Мысли мудрых людей на каждый день собраны Л. Н

Толстой Лев Николаевич

Мысли мудрых людей на каждый день

«Во время тяжкой болезни Л. Н. Толстого в январе 1903 года, когда жизнь его висела на волоске и он не мог отдаваться привычной работе, он все же находил силы прочитывать Евангелие и по привычке, ежедневно отрывая находившийся в его спальне календарь, прочитывал собранные там изречения различных великих людей. Но календарь прошлого года подошел к концу, и Льву Николаевичу, за неимением другого под руками, захотелось самому составить себе выдержки из разных мыслителей на каждый день. Ежедневно, находясь в постели, насколько позволяли ему силы, он делал эти извлечения, и результатом этого труда явилась предлагаемая читателям книга.

Сюда вошли избранные мысли следующих писателей и мудрецов: Эпиктета, Диогена, Марка Аврелия, Сократа, Конфуция, Будды, Лао-Тсе, Аристотеля, Платона, св. Августина и более современных: Паскаля, Руссо, Спинозы, Лютера, Вовенарга, Канта, Шиллера, Бентама, Шопенгауэра, Вольтера, Клингера, Теккерея, Достоевского, Вильмена, Рёскина и др .».

«Посредник», 1903

Однажды зимой Франциск шел с братом Львом из Перузы к Порционкюлю; было так холодно, что они дрожали от стужи, Франциск позвал брата Льва, который шел впереди, и сказал ему: «О, брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земли пример святой жизни; – запиши однако, что не в этом радость совершенная».

«И запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырехдневно умерших, – запиши, что и в этом не будет радости совершенной».

И, пройдя еще далее, Франциск сказал Льву: «Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и души, – запиши, что и в этом нет радости совершенной».

Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: «И еще запиши, брат Лев, овечка Божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд, и если бы нам открылись все клады земли, и мы познали бы все тайны жизней птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, – запиши, что и это не было бы радостью совершенною».

И, пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему: «Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, – запиши, что и в этом не было бы радости совершенной».

Тогда брат Лев сказал Франциску: «В чем же, брат Франциск, радость совершенная?»

И Франциск отвечал: «А вот в чем. В том, что если, когда мы придем в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные и попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: «Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадете милостыню бедных людей, убирайтесь отсюда!» – и не отворит нам. И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, что Сам Бог внушил ему так поступить с нами, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на привратника, тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная».

Люди затрудняются, беспокоятся и волнуются только тогда, когда они заняты внешними делами, от них не зависящими. В этих случаях они тревожно спрашивают себя: «Что я стану делать? Что-то будет? Что из этого выйдет? Как бы не случилось того или другого?» Так бывает с теми, которые постоянно заботятся о том, что им не принадлежит.

Наоборот, человек, занятый тем, что от него самого зависит, и полагающий свою жизнь в работе самосовершенствования, не станет так тревожить себя. Если бы он и стал беспокоиться о том, удастся ли ему удержаться истины и избегать лжи, то я сказал бы: успокойся, – то, что тревожит тебя, находится в твоих собственных руках; гляди только за своими мыслями и поступками и старайся всячески исправлять себя. Так и не говори: «Что-то будет?» Все, что ни случится, то обратишь себе в поучение и пользу.

– А если я умру в борьбе с несчастиями?

– Ну что же? В таком случае ты умрешь смертью человека честного, совершая то, что ты должен совершать. Нужно же тебе все равно умереть, и смерть должна же застать тебя за каким-нибудь делом. Я был бы доволен, если бы смерть застала меня за делом, достойным человека, за делом добрым и полезным всем людям; или чтобы она застала меня в то время, когда я стараюсь исправлять себя. Тогда я мог бы поднять руки к Богу и сказать Ему: «Господи! Ты знаешь Сам, насколько я воспользовался тем, что Ты дал мне для понимания Твоих законов. Упрекал ли я Тебя? Возмущался ли против того, что со мной случилось? Уклонялся ли от исполнения своего долга? Благодарю Тебя за то, что я родился, за все дары Твои. Я пользовался ими довольно: возьми их назад и распорядись ими, как Тебе угодно, – ведь они Твои!»

Может ли быть лучшая смерть? Чтобы дожить до такой смерти, тебе не нужно многого лишиться, хотя, правда, этим самым ты многое приобретешь. Если же ты захочешь удержать то, что не твое, то ты непременно потеряешь и то, что твое.

Кто хочет иметь успех в мирских делах, тот не спит по целым ночам напролет, постоянно хлопочет и суетится, подделывается к сильным людям и вообще поступает как подлый человек. И в конце концов чего он всем этим добился? Он добился того, что его окружают некоторыми почестями, что его боятся и что он, сделавшись начальником, распоряжается какими-нибудь поступками. Неужели же ты не захочешь сколько-нибудь потрудиться для того, чтобы освободить себя от всех таких забот и спать спокойно, ничего не боясь и ничем не мучаясь? Знай же, что такое спокойствие души не достается даром.

(Эпиктет)

Прекращается ли наша жизнь с плотскою смертью, это – вопрос самой великой важности, и редкий человек не думает об этом. Смотря по тому, верим ли мы или нет в вечную жизнь, и поступки наши будут разумны или бессмысленны. Всякий разумный поступок непременно основывается на уверенности в бессмертии истинной жизни.

Поэтому первая наша забота должна быть о том, чтобы разобрать и понять, что именно в жизни бессмертно. Некоторые люди всеми силами трудятся над тем, чтобы уяснить себя это. Они признают, что от этого должна зависеть вся их жизнь.

Другие люди, хотя и сомневаются в бессмертии, но искренно мучатся своим сомнением и считают его за величайшее свое несчастие. Они ничего не жалеют, чтобы только узнать истину, неустанно ищут ее и считают это самым главным делом своей жизни.

"Выдержки, изречения и прочее подобны зажигательным стеклам: они собирают лучи ума и знания… и силой и живостью сосредоточивают эти лучи в сознании читателей" – эти слова великого писателя Джонатана Свифта как нельзя лучше отражают содержание сборника, в который вошли афоризмы Сократа, Платона, Конфуция, Руссо, Спинозы, Канта, Достоевского и многих других. Собрал же эти мысли и систематизировал в виде афоризмов на каждый день не кто иной как сам Лев Николаевич Толстой. Мысли великих людей, собранные великим писателем, – это поистине кладезь человеческой мудрости. Воспользуйтесь же ее сокровищами…

Толстой Лев Николаевич
Мысли мудрых людей на каждый день

"Во время тяжкой болезни Л. Н. Толстого в январе 1903 года, когда жизнь его висела на волоске и он не мог отдаваться привычной работе, он все же находил силы прочитывать Евангелие и по привычке, ежедневно отрывая находившийся в его спальне календарь, прочитывал собранные там изречения различных великих людей. Но календарь прошлого года подошел к концу, и Льву Николаевичу, за неимением другого под руками, захотелось самому составить себе выдержки из разных мыслителей на каждый день. Ежедневно, находясь в постели, насколько позволяли ему силы, он делал эти извлечения, и результатом этого труда явилась предлагаемая читателям книга.

Сюда вошли избранные мысли следующих писателей и мудрецов: Эпиктета, Диогена, Марка Аврелия, Сократа, Конфуция, Будды, Лао-Тсе, Аристотеля, Платона, св. Августина и более современных: Паскаля, Руссо, Спинозы, Лютера, Вовенарга, Канта, Шиллера, Бентама, Шопенгауэра, Вольтера, Клингера, Теккерея, Достоевского, Вильмена, Рёскина и др .".

"Посредник", 1903

1 января

Однажды зимой Франциск шел с братом Львом из Перузы к Порционкюлю; было так холодно, что они дрожали от стужи, Франциск позвал брата Льва, который шел впереди, и сказал ему: "О, брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земли пример святой жизни; – запиши однако, что не в этом радость совершенная".

"И запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырехдневно умерших, – запиши, что и в этом не будет радости совершенной".

И, пройдя еще далее, Франциск сказал Льву: "Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и души, – запиши, что и в этом нет радости совершенной".

Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: "И еще запиши, брат Лев, овечка Божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд, и если бы нам открылись все клады земли, и мы познали бы все тайны жизней птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, – запиши, что и это не было бы радостью совершенною".

И, пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему: "Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, – запиши, что и в этом не было бы радости совершенной".

Тогда брат Лев сказал Франциску: "В чем же, брат Франциск, радость совершенная?"

И Франциск отвечал: "А вот в чем. В том, что если, когда мы придем в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные и попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: "Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадете милостыню бедных людей, убирайтесь отсюда!" – и не отворит нам. И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, что Сам Бог внушил ему так поступить с нами, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на привратника, тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная".

2 января

Люди затрудняются, беспокоятся и волнуются только тогда, когда они заняты внешними делами, от них не зависящими. В этих случаях они тревожно спрашивают себя: "Что я стану делать? Что-то будет? Что из этого выйдет? Как бы не случилось того или другого?" Так бывает с теми, которые постоянно заботятся о том, что им не принадлежит.

Наоборот, человек, занятый тем, что от него самого зависит, и полагающий свою жизнь в работе самосовершенствования, не станет так тревожить себя. Если бы он и стал беспокоиться о том, удастся ли ему удержаться истины и избегать лжи, то я сказал бы: успокойся, – то, что тревожит тебя, находится в твоих собственных руках; гляди только за своими мыслями и поступками и старайся всячески исправлять себя. Так и не говори: "Что-то будет?" Все, что ни случится, то обратишь себе в поучение и пользу.

– А если я умру в борьбе с несчастиями?

– Ну что же? В таком случае ты умрешь смертью человека честного, совершая то, что ты должен совершать. Нужно же тебе все равно умереть, и смерть должна же застать тебя за каким-нибудь делом. Я был бы доволен, если бы смерть застала меня за делом, достойным человека, за делом добрым и полезным всем людям; или чтобы она застала меня в то время, когда я стараюсь исправлять себя. Тогда я мог бы поднять руки к Богу и сказать Ему: "Господи! Ты знаешь Сам, насколько я воспользовался тем, что Ты дал мне для понимания Твоих законов. Упрекал ли я Тебя? Возмущался ли против того, что со мной случилось? Уклонялся ли от исполнения своего долга? Благодарю Тебя за то, что я родился, за все дары Твои. Я пользовался ими довольно: возьми их назад и распорядись ими, как Тебе угодно, – ведь они Твои!"

Может ли быть лучшая смерть? Чтобы дожить до такой смерти, тебе не нужно многого лишиться, хотя, правда, этим самым ты многое приобретешь. Если же ты захочешь удержать то, что не твое, то ты непременно потеряешь и то, что твое.

Кто хочет иметь успех в мирских делах, тот не спит по целым ночам напролет, постоянно хлопочет и суетится, подделывается к сильным людям и вообще поступает как подлый человек. И в конце концов чего он всем этим добился? Он добился того, что его окружают некоторыми почестями, что его боятся и что он, сделавшись начальником, распоряжается какими-нибудь поступками. Неужели же ты не захочешь сколько-нибудь потрудиться для того, чтобы освободить себя от всех таких забот и спать спокойно, ничего не боясь и ничем не мучаясь? Знай же, что такое спокойствие души не достается даром.

(Эпиктет)

3 января

Прекращается ли наша жизнь с плотскою смертью, это – вопрос самой великой важности, и редкий человек не думает об этом. Смотря по тому, верим ли мы или нет в вечную жизнь, и поступки наши будут разумны или бессмысленны. Всякий разумный поступок непременно основывается на уверенности в бессмертии истинной жизни.

Поэтому первая наша забота должна быть о том, чтобы разобрать и понять, что именно в жизни бессмертно. Некоторые люди всеми силами трудятся над тем, чтобы уяснить себя это. Они признают, что от этого должна зависеть вся их жизнь.

Другие люди, хотя и сомневаются в бессмертии, но искренно мучатся своим сомнением и считают его за величайшее свое несчастие. Они ничего не жалеют, чтобы только узнать истину, неустанно ищут ее и считают это самым главным делом своей жизни.

Но есть и такие люди, которые вовсе не думают об этом. Их небрежность там, где дело идет о них самих, удивляет, возмущает и пугает меня.

(Влас Паскаль)

4 января

Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

(Mm. VII, 1–5)

Легко замечать заблуждения других, но трудно заметить свои; любят разбираться в ошибках близких, но скрывают свои, как плут старается спрятать свою фальшивую игральную кость.

Человек склонен постоянно порицать других: он взирает только на их ошибки, но его собственные страсти разрастаются все более и более, удаляя его от улучшения.

(Буддийская мудрость)

Не осуждай ближнего своего, пока не будешь на его месте.

(Талмуд)

5 января

Одно мы знаем или можем знать, если захотим, а именно, что сердце и совесть человека божественны, что в отрицании зла и признании добра человек сам является воплощенным божеством; что его радость в любви, его страдания в гневе, его негодование при виде несправедливости, его слава в самопожертвовании являются вечными, неоспоримыми доказательствами его единства с верховным Властелином; что в этом, а не в телесных преимуществах и не в большем разнообразии инстинктов он сам является властелином над более низшим одушевленным миром. Поскольку он отрицает или нарушает веления сердца и совести, постольку он бесчестит имя небесного Отца, а не святит имени Его на земле; поскольку же он следует им, он святит Его имя и получает от полноты Его власти.

(Джон Рёскин)

Мудрые слова и мысли Толстого.

Очень кратко о жизни Толстого:

Толстой Лев Николаевич
(28.08/09.09.1828-07/20.11.1910)

Выдающийся русский писатель, публицист, религиозный мыслитель.

Родился в Тульской губернии, в имении Ясная Поляна в семье графа. Поступил в Казанский университет, который оставил на втором курсе и уехал на Кавказ юнкером артиллерийской бригады. За два года, проведенные там, написал автобиографическую повесть «Детство», которая вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» и «Юность» входила в замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития» (последняя часть - «Молодость» - так и не была написана). Вскоре после начала Крымской войны был переведен в Севастополь, где написал ряд очерков, получивших название «Севастопольские рассказы», произведший огромное впечатление на русское общество репортажной достоверностью и нескрываемым неприятием войны. В 1855 г. переехал в Петербург, где сблизился с сотрудниками журнала «Современник». В 1860 г. вернулся в Ясную Поляну, где посвятил себя просветительской деятельности: открыл школу для крестьянских детей, изучал педагогику в России и за рубежом, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна», написал «Азбуку» и «Новую азбуку». Одновременно с этим написал два своих самых значимых произведения: роман-эпопею «Война и мир» (1863-1869) и роман «Анна Каренина» (1873-1877). В 1880-х годах написал философско-религиозные произведения: «Исповедь», «Исследования догматического богословия», «В чем моя вера?», где выразил свое неприятие высших слоев общества, государственности, казенной церкви, бюрократии и крепостного права, и вместе с этим - непротивление злу насилием, идеи вселенской любви и всепрощения. В этот период создал повести «Смерть Ивана Ильича», «Дьявол», цикл т.н. «народных рассказов», роман «Воскресенье». 7 ноября 1910 г. тайно ушел из дома, по дороге заболел и умер на железнодорожной станции Астапово. Л.Н. Толстой оказал неоценимое влияние на эволюцию и развитие реалистических традиций в мировой литературе; следы этого влияния носит творчество таких писателей, как Р. Роллан, Э. Хемингуэй, Б. Шоу, Т. Манн и др.

Афоризм едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.

Бедствие - это оселок для человеческой жизни.

Бессмертие, разумеется, неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве.

Благо людей в жизни. А жизнь в работе.

Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва.

Бо€льшая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых они сами не стоят.

Бо€льшая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению.

Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.

Большею частью бывает, что споришь горячо только оттого, что никак не можешь понять, что именно хочет доказать противник.

Брак истинный только тот, который освещает любовь.

Брак - погибель. Шел человек до поры до времени свободно, легко, потом взял и связал свою ногу с ногой бабы.

Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

Будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Нелегкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку. Чтобы были отношения как мужа с женою, - но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему, - эти-то отношения главное. В них держава.

Бывает труд ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой труд гораздо хуже праздности. Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный.

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого.

В искусстве всё чуть-чуть.

В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого.

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

В молодости все силы направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понятые и разделенные мечты о будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста.

В человеке вложена потребность счастья; стало быть, она законна.

Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.

Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем.

Величайшие истины - самые простые.

Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.

Вера - это согласие воли с совестью.

Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.

Взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человеческой. Правда, что человек не может заставить себя любить, как он может заставить себя работать, но из этого не следует, что можно обращаться с людьми без любви, особенно если чего-нибудь требуешь от них. Не чувствуешь любви к людям - сиди смирно.

Власть над собой - самая высшая власть, порабощенность своими страстями - самое страшное рабство.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах.

Воздействовать на других можно только тем, чтобы своею жизнью исповедовать свои убеждения.

Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени.

Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство всё равно самый худший грех в мире.

Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети.

Воспитание есть воздействие на сердца тех, кого мы воспитываем.

Вот когда умру, про меня не будут говорить: «знаменитый писатель», а скажут: «Какой Толстой?» - «Да тот чудак, который прожил сорок лет с одной женой».

Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе.

Время проходит, но сказанное слово остается.

Все бедствия людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать.

Всё воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их.

Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Все наши беды оттого, что мы продаем свою душу за чечевичную похлебку телесных радостей.

Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света.

Все стремления людей, все побуждения к жизни суть только стремления к увеличению свободы. Богатство - бедность, слава - неизвестность, власть - подвластность, сила - слабость, труд - досуг, сытость - голод - суть только большие или меньшие степени свободы.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Вся жизнь есть только стремление и постепенное приближение к совершенству, которое недостижимо, потому что оно совершенство.

Всякая клевета получает только больше значения от возражения на нее.

Всякая мысль и ложна и справедлива. Ложна односторонностью по невозможности человека обнять всей истины, и справедлива по выражению одной стороны человеческих стремлений.

Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.

Всякое величайшее дело делается именно в условиях незаметности, скромности, простоты: ни пахать, ни строить, ни пасти скотину, ни мыслить даже нельзя при освещении, громе и блеске. Великие, истинные дела всегда просты, скромны.

Всякое ложное произведение, восхваленное критиками, есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства.

Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.

Всякое удовольствие неизбежно за собой принесет оскомину, и всё, что должен человек делать, - тяжело и трудно. И чем раньше придет вознаграждение за всякое трудное дело, тем хуже. Надо делать так, чтобы не ждать результата своего дела, чем позднее он скажется, тем лучше.

Высшее счастье дается тремя вещами: трудом, самоутверждением и любовью!

Героический выход - по-моему, тот, чтобы священник, собрав своих прихожан, вышел к ним на амвон и, вместо службы и поклонов иконам, поклонился бы до земли народу, прося прощения у него за то, что вводил его в заблуждение.

Главная причина семейных несчастий та, что люди воспитаны в мысли, что брак дает счастье. Но брак не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворенное половое влечение.

Главное - ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения человека к человеку.

Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.

Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры.

Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи.

Говорят, что не надо любить себя. Но без любви к себе не было бы жизни. Дело только в том, что любить в себе: свою душу или свое тело.

Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, - по мере внешнего унижения.

Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству.

Грешить - дело человеческое, оправдывать грехи - дело дьявольское.

Да, вот они, русские характеры: кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота.

Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками.

Девять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершены под влиянием вина.

Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни без одобрения за нее людей есть лучшая награда доброй жизни.

Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.

Дело критики - толковать творения больших писателей, из большого количества написанной всеми нами дребедени выделять лучшее. Что же касается критиков, то часто под их руками большие писатели делаются маленькими, глубокие - мелкими и мудрые - глупыми.

Дело науки - служить людям.

Деятельность человека, направленная на достижение только блага личности, есть полное отрицание жизни человеческой.

Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз - то же дело становится привычкой.

Доброта для души - то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Думай хорошо - и мысли созреют в добрые поступки.

Единственное утешение при мысли о необходимости смерти состоит в том, в чем состоит утешение опасности на корабле: в том, что все в том же, как и я, положении.

Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание.

Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что твой ум ложно направлен.

Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал.

Если разум не указывает тебе твоего места в мире и твоего назначения, то знай, что виновато в этом не дурное устройство мира, не твой разум, а ложное направление, которое ты дал ему.

Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое.

Если ты спрашиваешь, зачем зло? Я отвечаю вопросом: зачем жизнь? Зло затем, чтобы была жизнь. Жизнь проявляется в освобождении от зла.

Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.

Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи.

Если человек только телесное существо, то смерть - конец чего-то столь ничтожного, что не стоит и сожалеть о нем. Если же человек существо духовное и душа только временно в теле, то смерть - только перемена.

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть.

Есть люди, которые, находясь в унынии или раздражении, любуются на свое состояние, даже гордятся им. Это все равно, как, выпустив вожжи от лошади, которая несет тебя под гору, ты еще хлещешь ее кнутом.

Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит вражду и разъединение - он дурной.

Есть по обращению два сорта людей. Одни с тобою, очевидно, такие же, как и со всеми. Приятны они или нет, это дело вкуса, но они не опасны; другие боятся тебя оскорбить, огорчить, обеспокоить или даже обласкать. Они говорят без увлечения, очень внимательны к тебе, часто льстят. Эти люди большей частью приятны. Бойся их. С этими людьми происходят самые необыкновенные превращения в противоположности - из учтивого делается грубый, из льстивого - оскорбительный, из доброго - злой.

Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум.

Есть только один способ положить конец злу - делать добро злым людям.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т. е. только тогда, когда невозможно иначе.

Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, то есть жениться не по чувственной любви и по расчету, где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью.

Женщина знает, что наш брат все врет о высоких чувствах, - ему нужно только тело, и потому простит все гадости, а уродливого, безвкусного, дурного тона костюма не простит.

Женщина не верит разуму, не понимает, что нужно отвергнуться от себя, что в этом жизнь; когда надо отвергнуться от себя, броситься в воду за утопающим, сделает это скорее мужчина.

Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина.

Женщины, как царицы, держат в плену рабства и тяжелого труда девять десятых рода человеческого. А всё оттого, что их унизили, лишили их равных прав с мужчинами.

Женщины, особенно прошедшие мужскую школу, очень хорошо знают, что разговоры о высоких предметах - разговорами, а что нужно мужчине тело и всё то, что выставляет его в самом обманчивом, но привлекательном свете; и это самое и делается.

Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной. Как только подошел к ней, так и подпал под ее дурман и ошалел.

Живут лишь те, кто творит добро.

Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми.

Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого.

Жизнь человека только тогда разумна, когда она понимается как служение.

Жизнь человеческая, полная телесных страданий, всякую секунду могущая быть оборванной, жизнь эта для того, чтобы не быть самой грубой насмешкой, должна иметь смысл, такой, при котором значение жизни не нарушалось бы ни ее страданиями, ни ее продолжительностью или кратковременностью.

Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.

Злоба, как и любовь, не химическое вещество, а органическое, как дрожжи - закваска. Крошечная доля заквашивает всё.

Знание без нравственной основы ничего не значит.

Знание - орудие, а не цель.

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Идеал - это путеводная звезда. Без него нет твердого направления, а нет направления - нет жизни.

Идеальная женщина, по мне, будет та, которая родит, выкормит и воспитает наибольшее количество детей, способных работать для людей, по усвоенному ей миросозерцанию. Для того же, чтобы усвоить себе высшее миросозерцание, мне кажется, нет надобности посещать курсы, а нужно только прочесть Евангелие и не закрывать глаз, ушей и, главное, сердца.

Из страстей самая сильная, злая и упорная - половая, плотская любовь, и поэтому если уничтожатся страсти и последняя, самая сильная из них, плотская любовь, то исполнится пророчество: люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута, и ему незачем будет жить.

Избегай всех расходов, которые делаешь из тщеславия.

Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.

Искусство есть одно из средств единения людей.

Искусство - одно из средств различия доброго от злого.

Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей.

Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всему.

Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни.

Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

Истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение.

Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

Как только дело решается насилием, насилие не может прекратиться… При решении дела насилием победа всегда остается не за лучшими людьми, а за более эгоистичными, хитрыми, бессовестными и жестокими.

Какая необходимая приправа ко всему - доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

Клевета, ложное дурное мнение, от которого нельзя оправдаться, есть лучшая школа добра.

Книги изречений… не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее.

Корень злых дел в дурных мыслях.

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.

Красота, радость только как радость, независимо от добра, отвратительна.

Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельности жизненной энергии.

Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача - внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.

Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно.

Кто научился размышлять, тому трудно веровать.

Лучше знать меньше, чем можно, чем знать больше, чем нужно. Не бойся незнания, бойся лишнего, обременяющего, только для тщеславия приобретенного знания.

Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других.

Любить - благо, быть любимым - счастье.

Любить - значит жить жизнью того человека, которого любишь.

Любовь есть истинное, высшее благо, которое разрешает все противоречия жизни и не только уничтожает страх смерти, но и влечет человека к жертве своего существования для других.

Любовь есть сама жизнь: но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь блаженная и бесконечная.

Любовь есть сила жизни. Любовь есть правило для исполнения всех правил.

Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви.

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье.

Люди кажутся друг другу глупы преимущественно от того, что хотят казаться умнее.

Люди, которые… признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, - эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью.

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, другие прежде говорят и делают, а потом уж думают.

Люди… уверяют себя и других, что они заняты благом народа, а они заняты им, сколько курица - построением храма, а движимы только грубым эгоизмом.

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.

Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека.

Мнение, которое мы получили при первом взгляде на человека, обычно изменяется более или менее скоро, и до тех пор пока не произошло этой перемены, всегда будешь слишком хорошо или слишком дурно судить о человеке.

Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.

Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны.

Мужчина, принимающий более деятельное участие в повседневной битве жизни, не целиком отдается любви и не может позабыть обо всем, оравнодушеть ко всему, кроме всепоглощающей, единственной страсти.

Музыка - высшее в мире искусство.

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали.

Мы стали невежественными потому, что навсегда закрыли от себя то, что только и есть всякая наука - изучение тех ходов, которыми шли все великие умы человечества для уяснения истины. С тех пор как есть история, есть выдающиеся умы, которые сделали человечество тем, что оно есть, эти высоты умственные распределены по всем тысячелетиям истории.

На одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из нее мучение, и смотреть просто и даже весело.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность.

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.

Надо не задавать себе задачу жениться, а задавать себе всегдашнюю задачу - жить хорошо, и тогда придет время, и обстоятельства сделают то, что нельзя не жениться. Так вернее не ошибешься.

Назначение разума - открывание истины, и потому великое и губительное заблуждение - употребление разума на скрывание или извращение истины.

Насилие не может быть сделано одним человеком над многими, а только преобладающим большинством, единомышленном в своем невежестве.

Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим.

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья часто прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их… Не пренебрегай суждениями врагов.

Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него всё зло мира.

Не верь, что жизнь - это только переход в другой мир и что хорошо нам может быть только там. Это неправда. Нам должно быть хорошо здесь, в этом мире. И для того чтобы нам было хорошо здесь, в этом мире, нам нужно только жить так, как хочет Тот, Кто послал нас в него.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.

Не сознаваться в своих проступках - значит увеличивать их.

Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.

Нельзя плыть и грести, не зная, куда плывешь, и нельзя жить и делать свою жизнь, не зная зачем.

Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.

Несомненный признак истинной науки - сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Нет такого ничтожного предмета, который при сосредоточенном внимании, обращенном на него, не разросся бы до бесконечности.

Нет такого поручения, которое нельзя было бы перепоручить.

Неужели люди, теперь живущие на шее других, не поймут сами, что этого не должно быть, и не слезут добровольно, а дождутся того, что их скинут и раздавят.

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать.

Никогда не отчаивайтесь в борьбе: не считайте борьбу предшествующим действием чего-то; в ней-то и жизнь: тяжелая, мучительная, но истинная жизнь.

Никто никогда не раскаивался, что жил слишком просто.

Ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного - из гордости.

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

Ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».

Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными.

Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека состоит в том, чтобы ничего не делать.

Описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это все равно что, описывая путешествие человека, обрывать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам.

Освобождение себя от труда есть преступление.

Основание любви есть сознание каждым человеком единства духовного начала, живущего во всех людях.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Осуждение за добро есть единственная поверка искренности служения добру.

Первое худо - худой разум.

Пессимизм - глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим.

Плохие книги не только бесполезны, но и вредны.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий.

Поступайте так, как будто вы один в мире и люди никогда не узнают о вашем поступке.

Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.

Поэзия есть огонь, загорающейся в душе человека. Огонь этот жжет, греет, освещает. Настоящий поэт сам невольно и страданием горит и жжет других, и в этом всё дело.

Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

Прежде боялись, как бы в число предметов искусства не попали предметы, развращающие людей, и запрещали его всё. Теперь же только боятся, как бы не лишиться какого-нибудь наслаждения, даваемого искусством, и покровительствуют всякому. И я думаю, что последнее заблуждение гораздо грубее первого и что последствия его гораздо вреднее.

Прежде чем заниматься политикой, каждому человеку надо заниматься своей жизнью.

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.

Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы.

Произведение искусств только тогда есть произведение искусств, когда оно вносит новое чувство в обиход человеческой жизни.

Просвещенный тот, кто знает смысл своей жизни.

Прослыть боится слабым лишь тот, кто слаб.

Простота есть главное условие красоты моральной. Чтобы читатели сочувствовали герою, нужно, чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько и добродетели, добродетели - возможные, слабости - необходимые.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.

Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его.

Работа только тогда радостна, когда она несомненно нужна.

Разврат не в чем-нибудь физическом - ведь никакое безобразие физическое не разврат, а истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение.

Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

Разоблаченная ложь есть столь же важное приобретение для блага человечества, как и ясно выраженная истина.

Разум есть указатель пути жизни.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Революция только та благотворна, которая разрушает старое только тем, что уже установила новое… Не склеивать рану, не вырезать ее, а вытеснять ее живой клетчаткой.

Ругают, осуждают - радуйся; хвалят, одобряют - бойся, огорчайся.

Самая вредная ложь - это ложь хитрая, сложная и облеченная в торжественность и великолепие, как проявляется обыкновенно ложь религиозная.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему.

Самое ужасное последствие пьяных напитков - то, что вино затемняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее.

Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой.

Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

Самый жалкий раб - это человек, отдающий в рабство и свой разум и признающий истиной то, чего не признает его разум.

Самый лучший будет тот, кто живет чувствами других, а мыслями своими.

Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - всё различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, - это звери.

Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить.

Свойство любви именно в том, что она дает благо тому, кто ее испытывает.

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости, и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

Сильные люди всегда просты.

Слишком много или слишком мало знать друг друга одинаково мешает сближению.

Слово есть поступок.

Слуги - вернейшие судьи господ, потому что они судят не по разговорам и выражениям чувств, а по действиям и образу жизни.

Совершенство только тогда совершенство, когда оно представляется достижимым только в бесконечности и когда поэтому возможность приближения к нему бесконечна.

Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.

Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но и любовью к нему.

Совпадение линии жизни с линией идеала есть счастье.

Способность помнить прошедшее и представлять себе будущее дана нам только для того, чтобы, руководясь соображениями о том или другом, вернее решать поступки настоящего.

Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее - ступени к совершенству, ниже - порок.

Справедливость есть моральная умеренность. Следовать в физическом мире правилу - ничего лишнего - будет умеренность, в моральном - справедливость.

Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.

Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.

Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что можешь.

Таинственность не есть признак мудрости. Чем мудренее человек, тем проще тот язык, которым он выражает свои мысли.

Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.

Толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными гнусными сторонами, и выражающая только слабость и жестокость человеческой природы.

Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. От этого моральная природа человека еще живучее природы физической. Горе никогда не убивает.

Только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно.

Труд есть необходимое условие жизни человека и труд же дает благо человеку.

Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни.

Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь.

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других - он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.

Тщеславие, забота о славе людской - это последнее снимаемое платье. Трудно его снять, а тяготит оно ужасно; потому что более всего мешает свободе души.

Тщеславие, тщеславие и тщеславие везде, даже на краю гроба и между людьми, готовыми к смерти из-за высокого убеждения, - тщеславие. Должно быть, оно есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века.

У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - всё гладко.

У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Убедить рассуждениями людей, думающих иначе, нельзя. Надо прежде сдвинуть их чувство, предоставив им рассуждать о том, что они правы.

Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, но и заразительно.

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

Ученый - тот, кто много знает из книг; образованный - тот, кто усвоил все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный - тот, кто понимает смысл своей жизни.

Хочешь жить спокойно и свободно - отучай себя от того, без чего можешь обойтись.

Цель обеда есть питание, и цель супружества - семья. Если цель обеда - питание тела, то тот, кто съест вдруг два обеда, достигает, может быть, большого удовольствия, но не достигает цели, ибо оба обеда не переварятся желудком. Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи.

Церковь. Всё это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение характеру.

Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.

Человек будущего уже среди нас.

Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди; человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение.

Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибка.

Человек есть дробь. Числитель - это, сравнительно с другими, достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель - свои достоинства - не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.

Человек испортил себе желудок и жалуется на обед. То же и с людьми, недовольными жизнью. Мы не имеем никакого права быть недовольными этой жизнью. Если нам кажется, что мы недовольны ею, то это значит только то, что мы имеем основание быть недовольными собой.

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнает, что он царь.

Человек, сознающий свое назначение, этим самым сознает свое достоинство.

Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже.

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.

Чем выше в своем собственном мнении подымается человек, тем положение его ненадежнее.

Чем выше стараешься показывать себя людям, тем ниже становишься в их мнении.

Чем к меньшему мы привыкли, тем меньше нам угрожает лишений.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Чем труднее и тяжелее обстоятельства, тем необходимее твердость, деятельность и решимость и тем вреднее апатия.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Честолюбие - добродетель в юношеские годы и при хороших средствах, ибо оно делается пошлостью и недостатком, когда человек уже не в средствах удовлетворять своей страсти.

Что бы ни случилось, не теряй бодрости.

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить на одну точку.

Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.

Широкая натура - это не определение русского человека. Он - неисчерпаемый и бездонный, человек неимоверных возможностей.

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, которой устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи.

Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник - нравственный человек, то и искусство его будет нравственным.

Эстетическое и этическое - два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая сторона. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому.

Это страшная ошибка - думать, что прекрасное может быть бессмысленным.

Вы читали: короткие мудрые высказывания о жизни из коллекции мудрых слов и мыслей великих людей.
.....................................................

Лучше ничего не делать, чем делать ничего. Толстой Лев Николаевич
Лучшее доказательство того, что страх смерти есть страх не смерти, а ложной жизни, есть то, что часто люди убивают себя от страха смерти.
Любить - значит жить жизнью того, кого любишь. Толстой Лев Николаевич
Любовь - творит жизнь. Толстой Лев Николаевич
Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь блаженная и бесконечная.

Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Толстой Лев Николаевич
Любовь уничтожает смерть и превращает её в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье.
Люди вечно заблуждаются и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
Люди знают это свойство вина заглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели.
Люди кажутся друг другу глупыми преимущественно от того, что хотят казаться умнее.
Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание.
Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.
Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные содействовать их просвещению и счастью. "Анна Каренина"
Много нужно для искусства, но главное - огонь.
Мудрость - знать, в чем дело жизни и как исполнять его.
Музыка - это стенография чувств. Толстой Лев Николаевич
Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали.
Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.
Мы удивляемся на то, что были да и теперь есть люди, которые убивают людей, чтобы есть их мясо. Но придет время, и наши внуки будут удивляться тому, что их деды убивали каждый день миллионы животных для того, чтобы съедать их.
На одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из нее мучение, и смотреть просто и даже весело.
Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.
Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать её.
Надо не задавать себе задачу жениться, а задавать себе всегдашнюю задачу - жить хорошо, И тогда придет время и обстоятельства сделают то, что нельзя не жениться. Так вернее не ошибешься.
Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.
Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят.
Настоящая жизнь совершается там, где она незаметна.
Настоящая любовь не есть любовью одного человека, а духовное состояние готовности любить всех.
Наука и искусство так же необходимы для людей, как пища, и питье, и одежда, даже необходимее; но они делаются таковыми не потому, что мы решим, что то, что мы называем наукой и искусством, - необходимо, а только потому, что они действительно необходимы людям.
Наше русское равнодушие - не чувствовать обязанностей, которые налагают на нас наши права, и потому отрицать эти обязанности. "Анна Каренина"
Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло в мире.
Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.
Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать ни кто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.
Нельзя царствовать невинно. Толстой Лев Николаевич
Несомненный признак истинной науки - сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.

Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие живут так же.
Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?
Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе.
Никакая насильственная реформа не исправит зла, пока люди останутся таковы, каковы они есть, и потому ждать исправления зла можно не от изменения формы нашей жизни, а только от распространения доброты и разумности.
Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.
Никогда не проси другого сделать то, что можешь сделать сам.
Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее.
Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов.
Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное.
Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».
Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.
Осуждение за добро есть единственная поверка искренности служения добру.
От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.
Ошибки и недосмотры ясно сознающего человека могут быть более полезны, чем полуправды людей, предпочитающих оставаться в неопределенности...
Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.
Первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей.
Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь.
Пессимизм - глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим.
Пессимизм... всегда казался мне не только софизмом, но глупостью, и вдобавок глупостью дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: "если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим".
Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий.
Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.
Правду знает не тот, кто глядит себе под ноги, а тот, кто знает по солнцу, куда ему идти.

Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.
Предаваясь сожалениям и опасениям, мы утрачиваем единственную вечность, в которой человек может быть абсолютно уверен, - вечное Настоящее.
Прежде боялись, как бы в число предметов искусства не попали предметы, развращающие людей, и запрещали его все. Теперь же только боятся, как бы не лишиться какого-нибудь наслаждения, даваемого искусством, и покровительствуют всякому. И я думаю, что последнее заблуждение гораздо грубее первого и что последствия его гораздо вреднее.
При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда - сущее горе.
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.
Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.
Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы.
Простота - есть необходимое условие прекрасного.
Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении.
Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видели почтенных и уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им.
Радость в жизни - то же самое, что масло в лампе. Как только масла становится мало, сжигается фитиль и, сжигаясь, перестает светить и только дымит черным, вонючим дымом.
Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.
Разоблаченная ложь есть столь же важное приобретение для блага человечества, как и ясно выраженная истина.
Рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающей силой жизни.
Редкий вор и убийца совершает свое дело трезвым.
Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.
Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему.
Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни.
Самое ужасное последствие пьяных напитков то, что вино затемняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее.
Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой.
Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.
Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живет чужыми мыслям и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей, вся сложная музыка характеров. Люди, живущие только своими чувствами, - это звери.
Свойство любви именно в том, что она дает благо тому, кто её испытывает.
Сила войска зависит от его духа.
Силы знания должны быть направлены на самое нужное человеку: на его нравственное самосовершенствование.
Сильные люди всегда просты.
Сильные мира кажутся великими только тем людям, которые стоят перед ними на коленях.
Слишком много или слишком мало знать друг друга одинаково мешает сближению.
Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их... Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.
Слово есть поступок.
Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их... Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти...
Совершенство только тогда совершенство, когда оно представляется достижимым только в бесконечности и когда поэтому возможность приближения к нему бесконечна.
Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом.
Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты.
Сравнение употребляется или чтобы, сравнивая худшую вещь с лучшей, показать, как хороша описываемая вещь, или, сравнивая необыкновенную вещь с обыкновенной, чтобы дать о ней ясное понятие.
Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.
Старайся дать уму как можно больше пищи.
Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь.
Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребёнка.
Счастье есть удовольствие без раскаяния.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Сын живет в отцовском доме всегда, а поденщик только на время. И потому сын будет жить не так, как поденщик: будет заботиться об отцовском доме, а не думать, как поденщик, только о том, чтобы получить свою плату. Если человек верит, что жизнь его не кончается со смертью, то он будет жить, как сын в доме отца. Если же жизнь только та, какая есть в этом мире, то он будет жить как поденщик, стараясь воспользоваться всем, что можно в этой жизни.
Таинственность не есть признак мудрости. Чем мудрее человек, тем проще тот язык, которым он выражает свои мысли.
То, что начато в гневе, кончается в стыде.
Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. От этого моральная природа человека еще живучее природы физической. Горе никогда не убивает.
Только тогда будешь в силах воздерживаться от злых дел, когда научишься воздерживаться от злых мыслей.
Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.
Трезвому совестно то, что не совестно пьяному. Этими словами высказана существенная, основная причина, по которой люди прибегают к одурманивающим веществам.
Труд есть необходимое условие жизни человека и труд же дает благо человеку.
Труд не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни.
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
Тщеславие… Должно быть, оно есть характерная черта и особенная болезнь нашего века.
У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.
У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.
У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье...
У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.
Узнав одну свою жену, которую ты любишь, ты лучше узнаешь всех женщин, чем если бы ты знал их тысячи.
Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.
Учёные объяснения большей частью производят то впечатление, что бывшее ясно и понятно становится темно и запутанно.
Хорошая книга - точно беседа с умным человеком.
Хороший актёр может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние.
Часто в этих коротких мыслях встречаются такие... которые яснее, убедительнее и дают больше материала мысли, чем целые длинные трактаты.
Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придаст новую прелесть, силу и уважение характеру.
Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.
Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.
Человек подобен дроби, числитель ее то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь.
Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже.
Чем больше человек проявляет любви, тем больше люди любят его. А чем больше его любят, тем легче ему любить других.
Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других, и в особенности тех, перед которыми виноват.
Чем затруднительней положение, тем меньше надо действовать.
Что же делать? Отбросить все те усовершенствования жизни, все то могущество, которое приобрело человечество? Забыть то, что оно узнало? Невозможно. Как ни зловредно употребляются эти умственные приобретения, они все-таки приобретения, и люди не могут забыть их.
Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться... А спокойствие - душевная подлость.
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи.
Эстетическое и этическое - два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому.
Это страшная ошибка - думать, что прекрасное может быть бессмысленным.
Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.


Top