Шляпки клош, сделанные своими руками, спицами или крючком. Женская шляпка клош: модные тренды

Эта милая вещица в 20-е годы 20 века буквально накрыла женщин с головой. Речь идет о знаменитой шляпке-колокольчик. Звезды кино, девушки-флапперы, буквально все надели этот головной убор.
Благодарить за это нужно известную шляпницу того времени Каролину Ребу- (1837-1927). В 1865 году она открыла модный магазин в Париже на 9, avenue Matignon и проработала там всю свою жизнь.В течении 50 лет она была королевой креативных шляпок.Ее называли королевой модисток, так же как Ворта отцом высокой моды.Она была первым модельером,украсившим дамскую шляпку вуалью. В 20-е годы она создает свою cloche hat (шляпку-колокольчик), но до этого была реставрация прошлых веков- шляпа "Гейнсборо" и шляпа в стиле натурщиц Вижи-лебрен. На Парижской всемирной выставке 1900года Ребу представляла французскую коммерцию.
Марлен Дитрих была постоянно клиенткой дома Ребу, именно там она приобрела свои знаменитые береты,которые женщины до нее не носили.В 1860-е года у Ребу одевались Полина Меттерних и императрица Евгения. Приобретала у нее головные уборы и Эльза Триоле, посещая магазин часто в сопровождении Луи Арагона.
Шляпы-клош обычно изготавливались из фетра, носили их, надвинув низко на лоб. Часто, разные виды лент, прикрепленные к шляпам являлись своего рода "носителями информации" о владелице. Например, лента в виде стрелы означала, что девушка не замужем, но сердце ее не свободно. Туго завязанный узел означал, что перед вами замужняя дама, а пышный бант ярко сигнализировал о том, что владелица шляпки не замужем и заинтересована в знакомстве.

Клош идеально гармонировал с образом флэпперов, и существовала даже определенная манера его носить. Поскольку шляпка надвигалась очень низко и смотреть из-под нее было неудобно, женщине приходилось приподнимать голову и немного вытягивать шею.
Клош имел форму колокола - правда несколько более округлого, чем привычный колокольчик; искусные шляпницы изготовляли тульи клошей таким образом, что их форма могла визуально прибавлять клиентке роста.
Существовало множество разновидностей клоша - был даже такой, напоминавший по форме берет. Клоши отделывались весьма разнообразно: от цветных строчек "зиг-заг" в стиле арт деко до вполне стандартных украшений в виде букетов.
Идеальным материалом для изготовления шляпки-клош считался фетр, впрочем, летние модели делали и из соломки - при этом ее полировали или красили, чтоб с виду шляпка напоминала шлем. Другим вариантом была вышивка.

Современное видение.Фильм Легкое поведение

К концу десятилетия сложилась система, диктовавшая, соответствие клоша с полями стилю casual, в то время как клоши без полей принято было носить в особых случаях. Состоятельные женщины украшали клоши брошами и клипсами - как правило, только с одной стороны. Такая ассиметрия вполне соответствовала стилю арт деко.
К 1926-му единственным способом освежить модель клоша оказывается только отказ от полей!
В 1928году поля клоша исчезают окончательно.

Грета Гарбо

Еще несколько фото из фильмов наших дней

Фильм Подмена

Фильм Подмена и Глория Свенсон

Взято: мой вольный перевод Википедии +

Шляпка клош – это элегантный аксессуар женского гардероба. Она выглядит как маленький колокольчик. Шляпка получила популярность в 20-е годы прошлого столетия.

Название изделия появилось от французского слова cloche, что переводится как колокол. Выполняется шляпа из фетра, который прилегает к голове, создавая изящный силуэт.

Первоначально клош носили, полностью прикрывая лоб. Далее шляпа пережила небольшие трансформации и поля стали выворачивать кверху.

В начале прошлого века французская модистка Каролина Ребу стала первооткрывательницей шляпки клош. Утонченное изделие пришлось по душе великой Коко Шанель. И следующие 15 лет фасон оставался популярным.

Создание изысканной шляпки повлияло на тенденции причесок того времени. Дамы стали предпочитать гладкие короткие стрижки «итон».

Головной убор был востребован эмансипированными женщинами. Они надвигали шляпку на глаза, от чего сокращался обзор, им приходилось высоко поднимать голову, что создавало эффект высокомерия и загадочности.

Соломенная шляпа клош от Каролины Ребу, светлого оттенка, декорированная широкой лентой темного тона, которая повязана в крупный бант. Отогнутые поля позволяют надвинуть её на глаза, акцентируя внимание на макияже губ.

Шляпка клош от Каролины Ребу, выполненная из тонкого материала темного тона, с прямыми полями. Отделка головного убора заключается в поперечном шве и нескольких искусственных цветах.

Вечерний вариант шляпы клош от Каролины Ребу, светлого оттенка, без полей. Изделие декорируют плоские искусственные цветы белого цвета. Модель оставляет лицо полностью открытым.

Анджелина Джоли в шляпке клош коричневого цвета, с расклешенными полями, декорированной тонкой жесткой лентой. Головной убор сочетается с блузкой бежевого оттенка и пальто светло-коричневого тона.

Сара Джессика-Паркер в вариации шляпки клош черного оттенка, с небольшими прямыми полями, украшенной широкой лентой черного цвета. Головной убор отлично дополняет повседневный образ.

Виктория Бэкхем в шляпке клош черного оттенка, с асимметричными спущенными полями, декорированной кожаным шнурком. Изделие гармонирует с вязаной одеждой темно-серого оттенка.

Многие представительницы прекрасного пола того времени фанатично отнеслись к данному изделию. Большой спрос привел к тому, что кутюрье Молине и Ланвен открыли ателье по изготовлению таких шляпок, и без устали соревновались за первенство.

В 1934 г. уникальное изделие полностью изжило себя. И только в начале 80-х дизайнер Патрик Келли вдохнул в него новую жизнь. В 2007 г. ведущие бренды включили в свои коллекции изысканный головной убор. Закрепила популярность премьера фильма «Подмена», где Анджелина Джоли блистала в элегантной шляпке.

Осенне-зимний сезон 2010-2011 выдвинул данный фасон на первый план. Многие ведущие дома моды представили варианты клош, выполненные из фетра, кожи, льна и шелка. Изделие широко распространилось среди актрис и представительниц королевских семей. В разные периоды шляпку носили Сара Джессика Паркер, Виктория Бэкхем. Испанская принцесса Летиция предстала в клош на свадьбе принца Уильяма и Кейт Мидлтон.

Особенности фасона клош

Модницы 20-х годов при помощи декоративной отделки шляпки обозначали свой статус. Незамужние девушки, которые имели постоянного ухажера, украшали фетровое изделие ленточкой, оформленной в виде стрелки. Замужние дамы надевали клош, декорированный тугим узлом. Юные, абсолютно свободные девушки носили головной убор с выразительным бантом.

Шляпа клош с флористическим орнаментом приглушенного сиреневого и бежевого оттенка на светло-сером фоне, с удлиненными загнутыми полями декорирована искусственными цветами коричневого оттенка.

Вечерний вариант шляпки клош, выполненной из фактурной ткани белого цвета, без полей, украшена драпировкой в области тульи и бантом с правой стороны.

Шляпка клош темно-серого цвета, выполненная из плотного материала, с удлиненным полем, загнутым по линии лба декорирована искусственными цветами черного оттенка.

Твердая шляпка клош розового оттенка с прямыми полями, декорированными тесьмой, украшена крупным тканевым цветком, широкой лентой в виде драпировки и кружевными элементами отделки бежевого тона.

Соломенная шляпка клош серого оттенка, с асимметричным полем декорирована широкой лентой серого цвета и брошью, украшенной камнем.

Вязаная шляпа клош светло-красного оттенка, с загнутыми полями украшена широкой лентой бежевого цвета и брошью в виде бабочки, декорированной камнями красного тона.

Шляпа клош светло-серого оттенка, с вязаной тульей и спущенными полями, выполненными из атласа, украшена широкой лентой серого цвета, искусственным цветком и брошью с крупным камнем.

Соломенная шляпа клош оранжевого оттенка, со спущенными асимметричными полями декорирована широкой лентой теплого розового тона и брошью-булавкой, украшенной камнем.

Шляпа клош, выполненная из плотной ткани бежево-зеленого оттенка, с асимметричным полем, окантованным тесьмой светло-зеленого тона, декорирована лентами серого и светло-зеленого цвета, а также искусственным цветком и брошью.

Находчивые модницы наших дней активно приобретают оригинальный аксессуар. Производители, в свою очередь, стараются создавать изделия, отвечающие правилам старинного стиля.

Элегантная шляпа, наполняющая образ шармом, выполняется из материала, который держит форму. Стандартная модель оснащается небольшими полями. Модные стилисты изобретают клош в неожиданных модификациях.

Шляпка клош бордового цвета, украшенная тонкой черной лентой, окантовкой и крупным искусственным цветком, хорошо смотрится с блузой персикового оттенка, юбкой темно-синего тона, прямого покроя, длиной ниже колен, удлиненным пиджаком, небольшой черной сумкой и туфлями коричневой расцветки на низком широком каблуке.

Шляпа клош с анималистическим принтом в коричневых и бежевых тонах, декорированная ремнем с пряжкой, будет отлично выглядеть с платьем оливкового оттенка, приталенного фасона, длиной до колен, с укороченными рукавами, клатчем и лаковыми туфлями коричневой расцветки на высоком каблуке.

Популярна модель с маленьким козырьком, напоминающая жокейский головной убор. Встречаются варианты, декорированные фетровыми цветами, лентами, пряжками. Стильно выглядит вязаный клош, а также двухцветный головной убор, в котором тулья и поля отличны по цвету.

С чем носить шляпку клош

Клош не отличается особой популярностью в современном мире. Это связанно с тем, что модель не универсальна и к лицу не каждой представительнице прекрасного пола.

Шляпка станет гармоничным дополнением образа дамы с хорошим чувством стиля, которая носит утонченные жакеты и юбки. Тематика образа должна быть приближена к луку «эмансипе».

Мир современной моды не имеет границ. Для ношения клош не обязательно составлять . Головной убор станет гармоничным дополнением . Особый шарм шляпка добавит девушкам с короткими стрижками.

Шляпа клош бордового цвета, украшенная небольшим бантом и лентой, создаст стильный образ с рубашкой белого тона, юбкой с принтом, длиной выше колен, бежевым плащом, небольшой сумкой бирюзового оттенка и полусапожками черной расцветки на высоком каблуке.

Шляпка клош бордового оттенка, декорированная черной лентой и бантом, составит гармоничный ансамбль с рубашкой белого тона, шортами красного цвета с принтом и туфлями бордовой расцветки на высоком каблуке.

Шляпа клош коричневого цвета сочетается с платьем белого оттенка, расклешенного фасона, длиной выше колен, пиджаком бежевого тона, цветными колготками и туфлями белой расцветки с черными вставками на высоком каблуке.

Шляпа клош темно-синего цвета, с высокой тульей, украшенная черной лентой, дополнит свободную блузку, юбку расклешенного силуэта, длиной выше колен, кардиган синего оттенка, клатч с анималистическим принтом и туфли оранжевой расцветки на высоком каблуке.

Шляпка клош черного цвета гармонирует с платьем черного оттенка, приталенного покроя, длиной ниже колен, с короткими рукавами и туфлями коричневой расцветки на высоком каблуке.

Шляпа клош черного цвета, декорированная лентой и искусственным цветком, хорошо смотрится с вязаным платьем синего оттенка, приталенного фасона, длиной ниже колен, с длинными объемными рукавами и высокими сапогами черной расцветки на каблуке.

Шляпка клош бежевого цвета с атласной лентой из коллекции Ralph Lauren в сочетании с блузой желтого оттенка, с короткими рукавами, брюками голубого тона, широкого силуэта, маленькой зеленой сумкой и босоножками серой расцветки на низком ходу от Ralph Lauren.

шляпка-клош. колокол свободы на дамской головке.

Эта милая вещица в 20-е годы 20 века буквально накрыла женщин с головой. Речь идет о знаменитой шляпке-колокольчик. Звезды кино, девушки-флапперы, буквально все надели этот головной убор. Из описания мечты растратчика из "Бубнового дела" Булгакова:

Цитата:
Она вынырнула с Петровки. Юбка до колен, клетчатая. Ножки - стройности совершенно неслыханной, в кремовых чулках и лакированных туфельках. На голове сидела шапочка, похожая на цветок колокольчик. Глазки - понятное дело. А рот был малиновый и пылал, как пожар.

Благодарить за это нужно известную шляпницу того времени Каролину Ребу (1837-1927).

В 1865 году она открыла модный магазин в Париже на 9 avenue Matignon и проработала там всю свою жизнь. В течении 50 лет она была королевой креативных шляпок. Ее называли королевой модисток, так же как Ворта отцом высокой моды.

Она была первым модельером, украсившим дамскую шляпку вуалью. В 20-е годы она создает свою cloche hat (шляпку-колокольчик), но до этого была реставрация прошлых веков- шляпа "Гейнсборо" и шляпа в стиле натурщиц Вижи-лебрен. На Парижской всемирной выставке 1900 года Ребу представляла французскую коммерцию.

Марлен Дитрих была постоянно клиенткой дома Ребу, именно там она приобрела свои знаменитые береты, которые женщины до нее не носили. В 1860-е года у Ребу одевались Полина Меттерних и императрица Евгения. Приобретала у нее головные уборы и Эльза Триоле, посещая магазин часто в сопровождении Луи Арагона.

Шляпы-клош обычно изготавливались из фетра, носили их, надвинув низко на лоб. Часто, разные виды лент, прикрепленные к шляпам являлись своего рода "носителями информации" о владелице. Например, лента в виде стрелы означала, что девушка не замужем, но сердце ее не свободно. Туго завязанный узел означал, что перед вами замужняя дама, а пышный бант ярко сигнализировал о том, что владелица шляпки не замужем и заинтересована в знакомстве.

Клош имел форму колокола - правда несколько более округлого, чем привычный колокольчик; искусные шляпницы изготовляли тульи клошей таким образом, что их форма могла визуально прибавлять клиентке роста.

Существовало множество разновидностей клоша - был даже такой, напоминавший по форме берет. Клоши отделывались весьма разнообразно: от цветных строчек "зиг-заг" в стиле арт деко до вполне стандартных украшений в виде букетов.

Идеальным материалом для изготовления шляпки-клош считался фетр, впрочем, летние модели делали и из соломки - при этом ее полировали или красили, чтоб с виду шляпка напоминала шлем. Другим вариантом была вышивка.

К концу десятилетия сложилась система, диктовавшая соответствие клоша с полями стилю casual, в то время как клоши без полей принято было носить в особых случаях. Состоятельные женщины украшали клоши брошами и клипсами - как правило, только с одной стороны. Такая ассиметрия вполне соответствовала стилю арт деко.

К 1926-му единственным способом освежить модель клоша оказывается только отказ от полей!
В 1928году поля клоша исчезают окончательно.

"На маленькой головке, словно на память о фронтовой канонаде, - скупая шляпка-грибок, копия немецкой каски, пустой перевернутый походный котелок, - нет каши, съели. Шляпа-каска глубоко надвинута на глаза, - не смотри, не всматривайся, не заглядывай, ничего не прочтешь. Под такой каской хорошо затаиться, хорошо думать, что делать дальше, а если сама ничего не видишь, так что с того? Вижу, куда ступаю, вижу тесный подол, стреноженные лентой коленки, вижу бант, вижу круглые булыжники, тупые носки туфель, - а что, кто-нибудь видит больше и дальше? «В Европе холодно, в Италии темно. Власть отвратительна, как руки брадобрея…» Хорошая каска закрывает и уши. Военная каска и красный рот - монмартрский вампирчик, сирена петроградских трактиров, призрак с пустыми глазами."
Татьяна Толстая "Лилит"

Пару высказываний о шляпках...

"Женщина без шляпки - что Эйфелева башня без наконечника", - утверждают утонченные французы. Они считают, что именно этот аксессуар способен превратить женщину в таинственную и оригинальную, броскую и элегантную, яркую и кокетливую незнакомку.

"Я питаю слабость к шляпкам. Они элегантны и эксцентричны, забавны и драматичны. По-моему, женщину в шляпке забыть невозможно! Выбирать шляпы в магазине с шикарным ассортиментом - настоящее развлечение", - сказала как-то итальянская икона стиля Софи Лорен

Клош - одна из самых популярных форм женских шляп. Причём в отличие от той же Федоры, эта шляпа создавалась специально для дам, а не перешла из мужской моды. Ровная округлая тулья, порой чуть вытянутая, небольшие опущенные вниз поля… эта шляпа напоминает колокольчик - или колокол. Отсюда и получила своё название - cloche по-французски колокол.

И если Ворта называют отцом высокой моды, то Каролину Ребу - королевой модисток. Долгое время Ребу оставалась самым неординарным, самым смелым модельером, она пополнила женский гардероб удивительной формы головными уборами, именно её мастера впервые добавили к шляпке вуаль. В конце концов, то, что шляпа занимает в гардеробе многих девушек важное место - это тоже именно её заслуга.

В 1865 году она открыла модный магазин в Париже на 9 avenue Matignon и проработала там всю свою жизнь. От посетительниц отбоя не было. Среди постоянных клиенток были дивы молодого кинематографа. Неудивительно, учитывая подход владелицы магазина к своим покупательницам. Порой она творила уникальный головной убор прямо на них - клала на голову посетительницы фетр и начинала творить…

Шляпка-клош, которую изобрела эта удивительная женщина, очень быстро стала популярной. Во-первых, пришлась к месту и ко времени. Её облюбовали Флэпперы - молоденькие девочи, желавшие сбросить с себя оковы общественных устоев. Только-только завершилась Первая Мировая война, во многих семьях на полках появились фотографии в траурных рамках… И даже в дома этих девушек приносили похоронки. Впрочем, их это не касалось - любимых не дождались другие, не они. А эти девочки ввели в моду мальчишескую фигуру, плоскость, длинные руки и ноги, короткие стрижки-пажи (возмущавшие старшее поколение), и - клоши. Новая форма шляпы удивительно подходила под ставшие популярными короткие женские стрижки. Они надвигались на глаза, что придавало взгляду кокетливость и томность… Правда, видела модница при этом разве что узкую полосу дороги у своих туфелек. Пришлось высоко поднимать голову, вытягивать шею… вскоре такое положение тела вошло в привычку.

Кроме того, умело сделанный клош визуально придавал своей обладательнице роста - временами тулью специально делали длиннее, чем требовалось.

Что же касалось украшений, то новая шляпка вскоре стала своеобразным средством общения с мужчинами. Достаточно было взглянуть на украшавшую клош ленту. Она завязана узлом? Что ж, девушка замужем. Узла нет, но лента напоминает стрелу - до брака осталось не так уж и долго, сердце красавицы занято. На шляпе завязан бант? Без смущения можно знакомиться! Тем более, что Флэпперы лёгкие отношения только поощрали. Именно они ввели в обиход понятие «встречаться», приучили компаньонок оставлять их одних наедине с кавалерами и позволяли себе длительные прогулки наедине с понравившимся человеком. Да что там, флэпперы даже машину умели водить!

Советские модницы с помощью элемента декора шляпки выражали одобрение к изменениям в стране. Например, крыло означало, что девушке приятно развитие авиации.

Однако девушки так непостоянны! Довольно быстро им захотелось перемен в любимой шляпке. Оказалось, что единственный способ освежить образ - укоротить поля. Вскоре от шляпы осталась только тулья… исчерпав все свои возможности, клош ушёл в небытие.

Но в 80-х годах самый любимый головной убор модниц 20-х вернулся! И вновь дамы приподнимали подбородок, чтобы лучше видеть путь…

Клош - это яркая примета двух десятилетий, один из лучших элементов создания образа тех лет. Но и сегодня его с удовольствиям носят поклонницы шляп. Присмотритесь, вы наверняка встречались с ними на улицах! А может быть, и сами с удовольствием надеваете этот фетровый колокольчик.

Продолжаем изучать историю шляпок. Следующая на очереди не менее знаменитая шляпка-клош (от франц. Cloche — колокольчик) — дамская шляпка с низкой округлой тульей и узкими мягкими или жесткими полями. Ее дизайнером считается Каролина Ребу, а в моду она вошла благодаря Коко Шанель. Конечно, ведь эта шляпка сильно отличается от предшественниц, больше похожих на корзины с цветами и перьями, в сторону простоты и удобства.

В чем же секрет бешеной популярности шляпки-клош, названной в истории моды «клош-манией»? Во-первых, шляпка была создана специально для женщин, а не взята из мужского гардероба. Во-вторых, такие шляпки изготавливались индивидуально и зачастую сразу на голове владелицы. В-третьих, она создавала образ роковой красавицы: чтобы что-то увидеть из-под опущенных полей, приходилось высоко поднимать голову и вытягивать шею, отчего улучшалась осанка и взгляд становился томным и надменным.

Клош изготавливали из фетра, ткани, соломки, кружев и даже золотой проволоки и драгоценных камней. Они плотно облегали голову и зачастую напоминали шлем (а без полей — шапочку для плавания). Умело сделанная высокая тулья прибавляла хозяйке роста, а некоторые элементы украшений несли тайный знак о семейном положении дамы (бант — в активном поиске, узел — замужем, стрелка — помолвлена). Украшали шляпку чаще всего вышивкой или брошами, причем только с одной стороны (в соответствии со стилем арт-деко).

К концу десятилетия сложилась система, диктовавшая соответствие клоша с полями стилю casual, в то время как клоши без полей принято было носить в особых случаях. В 1928-1929 годах стало модным заворачивать поля клоша наверх. Эта тенденция сохранилась до начала 1930-х. В 1933-1934 годах шляпки-клош вышли из моды. В начале 80-х дизайнер Патрик Келли вдохнул в него новую жизнь, но и тогда мода на клоши долго не продержалась.

В 2007 шляпка снова вернулась на мировые подиумы. А в России такие шляпки, по-моему, из моды и не выходили. Наши мастерицы изготавливают их из фетра, валяют из шерсти, вяжут, шьют из ткани.

С чем можно носить шляпу-клош

Шляпка-клош подходит далеко не каждой женщине. Она подойдет вам, если у вас узкий подбородок, высокие скулы, гладкая прическа на коротких волосах.

Шляпку следует носить с одеждой, приближеннной к той эпохе. Модельеры советуют выбирать юбки с жакетом, или прямые брюки и кардиган, туфли с ремешком или балетки. Хорошо подойдет туника с темными колготками или леггинсами и ботильоны на высоком каблуке. Для холодного времени года выбирают классическое пальто, кардиган и сапоги. Идеальным будет платье прямого покроя с сильно заниженной талией и туфли на невысоком каблуке.

Шляпка-клош представляет собой головной убор в форме колокольчика, от которого и произошло название этой шляпки (cloche в переводе с французского означает колокольчик). Автором, который первый раз связал шляпку-клош крючком, считается французский дизайнер одежды Каролина Ребо, которая в 1920-х годах и придумала головной убор такого дизайна. И по сей день шляпки модели клош притягивают взгляд и завораживают своей элегантной простотой и непосредственностью.

Изначально такие шляпки изготавливались из фетра и плотно облегали голову. Носили их, как правило, низко надвигая на лоб, так чтобы область глаз была скрыта под полями шляпы. Позднее модницы стали заворачивать поля наверх. Существовала даже целая система знаков, с помощью которых модницы выражали свои чувства через шляпку – например, повязанный яркий бант поверх шляпки, говорил об открытости владелицы в общении с противоположным полом. Если же головной убор был украшен лентой, расположенной в виде стрелки, то это показывало наличие у незамужней дамы постоянного ухажера. На замужних дамах клош был украшен лентой, завязанным прочным узлом.

Вяжем шляпку-клош крючком в пошаговом мастер-классе для начинающих

Сегодня такую шляпку можно изготавливать не только из традиционных материалов, но и связать спицами или крючком, причем сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Давайте же вместе попробуем связать такую шляпку крючком.

Материалы, необходимые для работы:

  • 150 грамм пряжи;
  • Крючок №7;
  • 1 страз, фатин и булавка для брошки.

Вязать мы будем вот такую шляпку – для нее не требуется выкройка, а вязать мы будем нитью в два сложения.

Вязание шляпки-клош, как и любой другой начинается с донышка – для этого набираем на крючок 5 воздушных петель, замыкаем в кольцо и провязываем в них 9 столбиков без накида. Во втором круговом ряду необходимо удвоить количество петель. Далее столбики без накида следует провязывать по спирали, при этом в третьем круговом ряду делаем 8 прибавлений, а затем в каждом последующем – по 6 прибавлений, равномерно распределяя их по всему ряду. Таким образом вяжем до тех пор, пока не наберем 56 петель. Далее до начала полей вяжем без прибавлений. Для того, чтобы расширить поля шляпки нужно сделать 8 равномерных прибавок в каждом ряду, после чего провязать еще 4 ряда без прибавлений. После этого вяжем цепочку из воздушных петель длиной 70 см, протягиваем ее вдоль границы тульи и полей и завязываем бантик. Шляпка-клош готова, осталось лишь украсить ее цветком брошью и можно носить.

Это самая простая модель шляпки, связанной крючком, с которой справиться даже начинающая рукодельница. Если же у вас есть опыт в вязании вещей крючком, то можно попробовать связать такую шляпку с различными узорами. Варианты таких узоров представлены на фото ниже, но вы можете и сами придумать рисунок, который вам по душе.

Шляпка-клош, связанная крючком, прекрасно сочетается с объемными шарфами или шарфами-снудами, которые можно одеть поверх шляпки в случае сильного ветра или низких температур.

Клош хорошо сочетается с одеждой в стиле «kasual», а также с коротко стрижеными волосами с гладкой укладкой. Отличный ансамбль получается из шляпки-клош и платья с заниженной талией (популярными в 20-30 годах 20 века), при этом самой подходящей обувью являются туфли-лодочки или балетки. Макияж должен делаться с акцентом на губы, так как считается, что глаза чаще всего скрыты под полями шляпки.

В зимний период шляпку-клош допускается сочетать с брюками, блузками, свитерами, пальто и сапожками. Для теплого периода года вполне уместным будет сочетание клош с туникой и колготами или леггинсами темной расцветки. В качестве обуви отлично подойдут ботильоны.

Несмотря на популярность шляпок-клош, подходят они далеко не всем. Идеально такой головной убор смотрится на дамах с утонченными чертами лица и хрупкой фигурой, так как такая модель еще больше подчеркивает утонченность силуэта и черт лица. Дамам же с крупными чертами лица и плотной фигурой следует избегать такой модели головного убора, так как миниатюрная шляпка только подчеркнет недостатки внешности.

В настоящее время шляпы-клош изготавливаются из различных материалов – для зимнего периода это в основном кожа или фетр, а для теплого сезона используют лен или соломку. Кроме того, дизайнеры предлагают различные модификации этого головного убора, помимо традиционного клоша с узкими полями.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов о том, как быстро и просто связать шляпку-клош своими руками, чтобы вы сами смогли убедиться в том, что сделать это не так сложно как кажется с первого взгляда.


Top