Шить машинным швом. Виды ручных швов: применение и цели

Постоянные ручные швы используются при пошиве одежды или любого другого изделия из ткани. Например, швом вперед и назад иголку можно заменить прямолинейную машинную строчку на небольших участках. Швом «через край» и обметочный швом обрабатывают края недоступные для машинки.

Прямой шов, чаще используемый для скрепления складок. Шов простой, но не очень надежный. Работайте справа налево, вкалывая и вынимая иглу несколько раз перед тем, как протянуть нить. Длина стежков 3 мм.

Прочный шов, используемый вместо машинного. Справа налево, сделайте небольшой стежок. Вколите иглу в начало предыдущего стежка и вытяните ее спереди нитки. Таким же образом выполните следующие стежки, втыкая иглу в конец прошлого стежка.

Прочный шов, одновременно используемый для обметывания обрезных краев и сшивания нескольких слоев ткани. Справа налево, прокалывайте ткань, иглой, снизу вверх, отступив от края несколько миллиметров. Продолжая шов, продвигайтесь влево.

Используется для незаметного вшивания молний. Справа налево, сделайте небольшой стежок назад, вытягивая иглу в 6-10 мм слева от нитки. Далее прокладывайте такие же мельчайшие стежки «назад иголку».

Используется для стыкового соединения 2-х слоев ткани. Справа налево, сделайте стежок в 6 мм внутри сложенного края одной складки. Затем такой же стежок сделайте внутри сложенного края другой складки.

Используется для обработки краев несыпучих тканей. Справа налево, немного отступив от края, прокалывайте ткань иглой снизу вверх. Немного отступив влево и снова прокалывайте ткань снизу вверх.

Декоративный шов, используемый вместо прострачивания по верху. Справа налево, сделайте небольшой стежок «назад иголку», захватывая несколько нитей из ткани. Отступите 7-10 мм и выньте иглу, захватывая только верхний слой ткани. Повторите.


В этой статье мы описали практически все основные ручные постоянные швы, о временных ручных швах мы напишем в следующей статье.

Эта публикация размещена в категории с тегом .

Третий урок шитья мы посвятим ручным швам.

Детали изделия скрепляют при помощи швов, выполняемых одной или несколькими строчками - рядом повторяющихся однородных стежков.

Строчки могут служить и декоративным целям - их нередко используют в отделке.

Они должны быть ровными, с одинаковыми расстояниями между стежками как на лицевой стороне, так и на изнанке, с равномерно затянутыми нитками.

Рассмотрим основные виды ручных швов.

Напоминает машинную строчку.

Его применяют для постоянного соединения двух деталей в местах, где машинное выполнение затруднено, или в случаях, когда требуется получить шов повышенной растяжимости.

Промежутка между стежками нет. Шьют сверху вниз. Расстояние между входом и выходом иглы 0,1-0,7 см.

Укол делают в место выхода предыдущего стежка.

Разметочный шов (шов за иголку) выполняют так же, как и стачной, но с расстоянием между стежками.

Укол иглой делают на половине расстояния между входом и выходом предыдущего стежка.

Обметочный Шов

Обметочный шов предохраняет срезы деталей от осыпания.

Бывает нескольких видов.


Косой обметочный шов делают через край.

Иглу вводят снизу вверх, строчку прокладывают оправа налево.

Крестообразный обметочный шов выполняют так же, как косой, только в двух направлениях.

Нить при этом не отрывают и изделие не поворачивают.

Петельным обрабатывают срезы в сыпучих тканях.

Иглу вводят сверху вниз, нитка предыдущего стежка лежит под иголкой. Строчку проклады-вают слева направо.

Плотность шва - 2-3 стежка длиной 0,4-0,6 см на 1 см ткани.

Подшивочные швы применяются для подшивания края детали изделия (низа рукава, низа юбки).

Срез предварительно готовят к подшиванию.

Сначала подгибают весь припуск на подгиб и приметывают на расстоянии 0,5-1 см от сгиба сметочным швом.

Затем срез подгибают на 0,5-1 см и приметывают на расстоянии 0,2-0,3 см от второго сгиба.

Подогнутый срез приутюживают.

Подшивочные швы бывают нескольких видов.

Простой (открытый).

Вышедшей из сгиба иглой захватывают 2-3 нити основной детали, делают укол под сгиб и проталкивают иглу.

Плотность шва - 2-3 стежка на 1 см ткани.

Потайной шов .

Весь приметанный припуск на подгиб отгибают на лицевую сторону, на изнанке остается 0,2-0,3 см подогнутого среза.

Нитку закрепляют в припуске на подгиб, иглу вводят под сгиб подшиваемого края и при выходе набирают на нее 2-3 нити основной детали.

Строчку прокладывают справа налево. Нить туго не затягивают. Плотность шва - 2-3 стежка на 1 см ткани.

Фигурный (крестообразный) шов.

Этот шов применяется при подшивании низа изделия из плотных несыпучих тканей и как отделочный.

Шьют слева направо снизу вверх. Срез открыт, ткань подгибают только на припуск.

Первый укол делают в основную ткань около среза, на иглу набирают 2-3 нити так, чтобы не проколоть на лицевую сторону, второй укол за припуск на подгиб.

Плотность шва - 2-3 стежка на 1 см ткани, длина стежка - 0,4-0,7 см.

Отделочные Швы

Отделочные швы используют для украшения детской и женской одежды.

Самые распространенные из них - петельный, тамбурный, елочка, крестик, козлик-крестик, мережка, "монашка"(треугольник).
Монашкой закрепляют складки, карманы, строчки, разрезы.

Наметкой наносят контур равностороннего треугольника.

Первый стежок делают из одного угла у основания треугольника в его вершину, второй - из вершины в третий угол, следующий - из третьего угла в первый рядом с исходной точкой шва и т. д.

Нить настилают плотно и с одинаковым натяжением.

Так заполняют весь треугольник.

Для прочности с изнанки пришивают кусочек подкладочной ткани.

a - петельный,

б - тамбурный,

в - елочка,

г - крестик,

д - козлик-крестик,

е - мережка,

Ручные швы очень часто приходят на помощь хорошим хозяйкам. При помощи ручных швов можно соединить две раскроенные детали, обработать край брюк или сделать декор на открытых местах одежды, сумки и других предметах.

Шов «вперед иголку» (Шов №1)

Шов поможет скрепить временно 2-ве детали ткани. Как он выполняется? Иголку с ниткой пропускаете вперед справа налево. Стежков по количеству может быть сколько угодно, все зависит от размера деталей. Сэкономить время на такой шов может следующий метод: на иглу поднять сразу несколько стежков. Длина стежка может быть разной: от 5 мм до 10мм. Многие рукодельницы чередуют длину.

Копировальные стежки (силки, шов № 2)

Такой шов исполняет роль копира. Например, швее нужно скопировать линию вытачки. Шов напоминает предыдущий временный шов, но стежок при этом не затягивается. В ручной строчке получаются стежки с провисанием. При завершении всей швейной операции ткань раздвигается и ножницами нужно разрезать получившуюся прореху по провисшим стежкам. В готовом виде силки получаются в виде маленьких обрезков нити, но они есть на тех сторонах ткани, где нужно увидеть линию сшивания.


Сметочный шов (шов №3)

Этот шов применяют, если надо временно скрепить 2-ве детали (например, рукав по боковым срезам) или перед подготовкой к примерке, тем, как проложить машинную строчку. Шов имеет и другое название. ЭТО НАМЕТКА . Выполняется он как шов «вперед иголку».

Потайные стежки (шов №4)

Шов применяется для подшивки подола платьев, брюк и других аналогичных швейных операциях. С изнаночной стороны иглой подхватить 2-3 нитки и наметанный край, иголку с ниткой подтянуть. Данная методика позволит иметь лицевую сторону изделия чистой, без каких-либо строчек. С изнаночной стороны изделия стежки видны. Подол платья должен быть подвернут на один раз с закрытым срезом.

Петельный шов (шов № 5)

Этот вид ручных швов считается декоративным. Он напоминает шов на оверлоке (только ручным способом).

Работа начинается с выполнения стежка «через край». В образовавшуюся петлю продеть иголку с ниткой и затянуть. Петельный стежок готов. Таким методом можно сделать петли на изделии (стежки должны лежать плотно друг к другу).

Шов "через край"

Такой вид ручных швов используется для обметки открытых срезов на ткани. Стежки накладываются по косой линии. Расстояние между стежками равно 0,5 см.

Все портняшки хотят сшить изделие быстро и качественно. Но как часто бывает, что при работе на швейной машинке одна деталь вытягивается относительно другого или, наоборот, собирается. Или при примерке уже готовой одежды, выясняется, что изделие не сидит на фигуре. Поэтому прежде, чем приступать к прокладыванию на машинке, необходимо закрепить детали или какой-то узел перед (угол клапана или борта) ручными . Многие пренебрегают ручными работами из-за лени или скорости, однако, не забываем про поговорку «Тише едешь, дальше будешь»! Чем кропотливее работа руками, тем проще, быстрее и качественнее будет обработан тот или иной узел.

Виды ручных стежков.

Всего существует 7 видов ручных стежков:

При выполнении ручных стежков нужно следить, чтобы они были ровными и однородными, а нитки нужно затягивать равномерно.

Прямые стежки

Прямые — самые простые и очень легко распускаются. Используются только на время и при дальнейшей обработке, удаляются. Из прямых стежков получаются следующие строчки.

Сметочная строчка

Две детали складываем лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы или контрольные линии, и прокладываем прямые стежки длиной 7-15 мм – при небольшой слабине одной из деталей, и 15-25 – без слабины.

Такие строчки используются для соединения боковых, плечевых срезов и т.д.

Наметочная строчка

Одну деталь накладываем на другую и соединяем их прямыми стежками длиной 7-25 мм – с посадкой, и 25-50 мм без посадки.

Используется в том случае, когда нужно соединить две детали, наложив одну на другую, а так же для соединения мелких деталей с крупными, например, когда нужно накладные карманы, подборта на полочку и т.д.

Заметочная строчка

Срез детали подгибаем по намеченной линии и прокладываем строчку прямых стежков длиной 10-30 мм.

Применяется для временного закрепления подогнутого среза детали (заметать низ изделия, низ рукавов и т.д.).

Выметочная строчка

Применяется для временного закрепления обтачного края детали при изготовлении изделий из тонких материалов и материалов в полоску и клетку ( клапан, воротник, борт и т.д.). Длина стежка – 7-10 мм. Строчку прокладывают со стороны той детали, на которую перепускаю шов, то есть образуют кант.

Кант – это расстояние от края до шва.

Копировальная строчка

Используется для перенесения линий с одной детали на другую. Две одинаковые детали складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивая все срезы, и по намеченным линиям прокладывают строчку прямых незатянутых стежков, при этом образуем петельки высотой 2-3 мм в зависимости от толщины ткани. Затем детали раздвигаем, натягивая стежки, разрезаем нитки стежков между деталями. Длина стежка 10-15 мм.

Строчка для образования сборок.

Для образования сборок прокладывают две параллельные строчки длиной 3-7 мм с расстоянием от среза деталь до первой строчки 3-5 мм, между строчками 1-4 мм. Срез детали стягиваем ниткой на желаемую величину. Образовавшиеся сборки равномерно распределяем по всей длине.

Косые стежки

Образуют более прочное и эластичное соединение материалов, чем прямые. Косыми стежками выполняют строчки как временного, так и постоянного назначения.

  • К временным строчкам косых стежков относятся:

Наметочная строчка

Заменяет наметочную строчку прямыми стежками, когда требуется получить более устойчивое соединение деталей, так как косые стежки не дают сдвигаться одной детали относительно другой. Например, при деталей с посадкой – подбортов на полочку, верхнего воротника на нижний и т.д. Длина стежка 7-20 мм.

Выметочная строчка

Заменяет выметочную строчку прямыми стежками для детали из всех материалов, кроме тонких плательных тканей и костюмных тканей в полоску. Косые стежки могут исказить рисунок, в результате стягивания ее поперек строчек. Например: края клапанов, подбортов и т.д Выметывание производят со стороны той детали, на которую перепускают шов, образуя кант. Длина стежка 7-10 мм.

  • К постоянным строчкам косых стежков относятся:

Обметочная строчка

Предохраняем срезы деталей от осыпания. ( нижний срез изделия, рукава и т.д.) Длина стежка 5-7 мм. Ширина 3-5 мм. Частота стежков 3-4 на 1 см.

Стегольная строчка

Применяется для скрепления основной и прокладочной ткани для повышения упругости детали ( лацкан, воротник пиджака). Для ее выполнения верхнюю ткань, прокладочную, прокалывают насквозь, а нижнюю, основную, наполовину толщины. В результате этого нить строчки с лицевой стороны не видно. Длина стежка 5-7 мм, ширина 3-5 мм. Расстояние между строчками 5-7 мм.

Подшивочная строчка

Применяется для постоянного закрепления подогнутого края детали с открытым необработанным срезом в толстых тканях, а также для кромки внутренних краев подбортов и т.д. Ширина шва с открытым срезом – 2-3 мм, с закрытым – 1 мм. Длина стежка для шва с открытым срезом 3-5 мм, для подшивания кромки 5-7 мм, для прикрепления внутренних краев детали 4-10 мм.

Строчки для незаметного скрепления деталей

Их два вида:

А) Штуковочная строчка — для незаметного соединения деталей изделия из плотных неосыпающихся тканей там, где случайно порезали или разорвали. Детали располагают срезами встык, совмещая рисунок. На расстоянии 2-3 мм от среза, игла прокалывает ткань наполовину ее толщины, далее вводится в разрез. Срез должен плотно соединяться стежкам. С лицевой стороны ничего не должно быть видно. Длина стежка 1-2 мм, частота 5-7 стежков на 1 см.

Б) Распошивочная строчка — нужна для того, чтобы сделать малозаметным шов, выполненный на швейной машинке.

Крестообразные стежки

Применяются для подшивания низа изделий. Особенностью таких стежков является отсутствие ниток с лицевой стороны изделия. Подгиб может выполняться в открытом виде по краю или потайным - внутри припуска на подгиб. Крестообразными стежками также можно выполнять отделочные строчки.Длина и ширина стежков 5-7 мм.

Петельные стежки

Применяют для ручных петель, а также при декоративном оформлении каких-либо деталей, салфеток, одеял. Составляют петельную строчку. Размер стежка определяет дизайнер. При выметывании петель частота стежков 6-10 на каждые 10 мм, ширина 2-3 мм.

Петлеобразные стежки

Стежки дают наиболее прочное и эластичное скрепление материалов, и применяются только для строчек постоянного назначения.

Из петлеобразных стежков получаются следующие строчки:

Вспушная строчка

Используются при отделке краев деталей пиджака(бортов, воротника, низа и т.д.) При их выполнении нитки стежков располагают внутри скрепления тканей и строчка малозаметна с верхней и нижней стороны. Длина стежка 3-4 мм.

Разметочная строчка

Нужна для соединения нескольких слоев ткани,при необходимости создать прочное, но эластичное скрепление.

Игла прокалывает насквозь все слои ткани. Сделав стежок, отступает назад на 0,5 стежка со стороны исполнения. С лицевой стороны имитирует сметочную строчку. Длина стежка 1,5-2 см. Используют при разметке пройм, прошивании плечевых накладок и т.д.

Подшивочная (потайная) строчка

Именно эта строчка применяется в том случае, когда говорят «люксовая обработка». Не просто так он называется «потайная», ее не видно ни с изнаночной, ни с лицевой стороны.

Иглу сначала вводят в сгиб подогнутого края, а затем на уровне прокола сгиба делаем прокол вдоль края подогнутого припуска на половину толщины ткани. Частота стежков 3-4 на 1 см. Используют тогда, когда нужно подкладку проймы рукава или низ изделия и т. д.

Стачная строчка

Другими словами ее еще называют «назад иголочка». Она имитирует машинную строчку, и с одной из сторон ничем не отличается от нее. Имеет постоянное назначение.

Игла прокалывает насквозь все слои ткани, сделав стежок, возвращается обратно в предыдущий прокол. Следующий прокол делается с противоположной стороны исполнения на расстоянии, равном двум стежкам и снова возвращается в предыдущий прокол. Длина стежка 3-5 мм.

Специальные стежки

Используют тогда, когда нужно сделать петельные закрепки, пуговицу, крючок или кнопки.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!


Top