Одеяние древней римлянки. Мужская одежда в древнем риме

Пора одеваться. Что носят римляне? Мы привыкли видеть их в фильмах и спектаклях закутанными в разноцветные тоги, похожие на длинные простыни. Но всегда ли это так? В самом деле, на первый взгляд эти одеяния совершенно неудобны и стесняют движения, мешая бегать, подниматься по лестнице или даже садиться, не зацепившись за что-нибудь.В действительности они вполне практичны. Мало того, и в наше время все еще так одеваются: поезжайте в Индию или другие страны Азии и арабского мира, и вы увидите, что традиционная одежда там по сути не слишком отличается от той, что носили римляне, - длинные одеяния, туники, сари и сандалии… Так что это лишь вопрос привычки.

Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.

Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать: туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.

Туника

Основной предмет одежды в римском стиле - знаменитая туника. Чтобы понять, насколько она практична, представьте, что вы надели футболку длиной до колен (скажем, размера ХХL а потом перехватили ее на талии поясом. Так вот, с некоторыми допущениями, туника - что-то вроде того. Поразительно: мы, по сути, продолжаем использовать (особенно летом) решение, найденное в античную эпоху. Только называем это иначе: футболка или T-shirt.

Конечно, материалы изменились. Мы используем хлопок, римляне обычно использовали лен или неокрашенную шерсть различных оттенков бежевого. Этот цвет хорошо подходит, чтобы не так бросались в глаза пятна и пыль.

Со льном вот еще что интересно: производят его в основном в Египте, откуда он экспортируется по всей империи. Таким образом, римляне, подобно нам, носят одежду, произведенную в далеких краях. Таковы результаты первой в истории человечества великой глобализации, произошедшей в Средиземноморье благодаря Риму. Мы сможем глубже изучить эту тему, когда наведаемся на рынки столицы империи.

Туника годится для любого случая: ее используют как ночную рубашку, надевают под заду, а беднота носит ее в качестве единственной одежды. Бедняк натягивает тунику, обувает сандалии и выходит так из дому. Богач - нет: поверх туники он должен надеть самое важное Значение римских граждан: тогу.

Тога

Можно сказать, что это «костюм с галстуком? того времени - то есть одежда для появления на людях, особенно в важных ситуациях. Она использовалась с самых древних времен, и можно сказать, что ко времени нашего повествования она пережила самую настоящую эволюцию. Вначале ее размеры были невелики, но постепенно она становилась все больше: если ее разложить на земле, тога представляет собой полукруг из шерстяной или льняной ткани шести метров в диаметре!

Неудивительно поэтому, что часто, чтобы надеть тогу, прибегают к помощи раба. Так поступает и наш «доминус». Это позволит нам понять, как же ее носят.

Господин стоит неподвижно, глядя вдаль. Раб кладет тогу ему на плечи как накидку, однако не строго симметрично, а оставляя один конец гораздо длиннее, чтобы он спускался до земли. Затем аккуратно подбирает этот конец и продевает его под мышкой, оборачивая на груди до шеи, как перевязь. Потом оборачивает его как шарф вокруг шеи и закрепляет булавкой на высоте ключицы. Но это еще не все: конец такой длинный, что нужен еще оборот вокруг тела, под предыдущими витками. Наконец, раб отходит в сторону, чтобы взглянуть на свой труд. Он доволен. Его господин такой элегантный, особенно благодаря струящимся складкам, придающим ему благородный облик. Одна рука свободна, а другая наполовину прикрыта драпировкой, и «доминус» должен все время держать ее слегка согнутой, чтобы тога не запачкалась о землю. Это немного неудобно, но быстро привыкаешь.

Тога — настоящий символ культуры и цивилизации Древнего Рима. Ее могут носить только римские граждане, а иностранцам, рабам и вольноотпущенникам (рабам, отпущенным на свободу) это запрещено. Тога, подобно униформе, несет в себе некий «дресс-код»: в зависимости от того, на ком она надета и для чего предназначена, она носит различные названия. Например, белая тога, окаймленная пурпуром, toga ргаеtехта - как бы «охранительная». Ее носят сенаторы и мальчики до четырнадцати-шестнадцати лет. В этом возрасте вершится обряд снятия тоги-претексты, сопровождающийся торжественной церемонией, он символизирует окончание периода отрочества. С этого момента юноша официально считается взрослым, то есть способным носить оружие и участвовать в общественной жизни.

Штаны

А штаны? Они встречаются не так уж часто. Действительно, этот предмет одежды чужд римской и средиземноморской культуре. В эпоху Траяна их носят только легионеры, они короткие и облегающие, заканчиваются чуть ниже колена. На самом деле штаны уже существуют, но их носят лишь враги Рима, варвары, которые их и «изобрели»: кельты и германцы на севере и парфяне на востоке, на территории современного Ирана. Но так будет не всегда. За сто пятьдесят лет штаны благодаря своему удобству «завоюют» Рим, став составной частью римской моды.

Обувь

Теперь господин сидит, а раб надевает ему на ноги обувь. Любопытно: римляне не носят носков (только на севере, где суровость климата требует дополнительной защиты ног), так что, если снять обувь, ноги остаются босыми.

Есть много видов обуви: закрытая, наподобие сапожков, открытая, вроде сандалий, из нескольких полосок кожи, с маленькими «каблучками», настоящими гвоздями на подошве для большей цепкости (знаменитые caligae, которые носили легионеры) и так далее.

Для перемещений по городу зажиточные римляне предпочитают надевать кальцеи (calcei), закрытые подобно мокасинам, а дома носят их редко. А знаете, почему? Согласно правилам хорошего тона, входя в дом, необходимо снять уличную обувь и переобуться в домашнюю: по дому ходят в простых сандалиях с кожаной или пробковой подошвой. А если собираются в гости к друзьям, то берут их с собой, потому что это правило действует во всех домах.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Вероятно, многие из вас слышали слово «хламида». Сейчас оно обозначает весьма неприглядную одежду. Также многие слышали о тунике (так сейчас называется разновидность предмета женской одежды). Некоторые слышали даже о тоге. Давайте немножко разберёмся с этими понятиями. Для начала: хитон, туника, тога, хламида родом из Древней Греции.

Так что пополним наш раздел «Рукоделие » и подразделы « » и « » новыми материалами.

Основная задача этих предметов одежды — облегчить перенос жары и не обгореть при этом под солнцем. Задачу «прикрыть наготу» в те времена не ставили. Почему? Потому что более важным считалось естественное охлаждение тела, а не стыдливость в угоду непонятно чему. Мало того, подобная одежда облегчала женщинам кормление грудью .

Замечали ли вы, что в древности у ряда «тёплых» (например, хараппская, крито-микенская) культур была распространена мода ходить с голой грудью женщинам? В последнюю очередь это было нужно для того, чтобы соблазнять мужиков. В первую очередь — для облегчения кормления детей. Ибо, как вы, наверное, догадываетесь, в те времена семьи были большими. И снимать-надевать верхнюю одежду каждый раз, когда какой-нибудь из десятка ребятишек захочет откушать, очень быстро надоедает. Поэтому выход очень логичен:

Итак, возвращаемся к древнегреческой одежде. Зачем нам сейчас знать все эти штуки? Например, потому что такая одежда

  • а) красива
  • б) легко шьётся (а в ряде случаев шить нет необходимости вообще)
  • в) она недорогая, если браться за дело своими руками и с умом.

Так что резон разобраться, что к чему есть, и не только естественно-исторический. Таким образом, переходим к древнегреческим и древнеримским одеяниям.

Начнём мы с хитона (в переводе с древнегреческого — «одежда»). Это самый распространённый и простой предмет одежды как мужчин, так и женщин. Назначение хитона — обрисовывать, подчёркивать тело. Изначально хитоны были без узоров, просто куски тканей. Роль декоративных элементов выполняли складки ткани . Но впоследствии хитон украшался не менее пышно, чем другие типы одежды.

Хитон мужской — это прямоугольник из ткани примерно метр на два метра. Ткань складывалась пополам по вертикали и скалывалась фибулами на плечах. Обязательный атрибут — пояс, иногда два. Часто над поясом делался выпуск ткани. Для тренировок одно плечо «раскалывали».

Ещё более простая форма одежды мужчин — это хламида . Здесь вообще нужна лишь одна фибула и не нужен пояс. Это одежда для упражнений или для работы.

Однако, спустя время, хламида превратилась в верхнюю одежду, которая надевалась поверх хитона. Такая себе своеобразная мантия. Кстати, это достаточно удобная накидка, проверено на себе.

Женский хитон был двух видов. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра (почти квадрат).

1,8 метра — это рост с учётом выпуска и отгиба.

Его складывали пополам и часто отгибали верхний край на 50-70 сантиметров.

Получившийся отворот напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали.

Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.

Ионийский хитон — это два куска ткани шириной до запястья горизонтально вытянутых рук.

Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали.

В некотором роде это более скромная одежда, чем дорийский хитон.

Но, учитывая цвета, прозрачность, орнамент и складки, ионийский хитон отнюдь не был пуританской одеждой:

В Древнем Риме хитон развился в тунику.

Развитие происходило в направлении большей собранности одежды и меньшей её складчатости. Поскольку исчезало такое средство выразительности, как складки ткани, пришлось браться за декорацию другими способами — цветом, орнаментом и так далее. Туника — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Практически ничем не отличалась от современных свитеров-рубашек. Только длиннее, тоньше и, чаще всего, красивее 🙂 Туника — нижняя одежда:

Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Воротника у туники не было - вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали.

Поверх туники (хитона) женщины надевали пеплос .

В надетом виде он примерно выглядел так:

Или гиматион .

А также разнообразные плащи, накидки и так далее.

Мужчины надевали поверх туники тогу. Тога — это не древнегреческая одежда (хоть родом и оттуда). Тогу носили в Древнем Риме. В древний период римской истории тогу носили все: мужчины, женщины и дети. Днем в нее заворачивались, ночью же ею укрывались и подкладывали под себя. Позднее тога стала лишь одеждой, причем только мужской. А впоследствии приобрела статусность — носить её могли лишь граждане Рима. Но никак не рабы и прочая мелочь.

Тога представляла собой очень большой кусок шерстяной материи, который имел форму сегмента круга или обрезанного овала. Длина тоги по прямому краю могла доходить до 6 м и даже более, а округлый край отстоял от прямого в самом широком месте примерно на 2 м.

Вот как это происходило на практике:

Само собой, базовые модели дополнительно украшались как только можно (особенно женщинами):

Соответственно, подключив воображение, из современных материалов на основе древних технлогий можно сделать весьма красивые платьица:

Обратите внимание: из-за того, что авторы этих изделий маловато ознакомились с вопросом, данные туники выглядят красиво, но как-то, на мой взгляд, неполно. Думаю, это в первую очередь потому, что не сохранена оригинальная ширина материала, и складок получилось очень мало. Отчего утрачена общая живописность и изюминка древних одеяний.

Вот такие вот получаются древнегреческие одёжки…

По материалам Википедии

История древнеримского костюма началась с простой и непритязательной формы, а закончилась необыкновенной помпезностью! Римляне любили удивлять всех своим оригинальным образом и одеждой. Например, никого не удивляло, что молодой мужчина мог облачиться в женскую тунику с разными рукавами. И уж тем более никто не обращал внимания на римских философов, неопрятно и оборванно одетых. Давайте рассмотрим, как называлась одежда древних римлян, о противоречиях которой многие историки спорят до сих пор.

Верхняя одежда древних римлян

Тога – традиционная одежда римского гражданина. Несовершеннолетние юноши носили тоги с широкими красными полосами, также такую расцветку могли носить жрецы. Повседневные тоги изготавливались из белой шерсти, без узоров и декорирования. Серый и черный цвет носили скорбящие женщины и мужчины. Триумфаторы надевали пурпурные тоги, украшенные золотой вышивкой.

Палудаментум – длинный воинский плащ, для пошива использовалась высококачественная материя красного цвета.

Палла – кусок ткани, обмотанный вокруг талии и наброшенный через плечо. Самый распространенный цвет – пурпурный, но также актуальными были желтые, белые и черные тона.

Пенула – узкая накидка без рукавов, которая застегивалась спереди. Изготавливалась из грубого полотна или шерсти. Ее можно было надевать поверх тоги.

Одежда древнего римлянина

Женская одежда древних римлян не должна была быть пестрой и яркой – считалось, что лишь продажные женщины могли носить колоритные расцветки.

Стола – длинное и свободное платье древних римлян с короткими рукавами. На талии завязывалась поясом, внизу пришивалась пурпурная оборка. Столу носили женщины только из высшего общества. Ее запрещали одевать рабыням и женщинам легкого поведения.

Для изготовления одежды римляне использовали различные материалы: кожу, шерсть, шелк, аморгосскую ткань и лен.

Что касается римской обуви, то ее существовало множество разновидностей: сандалии с ремешками, высокие кожаные сапоги преимущественно красного или черного цвета, а также богато декорированные башмачки.

Женщины обожали носить украшения. Серьги, кольца, и ожерелья – все изготавливалась из драгоценных металлов и камней.

Строгая и простая одежда древних римлян сформировалась под действием военизированного характера и рабовладельческого строя. На культуру и моду влияло богатство и роскошь одних и беднота и бесправие других.


Мода в Древнем Риме

Реферат по истории ученицы 7 класса Частной школы "Взмах" Евтушенко Кристины.


Мода.

Мода - это не только модные вещи. Это цвет, форма и размер объекта, который нравится всем окружающим. Этими объектами могут быть и духи, и мебель, и одежда, и предметы быта, и архитектурные ценности, и художественные произведения. Так и в древности, люди следили за модой, придерживались её и придумывали новое. По тем вещам, которые остались после древних римлян мы можем сказать, что было модно в то время, что они носили, какие предметы быта были у них и мы даже можем сказать какой косметикой они пользовались. Очень многое нам может сказать мода о цивилизации, и даже конкретно о человеке.

Одежда.

Римские росписи, статуи и письменные источники сообщают нам о том, как одевались древние римляне. Большинство римлян носили одежду из шерстяных или льняных тканей. В эпоху империи тонкие хлопковые ткани импортировались из Индии и были очень дорогими. Шёлк, доставлявшийся из Китая, стоил по весу в три раза дороже золота. Одежду делали также из меха и фетра, особенно в холодных, северных владениях Рима. Большинство одеяний делались из целых кусков ткани, которые оборачивали вокруг тела и скрепляли особыми булавками - так называемыми фибулами, или закрепляли ремешками. Шитые одежды были редкостью, так как большинство иголок делались в то время из костей животных и
они были довольно грубыми. Одежда чаще всего сохраняла естественные цвета тканей, из которых она была сделана, но иногда окрашивались в различные цвета. Вот, например Финикийцы владели секретом получения пурпурной краски из желез морского моллюска иглянки. Пурпур высоко ценился и стоил очень дорого. В Римской империи только сенаторы носили тоги с пурпурной каймой.

Мужская одежда.

Единственным видом мужского белья была набедренная повязка, делавшаяся из шерстяных или льняных тканей. По всей видимости, римляне спали только в таких повязках. Поверх неё надевалась туника, сделанная из двух прямоугольных кусков материи, сшитых на боках и на плечах, и стягивавшаяся ремнём, простые граждане носили туники самых разнообразных цветов, сенаторы имели пурпурную полоску, идущую от шеи до подола, а сельские жители нередко носили плащи и штаны. Рассказывали, что в холодную погоду Август* надевал на себя сразу четыре туники.

Август* - титул императора.

Тога.

Носить тогу имел право только римский гражданин*.
Тога надеваемая поверх туники, была поначалу большим куском шерстяной материи, которую оборачивали вокруг тела, статуи и настенные росписи говорят о том, что тога состояла из полукруглого куска ткани длиной пять с половиной метра. Затем она приобрела более сложный покрой, у нее появились особые складки. Многие римляне не любили носить тогу: она была тяжелой и громоздкой, к тому же ее трудно было стирать.
Но императоры настойчиво приучали римлян носить тогу, ибо она была таким характерным одеянием.
Тоги сенаторов, как и их туники, имели широкую пурпурную полосу.
Тоги иногда окрашивались в разные цвета; так, черную тогу надевали при погребальных церемониях.

Способ надевания тоги:

1.Левый ее край перекидывался через левое плечо
2. В середине правой части тоги делалась большая складка, и ткань ещё раз перекидывалась через левое плечо, но теперь спереди.
3. 3.Остальная часть ткани складывалась в изящные складки и ещё раз перекидывалась через левое плечо.
4.Часть подола тоги с левой стороны подбирали и особым образом скатывали.

Гражданин* - римлянин, имеющий право участвовать в выборах и служить в армии.

Женская одежда.

Нижней одеждой женщины были набедренная повязка, иногда бюстгальтер или корсет. Поверх них римлянки надевали тунику из тонкой льняной или шерстяной ткани и часто делались из простых некрашеных тканей. Поверх туники надевалась стола-длинное, до лодыжек, одеяние. Богатые женщины носили яркие столы, сделанные из шелка или из индийского хлопка. В старину женщины тоже носили тогу, но впоследствии в моду вошло другое одеяние - так называемая палла. Она представляла собой длинный кусок материи, который можно было надевать поверх туники, оборачивая его вокруг тела самыми разными способами, а богатые женщины носили яркие столы, сделанные из шелка или из индийского хлопка. Некоторые женщины набрасывали край паллы себе на голову.

Детская одежда.

Большинство девочек и мальчиков в Риме носили туники, почти такие же, как у родителей. Когда дети рождались им одевали буллу*, это было обязательно. Некоторые юноши носили так называемую тогу претексту - одеяние с пурпурной полоской. Некоторые же девушки носили столу, как и их матери. Достигнув четырнадцати лет, мальчики проходили особую церемонию и получали право носить одежду взрослых. Вместе с родителями и друзьями они торжественно приходили на форум*, где снимал с себя детские одежды и буллу. Вместо них ему вручали мужскую тогу и впервые брили его, после чего он должен был зарегистрироваться как полноправный гражданин. В честь этого события устраивали праздничный пир.

Булла* - амулет, приносящий удачу
Форум* - просторная площадь в центре римского города.

Прически.
Мужские прически.

В эпоху ранней республики многие мужчины носили бороды, но со второго в. д. н. э. И вплоть до правления императора Андриана вошло в моду брить бороды. Большинство римлян коротко стригли волосы, но в эпоху империи некоторые модники отпускали длинные волосы, которые они завивали и смазывали маслом.
Парикмахерская была местом встречи друзей и любителей поболтать. Процесс бритья был довольно мучительным. Хотя римляне пользовались очень острыми бритвами, они не смазывали кожу мылом или маслом, и поэтому порезы и царапины были довольно частыми явлениями.

Женские прически.

Богатые женщины (римлянки) тратили уйму времени и денег на прическу, за их волосами ухаживали особые рабы. В республиканскую эпоху большинство римлянок просто собирали волосы в пучок. В эпоху империи прически стали более изысканными; женщины стали завивать и заплетать волосы. Римлянки иногда обрезали красивые локоны у светловолосых или рыжеволосых рабов и делали из них себе парики, а для завивки волос применялись горячие щипчики, а для создания пышных причесок использовались шпильки и заколки.

Косметика.

Женщины в Риме пользовались самыми разнообразными косметическими средствами. Они хранили их в маленьких горшочках и бутылочках. Особенно в то время модно было сильная бледность. Женщины белили себе лица и ручки толченым мелом. Девушки подкрашивали губы и румянили щеки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фокус, а также римлянки подводили себе глаза и веки сажей или особой краской - сурьмой.

Обувь.

Выходя на улицу, они надевали кожаные сандали. Со временем обувь стала более сложной и изящной. Башмачники стали делать красивые сандали, сапожки и башмачки из тканей и кожи. Их уличная обувь называлась кальцеи. Воины часто носили обувь, подбитую гвоздями, а женщины носили элегантные сандали. В эпоху ранней республики многие римляне чаще всего ходили босиком, особенно дома. Иногда легкие сандали делались из ткани, но чаще из мягкой кожи.

Мебель.

В домах римлян мебели было немного. За исключением атрия (гостиная) и таблина (кабинет), большинство комнат были слишком темными. Сохранившиеся предметы древнеримской мебели выполнены из мрамора и металла, но из этого не следует делать далеко идущих выводов. Скорее всего наиболее распространенной была мебель из дерева, но она просто не дошла до нас.

Кровати.

Кровати и кушетки были важнейшими предметами мебели. Они использовались в кабинетах и столовых, а также в спальнях вместо софы. Роскошные обрамления кроватей часто украшались драгоценными металлами. Обтяжка выполнялась из плотной ткани или кожи. Перины и матрацы набивались пухом и шерстью, а у некоторых кроватей, в зависимости от их назначения, нередко делались возвышения в ногах или в изголовье. Единственным покрывалом служило одеяло.

Стулья и кресла.

Скамн.
Древнегреческий табурет назывался скамн. Табуреты имели три ножки и круглый деревянный верх или четыре ножки и квадратный или прямоугольный верх, часто выполненный из бронзы.
Селла, биселлий.
Селла представляла собой кресло с четырьмя ножками, подлокотниками, но без спинки. Биселлий, более крупный вариант селлы, служил креслом для знатных римлян. Римляне пользовались и складными креслами.
Кафедра.
Кафедра имела высокую изогнутую спинку из прутьев; она служила креслом для пожилых людей. Для судей делались кафедры с жёсткой спинкой.

Столы.

Римляне часто обедали и ужинали на открытом воздухе, поэтому обычным явлением были мраморные и каменные столы. На их приобретение тратились большие суммы денег. Особенно дорогим считался стол на одной ножке - моноподий. Его единственная ножка делалась из слоновой кости или целиком отливалась из металла. Для крышки столика использовались редкие, дорогие породы дерева.

Обогреватели и
светильники.

Для освещения своих жилищ римляне пользовались масляными лампами и свечами.
Чтобы сделать свечу, стебель болотного растения, например папируса, погружали в воск или сало. Затем свечи переплетались друг с другом наподобие каната.
Для обогрева помещений применялись небольшие бронзовые жаровни или закрытые обогреватели, напоминающие современные печи. Топливом служили дрова, древесный уголь или кокс - особым образом обработанный уголь.
До нас дошли тысячи римских ламп. Они выполнены из терракоты* или металла. В них горело растительное масло (оливковое или ореховое) или рыбий жир. Они давали света не больше, чем свеча. Из носика лампы выступал небольшой фитиль. Лампы были вытянутыми и плоскими и имели специальную ручку. Существовали также подвесные лампы.
Широко применялись различные фонари. Огонь в них защищали от ветра костяные пластинки или пузыри животных. Позже фонари стали делать из стекла.

Терракоты* - смесь из глины и песка, применявшаяся для приготовления черепицы и небольших керамических статуэток.

Внутреннее убранство
домов.

Римлян гораздо больше интересовало внутреннее убранство домов, чем их внешний вид. Несмотря на то что многие городские дома снаружи выглядели весьма скромно, их внутренние помещения были роскошно украшены стенными росписями и мозаиками. Многие римляне приглашали греческих мастеров для украшения своих жилищ, так как греки считались лучшими художниками.
Художники начинали расписывать стены, пока штукатурка на них была еще влажной. Такие росписи называются фресками. На подсохшей штукатурке выписывали детали картины, краски для этого смешивались с яичными белками, чтобы увеличить их плотность и густоту. Краски готовили из минеральных веществ, экстрактов красителей, добываемых из
растений и животных. В первом веке до н. э. в Риме особую популярность приобрели мозаики - картины, составленные из крохотных кусочков мрамора или камня. На небольшие участки поверхности наносилась влажная штукатурка, а в нее вдавливались отдельные камешки.
Особой популярностью пользовались сельские пейзажи, изображения животных и декоративные натюрморты с различными плодами.
Широко использовались разнообразные архитектурные композиции, вследствие чего комната казалась больше и шире. Часто изображались сцены из греческой мифологии. На стенах часто выписывали портреты хозяев дома.
Поначалу были широко распространены черно - белые композиции с геометрическим орнаментом. Они считались очень модными в течение длительного времени.
Для выделения деталей портретов или для создания некоторых картин использовались самоцветные камни.
Существовали бригады художников - мозаистов, создававших готовые образцы мозаик. Они приходили в дома римлян с планом и уже обработанными камешками.

Статуи.

Комнаты в римских домах украшались статуями. Они были расписаны яркими красками, которые со временем облетели.
Фонтаны иногда украшались статуями морских животных.
Боги и богини были самыми частыми темами для скульптур. Популярностью пользовались также изображения животных.

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникнув, как небольшое поселение на одном из своих холмов, Рим стал крупнейшим и величественнейшим городом древнего мира. Многие императоры стремились оставить свой след в истории города, возводя все новые и новые здания, превосходящие по размерам и богатству украшений своих предшественников, хотя в нем было и множество убогих лачуг. Крупнейший город античного мира, он насчитывал свыше миллиона жителей. В зданиях археологи находят различные предметы, которыми пользовались древние римляне: орудия, утварь, украшения и игрушки.
У древних римлян было очень хорошо развито воображение и мышление. Одежда древних римлян отличалась сложностью покроя, например тога, с ее трудным способом надевания, да еще так чтобы красиво смотрелась. Также была придумана обувь, довольно красивая и самое важное - практичная для дальних походов. Уже в то далекое время люди понимали, что такое красота, а что такое простота. Они знали когда нужно применять эти стили. Это также отражалось на поведении людей. Воинам больше был свойственен простой стиль, а знатным и богатым особам красивый, изысканный.
В наше время модельеры всего мира неизбежно отталкиваются от идей древних людей.
Мода является неотделимой частью истории Рима, как величайшей империи.

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян - латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже - из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.
В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.
Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

Мужской костюм в Древнем Риме

Основой римского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума были короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.
Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников - две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
Иногда (особенно в холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.
Самой главной верхней одеждой древних римлян служила «тога» - плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани. Размер тоги был приблизительно 6 метров на 1 метр 80 сантиметров, и обычно рабы драпировали в нее своего хозяина. Для римлян тога была их отличительным признаком, и они называли себя «gens togata» - «одетые в тогу». Тога являлась символом гражданского достоинства римлянина. Если он совершал преступление, то по закону лишался права носить эту одежду. Рабы, чужеземцы и ссыльные также не имели права носить тогу. Полководец-триумфатор появлялся в затканной золотом пурпурной тоге - пикте. Позже ее заменил пурпурный плащ - «палудаментум», родоначальник мантий европейских королей.
Существовали и другие виды плащей. Римские императоры и высшая знать носили «палудаментум», который накидывался на спину и левое плечо, а на правом скалывался пряжкой. Его можно было также носить, несколько раз обмотав в виде шарфа вокруг левой руки.
Парадным плащом была также «лацерна» - прямоугольный кусок ткани, который закрывал спину и оба плеча и скалывался впереди. Лацерну делали из очень дорогой, затканной золотом и серебром ткани, и доходила она до колен.
Бедняки носили «пенулу» - шерстяной или кожаный плащ в виде полукруга, часто с пришитым капюшоном. Пенула была одеждой пастухов и путешественников. Ее часто делали из плотной шерстяной ткани с «начёсом». Римские щеголи носили пенулу из драгоценных тканей.
Штаны в обиход римлян вошли с III в. н.э. - эта деталь костюма была также заимствована ими от варваров (до войны с галлами они не носили их). Но постоянно носили их только солдаты.

Женский костюм в Древнем Риме

Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, - из легких шелковых разноцветных тканей - иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.
Длинную и довольно широкую тунику римлянки носили в качестве нижней или домашней одежды. Обычно она была шерстяной и подпоясывалась. Туники изготовляли как без рукавов, так и с длинными рукавами; рукава могли также быть разрезными, с застежками по всей длине руки.
Знатные женщины надевали поверх туники «столу» - верхнюю одежду, похожую на тунику. Она была длинной, с рукавами или без них и подпоясывалась под грудью красивым поясом. Внизу пришивалась широкая плиссированная оборка («инсиста»), расшитая золотыми блестками и жемчугом или украшенная пурпурной оторочкой. Широкой каймой украшались также воротник и проймы. На тунику без рукавов надевалась стола с рукавами (и наоборот). Стола считалась одеждой замужних женщин. Ее обязательно надевали, появляясь в общественных местах. Рабыням носить столу запрещалось.
Верхней одеждой также служил плащ - «палла», похожий на греческий гиматий. Его драпировали разными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Палла скреплялась на плечах застежками («аграфами»).
Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и поддерживая ею грудь (что предвосхитило будущие женские корсеты).

Одежда римских патрициев:

На мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус.

На женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными локонами.

Костюм римских воинов

Завоевательные походы Рима привели к тому, что одежда воинов стала более удобной и не мешала при их передвижении.
В ранний период Римской республики воины носили короткую шерстяную тунику без рукавов, а поверх нее надевали «лорик» - кожаный панцирь, покрытый металлическими пластинками. Верхней одеждой был плотный шерстяной плащ - «трабея». В эпоху Империи верхней одеждой простых воинов стал «сагум» - короткий плащ из шерстяной ткани, заимствованный римлянами от галлов. Это была настолько типичная одежда римского воина, что выражение «надеть сагум» означало: «начать войну». Кожаные или полотняные панцири покрывались тонкими металлическими или костяными пластинками в виде чешуй или перьев. Чешуйчатые панцири носили римские военачальники.
На ноги воины надевали сандалии или сапоги и металлические или кожаные поножи. Позже они стали носить шерстяные штаны ниже колен, плотно облегающие ногу. Ноги до щиколотки и выше защищались сапогами («калигами»), которые удерживались прочными ремешками.
Металлические или кожаные шлемы римских воинов были самой разнообразной формы. В императорские времена шлемы центурионов украшались посеребренным гребнем и султаном из перьев или конского волоса. Особо искусной работой отличались шлемы полководцев и императоров. А шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

Римский воин в лорике:

На мужчине - костюм воина: кожаный панцирь, шлем-кассик с гребнем из конского волоса.

На женщине - стола и пеплум, накинутый на голову, сандалии.


На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой

На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Обувь в Древнем Риме

У римлян не было привычки ходить босиком.
Свободные римляне в быту носили сандалии - «солеа». Они привязывались к ноге крест-накрест двумя ремнями. Носить солеа публично считалось неприличным. Римляне также носили полусапоги и сапоги, башмаки с ремнями и др. Отправляясь в общественные собрания, римляне надевали вместе с тогой высокие (закрывавшие ступню до лодыжек) кожаные полусапоги - «кальцеус». В отличие от греческих крепид, они полностью закрывали ногу. Высшие должностные лица (а также император во времена Империи) носили кальцеус из красной кожи, на высоких каблуках, с серебряными украшениями; сенатор - черные, со скрещенными впереди ремнями. Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.
Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.
Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.

Прически и головные уборы в Древнем Риме

Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки. Первые цирюльники появились в Риме из Сицилии в 290 г. до н.э.
Прически римлян были самыми разными: с челкой надо лбом, с гладко расчесанными или завитыми в локоны волосами. В императорские времена щеголи не только завивали свои волосы или носили парики, но и умащали их дорогими маслами, посыпали золотой пылью.
Обычая покрывать голову у римлян, как и у греков, не было. Головные уборы надевали только судьи и жрецы. Во время непогоды римляне защищали голову капюшоном, могли набрасывать на голову часть тоги. Но иногда они надевали шапки и шляпы, похожие на греческие (например, петас). Простой народ носил соломенные шляпы или кожаные шапки.
Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и очень разнообразными, а подчас и причудливыми. Они носили «греческие» прически, гладко расчесывая волосы и завязывая их узлом на затылке. Разделяли волосы на прямой пробор, заплетали их в косы, которыми обвивали голову. Завивали длинные локоны, обрамляя ими лицо, или взбивали впереди завитые волосы, гладко зачесывая остальные назад.
Типично римской женской прической была высокая прическа из локонов, укрепленных на каркасе, по форме напоминавшая русский кокошник. Часть локонов укреплялась рядами на каркасе, а остальные волосы заплетались в косу и укладывались на затылке или спускались в виде кос вдоль висков и на затылке.
Самыми модными считались белокурые и русые волосы, и римлянки пользовались различными средствами для осветления волос. Они также носили парики и накладные волосы, для чего использовались косы светловолосых германских женщин.
Головные уборы римских женщин были такими же, как и у гречанок: головные повязки, круглые шапочки, обтянутые золотыми или серебряными сеточками. Знатные патрицианки прикрепляли к головному убору тонкое покрывало в виде вуали, спускавшееся на плечи.

римские женские прически:

Украшения в Древнем Риме

Древние римляне носили венки из живых цветов. Во время пиров они возлагали на голову венки из плюща, мирта, роз и фиалок. Венками украшали головы полководцев, ораторов, жрецов, победителей спортивных состязаний, участников жертвоприношений. Знаменитых поэтов увенчивали лавровым венком (слово «лауреат» происходит от латинского названия лавра - «laurea»). Полководцу, который сумел спасти войско из опасного положения, солдаты подносили сплетенный ими самими венок из травы. Триумфатора увенчивали лавровым венком, который позже стал делаться из золота, а затем превратился в зубчатый венок, называвшийся «корона радиата».
Римлянки вплетали в волосы повязки, украшенные жемчугом, золотом, драгоценными камнями, носили золотые плетеные сетки, прикрепляя их к волосам красивыми шпильками из слоновой кости.
Мужскими украшениями были «буллы» - круглые медальоны-амулеты, охранявшие детство, которые юноши носили до гражданского совершеннолетия (до наступления 17 лет). На безымянном пальце левой руки римляне носили перстни - вначале они были железными, позже золотыми. Некоторые щеголи украшали свои руки сразу несколькими перстнями. В качестве украшений могли также служить пряжки.
Знатные римлянки отличались особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Большинство их они переняли у греческих женщин и украшали себя ювелирными изделиями тонкой работы из золота, индийского жемчуга, драгоценных камней. Они носили шейные цепочки и ожерелья, кольца и браслеты в форме свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, красивые пряжки. Нитками жемчуга украшали волосы. Золотые и серебряные серьги, которые носили римлянки, имели самую разнообразную форму. Самыми красивыми и самыми дорогими считались жемчужные, имеющие форму капель. Особой популярностью пользовались янтарные и хрустальные шары, которые римские матроны держали в руках: считалось, что они освежают руки.
Костюм знатной римлянки дополнялся очень дорогим опахалом из павлиньих перьев или зонтиком, который служил защитой от солнца или дождя.
Древние римлянки были искусны в употреблении косметики. Они заимствовали ее у греков и египтян. Римские женщины пользовались пудрой, душистыми маслами, мазями, румянами и притираниями, особыми средствами для осветления волос, для омолаживания кожи. Они научились искусству грима, употребляли различные лосьоны и помады для омоложения кожи лица, применяли свинцовые белила, зубной порошок из пемзы.
Римлянки также пользовались зеркалами, которые вначале делались из смеси олова и меди, а позже появились очень дорогие, из чистого серебра, с позолотой на оборотной стороне. Кроме ручных зеркал, у римлян были и большие стенные.
Туалетные принадлежности римлянки держали в несессерах: серебряные четырехугольные зеркала, подобно этрусским, украшенные на оборотной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки; ножницы; банки с румянами, помадами, белилами, флаконы с духами, ленты и пр.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян


Top