Коррекционное занятие план-конспект занятия (средняя группа) на тему. Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе доу Конспект коррекционного занятия в детском саду

«Развиваемся, играя»

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры на определение места звука в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста

Карайван К.В., педагог - психолог

«Развиваемся, играя»

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры на определение места звука в слове.

Ход занятия

Вводная часть

Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой,способствовать мышечному раскрепощению.

Ритуал приветствия .

Дети в кругу здороваются. «Хорошее настроение». Психолог пожимает руку в кругу первому и передает хорошее настроение по кругу.

Психолог (выставляет игрушечного утенка). - К нам в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся.

Здравствуй, утенок!

Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.

Что с тобой, утенок?

Утенок (за него говорит психолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания. Она сказала, что мне могут помочь дети из детского сада «Чебурашка».

Психолог . Поможем утенку? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).

Основная часть

Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.

Игровые упражнения .

1.«Запомни узор»

Цель: развивать зрительную память.

Материал: листы белой бумаги, карандаши.

Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.

Проверка: 1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания

2. Взаимопроверка

3. Психолог показывает: «У всех, ребята, получился такой рисунок?»

4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»

Утенок . Я вспомнил, меня зовут Кряка!

Психолог (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он живет».

2.«Исправь ошибку»

Цель : развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Эй! Не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не миска (киска)!

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Теплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Утенок. Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.

Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова (вращение головой в стороны).

Раз – два –три – четыре - пять,

Ноги нам пора размять (приседания).

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).

От разминки польза есть?

Что ж пора на место сесть. (дети садятся).

3.«Кляксы»

Цель : развивать воображение.

Материал : листы белой бумаги, кисточки, краски.

Ребята, возьмите краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.

Психолог просит каждого ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или на кого похож получившийся рисунок.

Утенок. Ребята, мне столько же лет, сколько и вам, -шесть!

Психолог (читает письмо дальше). «Вы поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их портреты».

4.«Разрезные картинки»

Цель : развивать мышление, восприятие.

Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.

Раз – два! Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.

Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.

Называют полным предложением: У Утенка друг – зайчик.

Утенок . Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.

Психолог (читает письмо дальше), «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».

5.«Будь внимателен»

Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.

Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)

Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)

Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)

Утенок . Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше всего я люблю украшения!

Психолог (шепотом). Давайте сделаем бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.

6.«Бусы для утенка»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Материал: бусины, проволока.

Каждый ребенок собирает бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти бусы я хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».

Дети нанизывают бусины на проволоку и надевают бусы на игрушку.

Утенок. Спасибо большое за помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.

Психолог убирает игрушку.

Заключительная часть

Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.

Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

Развивающие:

Развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;

Развивать речь и фонематический слух;

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.

В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.

Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.

Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.

Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.

Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.

В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.


План-конспект коррекционно-развивающего занятия для детей дошкольного возраста

Цель занятия: Снятие тревожности.

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Развитие эмоциональной сферы.
  3. Развитие логического мышления, внимание, речи.
  4. Формирование умения снимать мышечное напряжение.
  5. Поднятие эмоционального фона.

План занятия:

  1. Организационная часть - 2 мин.
  2. Практическая часть (16 мин.). Комплекс психогимнастических упражнений комплекс психоразвивающих упражнений
  3. Заключение - 2 мин.

Необходимые материалы: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), музыкальная подборка, шефон.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Посмотрите за окошко. Какое время года сегодня? Правильно, зима! Зимой очень холодно, на улице снег, мороз! И зимой многие мечтают, чтобы поскорее наступило… Правильно, лето! Летом многие отправляются в теплые края, погреться на солнышке, искупаться в ласковом море, поваляться на теплом песке. …
Появляется Мишутка
- Ребята, не грустите! Лето обязательно наступит! Но чтобы вам поднять настроение сегодня, я хочу вас пригласить в морское путешествие уже сегодня! Вы согласны? (дети соглашаются). Ну, тогда вперед!

Погружение в сказку.
Включается звук моря, дети берутся за плечи друг друга и раскачиваются с закрытыми глазами.

Ну вот, мы с вами и в сказке. Ой, смотрите! Нас встречают морские жители!

Упражнение 1.На экране появляются картинки морских животных вперемешку с земными животными. Дети называют морских животных, а земных убирают.

Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? (Дети отвечают, что это морское дно).
- Правильно! Мы на морском дне. Волшебная сила превращает нас в морских рыбок.

Упражнение «Рыбки». Мягкие движение кистями рук (плавники), хаотичное движение по комнате под музыку.
- Дети, внимание опасность! (на экране появляется картинка акулы, звучит тревожная музыка). Дети сжимаются от страха, изображают испуг.
- Волшебная сила нам помогает, и превращает в акул!

Упражнение «Акула» . Дети превращаются в акулу. Делают злые, напряженные лица, руки ставят перед собой, имитируя челюсти акулы. Хаотичное движение по комнате под музыку.
- Акулы уплыли по своим делам. Теперь можно расслабиться!
Дети встряхивают кистями рук, делают глубокий вздох. Садятся на коврик в расслабленной позе.
- Ребята, мы с вами находимся на морском побережье. Давайте превратимся в волны.
Упражнение «Волны». Дети соединяют «замочком» кисти рук и делают волнообразные движения, сначала небольшие, затем «волны» все больше и больше. После выполнения упражнения - расслабление.
- А теперь, давайте поиграем!

Упражнение «Игра с волной» . Педагог изображает волну при помощи отреза шифона. Дети наблюдают за движением «волны». Как только «волна начинает накатывать на берег» (ведущий двигается к детям), дети убегают. «Волна откатывается в море» (ведущий отходит), и дети снова подбегают к кромке «моря».
- Ну что, устали? Давайте отдохнем.

Упражнение «Я на солнышке лежу» (релаксационное упражнение). Дети лежа на коврике слушают музыку, представляют, что они загорают под летним жарким солнцем.
Ну вот и закончилось наше занятие.

Давайте вспомним, что интересного происходило на нашем занятии?
Происходит обсуждение. Каждый ребенок высказывает свое мнение.
Ребята, вы сегодня хорошо поработали, все молодцы! До свидания!

Описание работы : Предлагаю вашему внимаю разработку коррекционно-развивающего занятия направленное на физическое и эмоциональное раскрепощение детей старшего дошкольного возраста. Разработка будет полезна педагогам-психологам работающих с детьми дошкольного возраста в детских садах, реабилитационных центрах, детских домах.

Цель : Помочь ребёнку раскрепоститься как физически, так и эмоционально.

Примечание : Старайтесь подобрать и провести упражнения таким образом, чтобы у детей во время их выполнения отсутствовали критерии «красиво» и «правильно», и чтобы они смогли проявить свою спонтанность.

Оборудование : большой лист бумаги, цветные карандаши, магнитофон, ритмичная музыка (Чунга-чанга?).

Минута встречи.

Приветствия в тёплом кругу.

Ведущий: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Нас ждут приключения. А полетим мы на воздушном шаре. Закрывайте глаза, устраивайтесь поудобнее и …(рассказывайте о том, как летите особым голосом).

Ой, мы в незнакомом месте. Нужна карта для ориентировки на местности. Откройте глаза! Осмотритесь! Вспомните, что видели сверху?

1. Рисование «Карта острова».

Ведущий: с высоты вы видели на острове лес, горы, реки. Чтобы было удобнее путешествовать, надо нарисовать карту острова. На это у нас 8 минут.

Цель: групповое сплочение в работе.

Материал: большой лист бумаги, карандаши.

Обсуждение работы.

2. Упражнение «Танец дружбы» . Ведущий: На острове живут люди, которые много танцуют ритуальных танцев. Чтобы нам подружиться с ними, надо станцевать танец «Дружбы». Чтобы они увидели наши мирные намерения.

Этот танец надо танцевать правильно, чтобы всё тело, и руки, и ноги, и шея, и голова могли свободно двигаться. Если не сможем, с нами островитяне не будут дружить.

Музыка подбирается ритмичная (хорошо получается под «Чунга-Чанга»).

У кого во время танца руки двигались?

У кого двигались ноги: Свободно?

Кто чувствовал себя скованно?

Кому хотелось добавить каких-то движений?

Как вы думаете, понравился наш танец?

3. Упражнение «Приветствие». Ведущий:

Островитяне даже здороваются не так, как мы, а по гумм-гамовски.

Нужно встать спиной друг к другу и поздороваться через ноги могут быть и другие варианты. Можно предложить научить островитян своему приветствию. Чем чуднее, тем интереснее.

Ваши чувства? Удобно, было так здороваться? Ваши предложения?

4. Игра «Дракон кусает свой хвостик».

Рассказ ведущего про Дракошу, живущего на острове.

Он однажды нарушил правило (придумайте какое), и в результате - стал догонять и кусать свой хвост и никак не мог остановиться, хвост всегда увернуться старался. Иногда это удавалось, иногда - нет.

Долго пришлось так жить Дракоше, если бы он не придумал выход. Вы сами попробуете его найти. Для этого побудете этим дракончиком.

Ведущий: «Голове» дракона надо поймать свой хвост. А «хвосту» - увернуться, увильнуть от «взбесившейся» головы.

Пояснение: Когда дети устанут, предложить найти способ, которым воспользовался дракончик. Обсуждение.

5. Упражнение «Исследователи и островитяне». Ведущий:

Ваша задача в целях безопасности ходить друг за другом, держась за плечи того, кто впереди. Пытаться настигнуть исследователям островитян.

Если первый исследователь оказался перед 1 островитянином - цель достигнута.

Две команды: 1-ая - исследователи: 2-ая - островитяне.

Островитяне не понимают, что от них хотят, пугаются и убегают (под музыку). Обсуждение эмоций в игре.

6. Упражнение «Скалолаз».

Ведущий: пройти по кругу и вернуться на место. Идти нужно строго по линии, потому что иначе - упадёшь в пропасть.

Способы прохождения каждый выбирает сам.

Игра должна проходить очень быстро.

Идёт 1-ый, 2-ой, 3-тий и т.д. ; прошедший встаёт на место и принимает позу. Игра заканчивается, когда все пройдут маршрут.

Пояснение: надо помочь детям выйти за рамки привычного взаимодействия друг с другом и установить более тесные взаимоотношения.

На полу чертится большой круг. Участники распределяются равномерно по линии, принимая различные позы (горы, скалы, утёсы, выступы в горах). Начинает любой желающий.

Ваши ощущения?! Пожелания?

7. Упражнение «Звуки моего настроения».

Попробуйте походить по комнате и найти место, где услышите «ритм» своего настроения (показывайте). Дети по очереди показывают своё настроение, другие поддерживают. Обсуждение: Удалось определить свой ритм? Были совпадения мест? Почему?

До свидания Дракоша!

Был день у нас хороший!

Пояснение: надо помочь играющим побыть в ситуации, когда тебе тебя слышат, понимают и поддерживают, и понять, как это здорово! Способствовать сплочению группы.

Светлана Чередниченко
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 4–5 лет

Цель : Коррекция мелкой моторики , формирование представлений о цвете, форме, размере. Задачи : Учить различать правую и левую руку, вертикальное, горизонтальное расположение предметов. Развитие логического мышления.

Продолжительность занятий : 25 минут

Наполняемость группы : не более 10-12 человек

Материалы : набор геометрических фигур, игрушечная машина, рисунок лабиринта

Возраст : 4-5 лет

Ход занятия I .Организационный момент Вступительное слово педагог-психолог :

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Педагог-психолог, - Какой сейчас занятие ?

Воспитанники : - Коррекционное занятие . II. Сообщение темы занятия Педагог-психолог : - Дети, сегодня на занятии мы отправимся в сказочную страну «Геометрических фигур» где живут различные геометрические фигурки, формы и цвета. Отправимся мы туда не одни, а помогать нам будет верный помощник. А кто будет! Вы, сейчас сами узнаете, отгадав мою загадку :

«Я веселый, озорной бываю простой и цветной!»

Карандаш

Педагог-психолог - Дети кто это!

Воспитанники : - Карандаш!

II. Физическая минутка

Цель : активизируют деятельность мозга, сердечнососудистой и дыхательной системы.

Как живёшь? – Вот так!

Как идёшь? – Вот так!

А бежишь? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

Как даешь? – Вот так!

А берёшь? - Вот так!

Как шалишь? – Вот так!

А грозишь? – Вот так!

III. Упражнение на массаж пальцев и ладоней

Цель : активизируют деятельность мозга, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Педагог-психолог : - А чтобы они у нас были подвижными, хорошо писали и рисовали, мы сейчас разомнем наши пальчики. Массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Растирание пальцев с тыльной сторон

Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,

Был здоров и не болел.

Растирание пальцев с внутренней стороны

Чтобы крепкой быть ладошке –

Помассируем немножко :

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Массаж ладони с тыльной стороны

Вот веселые цыплятки

В огород пришли на грядку.

Они радостно идут,

Быстро зернышки клюют.

Массаж ладони с внутренней стороны (картинка)

Вот уже друзья – цыплятки

На другую влезли грядку.

Там клюют ребятки зерна

Также смело и проворно.

Похлопывание ладони кончиками пальцев с обеих сторон

VI. Дидактическая игра дом.

Цель : Формирование представлений о форме, размере. Вертикальное, горизонтальное расположение предметов.

Материалы : набор геометрических фигур.

Мы сейчас построим дом

Десятиэтажный,

Не кирпичный будет он,

Но и не бумажный.

Он высок, внизу гараж.

Из чего же домик наш?

Дети, давай вместе с Вами построим дом! Берите геометрических фигур - это наши строительные материалы и начнем строительство. Где треугольник и конус – это крыша.

V. Лабиринт с секретом

Цель : коррекция мелкой моторики , выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Материалы : игрушечная машина, рисунок лабиринта

У лабиринта есть вход и выход, между, которым надо для начала найти кратчайший путь, начертив его простым карандашом. Пройдя лабиринт, вы получите красочную картинку. Закрасив весь маршрут разными цветами, вы получите красочную картинку. Квадратики, не попавшие на линию, красить не нужно.

VI. Итог занятия

Педагог-психолог : - С какими геометрическими фигурами мы познакомились на занятии ?

Воспитанники : – Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

Педагог-психолог : - Кто был сегодня на занятии нашем помощником ?

Воспитанники : – Карандаш!

Педагог-психолог : - Для чего мы проводим упражнения с пальчиками?

Воспитанники : - Чтобы пальчики лучше писали, рисовали и т. д.

Педагог-психолог : - Молодцы! Сегодня вы все хорошо занимались.

При составлении занятий использовалась литература :

1. Битянова М. Р. «Адаптация ребенка в школе» коррекционно -развивающее обучение М., «Пед. Поиск» , 2008г.

2. ЛаврентьеваГ. П. «Практическая психология для воспитателей» сборник тестов, Киев, 2002г.

3. Васильева Н. Н. и Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для школьников» , Ярославль, 2006г.

4. Василиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», С. -П. «Речь» , 2005

5. Волков Б. С. «Задачи и упражнения по детской психологии» , М. «Просвещение» ,

6. Сборник психологических игр и упражнений «Грани успеха» , /сост.: В. Н. Нохрина, Н. А. Уварова, Н. А. Штырц; - - Ект. ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» 2006.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов для детей 5–6 лет Цель: развитие и коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: - продолжать развивать умение.

Цель: формирование правильной, чистой речи Задачи: активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; повысить.

Задачи занятия:1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие речи: учить понимать обращенную речь, мотивация речи. 3. Учить показывать части.

Задачи: 1. Закрепить имеющиеся знания о временах года, в частности осени. 2. Уточнить и закрепить знания об овощах. 3. Развитие и коррекция.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Алёнушки".

Предмет (направленность): конспект коррекционно - развивающего занятия.
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста
Место проведения: кабинет психолога.

Цель:
Создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей.
Задачи:
- продолжать развивать социальные эмоции;
- развивать произвольность контроля над своими действиями;
- упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний; воспитывать умение действовать по правилу;
- способствовать сплочению детского коллектива.

Материал:
кукла Алёнушка, домик с колокольчиком, зеркало. Сказочные персонажи: бабушка, Баба Яга, чудесный мешочек с колючими мячиками, бумажные сердечки.
Предварительная работа:
игры на различение разных эмоциональных состояний, прослушивание музыкальных произведений с разным характером, чтение художественных произведений, рисование различных эмоциональных состояний людей, проведение поведенческих тренингов.
Ход занятия
«Минута вхождения»
Психолог. Настал день, я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу
и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Игра «Волшебное зеркальце».
Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости? Алёнушка.
Аленушка. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёнушка. Я к вам пришла не с пустыми руками - принесла волшебное зеркальце. Кто его в руки возьмет, посмотрится в него, и доброе ласковое слово скажет о себе, тот потихоньку в сказку войдет.
(дети играют в игру)
Игра-обсуждение «Взаимоотношения».
Аленушка читает стихотворение Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»:

Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
(Дети подходят к домику с колокольчиком)
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет баба-яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
Психолог. Алёнушка, а почему во второй части стихотворения к детям из того же дома вышла не добрая старушка, а Баба Яга?
Алёнушка. А на этот вопрос попробуют ответить ребята
(ответы детей)
Психолог. Ребята, а почему старушка поила детей чаем с пирогами и читала добрую сказку?
(ответы детей)
(Психолог предлагает детям оживить эту сказку).
Тренинг эмоций
(дети показывают добрую старушку и злую Бабу- Ягу).
Психолог. Какие же поступки чаще совершает Баба – Яга?»
(ответы детей).
Упражнение « Колючий мешочек».
Игра «Все наоборот».
Алёнушка. Ребята, становитесь скорее в круг. Баба-Яга не просто появилась в нашей сказке. Она, оказывается, вас заколдовала. Вы теперь из обычных мальчиков и девочек превратились в мальчиков и девочек наоборот.
Психолог. Ребята, сейчас мы поиграем в игру « Все наоборот». Я буду показывать определённые движения, а вы повторять эти движения наоборот. Например: если я подниму руки, то вы опустите.
Хорошо, Алёнушка, а как же нам теперь от волшебства избавиться и опять в нормальных ребят превратиться?
Алёнушка. А для этого нужно не называть определенных слов, а заменять их жестами. Давайте поиграем в игру «Колпак мой треугольный».
Игра «Колпак мой треугольный».
Психолог. Я вижу, что вы еще не до конца избавились от колдовства бабы-Яги, поэтому я предлагаю поиграть еще в одну игру, в которой есть особое слово- это волшебное заклинание против плохого настроения, обид снятие колдовства и разочарования.
Релаксационное упражнение «Тух-тиби-дух».
Алёнушка. Вот теперь мы с вами превратились в веселых, добрых, умных ребят. А какая по характеру баба Яга? (Дети - злая). Посмотрите на картинку, здесь изображена баба Яга в разном настроении. Какое настроение Бабы Яги вам больше всего понравилось? Закрасьте платок той бабе Яге, которая понравилась вам больше всего.
По окончании работы Аленушка дарит детям сердечки на память.
Жаль, но дальше оставаться я у вас не могу, мне надо возвращаться в свою сказку.
Психолог. Дети, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и по очереди пожмем их друг другу. Приходи к нам в гости еще, Алёнушка!
Аленушка уходит.
Психолог. Дети, кто приходил сегодня к нам в гости?
Что больше всего вам понравилось в сказке?
С каким настроением вы возвращаетесь из сказки?
Дети отвечают на вопросы и возвращаются в групповую комнату.


Top