Устная газета с презентацией «4 ноября - День народного единства. Устная газета с презентацией «4 ноября - День народного единства Плакат на 4 ноября

ГОУ СОШ № 453

имени Сергея Жукова

Устная газета

заместитель директора

по воспитательной работе

Садыхбекова Светлана Матвеевна

Санкт-Петербург

2011 год

1. Историческая справка. В начале 17 века Россия переживала тяжёлый период в своей истории – Смуту. Что это было? Череда неурожайных лет, которые привели к голоду и нищете.

В стране начались бунты, восстания.

Непрочной стала власть: прервалась царская династия Рюриковичей.

2. На престол царём был избран Борис Годунов, которого в народе не любили. Его считали виновным в гибели малолетнего царевича Дмитрия. Роптал народ, воинство, казачество, боярство.

3. Слабостью Руси воспользовались поляки, а затем и шведы. Они начали интервенцию на Русь. К этой интервенции присоединились казаки и много простого люда.

4.В 1605 году внезапно умирает Борис Годунов, а в Москве появляется самозванец – Лжедмитрий I – якобы чудом спасшийся от смерти царевич Дмитрий. В Москве ему присягнули как царю, а потом, когда поняли, что он не тот, за кого себя выдаёт – казнили.

5.Потом был избран царём Василий Шуйский (2-ой самозванец). Его изгнали, но не сразу. Прошло достаточно много лет, прежде чем русские люди поняли, что надо спасать свою землю, иначе она достанется врагу.

6.Русские люди стали объединяться, создали 1-ое народное ополчение, затем 2-ое. Подняли весь народ против иноземцев. Икона Казанской Божьей Матери объединила людей.

7. 22 октября 1612 года началось освобождение Москвы и захватчики (поляки) были изгнаны. Вскоре, в 1613 году на русский трон взошёл 16-летний Михаил Фёдорович из рода Романовых. Так начала своё правление новая династия – династия Романовых.

8. История сохранила для нас имена замечательных людей той эпохи – воеводы Смоленска Михаила Борисовича Шеина, военачальника Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, крестьянина Ивана Сусанина. Особым уважением пользуются имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Именно они организовали 2-ое ополчение, которое освободило Москву.

Известно, что после смуты икона Казанской Божьей Матери, сыгравшая важную роль в духовном объединении народа, стала почитаемой на Руси, а 4 ноября – общероссийским днём иконы Казанской Божьей Матери.

В 1710 году Пётр I распорядился перевезти икону в новую столицу – Петербург – и теперь она находится в Казанском соборе.

10.Обращаясь памятью к нашей истории, мы черпаем в ней силы духовные и понимаем, что нашу Родину надо беречь и, если придётся, защищать.

Победа, которую одержал русский народ в то тяжёлое время – это не только победа над внешним врагом, но и над внутренней слабостью, разобщённостью, которая чуть не погубила страну. Это не должно повториться!

11. Кузьма Минин (? – 1616) -нижегородский посадский человек,организатор и один из руководителейII Земского ополчения.

в начале XVII в. - Минин – владелец мясной лавки в Нижнем Новгороде

с 1608 по 1610 г.г. – участник ополчения, боровшегося против Лжедмитрия II

в 1011 г. – был избран земским старостой в Нижнем Новгороде

в октябре 1611 г. – выступил с призывом организовать всенародное войско

для освобождения Москвы;

организовал сбор средств для II ополчения;

вместе с князем Дмитрием Пожарским возглавил

временное земское правительство «Совет всея земли»

захватчиков

в 1613 г. – после избрания на русский престол Михаила Фёдоровича

Романова за заслуги перед Отечеством был пожалован в

чин думного дворянина

в 1616 г. – после смерти похоронен в Нижегородском кремле

Спасо-Преображенского собора

в 1962 г. – в год 300-летия освобождения Москвы прах К.Минина

был перенесён в Михайлово-Архангельский собор.

12. Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 – 1642) - князь, воевода, руководитель II Земского ополчения.

в 1611 г. – в разгар Смуты на Руси участвовал в организации

I земского ополчения и в восстании в Москве против

Польских захватчиков; получил ранение

в 1612 г. – откликнулся на призыв К.Минина создать всенародное

войско, возглавил II ополчение, освободившее Москву

с 1613 по 1619 г.г. – руководил военными действиями против польских

отрядов и украинского гетмана Сагайдачного;

затем был назначен в Новгороде воеводой.

Молодой царь Михаил Фёдорович отблагодарил

князя Дмитрия Пожарского, пожаловав ему крупные

Классный час

Цель: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувств сопричастности с судьбой своей страны, своего народа, воспитание ответственности за судьбу Родины.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, проекционный экран, плакат: 4 ноября- День народного единства, герб РФ.

Ход мероприятия:

Эпиграф

Россия, Русь –

Куда я ни взгляну,

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и Молитвы!

Н. Рубцов

Слайд №1 песня «У моей России»

Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались пословицы, песни, стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину.)

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете это словосочетание? (Единство. Единение народов.)

Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве? (Наверное, нет).

4ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства. Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник?

Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года.

К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления. Перенесемся на 400 лет назад. Россия в начале ХVII века имела вот такой вид.

Слайд № 2 «Московский Кремль ХVI–ХVII веков».

Сегодня мы перелистаем страницы нашей истории, посвященные Дню народного единства и вспомним о событиях того времени, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Итак, обратимся к истории. Более 400 лет назад в городе Москва, столице нашей Родины, правил царь Иван Ι V , он же Иван Грозный. Характер царя был злобным и мстительным. Своего любимого сына, которого готовил себе в наследники, Иван Грозный в припадке ярости убил ударом посоха в висок. После смерти Ивана Грозного у него осталось 2 сына. Младшему Дмитрию было всего 2 года, поэтому царем стал Федор Иванович. Ему было 27 лет, но он был слабоумен и отличался очень плохим здоровьем. Пользуясь слабостью государя, бояре начали между собой борьбу, каждому хотелось больше власти и богатства. Лучше всех это удалось родственнику царя Борису Годунову.

Слайд № 3 Борис Годунов.

Спустя несколько лет при загадочных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, да и сам Федор Иванович царствовал не долго. После его смерти прекратилось правление династии – рода – Рюриковичей. Царский престол перешел к Борису Годунову.

После смерти Федора шла жестокая борьба за царский престол. Эту часть российской истории называют Смутным временем. На страну обрушились всевозможные бедствия. Одним из них был страшный голод, наступивший после нескольких неурожайных лет. Борис Годунов, чтобы успокоить голодных, стал раздавать милостыню. Но народ его всё равно ненавидел и проклинал. У царя было много недругов, которые распространяли слухи о том, будто Годунов приказал убить царевича Дмитрия, чтобы самому править страной.

Слайд № 4 Лжедмитрий.

В это время в Польше объявился молодой человек, который выдавал себя за царевича Дмитрия. Самозванец объявил, что он должен свергнуть Бориса Годунова и стать царем. И случилось так, что внезапно царь Борис умер. Перед смертью он передал престол своему сыну, но тот царствовал всего полтора месяца. В июне 1605 года Лжедмитрий I вместе с польскими отрядами торжественно вступил в Москву. Бояре раскрыли перед ним свои ворота, а москвичи кричали: «Да здравствует государь наш Дмитрий!» Сына Бориса Годунова убили, а царевичем стал самозванец по имени Дмитрий Ι.

Страну заполонили польские дворяне, которые вели себя очень дерзко, оскорбляли русских, насмехались над их обычаями. Народу это не нравилось. Против самозванца был устроен заговор, и он был убит.

Царственный престол занял знатный боярин Василий Шуйский. Россия была на краю гибели. Мор и голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла. Всюду объявлялись самозванцы, бесчинствовали шайки разбойников, бояре боролись за власть. Они свергли Василия Шуйского, а на престол призвали польского королевича.

Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками, в столице был польский гарнизон. А древний Новгород захватили шведы. Стране грозила потеря независимости и присоединение к Польше.

Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Многие жители погибли. Польские отряды действовали по всей стране. Они захватили Великий Новгород и другие города. Гибель России казалась неизбежной…

Слайд №5 Памятник в Москве Минину и Пожарскому

Этот памятник стоит в Москве на Красной площади, а его копия есть в Нижнем Новгороде. На постаменте памятников начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Сделайте предположение: за что же Россия благодарна этим людям?

Жил в те смутные времена в Нижнем Новгороде человек по имени Кузьма Минин.

Слайд № 6 Минин.

Родился он в городе Балахна, семья его занималась солевым промыслом. Позже Минин переехал в Нижний Новгород, сначала он был продавцом мяса и рыбы, позже был старостой и считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Он решил, что надо помочь своему Отечеству и начал созывать ополчение. С помощью населения Нижнего Новгорода и других русских городов были собраны значительные средства для ведения войны с захватчиками. Люди отдавали последние деньги, ценности, домашние вещи. Кузьма Минин собрал денег, созвал ополчение, но он был купец, а не военачальник. Возник вопрос, кто же возглавит ополчение?

Слайд № 7 Пожарский.

Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени – известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина. Почти целый год собирали силы русские люди. К нижегородцам вскоре примкнули и другие города.

Наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского подступило к Москве.

Слайд № 8 Казанская икона Божьей матери.

Главной святыней Нижегородского ополчения была икона Казанской Божьей Матери. С ней оно и двинулось на Москву. Вот почему день народного единства мы празднуем в 1 день с праздником Казанской Божьей матери, а именно 4 ноября.

Битва за Москву была кровопролитной.

Слайд № 9 Бой.

Люди дали клятву: «Умрем за Русь святую». В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских. Но победа еще оставалась нерешенной, как вдруг Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля, и 4 ноября 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов.

Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа.

Слайд № 10 Памятник в Нижнем Новгороде.

Выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский – вот герои, избавители России. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены одной цели – освобождению Родины. Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

Народ России празднует День народного единства не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве». А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее.

Давайте послушаем стихотворение про Россию.

(Выступают дети)

    Роса состоит из росинок,
    Из капелек пара - туман,
    Песок - из мельчайших песчинок
    Россия - из россиян.

    Мы вместе: волжане, уральцы,
    Поморы и степняки -
    Похожи на крепкие пальцы
    Большой работящей руки.

    Мы вместе: калмыки, чуваши,
    Буряты, якуты, мордва
    Опорой единственной нашей
    Всегда остается Москва.

    Земля и вода - неразрывны,
    Как берег или река,
    Неразделимы ливни,
    И ветер, и облака.

    У радуги - нет половинок
    И если волна - то волна,
    И нету полуросинок
    Вот так и Россия одна!

(В. Крючков)

А теперь, ребята, помогите мне ответить на несколько вопросов:

Слайд № 11 Вопросы.

    Какой город является родиной К.Минина?

    Балахна

    Богородск

    Лысково

    Нижний Новгород

    Суздаль

    В какой день мы празднуем день народного единства?

    Из кого состояло население России?Найдите лишнее слово.

    Князья

    Бояре

    Крестьяне

    Стрельцы

    Рабовладельцы

    Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в наше время в память ополчения?

    Обелиск – меч

    Скульптура руководителей ополчения

    Михайло-Архангельский собор

    Каменный кремль

    Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?

    Икона Иверской Божьей Матери

    Икона Казанской Божьей Матери

    Икона Смоленской Божьей Матери

    Икона Тихвинской Божьей Матери

    Найдите лишнее оружие, которым ополченцы не могли пользоваться.

    Ружье

    Сабля

    Боевой топор

    Палица

    Винтовка

    Слайд № 16 Пословицы.

    Давйте теперь, ребята прочитаем пословицы про родину. Начало пословицы на доске, а конец у вас. Для этого нам надо соединить обе части.

    Кто за Родину горой, тот истинный герой.

    Нет земли краше, чем страна наша.

    Человек без родины - что соловей без песни.

    Родная земля и в горсти мила.

    Береги Родину как зеницу ока.

    На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

    Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

    Если народ един, он непобедим.

    И лес шумит дружней, когда деревьев много.

    Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

    Бегут года, шагают десятилетия, медленно текут столетия, и каждое из них выдвигает новых героев. Но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть и людей, жизнью своей поправшие время и оставшиеся в веках. К таким относятся и незабвенные спасители Отечества – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

    Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!

    Слайд 17 Гимн.

Цель: Дать представление о празднике- 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершение смуты на Руси.

Задачи:

Образовательные:

1. Углубить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века.

2. Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612 года.

Развивающие:

1.Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;

Воспитательные:

1.Формировать ответственность за судьбу Родины.

2. Воспитывать в детях гордость, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация,ьузыкальное сопровождение.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Оргмомент. Проверка готовности учащихся.
  2. Прослушивание гимна РОССИИ.
  3. Вступительное слово учителя.

В настоящее время в России отмечаются 7 основных государственных праздников. Среди них есть праздники, которые остались от предыдущих исторических эпох.

Сегодня мы с вами на классном часе поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами.

Соотнесите даты и названия.

День Победы

День народного единства

День независимости России

Международный женский день

День конституции

Новый год

Праздник Весны и Труда

День защитника Отечества

Рождество Христово

(Проверка – группы называют по очереди дату и соответствующий праздник, зарабатывают баллы)

  1. Определение темы классного часа.

- Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства). Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся).

  1. Постановка целей.

- Попробуйте самостоятельно определить цель нашего классного часа. (Ответы учащихся)

- Сегодня мы поговорим о государственном празднике России – Дне Народного Единства.

К чему призывает нас этот праздник? (Праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

В чем состоит суть дня народного единства? (День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу).

Для чего нам нужно единство? (Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности).

  1. Чтение детьми стихотворения Ф.Тютчева «Славянам»

Они кричат, они грозятся:

« Вот к стенке мы славян прижмем!»

Ну, как бы им не оборваться

В задорном натиске своем!..

Да, стенка есть - стена большая,

И вас не трудно к ней прижать.

Да польза-то для них какая?

Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,

Хоть и гранитная скала,

Шестую часть земного круга

Она давно уж обошла...

Ее не раз и штурмовали

Кой-где сорвали камня три,

Но напоследок отступали

С разбитым лбом богатыри...

Стоит она, как и стояла,

Твердыней смотрит боевой:

Она не то чтоб угрожала,

Но... каждый камень в ней живой...

Так пусть же бешеным напором

Теснят вас немцы и прижмут

К ее бойницам и затворам,

Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,

Как ни грози вам буйство их

Не выдаст вас страна родная,

Не оттолкнет она своих.

Она расступится пред вами

И, как живой для вас оплот,

Меж вами станет и врагами

И к ним поближе подойдет.

V. Основная часть.

Учитель: Наша страна - самое большое государство на земном шаре. Русская земля, русские просторы всегда были предметом зависти других народов. Но русский народ всегда защищал и отстаивал свою Родину.

Учитель: (слайд 4, 5) 4 ноября мы празднуем День народного единства. Русские люди всегда любили свою замечательную Родину. Ради России совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Учитель: (слайд 6) Минину поручили ведать сбором добровольных пожертвований - не только с горожан, но и со всего уезда. Минин велел брать по пятой части от всего имущества. Большую помощь оказали ему богатые купцы и предприниматели. На собранные деньги нижегородцы стали нанимать служилых людей, обещая им "корм и казну на подмогу давати". Подумали они и о воеводе, перебрав множество имён, горожане остановили свой выбор на герое московского восстания князе Пожарском. Поначалу князь ответил отказом. Однако нижегородцы не захотели отступать и послали к Пожарскому архимандрита Печёрского монастыря Феодосия. Пожарский, которого, по его словам, "вся земля сильно приневолила" должен был дать согласие. С тех пор у ополчения стало два вождя, и в народном восприятии имена Минина и Пожарского, слились в одно нерасторжимое целое.

Учитель: (слайд 7) Поляки в то время очень часто воевали с Россией. Они просто не могли не заметить ту слабость в которой страна находилась. В 1607 на Русь из Польши двинулась армия якобы вновь спасшегося царевича Дмитрия (Л же Дмитрия II). С трудом в 1608 г. войска Шуйского разбили Болотникова, казнив его. Сложнее дело обстояло с Лжедмитрием II, кторого прозвали Тушинским вором. Он стоял во главе 30-тысячной польской армии, к тому же к нему присоединялись казаки и простые люди не признававшие Шуйского или просто желавшие нажиться грабежами. Они покорили много городов к западу от Москвы. Большинство из которых сдавались без проблем, серьёзные проблемы их нашли при штурме Троице-Сергеевой лавры. Защитники которой стояли на смерть. Василий Шуйский обратился за помощью к Шведам, они согласились за деньги помочь русским. Вероятно, это спровоцировало Польшу уже открыто напасть на Русь, т.к. Польша со Швецией были врагами тогда. В 1609 войска польского короля Сигизмунда III приступили к штурму Смоленска. И всё же русские войска во главе с талантливым полководцем Скопиным-Шуйским разбили Тушинского вора. Но в мае 1610г. этот замечательный воевода умер, вероятно его отравили бояре. Поляки постепенно побеждали русские войска, ко всему прочему Шведы перестали нам помогать и даже захватили русский город Новгород. В июне 1610 г. в результате заговора бояр Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи. Москвой стали править совет бояр (Семибоярщина). Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава и впустили поляков в Москву. Россия находилась в очень тяжелом положении.

Слайд 8

1 ученик

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд.

2 ученик

Едино государство,

Когда един народ.

Когда великой силой

Он движется вперёд.

3 ученик

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

4 ученик

Во славу тех героев

Живём одной судьбой.

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Учитель: (слайд 9) Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук - один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 году.Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. С осени 1611 года скромный мясник стал первым человеком в родном городе.

Кузьма Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание.Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «иде же аще обреташеся» он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», т. е. пятой части имущества, приглашены в ополчение бездомные скитальцы-смольняне, и выбран в воеводы князь Дмитрий Михайлович Пожарский. По его предложению, Минину было поручено заведование казной ополчения. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.

Учитель: (слайд 10) Дмитрий Михайлович Пожарский - князь и воевода нижегородского ополчения. Родился 21 ноября 1578 года. Стали нижегородцы думать: кого избрать им в предводители, кто бы в ратном деле был искусен и прежде не объявлялся в измене. По совету Кузьмы Минина все остановились на стольнике князе Димитрии Михайловиче Пожарском. Этот князь происходил из стародубских князей Суздальской земли, потомков Всеволода Юрьевича, и принадлежал к так называемым "захудалым" княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах в предшествовавшие времена. Сам Димитрий Пожарский не выдавался никакими особенными способностями, исполнял в военном деле второстепенные поручения, но зато в прежние времена на нём никакой неправды, не приставал он к Тушинскому Вору, не просил милостей у польского короля. В царствование Шуйского Пожарский удачно разбивал отдельные воровские шайки, а в 1610 году, будучи зарайским воеводою, упорно держался стороны Шуйского, не поддался убеждениям Ляпунова провозгласить царем Скопина и удерживал, насколько мог, свой город в повиновении существующей власти. Возмутившиеся посадские люди города Зарайска хотели убить его за то, что не поддается Калужскому Вору, и он выдержал от них осаду в каменном городе (кремль) Зарайска. Но Шуйского свергли с престола. Законного государя не стало на Руси; тогда Пожарский объявил, что станет целовать крест тому, кто на Москве будет выбран царем, и присягнул Владиславу, которого в столице тогда избрали в цари.

Слайд 11

5 ученик.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

6 ученик.

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов - изгоев,

Обрёл свободу на века!

7 ученик.

И поднималась Русь с колен

8 руках с иконой перед битвой,

Благословлённая молитвой

Под звон грядущих перемен.

8 ученик

Деревни, сёла, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

Учитель: (слайд 12) 4ноября с 2005 года отмечается как "День народного единства". Это праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Казанской. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская икона Божией Матери. К ней чаще всего обращаются в бедах, болезнях и тяготах. Православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери дважды в году 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).

Как гласит предание, Казанская икона появилась после 1579 года, когда большая часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного, была уничтожена пожаром. Случился пожар и в доме купца Дмитрия Онучина. После пожара его девятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица, которая повелела девочке достать на пепелище икону Божией Матери, зарытую при мусульманском господстве тайными исповедниками православия. По преданию, Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Богородицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову и та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. По церковным летописям, явление иконы сопровождалось "многими чудотворениями". Митрополит передал икону наиболее почитаемому в городе священнику отцу Ермолаю, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в Казани Богородицкий женский монастырь, в который и была помещена обретенная икона.

Учитель:(слайд 13) Установлен праздник в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие получено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из - за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена!

Учитель: (слайд 14) После изгнания врагов из столицы князь Д. Пожарский, по данному им обету, на Красной площади построил церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, впоследствии Казанский собор.

Учитель: (слайд 15) День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Учитель: (слайд 16) Государственные символы нашей страны имеют очень богатую историю. Мы должны испытывать гордость за свою Родину, уважение к символам. В России эти цвета почитались издавна и имели символические значения: белый -благородство, синий - честность, красный - смелость и великодушие. Гимн - это торжественная песня, прославляющая кого- либо. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди -изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

VI. Подведение итогов.

Учитель: - День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой.

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем такие слова:

Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!

VII. Рефлексия.

Учитель: - Итак, давайте же подведём итог нашей беседы. Сегодня мы должны были ответить на вопрос «Что такое 4 ноября для России?», и каждый ответит на вопрос «Что для меня 4 ноября?»

4 ноября – это день единства всех российских народов , а не повод для нацистских настроений
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября
4 ноября – это день реальных дел , а не сомнительных маршей.

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Звучит песня «Моя Россия».


МБОУСОШ № 34

им. Героя Советского Союза Н.Д. Захарова

Школьная газета

Большая переменн@

В этом номере:

1. Праздник, который нас объединяет! стр.2

2.Культура - наша точка опоры. Культурный человек: то он? стр.3

3. Единство встречи: нам есть, чем гордиться! стр.5

Праздник, который нас объединил!

"Вам нужны великие потрясения,

нам нужна Великая Россия"

П. А. Столыпин

Есть в истории любого государства события, оценка которых не подлежит сомнению, не изменяется веками и не изменится никогда.

Одним из таких дней является 4 ноября. В 2005 году день 4 ноября стал государственным праздником России. За эти славные страницы российской истории не будет стыдно ни одному человеку, проживающему на территории Российской Федерации, так как сила России – в единстве нашего многонационального народа, в уважении ко всем религиозным конфессиям.

День народного единства – один из величайших праздников в истории современной России, смысл содержание, которого многими ещё не до конца понят и оценен. В отличие от многих других он имеет двоякий смысл. Это и историческая дата многих побед России, а для людей верующих – это религиозный праздник.

Согласно православному церковному календарю, в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящее на 22 октября по юлианскому календарю.

Именно эта дата – 22 октября юлианскому календарю или 4 ноября по григорианскому календарю – и была выбрана в качестве дня государственного праздника, который сегодня в России называется Днём народного единства и является Днём воинской славы России.

Редакция газеты

Культура - точка опоры. Культурный человек: кто он?

Идею единства любого народа выражает его культура. Культура - это точка опоры нашего государства. Культура - это узловая нить народного сознания. Русская культура уникальна. Никто не сможет ее разрушить, кроме нас самих. А иногда возникает такой простой вопрос: а в чем наша культура проявляется? Разве культура это только Пушкин, Ломоносов, то, чему учат в школе? Нет, культура - это мы сами. Об этом пойдет речь в следующей статье.


Безобидный случай или наша культура

Каждый из нас может дать разные определения понятия «культурный человек». И в разных ситуациях оно употребляется в разных значениях. Культурный человек – воспитанный человек. Давайте сначала разберемся, что обозначает «культура» в данном случае. Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, значит культурный человек – человек, находящийся на высоком уровне культуры, согласно его возрасту.

Каждый человек, то есть член общества, значит должен соблюдать основные нормы поведения: уступать пожилым людям места, знать и употреблять «волшебные» слова, не грубить старшим, уметь извиниться. Один раз я стала свидетелем такого случая.

Еду я вечером в первом троллейбусе, мест свободных уже не было, и как бы мне не хотелось присесть, пришлось постоять. На остановке «Гоголевская» вышли трое человек, и вошло в два раза больше людей, как это обычно бывает. Среди вошедших было пять подростков, им примерно по 14 – 15 лет, и пожилая женщина. Эти ребята благополучно уселись на три сидения, а бабушке пришлось стоять. Происходящая картина меня стала возмущать. Уставшая женщина, которая сидела рядом с мальчиками, уже хотела встать, как вдруг к ребятам подошла кондуктор, которая тоже стояла, поскольку уступила место маленькой девочке, и сказала: «Ребят! Уступите, пожалуйста, место бабушке». Но перебив ее, один из мальчиков с насмешкой ей ответил: «А зачем? Нам и сидя ехать хорошо». Возмущенно кондуктор громче сказала: «Да, вам хорошо, а другим нет! Уступите место пожилой женщине!»

Вдруг, наверное, самый находчивый из них пропищал: «А что мы? Вон пусть та девочка, ну, девочка, сидящая на вашем месте, уступит, ведь старшим нужно уступать места в транспорте!». И все громко засмеялись. От этого громкого смеха проснулся мужчина, и, увидев стоящую пожилую женщину, сразу уступил место. Кондуктор продолжала говорить мальчикам, что они поступили очень плохо, но эти ребята продолжали себя так же вести… Наконец троллейбус подъехал к нужной мне остановке, и я вышла.

Я думаю, что после всего произошедшего нужно задуматься над вопросом: «Я культурный человек, а в чем эта культура проявляется?». И сделать вывод.

Александра Козлова

Единство встречи: нам есть, чем гордиться!

14 октября 2013 года весь наш край готовился к встрече Олимпиского огня! Это мероприятие действительно требовало грандиозной подготовки. Но вот, наконец, долгожданная встреча. Организованные классы под предводительством классных руководителей выходят к воротам школы и ждут заветного момента. По дороге они встречают местных жителей, которые присоединяются в классу, что-то говорят, обсуждают. Но важно одно, что все оставили свои дела для того, чтобы еще раз показать, что сила русского народа в единстве его духа!


Елена Лагина

виктория дьячковская

С Днем народного единства поздравляю ,

Пусть над нами светит мир и благодать,

И пусть дружба еще крепче всех скрепляет,

Гордость мы друг друга сможем отстоять!

Не разрушит нашу мощь никто и силу,

Только вместе сможем все преодолеть,

И расскажем всей планете, всему миру,

Что народ един , его не одолеть!

(О. Фурсова)

Россия- наш общий дом . Моя Якутия

Республика Саха (Якутия) находится на территории России (Российской Федерации ) . Так называется наше государство. Все, что происходит в России , - важно для населения Республики Саха (Якутия) . Ты житель России .

Россия - государство с великой историей. В нашей стране живут люди разных национальностей. ты тоже маленький гражданин большой страны Россия .

я-гражданин России .

Моя родная земля- Республика Саха (Якутия)


А теперь все вместе возьмемся за руки! Друзья, нас объединяет чувство гордости за свою страну, за ее славную историю! Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь! Будьте достойны своих предков! Спасибо!

Публикации по теме:

"День народного единства" празднуется 4 ноября. Это еще молодой и новый праздник для нашей страны. Во вторую младшую группу № 3"Матрешки".

"ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"-стенгазета Замечательный праздник,который вся наша многонациональная страна отмечала 4 ноября-ДЕНЬ НАРОДНОГО.

Как много праздников различных, Но есть такой - народ объединяющий. Единство в нас - то есть единство государства. Величество народа.

Календарное планирование «День народного единства. Вторая неделя ноября» в старшей группе Тема недели: «День народного единства» (с 07.11.16 по 11.11.16) Итоговое мероприятие: «Осенины» Понедельник Число 07.10.2016 Совместная.

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11 Конспект образовательной деятельности ТЕМА: «4 НОЯБРЯ - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА».

Цель: расширять представления детей о России; о празднике «4 НОЯБРЯ – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА». Задачи: Образовательные: - формировать.

Праздничное мероприятие, посвященное «Дню народного единства России». Праздник для детей старшего дошкольного возраста. Цель. Формирование.


Top