Доброжелательное отношение друг к другу. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам

Поговорим о доброжелательности, это наша тема сегодня. Расскажем о значении, синонимах, а также о том, почему сначала людям все же лучше верить.

Значение

Чтобы понять существительное «доброжелательность», нужно обратиться к соответствующему прилагательному. Словарь говорит нам, что значение последнего следующее: «Желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный».

Соответственно, существительное «доброжелательность» - это определенное качество личности или общения с определенным человеком. Есть такие люди на свете, которые изначально ко всем настроены благожелательно до той поры, пока человек их не разочарует. Такое случается довольно часто. А бывает и так, что человек не разочаровывает, тогда доброжелательность - это качество, которое сохраняется на долгие годы. Можно даже сказать, что это мерило отношений: если с некоторыми людьми человеку удается ладить, другими словами, сохранять к ним расположение, то таких приятелей стоит ценить, ибо дружба - это редкая птица, особенно во взрослой жизни.

Синонимы

Конечно, разбор значения слова «доброжелательность» не будет полным без лингвистических аналогов. Мы не может их пропустить, поэтому вот они:

  • расположение;
  • благосклонность;
  • благожелательность;
  • приветливость;
  • обходительность;
  • дружественность;
  • дружелюбность.

Много замечательных слов есть в русском языке, чтобы заменить при случае наш объект исследования, и все они будут выражать благосклонное отношение к человеку или людям.

Например, неплохо, если молодой учитель благожелательно настроен к своему первому классу. Конечно, педагог - это работа на износ, и когда наступит время, он, может быть, устанет сильно от работы и ее рутинности, но пока у него есть энтузиазм - будет и доброжелательность, это довольно очевидно.

Почему надо быть добрее?

Благожелательность - ценное качество, когда дело касается общения. И животные, и люди любят ласку. Нет ничего плохого в том, чтобы быть добрее друг к другу. Другое дело, что люди звереют от нехватки денег, бесконечной гонки и конкуренции. Прямо скажем: современный мир - это не лучшая почва для вежливости и расположения. Но все равно нужно быть тактичным, правда, это бывает сложно.

Но ничего, ведь трудности закаляют. Оттолкнуть человека просто, а затем убедить его в том, что вы человек неплохой - трудно. Поэтому лучше начинать с доброжелательности - это беспроигрышный вариант. Если что-то пойдет не так, то всегда можно уклониться от общения с тем или иным человеком, но людям нужно давать хотя бы один шанс.

Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной «прибавки» к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.

Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.

Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково («Каравай» , «Карусели» др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Однако что делать, если ребенок явно демонстрирует какие-либо проблемные формы отношения к сверстникам: если он обижает других, или постоянно обижается сам, или боится сверстников?

Сразу следует сказать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, а тем более наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными для дошкольников (впрочем, как и для взрослых). Дело в том, что отношение к другим выражает глубинные личностные качества человека, которые нельзя произвольно поменять по просьбе родителей. В то же время у дошкольников эти качества еще не являются жестко фиксированными и окончательно сложившимися. Поэтому на данном этапе можно преодолеть негативные тенденции, но делать это надо не требованиями и наказаниями, а организацией собственного опыта ребенка.

Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств считается осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств как в отечественной, так и в зарубежной педагогике является осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания. Однако эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должно стать не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

В последнее время формирование положительной самооценки , поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на самого себя, на самосовершенствование и подкрепление своей положительной оценки. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования доброжелательных отношений к сверстникам желательно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве обладания игрушками. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные «дразнилки», «обзывалки» и т. д.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому развитие гуманных чувств должно свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику, жесты и пр.

Таким образом, воспитание гуманных отношений должно базироваться на следующих принципах:

Базовые принципы воспитания гуманных отношений

1. Безоценочность. Любая оценка (даже положительная) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлено ограничение высказываний ребенка сверстнику. Минимизация оценочных суждений, использование экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, лучше исключить игры и занятия, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Опыт проведения классных часов в начальной школе показывает: порой дети не умеют налаживать доброжелательные отношения во взаимодействии друг с другом, перебивают собеседника, переходят на крик, чтобы привлечь к себе внимание. Впрочем, многие взрослые тоже так себя ведут, и эта модель поведения уже отчасти усвоена нашими детьми. Важно научить младших школьников не только высказывать свои мысли, но и слушать других. В данной статье представлены упражнения и игры, направленные на воспитание доброжелательных отношений среди школьников, которые могут быть использованы при проведении классных часов.

При проведении таких классных часов важна организация пространства. Лучше, чтобы дети сели в круг или полукруг — так они все находятся в равных условиях, видят друг друга, что способствует возникновению чувства общности, сплоченности, защищенности, располагает к общению. Такая организация пространства становится для детей символичной, повышает их интерес к происходящему, а именно интерес стимулирует развитие всех психических процессов учащихся, активизирует их деятельность и дает необходимый педагогический результат.

Упражнение «Ласковое имя»


Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать к проявлению доброжелательности во взаимоотношениях с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги, ручки.

I этап
Учитель спрашивает у детей, какими ласковыми словами они называют родителей; просит записать эти слова на листках бумаги.

II этап
Ученики по кругу отвечают на вопросы: какими ласковыми словами ты называешь маму, папу, бабушку, дедушку, сестричку, братика? а как ласково они называют тебя? что ты чувствуешь при этом?

III этап
Ученики по кругу говорят соседу справа комплимент. Упражнение начинается со слов: « Мне нравится в тебе...» или « Мне нравится, что ты...»

Рефлексия
Приятно ли вам, когда вас называют ласковым именем? Тяжело ли называть окружающих ласковым именем? Почему? Хорошо ли было бы, если бы все обращались друг к другу ласково?

Упражнение «Настроение»


Цели: создать условия для изучения самого себя, особенностей и возможностей своей личности; стимулировать к проявлению доброжелательности по отношению к одноклассникам.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

I этап
Учитель говорит, что каждому человеку иногда бывает грустно, и спрашивает у детей, почему, на их взгляд, так происходит.

II этап
Сообщается, что настроение — это или положительное (когда чувствуешь радость, восторг и под.) или отрицательное (когда испытываешь скуку, печаль) эмоциональное состояние человека. Нужно учиться контролировать проявление плохого настроения, чтобы от этого не страдали окружающие. Совместно придумываются различные способы поднять настроение.

III этап
Учитель предлагает детям нарисовать что-нибудь для соседа справа, чтобы поднять ему настроение.

Рефлексия
Какое у вас настроение? Кому понравился рисунок, подаренный одноклассником? Какие новые способы поднять настроение узнали?

Игра «Цветик-семицветик»


Цели: самоактуализация личности, развитие доброжелательных отношений с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги формата А4, фломастеры, ручки.

I этап
Дети по кругу заканчивают предложение: «Если бы я был волшебником, я бы непременно...»

II этап
Организуется беседа, у кого из ребят желания были полезны для:

  • всех людей на Земле;
  • страны, в которой мы живем;
  • окружающих людей (родителей, родственников, друзей);
  • самого себя.

  • III этап

    Дети рисуют цветик-семицветик, записывают на его лепестках свои желания. Условие: одно из семи желаний должно быть связано с одноклассниками.

    IV этап
    Дети зачитывают желания для себя (если хотят), затем для одноклассников, предполагают, какое из них может сбыться и когда.

    Рефлексия
    Какое задание для вас было наиболее трудным? Что может сделать каждый из вас, чтобы пожелания для нашего класса сбылись?

    Упражнение «Вопросы»


    Цели:
    осмысление ценностей человеческой жизни; изучение самого себя, особенностей и возможностей своей личности; развитие индивидуальности, доброжелательных отношений с одноклассниками.
    Оборудование: листы бумаги, ручки.

    I этап
    Дети по кругу отвечают на вопросы учителя:

  • Зачем нужно ходить в школу?
  • Зачем люди улыбаются друг другу?
  • Зачем делать друг другу подарки?
  • Почему люди совершают плохие поступки?
  • Почему нельзя ходить по газонам?
  • Почему надо убирать в своей комнате?
  • Почему люди любят природу?
  • Зачем нужно читать?
  • Для чего нам музыка?

  • II этап
    Учитель просит детей придумать интересные вопросы и записать их на листках бумаги.

    III этап
    Дети перечитывают составленные вопросы, выбирают из них самый интересный и задают его соседу справа.

    Рефлексия

    Чей ответ на вопрос был самым интересным? Ответ на какой вопрос оказался для вас наиболее трудным? Тяжело ли было задавать вопросы? Для чего люди задают друг другу вопросы?

    Игра «Пиктограмма»


    Цели: изучение возможностей своей личности; развитие воображения, творческих способностей, умения объективно себя оценивать.
    Оборудование: листы бумаги А4 (по 4 для каждого ученика), ручки или фломастеры.

    I этап
    Учитель сообщает: пиктограмма — это графическое изображение всякого рода информации, нарисованный знак. Например, ложка и вилка крест-накрест — столовая; крест — аптека или пункт медицинской помощи. Дети придумывают и рисуют пиктограммы: «У нас дружный класс», «У нас перемена», «У меня плохое настроение», «Мне весело».

    II этап
    Дети демонстрируют нарисованные пиктограммы.

    III этап
    Дети меняются пиктограммами с соседом справа, выставляют друг другу отметки. Затем оценивают себя.

    Рефлексия

    Что нового узнали о себе? О ребятах нашего класса? Чья пиктограмма показалась вам самой удачной?

    Игра «Рюкзак в поход»


    Цели: осмысление ценностей личности человека; развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, умения объективно оценивать себя и окружающих.
    Оборудование: рюкзак.

    I этап
    Дети по кругу заканчивают предложение: «Поход — это здорово, потому что...»

    II этап
    Учитель просит детей представить, что они отправляются в поход. Для этого надо собрать рюкзак. В центр круга ставится пустой рюкзак. Дети по очереди перечисляют предметы, которые понадобятся всему классу в походе.

    III этап
    Дети отвечают на вопросы: какие человеческие качества важны в походе и почему? Какие человеческие качества в походе мешают?

    Рефлексия
    Чей предмет в рюкзаке оказался самым полезным для всего класса? Какое качество человека особенно помогает в походе? Кто из ребят нашего класса обладает этим качеством?

    Упражнение «Подарок»


    Цели: о
    смысление важности нежного, внимательного отношения к родным, друзьям, другим людям; формирование доброжелательности, щедрости.
    Оборудование: небольшие подарки для одноклассников (открытки, ручки, блокнотики и др.).

    I этап
    Учитель предлагает поразмышлять над вопросом: «Зачем нужны подарки?» Каждый ученик по кругу продолжает фразу: «Подарок — это то, что...»

    II этап
    Учитель говорит, что получать подарки приятно и взрослым, и детям. Подарки могут быть маленькими и большими, дорогими и дешевыми, съедобными и несъедобными и т. п., главное, чтобы они делались от души.

    III этап
    Дети по кругу отвечают на вопросы: какой подарок ты бы хотел получить на день рождения от родного человека? какой подарок лучше всего вручить другу? а человеку, которого ты мало знаешь?

    IV этап
    Дети по кругу дарят своему соседу справа подарок. Отмечается, что делать это надо от души, с пожеланиями, а человек, получивший подарок, должен обязательно за него поблагодарить.

    Рефлексия
    Чем понравился подаренный сувенир? Что было приятнее: дарить или получать подарок?

    Упражнение « Улыбка »


    Цели: развивать наблюдательность; учиться понимать людей, быть доброжелательными и приветливыми с окружающими.

    I этап
    Каждый ученик приносит на занятие фотографию близкого человека (мамы, папы, бабушки и др.). Учитель озвучивает задание: рассказать в нескольких предложениях о родственнике (кто это, какой у него характер, чем он занимается, чем увлекается).

    II этап
    Выступления учеников.

    III этап
    В класс входит не знакомый детям человек. (Учитель может пригласить кого-либо из своих знакомых. ) Этот человек должен обязательно улыбаться. Учитель представляет незнакомца детям и спрашивает их: « Что вы можете сказать об этом человеке» ?

    I
    V этап
    Организуется совместная беседа об улыбке, ее значении при первом знакомстве людей друг с другом, при общении людей. Учитель зачитывает афоризмы: « От улыбки станет всем светлей» , « Улыбка человеку ничего не стоит, но много дает» , « Улыбка обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает» и др.

    Рефлексия
    Как чувствовали себя на занятии? Что нового узнали?

    Упражнение « Добрые слова »


    Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать детей к использованию добрых слов в общении друг с другом; развивать умение доброжелательно взаимодействовать с одноклассниками.
    Оборудование: листы бумаги формата АЗ, ручки.

    I этап
    Учитель рассказывает, что на свете есть слова красивые, добрые. Дети вспоминают добрые слова (мама, улыбка, солнце, радость и др.), записывают их.

    II этап
    Дети по кругу называют одно из записанных добрых слов, а сидящий справа одноклассник придумывает с этим словом предложение.

    III этап
    Учитель сообщает, что кроме добрых, красивых слов существуют злые, некрасивые, грубые слова. Они могут расстроить, обидеть человека, разозлить его, поэтому такие слова нельзя употреблять.

    Рефлексия
    Какое доброе слово вы использовали редко, а сейчас будете произносить чаще? Почему люди не хотят слышать злых слов? Какие предложения с добрыми словами особенно запомнились?

    Упражнение « Хороший класс »


    Цели: развивать умение позитивно взаимодействовать друг с другом; учиться быть приветливыми и доброжелательными с одноклассниками.

    I этап
    Дети по кругу завершает фразу: « В нашем классе хорошо, когда...»

    II этап
    Организуется беседа о том, что каждый ученик может сделать для того, чтобы класс был дружным. Каждый по кругу высказывает положительное мнение о классе, продолжая фразу: « Я считаю, что ребята нашего класса молодцы, потому что...»

    Рефлексия

    Что делает класс дружным? А что мешает классу быть дружным?

    Венера Могильникова
    Игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками (опыт работы)

    Формирование доброжелательных взаимоотношений в процессе игры

    В ходе наблюдения во время работы с детьми старшего дошкольного возраста ,мы пришла к выводу : игру можно использовать как средство формирования способности к общению. Именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

    Мы постарались предложить занятия в форме игровых ситуаций , побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не, только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

    Содержание предлагаемых нами игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения , воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе таких игр мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие . Наблюдения показали достаточно высокие результаты. Подтверждение тому – отклики родителей.Их мнение таково : дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть , заметно снизилась агрессивность тех, кого называют проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых» , уменьшилось количество демонстративных реакций.

    В совместных играх дети , как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар» .

    Итак, что могут помочь сформировать у детей такие игры ?

    Коммуникативные способности и качества.

    Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

    Позитивное отношение к другим людям , даже если они «совсем другие» .

    Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

    Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств .

    Умение взаимодействовать и сотрудничать.

    Такие игры-пятиминутки, направленные на устранение конфликтов, формирование доброго отношения к сверстникам , мы включаем в учебную и игровую деятельность.

    Конспекты игр.

    «Жизнь в лесу»

    Цель : Учить детей к сотрудничеству без слов.

    Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей) . Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой . Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение , не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) . Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ) . Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой .

    «Добрые эльфы »

    Цель : Побуждать детей к бессловесному действию.

    Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя) . Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью . Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы . С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами . И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу .

    Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов . Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать , а добрые эльфы

    «Волшебный стул»

    Цель : Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

    Один ребенок садится в центр на «волшебный стул» , остальные говорят о нем добрые , ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить.

    «Муравьи»

    Цель : Учить детей разыгрывать пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

    Воспитатель (рассадив детей вокруг себя) . Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела,каждый занят : кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир.У меня такое предложение : сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

    «Театр теней»

    Цель : Учить детей молча, передвигаться по комнате, смотреть друг на друга, здороваться за руку. Затем из воображаемых кубиков строят башню. Побуждать желание играть в паре .

    Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете , то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но, не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим, друг на друга, попробуем, друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

    «Волшебники»

    Цель : Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу , умение проявлять внимание и заботу.

    Детям предлагают изобразить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Например, Егору мы прибавим смелости, Алеше-ловкости.

    «Волшебные заросли»

    Цель : Развивать внимательность, воспитывать положительное отношение к сверстникам .

    Каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» , оставшимися детьми. «Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они могут пропустить ребенка в центр круга, а могут, и нет, если их плохо просят.По окончании игры проводится обсуждение : «В каком случае «заросли» расступились, а в каком нет?

    «Паутина»

    Цель : Учить детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним , воспитывать доброжелательность .

    Материал : Клубок ниток.

    Сидя на полу, играющие , начиная с воспитателя, катают клубок друг другу и говорят что-то приятное в адрес поймавшего клубок. В конце игры проверяется, прочная ли получилась паутина.

    «Островок»

    Цель : Учить детей играть в игры-сотрудничества, воспитывать положительное отношение друг к другу .

    Материал : Лоскуток ткани или картон.

    У каждого ребенка по лоскутку ткани. По очереди дети выкладывают свой лоскуток на пол близко друг к другу и встают на него. Дети стараются удержаться на своем лоскутке, помогая друг другу.

    «Хорошо плохо»

    Цель :Научить детей оценивать поступки с двух позиций : хорошо это или плохо

    Материал : У каждого ребенка фишки красного и черного цвета.

    Взрослый называет поступок или показывает картинку с определенным поступком или действием, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

    «Гномики»

    Цель : Создание благоприятной атмосферы, непосредственного , свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи, проявление сострадания.

    Материал : Колокольчик на каждого ребенка.

    Воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик, один испорчен (не звенит, и предлагает поиграть в гномиков . Колокольчик этот волшебный, когда он звенит, гномик может загадать любое желание, и оно когда-нибудь обязательно сбудется. «Давайте послушаем, как звенят наши колокольчики! Каждый из вас будет по очереди будет звонить и загадывать желание» Дети выполняют действие, но вдруг оказывается один колокольчик молчит. «Что же делать, какое несчастье, кто сможет ему помочь?» Дети предлагают свои решения. Возможно, кто-то уступит на время свой колокольчик, за это получит благодарность ребенка и одобрение группы .

    Играем с детьми: укрепляем дружеские отношения. 9 игр для дошкольников. Учимся взаимодействовать друг с другом.

    Эта игровая копилка – приложение к статьям Н.М. Бариновой из цикла «Детская психология»:

    Играем с детьми: укрепляем дружеские отношения.

    Игра 1. «Солнышко дружбу освещает»

    Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

    Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается на стене.

    Игра 2. «Ласковое имя»

    Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

    Дети, при помощи взрослого называют варианты ласкового имени каждого участника игры, например: Миша, Мишенька, Мишутка, мама, мамочка, мамуля.

    Игра 3. «Угадай животное»

    Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей друг к другу.

    Взрослый объявляет детям, что к ним в гости сейчас придут звери. Детям будет нужно догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

    Взрослый тихонько договаривается с каждым ребенком том, каких животных они будут изображать. Дети выходят по очереди и изображают животных, остальные угадывают.

    Игра 4. «У птички болит крылышко»

    Цель:

    Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Взрослый предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее со словами: «Птичка … (Миша, Лена) хорошая». Затем другие дети тоже «жалеют птичку».

    Игра 5. «Покажу, как я люблю»

    Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

    Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее дети показывают, как они любят друг друга.

    Игра 6. Невидимая нить.

    Цель: сплочение.

    Взрослый от лица игрушки предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

    Игры, направленные на снижение агрессии у детей

    Игра 1. «Выбиваем пыль»

    Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

    Игра 2. «Падающая башня»

    Дети по очереди из подушек строят высокую башню. Надо штурмом взять её — (запрыгнуть), издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!».

    Игра 3. «Ругаемся овощами»

    Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска»

    Подготовила игры Баринова Наталья Михайловна — один из авторов нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!»

    • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
    • практикующий детский психолог,
    • заведующая психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
    • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
    • победитель конкурса «Педагог-психолог России - 2009»,
    • преподаватель детской психологии в вузе.

    Как играет с детьми и родителями Наталья Вы увидите в этих видео. И заодно познакомитесь с двумя замечательными играми, которые укрепляют доверие и доброжелательные отношения взрослого и ребенка и помогают научиться договариваться друг с другом.

    
    Top