Проект цветная неделя в детском саду. Проект «Разноцветная неделя» для детей средней группы Проект составила

ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «НЕПОСЕДЫ»

Танцевали мы и пели,

Так устали, просто чудо!

Разноцветную неделю

Мы устроим вам повсюду.

Что же это за неделя?

Вы не знаете? Расскажем!

Это дело - не безделье.

Все цвета мы вам покажем.

С 5 по 12 февраля в средней группе нашего детского сада, с целью усвоения детьми сенсорных эталонов цвета, прошла «Разноцветная неделя».

Актуальность проекта:

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: цвета радуги.

Предмет проекта: качества цвета.

Цель проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.

Задачи проекта:

    закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;

    научить построению цветовых сочетаний по образцу;

    научить составлению рядов из аналогичных по цвету предметов;

    находить предметы заданного цвета в окружающем мире;

    учить детей различать теплые и холодные цвета;

    упражнять в умении рассказывать о цвете;

    упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;

    закреплять знания о цвете в памяти;

    обучать действиям с цветом по словесной инструкции;

    создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества, становлению эвристической структуры личности;

    привлечь детей к созданию коллективной композиции;

    развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете;

    развивать речь и словарный запас детей;

    тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах;

    воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности : творческий, познавательный.

По числу участников проекта : групповой

По профилю знаний : многопредметный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Участники: воспитатели, дети средней группы.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Необходимые материалы: Логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», краски, кисти, альбомы, цветная бумага, цветной картон, клей, цветные карандаши, салфетки, гофрированная бумага, спортивный инвентарь, методическая и художественная литература, муляжи овощей и фруктов, наглядный демонстрационный материал, настольно-печатные игры.

Предполагаемый результат проекта: дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной жизни. Предполагаемый продукт проекта: создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак), коллективной работы «Радуга-красавица»; составление консультации для родителей «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

Список литературы:

1 . Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика, №7(72) сентябрь 2011г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , СПб

2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 48с.

3. Оберемок С.М. Методы проектов в дошкольном образовании. – Новосибирск, 2005

4. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Авт.- сост.: Аджи А. В., Воронеж: ООО «Метода», 2015. – 184 с.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

6. Тимофеева А.А. Проектный метод в дошкольном образовании // Детский сад – Теория и практика - 2012, №9

7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 – 120 с.

8. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 – 112с.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.

Список мероприятий основного этапа

Дидактические игры:

«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»; «Разноцветная дорожка»; Лото «Цвет и форма»; «Собери картинку»; «Окраска воды»; «Я найду цвета везде»; «Радуга»; «Сложи узор». «Цветные картинки»; «Найди свой домик»; «Разноцветные мячики»; игра на внимание «Цвета»; «Найди свою пару», «Краски», игра с мячом «Назови цвет», «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки», «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты», игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; «Чего не бывает»; игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное».

Пальчиковые игры: «Апельсин», «Дерево», «Синие лужи весны», «Радуга»

Рассматривание иллюстраций : «Что какого цвета», «Гжельская роспись», «Радуга»

Беседа: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение», «Что в природе меняет цвет и почему?»

Чтение художественной литературы : стихи о радуге, загадки о радуге, цветные загадки, В. Сутеев «Петух и краски», В. Катаев «Цветик-семицветик», М. Пляцковский «Разноцветные зверята», С. Галс «Сказка о зеленом цвете», зеленые стихи: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок…», С. Черный «Зеленеют все опушки…», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Я. Маршак «Разноцветная книга», потешки «Радуга-дуга не давай дождя…», «Дождик, дождик веселей…», Сказка в картинках «Сини гном».

Подвижные игры : «Светофор», «Кегли, «Лиса и зайцы», «Цветные автомобили»

Рисование: «Разноцветный петушок»; «Гжельская роспись. Красивый чайник», коллективная работа рисование ладошками «Радуга-красавица»

Аппликации : из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; «Чудо-птица»

Эксперементирование : смешивание цветов «Цветная вода»

Музыка: прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» (Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»), «Синяя вода», «Раз, два – радуга».

Работа с родителями: консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

Заключительный этап

Создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак)

Оформление коллективной композиции «Радуга-красавица»

Составление портфолио проекта.

Вовлечение в деятельность

Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».

Понедельник - день красного, оранжевого, желтого цвета.

Вторник – день зеленого цвета.

Среда – день голубого и синего цвета.

Четверг – день фиолетового цвета.

Пятница – разноцветный день.

План работы

Понедельник – день красного, оранжевого и желтого цвета

У нас секретов нет,

Самый лучший красный цвет.

Цвет оранжевый без сомненья,

Нам поднимет настроенье.

Желтый самый главный цвет,

Потому что это солнышка свет.

1-ая половина дня:

1)утренняя зарядка со спортивным инвентарем красного, оранжевого и желтого цвета (с использованием музыки из к/ф «Красная Шапочка»); 2)отгадывание «красных», «оранжевых» и «желтых» загадок; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный»; «Я найду цвет везде» (красные, оранжевые, желтые предметы); 4) рисование ладошкой красной, оранжевой и желтой полоски на коллективной радуге; 5) комбинированное занятие по развитию речи и аппликации «Разноцветная радуга»: работа с цветными карандашами (д/и «Чудесный мешочек»), дидактическая игра на внимание «Цвета», аппликация «Чудо-птица»

2-ая половина дня:

1) чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» 2) дидактические игры «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты» 3) игры с Логическими блоками Дьенеша: «Сортировка предметов», «Логические карточки»; 4) подвижные игры «Кегли», «Лиса и зайцы»; 5) пальчиковая гимнастика «Апельсин»; 6) прослушивание «Оранжевой песенки».

Вторник – день зеленого цвета

Цвет зелёный у листочка,

Подо мхом зелёным кочка,

И зелёные иголки

Целый год растут на ёлке.

В. Косовицкий

1-ая половина дня:

1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем зеленого цвета; 2) беседа «Любимое комнатное растение»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое»; 4) рисование ладошкой зеленой полоски на радуге; 5) пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета); 6) упражнения по формированию элементарных математических представлений «На какую форму похожа крона дерева», «Маленькие и большие елочки», «Покажи правильное количество» (зеленые круги); 7) подвижная игра на прогулке «Светофор»; 8) отгадывание «зеленых» загадок.

2-ая половина дня:

1) НОД на тему: «Зеленая сказка» (цель: развивать восприятие цвета), чтение "Зеленой" сказки с элементами театрализации; 2) заучивание стихотворения М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»; 3)дидактическая играскубиками Никитина «Сложи узор»; 4) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый); 5) дидактическая игра с зеленым мячом «Назови цвет»; 6) подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». 7) разучивание потешки «Огуречик, огуречик…» и прослушивание «Колыбельной мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»)

Среда – день синего и голубого цвета

А небесную лазурь,

Море после хмурых бурь

Голубой подарит цвет.

Бесподобен с ним рассвет.

И искриться в Новый год

Голубея снег и лёд

Е. Горева.

1-ая половина дня:

1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем синего и голубого цвета; 2) чтение сказки в картинках «Сини гном» (анализ, обсуждение); 3) дидактические игры: "Найди и назови все голубое, синее", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий»; 4) упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны». (Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи); 5) занятие по рисованию «Рисование гжельского узора. Красивый чайник» (цель: знакомить детей с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение;выделять роспись предметов: элементы, сочетание голубого и синего цвета и расположение узора на форме): рассматривание плаката «Гжель», книги Н. Сурьянинова «Синие цветы гжели»; чтение и обсуждение сказки «Гжельские изделия».

2-ая половина дня:

1) беседа: « Где можно встретить воду»; 2) решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»; 3) рисование ладошкой голубой и синей полоски на радуге; 4) дидактические игры: «Каждый предмет на свое место»;

«Найди свой домик»; 5) подвижная игра: «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки»; 6) отгадывание «голубых» и «синих загадок»; 7) прослушивание песни «Синяя вода»

Четверг – день фиолетового цвета.

А вот с цветом фиолетом
Повстречаться можно летом.
Фиолетовы бананы?
Нет! На грядке баклажаны!
Солнцем будит ото сна
Цвет фиалковый весна.

В. Черняева

1-ая половина дня:

1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем фиолетового цвета, подвижная игра «Веселый старт»; 2) чтение и обсуждение произведения Н. Агошкиной «Фиолетовая сказка»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый», «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»; 4) рисование ладошкой фиолетовой полоски на радуге; 5) разучивание потешки ««Радуга-дуга не давай дождя…»; 6) прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».

2-ая половина дня:

1) беседа: «Какой твой цвет любимый»; 2) отгадывание «фиолетовых» загадок; 3) игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; 4) дидактическая игра «Разноцветные домики» («Стрелка, стрелка, покружись…»), игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное»; 5) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + синий = фиолетовый); 6) подвижная игра «Краски».

Пятница – разноцветный день (заключительный этап)

Я подарок разноцветный

Подарить решила маме.

Я старалась, рисовала

Четырьмя карандашами.

Но сначала я на красный

Слишком сильно нажимала,

А потом, за красным сразу

Фиолетовый сломала,

А потом сломался синий,

И оранжевый сломала...

Все равно портрет красивый,

Потому что это - мама!

Петр Синявский.

1-ая половина дня:

1) утренняя гимнастика с разноцветным спортивным инвентарем по музыку «Раз, два – радуга»; 2) чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»; 3) дидактические игры: «Собери башенку», «Мозаика»; 4) аппликация из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; 5) упражнение на развитие слухового внимания «Письмо от незнайки» (цель: найти и исправить ошибки в тексте); 6) подвижная игра «Разноцветная карусель», «Разноцветная дорожка»; 7) настольно-печатная игра «Цвет и форма».

2-ая половина дня:

1) чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Петух и краски», раскрашивание петушка; 2) дидактические игры: с цветными счетными палочками Кьюзенера; на соотношение цвета «Подбери предмет по цвету»; «Собери картинку»; 3) пальчиковая гимнастика «Радуга» (В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга блестит!); 4) подвижная игра «Здравствуй, радуга-дуга»; 5) чтение и анализ рассказа С. Я. Маршака «Разноцветная книга», творческая деятельность – создание детьми «Разноцветной книги»

Отчёт по проектной деятельности:

Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.

Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом: понедельник - красный, оранжевый, желтый цвет; вторник – зеленый цвет; среда - голубой и синий цвет; четверг – фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.

В процессе реализации проекта для усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.

Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности. (Рисунок А. Рыжикова «Радуга»)

Информационное обеспечение проекта???

Ключевые понятия

Цвет - это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Говоря простым языком, цвет - это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.

Спектр - совокупность цветовых полос, получающаяся при прохождении светового луча через призму или иную преломляющую среду.

Радуга - это атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем множества водяных капель (дождя или тумана).

Сенсорное восприятие - это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств.

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Творчество - это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Воображение – этопсихический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта.

Эксперимент (также о́пыт ) в научном методе - это метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

Беседа - это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Методическое обеспечение проекта

1. Конспект комбинированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и конструированию из бумаги в средней группе

Тема: «Разноцветная радуга»

Цель: закрепить знания детей о радуге и ее цветовом спектре.

Задачи: учить конструировать птицу из цветной бумаги; обогащать и активизировать словарный запас детей; развивать связную речь, воображение, память, мышление; воспитывать любознательность, научить детей получать положительные эмоции от совместной деятельности.

Ход занятия

Стихотворение А. Шлыгина (читает воспитатель)

Разноцветный шар земной

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими скоро я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики – красный.

Цвет зеленый у листвы,

Это так прекрасно!

Д/и «Чудесный мешочек» с карандашами .

1. Беседа с детьми

А сейчас мы с вами превратимся в разноцветные карандаши и каждый из вас расскажет о себе (какого он цвета и что можно раскрасить этим цветом) .

Воспитатель читает:

Красный

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры – красные ребятки,

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные яблочки на земле лежат.

После стихотворения ребенок – «красный карандашик» - рассказывает о себе.

Оранжевый

Оранжевой лисице всю ночь морковка снится,

На лисий хвост похожа – оранжевая тоже.

«Оранжевый карандашик» расскажет о себе.

Желтый

Желтое солнце на землю глядит.

Желтый подсолнух за солнцем следит,

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

«Желтый карандашик» расскажет о себе.

Зеленый

У нас растут: зеленый лук

И огурцы зеленые,

А за окном – зеленый луг

И деревце зеленое.

Под зеленой крышей зеленый дом,

А в нем живет веселый гном,

В зеленых брючках ходит новых,

Что сшиты из листов кленовых.

«Зеленый карандашик» расскажет о себе.

Голубой

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

«Голубой карандашик» расскажет о себе (одеваю шапочку) .

Синий

В синем море островок

(Путь до острова далек)

А на нем растет цветок-

Синий-синий василек.

«Синий карандашик» расскажет о себе.

Фиолетовый

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,

Я возьму ее и маме в день рождения принесу.

С фиолетовой сиренью вместе будет жить она.

На столе в красивой вазе у раскрытого окна.

«Фиолетовый карандашик» расскажет о себе.

2. Загадка

На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост (радуга) .

А почему разноцветный чудо-мост?

А посмотрите на наши «цветные карандашики» и скажите, на что они похожи?

Какие цвета есть в радуге?

А кто из вас видел настоящую радугу? А какое настроение было у вас при виде радуги?

В радуге - семь дужек,

Семь цветных подружек!

А всегда ли цвета радуги следуют в определенном порядке? (перечисление детьми цветов радуги по порядку)

3. Физкультминутка «Радуга»

Ай, да радуга-дуга!

Через речку на луга,

(наклониться вперед, встать «мостиком», упираясь руками и ногами в пол, выгнуть спину дугой) .

Разноцветная полоска

Мостиком на берега!

(распрямиться, высоко поднять руки и помахать ими)

Это озорной художник,

Летний, теплый мелкий дождик!

(встать «мостиком», упираясь руками и ногами в пол, выгнуть спину дугой)

Мокрой кистью колдовал,

Радость нам нарисовал!

(распрямиться, высоко поднять руки и помахать ими) .

А теперь мы с вами превратимся в волшебников и сочиним разноцветную сказку.

Я начинаю, а вы продолжаете.

Сказка

Мне приснилось, что я попала в разноцветную страну.

Я увидела (разноцветные дома) Мне очень понравился… (разноцветный дождь) А после дождя я увидела (разноцветную дугу - ра-ду-гу).

Радуга хочет с вами поиграть.

Игра на внимание «Цвета»

Радуга в небе неделю висела,

С неба на землю неделю смотрела:

Что же на память она нам оставила?

КРАСНЫЕ маки,

ЖЕЛТЫЙ песок,

ЗЕЛЕНЫЙ зажегся

На ветке листок.

Жук ФИОЛЕТОВЫЙ

Греет бока

ОРАНЖЕВЫМ солнцем согреты леса.

А у скворца ГОЛУБЫЕ глаза.

Скажите, а кто такой скворец?

Скворец птица какая? (перелетная)

Скоро наступит весна. Из теплых стран прилетят к нам птицы. Каких перелетных птиц мы еще знаем?

Давайте мы с вами сделаем красивых птичек, вестников весны.

4. Творческая деятельность детей, помощь воспитателя по запросу.

5. Итог занятия.

6. Выставка детских работ.

2. Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству в средней группе

Тема: «Рисование гжельского узора. Красивый чайник»

Цель: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры малой формы.

Задачи:
Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме.
Учить составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три).
Совместить гжельский узор с морозным узором на стекле зимой. Присутствие холодных красок.
Материал: Посуда с гжельским узором, скульптура малой формы, иллюстрации, открытки, рисунок морозного окна.Белая бумага размером 5х20 см, гуашь, лист для упражнений, силуэты чайника.
Ход занятия.
Орг. момент
.

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели
сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам
зимы,
С таким же звонким званьем Гжель.
Н. Савченко

Ребята, посмотрите на предметы и узоры, которые изображены на иллюстрации, какого они цвета? На что похожи эти узоры? Как вы думаете, почему предметы разрисованы голубой и синей краской?

Я вам сейчас расскажу очень интересную сказку, из которой вы узнаете, почему художники-мастера стали украшать предметы именно этими красками.

Сказка про гжельские изделия .
Слушаем сказку (рассказывает воспитатель).
Под Москвой, есть село Гжель. Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные гончарные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое). Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок – скульптур похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.
- Ребята понравилась вам сказка?

Знакомство с красками и элементами гжельской росписи.
- А что сделали люди, чтобы прогнать Змея Горыныча? Как они расписали скульптурки? (сине-голубыми красками).
- Ребята такая роспись – по белой глине сине-голубыми красками называется – Гжель (гжельская роспись).
Ребята, а на что похожи элементы гжельской росписи? (на морозный рисунок на окне). Вспомните, какое я вам читала стихотворение. Подходит оно для гжельской росписи? Почему?

Сходство гжели и зимы.
- Давайте сравним с рисунком морозного окна гжельскую роспись. (Вывешиваю рисунок морозного окна).
- Какие узоры вы видите на гжельских изделиях? (цветы бутоны, листья, тоненькие стебельки)
- Есть похожие элементы? (да)
- Сегодня на занятии мы тоже попробуем стать гжельскими мастерами. Мы попробуем нарисовать элементы гжельской росписи: полосы широкие и узкие, полсу и точки, полосу и мазки.
- Посмотрим на изделия гжельских мастеров и попробуем найти эти элементы.
- Сейчас я покажу вам еще раз, какие элементы гжельской росписи вы нарисуете на своих полосках?
Выполнение элементов росписи на листках для упражнений.
А теперь попробуем прорисовать эти элементы в воздухе, а затем на листочках, которые лежат у вас на столах. У кого получилось, поднимите руки, и я вам выдам заготовки чайников, на которых вы нарисуете красивый узор. Каким цветом вы будете его выполнять? (синим и голубым).
Ребята, а как нам получить голубой цвет?
Самостоятельное рисование.
Приступайте к работе. Если кто-то забудет как рисовать, можете потихоньку встать и посмотреть как рисуется узор.

Выставка работ.

Анализируем работы. Посмотрите на работы и скажите, какой рисунок выполнен легко, нежно необычно.

Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

3. Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зелёная сказка»

Цель:

Развивать восприятие цвета, формировать умение подбирать оттенки зелёного цвета методом смешения двух цветов жёлтого и голубого.

Задачи:

Обучающие:

Закреплять знания о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков;

Учить выражать свои мысли и чувства посредством речи.

Развивающие:

Обогащать зрительно-слуховые впечатления;

Развивать умение сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение, умение логически мыслить

Учить соотносить цветовую гамму с характером музыки;

Пополнять и активизировать словарный запас детей;

Развивать речь, стимулируя составлять полные развёрнутые ответы на опросы и придумывание сказки по картинкам.

Воспитательные:

Формировать интерес к изобразительному искусству;

Оборудование и материалы:

Матовая ширма, прикрывающая красочный лес;

Корзинка с насекомыми и животными зелёного цвета;

Подборка картинок для составления сказки;

Гуашь двух цветов;

Палитра;

Кисти, стаканы с водой, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, вы любите летом гулять по лесу? Я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес, а с собой мы возьмем корзинку, в которую мы будем складывать интересные находки (звучит музыка, дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом).

Шагай! - поманила нас к лесу дорожка

И мы зашагали, топая ножками.

Ведь, летом в лесу интересно как в сказке:

Кусты и деревья, лесные букашки,

Высокие ели, лесные зверюшки,

Душистая травка мягче подушки.

Дети подходят к ширме, за которой спрятан лес.

Воспитатель:

Ребята, мы подошли к лесу, а леса нет!

Кто-то ночью утащил лес

Был он вечером, а утром исчез

Не осталось ни пенька, ни куста

Только белая вокруг пустота

Где же прячется птица и зверь?

И куда за грибами теперь?

Дети! Что случилось, куда исчез лес? (Ответы детей) Правильно, это туман. На что похож туман?(0тветы детей) Что такое туман? (0тветы детей).

Когда землю накрывает туман, становится белым-бело, скажите, интересно было бы жить, если все было бы белого цвета? (Ответы детей). Конечно, было бы очень скучно. (Звучит музыка, воспитатель открывает ширму).

Вот выглянуло солнце, рассеялся туман, и все вокруг окрасилось в радужные цвета.

Бродят в траве золотые букашки

Вся голубая как бирюза

Села качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет стрекоза.

Ребята, как понять: «все» окрасилось в радужные цвета? (Ответы детей). Кто мне назовет цвета радуги? (Ответы детей). Сейчас мы поиграем в игру: «Назови цвет радуги?» (дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, задавая вопрос: Какой цвет, между красным и желтым? и т.д.)

Сегодня мы поговорим о цвете, который находится между желтым и голубым (0тветы детей). Садитесь, на лесной зеленой полянке, закройте глазки и послушайте зеленое стихотворение. (Звучит музыка, воспитатель читает стихи).

Зеленый цвет ласкает в полдень тенью

Дарует он покой души и зренью

И травы зелены и тьма в лесах

Зеленый цвет колеблется в глазах.

А теперь откройте глазки и посмотрите, что случилось с нашей корзиной, она не пустая. Хотите посмотреть, что в ней лежит? (Воспитатель достает предметы, дети их называют). Что мы можем сказать об этих предметах? Что у них общее? (0тветы детей).

А каким вам кажется зеленый цвет? Конечно, ребята, зеленый цвет – цвет гармонии, равновесия он соединяет теплые и холодные цвета. Недаром многие художники любили рисовать картины природы. Как называется картина природы? (Пейзаж ) Какие пейзажи, каких художников вы знаете? (Ответы детей ). Хотите мы отправимся в мастерскую художника? Он очень любит рисовать иллюстрации к сказкам. А как называется такой художник? (Ответы детей ). Правильно, его можно назвать художник-иллюстратор.

Проходите, мы с вами в мастерской художника, только самого художника здесь нет, он видно ушел по делам, давайте посмотрим на его мольберт, кого он нарисовал? (на мольберте картинка с изображением контура лягушки.) Он рисует иллюстрацию, к сказке, а как вы думаете к какой? В каких сказках встречаются лягушки. (Ответы детей, дети перечисляют знакомые сказки).

Давайте представим, что мы с вами веселые лягушата. (Физкультминутка «Лягушата»).

Две лягушки-хохотушки

прыгали, скакали

Лапкой – хлоп! Другою – хлоп!

Щёчки надували.

Увидали комара, закричали:

«Ква! Ква! Ква!».

Улетел комар, как ветер.

Хорошо пожить на свете!

Дети прыгают на месте.

Хлопают себя сбоку право, затем – левой рукой.

Надувают щёки и трут их ладошками.

Вытягивают руку со сложенными щепоткой пальцами и водят ею слева направо и обратно, следя за пальцами глазами.

Кричат вместе с воспитателем.

Выбрасывают резко руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.

Гладят себя рукой от подбородка к груди.

Хотите мы с вами придумаем свою сказку про лягушку, и нарисуем её? Тогда начинаем:

Нарисовал художник лягушку его, отвлекли и он ее не раскрасил. Поскакала лягушка куда? (в болото ) там ее встретили кто? (лягушки и стали над ней смеяться). Почему? (Она не раскрашена ). Обиделась лягушка, заплакала. Кто ее пожалел? (Стрекоза ). Что она ей посоветовала? (Пойти к краскам ). Поскакала лягушка к краскам, а дома оказались только две краски жёлтая и синяя. Расстроился лягушонок. Что ему сказали краски? (Мы тебе поможем: смешаемся и получится зелёный цвет ). Он поскакал в болото и теперь над ним никто не смеялся.

А теперь я предлагаю и вам сделать друзей для лягушки. Художник лягушку нарисовал, а мы сделаем друзей для нее из цветной бумаги.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По числу участников проекта: групповой

По профилю знаний: многопредметный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.

Цель проекта: Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета.

Задачи проекта:

  • Закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;
  • Находить предметы заданного цвета в окружающем мире.
  • Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.
  • Упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету,
  • Закреплять знания о цвете в памяти,
  • Обучать действиям с цветом по словесной инструкции,
  • Учить построению цветовых сочетаний по образцу,
  • Учить составлению рядов из аналогичных по цвету предметов,
  • Тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах,
  • Развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете.
  • Развивать речь и словарный запас детей.

Актуальность

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике

Предполагаемый результат проекта:

Дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной деятельности.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

Список мероприятий основного этапа

Дидактические игры:

«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»;

«Разноцветные комнаты»;

Лото «Цвет»;

«Окраска воды»;

«Я найду цвета везде»;

«Радуга»;

«Сложи узор».

«Цветные картинки»;

«Найди свой домик»;

«Разноцветные мячики».

О.с. «Какой твой цвет любимый».

Чтение художественной литературы: стихи о радуге, загадки о радуге, «Запутанные истории», В. Сутеев «Петух и краски»

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».

беседа «Любимое комнатное растение»,

п.и. «Светофор»;

Рисование «Красный карандаш»;

Лепка «Что растёт на грядке»;

Аппликации «Осенняя берёза», «Радуга»;

Работа с родителями – подбор предметов, игрушек, одежды для ребёнка в соответствии с днём недели.

Заключительный этап

Развлечение «В разноцветной стране»

Составление портфолио проекта.

Реализация проекта «Разноцветная неделя»

  1. Вовлечение в деятельность

Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».

Понедельник — красный цвет.

Вторник – оранжевый и желтый цвет.

Среда – зеленый цвет.

Четверг – голубой и синий цвет.

Пятница – фиолетовый цвет.

  1. Прожитие темы недели

Понедельник

Дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Красный».

Дидактическая игра «Я найду цвет везде».

Рисование «Красный карандаш»

Лото «Цвет»

Вторник

Дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый».

Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».

Дидактическая игра «Сложи узор» — желтый коврик.

Экспериментирование с красками: желтый + красный = оранжевый.

Аппликация «Осенняя берёза»

Среда

Дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Зеленый».

Дидактическая игра «Разноцветные мячики».

Подвижная игра «Светофор».

Беседа «Любимое комнатное растение».

лепка «Что растёт на грядке».

Четверг

Дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий». Дидактическая игра «Найди свой домик», «Цветные картинки».

Дидактическая игра «Окраска воды»

Чтение художественной литературы: : В. Сутеев «Петух и краски»

Составление рассказа по картинке «Что есть синего цвета».

Пятница

дидактическая Игра «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый».

Дидактическая игра «Радуга».

Аппликация «Радуга»

В. Катаев «Цветик-семицветик» — просмотр мультфильма.

Дидактическая игра «Цветные домики».

Развлечение «В цветной стране»

Отчёт по проектной деятельности:

Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.

Основной этап реализовывался в течение 1 недели.

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Название: Проект для средней группы «Разноцветная неделя»

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад «Сказка»
Месторасположение: город Иркутск

29.03.2016

Творческий проект «Разноцветная неделя»

Актуальность проблемы: дидактические игры,направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета)обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете...

Все эти действия развивают и закрепляют знания и представление детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании,аппликации. Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются,систематизируются,обогащаются.С помощью игры ребенок получает новые знания о том или ином цвете.В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

Участники проекта: дети,родители, воспитатель средней группы.

Тип проекта: о доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой(12человек).

По времени проведения: краткосрочный(1неделя)

По характеру контактов: ребёнок в семье, в рамках ДОУ.

По профилю знаний: многопредметный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Цель проекта: Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.

Задачи проекта:

1. Закрепить знания цветового спектра у детей.

2. Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета.

3. Научить различать цвета, сопоставлять их с предметами.

4. Научить детей различать теплые и холодные цвета.

5. Упражнять в умении рассказывать о цвете.

6. Развивать воображение, умение видеть характерные признаки предметов.

7. Научить группировать предметы по заданным признакам, учить работать по образцу.

8. Различение и называние комнатных растений по внешнему виду: выделение отличительных признаков.

9. Научить группировать предметы по цвету отдельным цветовым деталям.

10. Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах,из которых состоят предметы.

11. Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас детей.

Проект включает в себе 3 этапа:

1. Подготовительный этап.

× Определение темы проекта.

× Формулировка цели и определение задач.

× Подбор материалов по теме проекта.

× Составление плана основного этапа проекта.

2. Основной этап.

× Беседы по теме, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме проекта, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, рисунки по теме проекта и поделки.

3. Заключительный этап.

× Рисование радуги.

× Создание рисунка «Разноцветная палитра».

× Составление портфолио проекта.

На основном этапе планируется проведение мероприятий в соответствии с составленным планом:

№ п\п

Мероприятия

Сроки

Ответствен-

Ные

Беседа «Дорогу красному»

16.11.15.

воспитатель

Подвижная игра «Найди свой цвет»

16.11.15.

воспитатель

Дидактическая игра «Изучаем цвета» (домино)

16.11.15.

воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Кукольный театр»

16.11.15.

воспитатель

Чтение. Владимир Даль «Война грибов с ягодами»

16.11.15.

воспитатель

Беседа «Оранжевый и желтый-наши друзья»

17.11.15.

воспитатель

Конструирование из кубиков и кирпичиков.

17.11.15.

воспитатель

Дидактическая игра «Солнышко»

17.11.15.

воспитатель

Чтение. ИгорьМазнин «Отчего так много света?»

17.11.15.

воспитатель

Подвижная игра «Цветные автомобили»

17.11.15.

воспитатель

Беседа «Зеленый, здравствуй»

18.11.15.

воспитатель

Аппликация «Сосна»

18.11.15.

воспитатель

Исследовательская работа «Я- волшебник»

18.11.15.

воспитатель

Дидактическая игра «Светофор»

18.11.15.

воспитатель

Чтение. Виктор Лунин «Зеленые сны»

18.11.15.

воспитатель

Беседа «Голубой и синий »

19.11.15.

воспитатель

Рисуем небо и море.

19.11.15.

воспитатель

Викторина «Уголок природы»

19.11.15.

воспитатель

Подвижная игра «Краски»

19.11.15.

воспитатель

Лепка «Цветок в горшочке»

19.11.15.

воспитатель

Беседа «Фиолетовый цвет»

20.11.15.

воспитатель

Рисуем красками радугу.

20.11.15.

воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

20.11.15.

воспитатель

Рассматриваем разноцветные картинки.

20.11.15.

воспитатель

Подвижная игра «Черный, белый не берите…»

20.11.15.

воспитатель

Коллективная работа «Разноцветная палитра»

20.11.15.

воспитатель

Этот проект значим для всех участников.

Предполагаемые результаты :

Дети получают и закрепляют на практике правила безопасности, палитру цветов. Дети правильно различают и называют цвета.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирование-метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможность сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Критерии мониторинга:

1.Знает цветовой спектр.

2.Умеет различать цвета, сопоставляет их с предметами.

3.Различает теплые и холодные цвета.

4.Умеет рассказывать о цвете.

5.Умеет рисовать радугу, правильно называет ее цвета.

Краткосрочный проект, нацеленный на усвоение детьми сенсорных эталонов цвета;формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Танцевали мы и пели,

Так устали, просто чудо!

Разноцветную неделю

Мы устроим вам повсюду.

Что же это за неделя?

Вы не знаете? Расскажем!

Это дело - не безделье.

Все цвета мы вам покажем.

С 5 по 12 февраля в средней группе нашего детского сада, с целью усвоения детьми сенсорных эталонов цвета, прошла «Разноцветная неделя».

Актуальность проекта:

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: цвета радуги.

Предмет проекта: качества цвета.

Цель проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.

Задачи проекта:

  • закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;
  • научить построению цветовых сочетаний по образцу;
  • научить составлению рядов из аналогичных по цвету предметов;
  • находить предметы заданного цвета в окружающем мире;
  • учить детей различать теплые и холодные цвета;
  • упражнять в умении рассказывать о цвете;
  • упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;
  • закреплять знания о цвете в памяти;
  • обучать действиям с цветом по словесной инструкции;
  • создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества, становлению эвристической структуры личности;
  • привлечь детей к созданию коллективной композиции;
  • развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете;
  • развивать речь и словарный запас детей;
  • тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах;
  • воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности : творческий, познавательный.

По числу участников проекта : групповой

По профилю знаний : многопредметный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Участники: воспитатели, дети средней группы.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Необходимые материалы: Логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», краски, кисти, альбомы, цветная бумага, цветной картон, клей, цветные карандаши, салфетки, гофрированная бумага, спортивный инвентарь, методическая и художественная литература, муляжи овощей и фруктов, наглядный демонстрационный материал, настольно-печатные игры .

Предполагаемый результат проекта: дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной жизни.

Предполагаемый продукт проекта: создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак), коллективной работы «Радуга-красавица»; составление консультации для родителей «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

Список литературы:

1 . Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика, №7(72) сентябрь 2011г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , СПб

2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 48с.

3. Оберемок С.М. Методы проектов в дошкольном образовании. – Новосибирск, 2005

4. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Авт.- сост.: Аджи А. В., Воронеж: ООО «Метода», 2015. – 184 с.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

6. Тимофеева А.А. Проектный метод в дошкольном образовании // Детский сад – Теория и практика - 2012, №9

7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 – 120 с.

8. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 – 112с.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.

Список мероприятий основного этапа

Дидактические игры:

«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»; «Разноцветная дорожка»; Лото «Цвет и форма»; «Собери картинку»; «Окраска воды»; «Я найду цвета везде»; «Радуга»; «Сложи узор». «Цветные картинки»; «Найди свой домик»; «Разноцветные мячики»; игра на внимание «Цвета»; «Найди свою пару», «Краски», игра с мячом «Назови цвет», «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки», «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты», игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; «Чего не бывает»; игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное».

Пальчиковые игры: «Апельсин», «Дерево», «Синие лужи весны», «Радуга»

Рассматривание иллюстраций : «Что какого цвета», «Гжельская роспись», «Радуга»

Беседа: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение», «Что в природе меняет цвет и почему?»

Чтение художественной литературы : стихи о радуге, загадки о радуге, цветные загадки, В. Сутеев «Петух и краски», В. Катаев «Цветик-семицветик», М. Пляцковский «Разноцветные зверята», С. Галс «Сказка о зеленом цвете», зеленые стихи: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок…», С. Черный «Зеленеют все опушки…», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Я. Маршак «Разноцветная книга», потешки «Радуга-дуга не давай дождя…», «Дождик, дождик веселей…», Сказка в картинках «Сини гном».

Подвижные игры : «Светофор», «Кегли, «Лиса и зайцы», «Цветные автомобили»

Рисование: «Разноцветный петушок»; «Гжельская роспись. Красивый чайник», коллективная работа рисование ладошками «Радуга-красавица»

Аппликации : из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; «Чудо-птица»

Эксперементирование : смешивание цветов «Цветная вода»

Музыка: прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» (Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»), «Синяя вода», «Раз, два – радуга».

Работа с родителями: консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

Заключительный этап

Создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак)

Оформление коллективной композиции «Радуга-красавица»

Составление портфолио проекта.

Вовлечение в деятельность

Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».

Понедельник - день красного, оранжевого, желтого цвета.

Вторник – день зеленого цвета.

Среда – день голубого и синего цвета.

Пятница – разноцветный день.

План работы

Понедельник – день красного, оранжевого и желтого цвета

У нас секретов нет,

Самый лучший красный цвет.

Цвет оранжевый без сомненья,

Нам поднимет настроенье.

Желтый самый главный цвет,

Потому что это солнышка свет.

1-ая половина дня:

1)утренняя зарядка со спортивным инвентарем красного, оранжевого и желтого цвета (с использованием музыки из к/ф «Красная Шапочка»); 2)отгадывание «красных», «оранжевых» и «желтых» загадок; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный»; «Я найду цвет везде» (красные, оранжевые, желтые предметы); 4) рисование ладошкой красной, оранжевой и желтой полоски на коллективной радуге; 5) комбинированное занятие по развитию речи и аппликации «Разноцветная радуга»: работа с цветными карандашами (д/и «Чудесный мешочек»), дидактическая игра на внимание «Цвета», аппликация «Чудо-птица»

2-ая половина дня:

1) чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» 2) дидактические игры «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты» 3) игры с Логическими блоками Дьенеша: «Сортировка предметов», «Логические карточки»; 4) подвижные игры «Кегли», «Лиса и зайцы»; 5) пальчиковая гимнастика «Апельсин»; 6) прослушивание «Оранжевой песенки».

Вторник – день зеленого цвета

Цвет зелёный у листочка,

Подо мхом зелёным кочка,

И зелёные иголки

Целый год растут на ёлке.

В. Косовицкий

1-ая половина дня:

1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем зеленого цвета; 2) беседа «Любимое комнатное растение»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое»; 4) рисование ладошкой зеленой полоски на радуге; 5) пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета); 6) упражнения по формированию элементарных математических представлений «На какую форму похожа крона дерева», «Маленькие и большие елочки», «Покажи правильное количество» (зеленые круги); 7) подвижная игра на прогулке «Светофор»; 8) отгадывание «зеленых» загадок.

2-ая половина дня:

1) НОД на тему: «Зеленая сказка» (цель: развивать восприятие цвета), чтение "Зеленой" сказки с элементами театрализации; 2) заучивание стихотворения М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»; 3) дидактическая игра с кубиками Никитина «Сложи узор»; 4) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый); 5) дидактическая игра с зеленым мячом «Назови цвет»; 6) подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». 7) разучивание потешки «Огуречик, огуречик…» и прослушивание «Колыбельной мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»)

Среда – день синего и голубого цвета

А небесную лазурь,

Море после хмурых бурь

Голубой подарит цвет.

Бесподобен с ним рассвет.

И искриться в Новый год

Голубея снег и лёд

Е. Горева.

1-ая половина дня:

1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем синего и голубого цвета; 2) чтение сказки в картинках «Сини гном» (анализ, обсуждение); 3) дидактические игры: "Найди и назови все голубое, синее", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий»; 4) упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны». (Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи); 5) занятие по рисованию «Рисование гжельского узора. Красивый чайник» (цель: знакомить детей с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение; выделять роспись предметов: элементы, сочетание голубого и синего цвета и расположение узора на форме): рассматривание плаката «Гжель», книги Н. Сурьянинова «Синие цветы гжели»; чтение и обсуждение сказки «Гжельские изделия».

2-ая половина дня:

1) беседа: « Где можно встретить воду»; 2) решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»; 3) рисование ладошкой голубой и синей полоски на радуге; 4) дидактические игры: «Каждый предмет на свое место»;

«Найди свой домик»; 5) подвижная игра: «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки»; 6) отгадывание «голубых» и «синих загадок»; 7) прослушивание песни «Синяя вода»

Четверг – день фиолетового цвета.

А вот с цветом фиолетом
Повстречаться можно летом.
Фиолетовы бананы?
Нет! На грядке баклажаны!
Солнцем будит ото сна
Цвет фиалковый весна.

В. Черняева

1-ая половина дня:

1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем фиолетового цвета, подвижная игра «Веселый старт»; 2) чтение и обсуждение произведения Н. Агошкиной «Фиолетовая сказка»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый», «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»; 4) рисование ладошкой фиолетовой полоски на радуге; 5) разучивание потешки ««Радуга-дуга не давай дождя…»; 6) прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».

2-ая половина дня:

1) беседа: «Какой твой цвет любимый»; 2) отгадывание «фиолетовых» загадок; 3) игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; 4) дидактическая игра «Разноцветные домики» («Стрелка, стрелка, покружись…»), игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное»; 5) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + синий = фиолетовый); 6) подвижная игра «Краски».

Пятница – разноцветный день (заключительный этап)

Я подарок разноцветный

Подарить решила маме.

Я старалась, рисовала

Четырьмя карандашами.

Но сначала я на красный

Слишком сильно нажимала,

А потом, за красным сразу

Фиолетовый сломала,

А потом сломался синий,

И оранжевый сломала...

Все равно портрет красивый,

Потому что это - мама!

Петр Синявский.

1-ая половина дня:

1) утренняя гимнастика с разноцветным спортивным инвентарем по музыку «Раз, два – радуга»; 2) чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»; 3) дидактические игры: «Собери башенку», «Мозаика»; 4) аппликация из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; 5) упражнение на развитие слухового внимания «Письмо от незнайки» (цель: найти и исправить ошибки в тексте); 6) подвижная игра «Разноцветная карусель», «Разноцветная дорожка»; 7) настольно-печатная игра «Цвет и форма».

2-ая половина дня:

1) чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Петух и краски», раскрашивание петушка; 2) дидактические игры: с цветными счетными палочками Кьюзенера; на соотношение цвета «Подбери предмет по цвету»; «Собери картинку»; 3) пальчиковая гимнастика «Радуга» (В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга блестит!); 4) подвижная игра «Здравствуй, радуга-дуга»; 5) чтение и анализ рассказа С. Я. Маршака «Разноцветная книга», творческая деятельность – создание детьми «Разноцветной книги»

Отчёт по проектной деятельности:

Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.

Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом: понедельник - красный, оранжевый, желтый цвет; вторник – зеленый цвет; среда - голубой и синий цвет; четверг – фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.

В процессе реализации проекта для усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.

Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности. (Рисунок А. Рыжикова «Радуга»)

Ключевые понятия

Цвет - это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения явление, наблюдаемое при освещении Солнцем множества водяных капель (дождя или тумана ).

Сенсорное восприятие - это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств.

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Творчество - это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Воображение – это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта.

Эксперимент (также о́пыт ) в научном методе - это метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

Беседа - это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения .


Пожалуй, трудно отыскать человека, который не любил бы праздники. Особенно если человек этот - ребенок. Он с нетерпением и радостным предвкушением ждет Новый год, и с сосредоточенным сопением готовит подарок для мамочки к 8 марта. Постоянные, повторяющиеся из года в год праздники и традиции как бы структурируют время малыша, оставляют на жизненном пути четкие вехи. Это очень важно для ребенка, потому что приносит ощущение незыблемости и постоянства окружающего мира. Любимые праздники и традиции станут для него путеводной звездочкой и, возможно, останутся самыми дорогими воспоминаниями детства.

И если к таким праздникам, как Новый год или День рождения мы готовимся заранее, придумываем сценарий, обсуждаем, кого пригласить и что приготовить, то есть множество поводов для веселья, которые не требуют никакой подготовки. Уверяю вас, что праздник можно устраивать хоть каждый день!

В феврале в средней группе нашего детского сада, с целью психологической разгрузки и снятия эмоционального напряжения, прошла Разноцветная Неделя.

Задачи недели - это создание благоприятного психологического климата в группе; расширение и обогащение эмоциональной жизни детей; развитие интереса к своему внутреннему миру и миру другого человека; раскрытие творческого потенциала дошкольников.

Танцевали мы и пели,

Так устали, просто чудо!

Разноцветную неделю

Мы устроим вам повсюду.

Что же это за неделя?

Вы не знаете? Расскажем!

Это дело - не безделье.

Все цвета мы вам покажем.

Этим стихотворением открылась «Разноцветная неделя».

Итак, что же это такое - разноцветная неделя?

Всю неделю ребята были наполнены цветом, разнообразными красками.

Каждый день имел свой «фон»:

· понедельник - красный,

· вторник – желтый,

· среда - зеленый,

· четверг - синий,

· пятница - разноцветная день.

На столах были салфетки определенного цвета, на стенах – картинки и воздушные шары такого же цвета.

Родителям предложили одевать детей так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.

План проведения недели включал в себя следующие мероприятия: ежедневные утренние гимнастики с атрибутами соответствующими данному дню, чтение стихов, пение песен, прослушивание музыки, просмотр мультфильмов о цветах, загадывание «разноцветных» загадок, чтение произведении В. Г. Сутеева, В. Катаева, беседы, просмотр мультимедийных презентаций о значении многих цветов в жизни человека. Дети проявляли свои художественные таланты в рисовании, лепке, аппликации, в познавательско-опытнической деятельности (смешивание красок).

Завершением проекта стало проявление фантазии, индивидуальности и оригинальности каждого ребёнка; психологическая разгрузка, снятие эмоционального напряжения у детей; вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОУ;

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я предлогаю вам познакомиться с проектом, который поможет закрепить знания цветового спектора в увлекательной форме. Данный прокет предпологает тестное взаимодействие ГБДОУ с семьёй. Он охватывает все...

Проект для средней группы Разноцветная неделя.

Я предлагаю вам познакомиться с проектом, который поможет закрепить знания цветового спектора в увлекательной форме. Данный проект предполагает тесное взаимодействие ГБДОУ с семьёй. Он охватывает все...

Проект для средней группы "Разноцветная неделя"

Сценарий утренника в детском саду, посвященного Дню матери.Добрый вечер, говорим мы вам. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном зале....


Top