимся быть родителями точно так же, как когда-то учились читать и писать, как когда-то впервые, придя на свое рабочее место, познавали секреты профессионального мастерства. Поэтому в родительском труде, как во всяком другом возможны ошибки и сомнения. Но если вы умеете любить и прощать, ждать и терпеть, то временные неудачи в семье обязательно завершатся победой. Помните «Хорошее воспитание детей - это ваша счастливая старость. Плохое - это ваше горе, ваши слёзы». (А.С.Макаренко) Так что, уважаемые родители, хотите иметь хороших детей - будьте счастливы!

Приложение.

Тест№1

Методика «Типовое семейное состояние». Цель. Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений. Инструкция. Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете дом. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте на каждой шкале свое состояние. В каждом из вопросов будет предложен вариант оценки в баллах от 0 до 7. Баллы соответствуют степени выраженности качества на условной шкале. На одном полюсе этой шкалы — 0 баллов, соответствующий первому варианту ответа, на противоположном — 7 баллом, соответствующих второму варианту. Промежуточные баллы — для оценки, к какому варианту и в какой степени вы более склонны.

Бланк к методике «Типовое семейное состояние».

Состояние.

Шкала оценок.

Состояние.

Индекс.

Довольным

Недовольным

Спокойным

Встревоженным

Расслабленным

Напряженным

Радостным

Огорченным

Отдохнувшим

Здоровым

Беззаботным

Озабоченным

Неуклюжим

Свободным

Обработка результатов: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Чем выше индекс, тем хуже чувствует себя родитель в семье.

У - общая неудовлетворенность,

Т - семейная тревожность,

Н - нервно-психическое напряжение.

Повышенный уровень тревоги проявляется сомнениями, страхами, опасениями, которые касаются, прежде всего, семьи. Может отмечаться чувство беспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Эмоциональная неустойчивость и беспокойство, озабоченность и напряженность, высокая чувствительность в отношении тех негативных событий или неудач, которые только предположительно могут случиться или произойти.

Тест№2

«День рождения в моей семье». Предложите родителям и учащимся построить ассоциативный ряд на выражение «день рождение». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.

Тест№3. «Выходной день в моей семье». На листах бумаги нарисованы круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять. Это может выглядеть так:

Мама Папа Я
Магазин Машина Уроки
Кухня Диван Друзья

Сравнительный анализ теста позволит классному руководителю выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание. Тест №4. Методика «Семейная социограмма». Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье.

Принадлежности: лист бумаги с нарисованным кругом диаметром 110 мм, карандаши.

Инструкция : «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами».

Критерии, по которым производится оценка результатов:

число членов семьи, попавших в площадь круга;

величина кружков;

расположение кружков относительно друг друга;

дистанция между ними.

1. Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

2. Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший - о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

3. Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи - на переживание эмоциональной отверженности.


Top