Цветовой круг - что это такое? Виды цветовых кругов. Правила работы с цветовым кругом

Цветовой круг – универсальный инструмент графического дизайнера. Можно различить цветовой круг Гете, Освальда, Иттена . Но, по сути, все эти цветовые круги представляют собой один и тот же инструмент колористики.

Изначально цветовой круг был создан, как базовый инструмент цветового конструирования, для подбора цветовой палитры изображения. Это была первая попытка увязать в логически сконструированное знание то, что художники-колористы использовали интуитивно на протяжении веков. Создатели цветового конструирования пытались создать свод универсальных законов, используя которые каждый мог получить гармоничные сочетания цветов.

Однако современные дизайнеры знают, что цвет воспринимается субъективно, в зависимости от того, как построена остальная композиция, какие в ней используются цвета. Восприятие цвета зависит и от размеров окрашенных элементов, и от формы. Поэтому, в каждом конкретном случае, дизайнеру приходится подбирать свои цветовые решения. Но, все же, определенную помощь цветовой круг в деле подбора цветовых сочетаний дизайнеру может оказать.

Рассмотрим классический двенадцатичастный цветовой круг , который предложил Йохансен Иттен . Как понятно из названия, цветовой круг Иттена состоит из 12 цветов .

Как мы видим, в основе цветовой гаммы 12-цветового круга Иттена лежат три цвета – красный, желтый, синий. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных. Современный спектральный цветово й круг выглядит так:

Этот круг называют цветовой круг Освальда . Легко видеть, что на этом круге в его цветовой палитре мы можем видеть три основных цвета – они выглядят очень самостоятельно. Это красный, синий и зеленый. На этих цветах строится современная модель цвета RGB . Но заметьте, на цветовом круге нет ни черного цвета, ни белого цвета. Вообще, черный и белый цвет нельзя рассматривать как цвета в чистом виде. Ведь белый цвет - это отсутствие цвета, а черный цвет - максимальная насыщенность цвета.

Кроме цветового круга, который получил довольно широкую известность среди дизайнеров, существуют такие элементы цветового конструирования как цветовой шар, цветовая звезда . Однако все эти методы не имеют такой популярности, как цветовой круг.

Цветовой шар, кстати, считается одним из самых полных способов представления цвета, всей цветовой гаммы. Он дает наилучшее представление о цветовых комбинациях и сочетаниях. Но, как вы понимаете, его использование в дизайне значительно более трудная задача по сравнению с цветовым кругом. Да и его представление довольно трудно – ведь мы не можем изобразить трехмерный шар на листе бумаги или мониторе. Вообще мы можем воспользоваться цветовым шаром только умозрительно, тогда цветовой круг легко можно изобразить, и он будет находится перед нами, так сказать, во всей красе.

Как нарисовать двенадцатичастный цветовой круг.

Сегодня, в принципе, у дизайнера практически никогда не возникает необходимости самостоятельно создавать цветовой круг, можно его просто взять и распечатать. Если у вас есть хороший принтер, с хорошей цветопередачей, то вы запросто можете получить спектральный цветовой круг Освальда. Но иногда, например, в качестве своеобразного эксперимента, у дизайнера возникает необходимость нарисовать цветовой круг .

В принципе, нет ничего особо сложного, чтобы нарисовать круг из двенадцати цветов – круг Иттена. Другое дело, если бы вдруг решили нарисовать круг Освальда, представляющий собой непрерывный спектральный цветовой круг, вам пришлось бы посложнее. Для начала вам надо определить базовые цвета. Это, как мы уже знаем, красный, синий и желтый. Иттен советовал для максимально четкого определения базовых цветов рассматривать каждый цвет в отдельности на нейтральном сером фоне, что помогает определить цвет без каких-либо оттенков.

Далее мы чертим равносторонний треугольник. Верхнюю его вершину мы окрашиваем в желтый цвет, слева внизу размещаем синий цвет, а в правой нижней вершине – красный. Теперь вокруг треугольника описываем круг, и с его помощью достраиваем треугольник до равностороннего шестиугольника. В образовавшихся равнобедренных треугольниках нам надо поместить цвета второго порядка.

Чтобы получить цвета второго порядка, нам надо смешать попарно цвета первого порядка. Смешение желтого и красного цвета даст нам оранжевый. Смешение желтого и синего даст зеленый. Красного и синего – фиолетовый.

На первый взгляд это кажется довольно простым. Но на деле довольно трудно получить чистые цвета второго порядка. Необходимо, чтобы скажем, зеленый цвет получился действительно зеленым. Он не должен быть ни желтоватым, ни синеватым. Если вы далеки от изобразительного искусства, это может занять много времени.

После того, как мы получили цвета второго порядка и заполнили ими соответствующие треугольники, чертим второй круг, имеющий центр в той же точке, что и первый, но большего радиуса. Делим его на 12 равных секторов. Сектора, которые находятся напротив вершин треугольников, окрашиваем соответствующими цветами. При этом мы видим, что между каждой парой цветов остается пустой сектор.

В пустых секторах – место для цветов третьего порядка. Они образуются смешением пары из цвета первого порядка и цвета второго порядка.

То есть, в результате смешения, получим: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.

В свое время этот цветовой круг получил Исаак Ньютон . Он же и замкнул его, добавив к цветам радуги пурпурный , на месте соединения круга, между красным и фиолетовым. Поэтому его называют иногда цветовым кругом Ньютона . Однако, основное отличие цветового круга Ньютона в том, что он состоял из восьми цветов (семи цветов радуги и пурпурного), а цветовой круг Иттена, более подходящий для дизайнера имеет более широкую цветовую гамму – из 12 цветов.

Цветовой круг: применение. Цветовые гармонии.

Для чего можно использовать цветовой круг дизайнеру? Конечно, для подбора цветовых сочетаний по цветовому кругу . А уж сами сочетания цветов вы можете использовать уже где угодно - и в графической композиции, и в одежде. Хотя сочетания цветов, скажем, в одежде, лучше подбирать исходя из своего вкуса, но цветовой круг может дать вам некоторый теоретический фундамент в этом. Если вы хотите подобрать цвета не опираясь только на ваш вкус и художественное чутье (но о них дизайнеру забывать ни в коем случае нельзя!), то вы можете использовать формальный подход к подбору цвета с помощью цветовой круга.

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Кстати, для подбора цветов по цветовому кругу для дизайнеров созданы специальные программы. В них обычно используется спектральный цветовой круг Освальда. Одну из таких программ вы можете найти и скачать здесь . К сожалению, эта программа платная, у бесплатной версии ограниченный функционал, но можно найти и бесплатный аналог. Хотя лично мое мнение, что эти программы дизайнеру не нужны. Нельзя подходить столь формально к цветовому кругу, и к подбору цветовой гаммы.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными , или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена . Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. Сама природа подсказывает нам примеры комплиментарных сочетаний – посмотрите на грядку с клубникой! Использовать комплиментарную гамму для больших композиций трудно, но если надо что-то выделить, подчеркнуть, это то, что вам нужно. Ни в коем случае не используйте комплиментарные цвета для текстовых композиций . Подробнее о дополнительных цветах .

Классическая триада

Аналоговая триада

Контрастная триада

Прямоугольная схема

Квадратная схема

Цветовой круг: заключение.

Первые правила использования цветов, да и не только цветов, были созданы задолго до появления современного графического дизайна Леонардо да Винчи в его «Трактате о живописи». Но даже он уже говорил: «Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведениях будет царить путаница».

Дизайнеру нельзя ограничивать себя правилами , нужно следовать своей интуиции. При умелом использовании цветовой круг может оказать большую помощь при составлении цветовой гаммы дизайнерской композиции. Но, все же, не стоит перегибать палку. Нельзя формально ткнуть в первые попавшиеся цвета классической схемы, надо экспериментировать, искать живые сочетания цветов. А цветовой круг – хорошая проверка их гармоничности.

Человеческий глаз устроен так, что может улавливать огромное количество оттенков цвета. И художник должен понимать, что, используя только готовые цвета из набора, он лишает себя возможности уловить и передать эти зрительные образы, перестает анализировать и вести поиск цвета. Столько цветов, сколько придумала природа, не создал еще ни один производитель красок. Но мы, художники, можем имитировать эту реальность «посредством нанесения красок на поверхность». В этой статье мы с вами поговорим о том, как смешивать цвета и почему это важно, а также узнаем, что такое цветовой круг Иттена и как им пользоваться.

Необходимые художественные материалы

Эта статья является теоретической, но имеет и практическую составляющую, поэтому, если вы хотите максимально эффективно разобраться с принципом сочетания и смешения цветов, я рекомендую вам подготовить следующие художественные материалы: ✓ 2 листа бумаги для акварели формата А4 ✓ 1 кисть ✓ 3 цвета акварели: желтый, синий и красный (например, и от Невской Палитры) ✓ Циркуль и линейка ✓ Карандаш и ластик ✓ Палитра ✓ Стакан с водой При желании вы можете читать эту статью без выполнения упражнений - это также поможет вам и будет очень полезно. Начнем!

Цветовой круг Иттена

Для определения взаимодействия цветов красок между собой, а также для определения "теплых" и "холодных" цветов, художники часто пользуются так называемым "Цветовым кругом Иттена". Цветовой круг Иттена – это круговая модель взаимодействия оттенков и цветов между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по длине волны, на холодные и теплые тона.


Круг назван по имени швейцарского художника, теоретика нового искусства и педагога Иоганнеса Иттена, который дополнил известную теорию цветового круга и дал ей новое дыхание, объяснил ее использование в живописи. Давайте же разберем, из чего состоит круг Иттена, принцип расположения в нем цветов и как художнику им пользоваться, чтобы найти гармоничные цветовые сочетания.

Основные и составные цвета в круге Иттена

Основные цвета - цвета, которые невозможно получить смешением каких-либо других цветов / красок. Они являются основой цветового круга Иттена и расположены в самом центре (заключены в некий треугольник). Эти три основных (первичных) цвета: красный, синий и желтый. Остальные оттенки в круге считаются составными, так как являются производными трех основных цветов. В зависимости от того, какой оттенок красного/синего/желтого берется за основу, меняются и оттенки составных цветов.


Имея только три основных цвета (желтый, красный, синий), художник может замешать любой другой цвет из круга Иттена. Именно поэтому очень часто профессиональным художником необходима совсем небольшая палитра цветов - многие необходимые оттенки они просто могут смешать сами.

Ниже предлагаю вам вместе со мной создать свой собственный круг Иттена, чтобы сразу подкреплять всю теорию на практике. Для начала перерисуем цветовой круг Иттена на наш лист с помощью карандаша, циркуля и линейки. Затем в центр круга наносим основные цвета (красный, желтый и синий). В качестве примера я использую как основные следующие цвета красок от Невской палитры: рубиновая, лимонная и голубая. И эти же цвета располагаем в ячейках, на которые указывают вершины центрального треугольника.

Вторичные и дополнительные цвета в круге Иттена

Далее в большие треугольные ячейки, прилегающие к нашему центральному треугольнику, наносим вторичные (дополнительные) цвета. Вторичные (дополнительные) цвета – это цвета, полученные путем смешения попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. ✓ Желтый + синий = зеленый ✓ Желтый + красный = оранжевый ✓ Красный + синий = фиолетовый То есть, вторичными (дополнительными цветами) будут считаться: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Эти цвета мы располагаем в ячейках, на которые указывают вершины больших треугольников.


Составные цвета и третичные цвета в круге Иттена

Следующие цвета (расположены на внешнем круге) – это так называемые цвета третьего порядка (третичные цвета или их еще называют составными цветами). Видите незаполненные ячейки на внешней части круга Иттена? В них и будут располагаться третичные (составные) цвета. Составные цвета (третичные цвета) - это цвета, которые представляют собой смесь первичного цвета с соседним по кругу вторичным цветом. То есть, чтобы заполнить пустую ячейку между красным и оранжевым цветом, мы смешиваем эти два цвета и полученным новым оттенком заполняем ячейку: Красный (первичный цвет) + оранжевый (соседний с ним вторичный цвет) = красно-оранжевый Чтобы заполнить пустую ячейку между синим и фиолетовым цветом, мы смешиваем эти два цвета и полученным новым оттенком заполняем ячейку: Синий + фиолетовый = сине-фиолетовый. И так далее - заполняем пустые ячейки внешнего круга.


В результате смешения первичных и вторичных цветов мы получили свой собственный цветовой круг Иттена, состоящий из двенадцати частей (12 ячеек на внешнем круге), в основе которого лежат всего три первичных цвета: красный, желтый, синий. Важно! В качестве основных цветов в цветовом круге Иттена могут использоваться различные оттенки желтого, красного и синего. И в каждом случае вы получите новые вторичные и третичные цвета. Перед рисованием любой картины я советую вам определять три основных цвета, которые вы будете в ней использовать и рисовать свой цветовой круг Иттена. Так у вас всегда перед глазами будет шпаргалка, и вы будете знать, какие смеси и сочетания использовать.


На фото выше римскими цифрами (I, II, III) отмечены основные, вторичные и третичные цвета соответственно. И также дана шпаргалка по их смешению.

Основные характеристики цвета: тон, тепло-холодность, светлота и насыщенность

Цветовой круг Иттена не ограничивается двенадцатью цветами, т.к. один цвет имеет множество оттенков. Например, вместо рубиновой мы можем взять любой другой оттенок красного цвета и получить другие цветовые сочетания. Также и с синим, и с желтый цветом. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично. Любой цвет может изменяться в сторону насыщенности, яркости, температуры и светлоты – все эти понятия являются основными характеристиками цвета. Ниже давайте рассмотрим, как эти характеристики помогут в смешении цветов и создании красивых оттенков. 1. Цветовой тон Цветовой тон - это главная характеристика цвета. Цветовой тон определяет место цвета в световом спектре. Это качество, которое позволяет сравнить один цвет с другим и дать ему название (на фото ниже показан световой спектр).


3. Светлота Светлота характеризует то, насколько тот или иной цвет светлее или темнее другого. Светлота определяет положение цвета от белого к черному. В акварели, чем больше воды в смеси с краской, тем раствор светлее. Цвета тоже имеют свой тоновой диапазон, свою предельную точку по отношению к черному. Например, как бы мы густо не набирали желтую краску, она все равно не будет такой темной, как если бы мы мешали, например, синий или фиолетовый.


4. Насыщенность Насыщенность - это степень удаленности цвета от серого при сохранении той же светлоты, т.е. цвет приглушается, но не становится светлее/темнее. Цвет теряет свою насыщенность от примеси к нему контрастных цветов, а также черного. В примере ниже я использовала смесь зеленого цвета с черным. Это сделано для наглядности, в живописных работах я бы сделала смесь с красным (контрастным цветом для зеленого), чтобы получить более благородный оттенок зеленого.


Как гармонично смешивать цвета с помощью круга Иттена

Как же художнику пользоваться цветовым кругом Иттена и как это помогает в смешении и сочетании цветов? Об этом поговорим далее. Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Комбинация №1. Комплементарное сочетание цветов

Комплементарные, или контрастные цвета - это цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Сочетание таких цветов является гармоничным и приятным глазу зрителя. То есть, комплементарными считаются следующие цвета: ✓ Красный - зеленый, ✓ Оранжевый - синий, ✓ Желтый – фиолетовый. Смешение и сочетание таких цветов выглядит очень живо, особенно при максимальной насыщенности цвета. Кстати, контрастные цвета хорошо приглушают друг друга (см. пункт «Насыщенность» выше в статье). Также смешение равной пропорциях двух комплементарных цветов дает красивый серый цвет. То есть, например: ✓ Красный + зеленый = серый ✓ Синий + оранжевый = серый В примере ниже использованы следующие цвета: 1. Розовый хинакридон и виридиан от Van Gogh 2. Кадмий оранжевый и ультрамарин от Невской палитры (далее по тексту "НП")


Комбинация № 2. Классическая триада

Классическая триада - это сочетание трех цветов, которые находятся в равной степени удаленности друг от друга на цветовом круге Иттена. Например, красный-желтый-синий или оранжевый-зеленый-фиолетовый. Триадная схема также обладает высокой контрастностью. Сочетание таких цветов является гармоничным и приятным глазу зрителя. Стоит отметить, что распределять цвета классической триады на картине не обязательно в равных пропорциях. Например, первый цвет можно использовать для фона, второй применить локально в теневых зонах, а роль третьего цвета – акценты и детали. Вы можете для примера взять три основных цвета (желтый + красный + синий) и использовать их сочетание. В примере ниже использованы следующие сочетания желтого, красного и синего цветов: 1. Золотистая + Алая + Ультрамарин (НП) 2. Неаполитанская желтая (НП) + Бордо (НП) + Виридиан (Van Gogh)

Цветовой круг Иттена , что такое основные, дополнительные и составные цвета, разобрались с базовыми характеристиками цвета и изучили основные схемы гармоничного смешение и комбинаций цветов с помощью круга Иттена. Стоит отметить, что описанные в статье схемы и комбинации смешения цветов - это не железное правило. Ведь восприятие цвета – это очень индивидуальный процесс. У каждого из нас есть свое внутреннее чувство гармонии цветовых сочетаний, на которое и стоит ориентироваться прежде всего при смешении цветов для вашей картины. Тем не менее, эти схемы являются отличными базовыми шпаргалками, на которые вы можете ориентироваться при подборе цветов для ваших картин. Надеюсь, что эта статья стала хорошим дополнением к моей про то, как выбрать свою палитру. Пробуйте, сочетайте, фантазируйте и ничего не бойтесь! Творческих успехов!

С детства мы усваиваем правила сочетания цветов, вроде "черный подходит ко всему", или "розовое с зеленым - ужасно" (это еще Чехов разъяснил, хотя, если судить по модным показам, нынешней весной это сочетание будет на пике актуальности). Так как эти вещи усваиваются в бессознательном возрасте, потом, уже будучи в сознательном, мы не размышляем, почему плохо зеленый с розовым, и правда ли черный подходит ко всему, зато активно пользуемся усвоенными сочетаниями и избегаем цветов, про которые ничего не знаем. И если даже купим такую вещь, то потом она пылится в шкафу.
Два года назад я в каком-то странном порыве купила изумрудно-зеленые джинсы, с чем их сочетать кроме черного и белого, я тогда решительно не знала. Теперь для этих джинсов у меня есть 1)прекрасный бордовый свитер, серый кардиган+белая рубашка, 3) сиреневая футболка принтом, 4) рыжие сапоги, правда, пока я все это нашла, джинсы уже износились))). Если бы, когда я покупала джинсы, у меня была книжка по сочетанию цветов (приобрела такую на одной полиграфической выставке, куда ходила вместе с мужем), то я бы вписала свои джинсы в гардероб гораздо раньше. Но в общем, для начала можно обойтись и без книжки, так как правила сочетания цветов хорошо понятны на примере цветового круга, который доступен в интернете.
Добавлю так же, что правила эти действуют всегда, как закон Всемирного тяготения. Это значит, что если какие-то цвета сочетаются в природе или на картине великого художника, то они будут сочетаться и в одежде, и в интерьере. Другое дело, что в разные времена становятся актуальными разные типы сочетаний: например, еще пару лет назад очень модно было сочетать оттенки одного цвета, то с прошлого года на первый план вышли тенденции контрасных сочетаний (красный с зеленым, оранжевый с синим и т.д.).
Основные правила работы с цветовым кругом довольно толково описаны у
marriba at Учимся подбирать цвета - часть1. Цитирую :

Сегодня я расскажу вам, как грамотно работать с цветом. Я использую это применительно к своим вальдорфским куклам. Даже если ваша деятельность не связана с работой с цветом, вы успешно можете использовать эту информацию для подбора гардероба:)

(Копировать просьба без изменений текста и со ссылкой на мой блог.)

Обещаю не углубляться в дебри колористики:) а дать вам простой и понятный способ гармонично сочетать цвета. Мы с вами будем пользоваться известной "теорией времен года" о цветовых типах внешности (согласно теории, таких типов 4: зима, весна, лето, осень), а так же цветовым кругом.

Цветовой круг.

Цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания. Просто заглядывайте в эти схемы, как в шпаргалку:)

(Помимо самих сочетаний, обратите внимание на указание о контрастности - это нам понадобится позже).

2 противоположных цвета: сочетание с высоким контрастом.

красный+зеленый
синий+оранжевый
фиолетовый+желтый

3 цвета: классическая триада, цвета располагаются треугольником.

изумрудный зеленый+желто-оранжевый+фиолетовый
кобальтовый синий+салатовый+оранжевый
лазурный синий+лимонный+красный
голубой+желтый+розовый

Пример: голубой+желтый+розовый

3 контрастных цвета: два цвета практически родственные, один - контрастный.

Пример: зеленый+желтый+розовый.

Очень близкий вариант:
4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный.

Пример: желтый+синий+фиолетовый+розовый.

3 родственных цвета: слабоконтрастное сочетание.

Пример: сиреневый+оттенки розового.

4 цвета: по два взаимно усиливающих.

Пример: голубой+салатный зеленый+розовый+вместо оранжевого теплый беж.

Сложно подобрать пример:)
Это актуально скорее для комплекта одежды в целом.

Каждый цвет можно использовать в разной степени насыщенности . В цветовом круге ниже каждый цвет делится на 6 рядов - от светлых пастельных до приглушенных, в середине - яркие и чистые цвета.

Цветовой круг - это очень сильный инструмент в умелых руках. Знание законов построения цветов позволит с лёгкостью манипулировать настроением цветовой палитры и создавать наиболее гармоничные композиции. Все правила строятся на основе первоначального вида цветового круга, поэтому к нему придётся возвращаться в процессе изучения темы.

Стоит отметить, что цветопередача мониторов далека от идеала, а при некоторых настройках различные оттенки могут сливаться и быть совершенно не различимы. По возможности нужно произвести калибровку монитора.

Независимо от настроек монитора можно изучить суть метода, но следует делать поправку на то, что на другом компьютере то, что вы ведите на своём будет выглядеть иначе.

Цветовой круг

Цветовые комбинации:

Ахроматические

Ахроматические цвета отсутствуют в спектре. В данной комбинации есть только белый, оттенки серого и чёрный цвет. В природе чистые ахроматические цвета практически не встречаются. В них всегда есть примеси других цветов.

Цвета ахроматические

В фотографии ахроматические цвета используются для передачи фактуры, объёма, матовости, блеска. Такие цвета используются в основном в интерьере и в портрете. При этом добавление одного цвета в монохромный сюжет создаст сильный акцент. Чаще всего используют красный цвет.

Основные цвета

Главными цветами являются красный, желтый, синий. Для получения любого цвета понадобятся только эти три цвета. Для передачи оттенков понадобятся ещё чёрный и жёлтый.

Основные цвета

Составные

Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге. К примеру, зелёный получается из жёлтого и синего.

Составные цвета

Сложные

Более сложные цвета получаются путём комбинирования составных цветов с расположенными рядом основными цветами. К примеру, оранжевый и жёлтый дадут жёлто-оранжевый. Можно получить шесть сложных цветов. Их видно на цветовом круге. Получить можно красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый.

Благодаря затемнению или осветлению этих цветов можно получить всю цветовую палитру. Цветовой круг демонстрирует смешивание эталонных цветов в равной степени. Пользователь волен редактировать как яркость, так и степень смешивания цветов.

Типы взаимоотношения цветов открывают нам возможность практического применения цветового круга. Определённые комбинации цветов влияют на восприятие и передают определённое настроение. Цвета, расположенные рядом имеют другое восприятие, чем противоположно стоящие. Посмотрим на полный цветовой круг.

Контрастные

Контрастные цвета - это те, между которыми на цветовом круге располагается три промежуточных цвета. На цветовом круге всего шесть пар контрастных цветов.

Контрастные цвета создают очень жёсткий и навязчивый вид. Всю сцену на контрастах строить нежелательно. Они подойдут для создания небольших акцентов. Например, можно сделать общее освещение сцены в жёлтых тонах и вставить небольшие участки, акцентированные синим цветом. Это используется в интерьере, в одежде и при обработке снимков в Фотошопе.

Если контрастные цвета разбавить чёрным или белым, то можно активнее их использоваться в сцене. Бледные, кремовые контрастные цвета не будут сильно резать глаз, а значит их можно применять в большей степени.

Дополнительные

Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.

Пример дополнительных цветов:

Дополнительные цвета создают менее броский вид, чем контрастные, но они также очень навязчивы. Если дополнительные цвета разбавить, то можно получить очень приятную композицию.

Монохроматические

Монохроматические цвета являются комбинацией различной яркости и насыщенности одного цвета. Также иногда такие сочетания называют нюансными. Подобная комбинация цветов придаёт спокойствие и устойчивость композиции.

Родственные

Родственные цвета - это последовательность из трёх стоящих друг за другом цветов. Просто выбрав один цвет, добавляем к нему два соседних и получаем три родственных цвета. Подобная выборка может быть названа гармоничной. Цветовой круг предоставляет 12 комбинаций родственных цветов. Всегда все три цвета в комбинации будут смотреться хорошо. Восприятие будет зависеть только лишь от того, тёплые или холодные цвета выбраны.

Как и в предыдущих комбинациях эти цвета можно разбавлять монохроматическими цветами.

Нейтральные

Нейтральные цвета получаются путём использования двух, расположенных в пределах двух полос цветов при том, что один из них будет сглажен добавлением родственных или разбавлен белым или чёрным.

Пример нейтральных цветов:

Родственно-контрастные

Это цвета, которые располагаются на круге слева и справа от выбранного цвета, дополнительного ему на цветовом круге.

Сегодня лекция IFM посвящена методам контрастирования, смягчения и балансировки силуэта. Чувствуя цвет, вы можете формировать образы интуитивно, не следуя никаким правилам. Но если вы пока не ощущаете в себе уверенности и хотите выработать собственное чувство цвета, предлагаем опробовать основные схемы цветосочетаний для круга.

Из школьного курса геометрии мы все помним простейшие фигуры: отрезок, треугольник, квадрат, прямоугольник. Накладывая их на цветовой круг, вы получите шесть вариантов поиска цветового сочетания.

Схема «Отрезок через центр круга»

Создает образ из двух дополняющих цветов. Чтобы получить их, проведите линию через центр круга в любом направлении и возьмите два цвета, которые находятся на его концах.

Схема «Отрезок»

Создает образ из трех аналогичных цветов. Проведите отрезок через круг так, чтобы он захватил три соседних оттенка, или просто соедините три соседних ячейки через три точки.

Схема «Треугольник равносторонний»

Создает образ из трех цветов, находящихся на трех углах равностороннего треугольника. Чтобы получить их, впишите треугольник в круг, соединив им три цвета. Рекомендуем брать за основу образа один из этих трех цветов, а остальные два использовать как акценты.

Схема «Треугольник остроугольный»

Создает образ из трех цветов, находящихся на трех углах остроугольного треугольника. Чтобы получить их, впишите треугольник в круг, соединив им три цвета. Рекомендуем брать за основу образа один из этих трех цветов, а остальные два использовать как акценты.

Схема «Прямоугольник»

Создает образ из четырех цветов, находящихся на углах прямоугольника. Чтобы получить их, впишите прямоугольник в круг, соединив четыре цвета. Рекомендуем брать за основу образа один из этих четырех цветов, а остальные три использовать как акценты.

Схема «Квадрат»

Создает образ из четырех цветов, находящихся на углах квадрата. Чтобы получить их, впишите квадрат в круг, соединив четыре цвета. Рекомендуем брать за основу образа один из этих четырех цветов, а остальные три использовать как акценты.

Итак, итогом вашей работы с цветовым кругом стал выбор двух-трех-четырех цветов. Далее мы расскажем, как видоизменять эти сочетания для создания разнообразных образов. Цвета цветового круга, а также дополняющие цвета, аналогичные цвета и оттенки в различных сочетаниях создают бесконечную палитру. Используя правила цветового круга, вы можете влиять на силуэт, восприятие образа и его настроение, выражать стиль и формировать нужное впечатление. Варьируйте сочетания и оттенки цветов, чтобы придавать силуэту и образу ритм.

Работа с контрастами.
Влияние контрастов на силуэт

→ дополняющие цвета (желтый / фиолетовый, синий / оранжевый, зеленый / красный)

→ теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, фиолетовый, голубой) цвета

→ черный и белый

→ яркие и нейтральные (красный и бежевый, синий и дымчатый)

→ светлые и темные (бледно-желтый и фиолетово-черный)

Контрастные цвета предназначены для динамичного, энергичного силуэта, они придают фигуре рельеф и объем. С осторожностью стоит носить контрасты людям невысокого роста и женщинам с фигурой типа «яблоко», так как контрастные цвета могут визуально резать силуэт.

Черный цвет используют для достижения визуальной стройности и утончения силуэта, белым добавляют объема и легкости.

Понять, насколько силуэт контрастен, можно, если представить образ в черно-белом. Например, голубой и красный в черно-белом видении будут выглядеть светло-серым и серо-черным.


​Работа с оттенками.
Влияние оттенков на силуэт

→ монохромные (цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого, полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах)

→ аналогичные или оттеняющие (желто-оранжевый и оранжевый)

→ нейтральные (серый, бежевый)

→ пастельные или мягкие (бледно-голубой, бледно-розовый)

Слабо контрастные оттенки подходят для минимизации образа, создания сбалансированного гармоничного силуэта. Визуально утончают и удлиняют.

Монохромные тона могут сочетать несколько оттенков, от светло-горчичного до коричневого, создавая цельный образ.

Нейтральные тона работают аналогично монохромным, смягчая силуэт и убирая контрастность. Серые, дымчатые, белые, бежевые, пыльный хаки идеально подходят для создания гардероба в минималистичном стиле.

Сочетание 3 и 4 оттенков. Балансировка силуэта

Используя набор из трех оттенков (нейтральный + теплый + холодный), вы можете создать несколько образов. Меняя пропорции, в которых сочетаются эти оттенки, вы можете балансировать силуэт, смягчая или контрастируя его.

Правило сочетания цветов, которое действует всегда:

3 цвета + 1 акцент = максимум 4 цвета (в схемах цветового круга)

Акцент также может смягчать образ или контрастировать его. Акцентировать силуэт можно обувью, сумками, аксессуарами, а также небольшими элементами гардероба.

Ключевые цветовые семейства

Новые цветовые сочетания появляются в мире моды ежегодно. Вместе с ними всегда актуальны ключевые цветовые семейства, которые актуализируются оттенками и формами выражения от сезона к сезону:

1 → нейтральные

2 → яркие

3 → романтические.

Нейтральные

Нейтральные : черный, бежевый, нюдовый, молочно-белый, терракотовый, коричневый, белый.

Темные : черный, серый, бордовый, синий, хаки.

Нейтральные цветовые семейства используются в униформах (военной, деловой), официальных костюмах, легких повседневных нарядах, модных total look. Могут использоваться для создания как классического традиционного, так и ультрамодного образа.

Яркие

Осенние : теплые тминный, бордовый, сине-зеленый, молочно-белый.

Летние : фруктовые и яркие лимонный, лазурный, ярко-розовый, зеленый.

Яркие цветовые семейства популярны для нарядов церемоний и торжеств, используются в женских деловых костюмах, модных нарядах и спортивной одежде.

Романтические

Романтические : цветочные и растительные сиреневые, фиалковые, розовые, салатовые, желтые.

Пастельные : перламутрово-белые, серебристые, нежно-голубые, нежно-розовые, нежно-коралловые, лавандовые.

Ключевые цветовые коды

Цветовой код - это устоявшееся цветовое сочетание, которое вызывает у человека определенные ассоциации. Коды могут вызывать положительные или отрицательные эмоции и относиться не только к моде. Например, желтый и красный могут ассоциироваться с Макдональдсом, черные и желтые - с предупреждающими вывесками или Билайном. Также к нежелательным цветовым кодам можно отнести пары черный + оранжевый (Хэллоуин), зеленый + красный (Новый год).


Top