Кризис трехлеток в чем выражается. Как справиться с кризисом трех лет у ребенка

Кризис трех лет пугает или, по крайней мере, приводит в замешательство многих родителей. Трехлетний малыш может превратиться в ноющего монстра, который ничего не хочет и все делает наперекор. В какой-то момент взрослым начинает казаться, что ребенок испытывает на прочность их нервную систему и проверяет лимит терпения. Его надо срочно перевоспитывать и наставить на путь истинный! Старшее поколение, наши дорогие бабушки и дедушки, и вовсе могут застращать родителей. Они грозно предупреждают их, что, упустив ребенка сейчас, потом придется горько сожалеть.

Что же такое на самом деле этот “ужасный” кризис 3 лет?

В психологии кризис трех лет – это один из пяти возрастных детских кризисов. С первым родители сталкиваются на 4-6 неделе жизни малыша, потом в 1-2 год, 3-4, 6-8 и 12-14 лет. Так как все дети развиваются по разному, то временные рамки несколько условны, а сам кризис ярко себя проявляет на протяжении лишь нескольких месяцев.

Например, кризис 3 лет может начаться и в 2,5 лет, и в 3,5. Все зависит от характера и темперамента ребенка и условий, в которых он растет.

Часто именно кризис трех лет проявляет себя очень ярко и бурно, поэтому не удивительно, что родители поголовно жалуются на “несносных трехлеток”. Взрослые ждут от подросшего малыша послушания и усидчивости, а он отказывается делать даже то, что ему всегда нравилось.

Кризис 3 лет: признаки и особенности

Когда ребенку исполняется три года, то начинается новая фаза в его развитии. Психологи называют его возрастом строптивости. Родители же могут узнать этот возрастной кризис по целому ряду симптомов:

  • ребенок делает наоборот тому, что от него требуют;
  • проявляет чудеса упрямства и не отказывается от своего “нет” даже, если ему очень хочется согласиться;
  • хочет все делать сам и отказывается от помощи, вплоть до истерики;
  • малыш может стать грубым и драчливым;
  • не признает слово “нельзя”;
  • у ребенка резко меняются вкусы и настроение;
  • хочет, чтобы делали только так, как хочет он.

Все эти признаки – не знак дурного воспитания или родительских ошибок. Через этот этап проходят все дети. Просто у одних дошкольников он проходит более бурно, другие же переживают его менее болезненно.

Кризис 3 лет: сколько длится

Кризис – явление временное, но начинается и длится он очень индивидуально. Кто-то из детей переживает его в 2,5, кто-то – в 4 года. Обычно острый период истерик и негативизма длится несколько месяцев. Действия и отношения родителей к ребенку оказывают большое влияние на продолжительность кризиса.

Но самое главное – это не то, сколько длится кризис 3 лет. Намного важнее, как он может повлиять на детско-родительские отношения.

Причины кризиса 3 лет

Психолог Л.Выготский говорит о том, что дети в этом возрасте начинают осознавать свое “я”, ищут свое место в семье, отсюда и проверка родителей на прочность и границ дозволенного. Он так описывает кризис трех лет:

“Это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих ребенка людей – изменяются отношения и к этим людям, и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых”.

Главная причина трехлетнего кризиса – это переход на новый уровень сознания. В первые два года своей жизни малыш не отделял себя от мамы, но теперь он начал осознавать себя, как личность. И, как любая личность, ребенок начинает отстаивать свои границы и собственное мнение. Трехлетний ребенок делает это так, как умеет: плачет, капризничает, грубит, дерзит, сопротивляется.

Ребенок, обнаружив, что он с родителями – не одно целое, постепенно приходит к мысли, что он многое умеет и обладает собственными желаниями. Но что со всем этим делать он не знает и без помощи родителей справиться не может.

Здесь родителям и другим близким важно знать не только о признаках кризиса трех лет, но и его положительные стороны. Это дает ответ на вопрос, почему все это происходит с моим ребенком и что нам делать.

Кризис 3 лет – ступень в развитии ребенка, которая нужна ему для того, чтобы:

  • осознать свое “Я” и место в семье (я – ребенок, мама и папа – главные, они защищают и любят);
  • научиться быть самостоятельным;
  • попробовать свои силы в чем-то новом;
  • развивать свою волю.

Суть этого периода истерик и постоянных “не хочу” – развитие самостоятельности и упорства в достижении цели. Все то, что взрослые требуют от подростка, закладывается именно в период 3-4 года.

Как видите, маленький бунтарь переживает важный возрастной период и очень нуждается в родительском понимании. Он учится жить в мире, где не все хотят того же, чего и он.

К сожалению, часто родители видят кризис только с негативной стороны. Они уверены, что ребенок делает назло, специально, чтобы насолить и вывести их из себя. В таких семьях начинается настоящая война, где ребенок неосознанно объявляется врагом. На него могут кричать, обвинять, угрожать, применять физические наказания и всячески пытаются перевоспитать, вопрошая, куда же подевался их послушный малыш.

В таком случае кризис становится причиной ухудшения отношений между ребенком и родителем и мало способствует развитию ребенка. Известный психолог Людмила Петрановская говорит о том, что кризис трех лет испытывает на прочность не только родительское терпение, но и привязанность:

“С каждым ударом и окриком происходит девальвация привязанности. Одна из нитей в канате рвется. От образа родителя, как источника защиты и заботы, отваливается небольшой кусочек. У привязанности большой запас прочности, за один раз ничего не случится. И за пять. И за десять. А за сколько случится – никто не знает. Никто не может посчитать, сколько раз именно вашему ребенку хватит таких вот случаев, когда ради сиюминутного послушания вы вышли из роли того, кто защищает и заботится, и стали бить, орать, угрожать, оставлять. Сколько повторений нужно именно ему, чтобы утратить чувство защищенности рядом с вами, доверие к вам, чтобы продолжать сохранять привязанность и естественное послушание. Можно заставить телевизор ударом кулака прямо сейчас заработать лучше. Но починить – нельзя. И каждый удар приближает тот момент, когда от сложного прибора останется бесполезная куча деталей”.

В этом видео Людмила Петрановская рассказывает, как выстоять родителям в это непростой период

Так, что же делать, чтобы пережить кризис трех лет и помочь ребенку? Не потакать же во всем ему?

Действительно, родительская модель поведения, где взрослые делают все, чтобы ребенок не плакал или с раздражением говорят “На бери, только отстань!”, тоже не лучший вариант. Родитель, прежде всего, должен оставаться заботливым и любящим взрослым, который играет главную роль в отношениях “родитель-ребенок”. Но это вовсе не исключает гибкости и сочувствия в конфликтных ситуациях.

Если же у родителей никак не получается найти компромисс с малышом, не хватает терпения справиться с детскими истериками, то лучше обратиться к психологу, который подскажет выход из сложившейся ситуации.

11 советов, которые помогут пережить период строптивости и негативизма

  1. Уважайте право ребенка на самостоятельность и выбор. Ему действительно важно попробовать делать что-то самому. Если это не несет угрозы для жизни ребенка и здоровью других, позвольте ему решать, что одеть, во что играть или что есть на завтрак.
  2. Сохраняйте спокойствие во время конфликтов. Помните, что вы – взрослый, а перед вами всего лишь ребенок, который нуждается в вашем сочувствии и любви. Существуют разные способы снизить накал страстей во время истерики (отвлечь внимание или переждать), но не требуйте от ребенка немедленно все прекратить и снова превратиться в улыбающегося малыша. Позвольте ему пережить свое горе и посочувствуйте ему, если ваше “нельзя” – железное правило.
  3. В семье придерживайтесь единой тактики воспитания, чтобы ребенок не учился манипулировать.
  4. Не ругайте ребенка за ошибки. Помогите ему их исправить. Невозможно чему-то научиться, если все сразу делать правильно. Ошибки – часть взросления.
  5. Не наказывайте ребенка своей холодностью и лишением любви. Для трехлетнего малыша – это непосильный груз. Дети всегда должны быть уверены, что родители будут их любить, несмотря ни на что.
  6. Не читайте ребенку нотаций и не пытайтесь научить правилам поведения, когда ребенок в истерике или расстроен. Дождитесь, когда накал страстей спадет и в спокойной обстановке поговорите о том, что можно было сделать в той ситуации (или как правильно поступить).
  7. Откажитесь от физических мер наказаний. Проведено множество исследований , который говорят об их вреде для детской психики. Доказано, что они ничему не учат и разрушают доверие ребенка к родителям. Вспомните, наконец, что сильные не бьют слабых.
  8. Не бойтесь извиняться перед ребенком. Родитель вовсе не обязан быть идеальным, а сохранять всегда умиротворение и спокойствие, когда ребенок вопит и требует свое – из области фантастики. Но он может прийти к ребенку и попросить прощение за то, что был не прав (а такое бывает очень часто) или вышел из себя. Так взрослые показывают, что с их отношениями с ребенком все впорядке, и они тоже могут ошибаться и признавать свою вину. Помните, что ребенок берет пример с родителей.
  9. Будьте гибкими. Конечно, у ребенка должны быть правила, которые нельзя нарушать. Но в остальных случаях, иногда могут быть и исключения, когда у малыша может быть свободы действий.
  10. Помните, что в возрасте 3-4 лет ребенку важно общение со сверстниками. Помогите ему научиться дружить и решать конфликты с другими детьми.
  11. Позвольте ребенку напитаться вашей любовью: играйте, обнимайтесь, шутите, устраивайте совместный выходные, говорите ему о своей любви.

Кризис трех лет – непростой период для всей семьи. Ребенок начинает отделяться от родителей и делает первые шаги в самостоятельности. Эта программа заложена в нем природой, поэтому малыш хотя и боится, но бунтует и отстаивает себя. От того, как родители будут реагировать на протесты и конфликты, будет зависеть, насколько остро будет ребенок переживать этот кризис и чему он сможет научиться.

Вот и остались позади бессонные ночи, бесконечные укачивания и тревоги по поводу здоровья малыша. К великому счастью он самостоятельно кушает, ходит, бегает и уже задает массу вопросов. Смешные истории, высказывания детей родители незамедлительно стараются запечатлеть. Веселые прогулки по парку, посиделки в кафе или краткосрочные экскурсии – это все могут позволить себе родители детей трех лет.

Кризис 3-х лет может наступить и 2,5 и в 3,5 года

Но наступает другой этап, не менее сложный – период детского кризиса 3 лет и как вести себя родителям сейчас, чтобы как можно быстрее пережить эти испытания?

Даже самый покладистый и радушный ребенок может превратиться в вечно недовольное, упрямое и ноющее создание. Всему виной – кризис! Малыш вдруг отказывается выполнять просьбы или наказы родителей, вести себя неподобающе, бросаться на пол, впадать в истерику и требовать, чтобы все подчинились его требованиям. Чем не террорист? Порой даже самые терпеливые родители опускают руки и в панике выполняют все капризы, лишь бы их чадо не плакало.


Ребенок всем недоволен и постоянно плачет

К счастью, детский кризис трех лет – это проходящее явление, особенно если подойти к этому вопросу грамотно и разобраться, каковы причины, вызывающие такое неадекватное поведение ребенка.

Подготовившись к нему заранее, родители не только смогут вытерпеть все капризы малыша с минимальными психическими потерями для себя, но и помогут ребенку преодолеть эти сложности. На самом деле данный кризис происходит не из-за излишнего упрямства ребенка, он связан с непониманием и незнанием, как вести себя в неизведанных жизненных условиях, как приспособиться к этому новому этапу?

Каковы же симптомы, как меняется поведение детей 3 лет?

Симптомы, характеризующие кризис, проявляются у многих детей дошкольного возраста. Излишнее упрямство, отрицание всего – вот свидетельство начала этого сложного этапа. Кризис не посещает ребенка в четко обозначенные сроки, приступы могут начаться и задолго до трехлетнего возраста или же по истечении его, перед началом школьного периода. Все зависит от личных особенностей развития ребенка.


Что такое кризис

О начале кризиса трех лет свидетельствует следующее поведение:

  • ребенок становится истеричным, даже без особой причины;
  • совместные посещения магазинов становятся несносными, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катаниями по полу;
  • постоянно пытается перейти границу дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятия «нельзя» для него не существует;
  • на прогулке может убежать в противоположное направление движения и спрятаться;
  • отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;
  • пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;
  • попытки поговорить с ребенком не заканчиваются положительным результатом, он в любом случае все делает по-своему.

Каковы причины такого поведения?

В возрасте 3 лет ребенком осознается то, что он является самостоятельной личностью. Постепенно личное «я» отделяется от родительской опеки.


Кризис 3 года — ребенок не хочет ничего слушать

Свои желания нужно отстаивать ради удовлетворения детских потребностей. Чаще всего поведение ребенка – демонстративно, он у всех на виду может устроить истерику из-за пустяковой причины или вовсе без нее. Такое тираническое поведение вызывает у родителей немало беспокойства. В некоторых случаях оно переходит в раздражение или рукоприкладство. Однако, не нужно забывать, что такое поведение вовсе не направлено на то, чтобы специально огорчить взрослых, досадить им. Ребенку просто не знакомы другие модели поведения для того, чтобы самоутвердиться и доказать всем, что он также является личностью со своим характером и желаниями.


Кризис 3 года — перечень симптомов

Как вести себя родителям?

Советы родителям помогут преодолеть все негативные проявления этого периода, научат, как правильно вести себя с ребенком трех лет.

Соблюдение правильного баланса

Критический трехлетний кризис – это пора, когда родителям нужно научиться соблюдать правильный баланс. Не следует ребенка переделывать, «ломать» его психику, подстраивая под свои нужды. Угнетая малыша наказаниями или нравоучениями, оскорблениями, мы загоняем проблему еще дальше, а не позволяем ей разрешиться. Целесообразнее переключить внимание ребенка на что-нибудь другое во время истерики. Если не получается отвлечь его, лучше переждать. Затем, в спокойной обстановке нужно обговорить с ним проблему, объяснить, что такое поведение очень огорчает папу и маму, и в обществе так вести себя недопустимо.


Истерика ребенка — самое частое проявление кризиса 3-х лет

Предоставление выбора

Желание самостоятельно решать и выбирать – вот, что овладевает ребенком в период кризиса трех лет.

Советы родителям помогут быстро и эффективно устранить все негативные проявления поведения малыша. Ведь не сложно во время прогулки спросить совета у малыша: «Куда мы пойдем сначала – на горки или качели?» Или разрешить ему самостоятельно решить, что кушать на завтрак: кашу или бутерброд. Так он будет чувствовать себя полноценным членом семьи со своими желаниями и потребностями.

Игра на противоречии – это искусный маневр родителей, которым лучше пользоваться в крайних случаях. Например, если ребенок неохотно собирается в детский сад, ноет, можно заявить, что сегодня он не идет туда. Тогда ребенок из упрямства скажет: «Нет, пойду!» Подчеркнув, что сегодня выполняете его просьбу, скажите, что в другой раз придет и его черед выполнить вашу.


Главный посыл кризиса 3-х лет: я сам

Принятие своего «я»

И в этом должны ребенку помочь родители. Главное, не переходить на оскорбления и унижение достоинства малыша. Критиковать нужно поведение ребенка, а не его лично. При всех временных трудностях, малыш должен чувствовать заботу и любовь взрослых. Лучше подчеркивать это при каждом удобном случае. Хвалить ребенка нужно, особенно если он выполнил поручение или его поведение в течение дня было удовлетворительным.

Помощь специалистов

В крайнем случае, когда воспитатели и родители не в силах справиться с последствиями кризиса 3 лет у детей, как вести себя – подскажут психологи. Обратившись к помощи специалистов, можно найти верное решение в той или иной ситуации. Многие практикующие психологи имеют большой опыт в этой сфере, они всегда окажут помощь, дадут правильные советы, как преодолеть трудности, сопутствующие этому периоду.


Негативизм детей 3-х лет — одно из проявлений кризиса

В любом случае, родителям пригодится огромное терпение, спокойствие и позитивный настрой.

Сколько времени длится кризис трех лет?

Длительность этого периода индивидуальна для каждого ребенка и во многом зависит от реакции родителей на детское поведение.

Некоторые дети довольно быстро проходят через все трудности этапа, другие долго мучаются, пытаясь доказать окружающим свою самостоятельность.

В любом случае, кризис 3 лет считается отправной точкой формирования личности, поэтому предлагаемые советы и основанное на них правильное поведение взрослых, помогут эффективно справиться со всеми трудностями, преодолеть эти сложные времена.

Кризис трёх лет – один из сложных и значимых периодов в жизни человека. Его можно считать начальной точкой формирования личности. Это кризис социальных отношений, поскольку он затрагивает не только развитие самого ребёнка, но и знаменует перехода на новый этап взаимоотношений с окружающими. Поэтому в этот период нелегко приходится всем – и самому малышу, и его родителям.

Послушный и спокойный ребёнок внезапно превращается в неуправляемого и яростного противника всех прежних установок. Любимый малыш проверяет на прочность нервную систему родителей, устраивает их терпению и любви настоящие испытания. Такое поведение сводит взрослых с ума, они в растерянности и не знают, как дальше быть.

Однако близким важно понимать, что их малышу сейчас тоже не легко.

Негатив, упрямство – не просто желание досадить родителям. Это выражение «Я» ребёнка, его автономии. В этом возрасте дети пока не могут управлять своими эмоциями в силу физиологических особенностей организма, не умеют конструктивно выражать чувства.

Пример отношения к ситуации должен показать взрослый, находящийся рядом. Но порой непросвещённые родители и сами не понимают, что делать, и выбирают такие методы воспитания, которые только обостряют ситуацию. Разобравшись в причинах конфликтного поведения ребёнка и выстроив правильную тактику общения с ним, взрослые смогут значительно сгладить все негативные проявления кризиса.

Причины кризиса 3 лет

На этом возрастном этапе своим поведением ребёнок пытается отделить свое «я» от родительского. Малыш уже может понять различие между «я должен» и «я хочу». Однако ему еще предстоит научиться соотносить «хочу» с «должен» и «нельзя». У ребенка происходит столкновение потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого. Нарастает противоречие между «хочу» и «могу». В этих противоречиях кроется причина кризиса трёх лет.

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

1. Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

2. Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

3. Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

4. Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

5. Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

6. Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

7. Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом. Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей.

Кризис трёх лет относится к числу острых. И это видно по его яркой симптоматике, которая сопровождает этот этап в развитии у подавляющего большинства детей.

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Новообразования кризиса

Психологи утверждают, что за каждым негативным симптомом, скрыто положительное содержание. И действительно, положительными личностными приобретениями можно считать становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие волевых качеств, познавательной активности, установление новых взаимоотношений с окружающими.

Главное новообразование кризиса – появление «системы Я».

У ребёнка появляется позиция «Я сам!», чувства «Я хочу», «Я могу», «Я должен». В этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я». До этого ребёнок говорил о себе в третьем лице («Тёма играет», «Тёма идёт»).

Появление «системы Я» стимулирует возникновение стремления быть хорошим. Ребёнок хочет действовать так, как сам захочет, но в то же время он стремится соответствовать требованиям значимых взрослых. Это ведёт к развитию воли, чувства ответственности. В этот период велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей. Нельзя проявлять безразличие или считать пустяком даже самые маленькие достижения ребёнка. Это в глазах взрослого человека приобретение умения надеть шапку, построить башню из конструктора является мелочью. Для малыша это важнейшее событие – он это сделал САМ! Похвалить ребёнка, подчеркнуть его самостоятельность – значит вселить уверенность в своих силах.

Как пережить кризис трёх лет

Несмотря на внешнюю негативную окраску кризисного состояния, бояться его не стоит. Кризис – это закономерное явление в развитии психики человека. Однако то, как он будет протекать, сколько продлится и каким ребёнок из него выйдет, зависит от поведения родителей в отношении детей. Чаще всего яркое проявление симптомов кризиса трёх лет имеет место там, где взрослые просто не заметили, что ребёнок вырос и вовремя не изменили свой подход к воспитанию.

Проявлять терпение и любовь во взаимоотношениях с ребёнком

Терпение для родителей – самое важное качество. Быть терпеливым – это значит реагировать на все действия ребёнка без срывов и раздражения, сохранять спокойствие и уверенность в своих действиях. Раздражаясь, взрослые лишь научат малыша тому, что выходить из себя – это вполне нормально. Терпение родителей поможет ребёнку обрести уверенность в собственных силах.

Быть терпеливым – значит быть любящим родителем. Малышу жизненно важно знать и чувствовать, что его любят. Взрослые должны быть готовы принять ребёнка в любом его состоянии и вселить в него уверенность в том, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Всегда нужно оценивать совершённый поступок, но не самого ребёнка. Если он выполнил всё, о чём его попросил взрослый, необходимо похвалить малыша за старания. При этом подчеркнуть, что он послушный и у него всё отлично получается. Когда ребёнок чувствует, что его понимают и принимают, тогда ему легче справиться с трудностями, и порой он отступает от своих требований.

Избегать авторитарного стиля воспитания и гиперопеки

Между ограничениями и вседозволенностью необходимо соблюдать баланс. Слишком жёсткое и строгое воспитание ломает ребёнка, подавляет его активность и самостоятельность. Психологи считают, что такой стиль воспитания является небезопасным для детей. Чрезмерные ограничения независимости ребёнка, постоянные наказания и высмеивания попыток самостоятельности могут привести к безинициативности, потере интереса к познанию, отставанию в развитии волевых качеств. Кроме того, высокая авторитарность в отношениях с детьми препятствует формированию адекватной самооценки ребёнка.

Гипреопека также опасна для детей, как и авторитарность. Из-за своей тревоги за малыша, родители значительно ограничивают свободу действий ребёнка, и тем самым не дают ему полноценно развиваться. Пассивность, неуверенность в себе, неумение принимать решения самостоятельно и находить выход из сложной ситуации – последствия чрезмерной опеки человека в детстве. Кроме того, дети очень чувствую родительскую тревожность, которая, в конечном счёте, переходит к ребёнку и проявляется в виде различных страхов.

В семьях, где центром всего является ребёнок, часто наблюдаются острые конфликты в детско-родительских взаимоотношениях и симптомы кризиса выражены наиболее ярко. Там, где родители предоставляют детям достаточно свободы для деятельности, не душат их излишней заботой или наказаниями, ребёнку нет необходимости воевать с ними. Предоставить на данном возрастном этапе возможность действовать самостоятельно – значит поддержать его новое представление о себе как о самодостаточной личности.

Придерживаться единой воспитательной позиции

Все взрослые, которые участвуют в воспитании ребёнка, должны выдвигать одинаковые требования. Не должно быть такого, что мама что-то запрещает, а бабушка это разрешает. Также важна и последовательность в требованиях. Если какое-то действие запрещено, то пусть оно будет под запретом всегда – и сегодня, и завтра. Последовательность и согласованность в требованиях поможет ребёнку легче приспособиться к новым правилам и соблюдать их. В противном случае малыш запутается в разрешениях и запретах, что неизбежно приведёт к возникновению конфликтов.

Нужно настроиться на то, что малышу придётся неоднократно объяснять, почему и для чего существует то или иное правило.

Здесь родителям придётся проявить выдержку и продемонстрировать спокойную уверенность в своём поведении. С ребёнком нужно разговаривать на равных, не повышая голос. Важно помнить, что требования должны соответствовать возрастным особенностям малыша. Порой ожидания родителей, связанные с поведением ребёнка, могут кардинально расходиться с тем, на что он способен в данный период жизни.

Считаться с мнение ребёнка

Ребёнок взрослеет, у него появляется своё мнение, желания и интересы. Чтобы малыш рос самодостаточной личностью, ему нужно в определенный момент отделить «своё» от «родительского». Поэтому необходимо уважать стремление ребёнка действовать по своему усмотрению, иметь собственное мнение и держать слово. Не нужно пытаться «сломить» волю малыша и настаивать на своем в любой ситуации. Иногда можно уступить ребёнку и разрешить ему самому принять решение. Таким образом он получит важный опыт отстаивания своих интересов.

Чтобы конфликты не разгорались по любому поводу, ребёнок должен чувствовать, что взрослые общаются с ним на равных. Ему нужно предоставит право выбора. Конечно, выбор малыша не всегда может устроить взрослого, тем более, если это касается его безопасности. Тогда родителям можно пойти на маленькую хитрость и создать ситуацию ложного выбора. Например, на улице ветреная погода, а ребёнок не хочет надевать шапку. Маме нужно подойти к нему с вопросом: «Ты какую шапку хочешь надеть – синюю или зелёную?». В этой ситуации важно, чтобы малыш всё-таки надел шапку и не важно, какого она будет цвета. В то же время, мама интересуется и мнением ребёнка при выполнении правила. Этот метод применим практически во всех сферах деятельности. Можно интересоваться мнением ребёнка при выборе пути в магазин, что приготовить на обед, какую ему купить футболку. И пусть это мелочи, но для малыша очень важно, что взрослые интересуются его мнением.

Выходом из конфликтной ситуации может стать поиск компромиссного решения, когда учитываются интересы и взрослого, и ребёнка. Например, можно предложить ему посмотреть одну серию мультфильма и пойти на прогулку, а по возвращению домой досмотреть понравившийся сериал. Так ребёнок будет понимать, что конфликт можно разрешить мирно, без истерик.

Поддержать инициативу ребёнка, стремление к самостоятельности и независимости

Предоставить на данном возрастном этапе возможность действовать самостоятельно – значит поддержать его новое представление о себе как о самодостаточной личности. В этот период необходима перестройка отношений с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Всё, что ребёнку по силам и не нанесёт вреда, пусть выполняет самостоятельно. Там, где он пока не справляется сам, можно предложить помощь, но не делать всё за него, а показать, обучить. Нельзя насмехаться над неудачей малыша и говорить, слова типа «Я же говорила, что ничего из этого не получится». Так ребёнок будет чувствовать себя сломленным и потеряет интерес учиться новому. С каждым днём у малыша будет расширяться круг его умений и дел, с которыми он самостоятельно может справиться. Это будет способствовать развитию уверенности в себе. При этом нужно подчёркивать его самостоятельность. Детям это очень нравиться. Они воодушевляются к новым действиям.

Некоторое недовольство ребёнка в этот период – важная часть процесса становления личности. Если ребёнок упрямится и не хочет заниматься тем, что ему предлагают родители, следует оставить попытки увлечь ребёнка какой-то деятельностью. Пусть он побудет один и займётся тем, чем хочет. Скоро малышу станет скучно, и он придёт к родителям. Тогда ему можно будет предложить всё то, от чего он отказывался раньше. Делать это нужно ненавязчиво, без излишнего энтузиазма, как бы невзначай, чтобы не спровоцировать отказ ребёнка снова.

Использовать сюжетно-ролевую игру как способ преодоления кризиса

Когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, можно найти выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущим видом деятельности. В игре ребенок оказывается тесно связанным с социальным миром взрослых. Здесь он может попрактиковаться в независимости и самостоятельности и действовать по своему усмотрению.

Сюжетно-ролевая игра отражает социальные связи, правила и нормы поведения в обществе, способы взаимодействия с людьми. Эта сфера интересна ребёнку на данном возрастном этапе, и родители смогут использовать её как инструмент обучения и воспитания.

Учить ребёнка выражать чувства словами

В возрасте трёх лет дети ещё не всегда понимают, что они чувствует в той или иной ситуации и почему именно так поступают. Им тяжело контролировать свои эмоции. Но научить этому крайне важно. Иначе ребёнок будет выражать их капризами или агрессией. Неумение осознать свои чувства нарушает контакт с самим собой. При этом малыш не в силах понять, что именно он чувствует, а чего бы ему хотелось на самом деле. Ребёнок путается и не понимает как себя вести.

Единственный способ научиться выражать эмоции словами – пример взрослых.

Они должны говорить о своих чувствах в присутствии ребёнка. При этом нужно использовать простые понятные малышу слова, чтобы он понимал, о чём идёт речь (например, «Я злюсь», «Я разочарован»). Можно использовать сравнения с предметами или животными.

Если родителям не всегда удаётся контролировать свои эмоции в присутствии ребёнка, то необходимо извиниться, попросить прощения за грубое поведение подробно рассказать о том, что они чувствовали и почему повели себя именно так.

Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим

Такие проявления кризиса как деспотизм и обесценивание не несут положительного влияния на дальнейшее развитие ребёнка. Поэтому попытки такого поведения лучше пресекать на корню. Если ребёнок во время конфликта начинает драться или обзывать родителей, то здесь нужно показать своё недовольство. Он должен понимать, что делает что-то нехорошее. Но это не значит, что нужно ругать ребёнка. Лучше показать мимикой или интонацией, что это неприятно и обидно и такое поведение расстраивает родителей.

Порой взрослые, чтобы избежать конфликтов, уступают ребёнку и подчиняются его желаниям. Но это путь в никуда. Малыш привыкнет к такому положению вещей и будет ожидать, что все в этом мире должно быть так, как он захочет. Чтобы это не закончилось большим разочарованием, лучше сразу установить разумные ограничения, чтобы ребёнок понимал, что каждый человек – это отдельная личность со своими потребностями и желаниями. Родителям важно научиться отделять истинные потребности ребёнка от тех, которые больше являются проявлением авторитарных качеств ребёнка. И в подобных случаях говорить «нет» своему ребёнку, строго, но мягко.

При необходимости обратиться за помощью к специалистам

Когда родители не справляются ситуацией самостоятельно, то лучше обратиться к психологу. Он поможет найти правильные действия в конкретных ситуациях, и наладить контакт с ребёнком.

Эти рекомендации в большей степени направлены на коррекцию поведения родителей в отношении детей и предупреждение проявления негативных симптомов кризиса. Они служат профилактикой конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях.

Однако от детских капризов не застрахована ни одна семья. Даже если родители своевременно пересматривают свой подход в воспитании подрастающего ребёнка, время от времени взрослые сталкиваются с внезапно возникшей истерикой. Справиться с ситуацией помогут различные методы и приёмы, которые с успехом используют опытные родители. Однако нужно понимать, что все дети разные. И то, что помогло одной маме в общении с ребёнком, может не сработать в другой семье. Поэтому здесь работа ведётся методом проб и ошибок, пока не найдётся подходящий способ борьбы с капризами и истериками.

Как вести себя родителям, когда истерика в самом разгаре

Истерика возникает там, где есть запреты и ограничения. Но растить детей во вседозволенности тоже невозможно. Есть ситуации, когда ребёнку лучше сказать «нет!». Масштабы реакции на отказ могут быть самые разные: от непродолжительного плача до катания по полу. Поэтому родители должны быть внимательными и уметь предугадывать провоцирующие ситуации и стараться избегать их. Например, малыш видит большой стеклянный бокал и хочет поиграть с ним. Но это небезопасно: если бокал разобьётся, малыш может пораниться. Родители это понимают и отказывают ребёнку. Отказ провоцирует истерику. В таком случае, лучше будет убрать интересный, но небезопасный для ребёнка предмет с поля его зрения.

Если истерика уже началась, можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Родители должны сохранять спокойствие и не заострять внимание ребёнка на истерике.
  • Нельзя кричать на ребёнка и бить его. От этого он не успокоится, а наоборот, истерика усилится.
  • Не стоит обращать внимание на косые взгляды окружающих людей. Как бы это не выглядело со стороны, такое поведение для маленького ребёнка – норма.
  • Если есть возможность, лучше уединиться с ребёнком. Посторонние люди очень любят советовать, как поступить, или могут попытаться помочь маме успокоить малыша, тем самым вызвать еще больший всплеск эмоций у ребёнка.
  • Не приказывать малышу успокоиться. Лучше проговарить спокойным и уверенным тоном его эмоциональное состояние: «Я вижу, как ты расстроен, потому что я не разрешила тебе… Ты сильно злишься из-за этого» и т.д.
  • Если позволяет обстановка, лучше дать малышу полностью прожить свои чувства и не блокировать их – только так он научится их понимать и управлять ими. Но бывают ситуации, при которых ребёнку лучше помочь успокоиться. Тогда можно попробовать переключить внимание малыша, например, на какой-нибудь яркий объект, который сможет заинтересовать ребёнка. Если не получается, нужно просто переждать, пока ребёнок успокоится или попытаться вместе найти компромиссное решение.
  • Когда истерика пройдёт, обязательно нужно обсудить с малышом случившуюся ситуацию, спросить, что он чувствовал в этот момент, показать ему, как можно выразить эмоции другим способом.

Малыш, который едва достиг возраста трех лет, вдруг изменился на глазах. Характер ребенка, который родители считали «золотым», внезапно испортился. Послушное и покладистое чадо упрямится, протестует и устраивает истерики по любому пустяку. Постоянно своевольничает и пытается добиться своего любой ценой. Что делать родителям с маленьким тираном, как реагировать на такие выпады?

Кризис 3-х лет очень сложный этап

Сначала надо успокоиться, не впадать в панику. Все негативные проявления в поведении ребенка – проявление кризиса трех лет. Скандалы и отстаивание самостоятельности – основные характеристики поведения.

Почему кризис наступает именно в этом возрасте?

Психология определила детский переходный период трех лет, как третий по счету (первые два — в один месяц и год). Каждому критическому периоду соответствуют свои особенности. О проявлениях и особенностях таких явлений написаны целые книги. Данная статья рассматривает ситуации, которые возникают в третий проблемный период.


В три года ребенок старается уйти из-под опеки родителей

В самом начале следует отметить, что у ребенка в возрасте трех лет происходит изменение взаимоотношений с окружающей средой. Главная характеристика этого периода – изменение социальной адаптации. Психология определяет, что в этот период начинается процесс формирования психики. Зная об этом факте, взрослые должны все жизненные ситуации жизни своего отпрыска рассматривать с учетом возрастных изменений.


Возрастные рамки кризиса в три года

Причины всех затруднений в общении с малышом – то, что ребенок начал осознавать себя.


В 3 года ребенок начинает осознавать свое Я

Признаки наступления кризиса

Психология выделила симптомы кризиса трех лет в количестве семи составляющих. О них может поведать любая статья по психологии данной возрастной категории. Литературные источники, книги по психологии не расходятся во мнении о классификации симптомов. Характеристика симптомов, рассматривается далее.


Симптомы кризиса 3-х лет — основных 6

Детский негативизм. Признаки его надо различать с простым непослушанием. Часто складываются ситуации, когда у ребенка проявляется нежелание что-то сделать, например, убрать на место игрушку. То, что малыш не послушался, это реакция на слова. Негативизм же предполагает такие ситуации, когда дети не подчиняются не всем взрослым, а отдельному человеку.


Проявления негативизма — самые яркие

Упрямство называют вторым признаком. Не надо путать упрямство с настойчивостью – они не имеют ничего общего. Настойчивость не самое плохое качество ребенка. Плохо, если она перерастает в упрямство, когда ребенок настаивает на своем не потому, что сильно хочет именно данный предмет или еду, а потому, что хочет добиться своего любой ценой. В такой ситуации уступать ему нельзя.


Упрямство может иметь негативные последствия

Психология с научной точки зрения обосновывает, что упрямство перерастает в детский деспотизм. Если с трех лет позволять малышу верховодить в семье, подчинять своим капризам взрослых, то из него вырастет тиран, который будет отравлять жизнь своим родным. Этой проблеме посвящена не одна статья исследователей детской психологии.

Деспотизм является желанием малыша трех лет подчинять взрослых людей своим капризам. Дети в прямом смысле издеваются над взрослыми: сын требует, чтобы мама сидела возле него, когда он играет, дочь не желает есть морковку или творожок, а требует только «вкусняшки». Но самое главное, и самое страшное, что ребенок-деспот требует, чтобы все исполнялось по его первому требованию.


Кризис трех лет — испытание для родителей

Проявления кризиса 3-х лет у ребенка в данный период выражаются еще и в том, что обесцениваются события и действия. Отношение к важным вещам и требованиям выражаются в кривлянии. Он начинает обзывать других детей и даже взрослых, сознательно из вредности разламывать игрушки. Он подсознательно (в возрасте трех лет еще не может осознавать!) провоцирует ситуации, которые ставят его в оппозицию к окружающим.


Кривляние — одно из проявлений кризиса

Малыш трех лет, находясь в ситуации постоянной конфронтации с внешней средой, страдает и сам. Психология утверждает, что такое поведение является протестом. Словарный запас ребенка в таком состоянии расширяется очень быстро. Но пополняется он не теми словами, которым родители хотели бы научить своего малыша. Увы, чаще всего это лексикон, состоящий не из хороших слов. Отрицание всего того, что предлагается – вот основная характеристика состояния трехлетней крохи.

Главные Не в три года

Еще одна черта, которая свойственна кризисному состоянию – строптивость. Психология считает, что строптивость является одним из самых тяжелых признаков течения кризиса у ребенка.


У детей появляется строптивость и непослушание

Строптивость – это не проявление негативизма, направленного конкретно на какие-то ситуации, против конкретных личностей. Строптивость в данном случае — характеристика негативного отношения ребенка к миру и всему окружению.

Строптивость выражается бунтами. Это острое желание стать центром внимания. Бунтуя, маленький человечек показывает семье, что его мнение и желания столь же значимы, как и у остальных. Основные причины бунтов – желание заявить о себе. Родителям часто кажется, что малыш трех лет осознанно принимает решение поиздеваться, постоянно что-то требуя и доказывая, что его глупые желания должны быть исполнены немедленно. Осознанности здесь нет, есть желание заявить о себе, добиться внимания.

Кризис трех лет остро выражается в стремлении маленького человека быть самостоятельным.


В этом возрасте проявляются конфликты с другими детьми

Малыш выказывает любознательность, стремиться познать новое, разобраться в непонятных для него вещах, что в будущем благоприятно скажется на личностном формировании. Но проблема и беда в том, что малютка стремиться выполнять взрослые дела, но в таком малом возрасте у него ничего не выходит. Итогом этого становятся рев и истерика.


В этом возрасте ребенок часто все ломает и портит

Кризис – это не всегда негатив. Причины такого кризиса – переход на новый уровень формирования личности.

Те явления, которые свойственны кризису трех лет, скорее всего, шокируют большинство счастливых родителей, дети которых не достигли кризисного периода. Готовым надо быть, а вот испытывать страх совершенно ни к чему. Сталкиваясь с аналогичными явлениями в поведении ребенка, надо твердо знать о том, что внешние не очень приятные проявления являются обратной стороной позитивных перемен личности, которые составляют смысл всякого кризисного перехода.


Главное требование — я все буду делать сама

В каждом периоде развития ребенка имеется совершенно особая, приемлемая только для этого возраста особенность. Данные особенности предназначены для того, чтобы ребенок постигал мир и учился осознавать себя. Период, который был пережит до кризиса уходит в прошлое, уступая место новому этапу познания мира. Так утверждает психология. С наукой спорить не следует – поэтому надо понять и принять новый этап в жизни малыша. Его личность развивается, характер формируется, весь организм и в физическом и психическом плане ведет конструктивную работу над собой.

Что делать окружающим?

Набраться спокойствия и еще раз спокойствия…

Основными проявлениями кризиса, которые тревожат родителей, являются «аффективные вспышки» — истерики, горькие слезы, необоснованные капризы. Конечно, такие явления могут присутствовать и в стабильных ситуациях, но они не бывают продолжительными и не характеризуются высокой интенсивностью. Рекомендовать взрослым нужно следующее: ничего не делать и не принимать решений до того момента, пока капризуля не станет спокойным. Дети в таком возрасте очень хорошо реагируют на какие-то новые явления в их жизни – будь то игрушка, книга или новый мультик – все это даст возможность отвлечь ребенка.


Главное — сохранять спокойствие

Совет: если не попробовать, то и не познать – пусть ребенок совершает ошибки у вас на глазах.

Попробуйте ненавязчиво предостеречь его, даже если он не воспринимает ваши слова. Но он их слышит. Получив негативный опыт, совершив ошибку, поняв вашу правоту, малыш в следующий раз хоть капельку, но прислушается. В будущем такие уроки помогут ему преодолеть проблемы.

Но…родители должны научиться признавать в своем карапузике человека, личность. Считается (были исследованы реальные ситуации), что если со стороны родителей проявляются ограничения самостоятельности, ребенка высмеивают, то у него формируется стыд за свое неумение, неловкость, непонимание. Ребенок теряет уверенность в себе.


Прочитайте эту памятку для родителей

Как быть? Дать возможность выбора, разрешить учиться на своих ошибках и…играть. В играх ребенок учится моделировать ситуации и решать проблемы. Именно так кризис трех лет проходит наиболее безболезненно.


Top