Конспект логопедического занятия с презентацией. тема: «весеннее путешествие» - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома

Жидкова Любовь Викторовна, учитель-логопед КГБОУ ШИ №12

Конспект логопедического занятия 2 класс

Тема: «Весна»

Цель:

    уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна» ;

    расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

    закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.

    развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно - развивающие задачи:

    совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

    воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , - куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д» , - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся(часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слово капель)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх.Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки.разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки -рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны.Дети их раскрашивают).

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы).

Конспект комплексного занятия

для подготовительной к школе группы.

ТЕМА: «ВЕСНА»

(развитие речи, грамота, рисование)

Учитель-логопед

Черноусова Инна Ивановна

Цель занятия:

    продолжать учить детей составлять слова, правильно и чётко произносить их;

    учить выделять причинно-следственные связи;

    формировать умение внимательно слушать и видеть, правильно понимать сказанное;

    упражнять в различении звука –В- в словах;

    совершенствовать навыки чтения;

    уточнить и углубить знания детей о временах года, о животных и их детенышах;

    развивать фантазию и творчество;

    совершенствовать технические навыки и умения в создании рисунков;

    способствовать точному мышлению;

    воспитывать любовь ко всему живому;

Наглядный материал:

    кроссворд

    карточки с буквами: М, А, Р, Т, К, А, П, Е, Л, Ь.

    карточки со словами: мороз, февраль, зима, снег; тепло, весна, март, проталина;

    картины: «Весна», «Зима»;

    мольберты;

    бумага для рисования;

    цветные карандаши;

    картинки с изображением взрослых животных и их детенышей: собака-щенок, конь – жеребенок, бык – теленок, баран-ягненок, кот – котенок;

    игрушка «котенок»

    угощение.

Ход занятия:

В группе на стене висит кроссворд, на столах лежать карточки с буквами: М, А, Р, Т, К, А, П, Е, Л, Ь; листы чистой альбомной бумаги для рисования, цветные карандаши.

    Дети входят в группу.

В.: «Посмотрите, что это у нас появилось на стене и на столах?» (Д.)

Какие буквы, назовите их. Что можно составлять из букв? (слова).

Тогда попробуйте составить слова и скажите, что у вас получится.

Какие получились слова? (март, капель). А что же мы с ними будем делать? И зачем здесь кроссворд? Может надо их вписать в него? И тогда нам откроется секрет? Помогите мне. Посчитайте, сколько букв в слове «март»? (4). Это слово будет жить в этих домиках. (восп. вписывает слово в кроссворд). Сережа, прочти это слово громко и четко. А сколько букв в слове «капель»? (6). Правильно. Это слово будет жить в этих домиках. Рита, читай это слово, но тоже громко и четко.

    Но посмотрите, у нас осталось много свободных домов. Что же нам делать? Здесь тоже должны жить какие-то слова!

Я знаю загадки. Вы отгадайте их, а отгадки запишем в кроссворд. Может нам это поможет?

«Без рук, без топорёнка построена избёнка» (гнездо).

Правильно. Сколько звуков в слове «гнездо» давайте посчитаем. (6). Записываем его в кроссворд.. Никита прочитай его.

«Белый, пушистый в воздухе кружиться и на землю тихо падает ложиться» (снег). Молодцы, это снег. Сколько звуков в этом слове? (4). Эти домики слова «снег». Читай Вика это слово четко.

Смотрите, у нас получилось новое слово «есна», разве есть такое слово? Посмотрите, здесь не хватает одной буквы впереди. Какой? (буквы В). Ну конечно! И получилось слово – … «весна». А почему у нас в гостях сегодня эти слова: март, капель, гнездо, снег, весна? (потому, что сейчас на улице весна). Ну конечно это так!

    Послушайте внимательно: «ВВВЕЕССНА». Какой звук в этом слове стоит на первом месте? (В). Правильно. А вот сейчас я и посмотрю какие вы внимательные. Я спрячу эту букву в слова, а вы попробуйте её найти. Если в слове есть буква –В-, то хлопните в ладоши один раз.

Игра «Найди звук в слове».

Слова: ваза, снег, дерево, капель, лужа, ветер.

Молодцы! С заданием справились.

    Весна…… какое чудесное время года. Просыпается от зимнего сна всё живое: насекомые, животные, травка, деревья, цветы. А кто хочет рассказать стихотворение о весне или о цветах? (стихи). Какие красивые стихи вы знаете, молодцы! Много поэтов и писателей славили это время года.

    А художники пишут картины о весне. Посмотрите на эти картины. На обеих картинах изображена весна? (нет, на одной зима). Правильно. На одной картине – весна, а на другой – зима. А какое время года сейчас закончилось? (зима), а началась (весна). Хорошо. У меня на столе лежат карточки со словами (слова: мороз, февраль, зима, снег; тепло, весна, март, проталина). Подойдите к ним и возьмите себе каждый по карточке. Прочитайте, какое слово написано и подойдите к той картине к которой это слово подходит. (дети выполняют). Почему вы подошли к этой картине? (потому, что у нас слова, которые подходят к весне). Какие у вас слова, прочитайте. (тепло, весна, март, проталина).

(воспитатель обращается к другой группе детей): А у вас какие слова? (зимние: мороз, февраль, зима, снег). Вы правильно подобрали слова!

    А сейчас каждый из вас попробует изобразить весну в своем рисунке. На столах все готово для этого.

«Зима не даром злится,

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора…»

Заканчивайте, ребята. Все, время уже уходит, заканчивайте.

Устали? Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте за свои стулья, чтобы вам было удобно. И представьте, что на нас светит яркое солнышко. Поднимите к нему лицо, вытяните руки, потянитесь высоко-высоко. Вам стало тепло, приятно. Но вдруг налетела черная туча, закрыла собой солнце и пошел холодный дождь. Вам стало холодно, зябко, неприятно, вы замерзли. Но подул сильный ветер и прогнал тучу прочь. Выглянуло солнце, и вы опять тянетесь к солнышку, вам стало тепло и приятно.

Отдохнули?

Возьмите свои работы и поставьте их рядом с нашими картинами. Вот, у нас получается большая выставка о весне. Здесь есть и деревья, и трава, и даже медведь.

    Когда медведи просыпаются от зимней спячки? (ранней весной).

А кто появляется у медведицы в конце зимы? (медвежата).

Ну конечно медвежата!

А я знаю одно интересное стихотворение о животных и их детенышах.

Я начну, а вы кончайте

Хором, дружно отвечайте

«Жил-был маленький щенок

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая - …(собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал …(конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был …(теленком).

Толстый увалень баран –

Тоненьким …(ягненком).

А этот важный кот Пушок –

Маленьким …(котенком).

    У меня тоже есть вот такой хорошенький котенок. Мы с ним сейчас и поиграем. Я его спрячу, а вы будете его искать. Если будете очень близко к нему – я буду говорить «горячо», а если далеко – «холодно», а если где-то рядом с ним – «теплее». Договорились?

А теперь подойдите ко мне и закройте глаза.

Воспитатель прячет игрушку .

Открывайте: раз-два начинается игра…

Молодцы быстро нашли. Сейчас я спрячу еще дальше, теперь вы низачто не найдете.

Воспитатель прячет игрушку.

Дети находят ее, а рядом стоит угощение.

    Ой, что это? (конфеты). Действительно конфеты…как они сюда попали? А-а-а-а, догадываюсь, наверно это Весна гостинец вам передала, потому что вы так много о ней знаете, так хорошо читали, рисовали, играли. Ей понравилось. Спасибо, Весна!

Спасибо, дети, вы хорошо сегодня все поработали!

Конспект подгруппового логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

детского сада для детей с ОНР

Тема «Весна пришла».

Коррекционно-образовательные цели . Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме, словаря антонимов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие цели . Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координация речи с движением, упражнение в правильном дыхании. Развитие памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные цели . Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности. Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны; предметные картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз; солнышко; конверты с заданием; звуковые символы, буквы, мячик, рисунки цветов для штриховки, карандаши, CD-проигрыватель, CD с записью музыки к занятию.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

. Ход занятия

Оргмомент. (Дети встают с логопедом в круг, у логопеда в руках солнышко. Звучит лирическая музыка).

Если птицы прилетели,

Песни весело запели,

А медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна,

Значит, к нам пришла … (д: весна)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам? (дети: солнышко)

А какое весной солнышко? (д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

О чём мы будем говорить на занятии?

Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (д: о весне)

Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…

Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит кто что пожелает.

(Логопед передаёт картинку - солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

2. «Найди весну».

Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, лето, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег…, с крыш капают сосульки, … прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т.д.).

3. Игра «Подбери словечко».

Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Появляются подобранные логопедом картинки).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.

4. Игра «Хлопни в ладоши».

Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

5. Массаж лица. (Выполняем стоя)

На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание

и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

6. Упражнение «Что лишнее?».

Посмотрим, как вы знаете приметы ранней весны. Слушайте меня и определите, какая из примет лишняя, и объясняйте почему.

Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.

Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.

Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда.

С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

7. Упражнение «Подбери слова-действия».

Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

8.Игра «Назови ласково».

У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце - солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

9. Дыхательное упражнение «Цветочек).

Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

10. «Составь предложение».

Весенний ветерок принес в нашу группу конвертики, а в них задание для каждого составить предложение из предложенных слов.

Прочитайте, что у вас получилось.

11. Вспомните, как называются весенние месяцы?

Давайте их назовём по порядку.

(Дети называют месяцы, логопед вывешивает соответствующие картинки)

Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

12. Игра «Скажи наоборот».

Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (д: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

13.Подвижная игра «Веснянка».

А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки, и

Припекло, припекло. медленно поднимают руки.

И повсюду золото идут по кругу, взявшись за руки. И

Разлило, разлило. медленно опускают руки

Ручейки по улице бегут на носочках в противоположную сторону

Все журчат, журчат руки на поясе

журавли курлыкают меняют направление движения

И летят, и летят. Идут высоко поднимая колени и взмахивая руками.

14. «Шифровка».

А я предлагаю вам выполнить ещё одно задание и помочь мне разгадать зашифрованное слово. (Логопед вывешивает картинки. Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз, буквы вывешиваются на доске, получается слово трава, далее выкладывают его звуковую схему ).

Отвечайте на мои вопросы полными предложениями.

Сколько звуков в слове «трава»? (д: 5 звуков).

Произнесите их по порядку. (д: [т], [р], [а], [в], [а]).

Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. (д: 2 гласных звука: [а]).

Сколько согласных звуков? Назовите их и дайте им характеристику.

Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. (д: 2 гласных звука: [а]).

Сколько слогов в слове трава?

15. Рассказ «Наступила весна».

С наступлением весны мы чаще выезжаем в леса. Сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

«Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Как мне понравилось в лесу!». (Далее проводится беседа.)

Правильно ли вели себя ребята в лесу? Чего нельзя делать в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде? Можно ли так поступать? (Ответы детей)

16. Штриховка.

Я предлагаю вам не рвать цветы, как это сделали мальчишки. Давайте мы с вами, наоборот, создадим цветочную полянку. Наши весенние цветы заштрихуем и создадим весеннюю полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, мать-и-мачеха. Дети их раскрашивают и развешивают на доске, образуя весеннюю, цветочную поляну). Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась.

17. Итог.

Ребята, какие вы молодцы. О чем мы сегодня говорили на занятии?

Назовите приметы ранней весны.

Оценка работы детей.

Елена Топоркова
Логопедическое занятие «Весна» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Радуга»

КОНСПЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель-логопед

МБДОУ №5 «Радуга»

Топоркова Е. В

Тема : «Весна »

Цели : 1. Уточнить и расширить словарь по теме «Весна »

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).

3. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по карточкам)

4. Развивать фонематические представления (закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных, выделение начальных звуков в словах).

5. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

6. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

7. Вырабатывать диафрагментальный тип дыхания с элементами релаксации.

8. Развивать общую моторику.

9. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование : Коврограф, картинки с изображениями примет весны , игра «Времена года» (Агранович З. Е.) 5листов бумаги для проведения игры «Назови ласково» 3 круга (красный, синий, зелёный, буквы, мяч.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети входят под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня» и проходят к своим местам.

Логопед : - Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети : - Здравствуйте!

Логопед : - Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Музыка продолжает звучать.

Логопед : - Ребята отгадайте загадку :

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети (хором) : - Это весна !

Логопед : - Правильно, это весна . И мы сейчас с вами вспомним приметы весны .

Составление предложений о весне по картинкам .

На столе пред детьми лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к коврографу, прикрепляют на него свою картинку и рассказывают о той примете весны , которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной » (например, «Весной солнце светит ярко » «Весной появляются первые цветы» , «Весной с юга прилетают первые птицы» , «Весной люди надевают лёгкую одежду» и т. д.)

Игра «Раздели слова на слоги»

Логопед : - Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

Дети : - Слоги!

Логопед : - Правильно, и сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги» . Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нём . Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.

(слова : Капель, весна , ледоход, оттепель, подснежник).

Игра с мячом.

Логопед : - Ребята встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но вставьте нужную форму слова «весенний» .

Например : день – весенний день; погода – весенняя погода; солнце – весеннее солнце.

(слова : настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д.)

Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.

Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.

Есть у нас игра такая,

Очень лёгкая, простая

Замедляется движение,

Исчезает напряжение.

И становится понятно :

Расслабление – приятно.

Логопед : - Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. (дети выполняют движения) . Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глаза, опустим руки, встряхнём ими. (дети открывают глаза и выполняют движения) . Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встанем и потянемся (дети потягиваются) . Опустите руки, сядьте. Молодцы!

Игра с элементами рисования. «Назови ласково»

Логопед : - Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок, я опишу, что на нём изображено, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера. (например : нарисован ручей. Ребёнок говорит : ручеёк – и рисует его). (слова : солнце, облако, дерево и др.) .

Игра «Назовите первый звук в слове»

На столе перед детьми разложены круги красного, синего и зелёного цвета.

Логопед : - Я сейчас каждому буду называть слово, а вы должны будете произносить первый звук в нём, определить, какой он : гласный, согласный, мягкий, и поднять соответствующий звуку кружок. Давайте вспомним, какие звуки мы обозначаем красным кружком?

Дети : - Гласные звуки.

Логопед : - Синим кружком?

Дети : - Согласные твёрдые звуки.

Логопед : - Зелёным кружком?

Дети : - Согласные мягкие звуки.

Логопед : - А как определим глухой звук или звонкий?

Дети : - Мы прикладываем руку к горлышку и, если горлышко «звенит» то звук звонкий. Если горлышко «не звенит» , то глухой.

Дети по очереди подходят к столу и выполняют задание.

(слова : капель, бабочка, солнце, оттепель, подснежник.)

Подвижная игра с речевым сопровождением «Собирайся, детвора»

Логопед : - Молодцы! А теперь давайте с вами немного отдохнём. (дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр. Логопед выполняет упражнения вместе с детьми.)

Логопед : Собирайся, детвора!

Весна зовёт : «Гулять пора!» (хлопают в ладоши)

Будем по лесу гулять, (шагают на месте)

Свежим воздухом дышать. (останавливаются, поднимают руки

вверх, разводят их в стороны; делают вдох через нос, опускают

руки, выдыхают воздух через рот)

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдём. (поворачиваются вправо и идут

друг за другом на носочках, держа руки на поясе)

В маленькие лужицы

Не наступим, обойдём. (идут друг за другом, высоко поднимая

колени и держа руки за спиной)

Встали ёлки на пути

Нам их нужно обойти.

Идите, дети, осторожно :

О ветки уколоться можно. (идут змейкой друг за другом)

Вот сороки прилетели.

Им, сорокам, не до сна!

Трещат сороки – белобоки :

-Весна идёт ! Идёт весна ! (бегут по кругу на носочках, плавно

взмахивая руками вверх – вниз)

За весною вслед пойдём ,

Хоровод мы заведём, (идут по кругу, взявшись за руки)

Будем петь и танцевать –

Весну – веснушку встречать ! (останавливаются, поднимают

руки вверх, выполняют поклон)

Игра «Что перепутал художник?»

(Дети садятся. Перед ними находится коврограф, на котором закреплены плоские изображения, составляющие картину.)

Логопед : - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна . Только всё ли правильно изобразил художник?

Дети : - (Исправляют ошибки художника) .

- Весной дети не катаются на санках.

- Весной нет листопада .

- Весной медведь не спит в берлоге.

- Весной дети не купаются в речке.

Логопед : - Теперь на нашей картинке настоящая весна . Молодцы!

Окончание занятия .

Логопед : - А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии ?

Дети : - Говорили о приметах весны .

Делили слова на слоги.

Играли с мячом.

Играли в игру «Назови ласково»

Учились правильно дышать.

Исправляли ошибки художника.

Логопед : - Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. И поэтому, весна приготовила вам подарки. (Логопед раздаёт подарки ) .

Занятие окончено .

Конспект фронтального занятия

Тема: «Весна идёт»

Цель: продолжать формировать связную речь.

Основные задачи занятия.

Коррекционно-образовательные:

Обобщение представлений о весне и типичных весенних проявлениях в природе;

Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «весна» (весна, ледоход, капель, проталины, первоцветы, подснежник, почка, сосулька);

Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней;

Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными;

Совершенствование навыка звукового анализа.
Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитательные:

В оспитание эмоционального отклика на изображенное на картине;

Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование занятия (мячик, сюжетные картинки, цветные карандаши)

Ход занятия

1. Орг. момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла в ваш детский сад, и на столе нашла необычный конверт с письмом . А от кого письмо вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой стал постели,

Всех солнышко тепло ласкает,-

Кто это время года знает? (Весна)

Это письмо прислала нам Весна. А что же внутри, давайте посмотрим. А там интересные задания. Итак, начнем выполнять весенние задания.

2. Основная часть

Показ сюжетной картинки.

Кто помнит весенние месяцы?

Какой первый месяц весны?

А сейчас какой месяц?

Какие изменения происходят весной?

3. Дидактические игры.

1) Снег-какой? Серый, мягкий, мокрый

Лужа-какая?- грязная, глубокая, холодная …

Капля-какая?- прозрачная, маленькая….

Солнце-какое ?-лучистое, теплое, жаркое, весёлое, яркое…

Лист-какой? -зеленый, гладкий…

Облако-какое?- белое, пушистое, высокое

Ветер-какой? – тёплый, южный..

Небо-какое? – голубое, чистое, синее, бозоблачное ..

Погода-какая? – ясная, тёплая..

2) «Назови первый звук в слове» (кидаю мяч)

Я сейчас каждому буду называть слово, а вы должны произнести первый звук в нём и определить, какой он гласный или согласный. И поднять соответствующий карандаш. Давайте вспомним какие звуки мы обозначаем красным цветом?

А какие звуки синим?

КАПЕЛЬ, МАРТ, БАБОЧКА, СОЛНЦЕ, ОБЛАКО, ЛИСТЬЯ, СКВОРЕЦ, ПОДСНЕЖНИК, ОТТЕПЕЛЬ, ПОЧКИ, ЛУЖА, МАЙ, ЦВЕТЫ, РУЧЬИ, ОДУВАНЧИК, КОРАБЛИК, СКВОРЕЧНИК, НАСЕКОМЫЕ, АПРЕЛЬ, ТРАВА, АИСТ, ТЕПЛО, МЕДВЕДЬ, ДОЖДЬ, РАДУГА, ГРОМ.

3) Физминутка: "Весенняя"
"Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за мною повторяй!"
"Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи )
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками )
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями )
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

4) «Найди ошибку»

Я буду говорить вам предложения, а вы слушайте внимательно и найдите ошибку.

Вот и наступила весна.

Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки.

Начался листопад (капель)

День становится всё короче всё короче (длиннее), а ночи длиннее (короче).

Возвращаются зимующие (перелётные) птицы.

Люди уже позаботились о грачах (скворцах) – сколотили скворечники.

Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.

Просыпаются от зимнего сна насекомые: бабушки (бабочки), пчёлы, мухи.

Вот-вот зацветут первые весенние цветы колокольчики (подснежники).

5) «Что перепутал художник?».

Логопед. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только все ли правильно он изобразил?

4. Итог занятия.

Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии. Какая игра весны вам понравилась больше всего?



Top