Мастер-класс «Аппликация из соломки». Декоративная аппликация соломкой

Наталья Шибаева

Осень - чудесная пора! Какие яркие краски вокруг! Так хочется сохранить их в памяти. А помогают это сделать, поделки из природных материалов благо в это время года их множество. Они находятся прямо вокруг нас и сверху, и под ногами. В этот раз я обратила своё внимание на сжатое поле ржи.

Вспомнилось стихотворение :

Загрустили сжатые поля,

Задремала взрытая земля.

Не слыхать привычной суеты,

Лишь о чём-то шепчутся кусты.

Снова осень хмурая, увы,

Мнёт по рощам золото листвы.

Павел Михалёв (Велес)

Совсем не хочется осенью грустить. И подумалось, если приложить руки и старанье, то может получиться нечто необыкновенное. Это обязательно поднимет настроение и вам и окружающим. Стоит попробовать!

Для начала возьмём остатки соломы с собой домой , берём аккуратно, чтобы стебельки не мялись и не гнулись.

Дома мы соломку разберём , отогреем и не просто отогреем, а устроим ей баню, вскипятим в воде.

Тут есть секрет, если кипятить соломку с добавлением уксуса то она приобретёт светлый оттенок, а если с содой, то она станет золотистой.

Теперь солому необходимо разгладить и для этого пригодиться утюг. Работаем осторожно, чтобы не обжечься!


Ну а теперь самое интересное выбираем сюжет, рисуем эскиз и приступаем к аппликации .

Мой любимый сюжет - мой родной город, а особенно наша достопримечательность колокольня Воскресенского собора. Я уже много раз изображала её в своих работах, а теперь решила попробовать сделать её из соломки .

Нарисованный эскиз разрезаем на шаблоны. На шаблоны наклеиваем полоски из соломы . Угол наклона полосок позволит создать неповторимый рисунок.

Из готовых деталей выкладываем изображение.

Основу тонируем в чёрный цвет. Так аппликация , будет выгоднее оттенятся.

Всё можно наклеивать. К этой работе можно привлечь и детей.

И вот что получилось.

Данный вид аппликации нам очень понравился, и родилось следующее творение.

Попробуйте и вы из простой соломы сотворить свой шедевр! Желаю удачи!

Публикации по теме:

МКЖОУ детский сад №10 «Солнышко» г. Приволжска «Аппликация из кругов» Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений Выполнила воспитатель:.

Для аппликации "Подснежники" нам понадобится: кувшин, вырезанный из коричневой бумаги; салфетка, вырезанная из розовой бумаги; 9 прямоугольников.

Наступила весна, и естественно хочется сделать что-то красочное, весеннее. И один из самых первых цветов весны это конечно же тюльпаны.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс: аппликация "В преддверии Пасхи " Приближается светлый.

Объемная аппликация «Верба» В холле нашего детского сада систематически обновляется выставка творческих работ педагогов и детей. Вот теперь.

Представляю Вашему вниманию аппликацию из пластилина. Для работы нам необходимо приготовить десятикубовые шприцы без иголок, пластилин,.

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению панно из шпоновой соломки. Этот материал очень легок в использовании, работы получаются.

Методическая разработка «Мастер-класс «Аппликация из соломки своими руками»


Мастер-класс рассчитан для учащихся, педагогов и родителей.
Назначение: изготовление подарков, участие в конкурсах поделок, украшение интерьера квартиры.
Цель: познакомить с возможностями стебля соломки в изготовлении поделок.
Задачи:
формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
освоить технологические приёмы и способы обработки соломки;
передавать выразительность образа.

Ход мастер-класса:

Влиянием лучей и теплоты
В стебле душа проснулась молодая,
На нём возникли сильные листы
И усики, и, нежно расцветая,
Горящие раскрылися цветы,
Как бы на пире чаша золотая,
Вся полная вином; и каждый лист
Биеньем сердца нежным был лучист.
Константин Дмитриевич Бальмонт

Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Одним из самых дешёвых природных материалов является соломка. Соломка - это красивый и очень долговечный природный материал. Работы, сделанные из соломки, могут сохраняться долго, не меняя своего первоначального вида. Работа с соломкой очень интересна и увлекательна. Нет предела фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции получаются очень яркие, красивые. Они могут украсить интерьер любой квартиры.
В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Для работы нам понадобятся следующие материалы:
- ножницы;
- карандаш, кисть;
- пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы);
- емкость (таз или кастрюля);
- клей ПВА;
- соломка, копировальная бумага, бумага чёрная, рамочка (для оформления работы);
-ДСП или картон.
Работая с инструментами необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности по обращению с ножницами, колющимися предметами.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Клади ножницы кольцами к себе.
Следи за движением лезвий во время резания.
Не оставляй ножницы раскрытыми.
Передавай ножницы кольцами вперед.
Не играй ножницами, не подноси к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Правила техники безопасности при работе с клеем:
используй кисточку для нанесения клея;
используй салфетку, чтобы очищать поверхность от клея;
после работы клей обязательно закрыт.
Заготовка соломы
Солома - это стебли злаковых культур (ржи, пшеницы, овса, ячменя, гречка, рис). Дикорастущие злаки в огороде, в лесу. Для работы надо выбирать ровную соломку. Предназначенные для работы стебельки соломы должны быть неизмятыми.
Рожь самый жесткий материал, но диаметр трубочки очень большой и соломенные ленты у них самые широкие. Самый мягкий ячмень, овёс и по цвету самый нежный. Солому рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Ручная срезка с земли у самого корня, не машинная. Стебель состоит из отдельных сегментов, соединенных между собой утолщениями. Утолщения называются узлами, сегменты – междоузлиями, которые и понадобятся для изготовления картин. Соломку аккуратно разрезаем на части, обрезая толстые узлы (коленца). Срезанную соломку, удобнее хранить в коробке из под обуви.
Снимаем покровный лист. Покровные листья можно тоже использовать, если он мятый - убираем. Целый лист, он тоже как трубочка, разворачиваем, замочив предварительно водой, снаружи лист матовый, внутри блестящий. Это свойство можно использовать в качестве фона. Верхнюю соломинку можно оставить с колосочком. Когда делаем объёмно- плоскостную аппликацию в букетах, колос мы можем использовать.
Первый сбор, когда солома в молочной зрелости, ещё зеленоватая, колос только начинает желтеть, она такой оттенок и будет иметь. Второй сбор - за неделю до сборки урожая. Если переспевшая она грубая.

Приготовление соломки к работе.
Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её замочить в кипятке, после чего соломка становится очень эластичной, прочной и легко сгибается и плетется. Соломку можно сделать разными оттенками. Чтобы получить белую, отбираем самые светлые полоски и варим соломку, пока вода не станет желтой. Слить кипяток, долить новую воду и снова варить. Повторить операцию до тех пор, пока вода не станет прозрачной. При последнем кипячении добавить 1 ст. л. уксуса на литр воды. Желтый цвет достигается с помощью соды. Кипятить соломку, как и в первом случае, но добавить 1 ч. л. соды на литр воды. Коричневый цвет можно получить несколькими способами. При горячей подготовке можно гладить полоски утюгом до тех пор, пока они не приобретут нужный оттенок. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить.
Для выполнения аппликационных работ необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты. Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля ножницами или острым концом ножа.

Разгладить каждую полоску тупым концом ножниц с двух сторон.
Когда солома подсохнет, досушите ее, проглаживая ножницами с лицевой стороны.

Готовые полоски сложить в коробочки по цветам.
Технология выполнения аппликации и наклейки соломки.
Начинать изготовление картины нужно с эскиза. Найти подходящий рисунок, перевести его на бумагу. Перевести на такую же бумагу каждую деталь рисунка.

На эскизе пронумеровать каждый элемент.



Копировальной бумагой перенести с двух сторон, каждый элемент на бумагу.



Используя клей ПВА, очень аккуратно наклеить на копировальный рисунок с лицевой стороны, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов, подбирая их по цветовой гамме. Чтобы приклеить соломенную ленту, смажьте ее клеем с изнаночной стороны, наложите на деталь и прижмите. Если цветы - белая соломка, листья – жёлтая, веточки – коричневая.
В результате получаются заготовки деталей, которые надо аккуратно вырезать по контуру.


Вырезание производят, по изнаночной стороне, т.к. на бумаге видна линия контура детали. Ножницами обрезают бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными (можно листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс).



Полученные детали собираем в цветок или листок на чёрной бумаге, вырезаем. Готовые элементы собираем на ткань или дерево (желательно темного цвета), составляем композицию. Детали фиксируем клеем ПВА. После этого необходимо просушить работу и оформить ее в рамку. Наша картина закончена. Очень эффектно выглядят сделанные из соломки картины - цветы, звери, персонажи сказок, сооружения деревянного зодчества, корабли и пейзажи.
На этом наш мастер-класс окончен. Надеюсь, полученные знания вы примените в жизни и создадите свои шедевры.


«Церковь»
Предлагаю вашему вниманию работы моих учащихся:


«Букет»

Аппликации из соломки

В работе по аппликации из соломки придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги.

Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.

Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.

Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется карандашом и соответствует ее размерам. Особое внимание следует уделять общей композиции эскиза и самой аппликации. Хорошо продуманная композиция – залог успеха аппликации. В эскизе наносятся линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия).

При создании эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Старайтесь придерживаться некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Чаще всего создают аппликации из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 о С и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Затем соломинки наклеивают на бумагу, чтобы не получилось щелей или просветов, плотно прижимают ее пока не высохнет. Для приклеивания лучше всего использовать клей ПВА, но не следует мазать его слишком много, чтобы клей не выступал и не оставались пятна. Таким образом получится «золотая пластинка», из которой можно вырезать различные детали для композиции. Лучше всего если будет несколько таких пластинок разных цветов.

Можно делать аппликации и из соломенной ленты. До того, как наклеить такие ленты, их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т. д. Затем разрезают на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения. Например, чтобы сделать листок, его разрезают по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.

Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют, все ли так как надо или как хотелось. Если все получилось безупречно, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Перед тем, как приступить к выполнению аппликации, необходимо заранее определить направление соломки в разных деталях: вертикальное, горизонтальное или наискосок и соответственно выкраивать детали. Постарайтесь разумно использовать «золотую пластинку», чтобы зря не выбрасывать остатки. К обрезкам тоже стоит присмотреться – из них может получиться что-то интересное. В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей или орнаментов выжиганием.

Если сделать окантовку таких аппликаций и пометить их под стекло, сохранятся они намного дольше.

Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).

Из книги Плетение из соломки и других материалов автора Гриб Алеся Анатольевна

Плетение из соломки Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски

Из книги Большая книга аппликаций из природных материалов автора Дубровская Наталия Вадимовна

Инкрустация из соломки Соломка применяется для украшения изделий. Аппликация из мелких повторяющихся деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется инкрустацией.Заранее подготовленную соломку надо разрезать острым скальпелем на

Из книги Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера автора Каминская Елена Анатольевна

Плетение из соломки Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломин создают соломенные ленты или уже готовые формы. Из полуфабрикатов – жгутов и плетенок – далее создают более сложные изделия. Существует

Из книги Поделки из природных материалов автора Дмитриева Наталья

Поделки из соломки Зная основные виды и способы плетения из соломки, можно изготовить различные изделия: салфетки, подставки под горячее, корзинки, подносы, короба и многое другое. Процесс создания таких изделий состоит из двух частей: плетение заготовки и изготовление

Из книги автора

Какие бывают аппликации Аппликация (лат. applicatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани,

Из книги автора

Аппликации из семян и листьев Композиция в круге Композиция в круге – это оригинальная поделка из одноразовой бумажной тарелки. Такая работа может служить как декоративной подставкой, так и настенным украшением.Необходимые материалы:Белая одноразовая бумажная

Из книги автора

Аппликации из камней и ракушек Ракушки нравятся не только детям, но и взрослым. Вспомните, с каким восторгом вы собирали их на берегу моря. Находкой, приносящей счастье, считалась большая раковина, поднятая с морского дна. И уже на берегу ее скорее прикладывали к уху, чтобы

Из книги автора

Аппликации из бересты Из стародавних времен идет слава о красоте березы. Сколько сложено поэтических строк и написано картин, прославляющих красоту этого дерева!А кроме того береза – незаменимый материал для многих мастеров. И самое ценное в ней, конечно, береста –

Из книги автора

Аппликации на цветном сизофлоре Кувшинка Какая красивая белая кувшинка! Таинственным и сказочным кажется этот цветок. Может быть, каждый белый цветок, как заколдованная царевна-лягушка, – это нежная озерная царица или русалка?Необходимые материалы:Белый лист бумаги,

Из книги автора

Фантазийные аппликации в технике «Монотипия» В живописи есть удивительная техника– монотипия. Картины, выполненные в этой технике, всегда непредсказуемы и неповторимы. И что особенно интересно, каждая новая монотипия порой напоминает картины природы – причудливые

Из книги автора

Аппликации на основе сизаля Подсолнух Какой нарядный подсолнух! Настоящее маленькое солнышко – оранжевая серединка с желтыми листочками-лучиками. Подсолнух не только радует своей красотой, но и угощает всех своими чудесными семечками.Необходимые материалы:Сизаль

Из книги автора

Аппликации из цветов Аппликации из цветов – очень увлекательное занятие, которым можно заинтересовать детей любого возраста. Аппликация– это составление композиции из кусочков цветной бумаги. В аппликацию также можно смело добавлять любые другие материалы –

Из книги автора

Аппликации и поделки из растительных материалов Аппликация(от лат. applicatio– «прикладывание») – создание художественных изображений путем наклеивания, нашивания на ткань или бумагу какого-либо материала.Из растений можно выполнять предметные, сюжетные и

Из книги автора

Поделки и аппликации из ракушек Ракушки – очень интересный материал. Он не только красивый, но и позволяет заглянуть в прошлое нашей планеты, представить, как она выглядела много миллионов лет назад, когда ее покрывали бескрайние леса и океаны, населенные огромными



Автор книги – Галина Ефимовна Булыгина – более 30 лет проработала в Доме детского творчества г.Шадринска Курганской области. За эти годы она в совершенстве овладела многими видами декоративно-прикладного искусства: вязание на спицах и крючком, пошив кукол и мягкой игрушки, плетение макраме, изготовление искусственных цветов из ткани, украшений из кожи.

С 1990 года она первая в своем родном городе и в области вместе с девочками из студии «Умелые руки», которой она руководила, стала возрождать соломенную мозаику. Начали они практически с нуля, можно сказать опытным путем, потому что не было никакой литературы о технологии заготовки, обработки, приемах использования соломки. Кропотливый труд, настойчивость, нестандартный подход сделали свое дело.Год от года оттачивалось мастерство, совершенствовались методы работы с этим хрупким природным материалом.

В книге обобщен уникальный опыт многолетнего труда и поиска. Это значительный вклад в богатые традиции декоративно-прикладного искусства.

А начиналось все так…

Однажды, погожим осенним деньком, будто новыми глазами взглянула я на пшеничное поле, которое под дуновением ветерка, под яркими лучами солнца переливалось золотом и перламутром, и не было сил оторвать от него взгляд.

Взяла в руки соломушку и ощутила ее тепло, почувствовала, какая она мягкая, ласковая, живая, и на душе такстало хорошо. Видно есть в соломке добрая энергия, которая передает свою силу человеку.

И тут словно осенило меня: соломка - чудеснейший материал для декоративно-прикладного творчества. Сама Природа-матушка дарит мне это чудо. Мгновенно приняла решение – буду заниматься соломкой с детьми в студии детского творчества…

Немного истории

Работа с соломкой – одно из древнейших ремесел декоративно-прикладного искусства.

В ХVIII веке в Европемастера оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, шкатулочки, веера, мелкие предметы, покрывая орнаментом все их плоскости.

В Японии применяют рисовую соломку для оформления ширм-перегородок, декоративных панно, скульптур и при изготовлении игрушек.

В арабских странах, Польше, Украине, Чехословакии делают панно-картины, используя ржаную и пшеничную соломку.

Соломоплетение, как вид народного искусства, успешно развивается в Белоруссии. Особую славу завоевали куклы из соломки (фигуры людей, животных, птиц).

Подготовка соломки к работе

Соломка – необыкновенное сырье для декоративно-прикладного творчества. Ее золотистый блеск, легкость, пластичность, достаточно высокая прочность делают ее любимым материалом мастеров и любителей прикладного творчества.

Соломка имеет гладкую глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном направлении. Естественно, что узор, составленный из таких элементов, находящихся под разными углами по отношению к свету, создает эту неповторимую игру – блеск золота. Такое декоративное свойство и было подмечено давно.

Более всего пригодна соломка зерновых культур (ржи, пшеницы, овса. Проса), а также некоторых луговых и болотных растений.

Соломку можно собирать на протяжении всего лета (как только начинает наливаться колос. Самой золотистой соломка бывает только осенью, когда вызревают хлеба. Не вызревшие злаки имеют зеленый цвет и лишены золотистого цвета.

Окрашивание

Солома различных злаков в естественных условиях имеет более 100 оттенков. Но золотую соломку можно дополнить цветной, расширить ее солнечную палитру, удачно сочетая при этом мягкие, теплые, естественные тона с яркими цветовыми пятнами.

Солома восприимчива к окраске. Выделяют 3 способа окрашивания:

1. Кипячение в растворе с красителями.

2. В домашних условиях можно воспользоваться бытовыми анилиновыми красителями, при окрашивании которыми соломка приобретает яркие, несколько неестественные цвета.

3. Окрашивание соломки растительными красителями.

Также используют такие методы изменения цвета соломеннго полотна, как тонирование и отбеливание. Для закрепления цвета применяют квасцевание.

Основы для картин и панно

Для картин можно использовать самые разнообразные основы.

Например, можно сплести основу из полосок шпона. Плетенки из шпона обладают декоративным эффектом и подчеркивают в изделии выразительность соломки.

В такой же технике, но из соломенных лент, можно сплести корзиночки для оформления цветочных композиций, лапти, шляпки, домики и т.д.

Овальную или круглую основу можно выполнить в технике папье-маше.

Для объемных картин как нельзя лучше подходит коробка из картона, обтянутая подходящей тканью.

Аппликация

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность использовать аппликацию при изготовлении картин, декоративных панно, цветочных композиций из соломки.

Аппликация может быть трех видов:

  • предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, гриб, цветок, дом);
  • сюжетной, отображающей совокупность действий, событий;
  • декоративной, включающей узоры, орнаменты, которыми можно украсить различные предметы

Различают аппликации:

  • плоскостные
  • плоскостно-зональные
  • объемно-выпуклые

Цветы

Элегантно-строгие, роскошно-яркие декоративные цветы подчеркнут оригинальность обстановки в вашем доме, обеспечат хорошее настроение и уют, подарят редкие минуты созерцания и покоя.

Цветы из соломки либо близки к натуральным, либо в них присутствуют элементы фантазии или стилизации (не существующая в природе форма, окраска, размер цветка и листьев).

Для изготовления цветка необходим следующий комплект деталей: стебель, листья и черешки к ним, тычинки и пестик или сердцевинка, лепестки, чашелистики.

Украшения из соломки

Для изготовления оригинальных женских украшений сама Природа-матушка предлагает свое чудесное творение – соломку. Это интересное и увлекательное занятие, требующее творчества, тонкоговкуса и художественной интуиции.

Мини-букетиками (бутоньерками) украшают платья, их носят на шляпках, прикалывают к волосам,лацканам жакетов. Такойбукетик изящен, необычен, если цветы и листья сделаны искусно.

Создание элементов композиции

Небо и небесные светила

Изображение неба… Как передать его глубокий покой или бесконечное движение светил? – Свет солнца, мерцаниезвезд, сияние луны…

В книге подробно описывается процесс создания деталей солнца, луны, облаков.

Изображение водной поверхности

Вода – это жизнь. Когда люди, птицы или животные купаются, плещутся или играют в воде – разлетаются брызги, всплески, разбегаются волны, образуется пена.

Подбирая разные варианты изготовления брызг и волн, вы убедитесь, каким разнообразным и порой неожиданным получается результат.

Волны можно выполнить из разных материалов соломенного полотна, соломенных лент, присыпки разных тонов.

Горы, скалы, камни

Соломка – благодатный природный материал, из которого можно создать все многообразие окружающего мира.

Выполнить горы и скалы можно двумя способами – наклеивание соломы на уже вырезанные детали из бумаги, либо вырезание элементов из готового соломенного плотна.

Растительный мир

Среди разнообразиярастений многие из них выделяются своей необычной красотой. Их с успехом можно имитировать соломкой, если в изготовление включить элементы стилизации. В качестве основы используется проволока, стебли обвиваются гофрированной бумагой.

Гроздь винограда

Виноградная лоза – благороднейшее растение на Земле.

Если вы пофантазируете, то из обыкновенных фисташковых орешков сотворите «живую» гроздь винограда, а когда к ней добавите несколько соломенных листочков, 2-3 веточки и 5-6 курчавых усиков – создадите картину!

Пни и коряжки

Удивительно богата природа в своем разнообразии. Например, встретив в лесу пни и коряжки, вы не оставите их без внимания и они обрастут в вашем воображении интересными сюжетами.

Особенно благодатный материал дает сосна: у нее множество извилистыхветвей. Выполненные из соломки витиеватые коряжки и причудливые пни легко вписываются в композиции картин, которые вы видите на цветных фотографиях.

Березка в роскоши лесных творений – единственное белоствольное дерево. И прикасается к нему постоянно мысль поэта, кисть художника, мелодия композитора, рука умельца…

Технология изготовления белоствольной березки с ее изящными ветвями достаточно трудоемкая.

Ствол делается объемным, соломка не тонируется.

Заснеженная ель

Нарядно выглядит заснеженная ель, ветви которой выполняются из очень светлого или отбеленного соломенного полотна.

Для сохранения белого цвета на "лапах" ели детали не тонируйте, только придайте им объем. В теневых частях у них возможна тонировка.

Бесконечно дорог и богат хвойный лес – море сочного аромата, изобилие здоровья и радости. И как хороша хвойная веточка, выполненная из соломки.

Хвоинки и чешуйки ствола выполняются отдельно.

Насекомые

Насекомые из соломки выглядят очень интересно. Детали создаются полуобъемными, лапки выполняются из очень тонкой проволоки, паутинкиплетутся из тонких нитей золотого люрекса.

Рыбки

Рыбки лучше всего делать на основе из папье-маше. Основу можно вылепить из пластилина, обклеить бумагой, и затем, уже бумажную объемную форму обклеивать чешуйками из соломки.

Птицы

Совсем непросто передать в соломке изящное оперение птиц, их естественный объем.

В изготовлении птиц следует уделять большое внимание оформлению крыльев, хвоста, головки, но особенно сложна их сборка. Чтобы облегчить ее, следует правильно выбрать основу, на которую будет монтироваться птица.

Для этого используют следующие основы:

  • плоскостное основание из плотной бумаги
  • выполненные из плотной бумаги и оформленные с помощью вытачек
  • выполненные в технике папье=маше

Животный мир

Удачнее всего получаются животные, детали которых выполнены в технике «веер». После вырезания плоской детали придается объем с помощью булек.

Очень эффектно выглядят картины с изображением коней, летящей тройки…

Изображение человека и окружающего его мира

Самое совершенное творение на Земле – человек, созданный для любви, созидания, и подходить к его изображению из соломки следует грамотно и осторожно.

Всем деталям придается объем, деталь лица не тонируется. Для оформления лица используется прием «аппликация».

Зимние мотивы

Сугробы в зимних композициях предлагаем выполнять из гладких и рельефных обоев разных оттенков. Текстура обоев, цвет и рисунок, должны подчеркивать пространственное восприятие сугробов.

Обычно композиционное пространство в таких работах состоит из нескольких планов, с перспективой дали.

Корабли

Прежде всего внимательно рассмотрите фотографии кораблей, и вы легко заметите, что, во-первых, их детали затонированы по-разному: одни детали коричневого цвета, другие – до светло-коричневого, а у остальных тонировка отсутствует; во-вторых, детали кораблей собраны методом накладки; в-третьих, волны выполнены из очень светлого полотна, почти белого.

Архитектурные сооружения

Освоив многие приемы и получив определенные навыки в работе с соломкой, вы смело можете приступить к изготовлению архитектурных сооружений (домов, храмов). Начните с простейшего. Бревна выполняются из соломенных лент, а их срезы – методом «веер».

Детали бревен тонируются с обеих сторон, по долевой, но самый край детали припаливаете сильнее. Далее детали выкладываете на полумягкую подушечку и боковой частью утюга им придается объем.

Искусство оформления работ

Обрамление – необходимая часть декоративно-художественного произведения, завершающая его.

Само оформление может находиться на той же горизонтали, на которой выполнено и само изображение. Рама может быть создана как дополнительный декоративных элементов картины.

Очень интересно можно обрамить картины и декоративные панно (где основа выполнена в технике папье-маше) семенами растений, мелкими камушками, ракушками, чешуйками еловых, кедровых, пихтовых шишек, «золотой» тесьмой, косичкой из соломки.

Заключение

Работая в технике плоской, плоскостно-тональной и объемно-выпуклой аппликации, мы искалиновые возможности, пути и способы совершенствования труда и, наконец, пришли к мысли, что детали нужно не только тонировать, но и придавать им глубокий объем, делать их «летящими».

Работа с соломкой была тем и сложна, и в то же время интересна, что литературы – никакой, никто не научит, никто не подскажет, что и как сделать? Только постоянный поиск методов и приемов в работе с соломкой на каждом занятии, неудачи и ошибки, многочисленные пробы и эксперименты, привели нас к новым способам изготовления деталей. Один метод «веера» чего стоит!

В неустанном труде придумано множество способовсоединения мелких деталей в более крупные (метод накладки), найдено несколько различных приемов прикрепления деталей к объемной основе.

Вам, нашим читателям предлагается новый способ сборки, который вы будете применять при монтировании объемных деталей к фону.

Аналогов разработанных нами технологий ни на практике, ни в литературе не встречалось, хотя прочитано было много книг и журналов!

Цель книги – донести до вас, уважаемые читатели, всю глубину и очарование работы с соломкой и открыть неограниченные возможности творческой перспективы в объемно-многослойной аппликации (так мы назвали ее в нашей студии детского творчества), над технологией которой мы так долго и скрупулезно трудились.






Технология изготовления аппликации из соломки

Аппликация из соломки – способ декорирования изделий, при котором элементы рисунка, вырезанные из соломки, закрепляются на поверхности изделия клеевым методом.

Выбор эскиза. Данная техника позволяет использовать самые разнообразные виды орнаментов и приемы декорирования.

Основные виды композиций , которые выполняют в технике аппликации это:

· геометрические,

· растительные

· зооморфные

· сюжетно-изобразительные

По своему идейному замыслу и художественному решению последние часто выходят за пределы орнаментального искусства, превращаясь в своеобразную «живопись» средствами соломенных стеблей. Элементы изображения могут быть более или менее натуралистичными по своему художественному решению, но не следует копировать природные формы. Излишняя детализация и натурализм могут погубить декоративные свойства материала. Один из главных принципов разработки композиции для аппликации соломкой – максимальная стилизация изображения. Используя технику аппликации, можно добиться реалистичности в изображении, но следует стремиться не к передаче информации, а к созданию образных ассоциаций.

Аппликация используется для декорирования панно, изделий бытового назначения, открыток, закладок и др. Чаще всего используются цветочно-травные мотивы в сочетании с изображениями птиц, зверей, насекомых. Эффектно выглядят изображения архитектурных ансамблей, пейзажей, натюрмортов,

При построении композиции используются приемы:

центричного расположения элементов,

симметричного расположения элементов,

свободного распределения элементов по полю.

В крупны композициях часто используется прием коврового заполнения , когда заполняется центр композиции, а по краю обрамляется орнаментальной полосой.

· предметные

· сюжетные

· декоративные.

Успех аппликации зависит от того, в каком направлении наклеивается каждая деталь, поскольку направленные волокна соломки под разным углом по-разному отражают свет и создают восприятие разноотеночности деталей. Поэтому на эскизе на каждой детали параллельными штрихами размечают направление волокон соломы.

По характеру элементов различают аппликации:

полуобъемные.

Материалы для наклеивания.

Соломенные пластины . Чаще всего отдельные детали аппликации заготавливают (вырезают) из соломенных лент или соломенных настилов , полученных путем наклеивания соломенных лент встык на вспомогательный материал (чаще всего папиросная бумага или калька)

Соломенные трубочки, конец которых срезан под прямым или косым углам, а сами трубочки наклеены вдоль или поперек (торцом)

Объемные детали из соломки, полученные путем принудительного изгибания детали вдоль волокон или путем складывания, сгибания, склеивания по вытачке. В аппликации также могут быть использованы сложенные петли, бусины, кисточки и т.д.

Соломенная крошка, полученная путем мелкой стрижки узких соломенных полосок ножницами.

В качестве фона для аппликации используют дерево, картон, фанеру, холст, натянутый на раму или картон, текстильные материалы.

Фон должен быть плотным, обычно темного тона

Для достижения идеальной фоновой поверхности материал может быть подвергнут тонированию, шпаклеванию и шлифованию, лакированию.

Для наклеивания соломенных деталей используют клеи: ПВА, «Марс», «БФ», «Казеиновый», «Резиновый».

Технология аппликации:

1. Заготовка элементов.

а) на папиросную бумагу переносят эскиз, каждую деталь заклеивают отрезками соломенных лент, соблюдая расположение волокон. Сушат под прессом, вырезают детали, ориентируясь на разметку с изнаночной стороны.

б) соломенные ленты наклеивают на бумагу, плотно подгоняя друг к другу. Из полученного настила вырезают детали

в) вырезают из соломины части элементов, которые будут непосредственно наклеены на фон.

2. Тонирование деталей прокаливанием (при необходимости)

3. Если аппликация объемная, составные элементы наклеивают на бумагу, чтобы получить цельные формы.

4. Объемным деталям придают выпуклую или вогнутую форму путем изгибания их на округлых предметах, протягиванием вдоль волокон соломки.

5. Наклеивание на фон

А) плоские – по всей плоскости, клей наносят на деталь, не доходя до краев. Прижимают. Сушат под прессом.

Б) объемные детали приклеивают за 2-3 точки, самые близкие к фону.

7. Сушка под прессом (для плоских – тяжелый, равномерно прижимающий работу, для полуобъемной – элементы обкладывают ветошью на высоту выступающего объема, затем прижимают нетяжелым грузом.)

8. Лакирование (при необходимости)

    1. Инкрустация соломкой.

Инкрустация – своеобразный способ декорирования поверхности, при котором элементы декора частично заглубляются в декорируемую поверхность и создают с ней единую плоскость.

Это бесклеевой способ выполнения композиции. Если подходить строго к пониманию термина «инкрустация», то в применении к работе с соломкой это не совсем точно, т.к. инкрустация предполагает подготовку гнезда под заглубляемый элемент, но из-за малой толщины соломенной детали и своеобразного способа его фиксации на поверхности принято называть нанесение соломенного узора на дерево инкрустацией, а на бумагу, текстиль – аппликацией.

По технологии различают два способа инкрустации:

Инкрустация по грунту

Инкрустация по лаку.

Инкрустация по грунту. Для приготовления грунта в клеянке на водяной бане приготавливают состав: клей столярный – 400 г., вода – 500 г., анилиновй краситель – 8 г., глицерин – 40 г., мыльная стружка – 8 г.

Клей заливают холодной водой на 6-12 часов. Потом варят до размягчения. Добавляют краситель, глицерин, стружку, перемешивая 20-30 мин, доводят до кипения, но не кипятят.

Раствор должен быть вязким, но свободно стекать с кисти, образуя на поверхности дерева каплю. Готовый раствор фильтруют через мелкое сито или марлю. Наносят кистью или распылителем не более 2х раз. Каждый слой сушат 4-5 часов, первый шлифуют вдоль волокон мелкой шлифовальной шкуркой. Загрунтованная поверхность должна быть хорошо отшлифованной, гладкой и блестящей, сухой.

Закрепляя элементы, грунт под соломку увлажняют указательным пальцем, смоченным влажной губкой, тем самым размягчая его и давая возможность заглубить в размяченный грунт деталь из соломки. Скальпелем отрезают от соломенной ленты требуемой ширины детали необходимой конфигурации, притирают ее в подготовленном месте тупым концом ножа.



При инкрустации по лаку предварительно лак наносят кистью, тампоном или распылителем не менее двух раз вдоль и поперек волокон (НЦ 218, 221, 222, 228) Каждый слой хорошо просушивают. Под лак можно нанести морилку или смесь клея ПВА с гуашью, нитроэмаль. Соломенные детали наклеивают смесью нитролака и растворителя в соотношении 1:3. Кисточкой наносят каплю состава в предполагаемом месте размещения элемента, тем самым размягчая лаковый слой и делая его вязким, способным удерживать соломенную пластинку. Кисть и скальпель при этом держат в одной руке, меняя их положение по мере надобности. Соломенную пластинку требуемой конфигурации притирают рукояткой скальпеля в том месте, где размягчен лак.

Основные приемы работы

Разметка. Размечают основные линии рисунка при помощи циркуля и линейки, пользуясь тонкой иглой

Расщепление стебля . Соломину расщепляют, разглаживают в ленту, а затем разделяют вдоль на полоски требуемой ширины.

Инкрустируют, начиная с основного элемента (розетки), постепенно продвигаясь вправо, вверх, влево.

Основные мотивы инкрустации

Цепочки – узкие ленты, состоящие из однородных или повторяющихся геометрических элементов. Различают цепочки простые – состоящие из одинаковых элементов, сложные - состоящие из элементов различных, но повторяющихся в определенном ритме. Сложные цепочки обычно чуть шире.

Кайма – узор для украшения краев и боковых стенок изделий. Строится из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор (бывает простая и сложная)

Розета – условно изображенный раскрытый цветок из 5-8 лепестков. Розетами заполняют квадраты сеток, но они могут являться серединами узоров. Размечают розеты при помощи циркуля, ограничивая окружность краев лепестков и деля ее на равные части по количеству лепестков.

Сетки – плоскости, разделенные на ячейки различной формы узкими соломенными полосками или цепочкам, которые образуют раппортный характер орнамента и являются основой для разработки более сложных орнаментальных узоров. Для выполнения сеток тонкие полоски (1-3 мм) наклеивают сначала по горизонтали, затем – по вертикали, подрезая в местах пересечения.

Настилы – участки, полностью закрытые соломенными лентами, расположенными в различных направлениях

Растительные и зооморфные мотивы - стилизованные изображения растений и и з частей, а также животный и человека. В инкрустации они имеют стилизованную геометризированную форму.

Основные типы построения рисунка в инкрустации

А) раппортное построение – сетки из квадратов или ромбов заполняются элементами узора

Б) симметричное построение – расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, когда узор повторяется с поворотом на 180 градусов.

В) орнаментальные ленты – состоят из одинаковых элементов, могут повторяться или чередоваться, могут располагаться по принципу убывания или нарастания ритма

Г) центричное построение – элементы узора располагают на одной прямой, но в разных направлениях от точки центра

Д) свободное распределение узора по всей поверхности. Используют в ассиметричных композиция, чаще сюжетного характера.

    1. Соломоплетение

Соломоплетение представляет собой вид художественной обработки соломки, который заключается в образовании плоских и объемных форм путем переплетения соломин, постоянно наращиваемых в процессе работы, в определенном ритме.

Для подготовки соломки к плетению ее запаривают или замачивают. Если солома заготовлена недавно, достаточно выдержать ее в течении 5-30 мин в воде комнатной температуры. Заготовленную в предыдущие сезоны солому необходимо залить кипятком, накрыть плотной тканью или пленкой, прижать гнетом и выдержать до размягчения. Нельзя долго держать соломку в воде во избежание почернения. Запаривают всегда дневную норму соломки. Если после окончания работы остается мокрая соломка, ее необходимо просушить. Увлаженную соломку вынимают из ванны и заворачивают в ткань или пленку. Во время работы достают по одной. Во влажной среде необходимо хранить и отдельные детали или полуфабрикаты, временно отложенные и в будущем востребованные в работе.

Правила плетения

Используют соломины из средней части стебля, т.к. они имеют равномерную толщину

Каждое следующее наращивание производят, когда предыдущий стык заплетен

Загибы краевых соломин в плоском плетении четко фиксируют под нужным углом и проглаживают большим пальцем

Плести необходимо плотно, т.к при высыхании плетенка ослабевает

Законченную плоскую или прямую плетенку до высыхания нужно прокатать деревянной скалкой, чтобы она стала ровной и плотной.

Существует 4 основные вида плетения :

§ Спиральное

§ Плоские плетенки

§ Объемные плетенки

Спиральное плетение выполняют из жгута соломы, формуемого при помощи конусной трубочки. Толщину жгута выбирают в зависимости от размера предмета. В процессе работы пучок соломки пропускают через конусную трубочку, меньший размер которой определяет его толщину. В процессе работы жгут постоянной наращивают. Жгут укладывают по спирали, соединяя с предыдущим витком. Для соединения используют текстильные или природные материалы: нити, шпагат, корни растений, лозовую ленту. Ими стягивают спираль жгута, одновременно соединяя обматываемый виток с предыдущим. Уплотнение жгута соединяющими материалами придает необходимую жесткость и устойчивость. Для проведения соединительных материалов используют иголку (когда работают ниткой) или кочедык, когда соединение выполняют природными материалами.

Прямое плетение – используется для изготовления плоских пластин. Выполняют из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Существует два вида – шахматка (1 через один) и паркетик (через два, подвигая каждый ряд на один)

Плоские плетенки. Этот способ дает возможность получать прочные плоские плетеные ленты. Их можно сшивать, использовать для оформления предметов и игрушек. Ленты различают по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид, прочность, жесткость или пластичность зависят от толщины и количества использованных соломин, способов их переплетения.

Каждая соломина имеет ограниченную длину. Для получения непрерывных длинных соломенных лент соломины нуждаются в непрерывном наращивании в процессе плетения

Способы наращивания:

А) в срез оканчивающейся соломины вставляют конец другой, более тонкой

Б) концы соломин накладывают одни на другой на 2-2,5 см и дальше заплетают вместе.

В) Концы стеблей зацепить путем расзепления стеблей.

Основными видами плоских плетенок являются:

§ косички (от 3-5 соломин)

§ плетенки с осевыми (в 2-4 соломины)

§ простые плетенки

§ «зубатка»

§ рогожка (5-11 соломин)

§ «елочка»

Объемные плетенки

Они представляют собой шнуры и отделочные детали различной формы. Их объемность достигается определенными способами переплетения и применением в процессе плетения каркасов из соломин, деревянных палочек, прутьев лозы или проволоки.

Основными видами объемных плетенок являются

§ Витые плетенки – объемные спирали равномерного или изменяющегося диаметрас внутренним каркасом или полые.

§ Цепочка из 2 соломин

§ Плетеные квадраты


Top