Зачем нужны дети. Зачем нужны дети, или миф об инстинкте материнства

Всероссийский опрос, проведенный Исследовательским центром портала SuperJob по заказу «Русского репортера», показал, что среди граждан, уровень доходов которых принято обозначать как «средний» и « выше среднего», появилась мода на семейность и многодетность. Именно эти люди будут в ближайшие годы формировать общероссийские представления о «правильной» жизни.

Давно известно: рождаемость падает. Падает во всем мире, падает в европейских странах, падает в России. И в ближайшее время, говорят демографы и социологи, изменений к лучшему не предвидится. Но одно дело - общая статистика убыли населения, другое - само население со своим личным отношением к рождению детей, да и собственно к детям.

По заказу «РР» Исследовательский центр портала SuperJob провел всероссийский опрос, в котором участвовали 1800 совершеннолетних респондентов. Оказалось, что среди высокооплачиваемых граждан (с ежемесячным доходом от $1200) отношение к многодетности вполне благожелательное. На вопрос «Сколько детей должно быть в нормальной семье?» 40% опрошенных ответили - трое, и 47% - двое. Нужно отдать должное нашим респондентам: их отношение к многодетности сформировалось не благодаря, а вопреки общественному мнению. Ведь в нашей культуре семьи, в которых много детей, прочно ассоциируются не с достатком и процветанием, а с бедностью и неблагополучием.

В последние два-три десятилетия существования СССР социальной нормой для горожан были один-два ребенка в семье. К многодетным семьям общество в целом относилось презрительно. После телерепортажей о матерях-героинях во дворах на лавочках судачили, мол, тут вкалываешь-вкалываешь, а эти нарожают вагон - и корми их. Расхожее выражение «дурное дело нехитрое» - это еще вполне благожелательный комментарий по поводу тех, кто насажал себе «семерых по лавкам». Творожными сырками в школе всех кормили за деньги, а «многодетных» - бесплатно. О детях, поедающих бесплатные завтраки, учителя на переменках шушукались, презрительно поджимая губы. Многодетность означала бедность, социальную неустроенность, выпрашивание государственных подачек. Родителей, имеющих больше двоих детей, считали, в лучшем случае, легкомысленными и недальновидными, а их детей рассматривали как потенциальных «неблагополучных». Знакомясь с многодетными родителями, чиновники из органов соцзащиты первым делом спрашивали, сколько «приводов» было у их чад.

Такое отношение к многодетности, считает доцент кафедры социологии семьи факультета социологии МГУ Елена Киселева, возникло потому, что, начиная с 50−х годов, то есть сразу после Второй мировой войны, ученые - демографы, социологи, экологи - неустанно говорили о том, что Земля на грани перенаселения. Эту точку зрения транслировала пресса, картины будущего апокалипсиса рисовали писатели-фантасты. Хотя в действительности рождаемость падала уже тогда. Небольшой и вполне понятный всплеск пришелся на послевоенное поколение, а потом кривая рождаемости снова устремилась вниз.

Но за десятилетия «борьбы с перенаселением» представление о счастливой семье с одним, максимум с двумя детишками - мальчиком и девочкой - в Европе успело прочно утвердиться. В мусульманских государствах - нет, там по-прежнему рожают много детей. Но и там, вопреки общему заблуждению, рождаемость тоже падает. В Пакистане на одну семью приходится 1,9 ребенка, говорит Киселева.

Ответ китайцам

Лед тронулся. Публикации о знаменитых и богатых многодетных мамах и папах стали появляться в глянцевых журналах. Пятеро - у президента «Атона» Евгения Юрьева, трое - у политика Ирины Хакамады, три дочери у зампреда правления Сбербанка Аллы Алешкиной.

Но респонденты нашего опроса, убежденные в том, что детей в семье должно быть двое, а лучше трое, ссылаются - кто бы мог подумать! - не на опыт известных соотечественников и не на собственные представления об идеальной семье, а на демографию. Для большинства опрошенных, согласившихся прокомментировать свои ответы, дети - это решение демографической проблемы, воспроизводство нации и наш ответ китайцам.

«Для сохранения генотипа и численности населения» - так объяснил свою позицию менеджер из Петербурга, проголосовавший за двоих детей в семье. «Наша нация вымирает. Всем семьям просто необходимы как минимум три ребенка, дабы не наступил демографический кризис!» - считает девятнадцатилетний оператор ПК из Норильска. «С какой стати позволять китайцам заселять землю?!» - восклицает женщина-дизайнер 22 лет из Чебоксар, считающая, что детей в нормальной семье должно быть трое. «Два - минимум, чтобы население не сокращалось, а чтобы росло, нужно три», - уверен инженер из Южно-Сахалинска.

Но они не вполне правы. Чтобы остановить падение рождаемости, даже трое детей - слишком мало. Для этого, говорят демографы, картина должна быть такой: семей с двумя и тремя детьми поровну, а семьи с одним ребенком должны уравновешиваться таким же количеством семей с четырьмя и более детьми.

Но это все разговоры, и только. Далеко не каждый респондент реализует свои высокие патриотические устремления на практике.

К тому же на пути воспроизводства населения немало препятствий. Ученые называют это «концепцией помех». Именно от нее отталкиваются государственные чиновники, выдумывая, как рублем стимулировать рождаемость. А она не стимулируется, потому что сами дети - «помеха».

Опрос SuperJob свидетельствует о том, что в целом желающих сначала достичь карьерных высот, а уж потом обзаводиться детьми оказалось несколько меньше (35%), чем тех, для кого на первом месте дети, а не карьера (40%). При этом более решительный настрой на семью демонстрируют вовсе не женщины, а мужчины. Оно и понятно: мужчине гораздо легче совмещать карьерный рост с продолжением рода, чем женщине. Если карьеру на первое место поставили 45% опрошенных женщин, то среди мужчин за карьеру оказалось всего 25%, а абсолютное большинство - 47% - считают, что сначала надо рожать детей. Но только две женщины среди нескольких десятков респондентов, оставивших по этому поводу комментарии, сказали, что карьера и дети - вещи несравнимые.

Желание обзавестись детьми усиливается по мере роста доходов. Если денег мало - ежемесячный доход до $299, то 40% респондентов сначала хотят делать карьеру и только 20% - детей. Тяга к карьерным свершениям заметно слабеет на отметке $900–1199 в месяц: только 33% ставят карьеру выше детей, а 45% готовы задвинуть работу ради обзаведения потомством. Апофеоз наступает при зарплате от $1200 в месяц. Только 25% респондентов с таким доходом ставят карьеру на первое место, а 50% считают, что сначала надо рожать детей.

Оно и понятно: детей ведь мало родить, их нужно обеспечить и дать им образование. Об этом многие респонденты говорят в своих комментариях. «Ребенок должен жить в достатке», - полагает менеджер по продажам машин из Москвы с доходом $800. Поэтому, кстати, он и считает, что карьера на первом месте. О самоценности карьеры, надо сказать, респонденты практически не говорили. Она рассмат­ривается лишь как способ достижения материального статуса, позволяющего обеспечить детей. Но карьера может увлечь раз и навсегда, считает респондент из Москвы: «Когда сделана карьера, то женщине не до ребенка, воспитывают посторонние люди!» У женщин в этом вопросе своя правда: «Кто-то ребенка должен содержать. Надеяться на мужчину глупо».

Интересно, что, говоря о карьере потенциальной матери, мужчины и женщины имеют в виду разные вещи. Мужчины склонны рассматривать карьеру как способ самореализации женщины: «Сначала надо рожать, а потом делать карьеру для себя» или «Это для женщины не обязательно» (карьера). Женщины же говорят о карьере как о способе обеспечить безбедное будущее своего ребенка.

Система ценностей, безусловно, меняется с возрастом. Так, для большинства мужчин и женщин в возрасте 30–39 лет приоритет детей перед карьерой неоспорим. Дети на первом месте для 48%, а карьера - только для 24%.

Возраст, или, как принято говорить, «биологические часы», - едва ли не более мощный регулятор поведения человека в сфере продолжения рода, чем соображения по поводу демографической политики. Рассуждая о лучшем возрасте для рождения первого ребенка, большинство респондентов назвали период от 19 до 29 лет - оптимальный с точки зрения здоровья как матери, так и будущего ребенка, а значит, и с точки зрения сохранения генофонда нации.

Руководитель из Петербурга 49 лет с доходом $1800 в месяц подходит к решению вопроса по-государственному: «В связи с тем, что оптимальный фертильный возраст для женщины находится в диапазоне 19–29 лет, сначала необходимо родить, а потом уже заниматься своей карьерой. Это актуально для таких семей, которые думают в первую очередь о здоровье нации. Пренебрежение этим фактором - главное преступление перед страной и будущими поколениями». Народ, стало быть, должен принять меры.

Иначе объясняют преимущества многодетности респонденты, у которых уже есть трое детей, или те, кто вырос в многодетных семьях. Психолог из Альметьевска (45−летняя женщина): «Потому что в моей семье их трое. Дети должны научиться любить ближнего, заботиться друг о друге». «Я росла в семье, где было трое детей. Это здорово!» - говорит сотрудница службы безопасности из Москвы (36 лет). «Трое детей - это очень хорошо. У меня три дочери», - сообщает бухгалтер из Москвы (44−летняя женщина).

Те, кто считает, что детей в семье должно быть много, объясняют свою позицию демографическими, медицинскими соображениями или личным опытом. Вот только о любви к детям в таком разговоре упоминать почему-то не принято.

Мама спит, она устала

«У нас не любят детей, их воспринимают как помеху, - говорит Елена Киселева. - Когда социологи задают вопрос в лоб: “Любите ли вы детей?”, “Нет” не ответит никто и никогда. Это - общественное табу. Детей принято любить. Но косвенные вопросы, направленные на то, чтобы выяснить отношение к детям, дают совсем иную картину». Оказывается, дети связаны для родителей, потенциальных или настоящих, с тратами, лишениями и опасностями.

В своем исследовании Киселева анализирует отечественную детскую литературу:

У Чуковского и Маршака вы не найдете упоминания о детях как о «лишних людях», мешающих своим родителям. У классиков дети шалят, играют, но их существование никак не противопоставлено миру взрослых. А дальше - «Мама спит, она устала». Или мама с папой в кино, а сын скучает дома. Или вот, у Успенского, про девочку Веру и обезьянку Анфису. Появляется веселая обезьянка, и родители рады, что им не нужна «вторая девчонка». И, наконец, «вредный совет» Григория Остера: «Стой спокойно в уголке до старости своей».

Без демографии

У Ольги Резниковой трое детей: Олесе девять лет, Полине - пять, а Федору - год и два месяца. О демографии и медицине она как-то не думала. Как, впрочем, и о карьере. «Я всегда хотела реализовать себя именно как мама», - говорит Ольга.

Поначалу они с мужем Виталием планировали «нормальную» семью с двумя детишками. Выполнили план и стали думать о третьем. «Но опасались», - говорит Оля. Третий «сам пришел». Опасения оказались излишними.

Стоит признать, что нынешнее поколение женщин (как и два предыдущих) воспитывалось с прицелом на образование и карьеру, а не на семью и пеленки. Олю Резникову, по-видимому, воспитывали как-то иначе. Семья на первом месте и для ее мужа - бизнес-аналитика в крупной компании. Ольга знает, что в полвосьмого он придет с работы домой. Потому что время, предназначенное для семьи ему важнее карьерных вершин. С материальной точки зрения семья вполне благополучная. Есть деньги на отдых за границей, в подъезде сидит консьерж, перед домом охраняемая автостоянка.

Ольга закончила институт легкой промышленности и иногда, если есть немного времени, берет на дом заказы. Постоянно она последний раз работала в институтской библиотеке - еще до рождения старшей дочери. Потом ушла в семью.

Пока Ольга излагает свою жизненную концепцию, в коридоре с машинкой ползают двое младших - Федя и Полина. Родив третьего, Ольга и не подумала отдавать Полину в садик. Туда, кстати, не ходила и старшая дочь. Все воспитание с закаливанием - дело рук родителей.

Мужа часто принимают за иностранца, - делится Ольга. - Он по выходным везде ходит с детьми.

Действительно, раз отец с тремя детьми - значит, иностранец. У нас такое демонстративное чадолюбие все еще не принято.

Когда я носила ребенка в слинге, ко мне вечно подходили «доброжелатели» и делились своими опасениями, что ребенок задохнется, у него будет искривление позвоночника, вывих бедра. Даже появление на улице женщины с коляской провоцирует людей на какие-то замечания. Вообще, у нас принято детей воспитывать, особенно чужих, делать им замечания, бояться за них и окружающие предметы: как бы чего не вышло. К детству почему-то относятся не как к радости, а как к этапу повышенного травматизма.

Дети - это для многих страшно, - резюмирует Ольга.

От патриотических, медицинских и демографических соображений до реального жизненного выбора очень далеко. Рождение ребенка все еще связано со множеством страхов. И все-таки убежденность многих людей в том, что двое или трое детей - это правильно и хорошо, наверняка будет иметь последствия. Среди успешных соотечественников утвердилась мысль, что дети должны быть, а многодетные семьи не несут никакой социальной угрозы. Не исключено, что эти настроения активного класса станут в России общепринятой нормой. А это непременно скажется и на официальной статистике рождаемости.

Фото: Юрий Козырев для «РР»; VU/Fotolink; Кирилл Лагутко для «РР»

Первый вопрос, который важно прояснить супругам еще до момента зачатия, - вопрос мотивации: почему мы хотим ребенка? Зачем нам дети? Как правило, мотивов всегда несколько, и у мужа и жены они могут различаться. Часть мотивов осознается, но многие остаются спрятаны в бессознательном, и помочь их обнаружить может только специалист, используя специальные методики, в том числе опросники. Ответы, построенные на обобщении или категоричном утверждении: «Это же естественно - все нормальные люди хотят» или «Это наша обязанность, так положено, без детей невозможна полноценная семья», с психологической точки зрения свидетельствуют скорее об инфантильности будущих родителей, чем об их готовности к рождению первенца. Почему? Причин много, перечислим некоторые из них.

Во-первых, желание иметь ребенка - это не признак «нормальности» , и далеко не все «нормальные люди» хотят стать родителями, так же как не все стремятся вступить в брак. Есть разные пути и предназначения в жизни (например, монашество), различные возможности и особенности, бывают ситуации, в которых родительство хоть и желанно, но неосуществимо. Поэтому «все» и «нормально» в качестве объяснения здесь не подходит.

Во-вторых, «так положено» - в данном случае ставит под сомнение свободу выбора супругов, а вместе со свободой и ответственность. «Нам велели, мы сделали» - здесь это инфантильная позиция, ведь чтобы полноценно реализовать свое родительство, важно быть личностно зрелым: «Я готов, я могу, я хочу, я выбираю, я отвечаю».

И наконец, в-третьих, полноценность семьи не определяется наличием детей . Так, святые Петр и Феврония, которые почитаются в России как покровители семьи и брака, по преданию, были бездетными. После рождения Иисуса Христа изменилось ветхозаветное отношение к бездетности как к Божьему проклятию и наказанию. Ожидание людьми прихода в мир Мессии сменилось желанием воплотить в своей жизни его заповеди.

Конечно, это прекрасно, когда в семье есть дети, рожденные в любви, и в Библии сказано: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28). Важно только не забывать и другое: в молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева, на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес» (Цит. по: Основы социальной концепции РПЦ ).

Рождение ребенка - не смысл и не цель брака, но также и не «средство спасения души», как считают те, кто предпочитает ориентироваться в своей жизни на вырванные из контекста цитаты из посланий и высказываний святых отцов.

А еще существует миф о так называемом инстинкте материнства. Развенчивать мифы - дело неблагодарное, но благородное, поэтому рискнем покуситься на «святое». Начнем с определения: основной признак инстинктивного поведения у животных - оно врожденное, осуществляется автоматически, воспроизводится бессознательно, то есть без всякого участия мысли и воли . Но человек - не животное. Предположив наличие у человека инстинктов, мы ставим под сомнение его свободу. Исходя из вышесказанного, первый аргумент «против»: у человека, с точки зрения христианской антропологии, инстинктов нет и быть не может, так как это противоречило бы представлению о личности, созданной Богом по образу и подобию Своему и обладающей свободой, волей и творческим даром.

Конечно, можно сказать, что этот аргумент хорош только для верующих. Но есть и другой, понятный всем: если считать желание иметь детей инстинктивным, как тогда объяснить ситуацию с абортами? Если родительство инстинктивно, абортов не было бы вовсе, а это, к глубочайшему сожалению, не так. Инстинкт - это то, что должно быть у всех «особей данного вида», но тогда почему на сегодняшний день наша страна занимает одно из первых мест по количеству абортов в процентном отношении к общему числу рожденных детей? Аборты делают как женщины, не имеющие детей, так и уже родившие и даже многодетные. Одно из объяснений такой удручающей картины: общепринятое отношение к детям как к «предмету желания» («хочу иметь ребенка») предполагает и противоположный полюс - «не хочу иметь ребенка». Как будто жизнь личности можно обсуждать в категориях «иметь - не иметь».

Мы не будем подробно останавливаться на описании деструктивных мотивов рождения детей , лишь перечислим некоторые из них:

Укрепить отношения в семье (привязать к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход);

Вынудить партнера жениться;

Улучшить жилищные условия;

Вынудить родителей смириться с браком;

Родить «для здоровья» («аборт вреден, а беременность омолаживает»);

«родить всем назло», отомстить;

Получить материальную выгоду;

Изменить социальный статус и многое другое.

Такие мотивы разрушительно влияют и на супружеские отношения, и на личность каждого из супругов, и на жизнь и развитие ребенка - надеемся, что это ясно без объяснений.

Итак, все мотивации рождения детей, с нашей точки зрения, можно условно разделить на два типа: «ребенок-объект» (средство ) и «ребенок-субъект» (безусловная ценность ).

«Ребенок-объект», родившись, должен обеспечить своим родителям удовлетворение их психологических потребностей:

В безусловной, беззаветной любви и верности («Взяв ребенка на руки, я в первый раз в жизни ощутил, что кто-то любит меня просто так, ни на кого меня не променяет, и это навсегда!»; «Хоть кто-то меня будет любить»; «Я всегда буду самой лучшей и любимой женщиной для моего сына!»);

В ощущении собственной ценности («Я мать, а мать - это святое!») и полноценности («У меня, как у любого нормального человека, есть дети»);

В смысле собственной жизни («До рождения ребенка я не понимал, зачем живу»; «Если с ребенком что-то случится, мне незачем будет жить»; «Мои дети - главный и единственный смысл моей жизни»);

В самоутверждении («Мой ребенок - что хочу, то с ним и делаю»; «Я для своих детей царь и бог»);

В самореализации («Дети должны добиться всего, о чем мне мечталось»; «Дети - мое продолжение, моя гордость!»; «У моего ребенка должно быть все, чего не было у меня»);

В ощущении себя взрослым и умным («Дети - это вам не игрушки!»; «Не учите меня жить, я теперь сам родитель!»; «Сама сначала роди, а потом будешь мне советы по воспитанию давать!»);

В собственной нужности («Дети всегда будут нуждаться в родителях»; «Куда он без нас денется»; «У меня теперь есть хоть один близкий человек, о котором я смогу заботиться»);

В безопасности и защищенности («Никогда не останусь в одиночестве»; «Будет кому мне в старости стакан воды принести»).

Получается, что у будущих родителей есть какой-то дефицит, какие-то неудовлетворенные желания, амбиции, страхи, с которыми они надеются справиться при помощи ребенка, и малыш, еще не родившись, уже что-то им должен . Неадекватные ожидания, возложенные на ребенка, не могут оправдаться по определению - они ведь изначально строятся на ложных идеях. Хотя «народная мудрость» с нами бы здесь поспорила, ведь фразы, которые мы приводили в качестве примеров, взяты из жизни и для многих звучат естественно, их правильность не вызывает сомнений. Но в данном случае это голос не мудрости, а «народной» глупости, так как все вышеописанные высказывания - пример эгоизма, эгоцентризма, личностной незрелости, а не взрослой родительской позиции (простите, если кто-то в этих примерах узнал себя).

Когда ребенок выступает не в роли объекта, а воспринимается родителями как субъект, как личность, отношения с ним выстраиваются на совершенно иных основаниях. Акцент ставится уже не на ожиданиях от ребенка, что он что-то даст родителям (или от чего-то избавит), но, напротив, в центре внимания оказывается способность родителей удовлетворить потребности малыша . В «сказке про норму» предполагается, что к моменту готовности супругов стать родителями у них уже есть эмоциональный и личностный «прожиточный минимум»: ощущение безусловной ценности собственной личности и жизни; осознанный смысл своей жизни; адекватная самооценка; честное знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ограничений (поэтому они не нуждаются в неограниченной власти над ребенком для самоутверждения); разнообразные способы самореализации, принятие себя, других людей и жизни во всей полноте; смелость перед непредсказуемостью и неопределенностью будущего.

То есть это двое взрослых людей.

Прочитав этот список, кто-то удивится: если у меня все это есть, я живу полноценной и интересной жизнью, зачем мне тогда ребенок? И это самое важное: не ребенок нужен родителям, а родители нужны ребенку, не малыш должен оправдывать ожидания взрослых, а взрослые должны иметь достаточный ресурс (и физический, и психологический) для удовлетворения всех основных нужд и желаний ребенка.

Когда у родителей избыток сил и взаимной любви, радости и они готовы щедро этим делиться, от всей души дарить свое богатство, тогда у их ребенка есть шанс почувствовать себя субъектом, ценной личностью, достойной безусловной любви и заботы.

Но в сознании многих современных людей детско-родительские отношения перевернуты, увы, с ног на голову. Как прекрасно было бы, если бы дети рождались от избытка родительской любви и силы, а не для восполнения их ущербности и врачевания комплексов.

Разговор с целью прояснения мотивации рождения ребенка может оказаться не из приятных. Возможно, один из супругов или оба вдруг обнаружат, что психологически совершенно не готовы к появлению младенца. «Так что же теперь - не рожать, а ждать наступления личностной зрелости? А если она до старости не наступит, то так без детей и остаться?» - это типичный вопрос на лекциях, семинарах и консультациях. Ждать или не ждать, сколько ждать и чего - решение принимают только сами супруги, так как это решение лежит в зоне их личной ответственности, и никто не имеет права ни разрешить им, ни запретить. Важно только, чтобы, принимая одно из самых важных и судьбоносных решений в своей жизни - решение о будущем ребенке, - супруги хорошо осознавали свои особенности и ограничения, понимали, какие собственные психологические потребности пока не удовлетворены, и учились находить различные способы их удовлетворения, без привлечения к этой «почетной миссии» детей.

Счастливое, полноценное родительство возможно и у несовершенных родителей (совершенных мы, честно говоря, никогда не видели). Главное, чтобы они не рассчитывали на ребенка как на избавителя от внутриличностных проблем и межличностных конфликтов. При этом дети, безусловно, в некоторой степени влияют и на родительскую самооценку, и на ощущение ценности и осмысленности жизни, и на самореализацию и т. д. и т. п., но не это их главная задача. Каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать собой во всей полноте потенциала, заложенного в него Богом. А уж взрослые просто обязаны позаботиться о создании самых лучших (исходя из своих возможностей) условий для развития личности, которую Господь на время вверил их попечению.

Психологическая готовность к родительству может включать в себя следующее:

Признание величайшего значения рождения нового человека в мир (вместо обесценивающего личность отношения к ребенку как к объекту);

Осознание своей адекватной ответственности за жизнь, здоровье и развитие ребенка (вместо неадекватных гипер- или гипоответственности - «все» или «ничего»);

Способность родителей к проявлению безусловной любви и верности (вместо ожидания получить это от ребенка);

Ощущение и признание безусловной ценности жизни и личности ребенка (вместо желания самоутверждаться за его счет);

Уважение личности и собственного смысла жизни ребенка (вместо того чтобы сделать его смыслом своей жизни или навязать ему свои смыслы);

Способность оказать поддержку ребенку в его самореализации (вместо самореализации за его счет);

Признание права ребенка на самобытность, индивидуальность (вместо игнорирования или отрицания особенностей ребенка и втягивания его в зависимые отношения);

Готовность создавать безопасные и защищенные условия для развития ребенка, заботиться о его нуждах и удовлетворять как физические, так и психологические потребности (вместо того чтобы сделать из ребенка родителя для себя - ожидать от него заботы, внимания, понимания и т. п., как от взрослого).

Непростые требования, но, согласитесь, и задача архисложная и ответственная.

Из новой книги протоиерея Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой «Жизнь после свадьбы», вышедшей в издательстве «Никея».

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Возник вопрос: зачем рожать детей?

Давайте разберемся, действительно ли каждому человеку необходимо оставить после себя потомство .

Зачем людям нужны дети?

Ребенок — это продолжение рода .

Считается, что у женщин присутствует материнский инстинкт, даже если она пока еще не стала матерью.

Эволюция приспособила нас таким образом, что мы стремимся оставить после себя потомство .

Бессознательно мы понимаем, что человечество должно продолжать жить, а значит, для этого необходимо рожать детей.

Это высокие цели , о которых многие не задумываются, но они как бы вшиты в наши гены.

Помимо сохранения человечества на Земле, существуют и личные причины, почему люди стремятся завести детей.

Для женщины — реализация инстинкта материнства. Если ты родила ребенка, значит, ты чего-то стоишь. Для мужчины — посеять свое семя, оставить свои гены.

Почему и для чего рожают?

Рождение ребенка сопровождается достаточно большими трудностями . Начиная от необходимости заботиться о здоровье, заканчивая материальным вопросом обеспечения семьи.

Однако даже пары, не имеющие высокого заработка, все-таки решаются на рождение ребенка.

Основные причины :

Каждая ли женщина должна стать матерью?

Обязательно ли рожать детей? Действительно ли надо рожать ребенка? На вас давит общество, муж, родители, но вы внутренне сопротивляетесь и не хотите быть матерью.

Если посмотреть на процент нежелательных детей и отношение к ним родителей, то можно увидеть, что возникновение в этом случае выше, чем, если ребенок желанный.

Не у всех женщин присутствует материнский инстинкт . Иногда он не появляется даже после рождения малыша.

Это не хорошо, и не плохо, а просто особенность личности.

Значит, эта женщина может реализовать себя в другой деятельности , и совершенно необязательно, что ей надо рожать ребенка.

Дети должны быть желанны, тогда они .

В каком возрасте лучше обзаводиться потомством?

Менструация начинается у девочек с 12-13 лет, но это совершенно не значит, что она готова к зачатию. К сожалению, статистика последних лет неутешительна , и встречается все больше несовершеннолетних матерей.

Есть и обратная тенденция — женщины, решившие рожать уже после 35 лет, когда достигнут высокого заработка, состояться в карьере.

Однако надо помнить, что чем старше роженица, тем больше риска для нее и ребенка. Особенно это касается тех, у кого предстоят первые роды.

Девушка, рожающая до 20 лет, должна понимать, какие изменения произойдут в ее жизни , в том числе социальной. Вполне вероятно, придется бросить учебу или взять академический отпуск, уйти в декрет, сделав перерыв в карьере.

В 18 лет чаще всего дети получаются незапланированные, и не все родители психологически готовы к появлению у них ребенка.

К 25 годам человек уже достаточно зрелый , способен ставить цели и реализовывать их.

Время между 20 и 30 годами наиболее благоприятно для появления детей — организм еще сильный, здоровье позволяет, а зарплата, как правильно, уже приемлемая для обеспечения ребенка.

Стоит ли заводить ребенка для себя?

Не каждая женщина удачно выходит замуж . Бывает так, что ей уже 30, 35, а семейная жизнь не сложилась. Женщине хочется ребенка, и встает вопрос: не родить ли для себя.

Здесь важно оценить свои возможности. Никто, кроме тебя, не будет обеспечивать этого ребенка финансово.

Если понадобится его с кем-то оставить, то придется просить не мужа, а маму, подругу или нанимать няню.

Рожать для себя стоит, если вы полностью уверены в том, что сможете воспитать и обеспечить ребенка . Никто за вас не решит — надо или не надо. Если отец ребенка отказывается участвовать в воспитании, а вы хотите его оставить, то это ваше право.

Нужно ли рожать, чтобы сохранить брак, удержать мужчину?

Большое заблуждение многих женщин, что, родив ребенка, они тем самым удержат мужчину возле себя.

У мужчин не так развит инстинкт обеспечения потомства.

Для них более важен сам факт появления на свет ребенка, а не .

Очень небольшой процент мужчин именно по причине того, что родился ребенка. И это не гарантирует того, что когда малыш подрастет, мужчина все равно не уйдет.

Более того, неблагополучная атмосфера в семье , когда родители друг друга , негативно сказывается на развитии детей.

Психология многодетных

Зачем некоторые рожают много детей? Интересен тот факт, что рожают часто много детей семьи с небольшим достатком и низким социальным статусом .

Возможно, здесь дело в умении грамотно планировать свое будущее и будущее детей.

Каждый ребенок — это большие финансовые затраты , но некоторые семьи об этом не задумываются, им важен сам факт появления его на свет.

Причины появления многодетных семей:

Веские причины, чтобы не иметь детей, по мнению психологов

Есть причины, по которым ребенка рожать не стоит:

Кто такие чайлдфри?

Чайлдфри — это идеология, движение, характеризующееся сознательным нежеланием иметь детей. В переводе термин означает «свободный от детей», возник достаточно недавно, примерно в 70-х годах прошлого века.

У людей этого социального движения присутствует убеждение, что им не нужны дети, они не хотят их иметь по определенным причинам.

Термин был придуман для того, чтобы отличать тех, кто не может иметь детей по состоянию здоровья, от тех, кто добровольно отказывается от рождения потомства.

Почему люди делают такой выбор. Условно чайлдфри можно поделить на два вида:


Чайлдфри могут не рожать детей по самым разным причинам:

  • карьера — она важнее, чем необходимость провести несколько лет дома, ухаживая за малышом, теряя навыки и социальный статус;
  • личная свобода — люди просто не желают ее ограничивать;
  • , детские травмы — эта категория не желает заводить ребенка, боясь, что не сможет нести ответственность за него, воспитывать, содержать;
  • — подорвать свое здоровье, родить ребенка с отклонениями и проблемами со здоровьем;
  • считают, что современный мир слишком опасен и неустойчив , чтобы заводить ребенка — войны, плохая экология, преступность.

В любом случае, жизнь без детей — это личный выбор человека, и никто не вправе его осуждать.

Прогноз и последствия для бездетных

Выбирая, рожать или нет ребенка, необходимо понимать, чем грозит отсутствие детей:


У женщин гораздо меньше времени на то, чтобы стать матерью, чем у мужчин, чтобы стать отцом.

Срок женщины ограничен, тогда как большинство мужчин способно к оплодотворению до преклонного возраста, и если муж сейчас говорит, что он не хочет ребенка, это не значит, что у него не появится это желание в будущем.

Рожать или нет — это должен быть сознательный выбор, тщательное планирование . Случайный ребенок тоже может стать любимым, но все же лучше, когда он рождается в нужное время и по желанию обоих родителей.

Зачем рожать детей? Мнение психологов:

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. / Оскар Уайльд

Наверное, у большинства читателей название статьи вызвало недоумение.

Но постарайтесь ответить себе, зачем Вы родили или собираетесь родить ребенка. Думаю, не каждый ответит с ходу, а подумав еще немножко, поймет, что ответ был не совсем честным, и за этим стоит еще много чего личного.

Вопрос рождения ребенка очень сложный, ведь то, с какой целью Вы хотите его родить, будет оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. И поверьте, мотивация Ваших родителей для появления Вас на свет оказывает на Вас и сейчас огромное влияние.

Большинство из Вас ответят, что ребенок -

  • это смысл жизни,
  • продолжение рода,
  • это помощники в старости,
  • это возможность не повторить/исправить собственные ошибки,
  • чтобы передать опыт и знания,
  • чтоб вырастить достойного человека и еще много чего другого.

Получается, что в большинстве случаев ребенок нужен для чего-то, и мало кто воспринимает ребенка как отдельную личность. Ребенок служит контейнером для надежд, желаний, для реализации того, что не смогли мы сами.

Да - это все есть и всегда будет в желаниях родителей, и это нормально!

  • доказательством того, что он/она способны родить,
  • средством для борьбы с одиночеством,
  • единственным способом удержать рядом партнера,
  • выполнить долг перед семьей/обществом.

В таком варианте ребенок воспринимается не как плод любящих людей, а как замена чего-то или способ компенсации/замещения. В таком варианте любые попытки ребенка реализоваться как самостоятельная личность будут либо заведомо обречены на провал, либо даваться с колоссальным трудом.

В норме ребенок растет и учится радоваться, грустить вместе с родителями, в таком варианте его слышат и слушают, родители растут и развиваются вместе с ребенком. В таких семья ребенок - это не долг, не необходимость, он строит свою жизнь, а не несет наш груз притязаний к нему.

Но всегда стоит помнить очень важное правило:
независимо от равных отношений с ребенком, он всегда должен знать и помнить о том, что он ребенок, а Вы - родитель, и у Вас есть свои права и обязанности. Что в доме Вы главный.

Пожалуй, отдельное внимание стоит обратить на желание родителей иметь ребенка определенного пола. Находясь в животике у мамы, например, девочка, слышит и чувствует, как мама с папой хотят мальчика и называют ее мужским именем. Ей уже внутри не комфортно, в таких случаях роды чаще всего бывают затяжными, и ребенок может родиться либо недоношенным (желание вырваться и «вернуть» себе свой пол), либо переношенным (тревога настолько велика, что лучше оставаться внутри как можно дольше).

Конечно, спустя какое-то время родители будут очень любить свою малышку, но для девочки это будет сильная внутриутробная травма. По мере взросления у нее будут возникать проблемы не только с родителями, но и с противоположным полом.

Психологи, работающие при клиниках смены пола, очень часто слышат от своих пациентов рассказы о том, как их родители хотели ребенка противоположного пола. И хотя со временем они говорили о том, что любят своего ребенка, но тело так и осталось для ребенка ненавистным (это не единственная причина смены пола!).

Стоит задуматься, если Вы хотите завести ребенка, так ли Вам важен пол ребенка? Если ребенок действительно не средство для удовлетворения Ваших потребностей, а живой человечек, плоть и кровь Ваша, то стоит говорить ему о том, как Вы ждете то время, когда он придет к Вам. И не стоит ждать только мальчика или только девочку.

Существует еще две, с моей точки зрения, ужасных по отношению к ребенку потребности рожать ребенка.

  1. Первое - ребенок взамен умершего. Чаще рожают взамен (!) умершего своего ребенка, но бывают случаи, когда рожают ребенка «взамен» умершего родственника (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, братья родные и двоюродные).
    Такие дети изначально программируются не как личности, а как замена. На них сваливается нереальная задача стать точной копией. Они чаще других просто не понимают, кто они и зачем появились на свет. Им сложно понять, чего от них хотят окружающие. Либо наоборот - они настолько стараются соответствовать образу, что живут и умирают как тот, кого они заменили.
  2. И второе - это ребенок во спасение уже имеющегося. Как это ни страшно писать, но на сегодняшний день в мировой практике есть случаи, когда рожают ребенка для того, чтобы спасти жизнь уже имеющемуся, пересадив тому орган здорового. Можно ли рассматривать таких людей как психически здоровых, не знаю, но факты имеются.

Очень хочется, чтобы детки появлялись на свет просто потому, что однажды двое людей встретили друг друга, полюбили и решили создать семью, построить гнездо, поддерживать друг друга в горе и радости.

Семья всегда начинается с появлением третьего!
Только появление в доме ребенка делает этот дом по-настоящему живым!
И реализовать себя как родительскую пару мы можем только тогда, когда у нас есть дети!
И очень важно осознавать, зачем Вам нужен ребенок!
Ведь то, что мы вкладываем при зачатии, мы получаем в результате.

Дети - это очень хорошо, но важно ценить их и любить их как отдельные личности!

Пусть в Вашем доме звучит детский смех!


Top