Как распознать признаки аутизма у детей младшего возраста. Как узнать, есть ли у ребенка глисты

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Когда я решила написать статью на тему «Как выявить талант у ребенка дошкольного возраста», мне вспомнился случай, который довелось наблюдать в одной музыкальной школе. Родители малявки-дошкольницы, пару раз в неделю посещавшей развивающие занятия, настойчиво допытывались у педагога: «Скажите, у неё есть способности? Есть смысл тратить силы и дальше?».

С одной стороны, о чем можно говорить в столь нежном возрасте, когда личность и психика только формируются. Да и какой смысл? «Тратить силы» - такова уж, извините, родительская доля. Чем более разностороннее развитие получит ребёнок, тем более гармоничная и мощная личность получится. Зазря не пропадёт ничего из обретённого в детстве. На каждом шагу можно видеть людей, которые состоялись на абсолютно иных поприщах, нежели те, к которым их готовили в детстве. Но при этом они не считают, что время тогда было потрачено зря: инженеру пригождаются навыки, полученные в кружке рисования, бизнесмен считает, что его многому научил авиамоделизм.

С другой стороны, никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины профессионального успеха - всё выше и неприступней. А значит, восхождение надо начинать всё раньше и раньше. Будущую олимпийскую чемпионку Юлю Липницкую мама привела на каток в пять лет. Если бы она это сделала несколькими годами позже, из девочки не успели бы вырастить чемпионку. При этом, понятное дело, на какую-нибудь музыкальную школу и вообще что-то помимо спорта времени и сил уже не хватало. Это было везение, что мама угадала талант дочери. В противном случае очень много сил и времени было бы потрачено впустую. Так что желательно всё-таки таланты не угадывать, а определять.

Таланта без интереса не бывает

Специалисты утверждают, что талант, способности у ребёнка дошкольного возраста определить невозможно. «Он нарисовал цветочек» или «она уже знает все цифры» - честно говоря, такое мало о чем говорит, подобный «прорыв» в развитии может быть случайным. А вот наклонности, интересы малютки - это важно. Можно услышать огромное количество историй, как ребёнка в музыкальную школу таскали чуть ли не на аркане, а вырос в итоге гениальный скрипач. Что ж, в жизни бывает многое. Но, как правило, таланты проявляют себя интересами и пристрастиями ребёнка. Более того, есть основания полагать, что талант появляется как раз из интереса - человек просто развивает себя в соответствующем направлении.

Музыкальные наклонности можно увидеть ещё до того, как ребёнок начнет ходить и говорить - он затихает или радуется при звуках музыки, более того, проявляет очень разную реакцию на разные мелодии, любит только некоторые из них. А в дальнейшем его не оторвать от музыкальных игрушек. Схожим образом определяются технические наклонности: дитя «залипает» на конструкторы и пирамидки или на какие-то бытовые технические устройства.

Очень важен, кстати, элемент созидательности. Если ребёнок просто любит слушать музыку, это полдела. Вот если он любит сам подбирать мелодии - это уже кое-что значит.

То же самое с техническими талантами. Обратите внимание, какие устройства по-настоящему интересны ребёнку. Технический гений, как пчёлка на мёд, стремится к сломанным вещам. Он не потребитель, он созидатель, его привлекает именно преодоление трудностей, как альпиниста - заснеженная вершина.

Принцип, я думаю, понятен. Схожим образом можно выявить артистические или художественные задатки. Спортивный ребёнок не то чтобы сильнее сверстников, но у него хорошая координация движений и, главное, неисчерпаемая энергия даже поздно вечером. Словом, обращайте внимание на то, что ребёнок любит делать, с какими игрушками играть, что любит обсуждать и о чем любит говорить.

Прислушивайтесь и к тому, как он говорит: будущий писатель - не обязательно безудержный фантазёр, но он любит рассказывать и пересказывать истории, умеет выстроить сюжет и наполнить его глубиной. В чужих рассказах ему также важны детали: если птичка пролетела, то какого цвета её оперение, какой у неё характер и т.д. Будущий ученый обладает отменной памятью и склонностью к абстрактным умозаключениям. Он ищет глубинные связи вещей. А вот будущий артист склонен до мелочей копировать манеру взрослых говорить (это «передразнивание» может даже возмутить вас), любую тираду превращает в спектакль, крайне эмоционален и стремится быть в центре внимания.

Чтобы выявить талант у ребенка, обратите внимание и на стиль общения, он говорит о многом. Один ребёнок постоянно находится в контакте с взрослыми или другими детьми, другой проявляет склонность к уединённым играм. Общительность и логичность, вообще говоря, антагонисты. Общение затруднено, если ты не понимаешь другого человека, а понять его можно только чувствами, склонность к логике здесь только мешает. Кроме того, успешное решение сложных логических задач требует огромной концентрации, способности отключиться от окружающего мира. Натура же общительного человека всячески противится подобному «отсоединению». Поэтому одни люди успешно коммуницируют, но при этом плоховато разбираются в технике, ненавидят физику и тем более математику. А вот талантливые математики, как правило, балансируют на грани и за гранью аутизма. Так что если ваше чадо безразлично к сверстникам, готовьте его к школе робототехники или математическому кружку.

Не только смотреть, но и видеть

Всё это звучит достаточно банально. В теории. А вот на практике родителям сложнее всего подняться над бытовой суетой. Ведь детские наклонности часто нам мешают. Нас раздражает, что по дороге в садик сын встал как вкопанный возле экскаватора на улице. И тем более - если он сломал дорогой планшет. Очень хочется, чтобы ребёнок был удобным и «стандартным», создавая минимум помех родителям. В своем раздражении мы не замечаем того, что у нас перед глазами, принимая талант за «придурь».

Другое заблуждение - мы видим только то, что хотим увидеть. Мы ведь столько мечтали, каким будет наш ребёнок. Мы четко знаем, каким должен быть ребёнок этого пола, родившийся в нашей семье. Всё, что не подтверждает наши представления и желания, мы подсознательно игнорируем: «Да мало ли что! Это случайность!». Представьте себе, что в какой-нибудь «изысканно-высоколобой» семье довелось родиться спортивному ребёнку. Ходи он хоть колесом - родители и прочая родня не признают, что у них уродился, прости Господи, бегун. Или футболист. И практически любой из нас, увы, проигнорирует технические задатки своей дочери - не положено!

Первый шаг в определении талантов ребёнка - это готовность принять его таким, какой он есть. Впрочем, сегодня родители больше склонны бросаться в другую крайность. Расхожие представления приучили нас к тому, что « каждый ребёнок в чем-то да талантлив». Если честно, уже непонятно, пользы больше от этого принципа или вреда. Родители начали видеть талант в любом проявлении своего чада. А если остатки скепсиса не дают увериться в этом самом таланте, начинается истерика, и «любящие» родители готовы уже зачислить малютку в разряд отсталых.

Им стоит помнить простой научный факт: только в 10-15% случаев природные склонности проявляются в раннем возрасте.

Кстати говоря, привлечение специалистов к выявлению у ребенка таланта мало что дает - на сегодняшний день нет методики, которая позволила бы детскому психологу, пообщавшись с ребёнком, распознать его наклонности и одарённость. Есть попытки делать это, проводя наблюдения и тесты на протяжении длительного времени, но и там особых прорывов пока нет.

Второе - исступленными попытками «пробудить» в ребёнке талант или устранить его «отставание в развитии» можно на всю жизнь искалечить его психику. Ребёнок очень тонко чувствует, когда взрослые любят не его, а некий «идеал», в который он, по их мнению, должен превратиться. Любите ребёнка, давайте ему то, что просит его естество, не отбивайте интерес к окружающему миру принуждением - и у вас вырастит успешный и счастливый ребенок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Формирование определенных задатков тесно связано с общим развитием ребенка. Психологи выделяют пять возрастных периодов:

1-2 года — у малышей проявляются первые творческие наклонности;
. 3-4 года — время всестороннего развития, пик формирования способностей. В этот период проявляются симпатии к определенному типу деятельности;
. 5-6 лет — развитие мышления. Приветствуется посещение секций и кружков по интересам, развитие таланта;
. 7-8 лет — проявление стойкого интереса детей к творчеству, период посещения регулярных занятий, достижение первых успехов;
. 9-14 лет — формирование самостоятельности, способностей к анализу и синтезу, ответственного отношения к занятиям, определение дальнейшего пути развития.

Такая классификация не панацея для родителей. Важно помнить, что способности у детей могут пробуждаться в разном возрасте. Если ваш кроха в четыре года еще не поет и не рисует, не пытайтесь насильно навязать деятельность. Его одаренность может раскрыться лишь к семи годам.

Как выявить талант у ребенка?

Выявить задатки и способности — первостепенная задача в развитии таланта. Это сделать несложно посредством наблюдения за малышом. Есть группа талантов, которые обнаружить легко по поведению детей. К ним относятся: музыкальное дарование, художественный талант, артистичность и предрасположенность к спорту.

Чтобы узнать художественные наклонности, необязательно, чтобы малыш с утра до вечера рисовал или разукрашивал картинки. На повышенное визуальное восприятие мира указывают и другие особенности поведения.

. Художественное дарование — любит рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, строить визуальные образы, разукрашивать и наряжаться. Такие дети воспринимают мир глазами: при описании предметов употребляют слова «красивый», «яркий», «светлый», быстро обучаются распознавать цвета.
. Музыкальные способности — ребенок с ранних лет обращает внимание на музыку, повторяет мелодию и ритм, копирует интонацию и произношение слов, прислушивается к окружающим звукам. Дети с хорошо развитым слухом легко осваивают иностранные языки, а также танцы.
. Артистические способности — любит быть на публике, повторяет поведение взрослых, любит наряжаться, изображает позы, копирует животных.
. Спортивные задатки — активный, много бегает, играет с мячом. Увлекается просмотром спортивных программ, любит наблюдать за игрой других людей. Целеустремленный и настойчивый.
. Математические способности — любит головоломки, задачки, нравится играть в шахматы и шашки, увлеченно считает, хорошо запоминает числа. В раннем возрасте долго разглядывает цифры.

Если талантов несколько?

Бывает так, что ребенок проявляет интерес сразу к нескольким занятиям. На вопрос «Что тебе нравится больше всего?», малыш отвечает «Не знаю». В возрасте от трех до пяти лет выявить преобладающие способности помогают психологические консультации и использование специальных методик. Например, диагностика образного мышления и интеллекта по методу «Шесть кругов» Элиса Пола Торренса. Также родителям советуют больше играть с детьми, ведь во время игры чаще всего раскрываются способности.

Определиться с выбором в более старшем возрасте помогают ознакомительные уроки и посещение тематических мероприятий. Например, если ребенок много рисует, сходите в картинную галерею или на пленер художников. Если малыш любит петь, посетите вместе выступление детских ансамблей.

Как направить ребенка на развитие таланта, рассказал клинический психолог Игорь Лобачевский.

Отсутствие способностей

Как определить способности ребенка, если он не рисует, не поет и не пляшет? Не спешите думать, что он бездарный. Вполне вероятно, что растет математический гений или ученый естественных наук. Способности к науке проявляются у детей только с возникновением умения анализа и синтеза.
Среди возможных талантов стоит отметить лидерские способности. Согласитесь, что собирать вокруг себя толпы заинтересованных лиц, придумывать новые игры, справляться с любыми трудностями могут далеко не все дети. В будущем такое чадо успешно зарекомендует себя в предпринимательской деятельности или в работе с коллективом.

В 1980 годах американский психолог Говард Гарднер выделили семь типов интеллекта. Развитость того или иного типа влияет на проявление талантов у ребенка.

Типы интеллекта по ГовардуГарднеру

. вербально-лингвистический - хорошая способность к письму и слову, интерес к литературе;
. логико-математический - интерес к цифрам, к математическим действиям, хорошо считает, аналитические способности;
. визуально-пространственный - развитое воображение, придумывает истории и героев, хорошо рисует;
. кинестатический - развитая моторика и жестикуляция, выражает свои эмоции, любит выступать перед публикой;
. музыкальный - познает мир через звуки и музыку, хорошо чувствует ритм, увлекается музыкальными инструментами;
. межличностный - ораторские способности, любит общение с людьми, может держать внимание людей;
. экзистенциальный - эмоционально устойчив, теоретик, генератор идей, понимает свои эмоции и чувства;
. натуралистический - интерес ко всему живому, к природе, любит общение с животными, растениями.

1. Развивайте личностные интересы ребенка . У взрослых остается много собственных несбывшихся ожиданий. Некоторые родители пытаются себя реализовать в детях. Обычно это заканчивается неудовлетворенностью, причем и родителей, и детей. Ребенок — это личность со своими взглядами, интересами и способностями.
2. Обеспечьте необходимым инвентарем . Перед тем как отдать детей в кружок или студию, оцените свои финансовые возможности. Очень плохо, если ребенок начнет заниматься живописью, но вы не сможете ему купить необходимые краски.
3. Поощряйте во всех начинаниях . Во время обучения дети сталкиваются с проблемами и неудачами. Хвалите и поощряйте желание двигаться дальше, даже если что-то не получается.
4. Проявляйте интерес к занятиям ребенка . Мама и папа — это первые зрители и первые судьи. Не жалейте времени, чтобы порадоваться за первые успехи детей.
5. Не идите путем проб и ошибок . Не стоит пытаться развивать несколько талантов и способностей сразу: в 5 лет ребенок посещает художественную школу, в 8 лет — идет в музыкальную студию, в 12 — записался на танцы. Такое разнообразие приведет лишь к тому, что он ни в одной из сфер не достигнет успеха.
6. Не ведитесь на отказ . Ребенок, который любил рисовать и бредил стать художником, отказывается посещать изостудию. Причиной такого поведения бывают конфликты в группе, неумение находиться в социуме, страх и прочее. Попробуйте разобраться в ситуации, нежели сразу зарывать талант в землю.
7. Выбирайте хорошего преподавателя, тренера . Часто успех в деятельности зависит от преподавателя. Например, у малыша могут быть музыкальные способности, но ему настолько понравится тренер спортивной секции, что он бросит музыку и будет играть в хоккей. Перед подбором кружка или секции пообщайтесь с руководителем группы, оцените его как личность.
8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми . Если кто-то рисует лучше, не ставьте его в пример. Картины Ван Гога тоже не всем нравятся.
9. Подготовьте детей к посещению секции и к самостоятельности . Объясните малышу, почему нужно слушать учителя или тренера, посещать все занятия, выполнять рекомендации.
10. Не ставьте на талант ребенка, как на бизнес, все свои ожидания . Вы 7 лет оплачивали посещение музыкальной школы, покупали дорогие инструменты, терпели бесконечные симфонии дома, а сын или дочь не стали великим музыкантом? Ничего страшного, ведь это опыт и умения ребенка. Они непременно ему были полезны и интересны, если он выбрал свое хобби сам.

Педагоги уверены, что талантливыми рождаются все дети. Но не все становятся чемпионами, примами и профессионалами. Наличие способности у ребенка к творчеству еще не сулит ему успех. Важно вовремя определить увлечение...

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.
Математика:
  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство:
  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательная
  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)

Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

  1. определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
  2. оценка его потенциальных возможностей;
  3. анализ творческого потенциала ребенка .

Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.

У младенцев до одного года могут наблюдаться признаки расстройства аутистического спектра (РАС). Эти признаки иногда трудно распознать, и родители могут их перепутать с проблемами слуха. Некоторые младенцы действительно могут страдать от потери слуха или же просто немного отставать в развитии. Если вам кажется, что у вашего ребенка проявляются определенные симптомы аутизма, нужно обратиться по поводу этого беспокойства к педиатру.[ . Врач при осмотре оценит состояние здоровья ребенка, а также отследит его развитие. Подтвердить наличие аутизма официально можно только когда ребенок достигнет 18 месяцев, но общая задержка развития у ребенка должна быть замечена уже к 9 месяцам. Постановка раннего диагноза очень важна для развития ребенка.

Шаги

Как распознать признаки аутизма у детей младшего возраста

    Обратите внимание на выражение лица ребенка. На 7 месяце нормальные дети выражают радость и улыбаются.

    • Впервые ребенок начинает улыбаться еще до 3 месяцев.
    • Если ребенок не следит глазами за предметами к 3 месяцам, это может быть очень ранним индикатором аутизма.
    • Обращайте внимание на другие выражения лица.
    • На 9 месяце дети общаются с другими, показывая определенные выражения лица, которые соответствуют их настроению. Они могут морщится, надувать губы и ухмыляться.
  1. Проанализируйте, когда ваш ребенок начал говорить. У некоторых аутичных детей наблюдается задержка речи, а некоторые так никогда и не научаться говорить. Примерно 15-20% аутичных людей не говорят вообще, хотя это не означает, что они не могут общаться.

    • К одному году нормальные дети могут произносить отдельные слова, такие как "мама" и "папа".
    • К двум годам большинство детей уже могут связывать вместе отдельные слова. Словарный запас нормального 2-х летнего ребенка должен насчитывать более 15 слов.
  2. Следите за реакцией своего ребенка на речь и игры. Аутичный ребенок может не реагировать на свое собственное имя или избегать игр с другими.

    • К 7-и месяцам нормальный ребенок реагирует на простые игры, например "ку-ку".
    • Не аутичный ребенок будет реагировать на свое имя, когда ему исполнится год.
    • К 18-и месяцам обычный ребенок начнет играть в игры "понарошку", например, будто бы он кормит игрушечную куклу. Дети, страдающие аутизмом, как правило, не играют в такие игры, и может показаться со стороны, что они лишены воображения.
    • К двухлетнему возрасту не аутичные дети будут подражать вашим словам и действиям.
    • Обратите внимание, нет ли речевой регрессии. Некоторые младенцы успешно проходят этот этап своего развития, а затем теряют навыки в старшем возрасте.
  3. Внимательно следите за движениями своего ребенка. Дети, как правило, начинают тянуться за предметами к 7-месячному возрасту. Положите игрушку за пределами досягаемости ребенка, чтобы увидеть, потянется ли он за ней.

    • Младенцы в возрасте 7 месяцев будут пытаться привлечь ваше внимание движениями. Дети, страдающие аутизмом, могут быть менее активными.
    • К 6-и месяцам дети должны поворачивать голову в ту сторону, откуда доносится звук. Если же ваш ребенок этого не делает, у него, возможно, есть проблемы со слухом или же ранние симптомы аутизма.
    • Многие младенцы к 12-и месяцам начинают махать ручкой на прощание и указывать на объекты, которые им нужны.
    • Если к 12-и месяцам ваш ребенок еще не начал ходить или ползать, то это очень серьезное нарушение развития.
    • К 1-му году большинство детей начнут использовать жесты, например, покачивать головой, чтобы сказать "нет".
    • Если достигнув 2-х летнего возраста, ваш ребенок не может ходить, вы должны обязательно обратитесь к врачам, чтобы выявить аутизм и другие нарушения.
  4. Ищите признаки стереотипии. Стереотипия служит сразу нескольким целям: от самоуспокоения до выражения эмоций. Если ваш маленький ребенок машет своими руками, раскачивается из стороны в сторону или постоянно ходит кругами, - это верный признак аутизма.

    Как выявить признаки аутизма у детей старшего возраста

    1. Обратите внимание на то, как ребенок ведет себя с другими. Дети, страдающие аутизмом, не могут развивать дружеские отношения со сверстниками. Возможно, они бы и хотели с кем-то подружиться, но не знают как или просто не испытывают к этому никакого интереса.

      • Они иногда стараются изо всех сил, чтобы понять и отозваться на чувства других людей.
      • Аутичные дети, возможно, не захотят присоединиться к коллективной деятельности либо потому что это трудно, либо потому что им это не интересно.
      • Дети, страдающие аутизмом, могут вести себя необычно в плане личного пространства: некоторые могут противиться прикосновениям или не понимать смысл личного пространства.
      • Еще один признак аутизма - это когда ребенок не пытается утешать других, когда они огорчены.
    2. Обратите внимание на невербальную коммуникацию ребенка. Аутичным детям может быть не комфортно, когда с ними устанавливают зрительный контакт.

      • У них может быть унылое выражение лица, или они могут демонстрировать преувеличенные переживания.
      • Дети, страдающие аутизмом, не понимают или не отвечают на другие невербальные сигналы.
      • Аутичные люди не могут использовать жесты или испытывают трудности с пониманием жестов других людей.
      • Аутичные дети часто не указывают на предметы сами или не реагируют, когда указывают другие.
    3. Обратите внимание на вербальную коммуникацию своего ребенка. Дети, речь которых не развита или замедлена, могут страдать аутизмом.

      • Голос аутичных детей, которые говорят, может быть вялым или монотонным.
      • У некоторых аутичных детей наблюдается эхолалия, или повторение слов и фраз, которое помогает общаться и сосредотачиваться.
      • У детей с РАС есть общая особенность, они часто путают местоимения (говорят "ты" вместо "я").
      • Многие аутичные люди не понимают шуток, сарказма или поддразниваний.
      • У некоторых аутичных людей речь может развиться позже или вообще не развиться. Эти люди могут жить счастливой и активной жизнью, пользуясь альтернативными способами коммуникации, например: средствами печати, языком жестов, с помощью обмена карточками/картинками или другими. Вмешательство на ранней стадии может помочь аутичному ребенку научиться пользоваться этими средствами.
    4. Определите, есть ли у вашего ребенка пристрастие к особым интересам. Увлечение одной темой, например компьютерными играми или номерными знаками, может указывать на аутизм. Люди, страдающие аутизмом, увлекаются конкретной предметной областью, изучая ее со страстью, и делятся информацией с кем-либо, кто будет их слушать (с энтузиазмом или без).

      • Аутичные люди часто увлекаются фактами и цифрами, запоминая их по категориям.
    5. Учитывайте, соответствуют ли интересы вашего ребенка его возрасту. Эмоциональное развитие аутичных людей отличается от развития их сверстников со здоровой нервной системой, и это может привести к тому, что им будут нравиться необычные вещи.

      • Не удивляйтесь, если 12-летний будет читать классическую литературу шутки ради и смотреть мультфильмы для малышей. Они могут в некоторых отношениях как "отставать", так и "опережать".
    6. Понаблюдайте за тем, как они играют. Дети, страдающие аутизмом, как правило, играют по-другому, нежели обычные дети. Они больше ориентированы на создание системы, чем на воображаемую игру. Они могут показывать необычные способности с развивающими игрушками.

    7. Обратите внимание, как ваш ребенок реагирует на сенсорные стимулы. У многих аутичных детей есть заболевание органов чувств, состояние, при котором у них может быть повышенная, либо пониженная чувствительность.

      • Дети, у которых заболевание органов чувств, могут становиться подавленными, когда они перевозбуждены.
      • Обратите внимание, если ваш ребенок начинает прятаться из-за какого-то шума (например, пылесоса), хочет рано покинуть мероприятие, ему трудно на чем-то сконцентрироваться при наличии отвлекающих факторов, постоянно активен или расстраивается в громких или людных местах.
      • Некоторые аутичные дети странно реагируют на сильные запахи, яркие цвета, необычные текстуры и специфические шумы.
      • Дети, у которых заболевание органов чувств, часто либо теряют самообладание, либо ведут себя импульсивно, когда они перевозбуждены. Кто-то может замыкаться в себе.

Top