Обручение пречистой девы. Рафаэль санти: обручение девы марии

Доска, масло. 170 х 117 см. Пинакотека Брера. Милан

«Обручение девы Марии» Рафаэля, ставшее несколько лет назад объектом вандальской атаки, является одной из самых известных и почитаемых картин художника. В ней Рафаэль делает переход от преданного (хотя и крупного) последователя местной умбрийской манеры Перуджино , к рангу художника, который воплощает в себе всё итальянское Возрождение. «Обручение девы Марии» было написано перед самой поездкой Рафаэля во Флоренцию , где он познакомился со скульптурами Донателло , а также искусством его прославленных старших современников, Леонардо да Винчи и Микеланджело .

Рафаэль. Обручение Девы Марии. 1504

Панель «Обручение девы Марии» (подписанная и датированная: «RAPHAEL URBINAS MDIIII») была заказана семьей Альбиццини для часовни Святого Иосифа в миноритской церкви Сан Франческо города Читта-ди-Кастелло. В 1798 году этот город был вынужден отдать картину наполеоновскому генералу Леки. Тот продал её миланскому торговцу предметами искусства Саннадзари. Саннадзари в 1804 завещал ее главной больнице Милана. Через два года она была приобретена Академией изящных искусств, а затем выставлена в Пинакотеке Брера, одной из крупнейших миланских галерей.

Учёные считают, что Рафаэль при написании этой картины вдохновлялся двумя композициями Перуджино: знаменитой картиной «Христос вручает ключи от рая Святому Петру» из цикла фресок в Сикстинской капелле и панелью, «Брак Девы Марии» (сейчас в музее города Кан).

Указав свое имя и дату (1504 год) на фризе храма, изображённого в глубине картины, Рафаэль отказался от анонимности и уверенно заявил о себе как о создателе этого произведения. Главные персонажи стоят на переднем плане: Иосиф Обручник торжественно надевает кольцо на палец Богородицы, и держит в левой руке расцветший посох, символ избранничества. Деревянный посох Иосифа расцвел, а у других женихов они остались сухими. Двое из них в разочаровании ломают свои посохи.

Многоугольный храм в стиле Браманте создаёт структуру композиции и доминирует над нею, определяя расположение группы на переднем плане и других фигур. В соответствии с удаляющейся перспективой, показанной на мостовой и в углах портика, фигуры «Обручения девы Марии» пропорционально уменьшаются в размерах. Храм здесь является у Рафаэля центром радиальной системы, состоящей из ступеней, портика, контрфорсов, барабана – и расширенной тротуаром. При взгляде вдаль через проёмы дверей и аркад, у зрителя возникает мысль, что та же лучевая система продолжается и с другой стороны от здания.

Захваченная в кульминационный момент обручения, группа гостей свадьбы повторяет круговой ритм композиции. Три главных фигуры расположены на переднем плане, тогда как остальные – в глубине, постепенно отодвигаясь всё дальше от центральной оси. Эта ось, обозначенная кольцом, которое Иосиф собирается надеть на палец Богородицы, делит мостовую и храм на две симметричные части.

Рафаэль. Обручение Девы Марии. Храм. 1504

В цветовой гамме «Обручения девы Марии» преобладает желтовато-коричневая золотистая тональность, с вкраплениями бледной слоновой кости, желтого, сине-зеленого, темно-коричневого и ярко-красного. Светлые фигуры кажутся погруженными в кристально чистую атмосферу, создаваемую больше всего бледно-голубым небом.

Структура картины Рафаэля, с её фигурами на переднем плане и центральным зданием на заднем определённо напоминает две вышеупомянутые картины Перуджино. Фигуры «Обручения девы Марии» с их небольшими овальными головками и крошечными чертами лица также кажутся скопированными с работ Перуджино. Но картина Рафаэля имеет хорошо развитую круговую композицию, тогда как у Перуджино она горизонтальна (в стиле, типичном для кватроченто). Эта композиция группы фигур и большого многоугольного здания ясно отличает живопись Рафаэля от картин его учителя. Пространство у Рафаэля открыто сильнее. Умением изображать перспективу он уже в этот ранний период своего творчества превосходит Перуджино.

Обручение Девы Марии и Иосифа считается богородичным праздником, отмечаемым 30 сентября, только в Маронитской Церкви, последователями которой являются ливанцы.

Дева Мария дала обет хранить вечную девственность. Девственная чистота не считалась добродетелью в иудаизме. Все девы, воспитанные в храме, должны были, по достижении возраста, вступать в супружество. Когда исполнилось Деве Марии 14 лет и 11 дней, первосвященник объявил ей, что по обычаю она обязана оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом свой. Пречистая Дева смиренно, но твердо отвечала ему, что от рождения своего посвящена родителями Богу и сама дала Богу обет сохранить навсегда свое девственность и не желает нарушить его. Удивился первосвященник такой твердой решимости; смутились и священники: они не могли принудить Деву нарушить обет. Все они собрались во храм и усердно молились, да явит им Бог волю свою. Первосвященник же, облачившись в священные одежды, вошел за завесу с молитвою, да сподобится услышать волю Божию. Ему явился ангел и сказал: "Захария! Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи свои). Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства ее". Первосвященник собрал 12 благочестивых мужей из рода Давидова к храму и взял у них жезлы. На всю ночь жезлы были оставлены во храме, а на другой день, когда первосвященник со служителями церкви и избранными 12 мужами вошли во храм, тогда увидели, что жезл Иосифа расцвел. А когда первосвященник стал раздавать жезлы и подал последнему Иосифу, тогда все увидели, что сверху слетел голубь и сел на его жезл.

Иосиф был прямым потомком династии царя Давида, однако он жил трудами рук своих, занимаясь плотницким и столярным ремеслами, которым потом он обучил Иисуса Христа . Иосиф был беден. В Новом Завете сказано, что Девы Мария принесла в жертву за очищение после родов двух голубок (так было принято только у бедняков).

Согласно апокрифической традиции, к моменту обручения Иосиф был вдовцом почтенного возраста, уже имевшим нескольких детей. Однако в католической мистике к 15 веку возрождается намеченное у некоторых латинских отцов церкви представление о Иосифе как молодом девственнике. Такие представления были воплощены, например, на картине Рафаэля "Обручение Девы Марии". На картине Рафаэля момент обручения Девы Марии и Иосифа предстает актом вселенского значения. Уходящая вдаль площадь, переходящая в величественный храм и бескрайний пейзаж - всё это подчеркивает бесконечность духовного пути двух молодых людей. Свет, проходящий сквозь храм, символизирует Божье благословение брака Девы Марии и Иосифа. Образ Девы Марии, любимый образ Рафаэля , на этой ранней его картине наполнен необычайной духовной чистотой. Естественность, просветленный покой, предчувствие своего предназначения – всё это присуще юной и прекрасной девушке.

Fidelis Schabet. Обручение Девы Марии

Алонсо Кано. Обручение Девы Марии

Лука Джордано. Обручение Девы Марии

Обручение Девы Марии. Витраж в храме Девы Марии и английских мучеников в Кембридже (Англия)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме города Провен (Франция)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме города Уэксфорд (Ирландия)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме монастыря Downside Abbey (Англия)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме города Freeland (Англия)

Обручение Девы Марии. Скульптура

Византия, кольцо «Обручение», VI век

Обручальные кольца не отпускают. Был ли заветный перстенёк, произносил старец Иосиф, обращаясь к Марии, каноническую фразу: «Посвящаешься мне этим кольцом, по закону Моше и народа Израиля» или первосвященник рутинно прочитал брачный договор, а кантор обыденно пропел семь свадебных благословений. Подробности святого бракосочетания, увы, не сохранились.

Слово «кольцо» встречается в Танахе (Ветхом Завете) сорок девять раз, причём, только в восьми случаях в качестве украшения, для которого… делали прокол в носу. А вот слово «перстень» в Ветхом и Новом завете замечено восемь раз, как знакомое украшение для рук. Помимо декоративной роли, перстень тех времён находился на службе – оттиск личной печати в письмах и документах. Нетрудно понять из текстов Танаха, обручальные кольца были совсем необязательным штрихом еврейской свадьбы два тысячелетия назад.

Свадебные традиции древних римлян благополучно пригласили человечество в иные дали. Обручальное кольцо стало атрибутом христианской свадьбы в IV веке. Данный обычай перекочевал в картины, писаные по священным текстам. Через пять столетий, в 860-ом, Папа Николай I официально объявил обязательным при венчании золотое обручальное кольцо. Дал маху Папа «родный» — не всякий жених из паствы мог приобрести такое. Только к 1215-ому Римская церковь одумалась, и другой Папа, Иннокентий III официально признал возможным использование серебряных и даже железных колец при храмовом обряде венчания. Какой-никакой, плюрализм (не путать с наплевательством).

По достижении четырнадцати лет Пречистая Мария дала обет девства, но ей объявили в храме (где она росла) об обязанности выйти замуж. Стоит заметить, у евреев категорически не приветствуется безбрачие, статусно не празднуются старые девы, считается страшной бедой отсутствие детей в семье. Вся жизнь подчинена продолжению рода. Странная заявка юной девушки на посвящение себя Богу, совсем не обрадовала храмовых служителей. Озадаченные священники собрались в Святая Святых и просили Всевышнего явить свою волю. После коллективной молитвы предстал Ангел Господень и повелел собрать «неженатых мужей из колена Иудина, дома Давидова» с посохами, а Господь пошлёт знамение, кому отдать удивительную Деву для соблюдения её невинности.

Первосвященник исполнил высшую волю и всенародно воззвал: «Господи Боже! Яви мужа достойного обручиться с Девою!» — с этими словами он внёс все посохи потомков Давидовых в храм. И случилось чудо: палка, на которую до этого опирался восьмидесятилетний Иосиф, расцвела, мало того, из неё выпорхнул голубь.

Иосиф и цветущий посох

Избранник божий или «простой человек» Иосиф (так описывает его Библия), между прочим, был высокого роду-племени – потомок царя Давида. Он и повёл Марию в храм. С тех пор, самый известный в мире плотник зовётся Святым праведным Иосифом Обручником.

Интернет утверждает, по библейской легенде старец Иосиф надел обручальное кольцо на средний палец левой руки Марии.

Но в Евангелии нет детального описания обручения Иосифа и Пресвятой Девы. Да и быть не могло. У евреев брак представляет гражданский договор, называемый ктуба (кетуба) и не претендует на священное таинство — дела житейские, законное продолжение рода.

Художники писали «Обручение», опираясь на тексты «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, необычайно популярного собрания жития христианских святых. Кстати, большинство живописцев предпочло изобразить обручальное колечко на правой руке Марии.

Картины трактуют обручение святой пары в унисон с принятым свадебным обрядом в конкретной стране. Французская живопись средневековья и Ренессанса, к слову, вообще не оперирует обручальным кольцом: новобрачные застыли в вечном рукопожатии либо священник апатично соединяет руки жениха и невесты. Ничего удивительного — французский свадебный обряд пятивековой давности.

Итальянская область Умбрия (севернее Рима), административный центр – город Перуджа; местная художественная школа изображает обручение святой пары в более привычном варианте: Иосиф окольцовывает правую руку Марии.

Обручение Марии и Иосифа (на картине Рафаэля Санти) близко к идеалу. Много раз повторяющееся закругление намекает на целостность и полноту события. Символичен факт, почти совершенное «Обручение» написано художником, творчески связанным с городом Перуджа, где хранится величайшая реликвия — кольцо Богоматери.

Молва твердит: Иосиф таки подарил деве Марии кольцо при обручении. Слушок сочится из европейских католических общин XIX века. Информация рождена двумя источниками. Первый — видения Анны Катерины Эммерих; мистическая провидица и монахиня храма святого Августина, канонизирована в 2004 году Папой Иоанном Павлом II. Между 1813 и 1819 годами страждущую августинку одолевали стигматы – болезненные кровоточащие раны. Вскоре сестру Катерину посетил поэт Клеменс Брентано, записавший её странные видения: монахиня узрела обручальное кольцо Девы Марии. Сохранилась дескрипция: «Кольцо ни из серебра, ни из золота, ни из какого-либо другого металла; тёмное по цвету и одновременно радужное; не тонкое колечко, а крупное, толщиной в палец. Я видела его гладким, но поверхность покрывали небольшие правильные треугольники с буквами внутри. В середине кольцо плоское, с гравировкой. Оно содержится за многими замками в красивой церкви. Благочестивые люди перед женитьбой прикладываются к нему своими обручальными кольцами». Драгоценность, описанная сестрой Катериной, действительно находится в средневековом замке — соборе Сан-Лоренцо в Перудже, со всеми вытекающими.

Предлагаемые обручальные перстни выполнены в древней незаслуженно забытой византийской традиции. Речь идет о небольшой группе византийских обручальных перстней VI-Х вв., сохранившихся в некоторых музейных коллекциях. Они имеют изображения и надписи, которые, как мы увидим, достаточно точно раскрывают сущность христианского брака.

На щитке в форме круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположенные по сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием своих рук им на головы, либо соединяет руки жениха и невесты (обручение), или держит над их головами венцы (венчание). Иногда присутствует фигура Богородицы, которая благословляет невесту, а Христос - жениха. Часто центральная фигура Спасителя заменяется изображением Креста, по сторонам которого находятся поясные фигуры жениха и невесты. Там же часто присутствует греческая надпись ΟΜΟΝΟΙΑ (согласие) или ΕΚ ΘΕΟΥ ΟΜΟΝΟΙΑ (от Бога согласие). Несколько реже - ΧΑΡΙΣ (благодать) и ΥΓΙΕΙΑ (здоровье). Это традиционные свадебные пожелания, которые всегда понимаются как «от Бога…», даже если эта фраза отсутствует. Аналогичные надписи могут находиться и на шинке перстня. Также на шинке встречается греческий текст 13-го стиха 5-го Псалма: «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас», сходный с сакраментальной формулой из чина венчания XVII в.: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (т.е. их)».

На ободке двух известных перстней из коллекции Думбартон Оукс в Вашингтоне и собрания музея Палермо, имеющих форму восьмигранника, изображены сцены евангельских праздников. Содержание перстней говорит нам о том, что для христиан того времени важнейшее значение имела духовная сторона брака - соединение во Христе в согласии и гармонии, которые возможны только в Нем и через Него. Сам Христос является вершителем таинства. Поэтому рассмотренные композиции представляют собой символический образ «малой Церкви», так в Священном Писании именуется христианское семейство. Особенно ярко это выглядит в обручальных перстнях с картинами праздников. Здесь сцена бракосочетания непосредственно вписана в годовой круг церковных богослужений, что показывает связь таинства брака с литургией.

Для того чтобы понять, почему именно в этот период могли существовать обручальные перстни с таким догматически ясным и высокодуховным содержанием, необходимо вспомнить историю возникновения брачного обряда. До X в. юридический акт брака был гражданской процедурой, состоявшей в подписании брачного контракта, определявшего имущественные и правовые отношения супругов, независимо от их вероисповедания. В завершении этой процедуры жених дарил невесте перстень с печатью, не только как символ союза, но и как символ делегированной власти, тем самым поручая ей заботу о своем имуществе. Естественно, что у христиан такой перстень имел изображения различных христианских символов. По существу этот гражданский акт и являлся обручением. Но согласно христианским понятиям брака, изложенным в 5-й главе послания апостола Павла Ефесянам, муж и жена могут и должны преобразовать свой «договор» в реальное Царство Божие. А это становится возможным только через Евхаристию. Поэтому христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Евхаристии, и приобщение Святых Тайн было печатью брака. До IX в. Церковь не знала обряда бракосочетания, независимого от Евхаристии на литургии. К IV в. стал складываться торжествен-ный обряд венчания, сопровождавший это таинство. Венцы, согласно святому Иоанну Златоусту, символизировали победу над страстями, т.к. христианский брак заключался «не по плоти» только, а был таинством вечной жизни.

В 912 г. указом императора Льва VI совершение браков было передано в юрисдикцию Церкви, где они должны были санкционироваться посредством церковного обряда. Это привело к частичному стиранию различий между «мирским» и «священным», между грешным обществом и Царством Божием, между браком-контрактом и браком-таинством. Возможно, что в силу именно этих исторических обстоятельств, секуляризировавших отношение к браку, обручальные перстни потеряли свое глубокое сакральное содержание, и в по следующие времена развивались уже как предмет светского ювелирного искусства, подчиняясь меняющимся художественным стилям и модным веяниям, являясь символом земного (т.е. временного) союза мужа и жены. Этому способствовало и принятие католичеством клятвенной брачной формулы «И пока смерть не разлучит вас», отличающейся от православного понимания, где брак «записывается на небесах» и является вечным союзом во Христе.

Современное таинство брака в Русской Православной Церкви состоит из двух частей: обручение и венчание, которые с XVIII в. совершаются как единый обряд, одно за другим. Именно в чине обручения на жениха и невесту надеваются кольца (обручи), тем самым утверждая их намерения вступить в брак. Согласно церковным правилам одно кольцо должно быть золотым, другое - серебряным. Золотое, как символ власти и силы, обозначает жениха, а серебряное - символ чистоты и непорочности - обозначает невесту. При обручении кольца меняются три раза в знак «единодушия, согласия и взаимопомощи». В результате золотое кольцо остается у невесты, а серебряное - у жениха. Таким символическим образом соединяются и дополняются мужское и женское, образуя гармонию и целостность в каждой личности.

На практике Церковь допускает использование двух обручальных колец из одного материала по желанию вступающих в брак. Относительно формы колец и присутствующих на них изображений или вставок драгоценных камней никаких строгих церковных регламентаций не существовало. Они всегда присутствовали на обручальных кольцах и перстнях, выражая языком символов понимание христианами разных времен таинства брака. Сегодняшние обручальные кольца чаще всего представляют собой гладкий обод без изображений и вставок.

В наших обручальных перстнях мы попытались возродить древние сакральные формы византийской традиции, описанные выше. Щиток перстня имеет форму креста греческих пропорций, являясь символом Церкви. Внутри щитка находится композиция, знаменующая христианское таинство брака. Ее центральной осью является процветший Крест Господень - символ Христа и Его спасительной жертвы. Венцы, покоящиеся на побегах креста, обозначают жениха и невесту, венчающихся в Царство Божие. Крестики в навершии венцов являются и окончанием рукавов креста, тем самым показывая соединение с Христом, с его Мистическим Телом. Вся композиция в целом напоминает весы в состоянии равновесия - символ согласия и гармонии, и служит образом христианской семьи как «малой Церкви». На шинке перстня имеется греческая надпись: ΕΚ ΘΕΟΥ ΟΜΟΝΟΙΑ (от Бога согласие), подчеркивающая, что «брак должен быть согласием о Господе, а не человеческим пожеланием» (св. Игнатий Богоносец, 100 г.). Вокруг щитка - слова 13-го стиха 5-го псалма на церковно-славянском языке:ГDи, ћкw nрyжіемъ бlговолeніz вэнчaлъ є3си2 нaсъ. На внутренней стороне щитка - традиционные свадебные пожелания на греческом языке: ΧΑΡΙΣ (благодать) и ΥΓΙΕΙΑ (здоровье). Они записаны в крестообразную формулу, что придает им характер Божьего благословения. Мы надеемся, что сегодня обручальные перстни в древней византийской традиции помогут вступающим в брак христианам глубже осознать истинную сущность брака и станут знаком нерушимости священного супружеского союза и символом вечной жизни.

Ношение православных и церковных украшений опять входит в моду. Но это не просто украшение, это символ веры в Бога, своеобразный оберег, а также отражение глубокой духовности. занимает второе по популярности место после . Эти краткие слова молитвы имеют глубокий смысл для каждого верующего человека.

Церковь и ее священнослужители не требуют обязательного ношения таких колец, в отличие от нательного креста. Носить их или нет - это выбор каждого христианина. Однако, кольцо "Пресвятая Богородица, спаси нас" - это отличный выбор памятного подарка. Тем более, что сегодня ювелирные компании изготовляют их самыми различными: из золота и серебра, платины или серебра с позолотой, украшенные росписью драгоценных камней, церковной вязью, с чернением и разноцветной эмалью. Ведь церковные украшения совсем не обязаны быть простыми или строгими.

Купить сегодня православные украшения можно как в церковных лавках, так и на страницах интернет-магазинов официальных производителей . Каждый выбирает, то что ему более удобно. К тому же, на создание линейки православных украшений ювелиры всегда просят благословения у священнослужителей, а затем их освящают. Так что утверждение, что купить освященное кольцо "Пресвятая Богородица спаси нас" можно только в храмах, это не более, чем заблуждение. К тому же никогда не бывает лишним посетить храм, чтобы освятить православное украшение для себя. В ходе освящения священнослужитель читает специальные молитвы.

Как выбрать кольцо "Пресвятая Богородица, спаси нас"?

Это самый частый вопрос, который задают при его выборе в церковных лавках и в ювелирных салонах. Как уже было сказано выше, церковь не требует обязательного ношения таких колец, и не предъявляет особых требований к их внешнему виду, так что можно смело выбирать любое с россыпью камней, разноцветной эмалью или резными деталями.

Следует помнить, что Вы выбираете символ своей православной веры, а показная роскошь, по библейским законам, - большой грех. Главное, не то, каким будет внешний вид, а то, какой смысл Вы в него вкладываете. Например, если Вы хотите защитить или оградить своего любимого человека, родителей, жену, мужа, детей или других близких родственников, то кольцо "Пресвятая Богородица, спаси нас" будет для них самым лучшим подарком. При выборе можно обратить внимание на два различия: кольца, которые содержат молитву на внешней стороне и кольца, у которых надпись скрыта на внутренней стороне.

Очень часто покупатели интересуются, какое из колец более правильное. На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, ведь выбирать стоит то, что ближе душе. Стоит только отметить, что ранее венчальные перстни на Руси содержали небольшую молитву (чаще на внутренней стороне): "Спаси и сохрани" и "Пресвятая Богородица спаси нас". Эти краткие молитвы различаются тем, что одна обращается к Христу Спасителю, а другая к Пресвятой Богородице. Очень часто на мужском перстне изображали молитву "Спаси и сохрани", а на женском "Пресвятая Богородица, спаси нас". Стоит также обратить внимание на выбор материала их изготовления. На Руси во время венчания приобретали серебряное и золотое кольцо. Серебро символизировало женское начало, а золото - мужское. Но тут выбор можно сделать из финансовых возможностей, а также в зависимости от свойств материалов. Принято считать, что серебро впитывает всю обращенную к его владельцу отрицательную энергию и от этого чернеет.

Немного об истории ношения колец. Человек с давних времен начал носить кольца. Сначала они изготовлялись из камней и костей и были свидетельством определенного рода, положения в обществе и ремесла или деятельности. получили наибольшее распространение в 19 веке, когда ювелирная промышленность получила большие возможности и сделала кольца из драгоценных металлов более доступными. Однако с течением времени такая традиции были утеряна, так как вера и религия подвергались гонению. В данной ситуации носить православные перстни становилось попросту опасным. Если крестик еще мог прятаться под одеждой, то украшение на пальце нет. Сегодня каждый верующий человек может не бояться и не скрывать своих взглядов.

Православные кольца от компании «Тверь-Ювелир»:

Другие православные изделия:

    Крестики:
    Иконки:
    Пасхальные яйца (подвески на цепочку):

Другие серебряные изделия:

    Цепочки:
    Кольца:
    Серьги:

Top