Литературный калейдоскоп в старшей группе детского сада. Конспект занятия «Сказочный калейдоскоп» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Литературный калейдоскоп».

Цель:

Помочь детям вспомнить содержание рассказов, формировать умение пересказывать отрывки из произведений, характеризовать персонажи. Упражнять детей в четком произношении звука Р. Воспитывать чувство юмора.

Оборудование: книги Н. Носова «Живая шляпа», «Фантазеры», «Заплатка». Лист бумаги с отверстием в виде круга, счетные палочки.

Воспитатель: Давайте вспомним рассказы Н. Носова. Чтобы не забывать их или не путать, надо о них чаще вспоминать.

Игра «Угадай рассказ»

Цель: Формировать интерес детей к ранее прочитанным произведениям, развивать память, внимание, правильную речь.

Описание игры: Берем лист бумаги с вырезом в виде круга, дети закрывают глаза, воспитатель открывает книгу и кладет лист с отверстием на иллюстрацию. Дети, двигая лист должны вспомнить название рассказа.

Воспитатель: Кто является главным героем?

Как его зовут? (Бобка)

Опиши его. Какая вещь ему нравилась больше все? Какие были штаны?

Что случилось с Бобкой?

Сразу ли ему удалось справиться с бедой?

Что ему помогло?

Рассказ «Заплатка».

Пословицы о труде.

Игра: «Угадай рассказ»

Как зовут главных героев? (Мишутка, Стасик)

Чем они занимались?

Какая польза от этой игры?(развивает фантазию)

Какой поступок совершил Игорь?

Как дети успокоили Иру?

Игра «Чепуха»

Цель: формировать правильную речь, развивать интерес к игре, чувство юмора.

Описание игры: Дети задумывают слово. На вопрос воспитателя они отвечают быстро, не задумываясь, говорят только это слово. Дети называют слово, которое зачастую не вяжется с тем, о чем спрашивает воспитатель. При разучивании игры можно, говорить это слово на ухо соседу.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру, которую играли Мишутка и Стасик. Сейчас вы задумываете слово.

Воспитатель: Сейчас ты мечтаешь съесть?...(стол, окно, бегемота..)

Сейчас ты был весел, как? (крокодил)

Сейчас ты бы поехал на? (полке)

Сейчас ты бы побегал по? (машине)

Рассказ «Фантазеры»

Воспитатель вносит предметы: шляпа, картошка, кочерга

Как имя героев? (Вовка, Вадик)

Хорошие они друзья?

Что произошло с ними?

Какие предметы брали друзья для защиты?

Пословицы о дружбе.

Игра: «Скажи, о сидящем рядом хорошее и доброе слово»

Физкультминутка: На болоте две лягушки

Две зеленые подружки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками потопали,

Лапками похлопали,

Вправо, влево наклонились

И в болото возвратились.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям, Физкульт- Привет!

Игра «Отгадай, что я хочу сказать?»

Цель: упражнять детей в умении придумывать слова на определенный слог(по, на, за, ми, до, че, пры, лу, зо), развивать правильную речь.

Воспитатель: Назовите овощи в названиях, которых встречается звук Р.(горох, морковь, петрушка, перец, помидор).

Воспитатель: Назовите растения, в которых, встречается звук Р.(береза, смородина, рябина, крыжовник).

Воспитатель: Давайте представим, что мы художники и будем рисовать картинку, на которой изображен домик за городом. Стены уже готовы, остается подрисовать детали-части дома, в названии которых должны быть звук Р. Произносить слово нужно, так, чтобы звук прозвучал отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал, кладет перед собой счетную палочку, чтобы в конце можно было легко посчитать очки и определить победителя (крыша, труба, крыльцо, дверь, порог, чердак).

Развлечения для старшей группы

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Воспитатель Морозова И.Б.

Образовательная область: Чтение художественной литературы

Возрастная группа: 5 лет

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.

Программное содержание

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.

Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

Развивать мышление и память, объяснительную речь.

Воспитательные:

Воспитывать выдержку, терпение. Воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств.

Предварительная работа: Чтение сказок, инсценировка произведений, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок

Словарная работа:

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, маски героев сказок, сюжетные картинки, раскраски, пазлы.

Методы и приемы.

Показ презентации, рассказ воспитателя, создание проблемной ситуации, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: -Ребята вы любите слушать сказки? Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям сказок. Пора отправляться в путешествие. Произносим магические слова:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Раздаётся шум за ширмой. Что это за шум? Ребята, я посмотрю, что там происходит. (звучит музыка - тревожная). Выходит Баба-Яга.

Б.Я. Ну, что не ждали. Я теперь ваша воспитательница. А Любовь Анатольевна теперь будет охранять мой домик на курьих ножках. Согласны? (Нет)

А может, согласитесь? (Нет) Ну, хорошо я верну вам её, но с одним условием. Вы должны выполнить мои задания. Если выполните все мои желания и ответите на все вопросы правильно. Может, и верну вам вашу воспитательницу. Договорились!

Первое задание. Отгадайте мою загадку.

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка) (Шарль Перро)Автор кто?

(Звучит песня «Про Красную Шапочку»)

Ребята посмотрите на экран, вы правильно отгадали? Да! Тогда одна группа выбирает иллюстрации к этой сказке. А другая собирает пазлы.

Подойдите детишки к столу, выберете иллюстрации к этой сказки, (дети выбирают по ходу рассматривания задаются вопросы «Б-Я» - Кто герои? Что произошло? Что ты помнишь из этой сказки? Кто тебе из героев понравился?)

Б-Я: (обращает внимание на оставшуюся иллюстрацию). Почему вы оставили эти картинки?

Потому что в этой сказке Бабы -Яги нет..

— Молодцы, правильно.

— Ребята, у Красной Шапочки в корзинке не пирожки для бабушки, а задания для вас. Второе задание называется «Рифмы» вспомните известные рифмованные сказочные выражения, Например: Волчок - серый бочок.

Волк - ...(зубами щелк)

Ежик - ... (не головы, не ножек)

Мышка - ...(норушка)

Сивка - Бурка -...(вещая каурка)

Волчище -...(серый хвостище)

Баба - Яга - ...(костяная нога)

Зайчишка - ...(трусишка)

Конек - ...(Горбунок)

Сорока -..(белобока).

Зайка - …(побегай-ка).

Лягушка - …(квакушка).

Б.Я . -Отлично! Но следующее моё задание очень сложное. Вам его никак не отгадать.

Вот третье задание . Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название. (звучит спокойная музыка)

“Коктейль сказок”

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку.

Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.

Желание исполнилось: вырос цветик - семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке - золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Баба-Яга . Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте тогда вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке. Я вам на экране буду показывать героев сказок если они были в моей сказке то вы говорите «да» и хлопаете. Договорились. На экране появляются герои сказок.

(Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”“По щучьему веленью”,(рус.нар.) “Волк и лиса”“ Золотой ключик”, (в обраб. Толстого), “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “Золушка”(Шарль Перро), “Цветик - семицветик”(Катаев Валентин Петр.), “Дюймовочка” (Г. Х. Андерсен), “Карлсон, который живет на крыше”Астрид Линдгрен:)

Б-Я . Да, какие вы умные. Но вот четвёртое задание наисложнейшее. Игра называется «Словечки». Я назову вам слово, например: дом, а это маленький домик, а как ещё можно назвать ласково домишко, это большой домище,

волк - волчонок - волчище. Корзина - корзиночка - корзинище, лапа - лапка - лапище, кот-котёнок-котище.

— Молодцы, ребята понравилось мне с вами играть. Но у меня ещё есть пятое задание, но оно очень сложное. Я думаю вам не справиться. Покажите мне отрывок из сказки «Волк и лиса»,(лиса собрала рыбу и повстречался волк) «Цветик-семицветик»(девочка выполняет последнее желание)

Как замечательно, у вас получается. Вы выполнили все мои задания. Хорошо сейчас вам верну вашу Любовь Анатольевну. Закрывайте глаза и произнесите все вместе фрекс-пекс. (Звучит музыка выход воспит.)

Л.А. Спасибо, вам ребята, что спасли меня. Если б вы не ответили на вопросы Бабы-Яги, осталась бы я у неё. Я вам благодарна, что вы были находчивые, дружные и артистичные. Я вам хочу подарить картинки, где нарисованы герои из сказок, которые надо будет разукрасить.

Валентина Чуденко
Литературный калейдоскоп - занятия по развитию речи в старшей группе

МБДОУ №18 "Колосок"

"Литературный калейдоскоп "

Конспект

Занятия по развитию речи в старшей группе

Подготовила и провела воспитатель Чуденко Валентина Сергеевна

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Дети заходят в зал, везде стоят стеллажи с книгами.

Загадать детям загадку :

«Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Без языка, а рассказывает!» (ответы детей)

Правильно, это - книга.

Ребята! Наш зал сегодня необычен. Он сегодня очень напоминает… Что он напоминает? Как называется удивительный дом, в котором живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом? Правильно, библиотека. Кто может сказать, что такое библиотека? (ответы детей)

(На одной из полок воспитатель обнаруживает игрушку-калейдоскоп . Рассмотривает его, смотрит в него и удивляется, какие красивые узоры и как они сменяют друг друга. Спрашивает детей : что это? Кто знает? Дети : калейдоскоп . Почему здесь оказался калейдоскоп – узнаем позже ).

В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу, и начнёт книга рассказывать…

Говорят, книга-это наш друг. А почему?

Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас , учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.

В библиотеке много книг и все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить , какими бывают книги. Взгляните на эти книги. (Показывает детям книги) . Что в этих книгах?

Дети :сказки. Почему же мы любим читать и слушать сказки? Сказка-это не просто развлечение . Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу. Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.

А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки.

А почему сказки называются народными?

Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку,рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная» .

Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)

Вокруг нас там и тут сказки разные живут.

На полянке есть загадки.

Отгадайте без подсказки.

Назовите посмелей этих сказочных друзей!

Загадываю загадки, а дети отгадывают.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка.)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси – лебеди) .

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живёт старушка .

Метлой она не пол метёт,

Метла – старушкин самолёт .

(Баба Яга.)

Это герои народных сказок.

Показываю детям книги о животных.

Кто нарисован на обложках? (Звери : кот, лиса, заяц,петух) .

Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? (Сказочные : они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

В сказках о животных, животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими – либо человеческими чертами : хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку):

Хитёр как….(лиса) .

Голоден как (волк) .

Труслив как… (заяц) .

Болтлив как… (сорока) .

Беру с полки книгу и начинаю читать : «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….» Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли? А знаете, кто её написал? (Шарль Перро.)

Это сказка уже не народная. А почему? Да потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными . Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их. Ответы детей.

Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.

Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите , но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский.

Муха, муха, цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Из какой это сказки? А написал её кто?

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по морю идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане«).

Посуду никогда не мыла,

Совсем не подметала пол,

И вся посуда убежала –

Тарелки, ложки, чашки, стол.

(К. И. ЧУКОВСКИЙ» Федорино горе»).

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

Кто это такой? Правильно – это Рассеянный с улицы Бассейной. А написал это произведение С. Я. Маршак. Многие дети очень любят стихотворения Маршака. Он много написал сказок, песен, загадок. А какие ещё произведения Маршака вы знаете? («Двенадцать месяцев «, «Кошкин дом» , «Вот какой рассеянный» ).

Беру с полки книгу А. Л. Барто «Игрушки» (читаю загадку) .

Я мячик в речку уроню,

Я шерстку причешу коню;

Качаясь по доске пройду,

А я… я заблужусь в саду.

В любимой книжке мы живём,

Но мы её не назовём!

Ответьте нам, друзья – подружки,

Как книжку эту звать?.

(«Игрушки)

Кто написал эту книгу? Да, верно,детская поэтесса Агния Львовна Барто. Это её короткие стихи об игрушках стали вашими первыми стихами, которые вы читали наизусть, порой, ещё не умея выговаривать звуки. Давайте их вспомним. Кто хочет прочитать эти стихи?

Дети по желанию читают стихи А. Л. Барто.

У зарубежных поэтов есть тоже интересные и весёлые стихи.

Ребята, кто знает какое -нибудь произведение зарубежных поэтов,прочтите, пожалуйста.

Ребёнок читает стихотворение Джеймса Ривза «Шумный Ба – Бах»

В какой республике мы живём? Правильно, мы живём в Адыгее.

У адыгейских поэтов очень много стихов написано для детей.

Ребёнок читает стихотворение ДжафараЧуяко «Ласточка «.

А теперь давайте поиграем в замечательную народную игру «Птички и птицелов.

Но прежде, чем начать игру нам нужно выбрать водящего. А как это сделать? Правильно, нам надо произнести считалку, то есть, посчитаться. Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Считалка помогает распределять роли в играх.

Предложить кому – либо из детей выбрать водящего.

Ну, вот мы с вами поиграли, а теперь давайте продолжим наше путешествие по другим литературным жанрам .

В нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!

Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.

А есть ещё один литературный жанр – загадки . Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки . Загадываю загадки, а дети отгадывают.

У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп . Так вот почему на нашей полке сегодня появился калейдоскоп . Как узоры сменяются в калейдоскопе , так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии . Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? (ответы детей)

А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось . Мне было очень приятно с вами путешествовать. Я хочу, чтобы вы запомнили :»Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» На память о нашем путешествии я хочу подарить вам книги сказок. Стоит вам открыть их, и вы вновь окажетесь в стране добра и мудрости.

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают,что значит поэт.

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

Ислыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

«Литературный калейдоскоп»

Задачи: Закрепить знание сказок.

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей! Поздоровайтесь. Вы любите сказки?
Приглашаю вас всех в страну сказок.

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете.

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться.

Наша сказка, впереди.

Сказка, в двери к нам стучится.

Скажем гостю: «Заходи».

(Влетает сорока с сундуком) - музыка.

Сорока: Здравствуйте ребята! Я высоко летала, много вижу интересного вокруг. Вот и сегодня летела и увидела сундук. Хотела его открыть, а он не открывается. Ой. а что у вас такое красивое?

Воспитатель: Это брошь моя!

Сорока: И я такую хочу, подарите мне.

Воспитатель: ну ладно, забирай сорока брошь. Ребята, давайте откроем сундук. Да он не открывается, здесь замок.

Сейчас, сейчас проверю. Посмотрите в замке что - то лежит. Сейчас посмотрим. Я догадалась. Нам надо отгадать загадки q сказочных героях, и о сказочных предметах и замок откроется. Будьте внимательны.

1.Ах, стрипуха! Ах, хозяйка!

Ты дружок, ее узнай - ка!

Стоит только расстелить
Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд

Как стряпуху ту зовут? (скатерть - самобранка)

2.Много верст впереди

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть -

Одолеешь мигом путь. (сапоги - скороходы)

  1. Чтоб взлететь над землей

Ступа ей нужна с метлой. (Баба - Яга)

  1. Не остался без хвоста

Добрый ослик наш.. (Иа)

Воспитатель: Вот и открылся наш сундук. Посмотрите лежит письмо. Давайте
прочитаем.

(Воспитатель читает письмо)

Дорогие ребята!

К вам обращается Колобок. Я потерялся в сказочном лесу. Чтобы попасть домой, надо пройти испытания, а я ребята, не могу один их пройти. Помогите, мне, пожалуйста. В сундуке лежит волшебный клубок, который укажет вам дорогу.

Воспитатель: Мы отправляемся в путь.

(Дети стоят возле сундука, воспитатель бросает волшебный клубок, говорит волшебные слова)

Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

Воспитатель: А вот и лес. Посмотрите, здесь стоит волшебный мешок. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

(Воспитатель открывает медленно мешок)

Воспитатель: Да это же сказки! Присаживайтесь на пеньки, здесь такое задание.

Вы должны послушать отрывок из сказки и назвать ее. Готовы слушать?

Дети: Да! -

(Воспитатель читает отрывок, дети называют сказку)

Заяц - хвастун

(У меня не усы. а усище, не лапы, а лапище, не зубы, а зубища. я никого не боюсь).

Царевна - лягушка

(Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди).

Лиса и кувшин

(В какой сказке кувшин лису погубил).

Гадкий утенок

(Это был вовсе не утенок. Это был прекрасный белый лебедь).

Сивка - бурка

(Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет).

Федорено - горе Чуковский

(Скачет сито по полям, а корыто по лугам).

Воспитатель: Молодцы! Ваши дружные ответы, показали что сказки вы любите и знаете.

Мы продолжим путь.

Ты катись,

катись клубочек
Да в зелененький лесочек

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

(Поляна с цветами)

Воспитатель: Ребята, какая красивая поляна с цветами. Сколько здесь цветов растет.
Посмотрите какой чудесный цветок, у него много разноцветных лепестков, он не простой, с заданиями. Давайте посмотрим на лепестки и прочитаем.

1.В каких сказках живет Баба - Яга? (давайте подумаем).

(Гуси - лебеди. Баба - Яга и Иван Царевич).

2.Какие сказочные предметы есть в русских сказках? (я думаю быстро
вспомните вы).

(Ковер - самолет, скатерть - самобранка, топор, клубок - ниток, дубинка,
дудочка, шапка - невидимка).

3.На чем передвигаются герои сказок? (трудный вопрос, но вы справитесь).
(Ковер - самолет, сапоги - скороходы, русская печь, серый волк).

Воспитатель: Молодцы ребята. Все отгадали. Какая чудесная поляна, так и хочется поиграть. Давайте поиграем, внимательно слушайте мои команды:

Руки вверх поднимаем,

А потом их отпускаем,

А потом их разведем
И к себе их прижмем.

А потом бегом, бегом
И покружимся кругом.

Воспитатель: Продолжаем путешествие.

Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

(Стоит кувшин,а в нем лежат иллюстрации)

Воспитатель: А вот и волшебный кувшин. Давайте посмотрим, что в нем находится. Да это сказочные иллюстрации. Давайте угадаем из какой они сказки.

1.Гуси - лебеди

  1. По щучьему велению
  2. Царевна - лягушка
  3. Лиса и волк
  4. Волк и козлята

Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями.Продолжаем путешествие.
(Воспитатель бросает клубок где стоит лукошко)

Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

Воспитатель: Кто - то лукошко потерял.

Лиса: Мое лукошко. Что вы здесь делаете в моем лесу?

Воспитатель: Мы ищем колобка.

Лиса: А он у меня, вот не отдам его вам.

Воспитатель: Он хочет вернутся к дедушке и бабушке.

Лиса: Ну ладно. Так уж и быть. Но, только если выполните мое задание.

(Лиса проводит игру «Угадай сказку», «Доскажи словечко»)

  1. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок).
  2. «Спасите, нас съел серый волк» (Волк и семеро козлят).
  3. «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Заюшкина избушка).
  4. «Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы...Кот! Дрозд!

Спасите меня! (Петушок - золотой гребешок).

Лиса: Еще у меня есть для вас задание.

«Доскажи словечко»

Гуси (лебеди)

Лисичка (сестричка)

Лягушка (квакушка)

Василиса (Прекрасная)

Братец (Иванушка)

Жар (птица)

Сивка (Бурка)

Кощей (Бессмертный)

Змей (Горыныч)

Лиса: Так и быть, забирайте своего колобка.

Воспитатель: Ребята, давайте лисоньке скажем «Спасибо». Нам пора возвращаться.Вернуть колобок

Цели:

  • помочь детям вспомнить сказки, их персонажей, их сюжеты;
  • развивать навыки работы в команде, сообразительность;
  • научить детей придумывать сказки, используя ключевые слова, проводить различие между сказками народными и авторскими.

В конкурсе участвуют несколько команд от разных классов. Время на выполнение заданий каждого тура варьируется в зависимости от сложности задания от двух до пяти дней.

Первый тур. Викторина «Неразгаданные тайны»

Участникам каждой команды предлагается ответить на вопросы викторины.

I. В название сказки вставьте пропущенное слово. (1 балл за каждый правильный ответ);

1. Русские народные сказки:

  • "Пузырь, … и лапоть"
  • "Иван – … сын"
  • ""Никита …"
  • "… -девица"
  • "Солнце, Месяц и Ворон …"
  • "Звери в…"
  • "Лисичка со …"
  • "… и корешки"
  • "Три царства- … серебряное и золотое"
  • "… и дрозд"

2. Сказки братьев Гримм:

  • "Умная …"
  • "… туфельки"
  • "…, челнок и иголка"
  • "Сапог из … кожи"
  • "Соломинка, … и боб"
  • "Столик – накройся, … осел и дубинка из мешка"

3. Сказки Г.Х. Андерсена:

  • "… из одного стручка"
  • "Стойкий … солдатик"
  • "… лебеди"
  • "... счастья"
  • "Садовник и …"
  • "… болтовня"

4. Сказки В. Гауфа:

  • "… нос"
  • "… Мук"
  • "Рассказ о …-аисте"
  • "Холодное …"

5. Сказки Р. Киплинга:

  • "Откуда взялись… "
  • "Сказание о старом …"
  • "… -Тики-Тави"
  • "Как был придуман…"
  • в названии которых встречается число 7, не менее семи сказок (3 балла за 7 сказок, + 1 балл за каждую дополнительную сказку);
  • в названии которых встречается имя Иван (1 балл за каждую сказку);
  • в которых важную роль играют зеркала (1 балл за каждую сказку).

III. Узнайте сказку, в которой встречаются следующие предметы. Укажите название сказки и автора. (1 балл за каждую сказку)

  • чалма, тросточка, туфли-скороходы;
  • цветок, баранки, игрушки, костыли;
  • варенье, плюшки, паровая машина;
  • вёдра, прорубь, печка;
  • корзина, колечко, подснежники;
  • зола, туфельки, тыква, часы;
  • азбука, золотые монеты, полено, холст;
  • корыто, изба, невод;
  • чернильная резинка, промокашка, буква А, Азбука.

IV. Запишите волшебные заклинания из сказок. Укажите название сказки и автора. (1 балл за каждый правильный ответ)

Ответы на I и III задания викторины в Приложении 1 .

Второй тур «Сочини сказку, используя подсказку»

На уроках литературы (чтения) вы знакомитесь с русскими народными сказками и их особенностями.
Напоминаем, что сказки делятся на 4 группы: волшебные, бытовые, о животных, богатырские;
в сказках есть зачин, троекратный повтор, концовка;
часто в сказках используются устойчивые словосочетания (добрый молодец, красна девица, лисичка-сестричка, не по дням, а по часам и т.п.)

Предлагаем вам сочинить свою сказку (близкую к русской народной), обязательно используя следующие слова:

  • Баба Яга
  • дремучий лес
  • мудрый ворон
  • скатерть-самобранка
  • старичок
  • дружная семейка
  • месяц

Критерии оценивания сказок .

Сказка относится к определенному типу (волшебная, бытовая, о животных, богатырская) – 5 баллов .
Наличие зачина – до 5 баллов .
Наличие троекратного повтора – 5 баллов .
Наличие концовки – 5 баллов .
Оригинальность сюжета – до 10 баллов .
Наличие устойчивых словосочетаний – до 5 баллов.
Наличие всех ключевых слов – 7 баллов .
Поучительность сказки – 5 баллов .

Третий тур. Кроссворд «Ба, знакомые всё лица!»

Участникам каждой команды предлагается разгадать кроссворд.

  1. Жена короля.
  2. Девочка, попавшая в страну чудес.
  3. Она побывала в домике у трех медведей.
  4. Главный герой сказки Н.Носова, побывавший на Луне.
  5. Хозяин кукольного театра.
  6. Соломенный человечек, который очень хотел иметь мозги.
  7. Принц, который пас свиней короля.
  8. Продавец пиявок.
  9. Маленький розовый друг Винни-Пуха.
  10. Самая грустная кукла в театре Карабаса Барабаса.
  11. Мальчик-луковка.
  12. Она могла спать в скорлупе ореха.
  13. Он от дедушки ушел и от бабушки ушел…
  14. Кто поймал волшебную щуку, исполняющую желания?
  15. Кто отдал Буратино золотой ключик?
  16. Друг Дядя Федора и пса.
  17. Кто должен был вернуться с бала ровно в 12 часов?
  18. Разбойник из сказки Корнея Чуковского.
  19. Ласковое имя Мороза Ивановича.
  20. Птица, которую спасла Дюймовочка.
  21. Он помог Бабе-Яге сесть на лопату.

Top