Психологический климат в семье и его влияние на отношения. Психологическая обстановка в полной семье

Здравствуйте, дорогие читатели! В некоторых семьях люди развиваются динамично, а в других постоянно сталкиваются с проблемами. В народе принято считать, что за атмосферу отвечает исключительно женщина. Именно в ней таятся основные причины конфликтов и это она не умеет создавать «семейный очаг». Как же далеки взгляды психологов от привычных, бытовых суждений.

Что скрывает под собой термин

Начнем, пожалуй, с определения.

Психологический климат в семье – это степень удовлетворенности обоих партнеров и их детей манерой общения, взаимодействием друг с другом и основными аспектами. Если один из супругов не доволен материальным благосостоянием, уровнем жизни или даже способом совместного времяпрепровождения, все это влияет на его интеграцию и психологический климат в целом.

От климата зависит развитие детей и взрослых, а также . Неудовлетворенность даже одного человека может служить причиной общего негативного фона.

От усилий обоих партнеров, а также их детей зависит как долго будет длиться брак, каким он будет. Какие чувства испытывают члены семьи, как они развиваются и так далее.

Классификация

Психологический климат принято делить на благоприятный и неблагоприятный. Если членов семьи можно назвать сплоченными, они стараются помогать друг другу советом и делами, поддерживать в трудных ситуациях и не только, то такая атмосфера будет считаться благоприятной.

Мама, папа и дети чувствуют себя защищенными, они гордятся, что растут вместе с другими «обитателями дома». Каждый из них испытывает за остальных: старается помогать, выполнять .

В такой семье царит любовь и . Каждый охотно делится своими проблемами и пытается решить их : без криков и агрессии, так как доверяет и не испытывает дискомфорта. Это далеко не «сказка». Некоторые люди действительно так живут. Они доверяют и знают, что их не будут необоснованно «ругать», а в любом случае поймут и постараются найти выход.

Один из важнейших показателей благоприятного климата – желание , разговаривать, делать что-то и поощрять друг друга , и поддерживать, а также улучшать самооценку.

Основой такой обстановки служит удовлетворенность супругов совместной жизнью, желание искать и умение уступать, а также взаимопонимание, уважение потребностей другого, полное доверие.

Не только взрослые, но и дети в такой атмосфере начинают чувствовать собственную значимость, конфликты с окружающим миром теряют свою актуальность, каждый стремится реализовать свои идеи, и планы.

В таких семьях даже когда кто-то испытывает эмоциональный дискомфорт, все остальные , помочь и усталость, воспрепятствовать появлению и наполнить жизнь положительными эмоциями. Это основные функции семьи в психологическом плане.

Если всего этого нет, и люди начинают испытывать дискомфорт, само существование семьи становится проблематичным. У детей и взрослых растет неудовлетворенность собой, жизнью в целом, усталости и тому же стрессу. Такой климат признанно считать неблагоприятным.

Существует два типа семей по степени неурядиц. К конфликтным относятся те, в которых превалируют негативные эмоции. Воздействие длится долго, постоянно присутствуют в жизни каждого и, как правило, касаются . Причина заключается не в конкретной проблеме, люди спорят и ссорятся, находя для этого каждый раз новый повод.

В проблемных семьях существует одна конкретная и объективная ситуация. Например, отсутствие жилья, серьезная болезнь и так далее. Они стараются сохранить общую , им требуется помощь в преодолении трудностей.

Как улучшить обстановку в доме

Создать гармоничные отношения не так просто, особенно если начинает задаваться этой целью всего один человек. И тем не менее, не стоит отчаиваться, он способен на многое. Чуть позже к нему обязательно присоединятся и другие.

Мне было бы трудно рассказать вам обо всем в одной небольшой статье, а потому я лучше посоветую вам книги. В этом случае руководство будет полным и исчерпывающим. Обрывочные знания все равно не столь полезны.

Одна из лучших книг на эту тему «7 навыков высокоэффективных семей» Стивена Кови . Этот автор многочисленных бестселлеров рассказывает о том, какие черты характера необходимо развить, чтобы добиться семейного счастья.

Еще одно интересное произведение отечественного психолога Артема Толоконина «Секреты успешных семей». Я уже не в первый раз рекомендую эту книгу своим читателям. Ее отличительная особенность заключается в том, что написана она на основе наших реалий. Российское общество не во всем похоже на иностранное, оно обладает своей спецификой, и, конечно же, развитие и жизнь у нас происходит по-своему.

Еще много полезных практик вы можете отыскать в книге еще одного отечественного психолога Ирины Гавриловой-Демпси «15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства». Откуда берется любовь мужчины, как убеждения влияют на взаимоотношения партнеров, как поступить если вы попали в и ответы многие другие вопросы.

Ну вот и все. Мне осталось лишь попрощаться и напомнить, что вы можете подписаться на рассылку, чтобы следить за выходом новых публикаций. До новых встреч.

Динара Денисова
Психологический климат в семье

Все начинается с семьи .

Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи , в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки :

1. сплочённость,

2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,

3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу ,

4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье ,

5. ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи . Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье . Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической , снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости , дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье :

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье , где уже установился или устанавливается психологический климат .

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа.

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье .

Д. С. Макаренко, «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. - писал он. - Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;

Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Что делает это учение обширным и разносторонним, зависящим от множества факторов, взаимодействия участников и их характеристик как отдельных личностей.

Так же понятие семьи в психологии часто выступает как малая группа, или самоорганизующаяся система, в формировании и развитии которой особую роль играет психологический климат. И главной задачей всех участников играющих свою роль в семейных отношениях определить, как можно прогнозировать психологический климат в семье, и контролировать его влияние.

Что такое психологический климат?

Для начала рассмотрим, что такое психологический климат в семье, и почему он так важен.

Четкого научного определения понятию психологического климата, как такового не существует. В литературе при описании этого явления часто используются еще такие синонимы как «психологическая атмосфера», «эмоциональный климат» и прочее. Таким образом, можно сделать вывод, что это в своем роде характеристика, отражающая удовлетворенность всех членов семьи, а в особенности супругов общими аспектами жизнедеятельности. Проще говоря, это некий индикатор уровня счастья и благополучия семьи. Определение такого уровня и поддержание его на оптимальном уровне необходимо для полноценного развития, как супругов, так и их детей. Так как, психологический климат понятие не устойчивое, и его нельзя закрепить, то определяется система прогнозирования общего эмоционального состояния, и выделены определенные действия для его систематического поддержания.

Благоприятный психологический климат способствует снятию напряжения, регулированию остроты конфликтных ситуаций, созданию гармонии и развитию чувства собственной социальной значимости. При этом все эти факторы будут касаться не только семьи как обобщенной единицы, но и каждого ее участника отдельно. Вступая в брак, молодые супруги должны иметь определенный психологический настрой, готовность идти на компромисс и уступки, развивать в себе доверие, уважение и взаимопонимание по отношению друг к другу. Только в таком случае, можно говорить, о возможности хорошего психо-эмоционального состояния новой ячейки общества.

Создание психологического климата.

Как говорилось выше, психологический климат семьи – понятие не постоянное, не имеющее стабильной основы и требующее постоянной работы. В создании эмоционального состояния обязаны принимать участие все члены семьи, только в этом случае, возможен полноценный успешный результат. От степени стараний и желания в первую очередь супругов, будет напрямую зависеть длительность брака, его эффективность, и благополучие. По сравнению с прошлым тысячелетием, современные молодожены больше подвержены действию собственных эмоциональных факторов, нежели сложившимся устоям института брака, что так же отражается на стойкости семейных отношений и эмоциональном фоне в семье. Поэтому, можно смело заявить, что первым фактором, отвечающим за оптимальный психологический климат в семье, будет эмоциональный контакт. Так же на создание положительного или отрицательного психологического климата в семье будет влиять совокупность настроения всех членов семьи, их общий настрой, наличие душевных переживаний или волнений, наличие или отсутствие работы, материального достатка, отношения к занимаемой должности или выполняемой работе, а так же порядок построения отношений между супругами, а затем, между родителями и детьми. Только после оценки всех этих факторов можно говорить о стабильности или нестабильности климата в семье, и прогнозировать психологический климат на дальнейшее время.

Прогнозирование психологического климата.

Процесс прогнозирования психологического климата в семье является ничем другим, как обычным анализом, общего эмоционального состояния семьи, с учетом уровня семейной коммуникации и общего настроя.

Таким образом, определение, как можно спрогнозировать психологический климат в семье, сводится к обычному наблюдению, с вынесением определенных выводов. Таким образом, после выведения результата эмоциональный климат семьи можно прогнозировать как благоприятный и неблагоприятный.

Для прогнозирования благоприятного психологического климата необходимо наличие таких признаков: чувство защищенности, доброжелательность, умеренная требовательность, возможность всестороннего развития, сплоченность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность, гордость за семью. Таким образом, как результат, получаем надежную крепкую семью, в которой царит атмосфера любви и уважения, присутствует готовность помочь, желание проводить время вместе и общаться.

Но возможет и другой исход, когда для семьи, прогнозируется понижение уровня психологического климата до неблагоприятного. Основными признаками такого состояния семьи являются: тревожность, отчуждение, дискомфорт, эмоциональное напряжение, страх, стресс, необщительность и другие. В таком случае при длительном стабильно негативном положении в семье, прогнозируется неблагоприятный климат, который в дальнейшем приведет к дефициту положительных эмоций, развитию ссор, депрессий, постоянной психологической напряженности и негативно скажется на общем состоянии здоровья семьи, не только моральном, но и физическом.

При нарушениях психологического здоровья семьи, негативные последствия сказываются на каждом из ее участников. Изменить психологический климат, возможно только при стремлении всех членов семьи к достижению поставленной цели, а именно к урегулированию общего эмоционального состояния.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Часто, к сожалению, встречаются семьи, где нет сплоченности и дружелюбности. Все начинается с отсутствия полноценного общения между супругами и детьми. Коммуникативная сфера имеет большое значение для развития и сплочения семьи. Негативный психологический климат формируется не обязательно в социально неблагополучной семье, то есть неполной семьи, или такой, где есть наркоманы, алкоголики, или психически больные люди. Бывает так, что семья обеспечена материально, каждый из членов занимается учебой или работой, развиваются дети, и живут здоровым образом родители, но общения и понимания нет. Тогда стоит обратить внимание на то, что стало причиной отчуждения. Возможно, это несовместимость мужчины и женщины в браке, нежеланность детей, отсутствие общих целей и планов на будущее. Дети в таких семья растут отстраненными, или же, наоборот, слишком избалованными, если родители откупаются от необходимости общаться с ними подарками и деньгами. Каждую семью можно рассматривать, как нечто целое, у чего есть свой тип характера. От того, какой тип отношений установился между родителями, зависит развитие личности подростка в семье. Каждый тип отношений в семье является предпосылкой для определенного типа воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Для неблагоприятного климата в семье могут быть выделены 3 тактики воспитания в семье и отвечающие им 3 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство». Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. В такой семье есть определенные лица, считающие свое мнение непрекословным и всегда правильным. Зачастую это либо один из родителей, либо оба, и они подавляют волю более слабого члена семьи, то есть ребенка. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение и угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и свои возможности, все это - гарантия неудачного формирования личности. Вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем. Став взрослым, либо сам весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным. Опека в семье - система отношений, при которой родители удовлетворяют все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки подростка к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудности в общении. У ребенка формируется инфантильно-потребительское отношение к миру, он болезненно реагирует на любые требования и ограничения. Возникает задержка развития навыков, как следствие снижение интеллектуального и физического развития. Существует также противоположное понятие - гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Подростки могут делать все, что им вздумается. В результате они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителем. Такая система межличностных отношений имеет место быть как в неблагополучных семьях, где родители пьют или ведут аморальный образ жизни, так и в семье с высоким уровнем достатка, где родители заняты своими делами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на становление личности подростка, его характера, самооценки и других психологических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общение и многие другие. Родители должны с пониманием относиться к различным и разнообразным проявлениям личности ребенка, должны обладать способностью, воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть. Это дает шанс детям найти приемлемые неконкурентные позиции по отношению друг к другу, сохраняет эмоциональный контакт между родителями и детьми. В воспитание подростка эффективнее не прямая манипуляция путем жестких ограничений, а вера в саморазвивающуюся силу ребенка, развитие его самостоятельности.

Вывод по 1 главе:

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что семейное воспитание по силе и действенности несравнимо ни с каким, даже квалифицированным, воспитанием в детском саду или в школе. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Создание нравственных духовных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат – это основа успешного становления личности. Определением устойчивости внутрисемейных отношений является психологический климат в семье, который оказывает решительное влияние на развитие и формирование личности ребенка. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.Психологическое развитие подростков характеризуется тем, что фактически весь этот период сопровождается кризисом. Ее предпосылкой является разрушение старой структуры личности, внутреннего мира, системы переживаний ребенка, которые были сформированы до этого возраста. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на его характер, самооценку и других психологические качества личности.Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с подростками на равных, где каждый может обратиться с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. В семьях, где типами воспитания являются диктат, опека или «невмешательства» у подростков могут возникать различные проблемы: состояние тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общение и многие другие.Родители должны с пониманием относиться к различным и разнообразным проявлениям личности ребенка, должны обладать способностью, воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть.

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон) .

Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Д.В. Винникотт выделяет две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплочённость, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом .

Благоприятная домашняя обстановка положительно сказывается на отношениях с друзьями, одноклассниками, формирует у ребёнка чувство коллективизма. Неблагоприятный же психологический климат в семье определяется в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. При этом дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения - в школе, неформальных объединениях, а впоследствии и в трудовых коллективах.

Необходимо отметить, что одним из факторов формирования психологического климата семьи является характер. Устойчивость, стабильность черт характера дает нам возможность предположить, как человек будет вести себя в определенной ситуации, его реакции на житейские трудности и т.п.

Другой важный фактор психологического климата в семье - супружеская совместимость, которая является одним из наиболее сложных феноменов семейно-брачных отношений людей. Степень этой совместимости определяет не только ее психологический климат, но и стабильность семьи, ее социальную эффективность в плане выполнения важнейшей функции - репродуктивной и воспитательной, а также психотерапевтической .

Особенность родительско-детских отношений в семье состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, следовательно, формируют определенный психологический климат в семье. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Эти отношения включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - стремление к защите и безопасности. Одна тенденция побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя правильно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.

Существует многообразие типов психологического климата в семье каждый из которых характеризует внутрисемейные отношения, составляющими которых являются и родительско-детские отношения, отражающие содержание семейных ценностей и следовательно воспитательный потенциал семьи.

В.М. Соколов выделяет следующие типы психологического климата в семье:

1) устойчивый отрицательный психологический климат семьи является противоположностью положительного климата. Обычно данный вид психологического климата свидетельствует о проблемах внутри семьи. Негативный климат характеризуется отсутствием преданности семьи со стороны супругов, низкой степенью взаимной поддержки, недостаточной заботой о благе каждого ее члена. При отрицательном психологическом климате семьи можно наблюдать негативное отношение между супругами, в том числе к детям, раздражительность, подозрительность, такой семье постоянно вспыхивают мелкие ссоры, которые зачастую вырастают в крупные затяжные конфликты;

2) неустойчивый, переменный психологический климат в семье проявляется в недостаточно доброжелательном отношении супругов друг к другу. Часто атрибутами переменного психологического климата являются и мелкие ссоры, невнимательное отношение друг к другу, «формальные» или «дежурные» улыбки, шутки и даже смех.

3) неопределенный психологический климат, проявляется в семьях, где супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение. Это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях . Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным;

4) устойчивый положительный психологический климат. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью , уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи .

Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Конечно, климат в семье может меняться. Многое меняется по мере того, как дети подрастают. Как в природе меняется погода, так меняется и семейная атмосфера - один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может разразиться и гроза. Существование определенного климата, характерного для той или иной семьи, составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Список литературы:

  1. Винникотт, Д.В. Разговор с родителями /Д.В. Винникотт. - М.: ДиК, 2012. – 296 с.
  2. Кларина, Л.М. Развитие дошкольника в детском саду и дома /Л.М. Кларина. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 183 с.
  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание http://www.pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-23.shtml

  4. Соколов, В.М. Нравственное развитие дошкольника / В.М. Соколов. - М.: Сфера, 2005. – 385 с.

Top