Конспект занятий по формированию математических представлений. Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики"

Nbsp; «Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся, построение позитивных форм общения» Цель: формирование коммуникативной культуры учащихся, профилактика конфликтных ситуаций. Задачи: развитие коммуникативных навыков: умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. Этапы проработки материалов: а) изучение литературы, публикаций в периодической печати; б) подбор диагностических методик и упражнений для занятий; в) проведение тренингов общения для учащихся. Литература по теме самообразования: 1. Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева «Основы конструктивного общения»; 2. И. М. Юсупов «Психология взаимопонимания»; 3. А. Пиз «Язык разговора»; 4. А. Б. Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения»; 5. Журнал «Школьный психолог» Практический выход – творческий отчёт. ГУО СШ д. Чернавчицы Педагог-психолог О.И. Кучко

Душевное слово всегда удивительно,

В том сила его и главная суть,

Что душу другого оно доверительно

Может почтительно вмиг распахнуть.

ГалуатЦадаса

Только благодаря обращенному «живому

Слову» ребенок может стать человеком.

РайнерПатцлафф

Актуальность. Человек является социальным существом, ощущая сильную потребность в общении с другими людьми. Эта потребность имеет развитие от простого общения к глубокому личностному и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение требует определенных знаний и умений. Высокий уровень коммуникативности рассматривается как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности ребенка.

Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

Сегодня не каждый ребенок из обычной общеобразовательной школы может самостоятельно наладить продуктивную коммуникацию со сверстниками, учителями и родителями.

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Важным фактором психического развития школьника является его общение со взрослыми и сверстниками.
Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно - коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.
Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.

Высокий уровень коммуникативностирассматривается психологами как условие успешной адаптации к
окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость
формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.
Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Проблема формирования коммуникативных умений у подростков давно привлекала внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Они обращали внимание на проблему отношений между воспитанниками и воспитателями (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, и др.). С появлением массовой школы возрос интерес к личности ученика, возрастным особенностям детей, процессам, происходящим в детском коллективе. Педагоги (А. Молотов, Г. Роков, О. Шмидт) обратили внимание на так называемый "дух школы" - такие феномены, как "товарищество", "корпоративный дух", правила и ценности, разделяемые всеми учащимися. Во многих работах описывается действие этих феноменов в воспитании личности, развитии самосознания, формировании нравственных качеств (Н. Васильков, Е. Ельницкий, Я. Карась, Б. Ленский и др.)
На основе анализа различных подходов к проблеме развития коммуникативных умений школьников можно сделать вывод о том, что общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников старшего школьного возраста.
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал
коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Одними из необходимых требований для этого являются гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.

Процесс коммуникации, как и процесс общения, невозможен без заинтересованности в нем, без потребности человека в этих процессах. По своей природе эта потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке самого себя через других людей и с их помощью. Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия индивида с окружающими людьми. Потребность в общении оформляется одновременно с самой коммуникативной деятельностью, потому что
решающим моментом для обоих процессов является выделение объекта общения – другого человека как личности, как субъекта, как потенциального партнера по общению (А.А. Брудный, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, Г.И. Цукерман и др.).
Научить школьника психологически верно и ситуативно-обусловлено вступать в общение, поддерживать общение, прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников, овладевать и удерживать инициативу в общении, преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику, адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи – вот лишь немногие проблемы, решение которых позволит подготовить эффективного профессионала. Проблема снижения уровня коммуникативной культуры выпускников школ волнует сегодня не только педагогов, но и политиков, писателей, психологов.

Многие учителя отмечают, что в наше время изменились и дети, и их родители, и отношение семьи к школе, снижается уровень коммуникативной культуры всех членов общества. Кроме того, наша эпоха полна противоречий :

1) стало больше возможностей для приятного времяпровождения, в то же время люди все чаще жалуются на скуку;

2) культура все больше внимания уделяет чувствам, в то же время мы все реже встречаемся с сочувствием и готовностью людей помочь окружающим;

3) появилось немало способов экономии времени, но времени нам не хватает;

4) в основном в процессе обучения передается прошлый опыт, а жить подросткам в настоящем и будущем;

5) успешное окончание школы не гарантирует успеха в жизни.

Изменения материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других средств массовой коммуникации (Internet, сотовая связь, телевидение и т.д.) все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитанкоммуникативной культуры человека, культуры его речевого поведения.

Здоровье детей и подростков сегодня становится всё более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребёнка в школе. Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей – длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д. Стоит заметить, что, определяя приоритетные цели образования на современном этапе развития общества в виде «шести ключевых умений», ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

1) общение и взаимодействие, т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

2) работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Здесь теория «шести ключевых умений», по сути, согласуется с концепцией универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов и др., 2007). Представим далее более подробно конкретный состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения.

1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией – это умение: - слушать и слышать друг друга; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; - спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает: - понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; - готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; - умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

3. Организация и планирование учебного сотрудничествас учителем и сверстниками – это: - определение цели и функций участников, способов взаимодействия; - планирование общих способов работы; - обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; - способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) – это умение: - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества – это: - уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; - адекватное межличностное восприятие; - готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; - стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это: - использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных со- ставляющих внутреннего мира; - речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем что общение здесь вы-ходит на уровень ведущей деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин). Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

В данном сообщении подробнее остановлюсь на младшем подростковом возрасте, а именно, на периоде адаптации к условиям обучения в среднем звене.

Кто же такие пятиклассники?

Вчера они были детьми, ласковыми, покладистыми, доверчивыми. А сегодня даже родители их не узнают. «Переходный возраст», – понимающе говорят учителя.

Переходный он и есть переходный – тут всё не устоялось, всё в движении, развитии. Уже не ребёнок, но и ещё не взрослый. Это возраст перехода от детства к зрелости, когда складываются устойчивые формы поведения, черты характера, когда рождается личность. Этот процесс будет долгим, продолжительным, возможно, и драматичным. Но пока, в 5-м классе, всё только начинается.

Психологи и педагоги, наблюдающие за подростками длительное время, отмечают ряд особенностей, присущих именно этому возрасту.

Прежде всего – отношение к учёбе. По мнению специалистов, учёба уже не является приоритетной деятельностью у младших подростков. Главным и определяющим для них является общение.

Подростков отличают повышенный интерес к соотношению сил в коллективе, стремление занять достойное положение в кругу сверстников, в семье. Они боятся оказаться в изоляции, боятся оказаться худшими, болезненно переживают неудачи. Активность подростка направлена не на процесс, а на результат деятельности, он всё старается сделать как можно лучше, добиться похвалы, признания.

У подростков появляется чувство взрослости и подчёркнутое стремление избавиться от всего детского. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям. Возраст для них уже не авторитет. Взрослых, в том числе педагогов, они начинают воспринимать критически. Особенно высока требовательность к соответствию между словом и делом.

В подростковом возрасте рождаются первые увлечения. Все, кто общался с подростками, обращают внимание на их ярко выраженную эмоциональность. Свои чувства они иногда проявляют бурно, даже аффективно. Их эмоциональность, неумение сдерживать себя часто приводят к конфликтам, в результате чего подросток может уйти в себя, замкнуться.

Переходный возраст насыщен противоречиями. Энергия подростков бьёт через край. Они готовы браться за всё и быстро теряют интерес к начатому. Бурная деятельность у них может смениться утомлением, пассивностью, равнодушием.

Они дерутся, ябедничают и в то же время мечтают о настоящей дружбе. В этом возрасте у ребёнка пробуждается самолюбие, осознание своего «я», появляются собственные взгляды. И в то же время подросток внушаем, ведом, легко попадает под чужое влияние, может получить опыт деструктивного поведения.

Для многих детей, по тем или иным причинам не получивших полноценного, соответствующего возрасту развития, воспитания, образования, поступление в среднюю школу может явиться сложным испытанием, где младший подросток сталкивается с рядом проблем.

Можно выделить основные виды трудностей такого рода:

1. Проблемы во взаимоотношениях с учителями;

2. Коммуникативные трудности (связаны со сложностями привыкания к классному коллективу и своему положению в нём);

3. Трудности, связанные с изменениями в семейной обстановке и другие.

Хотя бы с одной из выделенных групп трудностей, пожалуй, сталкивается каждый ученик. Однако вопрос заключается в том, как он справляется с этими трудностями, какие способы решения задач, связанные с процессом адаптации к новым условиям обучения, выбирает школьник. К сожалению, для некоторых учащихся эти проблемы остаются неразрешимыми.

Подробнее хотелось бы остановиться на 2-ой группе трудностей. Сфера общения во многом определяет дальнейшее развитие человека и влияет на формирование личности, на отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Общение – это процесс взаимодействия конкретных личностей, определённым образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Очень важно для развития личности ребёнка, чтобы в кругу его общения существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способствует демократический стиль отношений. Не всегда, а точнее сказать, очень редко детский коллектив обладает этими качествами. Поэтому роль взрослого, специалиста развивать коммуникативные умения и навыки детей, обучать их построению позитивных форм общения.

В настоящее время массовая психологическая практика испытывает затруднения в конкретных программах со специальными занятиями, посвященных формированию социальных коммуникативных навыков. Предполагается, что жизнь сама всему научит, и, хотя в этом есть доля истины, направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем.

Жизнь – это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, занятий и в другие моменты, человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

Поэтому, при работе с пятиклассниками я провожу цикл занятий, цель которых – помочь каждому участнику осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, основные способы общения с другими людьми. В этом и заключается гуманистическая идея – не заставлять, не давить, а помочь человеку преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно, счастливо и общаться с окружающими людьми.

Основные задачи работы:

1. Снижение эмоционального напряжения;

2. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе;

3. Перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;

4. Развитие внутренней активности детей;

5. Формирование адекватной самооценки детей;

6. Расширение знаний участников о чувствах и эмоциях;

7. Развитие коммуникативных навыков: умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой: беседы, дискуссии, тематические релаксации, ролевые игры, игры-драматизации, психогимнастические упражнения, эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие или уменьшение социальных страхов.

Занятия проводятся по принципу социально-психологичнского тренинга в помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность – один школьный урок. Периодичность – один раз в неделю. Состав группы – 10-12 человек. Перед проведением занятий должна быть проведена первичная диагностика детей, Каждому ребёнку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Ведущими методами проведения занятий являются не только игры, но всё больше места занимают обсуждения, дискуссии, анализ поступков и поведения. Участники учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать.

Форма проведения достаточно свободная. Ребята не только слушают, отвечают на вопросы, рисуют, но и общаются между собой.

Количество занятий и тематику можно менять в зависимости от конкретного класса и его проблем.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о её несомненной доступности и эффективности для пятиклассников. Субъективная удовлетворённость процессом занятий изучалась с помощью «обратной связи». Это даёт возможность получить информацию о непосредственных впечатлениях участников. Получая обратную связь, после окончания занятий имеется возможность оценить итоги личностного роста каждого участника. Ребята меняются сами, меняются их взгляды на других людей и на окружающий мир, что способствует наиболее успешной их социализации.

Занятие по формированию коммуникативных навыков

«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

Цель: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; ознакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжела­тельность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Форма: групповая игра.

В игре принимают участие ученики 5 класса.

Оборудование:

а) приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»;

б) приготовить квадраты (по количеству экипажей) из бумаги разного цвета, разрезать их на 4 произвольные части (4 участника в экипаже). Если цветной бумаги не хватит, можно сделать квадраты в горошек, в полоску, в клетку и т. п.

Оформление класса

На перемене перед игрой нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.

На перемене перед игрой на доске записать положи­тельные человеческие качества.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, для организации занятий по математике в старшей группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5–6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Предложенная система занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.
Объем занятий позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.
Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.
В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для дошкольников: Старшая группа» (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов, позволяющий расширить содержание работы с детьми шестого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1
.
утро, день, вечер, ночь .
Занятие 2

.
Занятие 3
.
Уточнить понимание значения слов вчера , сегодня , завтра .

Октябрь

Занятие 1
Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу .
Занятие 2
Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот) .
Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).
Занятие 3
Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот) .
Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа .
Занятие 4
Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Ноябрь

Занятие 1
Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.
Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево .
Занятие 2
Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между .
Занятие 3
Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот) .
Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Занятие 4
Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»
Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

II квартал

Декабрь

Занятие 1 (итоговое)
Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо .
Занятие 2
Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади .
Занятие 3
Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
Занятие 4
Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

Январь

Занятие 1
Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
Занятие 2
Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом .
Упражнять в последовательном назывании дней недели.
Занятие 3
Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Занятие 4
Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Февраль

Занятие 1
Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Занятие 2
Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа) .
Занятие 3
Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Занятие 4
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

III квартал

Март

Занятие 1
Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.
Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Занятие 2
Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Занятие 3
Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед -назад, направо -налево) .
Занятие 4
Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Апрель

Занятие 1
Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Занятие 2
Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Занятие 3
Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Занятие 4
Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Май

Работа по закреплению пройденного материала.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание
Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр) .
Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .


Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».
На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.
«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? – спрашивает Мальвина. – По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»
Дети помогают Буратино выполнить задания.
«Сколько стало кубов? – выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)
Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра – сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»
Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)
Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.
Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.
II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата – сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».
Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.

Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.


Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.

Потянулись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.

III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».
Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички (см. пример на с. 14), определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.


После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3). IV часть. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».
Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»
Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.

Занятие 2

Программное содержание
Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево .

Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная – длинная и широкая, зеленая – короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.
Раздаточный материал. Рабочие тетради (стр. 1, задание Б), цветные карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько неваляшек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?»-спрашивает воспитатель.
Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.
Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько пирамидок, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле).
Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.)
II часть. Игровое упражнение «Раскрась столько же» (выполняется в рабочей тетради).
Воспитатель предлагает детям закрасить столько кружочков, сколько неваляшек (пирамидок) нарисовано на картинке.
После выполнения задания уточняет: «Сколько кругов вы закрасили? Почему столько?»
III часть. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».
Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».)
Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»
Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая».
Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.
IV часть. Игровые упражнения «Правильно пойдешь, клад найдешь».
«Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», – говорит детям воспитатель.
При помощи считалки выбирается ведущий.


Кады-бады
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка).

Занятие 3

Программное содержание
Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот) .

Анна Сахарова
Конспект занятия по развитию математических представлений для детей подготовительной группы «Вычитание»

Обучающие задачи :

1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части .

2. Познакомить со знаком «-» .

3. Расширять представления о геометрических фигурах, их свойствах.

Развивающие задачи :

1. Развивать диалогическую речь .

2. Развивать внимание , логическое мышление, память.

3. Развивать познавательную активность, любознательность.

Воспитательные задачи :

1. Формировать навыки сотрудничества на занятии .

2. Формирование коммуникативных навыков.

3. Продолжать формировать навыки самооценки.

Ход занятия.

Ребята посмотрите кто это к нам пришел?Знак «-» он нас приглашает в гости, в страну Знаний в город Математику . Отправимся в путешествие? Кто там живет?

С одним жителем из этого города, знаком минус мы и будем путешествовать

Как он выглядит.? При появлении минуса что просходит? всё уменьшается, идет на убыль или совсем исчезает.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руку

Побежит тепло по кругу.

Ребята нам в стране Знаний поможет цветик – семицветик.

1 лепесток

«Соедини по точкам»

Если мы правильно и быстро выполним задание, то узнаем, на чем можно отправимся. (на ракете)

2 лепесток

«Сделайте пульт управления» (на столах карандаши и лист бумаги)

В середине нарисуйте круг.

В верхнем левом углу - квадрат.

В правом верхний углу - треугольник.

В нижнем левом углу - прямоугольник.

В нижнем правом углу - овал.

Воспитатель :

Все у нас готово к полету : есть ракета, пульт управления.

Приготовьтесь к запуску ракеты. 1 команда девочек считает до 20, а 2 команда мальчики от 20 обратно. (счет прямой и обратный)

3 лепесток

Истории, в которых участвует минус тоже можно записывать числами.

На столе лежало семь яиц. Мышка бежала, хвостиком махнула, пять яиц упало и разбилось. Сколько яиц осталось на столе? (правильно два)

А записывается это так

А теперь ребята, я запишу примеры, а вы придумаете и придумайте к ним истории.

Дети рассказывают свои истории (по желанию)

Назови соседей числа 8, 10, 15

Назови предыдущее число : к числам 5, 9, 13

Назови последующее число : к числам 4, 19, 11

Назови однозначные числа

Назови двузначные числа

Молодцы, с этим заданием стравились. Ну, что отправляемся дальше?

4 лепесток

Назови плоские геометрические фигуры :

круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, овал, прямоугольник, восьмиугольник,

Какие 2 фигуры можно убрать из этой группы (почему)

Круг и овал – эти фигуры не имеют углов.

Какие ещё фигуры являются лишними? (треугольник и восьмиугольник)

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – место сесть опять.

5 лепесток

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке .

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

Три зайчонка, пять ежат

Сколько малышей в саду?

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

6 лепесток

Задание на смекалку

Сколько ушей у 3 мышей?

Сколько хвостов у 5 котов?

Сколько голов у 4 коров?

7 лепесток

Ну вот и последний лепесток остался. Послушайте загадку.

День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт :

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются… (часы)

Если правильно установить время, то мы с вами вернемся снова в нашу группу

А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?

Возьмите часы и установите на них 11 часов ровно.

Итог :

а теперь дружно делаем обратный отсчет. (Обратный счет от 5 до1)

Чтобы мягко приземлиться, давайте скажем волшебные слова :

Лети, лети ракета

На запад, на восток

Считая километры,

прибывая в срок.

Вот мы и дома.

Вам понравилось путешествие?

А что это за сундучок? Да это знак "-" прислал вам наклеечки за

выполненные задания.

Публикации по теме:

Конспект для занятия по развитию элементарных математических представлений (20–25 минут) (2 год обучения, 2 квартал) Конспект для занятия по развитию элементарных математических представлений (20-25минут) (2год обучения, 2 квартал) Тема: «Понятия «длинный.

Конспект интегрированного занятия по математике (формирование математических представлений) для старшей группы Цель: Учить считать до 8; закрепить дни недели, названия геометрических фигур (овал, круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) Программные.

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений для детей I младшей группы. Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений для детей I младшей группы. Образовательные области: «Познание» «Коммуникация».

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений по программе «Развитие» в подготовительной группе МАДОУ МО г. Нягань "Д/с №8 "Росинка" Исполнитель Чупина Зульфира Габдулловна Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений.

Конспект ООД по развитию математических представлений логопедической подготовительной группе Программные задачи: Обобщить знания, полученные в течение года. Закрепить умение составлять арифметические задачи и записывать их решение.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Игровая технология

Занятие по формированию элементарных математических представлений

"Поможем Золушке".

с детьми подготовительной к школе группе

Малоземова Мария Николаевна,
воспитатель, детский сад №39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Цель:

развитие логического мышления

Задачи:

1. образовательные:

· продолжить формировать умение производить арифметические действия в пределах 10

· продолжить формировать умение решать задачи

· продолжить формировать умение классифицировать блоки по двум, четырём признакам с использованием символов

· закрепить навык прямого счёта и обратного

· закрепить навык ориентироваться на плоскости

2. коррекционно-развивающие:

· развивать мелкую моторику и координацию движений

· развивать логическое мышление, творческие способности

· развивать слуховое и зрительное внимание

· развивать умение составлять сложноподчинённые и сложносочинённые предложения

· развивать грамматический строй речи (согласовывать числительные с существительными и прилагательными)

3. воспитательные:

· воспитывать чувства взаимопомощи и дружелюбия

· воспитывать выдержку и аккуратность в работе

· воспитывать самостоятельность и умение работать в коллективе, парами

· воспитывать интерес к математическим занятиям

Оборудование:

плащ для Феи, волшебная палочка, игра с пуговицами «Сосчитай и назови», блоки Дьенеша, карточки-символы, обручи 4 шт., карточки с цифрами на одной стороне и с буквами на другой стороне, геометрические фигуры на липучках (трапеция, ромб, полукруг, квадрат, прямоугольник, овал), коврограф, квадрат из ленточек на коврографе, математический набор цифр и знаков для каждого ребёнка, изображения цветов (для составления задач), нарисованная дверь с замочной скважиной, карточки с фигурами (ключи), волшебная коробка.

Предварительная работа:

чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, беседа по сказке, настольная игра «Золушка», решение простых арифметических задач, игры с блоками Дьенеша, игры с пуговицами «Сосчитай и назови», индивидуальные занятия; Дидактические игры - «Числовые домики», «Поиграем», «Раз, два, сосчитай», «Составь слово»; Развивающие игры - «Сложи узор», «Танграмм», «Колумбово яйцо» и т. п., «Разгадай головоломку», «Найди свой домик», «Логические таблицы», обучающие пазлы «Учимся считать», домино.

План занятия:

1. Сюрпризный момент.

2. Деление на команды через игру с пуговицами «Сосчитай и назови»

3. Задание первое (на ковре) - разложить блоки Дьенеша на множества по четырём признакам, используя 2 пересекающихся обруча и карточки-символы.

4. Задание второе (у коврографа) - расставить геометрические фигуры (трапеция, полукруг, ромб, круг, квадрат, прямоугольник) на плоскости.

5. Физ.минутка.

6. Задание третье (за столом) - решение 2 простых задач на сложение и вычитание.

7. Задание четвёртое (у дверей) - подобрать «ключ» к замочной скважине.

8. Итог занятия.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент:

Сегодня мы совершим удивительное путешествие по сказке ….

По какой сказке вы узнаете, расставив правильно цифры в обратном порядке от 7 до 1.

Дети выкладывают цифры, переворачивают их и читают полученное слово.

В какую сказку мы сегодня попали? («Золушка»)

Ребята, а кто помог Золушке попасть на бал? (Фея)

Сегодня вас ждёт волшебство! Закройте глаза (надеваю плащ и беру волшебную палочку)

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнём.

Волшебство появится

В сказку попадём.

Открывайте глаза. Сегодня я буду Феей, а вы мои добрые помощники.

Итак, чтобы помочь Золушке попасть на бал и стать принцессой мы вместе должны помочь ей выполнить все задания злой мачехи. Готовы? (Да)

2. Деление на команды:

Но сначала вам надо разделиться на две команды, а поможет нам в этом игра с пуговицами. Игровая технология.

Разделиться на команду с чётным количеством пуговиц и вторая команда с нечётным количеством пуговиц.

3. Игра с блоками Дьенеша (на ковре):

Мачеха наказала Золушке перебрать крупу. У нас это будут блоки. Разложить блоки в обручи.

Первая команда - в синем обруче блоки только маленькие круглые, в красном обруче блоки только тонкие жёлтые. Вторая команда - в синем обруче только толстые треугольные, в красном обруче блоки только красные большие (кладу в обручи соответствующие карточки- символы).

Дети выполняют задание. Игровая технология.

Докажите, что вы сделали правильно.

3. Задание на коврографе.

Мачеха придумывала тяжёлые задания. Золушке необходимо было помыть полы и расставить мебель.

Перед вами квадрат - это комната и геометрические фигуры - это мебель.

Вызываю по одному ребёнку к коврографу.

Итак, поставьте в верхнем левом углу полукруг - это будет кровать.

В центре - круг - это будет стол.

В нижнем правом углу - ромб - это зеркало.

В верхнем правом углу - трапецию - это кресло.

В нижнем левом углу - прямоугольник - это шкаф.

Слева от стола квадрат - это стул.

4. Физминутка:

На балу у короля

Собрались его друзья.

Тихо парами мы встали.

Во дворец на бал попали.

(Включаю музыку, под которую дети танцуют вальс парами).

5. Решение задач (за столами):

Продолжим помогать нашей доброй Золушке. Вредная мачеха приказала посадить 3 красные розы и 2 белые розы. Сколько всего роз должна посадить Золушка?

Что я прочитала? (Задачу)

Какое условие в задаче? (3 красные розы и 2 белые розы) Какой вопрос в задаче? (Сколько всего роз?)

Выложите решение задачи на столе. Прочитай…

В саду росло 6 гвоздик. 3 гвоздики Золушка срезала для букета. Сколько гвоздик осталось в саду?

Что я прочитала? (Задачу).

Какое условие в задаче? (Было 6 гвоздик, срезали 3 гвоздики).

Какой вопрос в задаче? (Сколько осталось?)

Выложите решение задачи. Прочитай….

6. Подбор ключей к замочной скважине:

Мачеха заперла Золушку на ключ. Необходимо подобрать к замочной скважине ключ.

(Выдаю ребятам карточки с фигурами «ключи».)

Дети подбирают ключ.

7. Итог занятия:

Мы дружно помогли доброй, трудолюбивой Золушке выполнить все задания коварной мачехи.

Какие задания вы выполняли?

Что вам понравилось?

Я, Фея, для вас приготовила волшебство.

Посмотрите, коробочка пустая (показываю пустую коробочку).

Волшебной палочкой взмахну,

Желанье загадаю.

Я верю в чудо,

Потому, всегда его встречаю.

Незаметно для детей переворачиваю коробочку, открываю с другой стороны, а там угощение.

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики".

(образовательная область "Познавательное развитие")

Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной категории Клевцова О.И. Монино, 2016 год

Методы: словесные, наглядные, практические.

Цель:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.

Задачи:

Образовательные

  1. Упражнять в составлении множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета) , в получении равенства из неравенства путем убирания или добавления одного предмета;
  2. Закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке;
  3. Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; знакомство с трапецией.
  4. Формировать мыслительные операции.

5. Развивать конструктивного праксиса;

7. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

8. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование и материал:

Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10 (1комплект) ; счетные палочки на каждого ребенка; медали.

1. Организационный момент

Дети проходят в группу.

Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются, выстраиваются на коврике)

Пока дети выходят, воспитатель достает конверт.

Восп.: Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)

Да, правильно. Вам интересно от кого это письмо?

Сейчас я его открою и прочту.

Читает письмо

«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.

Поможем, ребята?

А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:

Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте) .

Основная часть.

Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.

1 задание. - Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

Дидактическая игра «Построй цифры»

Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку), затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют) .

По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.

Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и счетные палочки.

Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? - Да.

2. Дидактическая игра «Отгадай фигуру»

Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.

1. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Кто же я? (треугольник)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.

2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его… (квадрат) .

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.

3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.

4. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

5. Он похожий на яйцо
Или на мое лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… (овал)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.

Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите на коврик и вставайте в кружок.

Физминутка

Мы играли и считали (шагают на месте)
Дружно вместе пошагали
Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)
Ножками потопали – один, два, три. (топают)

Встали- сели, встали-сели, (приседают)
И друг друга не задели.
Выше руки, шире плечи (поднимают руки)
Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)

3. Воспитатель читает третье задание

Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?

Дидактическая игра «Назови день недели»

Дети передают мячик по кругу и называют по порядку дни недели.

Дорогие гости, ребята приготовили для вас сюрприз– сейчас они превратятся в Дни недели и прочитают для вас свои стихи.

4. Дети берут цифры, соответствующие дню недели и выстраиваются по порядку.

1-й ребенок «понедельник»

Детский сад, детский сад
Каждый день ждет ребят.
Здесь забавы и игрушки.
Куклы, книжки, погремушки.

В понедельник мы считаем,
Прибавляем, вычитаем.

2-й ребенок (вторник) :

Вторник – тут спортивный день,
Бегать, прыгать нам не лень.

3-й ребенок (среда) :

В среду – музыка у нас
Мы танцуем – просто класс.

4-й ребенок (четверг) :

Книгу мы в четверг читали,
Много нового узнали.

5-й ребенок (пятница) :

В пятницу лепили птиц:
Снегирей и синиц.

6-ой ребенок (суббота) :

А в субботу с воскресеньем
С мамой мы пекли печенье

7-й ребенок (воскресенье) :

С папой с горки мы катались
А потом в снегу валялись.
Молодцы, ребята (дети кладут карточки на стол и садятся) .
А теперь выходите, давайте немножко поиграем (дети выходят и занимают свои места) :

5. Д/и «Сосчитай и сделай»

Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и тд.) , а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.

3 раза хлопнуть
6 раз топнуть
4 раза присесть
10 раз прыгнуть

Молодцы, ребята.

Дети проходят за столы

6. А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше) »

Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше) »

Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, отбрасывая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше (меньше)

И последнее задание:

7. Дидактическая игра «Веселые задачки»

Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки) .

  1. Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?
  2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?
  3. Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?
  4. У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?

Итог:

Ребята, вам понравилось наше занятие? А теперь давайте проверим, все ли вы запомнили: я буду называть, что бывает, и если назову правильно - похлопайте в ладоши, если неправильно – покачайте головой.

8. Д/И «Верно-неверно»

  • после субботы идет воскресение
  • за понедельником следует среда
  • перед пятницей стоит четверг
  • семь на один больше шести
  • в неделе 5 дней
  • яйцо похоже на круг
  • автобус похож на прямоугольник

Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями, и Королева Математики поблагодарила вас и передала вам награды и угощения.


Top