Джума-намаз: пятничная молитва и её нюансы. Пятничный намаз

Вся хвала Аллаху.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил из дома в день Джума (Пятницу) и взбирался на минбар. Затем муаззин произносил Азан, и после этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал свою хутбу. Если бы существовала молитва Сунна, которую следует совершать до Пятничной молитвы, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы об этом и делал бы это сам. Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было ничего кроме азана перед хутбой.
Поэтому большинство имамов согласны с тем, что нет сунны, которую следовало бы совершать перед Пятничной молитвой, так в обратном случае должно было существовать сообщение о словах или действиях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но ничего подобного не было передано. Это было мазхабом имама Малика, Шафи и большинства из его сподвижников, и хорошо известным мнением мазхаба Ахмада.

Аль Ираки сказал:
«Я не видел ничего указывающего на то, что эти три имама рекомендовали совершать молитву сунну до этого (Джума)»

Мухаддис Альбани сказал:
«По этой причине, так называемая сунна не упомянута в Китаб аль Умм имама Шафи, или в книге аль Масаиль имама Ахмада, или в трудах других ранних имамов. Поэтому я говорю: «Те кто совершают эту молитву не следуют за Посланником Аллаха или за имамами; напротив они подражают поздним ученым, которые подобны им в том, что они также имитаторы (ранних ученых), а не муджтахиды (ученые которые выносят собственные решения). Удивительно видеть имитатора имитирующий другого имитатора» (Гауль аль Мубин, 60,374)

Более того, между первым и вторым призывом к молитве должно быть достаточно времени для того чтобы люди успели подготовиться к молитве, но не время для того чтобы совершить два раката, как это делается в некоторых странах и мечетях.
В отношении совершения совместного дуа за имамом, после молитвы, Шейх ибн Усеймин ответил на этот вопрос для аль Фатава, стр. 368:
«Это является нововведением, о котором нет сообщения от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или от его сподвижников. Людям предписано поминать Аллаха после молитвы, в соответствии с учением Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и это следует делать громко, как передано в хадисе Бухари от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Люди повышали свои голоса в зикре (поминании Аллаха) после совершения предписанной молитвы, во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)»

Относительно совершения молитвы после Джума, ибн аль Каййум сказал в аль Заад (1:440)

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завершал Джума, то он заходил в свой дом и совершал два раката Сунны и он приказывал в последствии совершать четыре раката. Наш шейх Абул Аббас ибн Теймия сказал: если он молился в мечети, то совершал 4 раката, если же дома то 2 раката. Я говорю что об этом сказано во многих хадисах. Абу Дауд передал в Сунане (1130) от ибн Умара, что когда он молился в мечети, то совершал четыре, и когда он молился дома, то молился два.

В отношении проведения рука по лицу после дуа, то об этом не сказано ни в одном из достоверных хадисов; напротив некоторые ученые утверждали что это бидат (См. Муджам аль Юида, стр 227)

Не совершайте этого бидата и не участвуйте в том. Мы советуем быть с людьми следующие сунне.

В данной статье приведены хадисы из книги «Фатхуль Бари» относительно двух азанов пятничной молитвы. Ниже даны комментарии специалистов Духовного управления мусульман Тюменской области по данному вопросу.

Фатхуль Бари фи шарх Сахих Бухари

Самый великий труд Ибн Хаджара, рахимахуллах, – 15-ти томный «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих аль-Бухари». Это толкование известного сборника хадисов «Аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари, рахимахуллах. Эту книгу в полной мере можно назвать энциклопедией Сунны.

Ибн Хаджар, рахимахуллах, написал предисловие к этому труду в 813-м году по хиджре. Спустя четыре года он начал работу над самой книгой и завершил свой труд в первых числах месяца Раджаб 842-го года по хиджре.

Книга пятницы

21 – Азан пятничного дня

912- Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также и во времена правления Абу Бакра и ‘Умара, (да будет доволен ими обоими Аллах) первый призыв в пятницу провозглашался, когда имам садился на свой /минбар/. При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий призыв, который провозглашался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура ». (См. хадисы № 913; 915; 916).

Разъяснение

Данная глава посвящена началу установления дополнительного азана пятничной молитвы.

У Ибн Хузейма в хадисе на эту тему, передаваемом Абу Амиром от Ибн Абу-Зибы говорится об азане пятничной молитвы, упомянутом в Коране. В другой версии этого хадиса, передаваемого Ибн Хузеймом от Ваки, передавшего от Ибн Абу-Зибы говорится: «Во времена Пророка, мир ему, Абу Бакра и Умара в пятничный день произносилось два азана ». Ибн Хузейма сказал: «Под двумя азанами подразумевается азан, произносимый, когда имам садится на минбар и камат, произносимый перед исполнением фарда (обязательной части молитвы)». Здесь имеет место лексическое обобщение, то есть в данном случае камат также назван азаном. В упомянутом хадисе данная формулировка употребляется в том смысле, что камат также несет в себе смысл призыва людей к молитве.

«…когда имам садился на свой /минбар/…». В версии Абу Умара эта часть хадиса приводится следующим образом: «…когда выходил имам и когда начиналась молитва …», также приводится у Байхаки от Ибн Фудейка, от Ибн Абу Зибы. В версии Маджишуна, приводимой от аз-Зухри сказано: «Азан на пятничную молитву произносился, когда имам сидел, то есть на минбаре ». Исмаил приводит эти слова от Маджишуна без слов «то есть ». Ан-Насаи приводит хадис Сулеймана ат-Тайми, переданного аз-Зухри: «Биляль произносил азан, когда Пророк, мир ему был на минбаре , а когда он нисходил с минбара, прозносил камат ». Аль-Мухляб сказал: «Смыслом произнесения азана в данном случае является объявление людям о том, что имам сел на минбар и указанием на то, чтобы люди молчали во время проповеди». У Ибн Исхака, у Табарани и других приводится от аз-Зухри, что Биляль произносил азан у двери мечети. Это указывает на то, что этот призыв был объявлением для людей о наступлении времени молитвы, но не для того, чтобы люди замолчали. Когда был добавлен первый азан, он предназначался для объявления о начале времени молитвы, второй азан, произносившийся перед имамом, был указанием людям на то, что нужно прекратить разговоры и молчать.

«При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше …». При Усмане () увеличилось население Медины. В версии хадиса, передаваемой от Маджишуна становится ясно, что это произошло в начале правления Усмана, но в передаче Абу Нуайма, Дамры, от Юнуса сказано, что это произошло после окончания правления Усмана (да будет доволен им Аллах).

В приведенном хадисе сказано «…и он добавил третий призыв …». В версии хадиса, передаваемого Ваки от Ибн Абу Зибы приводится следующим образом: «Усман (да будет доволен им Аллах) дал указание произносить первый азан ». Эти два хадиса нисколько не противоречат друг другу, так как в первом случае говорится о третьем азане, как о призыве, который не произносился до этого, во втором случае говорится об азане, как о первом призыве согласно очередности, относительно азана, произносимого, когда имам садится на минбар и камата, произносимого до фарда.

«…в (местечке) Аз-Заура ». Ибн Батталь утверждает, что это большой камень у двери мечети. В версии хадиса, передаваемого Ибн Хузеймом и Ибн Маджа от Ибн Исхака, от Зухри говорится: «Усман (да будет доволен им Аллах) приказал произносить третий азан на крыше здания под названием «Аз-Заура», находившегося у рынка ». У Табарани эта информация приводится следующим образом: «Он приказал произносить третий азан на крыше здания, которое называлось Аз-Заура. Азан произносился с этого здания, когда имам садился на минбар, его муэдзин произносил первый азан, когда имам спускался вниз, произносил камат ». В другой версии сказано: «Азан произносился с Аз-Зауры до выхода имама для объявления людям о наступлении пятничной молитвы ». В хадисе имама Муслима указывается, что «Аз-Заура» это место на Мединском рынке: «Пророк, мир ему, был со сподвижниками в Аз-Зауре. Аз-Заура это название одного места на мединском рынке ». Абу Амир добавил к этому хадису слова, переданные Абу – Зибом: «…и это утвердилось до Судного дня ». Юнус передает похожие слова: «…и так это дело утвердилось ». Эти слова подтверждаются тем, что люди во всех городах действительно начали применять данную практику, установленную Усманом () в силу того, что Усман () был халифом и население подчинялось его приказу. Однако аль-Факихани упоминает, что первым кто установил начальный азан в Мекке был Хаджадж, в Басре Зияд. Дошло до меня, что жители ближнего Магриба до сих пор употребляют только один азан.

Ибн Абу Шейба передает слова Ибн Умара: «Первый азан, произносимый на пятничную молитву – это нововведение». Слова Умара можно истолковать в двух вариантах.

a. Возможно Ибн Умар этими словами указал на то, что он отрицает практику произнесения дополнительного азана;

b. возможно, что он хотел подчеркнуть, что данная практика не применялась во времена Пророка, мир ему, а каждое действие, привнесенное уже после смерти Пророка, является нововведением. Но есть хорошее нововведение, есть плохое. Усман (да будет доволен им Аллах) установил дополнительный азан для объявления людям о наступлении времени молитвы. Он сделал это по аналогии с пятикратными молитвами. С первым азаном люди узнают о наступлении пятничной молитвы, основной же азан, являющийся особенностью данной молитвы, также был оставлен и произносился перед сидящим имамом. Однако мы знаем, что в некоторых странах с целью объявления людям о приближении начала времени пятничной молитвы произносятся зикры и салаваты, но вместо этого лучше произносить третий азан, следуя праведным предшественникам, которые его установили.

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников - Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту , чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа :

«Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад».

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит . В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы - солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как . Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию - 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума . Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются богословы . На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных , молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

Вопрос «Какова правовая норма относительно дозволенности второго азана на пятничную молитву?».

Ответ professor dr. Ali Gomaa — Досточтимый муфтий доктор Али Джумаа Мухаммад Всевышний Аллах установил азан (призыв на молитву) для того, чтобы люди знали о наступлении времени молитвы, и готовились к ее совершению. Икамат (провозглашение о начатии молитвы) был установлен для того, чтобы призвать людей к началу молитвы. Азан был узаконен в первом году хиджры, как повествует об этом переданный Тирмизи, Ибн Хузаймой и Ибн Хиббаном хадис о видении ‘Абдуллаха ибн Зайда и ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен ими обоими Аллах). Для каждой обязательной молитвы был установлен один азан и один икамат. И при жизни Пророка (мир и благословение Аллаха ему и его семье), а также и во время правления Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) пятничная молитва не являлась из этого исключением. ‘Усман (да будет доволен им Аллах) во время своего правления добавил для пятничной молитвы еще один азан, поскольку число мусульман увеличилось и это стало необходимо. Азан в основе своей узаконенное шариатом действие, и нет ничего плохого, если его будут провозглашать дополнительно при необходимости. Это подобно случаю с Билялем (да будет доволен им Аллах), когда он совершал молитву омовения, несмотря на то, что на нее прежде не было прямого указания. Имам Бухари передает хадис о добавлении Усманом (да будет доволен им Аллах) второго азана. Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также и во времена правления Абу Бакра и ‘Умара, (да будет доволен ими обоими Аллах) первый призыв в пятницу провозглашался, когда имам садился на свой /минбар/^/1/ <#1> . При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий призыв^2 <#2> , который провозглашался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура». Бухари называет этот азан «третьим призывом», включая в это число и икамат. Когда ‘Усман (да будет доволен им Аллах) ввел дополнтельный азан, его поддержали жившие в то время сподвижники. Этот азан совершался также и во время правления ‘Али (да будет доволен им Аллах), и с тех пор этот азан продолжает практиковаться до наших дней. Так, в другой версии этого же хадиса у Бухари передается, что Аз-Зухри сказал: «Я слышал как Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Пророка (мир и благословение Аллаха ему и его семье), а также во времена правления Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) первый азан в пятницу совершался, когда имам садился на свой минбар. При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий азан, который совершался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура. Впоследствии так и закрепилось». Ибн Хаджар Аль-’Аскалани говорит на этот счет: «Очевидно, что в то время люди всех областей приняли этот поступок ‘Усмана, так как он был халифом, которому надлежало повиноваться… Все то, что не делалось во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (но введено после его смерти) называется нововведением, однако некоторые нововведения бывают хорошими, а некоторые – нет. Из вышесказанного становится понятно, что ‘Усман ввел этот азан для уведомления людей о наступлении времени молитвы. Он уподобил пятничную молитву всем другим, оставив азан и икамат, но выделил ее произнесением второго азана непосредственно перед проповедью имама» (Фатхуль-бари», 2/394). Из всего этого нам становится ясно, что второй азан для пятничной молитвы является сунной нашего господина ‘Усмана (да будет доволен им Аллах). В одном из хадисов, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто проживет из вас после меня, увидит много разногласий. Так придерживайтесь же моей сунны, и сунны праведных халифов». Хадис рассказали Ибн Хиббан и Хаким. Известно, что ‘Усман (да будет доволен им Аллах) является одним из праведных халифов. Кроме того, еще со времен сподвижников и до наших дней мусульмане на практике доказали свое единогласие относительно дозволенности второго азана. Тот, кто отрицает этот азан – обесценивает единство уммы и обряды ислама, которые признавались учеными-богословами на протяжении веков. А кто утверждает, что этот азан является порицаемым нововведением, тот опровергает слова Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о том, что Всевышний Аллах никогда не позволит его умме единогласно принимать заблуждение за истину. А Аллах – Свят Он и Велик – знает лучше!

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Вы должны следовать моей Сунне и сунне праведных халифов после меня ". Этот хадис приводят Абу Дауд в "Сунане", № 4607; ат-Тирмизи, № 2676.
Это добавление подходит под определение сунны праведных халифов, а ‘Усман , вне всякого сомнения, был одним из праведных халифов. Он посчитал нужным добавить этот азан, чтобы обращать внимание людей на то, что время пятничной молитвы приблизилось.
Это произошло после того, как Медина значительно расширилась. Это был иджтихад ‘Усмана , с которым к тому же согласились все сподвижники.
Установленный ‘Усманом обычай существовал до времени правления ‘Али и Му‘ауийи , не встречая возражений со стороны сподвижников.
Более того, два азана произносили в пятницу и во времена Омеййадов и Аббасидов. Этот обычай сохранился до наших дней и никто из мусульман не возражает против него. Таким образом, он является сунной по согласному мнению учёных мусульманской общины.
Кроме того, этот обычай имеет шариатскую основу - первый азан перед утренней молитвой. Вполне возможно, что в данном случае ‘Усман просто приравнял пятничную молитву к утренней и добавил второй азан.

Обвинение тринадцатое

Возвращение аль-Хакама, сосланного посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует)

Это навет на ‘Усмана , чему есть три доказательства:

1. Нет достоверных сообщений, подтверждающих, что упомянутое событие действительно имело место.
2. Аль-Хакам принял ислам после покорения Мекки и был в числе тех, кто попал под амнистию, объявленную посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). А амнистированные им мекканцы не жили в Медине. Они остались в Мекке. Так как мог посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) изгнать его из Медины, если он изначально никогда там не жил?
3. Если говорить о ссылке или изгнании, то они в шариате имеют оговоренные сроки.
Наибольший период, на который можно сослать человека согласно шариату - год. Такому наказанию подвергается не состоящий в браке человек, совершивший прелюбодеяние. В шариате не упоминается о пожизненной ссылке. За какой грех человек заслуживает пожизненного изгнания из родных мест?

Ссылка - дополнительное наказание, которое правитель может применить по своему усмотрению. И даже если предположить, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) действительно отправил его в ссылку, которая продолжалась до самой кончины посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), а потом весь период правления Абу Бакра , а потом и ‘Умара , а потом ‘Усман вернул его, то получается, что ссылка продолжалась более пятнадцати лет. Что же страшного в том, чтобы вернуть человека, сосланного более пятнадцати лет назад?
Это если предположить, что история ссылки аль-Хакама достоверна, а это не так. Как нам известно, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) принял ходатайство ‘Усмана относительно ‘Абдуллаха ибн Са‘да ибн ас-Сарха , который отрёкся от ислама, а потом вернулся в религию Аллаха.
Очевидно, что аль-Хакам не мог совершить более тяжкого преступления, чем то, которое совершил ‘Абдуллах . Так неужели посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) простил ‘Абдуллаха и не простил аль-Хакама ?

____________________________________________

Это основные обвинения, выдвинутые против ‘Усмана .

Второе, третье, пятое и тринадцатое - ложные.
Четвёртое, восьмое и десятое - достойные и похвальные поступки, а не проступки.
Первое, шестое, седьмое, одиннадцатое и двенадцатое - иджтихад.
Девятое - простительная ошибка.

Глава шестая

Убийство ‘Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах!

По прошествии некоторого времени люди из числа жителей Басры, Куфы и Египта отправились в Медину в 35 году от хиджры, делая вид, что собираются совершить хадж. Их истинным намерением было выступление против "Усмана (да будет доволен им Аллах).

Относительно их численности среди учёных существуют разногласия.
1. Согласно одной версии, было две тысячи человек из числа жителей Басры, две тысячи - из числа жителей Куфы и две тысячи - из числа жителей Египта.
2. Согласно другой версии, их было всего две тысячи. То есть, их, в любом случае, было не менее двух тысяч и не более шести.

Они вошли в город посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Это были самые сильные и дерзкие представители их племён. Они пришли для того, чтобы заставить ‘Усмана отказаться от власти, либо путём угроз, либо силой. Они осадили дом ‘Усмана в конце месяца зу-ль-кы‘да, требуя, чтобы он отказался от власти. Осада продолжалась до восемнадцатого дня месяца зу-ль-хиджжа. Именно в этот день был убит ‘Усман .
Таким образом, осада продолжалась около сорока дней, но не более сорока одного дня.

Во время осады ‘Усмана лишили не только возможности совершать обязательные молитвы в мечети, но даже воды. Молитвой людей в это время руководил один из предводителей смутьянов и Убайдуллах ибн ‘Ади ибн аль-Хаййар пришёл к ‘Усману и сказал: "С людьми молится один из предводителей смутьянов. Что ты велишь нам сделать? ".
‘Усман сказал в ответ: "Молитва - лучшее из людских деяний, если люди совершают благие деяния, совершай их вместе с ними, а если они творят дурное, отстраняйся от их дурных деяний ". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 695.

К ‘Усману пришли некоторые сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) с намерением защитить его от бунтовщиков. Самые известные из них - аль-Хасан и аль-Хусайн , сыновья ‘Али , ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр , Абу Хурайра , Мухаммад ибн Тальха ибн Убайдуллах и ‘Абдуллах ибн ‘Амр .
Они обнажили мечи перед лицами смутьянов, которые хотели убить халифа. Аль-Хафиз Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/148).

Мать верующих Сафиййа приехала к дому ‘Усмана на мулице, которую вёл её вольноотпущенник Кинана , однако аль-Аштар преградил ей путь и ударил по морде её мулицу. Тогда она сказала: "Отвезите меня назад, пусть этот пёс не позорит меня! ". Ибн Са‘ад "ат-Табакат", (8/128) иснад хороший.

Однако ‘Усман велел сподвижникам воздержаться от сражения. В некоторых сообщениях упоминается о том, что около семисот сыновей сподвижников явились к ‘Усману , чтобы защищать его. Но, если даже предположить, что бунтовщиков было не более двух тысяч человек, мы видим, что их всё равно было намного больше, чем сподвижников, защищавших ‘Усмана .

‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Раби‘а передаёт: "Я был вместе с ‘Усманом в его доме и он сказал: "Вели каждому, кто считает, что должен повиноваться мне, убрать руки и опустить оружие "". Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", (15/204), № 19508, безупречный иснад.
Ибн Сирин передаёт, что Зейд ибн Сабит пришёл к ‘Усману и сказал: "У твоей двери ансары, которые говорят: "Если желаешь, мы будем помощниками Аллаха дважды, первый раз - с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), а теперь - с тобой "". ‘Усман ответил: "Если речь о сражении, то нет ". Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", (15/205), № 19509, безупречный иснад.
Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) пришёл к ‘Усману во время осады его дома и ‘Усман сказал: "О Ибн ‘Умар, послушай, что они говорят. Они говорят: "Откажись от власти и не губи себя" ".
Ибн ‘Умар сказал: "Даже если ты откажешься от власти, разве ты будешь жить в этом мире вечно? ".
‘Усман ответил: "Нет ".
Ибн ‘Умар сказал: "Я считаю, что ты не должен снимать рубаху, которую надел на тебя Аллах, чтобы это не стало обычаем, а иначе люди будут свергать халифа или предводителя, как только он им чем-то не понравится ". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (1/473), № 767.
‘Усман сказал своим рабам: "Каждый, кто сложит оружие, свободен ради Аллаха ".
Таким образом, сам ‘Усман запретил людям сражаться.

И даже, несмотря на это, четыре человека из числа защитников ‘Усмана получили серьёзные ранения, когда пытались защитить ‘Усмана и их унесли с места схватки.
Это аль-Хасан ибн ‘Али , Абдуллах ибн аз-Зубайр , Маруан ибн аль-Хакам и Мухаммад ибн Хатыб . Ибн Абд аль-Бар "аль-Истиаб", в месте с "аль-Исаба", (3/78).

Кто же убил ‘Усмана?

Некоторое время смутьяны осаждали дом ‘Усмана , а потом перелезли через забор и убили его, когда он читал Коран, положив перед собой мусхаф.
Аль-Хасана аль-Басри , который относился к числу старших последователей сподвижников и застал этот период, спросили: "Был ли среди убийц ‘Усмана кто-то из ансаров или мухаджиров? ". Он ответил: "Нет, это были отребья из Египта ". Халифа Хайат "ат-Тарих", стр. 176, иснад достоверный.
Предводители их известны. Это Кинана ибн Бишр, Руман аль-Йамани, Джабаля, Саудан ибн Хамран и человек из бану Садус по прозвищу "аль-Маут аль-Асуад " ("чёрная смерть ").
Говорят также, что среди предводителей смутьянов был и Малик ибн аль-Аштар ан-Нахаи. Эти люди были организаторами заговора против ‘Усмана и именно они разожгли пламя смуты, завершившейся гибелью ‘Усмана .
Что же касается непосредственного исполнителя этого страшного деяния, то, согласно наиболее известной версии, это был человек из Египта по имени Джабаля.

"Амра бинт Артаа передаёт: "Я отправилась вместе с ‘Аишей в Мекку в тот год, когда погиб ‘Усман и мы проезжали через Медину и видели мусхаф, который лежал на коленях ‘Усмана, когда его убили. Первая капля его крови упала на начало аята :

"Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной.
Аллах избавит тебя от них, ибо Он - Слышащий, Знающий
""
Сура 2 "Корова", аят 137

‘Амра сказала: "И никто из них не умер, будучи привержен истинному пути ". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Фадаил ас-Сахаба", (1/501), № 817.

Мухаммад ибн Сирин передаёт: "Однажды, совершая обход вокруг Каабы, я услышал, как один человек говорил: "О Аллах, прости меня, хотя я не думаю, что Ты простишь меня!".
Меня очень удивили его слова и я сказал: "О раб Аллаха, я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь говорил нечто подобное!".
Он сказал в ответ: "Я обещал Аллаху дать ‘Усману пощёчину, если Он предоставит мне такую возможность и после его убийства тело его положили на постель в его доме и люди приходили и совершали молитву по нему. И я тоже вошёл в его дом, делая вид, что хочу совершить молитву по нему. Увидев, что в доме никого нет, я подошёл, открыл его лицо и ударил его по лицу, после чего рука моя отсохла"
".
Ибн Сирин сказал: "И я видел его руку, и она действительно напоминала сухую ветку ". Аль-Хафиз Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/200), рассказчики заслуживают доверия.

А теперь зададимся вопросом: "Как могло получиться так, что ‘Усмана убили и его не защитил никто из сподвижников? ".

Первым объяснением этого было то, что ‘Усман категорически запретил своим защитникам сражаться и предался на волю Всевышнего Аллаха. Это указывает на две вещи: мужество ‘Усмана и его милосердие по отношению к общине Мухаммада (да благословит его Аллах и приветсвует).
Он понял, что неотёсанные бедуины, осадившие его дом - нечестивцы, которые не остановятся ни перед чем. Он видел, что если сподвижники станут сражаться с ними, масштабы трагедии только увеличатся. А так погибнет только один человек - он сам. Если бы он разрешил сподвижникам защищать себя, это могло бы привести к жертвам среди них. Смутьяны могли перейти от убийств к изнасилованиям и грабежу.
Поэтому ‘Усман решил для себя, что лучше погибнет он один и убережёт священный город посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) от поругания и сохранит жизни сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).

Вторым объяснением случившегося было то, что число смутьянов-хариджитов намного превосходило число сподвижников. Сподвижники находились в то время в четырёх местах. Первым местом была Мекка, поскольку был сезон хаджа и многие из жителей Медины отправились совершать паломничество.
Некоторые сподвижники к тому времени уже не жили в Медине, а поселились в Басре, Куфе, Египте, Шаме и других областях Исламского государства. Третьи в это время участвовали в джихаде, то есть отправились в военные походы.
Остальные находились в Медине, однако, как мы уже говорили, численность бунтовщиков намного превосходила их численность.

Третьим объяснением было то, что сподвижники, отправившие своих сыновей защищать ‘Усмана, не представляли себе, что дело примет столь серьёзный оборот и всё закончится убийством халифа.
Они полагали, что смутьяны ограничатся осадой и выдвижением требований, после чего уберутся восвояси, но большинству сподвижников и в голову не приходило, что кто-то осмелится покуситься на жизнь ‘Усмана .

Наиболее веским объяснением является первое - ‘Усман запретил сподвижникам сражаться с хариджитами.

Источник книга : Период из исламской истории от кончины Пророка (саля Ллаху алейхи ва салама) до гибели Хусайна в 61 г.х.


Top