Подростковая прокрастинация. Как подростку справиться с прокрастинацией

В современном мире, когда большое количество ранее опасных заболеваний не угрожает больше существованию человечества, на первый план начали выходить недуги другого характера. Они не представляют особой прямой опасности для жизни человека, но могут серьезно отравить его существование в социуме и привести к депрессии. В числе подобных «тихих убийц» на особом счету числится прокрастинация - значительное нарушение поведения, при котором человек не может выполнять вовремя необходимые действия.

У некоторых людей, которые страдают тяжелой формой прокрастинации, есть проблемы даже с тем, чтобы просто утром встать с постели, почистить зубы и умыться, не говоря уже о том, чтобы вовремя одеться и отправиться на работу. Нет необходимости объяснять, какой вред подобное заболевание может нанести как отдельному индивидууму, так и в целом социуму, ведь недаром прокрастинацию некоторые специалисты называют «чумой XXI века». Как назло, недуг очень плохо поддается лечению.

Причины болезни
Ученые, после наблюдения за больными, пришли к вводу, что прокрастинация у человечества отнимает в два раза больше времени, чем сама работа, и ситуация с каждым годом лишь ухудшается. Некоторые люди, которым приходится иметь дело с больными прокрастинацией, полагают, что те просто ленятся что-то делать, но, к сожалению, проблема лежит намного глубже, чем простое нежелание человека.

Психологи утверждают, что причины прокрастинации очень серьезны. У одних людей – это нарушение гормонального фона, а именно существенно сниженная выработка адреналина, который крайне необходим человеку для работы. Эти страдальцы постоянно находятся в режиме ожидания «дедлайна», который, повиснув над ними, представит опасность и организм сможет наконец-то выработать необходимых химический коктейль.

Такие пациенты нередко успевают выполнить работу в срок, просидев над ней последние до сдачи выходные или проведя пару бессонных ночей, что не может не сказаться на качестве. У других причиной становится патологический страх ответственности: они становятся как будто парализованными в ситуациях, когда им надо принять решение самостоятельно.

Стоит отметить, что современная цивилизация лишь подстегивает развитие прокрастинации. Например, социальные сети. Владельцы «ВКонтакте», «Одноклассников» и иже с ними неплохо зарабатывают на больных прокрастинацией. Нормальному человеку вполне достаточно заходить на свою страничку, чтобы проверить новости и сообщения от друзей 1-2 раза в день, а вот страдающие недугом постоянно проверяют, есть ли новые ответы, что интересного появилось в ленте за последние полчаса.

Причем, с доступностью интернета активно развивается и сама болезнь – миллионы людей буквально «поселились» на просторах социальных сетей – они в режиме онлайн на работе, дома, в транспорте, в гостях и т.п.

Однако не стоит перекладывать всю вину на соцсети и форумы, ведь кроме социальных сетей, отвлекать себя от работы можно перекурами, чашечками кофе в компании коллег, обсуждением сплетен или вчерашней вечеринки с подругами, чтением книг и т.п.

Как с этим бороться?
Если вы обнаружили у себя даже первые признаки прокрастинации, то необходимо с ними сразу же бороться. Как? Можно начать с «закаливания воли»: мы ставим четкую задачу – например, написать страницу текста или убрать в комнате. После этого, не отвлекаясь ни на что, выполняем, а лишь потом позволяем себе сигаретку, чашечку кофе или просмотр новостной ленты в любимой соцсети, но при этом четко ограничиваем время перерыва – недопитое кофе выливаем, сигарету выбрасываем, а страничку «ВКонтакте» или «Одноклассников» усилием воли закрываем, и снова беремся за работу.

Этот вариант борьбы с прокрастинацией очень хороший, но что делать тем, кто настолько поражен недугом, что не имеет даже остатков силы воли? Тогда остается распознать свой подвид болезни и следовать советам специалистов.

Степени прокрастинации
Первый подвид называют «напряженные прокрастинаторы». Главная причина их поведения – это страх неудачи. Если вы после того, как получили новое задание, тут же испытываете приступ беспокойства, что не справитесь, так как у вас нет определенных навыков и знаний (везения, таланта, удачи, благосклонности звезд и т.п.), то вы относитесь к этому подвиду.

Столь самокритичных людей необходимо ограждать от заданий, где есть хотя бы намек на соревновательный элемент, особенно, если к прокрастинации добавляется перфекционизм - такой человек уверен, что работа должна быть выполнена идеально, но полагает, что работник из него никудышный.

Второй подвид – «теоретический стахановец». У таких больных список дел, которые непременно должны быть выполнены в кратчайшие сроки, бесконечен. Им нужно сдать отчет, написать собственный рассказ, пошить костюм ребенку, научиться играть на гитаре и скинуть пару десятков лишних кило уже к четвергу на этой недели. Они просто не представляют, за что хвататься в первую очередь, поэтому не делают ничего. Таким людям нужно в первую очередь научиться ставить приоритеты и выполнимые задачи в своих списках и делегировать обязанности.

Третий подвид – «медлительные». Эти пациенты, как правило, выходцы из семей, где родители являлись настоящими тиранами. Несчастные настолько привыкли, что их действия регулярно подвергаются жесткой критике, что даже во взрослой жизни сохраняют привычку откладывать на потом решение любых заданий. И это «потом» никогда может не настать. Такие люди порой бывают чересчур импульсивными, что подталкивает их к принятию неверных решений.

Лечение прокрастинации
Увы, но ученые отмечают, что прокрастинация лечению практически не поддается. Хотя есть различные психологические тренинги, на которых психологи помогают обнаружить и избавиться не только от симптомов, но и причин, но не каждый больной прокрастинацией может прийти на все занятия и завершить курс.

Есть также и медикаментозное решение проблемы, однако лучше, если контролировать прием препаратов будут близкие пациента.

Отмечу, что российские ученые недавно сделали определенный прорыв в решении этой проблемы, изобретя электронный наноимплант, который вживляется пациенту и постоянно напоминает о невыполненных делах, что приводит к возникновению условного рефлекса. Эта новинка пока находится на стадии экспериментальной проверки и если наноимплант пройдет ее, то случится настоящий прорыв в лечении столь тяжелого недуга.

Что подростку нужно знать о прокрастинации? В первую очередь её причины. Они могут быть:

  • Когнитивные: «Я сделаю это позже».
  • Аффективные: «Да ну, это скучно и неинтересно».
  • Поведенческие: «Сделаю то, что кажется интересным, на остальное плюну».

Эти факторы - вместе и по отдельности - могут тормозить его действия, вызывать снижение активности, подмену приоритетов выполнения задач. Если подросток вовремя заметит у себя подобные проявления, возрастают шансы пресечь прокрастинацию на самом раннем этапе.

Проявите эмпатию

Эмпатия - способность увидеть, понять и принять чувства и мнение другого человека. Обычно нам хочется слушать тех, кто нас понимает и предлагает дельные идеи. Для подростка, который часто находится в состоянии войны с окружающим миром, эмпатическая родительская поддержка особенно важна.

Не становитесь по ту сторону баррикад. Разговаривайте с подростком как с другом, испытывающим проблемы с прокрастинацией. Вы же не набрасываетесь на друзей с осуждениями и гневными обличающими речами?

Эмпатия родителей снижает уровень стресса у подростков, повышает уверенность в себе и положительно влияет на успеваемость.

Эмпатия особенно важна в первом и, пожалуй, самом главном шаге на пути к устранению прокрастинации. Важно осознать и принять наличие проблемы у подростка. Так вы станете опорой для подросшего ребёнка, его надёжным понимающим другом.

Помогите ему развить самообладание

Дорога к самообладанию и познанию предполагает, что человек берёт ответственность за самого себя и за все значимые события, происходящие в его жизни.

Самообладание базируется на реалистичных перспективах, подкреплённых здравыми мыслями, которые ведут к ответственным действиям. Для тинейджера-студента это осознанное стремление получать высокие баллы и учиться на желанной специальности, выбор карьеры с учётом интересов и умений и получение разнообразного эмоционального опыта, в том числе через взаимодействие с другими людьми.

Высокий уровень самообладания обеспечивает высокую продуктивность и служит защитой от прокрастинации. Юность - идеальное время для прокачки этого качества.

Будьте командой

Ваша эмпатия поможет подростку развить навыки самообладания. Начните вместе с небольшого эксперимента, поддерживая друг друга на всём пути.

Для начала поставьте перед собой конкретные цели. Они должны быть важными, значимыми, измеримыми и достижимыми. Например, ваша цель - вернуть былую физическую форму или . Подросток может выбрать что-то из учёбы: пятёрку в четверти, экзамен на отлично или призовое место в важном конкурсе. Это цель ребёнка, его вызов.

Далее составьте план действий. В вашем плане - коррекция питания и программа физических упражнений для сброса веса. В плане подростка - учебные курсы, список книг к изучению и расписание практических занятий. Каждый день выполняйте определённую небольшую часть задачи.

Главное, будьте последовательны и не ленитесь. Ваш опыт, ваше участие, ваш союз для борьбы с прокрастинацией - пример для подростка.

В ходе эксперимента свободно обменивайтесь эмоциями, мнениями и опытом: что далось труднее всего, что не хотелось делать вообще или на каком этапе пришла лёгкость. Заканчивается эксперимент достижением цели: в вашем случае - снижением веса, в случае подростка - отличными оценками за четверть или семестр.

Не нужно быть идеальным. Прогресс - это борьба старых методов с новыми способами достижения целей. Небольшие погрешности естественны на этом пути. В этом и заключается эмпатия: вы не осуждаете, а принимаете и поддерживаете.


Прежде, чем ругать ребенка за то, что вместо приготовления уроков, он уже час ходит из угла в угол и отвлекается на кучу несущественных дел, проанализируйте собственное поведение во всех деталях. Умеете ли вы бороться с прокрастинацией?

Этим термином ученые обозначают (англ. Procrastination (задержка, откладывание), от лат. procrastinatus: pro- (вместо, впереди) и crastinus (завтрашний)) склонность к постоянному «откладыванию на потом» мыслей и дел. То есть, откладывание, отлынивание, замещение другими делами, забывание задач и так далее.

Не требуйте от ребенка, чтобы он успел все и сразу. Если выходные не удалось освободить от приготовления домашнего задания, то фраза: «У тебя очень много уроков, когда ты начнешь их делать?», произнесенная утром в воскресенье, может сразу убить радость жизни от выходного дня. Есть риск, что к вечеру вы устанете корить ребенка за нерадивость, а уроки так и не будут сделаны.

Попробуйте рассказать ребенку о том, как часто взрослые сами страдают от того, что не могут сосредоточится на важных делах и оттягивают их выполнение, возможно вы откровенно поделитесь и собственным опытом, если он есть. Такая откровенность сблизит вас и может заинтересовать ребенка в том, чтобы научиться справляться с противной прокрастинацией. Предложите ребенку составить план, как «съесть слона по частям». Объясните, что начало большого дела часто откладывают и взрослые люди, но если разбить его на несколько небольших частей, оно не выглядит уже таким трудоемким. После каждого выполненного «маленького дела» придумайте какое-то приятное вознаграждение.

Одна семья поделилась со мной подобным опытом: приготовление уроков там разбили буквально на отдельные упражнения, а после каждого задания ребенок бежал к папе за порцией любимого развлечения-ходжением на руках с поддержкой за ноги. Одновременно это являлось и необходимой «физкультпаузой». Важно объяснить ребенку, что это такое небольшое самопоощрение – это не вознаграждение за труд, как таковое, а способ сделать его более приятным и легким, насколько это возможно. Полезно запомнить этот прием, который поможет ему в будущем решать взрослые задачи и справляться с самим собой. Похвалите ребенка именно за то, что он приступил к делу, к которому не хотелось приступать, выделите этот момент, как отдельную маленькую победу, даже если до этого выполнение нежеланной работы откладывалось очень долго.

Негативную коннатацию происходящего дать всегда легко («уже столько времени потеряно!»), а позитивную труднее, от родителей потребуется много терпения. Постарайтесь найти вместе с ребенком в предстоящей работе что-то хорошее, обсудите с ним, то это может быть, даже если на первый взгляд это трудно выделить. Всем понятно, что дело все равно должно быть сделано, а вот с каким настроением и как это произойдет, уже вопрос. Личный пример и совместный с ребенком поиск путей самосовершенствования-вот лучший рецепт.




ОТПРАВИТЬ:

Прокрастинация сегодня достаточно известное понятие, которое часто используют в шутливом тоне. Зато, если вы заметили проявления прокрастинации у ребенка – это тревожный сигнал, требующий вашего внимания.

Прокрастинация – это определение в психологии для обозначения склонности к откладыванию дел/решения проблем на потом. Фактически человек уклоняется от сложных для него заданий всеми возможными способами.

Чаще всего о прокрастинации говорят в контексте взрослых, но дети, к сожалению, в последнее время также страдают от такого психологического состояния. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой, не ругайте за лень, лучше помогите справиться с ней и найти мотивацию.

1. Что провоцирует прокрастинацию?

Сейчас существует ряд различных теорий происхождения этого состояния, однако ни одна из них в полной мере не дает исчерпывающего ответа на этот вопрос, поэтому их стоит рассматривать в комплексе.

1.1 Беспокойство

Интенсивный и сильный стресс фактически гарантирует прокрастинацию у ученика. Беспокойство возникает из-за желания (и часто невозможности) выполнить все идеально и страх перед уроком (и шансом получить неудовлетворительный балл). Немотивированный страх показаться неудачником, глупым - является стрессовым фактором.

1.2 Самоограничение

Страх быть успешным, потому что это накладывает определенные обязанности. Традиционно, если ребенок проявил себя по какому-то предмету, или имеет склонность к определенной деятельности (танцы, пение, рисование и тому подобное), его эксплуатируют на полную (конкурсы, олимпиады). Ученик сознательно затягивает выполнение задач, чтобы занизить свои возможности. Проще быть таким, как все, и не выделяться.

1.3 Непокорность

Ребенка может раздражать роль, которую ему навязали: отличник, лентяй, оратор, физик. Это те крайности, которые заставляют ученика развиваться односторонне. Недовольный своим положением ученик боится открыто вступить в конфронтацию, поэтому идет внутреннее сопротивление, что влечет прокрастинацию. Другое проявление – постоянный бунт и открытый отказ что-то делать. Так демонстрируется независимость, но теряются навыки выполнять задания.


Top