Мачеха подсматривает замужем и падчерицей. Мачеха и падчерица: как наладить отношения

Тайный шифр женских сказок Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна

Сюжет первый – «Мачеха и падчерица»

Это весьма распространенный сюжет женских сказок. Он является основой таких известных историй как: «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Василиса Прекрасная» и многих других. Он присутствует и в мифе об Амуре и Психее, где в роли мачехи выступает свекровь – богиня любви Афродита.

Композиция сюжета «мачехи и падчерицы» содержит четыре этапа:

1. Жизнь героини в пространстве Любви с родными родителями, любящей матушкой.

2. Смерть матушки и явление мачехи (хозяйки, свекрови)

3. Жизнь героини в условиях отсутствия Любви с мачехой, ее дочерью (или дочерьми); период испытаний на жизнестойкость

4. Явление героине новой Любви (жениха)

Правда, первый этап в большинстве сказок как бы «выпадает», о нем есть только упоминание. Сложно сказать, с чем это связано. Возможно, пересказчики посчитали спокойный благополучный период жизни героини неинтересным и поспешили побыстрее перейти к драматическим событиям. Ведь задача сказки передать нам знания о прохождении испытания. С другой стороны, в реальной жизни у многих девочек не было первого этапа, испытания начинались сразу, без всякой подготовки. Такое положение дел сохраняется и сегодня, достаточно вспомнить о многочисленных беспризорных и социальных сиротах.

Тем не менее, первый этап важен, он содержит символизм подготовки к испытанию, инициации. Существо девочки наполняется Любовью. В Любви ей передаются знания, необходимые для выживания и самореализации. Вероятно, матушка обучает ее всему, что умеет сама. В противном случае, не известно, каким бы образом героиня справлялась с заданиями мачехи.

Второй этап сюжета самый трагичный – героиня теряет мать. Однако переживания горя не находят отражения в сказке. Все происходит как само собой разумеющееся.

Например, в сказке «Золушка»: «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая его жена умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была самая красивая и добрая женщина на свете».

Трагедия только подразумевается, но не раздувается. Становится понятным, что смерть матушки – необходимо условие для завязки нового сюжета.

Тем не менее, в некоторых сказках героиня сохраняет связь с матушкой и после ее смерти. Крошечка-Хаврошечка обнимает свою рябую корову, называет ее матушкой, рассказывает ей о всех своих печалях, а та ей помогает.

В «Василисе Прекрасной» так: «Когда мать скончалась девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе эту куклу; береги ее, всегда при себе держи и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Затем мать поцеловала дочку и померла».

Корова, куколка – проводники связи с матерью, проводники к Источнику Силы героини. Это ее верные помощники, доставшиеся по наследству, по женской линии.

Героиня – носительница ценностей, энергии, способностей своего Женского Рода. И в этом, новом для себя качестве, она встречается с антагонистом своего Женского Рода – мачехой. В завязке сказки – конфликт Женских Родов, двух систем. Род падчерицы относится к системе созидательной, род мачехи к системе разрушительной, теневой. В этом контексте сюжет «мачехи и падчерицы» можно считать древнейшим, имеющим истоки в матриархальной культуре. Собственно, и феномен, известным многим как «женская конкуренция», имеет длинную историю, богатую драматическими коллизиями и интригами.

Потеря родной матери символизирует первый этап женской инициации, женского посвящения. В этот момент происходит осознание собственной автономности, уникальности, природной силы, – с одной стороны. И поддержание связи с материнским родом, – с другой. Героине сказки, также как и обычной женщине, приходится научится объединять в себе две противоположные тенденции: разъединение с матерью и, одновременно, поддержание связи с нею. Это чрезвычайно сложное испытание: не быть «как мать», и, в то же время, принимать в себе ее черты.

Зачем же нужно это посвящение, этот урок? Каждая женщина, благодаря своей индивидуальности, вносит в общеродовую копилку свой вклад. Она делает шаг вперед, или вглубь по сравнению со своими предшественницами. Ее родовая память содержит информацию о жизненном пути матери, бабушки, сестры, прабабушки, которые также проходили аналогичное посвящение «отрыва от матери». Посвящение это у каждой из предшественниц проходило по своему сценарию. У кого-то легко, у кого-то болезненно, а у кого-то, вообще, «отрыв» не состоялся – и она всю жизнь «слушала маму, плясала под ее дудку». Если предшественницы женщины прошли испытание; свою индивидуальность выделили и связь с родом сохранили, их опыт дает женщине огромный ресурс жизненной силы. Но если в роду у женщины отрыв от матери происходил болезненно, или не происходил вовсе, это испытание может стать одним из основных в ее жизни.

В сказке зашифрован закон жизни: мать, передав дочери запас Любви и Знаний, должна уйти, предоставив ей возможность проявить свою индивидуальность и самостоятельность. Кроме того, матери необходимо оставить дочери символических помощников: корову, куколку, крестную-фею и других. Благодаря им дочь сможет ощущать поддержку своего женского рода.

По фабуле сказки случается физическая смерть матери, в жизни она совершенно необязательна. Смерть матери, в данном случае, символизирует завершение важного периода жизни героини. Завершение старого и начало нового.

Что было бы, если бы матушка героини не умерла? Вы правы, не было бы сюжета сказки. Поэтому потеря, в данном контексте, – благо для развития героини, свидетельство того, что она готова к испытанию на жизнестойкость и самостоятельность.

Матушка умирает, передав свои лучшие черты и помощников дочери. Героиня сказки в духовном плане – богатая наследница, которой теперь предстоит мудро распорядиться богатством. И, в первую очередь, сохранить его.

Наследство героини – это внутреннее ощущение силы Любви, жизнестойкость, легкий нрав, талант, стремление к счастью, связь с представителями тонкого мира, помощниками ее рода. Именно это наследство ей необходимо сохранить и, по возможности, приумножить, чтобы в назначенный срок передать уже своей дочери.

Итак, после смерти матушки героиня сказки становится обладательницей большого духовного наследства, дающего ей огромную жизненную силу. И начинается третий этап сказочной истории – проверка на жизнестойкость, испытание силы. Другими слова, героиню проверяют – как она распорядится наследством, силой. Растратит все впустую на обиду, боль, переживания злости, бессилия и горечи. Или сохранит, да еще и приумножит?

Мачеха устраивает самую настоящую травлю героини. Всеми средствами провоцируя у нее формирование «позиции жертвы». Но… Вот что говорит Золушка в сказочной версии Е. Шварца: «Натирая пол, я очень хорошо научилась танцевать, за шитьем я очень хорошо научилась думать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За прялкой я научилась их петь. Выхаживая цыплят, я стала доброй и нежной». Другими словами, Золушка и не думала становиться жертвой, она использовала любую ситуацию во благо, открывая в себе неожиданные способности.

Да, внешне все, что делает мачеха, похоже на жестокое обращение. Но тонкий символизм этого этапа – ОБУЧЕНИЕ. Мачеха – это учитель героини, или «тренер». Не случайно, ее тренинг приводит героиню к счастью в финале сказки. А родные дочери мачехи, не прошедшие жесткого тренинга, оказываются «не у дел». Собственно, Мачеха в пьесе Е. Шварца так и говорит: «Золушка, я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных своих дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами, тогда как тебя, моя крошечка, я воспитываю с утра до вечера».

Мачеха дает падчерице задания, каждый раз повышая степень их сложности. Например, у Е. Шварца Мачеха наказывает Золушке: «Вымой окна, натри пол, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь кустов роз, познай самое себя и намели кофе на семь недель». Крошечке-Хаврошечке и Василисе Прекрасной приходилось прясть под контролем мачехиных дочерей. Психея должна была перебрать перемешанные зерна, достать шерсть золоторунных овец, принести воды из недосягаемого источника и шкатулку с неземной красотой из подземного царства.

Символизм мачехиных заданий – это особый шифр. Например, в русских сказках героиня, в основном, прядет и дом убирает. Казалось бы, это совершенно обычный труд девушки. Да, в социальном плане героиня приобретает мастерство хозяйки, необходимое ей в жизни.

Но символизм прядения гораздо тоньше. В мифологии разных народов богинями судьбы являются женщины: норны, мойры, наречница, орисница, суденица. Они прядут нити судьбы.

В русской мифологии богиня прядения и судьбы – Мокошь. Ее желаниям подчинялись и боги, и люди. Она жила в небесном чертоге со своими помощницами Долей и Недолей, пряла нити людских судеб. Ей были ведомы тайны прежних жизней и новых воплощений.

В этом аспекте прядение героини – это посвящение богине Судьбы. В руках героини нить судьбы. От того, насколько качественно она прядет, зависит не только ее жизнь. Другие люди будут носить одежду, сотканную из ее нитей. Героиня прядет и оказывает непосредственное влияние на собственную судьбу и судьбы других людей.

Мачеха создает условия, в которых падчерица совершенствует мастерство прядения. Если перевести это с символического языка на психологический, получается, что мачеха учит падчерицу целеполаганию, формированию конструктивных жизненных программ. С другой стороны, прядение помогает героине приобрести чувственно-смысловое переживание старинного тезиса: «Все в твоих руках». Ты ответственна за качество нити, ты ответственна за качество собственной жизни. Таков один из уроков падчерицы.

Другой урок – уборка дома, домашняя работа. В социальном плане можно сказать, что героиня проходит «школу домохозяйки», формируя трудолюбие и терпимость к самой тяжелой женской работе. Это, безусловно, так. Но ни это является главным.

Благодаря заданиям мачехи у падчерицы формируется навык ухода и организации собственной среды обитания. Одна из базовых потребностей женщины – обретение комфортной и безопасной среды. Она стремится создать пространство, в котором ей будем удобно, спокойно, интересно, красиво, функционально. Да, для этого приходится устранять грязь, чистить любимые вещи, поддерживать порядок, делать ремонт, обновлять обстановку. Но главное здесь – процесс создания комфортной среды, обустройство своего пространства, которое можно будет наполнить Любовью.

Для женщины чрезвычайно важно ощущать себя хозяйкой пространства, каждый элемент которого формирует у нее переживание защищенности и благополучия. Многие женщины страдают от того, что не имеют своей территории, «своего пространства», несмотря на то, что живут в отдельной квартире. Это происходит не из-за недостатка квадратных метров. Просто «чувство хозяйки» у них пока не сформировано. Некоторые женщины, действительно, живут в стесненных условиях. Но даже в этом случае можно найти полтора квадратных метра для «своего угла». Это очень важно для женщины.

Если посмотреть на внутреннее устройство любого деревенского дома, можно найти четко выделенные мужскую и женскую территории. Причем, «бабий угол» был священным. Там поддерживался огонь в очаге, стояла домашняя утварь. И это пространство являлось настоящим святилищем Хранительницы Домашнего Очага.

Огонь домашнего очага символизирует благополучие семьи на всех уровнях: материальном, эмоциональном, ментальном и духовном. Достаток, эмоциональный микроклимат, добрые мысли и высокие устремления. Мужчина приносил огонь в дом, а женщина занималась сложнейшим делом – поддержанием огня. В древности считалось, что если огонь в очаге погас, нельзя бежать к соседям и просить уголек; нужно дожидаться следующей грозы или высекать огонь с помощью кремния. И до того времени, пока огонь снова не войдет в дом, семья могла сидеть в холоде и голоде. Так что от мастерства женщины – Хранительницы Домашнего Очага, зависело благополучие всей семьи.

Поэтому, получая от мачехи задание прибраться в доме, падчерица на тонком плане проходит особое посвящение. Это посвящение богине, хранительнице жертвенного огня и домашнего очага. В древнегреческой традиции – это Гестия, в римской – Веста, в славянской – Берегиня.

Тайна ведения дома, поддержания в нем порядка, микроклимата и благополучия передается по «женской линии»: от матери к дочери. Но не всегда маленькой девочке нравится убирать за собой вещи и игрушки, мыть посуду, прибираться в доме. Не всегда и взрослая женщина воспринимает процесс наведения порядка как древнее женское таинство. Для многих современных женщин уборка – это довольно обременительная хозяйственная необходимость. Все это оттого, что древний символизм «ведения дома», архаическое самоощущение женщины себя как Хранительницы Очага во многом утеряны.

Мачехино задание «прибраться в доме» – это символический мостик, восстанавливающий связь современной женщины с древней традицией «ведения дома», тонкое и незаметное посвящение читательницы сказки богине-хранительнице домашнего очага.

Еще одно нередко встречающееся в сюжете «мачеха-падчерица» задание: перебор семян. Мачеха (баба-яга, хозяйка, свекровь) перемешивает просо, мак, пшеницу, горох, ячмень и требует от героини к утру все перебрать и разложить по отдельным мешкам. Что же зашифровано в этом задании?

Женщина, как плодородная земля, для продолжения рода нуждается в семени. От особенностей и жизнеспособности мужского семени зависит и «качество потомства». Поэтому женщина должна очень хорошо разбираться в свойствах семян. Знать, что взойдет из пшеничного зернышка, а что из горошины.

Если небольшой участок земли засеять вперемешку семенами разных культур, всходы могут мешать друг другу расти. У каждой культуры свой темп роста, свои требования к почве. Поэтому для посева лучше выбрать одну культуру – и засеять ею весь участок.

Символизм этого задания очень тонок. Падчерица учится разбирать семена, отводить каждому свое место. Носитель семени – мужчина. Фактически героиня учится разбираться в мужской природе, оценивать жизнеспособность и свойства семени разных мужчин. Мужчина ответственен за количество, а женщина за качество потомства. Ей предстоит выбрать из множества самого достойного. Такой урок избирательности преподносит мачеха падчерице.

Благодаря мачехе падчерица не только проходит испытание на жизнестойкость, но и приобретает знания, навыки и посвящения, необходимые женщине.

У многих падчериц в работе есть помощники. Василисе Прекрасной и Крошечке-Хаврошечке помогают куколка и корова, доставшиеся от матери; Психее помогают муравьи, тростинки, башня. Словом, среди помощников героини нет представителей мира людей. Интересно, почему?

Помощники падчерицы – представители иного мира. В некоторых сказках героине прислуживают вообще невидимые слуги. Здесь зашифрован тонкий сказочный закон – у женщины всегда есть множество невидимых помощников, готовых придти на помощь по первой ее просьбе. Тонкий мир помогает женщине, его представители не дают ей пропасть даже в самой тяжелой ситуации. От нее требуется только доверие, искренность и забота о своих помощниках. Куколку нужно покормить, с коровой поговорить, мяса ее не есть, косточки закопать.

Корова Хаврошечки, куколка Василисы – это символы материнского благословения. Сказочный шифр тонок – гармоничная связь с матерью, вовремя отпустившей свою дочь, дает женщине огромную силу. Силу и помощь ее Женского Рода.

Поэтому так важно для дочери материнское благословение, материнская молитва о ней, добрые мысли и чувства. Поэтому так страшны для дочери материнские обиды, злость и непонимание.

Итак, мачеха в жизни женщины символизирует Учителя, тренера жизнестойкости. Довольно жесткого, часто несправедливого и эгоистичного. Но без такого тренинга падчерица осталось бы инфантильной и неприспособленной к жизни.

В жизни современной женщины немало мачех-учителей. Мачехой может быть и собственная жесткая и холодная мать, может быть сестра или брат, отец или отчим. Бывает, что девушка воспитываемая любящими и лелеющими ее родителями, выходит замуж, и через некоторое время муж начинает вести себя как самая настоящая мачеха: критиковать и ругать за малейшие промахи, заваливать работой, предъявлять невыполнимые требования, контролировать каждый шаг, грубо обращаться. Поэтому не стоит думать, что в обычной жизни древний сюжет «мачехи и падчерицы» разыгрывается только в отношениях между женщинами.

Главное, чтобы женщина понимала глубинный смысл таких отношений и не угодила в ловушку этого сюжета. Глубинный смысл сюжета – обучение, прохождение посвящений, а также сохранение энергии и самообладания. Ловушка – накопление агрессии и обиды против «мачехи», борьба с нею, или «выпадение» в позицию жертвы.

Ни одна сказочная падчерица не борется с мачехой, не устраивает с нею словесных и физических поединков, не ищет союзников для борьбы с обидчицей. Конечно, можно было бы сказать, что в сказках заложена модель женской покорности. Но это было бы не совсем корректно по отношению к древним знаниям. Падчерица из любого задания извлекает благо для себя. И это – ключ для прохождения испытания. Если в жизни женщины разворачивается сюжет «мачеха-падчерица», какими бы ни были декорации, как бы ни бушевали внутри нее обида, злость и чувство несправедливости, ей необходимо постоянно задавать себе вопрос: «Какое благо для меня есть в этой ситуации, чему она меня учит?». Это сложно, но жизненно важно. В этом случае не будут копиться деструктивные чувства, и срок испытания не растянется на долгие годы. В определенный момент женщина просто поймет: «Мне больше этого не нужно, я уже всему научилась». И это станет поворотным моментом в развязке сложных отношений.

На консультации нередко приходят женщины, мужья которых самые настоящие «мачехи». Пока женщина не освободится от деструктивных чувств и не поймет, как многому она научилась на протяжении жизни с ним, тяжелые отношения сохраняются. Здесь как в школе – не выучил урок, не прошел программу – оставайся на второй год.

Можно ли корректировать сюжет «мачехи и падчерицы» с помощью психологических средств? Если древний сюжет активно разворачивается в жизни женщины, корректировать его невозможно. С помощью психологических средств можно помочь женщине пройти урок, предостеречь ее от попадания в ловушку сюжета. Но для этого нужно знать его динамику и смысл.

Архетипический сюжет, вообще, не стоит корректировать. Да это нам и не под силу. Мы можем изучить его и достойно пройти испытание, приобретя опыт. И тогда в конце определенного жизненного цикла обязательно придет Подарок. Падчерица, сохранившая внутри себя переданную матушкой Любовь, пройдя испытания и посвящения, получает в финале новую любовь – уже от мужчины. А дальше – новый сюжет, новая сказка…

Из книги Жила-была девочка, похожая на тебя… автора Бретт Дорис

9. ДЕТИ – МАЧЕХА – ОТЧИМ

Из книги Мать. Архетипический образ в волшебной сказке автора Биркхойзер-Оэри Сибилл

4. Ревнивая мачеха Сказку о Белоснежке, как и многие другие сказки, упомянутые в этой книге, мы будем рассматривать прежде всего с точки зрения феминной психологии. По мнению Юнга, у женщин материнский образ можно наблюдать в гораздо более чистом виде, чем у мужчин.У

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Сюжет Итак, фабульный материал собран и подвергнут испытанию, обдумана во всех своих подробностях система образов. Настает черед организации этого материала в действии, приведения фабулы «в повествовательную форму». Тем самым создается сюжет, содержащий в себе «связи,

Из книги "Я у себя одна", или Веретено Василисы автора Михайлова Екатерина Львовна

МАТЬ-И-МАЧЕХА: В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Из книги Искусство быть женщиной автора Фролова Евгения Валентиновна

Сюжет первый – «Волшебная кисть» Представьте себе комнату, наполненную ароматом ванили, оранжевым светом зажженных свечей. Играет чувственная и страстная музыка. В центре комнаты на полу в окружении свечей расположен лист белой бумаги. В комнате появляется девушка в

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Игра Сюжет и реальность Запишите в своем дневнике проблему, которой вы сейчас озабочены – будь то отношения, здоровье, финансы или что угодно еще. Уделите несколько секунд активному обдумыванию этой проблемы.После минуты размышлений ответьте на вопросы: Где я сейчас

Из книги Он и Она: тайный шифр сказки отношений автора

Сюжет первый – «Дорога в бессмертие» Этот сюжет трудно встретить в сказках. О нем рассказывают мифы, легенды, а также созданные на их основе авторские истории. Данный сюжет традиционно считают трагическим. В силу стечения обстоятельств любовь героев не имеет счастливой

Из книги Тайный шифр женских сказок автора Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна

Сюжет второй – «Две свадьбы» В этом сюжете можно наблюдать эволюцию отношений героев. Они встречаются, женятся, расстаются, после серьезных приключений вновь воссоединяются и происходит вторая, символическая свадьба. Она – знак того, что герои готовы к отношениям иного

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Сюжет второй – «Спасительница» Это древний сюжет о том, как героиня теряет возлюбленного (или друга, брата, отца, словом, близкого мужчину). Она отправляется на его поиски, терпит лишения, но находит его. Он оказывается зачарованным, и во многих историях даже не узнает ее.

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

Сюжет седьмой – «Отшельница» Это и сюжет, и тип героини одновременно. Отшельница живет вдали от людей, она хранит особенные знания, к ней приходят за советом. Все сказки, где есть Баба-Яга, истории о феях и волшебницах, мифы о Гестии (Весте), Марье Моревне, берегинях, ведьмах

Из книги Как легко учиться и сдавать экзамены автора Полонейчик Иван Иванович

Придумайте свой сюжет Использование визуализации (представление желаемого объекта в своем воображении) - очень мощный и эффективный прием, лежащий в основе большинства западных методик достижения целей{9}.Один из вариантов использования этого приема состоит в том, что

Из книги Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа автора Калшед Дональд

СЮЖЕТ ПО ЗАКАЗУ - Мне такой сон приснился! - Какой, пап? - Э, сынок, тебе до него еще спать и спать… Анекдот Можно попробовать устроить себе эротический сон “по заказу” - на заданную тему. Для этого ваша голова должна быть свежей, свободной от повседневных забот. Долой

Из книги автора

Глава 5. ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ, А ЗУБРЕЖКА - МАЧЕХА Многие при изучении предмета или при подготовке к сдаче экзамена проявляют завидное усердие, лихорадочно и бессистемно повторяя изучаемый материал много раз подряд, при необходимости захватывая еще и следующие

Из книги автора

Сюжет сказки1: часть 1 Жил когда-то волшебник, который иногда принимал обличье нищего. Он ходил по домам, якобы выпрашивая милостыню, а на самом деле выискивал и похищал красивых девушек. Никто не знал, куда он их уводит, так как больше никто уже не встречал их. Однажды он

Из книги автора

Принц Линдворм1: сюжет Жил был однажды Король вместе со своей возлюбленной Королевой, жили они счастливо, одного только им недоставало: не было у них детей. Однажды Королева, пребывающая из-за этого в великом горе, обратилась за советом к старухе, которая жила в лесу и о

Для каждого ребенка мама всегда будет самым близким и родным человеком, поэтому почти все дети воспринимают негативно появление в семье мачехи. Это происходит, потому что ребенок не хочет принимать в свой уютный мир нового человека, который многое изменит. Важно понимать, что детская неприязнь вызвана страхом и тревогой, а не личной антипатией в адрес мачехи. Конечно, ребенок испытывает серьезное потрясение, столкнувшись с этой проблемой. Однако не стоит забывать о том, что и женщина, появившаяся в семье, оказывается в очень сложной ситуации. Как же наладить отношения, чтобы в доме царила атмосфера доброжелательности? Что необходимо предпринять, чтобы дети вашего супруга относились к вам с теплотой и пониманием?

Согласно социологическим исследованиям, мачеха и падчерица очень редко находят общий язык. К сожалению, в нашем представлении мачеха – это обязательно жестокая женщина, которая очень плохо относится к детям своего мужа. Избавиться от этого отрицательного образа очень сложно, поскольку он формировался столетиями. Подобное предвзятое отношение к мачехе становится основной преградой к налаживанию хороших отношений в семье. Постоянные стрессы и конфликты способны разрушить все.

Атмосфера вражды становится причиной затяжной депрессии у женщин, а у детей на этой почве возникает невроз. И конечно же, все это не может не отразиться на главе семейства: мужчина не сможет остаться в стороне от постоянных препирательств и ссор. Его любимая женщина и еще более любимая дочь ставят его в такое положение, когда ему нужно выбирать, на чьей он стороне. Согласитесь, выбор не из легких. К чему могут привести такие ситуации? Результат может быть самым непредсказуемым.

Налаживаем отношения с падчерицей

Безусловно, каждый отдельный случай индивидуален, поэтому нет никаких конкретных рекомендаций, как поладить с падчерицей, однако существует несколько простых советов, которые всегда пригодятся. Итак, если вы начинаете строить отношения с мужчиной, у которого есть дети, то вам следует придерживаться таких правил:

  • Постарайтесь понять ребенка. Сложно предугадать, каким будет поведение падчерицы в ответ на известие о появлении в ее жизни мачехи. Эта новость станет настоящим потрясением для любого человека, а что уж говорить о ребенке. Дайте девочке свыкнуться с этой мыслью, не навязывайте свою заботу, со временем вы привыкнете друг к другу, и ваше общение выйдет на новую стадию развития.
  • Помните, о роли родной матери в жизни падчерицы. Если вы стали женой вдовца, то не думайте, что станете матерью для его детей. Маму очень сложно заменить, поэтому не претендуйте на это место, лучше постарайтесь стать девочке другом, верным советником. Если же ваш муж разведен, то вы должны понимать, что ребенок всегда и во всем будет поддерживать свою родную маму, принимая ее сторону. Учитывайте это, выстраивая отношения в новой семье.
  • Поддерживайте своего любимого мужчину . Он ведь тоже оказался в непростой ситуации, и ему нужна ваша поддержка. Некоторые женщины тратят все свои силы и временные ресурсы на построение доверительных отношений, попав в новую семью. Порой они совершенно забывают о том, что мужчине тоже нужно уделять внимание, дарить ему тепло и окружать заботой. Если вы целиком и полностью растворитесь в семейных проблемах, то очень скоро начнете отдаляться друг от друга, а это может привести к разрыву.
  • Не забывайте о себе. В погоне за семейным благополучием и расположением падчерицы многие женщины перестают ухаживать за собой. Построение взаимоотношений требует больших эмоциональных затрат, поэтому иногда необходимо находить время для разрядки. Это не значит, что вам нужно избегать общения с падчерицей, но какие-то увлечения, хобби или другие дела помогут вам справиться с эмоциями и сохранить душевное равновесие. Иногда очень нужно отвлечься от конфликтных ситуаций, чтобы найти в себе силы идти дальше.
  • Не рассчитывайте на то, что падчерица будет вести себя прилежно с появлением мачехи. Некоторые девушки, выходя замуж за молодого человека с детьми, уверены, что дети всегда и во всем подчиняются воле взрослых, делают так, как им велят и так далее. Это ошибочное мнение, поскольку воспитание ребенка – достаточно сложный процесс, требующий огромного терпения. Соответствующая литература поможет вам найти подход к своей падчерице.
  • Не бойтесь делиться с мужем своими страхами и сомнениями, ведь вам тоже необходима поддержка близкого и родного человека. Однако не стоит жаловаться любимому на несносное поведение его дочери, это еще больше отдалит вас как от ребенка, так и от ее отца.

Все эти правила помогут вам справляться с трудностями во время налаживания контакта с детьми вашего мужа. Очень важно при этом всегда оставаться самой собой, как бы ни разворачивались события, ведь от этого зависит очень многое.

До шестого класса у меня всё было хорошо. Мы с мамой и папой жили в трёшке в одном некрупном городе. С нами жил котик Косик.

Я училась "на отлично", радовала родителей победами в разных конкурсах. Они работали, приносили в дом сладенькое. Мы любили друг друга. И нашего кота. Конечно, иногда мы ссорились, но быстро мирились.

А потом...

Двадцать седьмого августа они поехали в деревню. На пять дней. Я должна была собраться в школу сама. Я умела вести хозяйство, поэтому спокойно осталась на пару с котом. Я бы никогда не отпустила бы их, если бы знала...

Они не вернулись из этой поездки. Водитель фуры не справился с управлением. Наша легковушка и мама с папой превратились в единый ком крови и металла. Даже хоронить уже было некого.

Прошёл месяц. Я не попала в детдом. Меня забрала к себе любимая учительница музыки.

Оформила опекунство.

Прошло около года. Я очень сильно заболела. Дальше в реальном времени.

Мне очень плохо. Хронический бронхит дает о себе знать. Получая в полной мере удовольствия от астматического синдрома, я не сплю. На завтра у моей новой "мамы" запланирована встреча с подругами. Платье наглажено, торт готов, мясо в маринаде. Марина Евгеньевна крепко спит.

Теперь я сплю. Просыпаюсь вечером. Марина Евгеньевна не будила меня в школу. Что ж, спасибо. Гости уже здесь. Нет сил наряжаться. Иду в ванную. Хоть умыться.

Они сидят на кухне. Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы, и Ирина Олеговна, учитель биологии. Заметили. Умылась. Вышла. Поздоровалась. Всё как в тумане. Ирина Олеговна заметила хворобу.

Я не стану пересказывать наш диалог. Скажу только, что она точно поставила диагноз и назначила лечение, а потом позвонила дочери-терапевту и проверила свои предположения. Лечить они начать решили сразу после ужина.

Это будет просто. Выпила таблетки и всё, только зачем после ужина, могли и сразу выдать.

Ирина Олеговна взяла со столика какую-то ампулу и наполнила её содержимым шприц. Я, видевшая все её манипуляции тихонько завыла.

– Ну что ты?! Это совсем не больно, – сказала женщина с детской нежностью. Она, не долго думая, стянула с меня белые пижамные штанишки.

– Не надо, пожалуйста, не надо. Мне страшно, я боюсь. Не трогайте меня, пожалуйста. Не трогайте, а то... Я вам устрою. Не трогайте, это больно. Нет, не надо. Не надо, пожалуйста. Я не хочу, – мой голос становился всё громче и громче, пока не сорвался на крик. Она резко взмахнула рукой и ударила меня по месту будущей инъекции.

– За что вы меня так, мне ведь бооольно...

Марина Евгеньевна и Людмила Алексеевна тем временем постарались уложить меня на диван. Надо сказать, что я с раннего детства до ужаса и обмороков боюсь уколов и прививок. Конечно, и в этот раз страх уже сжимал горло и я начала плакать навзрыд, не подпуская к себе учителей. Они начали меня уговаривать:

– Ну что ты?! Это почти не больно, чуть-чуть только потерпеть и всё.

– Я аккуратно уколю.

– У неё рука лёгкая, на себе проверено, – выпалила Людмила Алексеевна и густо покраснела. Ирина Олеговна засмеялась:

– Молчи, трусиха, и так Александра ведёт себя интересно, ей только твоего положительного примера не хватало.

Людмила Алексеевна молчала и всё гуще заливалась краской. Марина Евгеньевна прикрыла её от меня своей спиной и что-то тихо нашёптывала.

– Мне это надоело! -вскипела Марина Евгеньевна и повалила меня на диван.

– Не позволю, – крикнула Людмила Алексеевна и выбила шприц из рук биологички. Последняя стояла и искренне не понимала происходящего.

– Ненормальные, истерички, трусихи, – ворчала Ирина Олеговна. Она заставила Марину Евгеньевну положить меня к себе на колени, а Людмилу Алексеевну – держать ноги. Последняя под укоряющим взглядом Ирины Олеговны приспустила труселя.

И вновь началось. Она взяла какую-то ампулу со столика с желтоватой жидкостью и наполнила ею шприц. На этот раз я разглядела, что это был за шприц. Страшный такой, с ужасной острой иглой. Жидкость заполнила его почти весь. Страх мурашками пробежался по всему телу. Сердце бешено забилось, а дыхание стало чаще. Она стащила мои белые высокие трусы до колен и протёрла место будущей инъекции. Страх, сковавший тело, заставил меня спрятать голову в подушку. Ватка с медицинским спиртом (о, этот запах я узнаю из тысячи) скользнула по коже. Через секунду в попу впилась игла. Я заплакала.

Я терпела как могла, но две предательские слезинки скатились по моему лицу и впитались в подушку. Женщина медленно ввела раствор, извлекла иглу.

– Ну всё! – сказала Ирина Олеговна и вернула трусы на место. Боль начала потихоньку тупеть и отступать. Пижамка тоже вернулась.

Людмила погладила меня по спине и похвалила за "храбрость". Это её ласка вынудила меня вновь заплакать. Спустя несколько минут я уснула.

Они остались ночевать, и следующее утро началось с уколов. Целых два. Анальгин и антибиотик. Больно очень.

Днём Марина Евгеньевна вернулась домой одна. Колоть следовало ей. Я устроила истерику и бегала от неё по дому. Она не выдержала и позвонила Ирине Олеговне.

Через час в квартиру влетела фурия.

– В чём дело?! – вскричала она с порога.

– Ну, Ира, ну не поддаётся она мне!

– Развели тут! Безобразие! – она ещё много нелестного произнесла в наш адрес, пока раздевалась и мыла руки.

Марина Евгеньевна стояла и молчала, а я тем более старалась не привлекать к себе внимания.

Однако Ирина Олеговна не обошла нас вниманием, ни которую.

– Что будем делать? – не выдержала Марина Евгеньевна.

– Наказывать...

– Ира, не надо.

– Надо, Марина, надо!

– Не стоит, она и так натерпелась, пожалей девчонку.

– Я её и так накажу, – махнула рукой Ирина Олеговна: – ей и уколов хватит за глаза, а вот тебя мы сегодня будем воспитывать, – и улыбнулась.

– Ира, ты ведь шутишь, правда? Ты ведь не будешь меня наказывать? Мне одного раза хватило, Ириша, я всё осознала тогда ещё.

– Ну, если осознала, тогда коли сама!

– А вот так!

– Ну, нет, Саша же плачет и сопротивляется. Мне же жалко её.

– Если жалко, я сама сделаю этот несчастный укол, но накажу тебя.

– Ну, Ииирааа!

– Да сорок лет, как Ира! Решай и побыстрее!

– Ну, хорошо, наказывай, только Сашу не обижай.

– Обеим достанется, трусихи! Ложись, Александра, и оголяй своё мягкое местечко, лечить буду, пока совсем не озверела.

– Ииирииинааа Олеееговна, может не надо, может таблеточками лучше.

– Надо, Александра, надо. Погляди, как Марина Евгеньевна ради тебя старается, даже свою попу уже в уголочек спрятала, боится, знает, чем дело кончится. Ложись скорее, некогда мне тут размусоливать и сказки тебе рассказывать.

– Пожалуйста, не надо!

– Быстро!

И снова началось. И ватка, и иголка, и желтоватая жидкость – страшно. Хлопок, повышенная чувствительность, боль, слёзы.

– Не плачь, моя хорошая, не плачь. Всё-всё, я уже почти закончила. Чуть-чуть осталось, потерпи.

Она закончила, посадила меня и обняла крепко-крепко.

– Хватит, хватит, не нужно так убиваться, это всего лишь один укольчик, Солнышко, я же аккуратно делаю, почти и не больно. Ну, что ты, Сашенька, не плачь. Золотая ты моя, трусишка маленькая.

Ирина Олеговна ещё немного поуспокаивала меня и обратилась к Марина Евгеньевне:

– Так, что же, Марина, ждёшь наказания то?

– Угу, – расстроилась она.

– Боишься?

– Как наказывать буду знаешь?

– Ну и как?

– Как в прошлый раз.

– А витаминками. Время осенней поддержки иммунитета. Меняйтесь с Александрой местами.

– Ира, ты серьёзно? Может ну их, витамины эти. У меня и так иммунитет хороший, – повеселела Марина Евгеньевна.

– Нет, девушка, надо. Неделька страданий и всё, иммунитета на всю зиму хватит.

– Ира, лучше выпори на раз, не надо меня неделю мучить! Прошу, – запричитала несчастная.

– Нет, Маринушка, давай, ложись на животик, поднимай юбочку, спускай трусики. Всё, надоели твои вздохи, бегом.

Марина Евгеньевна выгнала меня с дивана и улеглась.

– Ну, чего, чего ты так сжалась? Каждую весну и осень и я, и ты, и Люда делаем это, никто ещё не умер. Расслабься, а то больно будет. Марина, ты же взрослая женщина, хватит трястись.

Я постаралась как можно скорее выйти, чтобы не видеть эту душераздирающую сцену.

Я сидела на кухне, когда туда впорхнула сияющая Ирина Олеговна, а Марина Евгеньевна скрылась в ванной.

– Так, Александра, мы сейчас с тобой чай пить будем, говорят, успокаивает.

Она поставила на стол две чашки.

– А Марина Евгеньевна чай не будет разве?

– А ей сейчас не до чаепитий, ещё минут десять себя жалеть будет, а потом выйдет заплаканная, и мы её жалеть начнём, а пока чайку выпьем.

Она осталась на ночь.

И так ещё пять дней. Утром, днём и вечером Ирина Олеговна, каждый раз уламывая меня, колола антибиотики, а иногда и жаропонижающее. По вечерам ещё она мучила Марину Евгеньевну, которая уже на следующий день забыла выгнать меня из комнаты и отчаянно ревела.

Ещё два дня Марина Евгеньевна страдала в одиночку.

А потом Ирина Олеговна решила укреплять и мой иммунитет. Я побегала пару дней, скрывалась в подъезде, уходила в гости, оставалась на ночевку. А в среду Ирина Олеговна во время биологии попросила меня остаться после урока. Так как биология была последней, то и спешить мне было некуда. Ну кто же знал, что она такое придумает!

– Так, моя любимая ученица, расскажи-ка мне, пожалуйста, что ты знаешь о водорастворимых витаминах.

Я завалив проверочную по витаминам, стала рассказывать, не замечая подвоха.

– Молодец, а теперь скажи мне, важен ли витамин С для организма.

– Разумеется.

– Так от чего же ты бегаешь, от счастья то своего?!

– Я и не бегаю от счастья, я бегаю к нему)

– Александра, зубы мне не заговаривай, заголяйся и ко мне на коленочки.

– Сейчас???

– Нет, я сначала лекарство в шприц наберу, потом ляжешь.

– Ну не здесь же, Ирина Олеговна! – почти заплакала я.

– А где же ещё, ты ведь от меня бегаешь!

– Я больше не буду, честно, только не здесь, пожалуйста...

– Здесь! Наука тебе будет!

– Ну, Ирина Олеговна!

– Так, всё! Я запираю дверь и ты замолкаешь, тебе ведь не нужна огласка?!

– Отлично! Давай, иди в конец класса, там тебя не видно будет.

Она надела перчатки и набрала абсолютно прозрачную жидкость, кубик.

– Укладывайся, красота моя, низковато, конечно, но что поделаешь!

Молча повинуясь, я получила самый позорный и тихий укол в своей маленькой жизни. И до чего же болючий, а кричать – нельзя! И обидный! И так ещё 6 уколов, прямо в кабинете! И больно, и стыдно, и обидно.

Зато потом Ирина Олеговна переоформила опеку на себя, через время удочерила. Так у меня появилась заботливая вторая мама(всё-таки "мачеха" – очень неприятное слово). Только болеть я теперь боюсь, ведь каждый раз, заболевая, я прохожу унизительно-болезненную процедуру лечения.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Жила-была девочка, беленькая да хорошенькая. Зимой родилась, зима ее и одарила красивой белой кожей, белыми зубками, ярким румянцем, темными глазками. Умница, работница скорая, помощница отцу с матерью. Без дела не сидит - то пряжу прядет, то коров пасет, то на пасеку сходит, когда и спать успевает. Время шло, за трудами великими умерла мать девочки, и сколько времени не считая, а пришла в дом мачеха. Злая, как все мачехи. Работать не привыкла, а жить в добре, да злате-серебре хочется. Не та она, за кого себя выдала, да кто об этом знает! Короче, пристроилась она в дом и начала командовать своим мужем, а пуще – падчерицей. И кричит на нее, и руки распускает, и отравить мечтает. Зачем ей нужно убрать падчерицу, если та тихая да работящая, отцу не жалуется на мачеху, всю работу исправно выполняет? Только вот красота ее не меркнет, а усиливается. Девушка такой красивой стала, что бояре на нее заглядываются, князья сватов засылают. А что мачеха хочет? Молодой ей стать захотелось. Зачем ей жить в простой избе, если можно в княжеской!

А уж какая она была ведьма, кто бы знал! Все могла сделать, все опоганить, все изменить! И себя, и другого, и предметы могла перемещать, да не стала она свои возможности показывать раньше времени. Никто не знал ее истинных намерений, хотя жила она не одну тысячу лет, меняя свой образ на тот, что понравится. Ведьма она была знающей, ибо и от хворостей лечила травами, и в лес ходила частенько, не вызывая подозрений. А в лесу наберет травы, да заварит трав волшебных, чтобы лицо свое поддерживать молодым, не стариться, да чтоб никто не видел, наговорит всяких слов на травы собранные для мужа да падчерицы. Что те слова несли, не скажу в точности, но весть не добрую, болезни собирали да смерть привлекали.

Время прошло не малое, уморила она своего мужа травами, хотя внешне лицо было омоложенным, ухоженным, чтобы люди не говорили, что она довела мужа до смерти. Нет, все ритуалы соблюла, на могиле его рыдала безутешно, так, что слышался в том рыданье вой да смех одновременно. Вот соседи и решили, с ума баба сошла, не выдержала смерти мужа. Хорошо, что не одна, а дочка рядом. А ведьма все рыдает и воет, да людей слушает, о чем говорят. А что дочка то,- слезы тихонько льет, ни на кого не смотрит, понимает, как ей тяжко сейчас будет жить. Она уже видела истинное лицо ведьмы, только ведь рассказать некому, не поверят.

Время прошло, боль потери поутихла, вроде мирно живут, не ссорятся. Соседи на них глядят, радуются. Говорят, это ж надо, какая женщина: не мачеха, а мать, все для дочки старается, и вкусности приготовит, и одежду новую сошьет, да и дочку то всему научила! Соседи перестали за их жизнью наблюдать да судачить, и решила она падчерицу из дома отправить на ярмарку, меда прикупить. А то в своей деревне мед невкусный, а сама она как будто приболела.

Пошла девушка через лес, благо лето было теплое, грибы да ягоды кругом, можно и их пособирать, отдохнуть на пути. Дорога дальняя, торопиться некуда, еда с собой припасена, а уж водички найти, нет и вопросов. Ручеек бежит вдоль дороги, весело журчит, с ней играет, да ее предостерегает, от мачехи оберегает. Слушает девушка советы ручейка, да на ум складывает, а что делать – не знает. Как уберечься от мачехи? Только домой не вернуться. Решила она, сходит на ярмарку, купит меда, запасов, да будет себе где то убежище, жилище искать в лесу. Не подумала, что одной в лесу страшно, да и людей злых много ходит. А мачеха решила за ней пойти, проследить купит ли меда, да чтоб не сбежала. Девка на выданье, в хорошие руки отдать надо, в богатое подворье да не простого рода, а княжеского.

Собрала она свои котомочки и тоже пошла по дороге через лес. Да и не она одна идет, народ с других деревень идет, а кто и едет на лошади. Весело, да и дорога быстрее заканчивается при скоплении то народа. Не увидела она впереди падчерицу, знать далеко та ушла, и начала мачеха слушать все, что народ говорит, да все известия из леса и ручья слушать. Птиц много, они болтливые, быстро по лесу разнесли, что проходила здесь красивая девушка, ручеек ее о какой то опасности предупреждал, а она и решила в лес уйти. Там ее можно будет и найти, уж они то, птицы, точно найдут место, где девушка поселится. Успокоилась мачеха, не останется она в неизвестности, так как судьбу падчерицы она хочет поменять на свою, заменить себя ею, да и жить в хорошем доме с молодым мужем.

Сколько времени прошло, а дорога вывела на ярмарку. А уж какая она была большая! Веселье со всех сторон слышится, продаются и вкусности всякие, и игрушки, и платки расписные, и карусели детей катают да песни поют. Веселье да смех раздаются со всех сторон. Оглянулась мачеха – ни попутчиков нет, ни падчерицы. Пошла она по рядам ходить, к людям присматриваться, себя показывать. Улыбается всем купцам, себя, как товар нахваливает да про дочку упоминает, как она хороша. А сама то все наблюдает, может где падчерица покажется или князь какой появится, или услышит она о таком, что сам хорош, молод да жену подыскивает себе.
Долго ходила мачеха по ярмарке, насмотрелась, наслушалась, устала. Решила заночевать в доме, да никто не пускает, у всех людей полно в горнице, спать негде. Делать нечего, пошла она в кабак проситься на ночлег, а о нем не лестные отзывы ходили в людях. Вроде нечистая сила там на ночь останавливается. Днем ничего, поесть, попить можно, а на ночь остаться – не живому быть. Но кабатчик ничего не сказал, сдал ей комнату наверху и закрыл входные двери. Никого кроме нее да кабатчика в кабаке не было. Мачеха, довольная от ярмарки и уставшая, быстро спать легла и уснула. Только полночь наступила, заходили двери ходуном, окна на распашку, стены кабака шевелятся, вот-вот здание развалится. А что ведьма? Спит спокойным сном. Поняла она, что не просто так никого из людей нет, нечистое место, да и наговорила всяких заговоров на остуду от нечистой силы, на защиту от нападения темных сил, да на спокойный сон. Билась всякая нечисть в двери до утра, не смогла вломиться в комнату с ведьмой, и с рассветом, солнечным светом, вся нечисть исчезла, не успели еще петухи пропеть.

Решила мачеха еще один день на ярмарке погулять, на людей посмотреть, себя показать, информацию собрать. Снова она обходит ряды, где кусочек попробует, где платочек потрогает, а где и сядет, посидит и ладком поговорит. Много чего узнала о жизни в окрестных деревнях, да кто жив, а кто умер, кто богат, и кто беден. Решила она подстроить встречу князя с падчерицей, подменивши свое лицо на лицо падчерицы. Так подстроила встречу, что князь то со своей свитой остановился, видя такую красу. Все расспросил: и кто такая, и где живет, и кто отец с матерью, да и решил сразу к ней сватов отправить. Уж как довольна осталась мачеха, это ж она себе мужа выбрала, да такого пригожего, что лучше и пожелать нельзя. Пошла она домой, с лица сменилась, идет сама собой, думает, где это падчерица затерялась.

А падчерица в это время уже шла в глубокий лес, неся корзиночку с медом да едой. Долго шла, устала, решила присесть да меду поесть. Только села на пенек, вышел малый старичок и просит:
- Угости девушка медом, мал я ростом по деревьям лазить, ульи пчелиные разорять, а медку уж очень хочется.
Угостила она его медом и хлеба дала. Тут старичок и говорит:
- Знаю я зачем ты сюда пришла. Я покажу место, где ты будешь жить припеваючи.
И повел ее по лесу, да так быстро перескакивая через кочки да поваленные деревья, будто на крыльях летел. Шли, шли, дошли до высокого терема. Заходят в дом, нет собаки в нем, в доме не прибрано, кушать не приготовлено, постели не убраны. Осмотрелась девушка, навела порядок в доме, полы помыла, поесть приготовила и спать легла от усталости, а хозяев все нет и нет. Спит и видит сон, что терем не простой, волшебный. Кто в нем будет жить, будет под охраной его стен, будет сыт, обут. А когда время придет, хозяин сюда вернется после дорог, а сколько его ждать - неизвестно.

Стала девушка жить здесь хозяйкой, лишнего не возьмет, чистоту соблюдает да песни распевает. Сколько прошло дней и ночей – не считано, а только подъезжает княжеская свита к терему и сам князь с молодой женой. А жена то и есть мачеха, обменяла свое лицо на лицо падчерицы, так и представилась ему молодой да красивой. Увидела свита княжеская, что в доме кто то уже живет, хозяина не спросив, да и вопрошают:
- Эй, есть кто живой, выходи, покажись! Зла не сделаем, поговорим, хозяин терема приехал.
И происходит тут встреча князя с женщинами, одинаковыми с лица. Что тут началось! Вопросы: кто да откуда, да почему здесь и кто отец с матерью. Девушка рассказывает, а князь удивляется. Он это уже слышал от своей молодой жены. Только есть небольшие отличия в рассказе, да и не говорила ему молодая жена, что есть у нее сестра, как капля воды на нее похожая.

Решил князь ввести свою молодую жену в дом да отдохнуть, а потом уж, на свежую голову, снова разбираться, кто есть кто. Только начала входить мачеха в двери терема, как слетело с нее лицо падчерицы и предстала она в своем истинном свете. Ведьма древняя, страшная, лицо в оскале зверином, руки с когтями длиннющими, тянется она к падчерице, а дотянуться не может. И волшебство ей не помогает. Не работает волшебство там, где свет живет да правда. Долго пыталась ведьма в терем зайти, да чем больше старалась, тем больше сил лишалась. Выдохлась, одна тень от нее осталась, а князь от удивления не решался и сам в свой дом войти. Тем временем солнце на закате, пора в дом заходить, нечего нечистую силу к дому приучать. Зашли в терем, а там чисто, красота, все по хозяйски разложено, прибрано и гостья встречает князя низким поклоном. Понял князь, кто перед ним, порадовался, что его стены терема защитили от обмана, да и решил князь свадьбу сыграть заново, а тень ведьмы собрали, в ведро положили и сожгли, да так, что и пепла от нее не осталось.
Сказка сказывается долго, еще дольше живут молодые, счастливые. Свет да Любовь! Я там был, мед не пил, разговор слушал, вам передал.

В семьях, где дочь остается жить вдвоем с отцом, выстраиваются определенные отношения. Отец берет на себя обязанность обеспечить и защитить свою семью, а дочь занимается домашним хозяйством и заботится об отце. В этом случае она играет не только роль дочери, но и роль жены и порой даже матери.

Почему возникают проблемы?

Когда в семье появляется новая женщина, у девушки может возникнуть чувство ревности. Ведь она и сама прекрасно справлялась с домашними обязанностями и проявляла беспокойство об отце, поэтому не возникало нужды в дополнительной помощи. А мачеха, кроме того, что вводит свои правила в уже устоявшуюся семью, так еще может и поучать падчерицу, рассказывая отцу обо всех ее промахах.

Трудности также могут возникать из-за того, что выбор отца девушка приравнивает к предательству ее матери. Дочери не могут простить своим отцам того, что в их доме появляется женщина, претендующая на место их матери.

Что делать?

Мужчине сложнее всего в такой ситуации, так как он разрывается между дочерью и любимой женщиной. Ему необходимо создать такую семейную атмосферу, при которой обе женщины будут понимать и поддерживать друг друга, а также одинаково хорошо относиться к нему.

Нет необходимости постоянно находиться вместе с дочерью и женой, им нужно дать время для того, чтобы побыть наедине. Мачеха и ее падчерица должны понять то, что их ссоры и клевета расстраивают мужчину. Для создания крепкой и дружной семьи им важно найти общие интересы и увлечения.

В первую очередь, женщины должны распределить домашние обязанности между собой. Мачеха может заняться приготовлением еды и уборкой, а падчерица следить за чистотой одежды и домашними животными. Полезно проводить вдвоем досуг: совместные походы по магазинам, развлечения и душевные разговоры за чашкой чая сблизят даже противоположных личностей.

В случае возникновения острых недоразумений стоит найти причину конфликта. Кроме ревности в такой семье может возникнуть чувство зависти. Общительная красивая юная девушка напоминает мачехе о том, что ее лучшие годы уже позади, а элегантная женщина с изысканными манерами заставит неженственную падчерицу задуматься над своим внешним видом и характером. Вместо того чтобы конфликтовать по этому поводу, необходимо поучиться друг у друга, спросить совета и учитывать мнения и пожелания. Мужчина, замечая изменения в отношениях дочери и жены, будет чувствовать себя в кругу семьи уютно.


Top