Почему инициатива наказуема. Что значит выражение «инициатива наказуема
Надоело! Все надоело, и уже больше вообще ничего не хочется. Любая чаша терпения рано или поздно переполняется. Надоело крутиться, как белке в колесе, пытаясь все успеть в этом куда-то несущемся мире. И надоело смотреть на то, как рядом с тобой живет человек, которого все это словно не касается, настолько размеренное и неторопливое у него существование.
Но стремительная жизнь предполагает наличие в человеке целеустремленности, разнообразных интересов, честолюбия, даже амбициозности и некоторой агрессивности. А ваш суженый оказывается совсем другой… мягкий, покладистый, совершенно безынициативный, какой-то… никакой! Ничего ему не надо, никуда он не стремится, радуется тому, что есть, и дальше своего носа заглянуть не пытается.
Может, пусть себе лежит на диване, а то еще с его инициативой мучиться? Но не все так просто… Иногда возникает желание как-то встряхнуть такого человека, разбудить что ли, заставить посмотреть на то, какая жизнь вокруг, на проблемы и заботы, которые возникают каждый день. Иначе получается, что, занимая пассивную позицию, безынициативные люди уже одним этим создают проблемы, решать которые приходится другим!
Психологи говорят, что безынициативность чаще всего бывает двух видов : обусловленная психофизиологическими характеристиками и приобретенная. Первая наблюдается у ярко выраженных флегматиков, непробиваемому спокойствию которых можно только позавидовать.
Вторую воспитывает с детства, так жестко подавляя любые проявления личности у ребенка, что развитие идет по одному из двух путей: повышенная агрессивность или практически полное отсутствие собственных инициатив.
В теории все понятно, но вот что интересно, безынициативные, пассивные по натуре мужчины, редко остаются невостребованными – их очень легко отвести в ЗАГС, достаточно только проявить некий напор и энергию.
А вот внутренне такие люди часто остаются одинокими в душе, ведь мало кто их понимает и еще реже принимает такими, какие они есть, беспрестанно требуя меняться. Но, даже будучи глубоко несчастным, изменить что-то без настойчивой посторонней помощи пассивный человек не в силах. Получается, что, решив женить на себе такого мужчину, женщина должна отдавать себе отчет, кого она выбрала в мужья, и не требовать от человека больше, чем он может дать . На практике получается иначе.
Довольные скорой победой и свежим штампом в паспорте, женщины не хотят понимать, что, благодаря их собственной инициативе, им теперь же самим придется строить дом, «добывать мамонта» и поддерживать огонь в очаге . И сетовать на то, что муж никуда не водит, не заботится, не строит активно гнездо и зарабатывает мало, не нужно, потому что не на кого! Он вам всего этого и не обещал!
В перспективе два варианта – или смириться с «лежачим камнем» в роли супруга и самой тянуть семейную телегу к счастью, или же вооружиться терпением и пытаться всколыхнуть «стоячее болото» семейной жизни. Правда, есть и третий вариант – расстаться, не теряя времени. Тогда непонятно, зачем стоило сыр-бор городить, когда можно было подумать заранее?!
Вроде бы жалко потратить часть жизни и кучу сил и нервов на преодоление безынициативности второй половины. Но разве можно только за это судить человека, отрицая все хорошее, что в нем может быть?! Тем не менее, необходимо трезво оценить, какие черты партнера вызывают симпатию, а какие раздражают, постараться представить себе возможные конфликтные ситуации и честно ответить на вопрос – сможете ли вы мириться со всем этим и жить нормально?
Конечно, в корне изменить ситуацию без желания второй половины сложно, поэтому лучшее решение – принять человека таким, каков он есть, перестать на него давить, ругать, обливать пренебрежением и сокрушаться о своей неудавшейся жизни. Но это не значит, что нужно опустить руки. Если вы чувствуете, что многое в вашем муже вас устраивает , постарайтесь отнестись к нему с пониманием. Не ждите от него несвойственных поступков и спокойно воспринимайте их закономерное отсутствие. Не стоит обижаться, когда он о чем-то не догадался или что-то не сделал без напоминания.
Кстати, отсутствие инициативы часто сопровождается старательностью в исполнении. Поэтому, поручая какое-то дело, обязательно расскажите все подробно, чтобы ваш супруг точно представлял, что именно он должен сделать.
Вовлекайте его в ситуации , когда необходимо принимать решение, но без лишнего нажима, чтобы не ощущалось ваше давление. Покажите, что нуждаетесь в его внимании и защите и объясните, как вам помочь. И искренне радуйтесь каждому проявлению пусть небольшой, но инициативы, подчеркивая его участие в делах, рассказывая, как вам это помогает, как радует.
Безусловно, отсутствие инициативы может возникнуть, как результат имевших место быть психологических проблем. Тогда, чтобы совсем не испортить отношения в семье или не оказать чересчур сильного давления, лучше обратиться к психологам или самостоятельно изучить методы тренингов и психологических приемов.
Я очень не люблю стереотипы. Особенно, когда они касаются отношений мужчины и женщины. Помнишь как все вокруг в детстве говорили: «Мужчина делает первый шаг», «женская инициатива наказуема», «это мужики должны за тобой бегать»?
Уверен, что ты слышала это не раз.
Давай разбираться, нужно ли женщине быть инициативной и на каком этапе ненавязчивость переходит в штурм.
Есть 3 момента, которые делают инициативность вредной привычкой или даже недостатком:
1. Предубеждения
Отношения между в паре формируются во время знакомства. И именно здесь большинство женщин попадают в ловушку.
Работает старая социальная установка: первый шаг - это унизительно. Нужно подождать пока мужчина созреет. Точно так же нашептывают на ухо, что он ДОЛЖЕН сам сделать первый шаг.
Пока ты висишь в режиме ожидания, на одного достойного мужчину найдутся 10 инициативных девчат, которые сумеют привлечь его внимание. И одна из них точно займет вакантное место в его жизни.
Ждать-то можно и до старости?
2. Дисбаланс
Обеспечивать, зарабатывать и решать – мужские задачи. Если в отношениях твоя инициатива забирает их на себя, это закончится плохо.
Нет, ты можешь списать все на его «трудный период». Поселить его в своей квартире, зарабатывать деньги на двоих и решать все сама. Но будь готова к тому, что очень скоро станешь «мужиком в юбке».
Быть инициативной - это побуждать мужчину к действию, но не делать за него. Женщине нужно выразить желание, мягко и по-женски. Тогда мужчина сам захочет его исполнить.
Вноси элемент неожиданности и легкой интриги в вашу сексуальную жизнь, но не более. И не забывай учитывать его желания и предпочтения.
Не задерживайся
Если ты видишь, что мужчина не слишком заинтересован, не хочет быть с тобой – окей. Просто прими этот факт. Направь энергию в другое русло.
В этом случае все твои попытки привлечь его внимание будут восприниматься как навязчивость и вызывать негатив. Тебе это нужно?
Нельзя хотеть больше, чем хочет мужчина.
Сделала выводы?
Работа над отношениями и общение с мужчиной как езда на велосипеде: крутишь педали в нужном направлении - будешь ехать.
Чтобы не навредить отношениям, инициативу должна быть уместна и умеренна. Так ты оставишь мужчине возможность проявлять свои .
Не нужно опекать его как мамочка, обеспечивать его, принимать за него решения, брать нахрапом. Если мужчине это нравится, он не настроен на серьезные и гармоничные отношения.
Лучше всего человек делает то, чего действительно хочет. И правильная инициатива мотивирует его делать тебя счастливой в ваших отношениях.
С верой в тебя,
Ярослав Самойлов.
Что значит выражение «инициатива наказуема»
Очень часто можно услышать выражение «инициатива наказуема», которое по сути призывает к отказу от собственных оригинальных идей и решений. Но что конкретно означает эта фраза и каково ее происхождение?
Как это нередко случается с распространенными поговорками, в своем первоначальном виде фраза выглядела несколько иначе, а именно «в армии инициатива наказуема». Выражение появилось в среде военнослужащих и означало, что любая инициатива, проявленная младшим по званию, приводит к тому, что именно он будет вынужден заниматься ее реализацией, а также понесет всю ответственность за возможную неудачу. С другой стороны, никаких поощрений он, скорее всего, не получит, даже если идея действительно окажется практически полезной. Именно поэтому многие призывники стараются «не высовываться», чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание начальства, поскольку их инициативность может намного осложнить несение службы: гораздо проще спокойно подчиняться приказам. Кроме того, в армии традиционно недолюбливают людей, демонстрирующих выдающиеся умственные качества, особенно если они младше по званию.
Стоит ли рисковать в обычной жизни?
Однако в обычном мире выражение «инициатива наказуема» стало оправданием бездействия людей, не способных предложить ничего нового. Конечно, и в офисе, и на предприятии ответственность за реализацию новых предложений, как правило, ложится на их автора, но в отличие от вооруженных сил, заинтересованных в сохранении и поддержании порядка и традиций, коммерческие предприятия намного больше ценят оригинальные идеи, позволяющие сэкономить деньги, время или повысить уровень надежности.
Многие коммерческие организации всячески приветствуют и поощряют инициативных работников. Если вы заинтересованы в продвижении по карьерной лестнице, то без собственных оригинальных идей не обойтись.
Поэтому оправданием «инициатива наказуема» пользуются те, кто не хочет или боится груза ответственности, не желает обременять себя новыми задачами и вообще расширять сферу деятельности, предпочитая действовать в строгом соответствии с должностной инструкцией, пусть даже и замечая очевидные погрешности. В современном офисном мире немного людей, готовых брать на себя ответственность за неудачи, рисковать, проявлять инициативу, не боящихся провалов и наказаний.
Еще во времена Советского Союза на предприятиях промышленности и производства высоко ценились люди, занимавшиеся рационализаторской деятельностью. Внедренные рацпредложения отмечались грамотами и премиями.
Остальные же считают более целесообразным не выходить за рамки своих непосредственных обязанностей, прикрываясь тем, что, как говорится, «инициатива наказуема».
Умение проявлять инициативу является очень важным качеством для учеников любого возраста и для взрослых. Это свидетельствует о самостоятельности, волевых качествах личности, умении брать ответственность, ставить цели и достигать их. Инициативность позволит ребенку достичь высоких результатов в обучении, а взрослому – продвинуться по карьерной лестнице. В сегодняшней статье мы подробно поговорим об инициативности и ее плюсах, а также рассмотрим способы развития этого качества.
Что такое инициативность и что она дает
Инициативность определяется психологами как качество личности, выражающееся во внутренней готовности ставить цели и достигать их, осуществлять деятельность для удовлетворения своих потребностей. Внешне она выражается в личностной активности и предприимчивости, в способности увидеть как возможности, так и трудности, и принять последние ради первых.
Вопреки известному выражению о том, что инициатива наказуема, это качество дает возможность более эффективно учиться/работать. Главное, правильно и к месту проявлять ее и уметь управлять этим процессом. Можно выделить 5 компонентов инициативности, которые важны для своевременного ее проявления и успешности:
- Ценностно-смысловой. Выражается в личном отношении к инициативности, в ее оценке и значимости. Например, установка «инициатива наказуема» несет отрицательную оценку этого качества, его обесценивание.
- Мотивационный. Это готовность проявить инициативу. Т.е. насколько ребенок склонен демонстрировать энтузиазм, быть предприимчивым.
- Когнитивный. Можно сказать, что это понимание того, что же такое инициативность, как и в каких случаях она может проявляться, к каким последствиям приводить.
- Поведенческий. Подразумевает конкретный опыт выражения инициативы в различных жизненных ситуациях.
- Эмоционально-волевой. Заключается в регуляции учеником самого процесса проявления инициативности и ее результата. Т.е. насколько полно человек может продемонстрировать ее в той или иной ситуации и готов ли к дальнейшим действиям (например, ребенок выдвигает идею какого-то проекта в школе и способен взяться за его выполнение).
Чтобы инициатива проявилась в полной мере и не приводила к негативным результатам, важно наличие каждого из этих компонентов. Отсутствие ценностно-смыслового или мотивационного компонентов будет означать неспособность проявлять инициативу, неготовность к этому, страх это сделать. Отсутствие хотя бы одного из трех последних компонентов приведет к непониманию данного качества, несвоевременному его проявлению, неспособности справиться с последствиями инициативности. Для развития каждого из компонентов существуют свои советы и рекомендации.
Тренировка ценностно-смыслового и мотивационного компонентов
Главное - правильная мотивация…
Два этих компонента тесно связаны между собой, поэтому имеют общие рекомендации по их развитию. Для их тренировки необходимо:
- Показать ребенку, что в инициативе нет ничего плохого. В первую очередь, родителям самим нужно отказаться от установки о том, что инициатива наказуема. Не осуждайте данное качество, проявляемое окружающими, а если оно было выражено не к месту, то подвергните конструктивной критике и объясните школьнику, почему в данном случае инициатива была не нужна.
- Объяснить ценность данного качества, его плюсы. Расскажите ученику, в чем выражается инициативность, и почему это так важно. Например, она позволяет заявить о себе, реализовать свои возможности, достигать каких-то целей и т.д.
- Сформировать образ инициативной личности. Сделать это можно на собственном примере или на примере какой-то известной личности. Например, это может быть кумир ребенка – знаменитый спортсмен, артист, певица и др. При этом важно указать, где и как именно проявилось данное качество, и к чему оно привело (например, Билл Гейтс создал проект компьютера с графическим интерфейсом и проявил инициативу, показывая его различным компаниям и людям, задействованным в данной области, что и стало первой ступенью к его успеху).
- Научить ребенка планировать свои действия и ставить цели. Хороший способ – спросить, чего хочет школьник, и как он собирается этого достичь. Например, ребенок желает получить пятерку по математике. Помогите ему сформулировать цель (улучшить знания по математике), найти пути ее достижения (дополнительные самостоятельные занятия или занятия с репетитором) и составить план действий (каждый день в течение двух часов решать задачи по математике, два раза в неделю посещать репетитора и т.д.). Подобную схему можно применить практически к любому желанию или стремлению.
- Поощрять проявление инициативности в повседневной жизни и в школе. Отмечайте каждый случай проявления инициативы (сам помыл посуду, вызвался к доске и т.п.), хвалите ребенка за это, делая упор на то, какой он молодец, что был предприимчивым и инициативным. Помимо словесной похвалы можно давать школьнику и другие приятные бонусы: позволить подольше погулять или посидеть за компьютером, купить что-то вкусное и др.
Тренировка когнитивного компонента
Важно понять, когда инициатива уместна.
Когда школьник внутренне готов к проявлению инициативы, важно направить эту готовность в правильное русло. Сделать это можно следующим образом:
- Дать максимум теоретических знаний по этому вопросу. Здесь также можно использовать личные примеры и примеры известных людей. Помимо этого важно сформировать у ребенка понимание того, когда вообще возможно проявление инициативы. Например, это могут быть ситуации обучения (поднять руку, чтобы ответить или выйти к доске, предложить идею для создания плаката по ОБЖ и др.), бытовые ситуации (сделать что-то по дому, сходить в магазин, предложить вариант семейного отдыха в выходные и пр.), ситуации с друзьями (предложить новую игру, придумать интересное занятие и т.п.).
- Обсудить конкретные ситуации, в которых возможно проявление инициативы. Спросить у ребенка, когда и где он может проявить инициативу, и в чем именно она будет заключаться. Обсудить эти случаи, скорректировать при необходимости. Например, ребенок говорит о том, что может предложить идею какого-то проекта, но при этом не готов приступить к его реализации. Важно объяснить ему, что выражение инициативы подразумевает также и ее осуществление и что он должен быть готов к тому, что ему поручат эту деятельность.
- Совместно со школьником спроектировать ситуацию. Например, ученик долго разучивал стихотворение и идеально может его рассказать. В данном случае проявление инициативы будет поднять руку и вызваться отвечать, а ее последствием – либо вызов к доске и получение положительной оценки, либо отсрочка реализации желания рассказать стихотворение (например, если в классе много желающих). Важно, чтобы ребенок был подготовлен к любому из исходов и не потерял желания проявлять свою инициативность в будущем.
Тренировка поведенческого и эмоционально-волевого компонентов
Поведенческий и эмоционально волевой компоненты также взаимосвязаны, что позволяет рассматривать их тренировку совместно. Обеспечить это позволят:
- Наличие достаточных ресурсов для проявления и реализации инициативы. У ребенка должны быть необходимые инструменты для этого, например, литература, наличие достаточного свободного времени, возможность посетить какое-то мероприятие, возможность получить материалы для реализации проекта и пр.
- Создание ситуаций, требующих проявления данного качества. Родители и учителя сами могут создавать ситуации, когда школьник должен проявить инициативность: предложение создать творческий проект, план мероприятий на выходные, придумать интересное занятие и др.
- Поэтапное включение в серьезную самостоятельную деятельность. Если требуется, чтобы ученик не только проявил инициативу, но и самостоятельно занимался какой-то важной деятельностью, то включать в нее необходимо постепенно, начиная с малого. Например, сначала только высказать идею, в другой раз помимо этого придумать путь ее реализации, далее – плюс к этому найти необходимые ресурсы для осуществления и т.д. Последним этапом будет – полностью самостоятельное выполнение.
- Готовность поддержать инициативу. Важно, чтобы она находила одобрение у родителей, чтобы они были готовы оказать свою помощь, предоставить нужные ресурсы и т.п.
- Помощь в проявлении инициативы, грамотное направление ее при необходимости. На первых этапах родители/учителя должны работать совместно с ребенком, максимально помогать в его начинаниях. Если он что-то выполняет неверно, важно аккуратно направить деятельность в нужное русло. Пример подобного взаимодействия: ребенок придумывает меню к праздничному столу, но родители все равно контролируют этот процесс (дают советы при необходимости, вносят небольшие изменения, но обязательно объясняя причину этого, и др.).
- Разумная похвала и конструктивная критика действий. В процессе проявления инициативы и после получения результатов, отмечайте сильные и слабые стороны выполнения данной деятельности. Не стоит перехваливать работу, но и жесткая критика будет излишней.
- Стимулирование самоанализа школьником своей деятельности. Важно, чтобы ученик сам оценивал результаты проявления собственной инициативы. Для этого можно спросить, что ему понравилось/не понравилось в этой деятельности, что бы он хотел изменить, на что обратить внимание в будущем и т.д.
На первых порах ребенку нужна будет ваша помощь и поддержка.
Что значит выражение «инициатива наказуема»
Очень часто можно услышать выражение «инициатива наказуема», которое по сути призывает к отказу от собственных оригинальных идей и решений. Но что конкретно означает эта фраза и каково её происхождение?
Почему говорится «инициатива наказуема»?
Как это нередко случается с распространёнными поговорками, в своем первоначальном виде фраза выглядела несколько иначе, а именно «в армии инициатива наказуема». Выражение появилось в среде военнослужащих и означало, что любая инициатива, проявленная младшим по званию, приводит к тому, что именно он будет вынужден заниматься её реализацией, а также понесёт всю ответственность за возможную неудачу. С другой стороны, никаких поощрений он, скорее всего, не получит, даже если идея действительно окажется практически полезной. Именно поэтому многие призывники стараются «не высовываться», чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание начальства, поскольку их инициативность может намного осложнить несение службы: гораздо проще спокойно подчиняться приказам. Кроме того, в армии традиционно недолюбливают людей, демонстрирующих выдающиеся умственные качества, особенно если они младше по званию.
Стоит ли рисковать в обычной жизни?
Однако в обычном мире выражение «инициатива наказуема» стало оправданием бездействия людей, не способных предложить ничего нового. Конечно, и в офисе, и на предприятии ответственность за реализацию новых предложений, как правило, ложится на их автора, но в отличие от вооружённых сил, заинтересованных в сохранении и поддержании порядка и традиций, коммерческие предприятия намного больше ценят оригинальные идеи, позволяющие сэкономить деньги, время или повысить уровень надёжности.
Многие коммерческие организации всячески приветствуют и поощряют инициативных работников. Если вы заинтересованы в продвижении по карьерной лестнице, то без собственных оригинальных идей не обойтись.
Поэтому оправданием «инициатива наказуема» пользуются те, кто не хочет или боится груза ответственности, не желает обременять себя новыми задачами и вообще расширять сферу деятельности, предпочитая действовать в строгом соответствии с должностной инструкцией, пусть даже и замечая очевидные погрешности. В современном офисном мире немного людей, готовых брать на себя ответственность за неудачи, рисковать, проявлять инициативу, не боящихся провалов и наказаний.
Ещё во времена Советского Союза на предприятиях промышленности и производства высоко ценились люди, занимавшиеся рационализаторской деятельностью. Внедренные рацпредложения отмечались грамотами и премиями.
Остальные же считают более целесообразным не выходить за рамки своих непосредственных обязанностей, прикрываясь тем, что, как говорится, «инициатива наказуема».
Инициатива на работе наказуема?
Порой, человек, который стремится к личностному и карьерному росту, идёт на многие жертвы ради достижения своей цели. Но перед тем как осуществить свой план в реальной жизни, целеустремлённые люди не задумываются о тех последствиях, которые может повлечь за собой обычная и с виду безобидная инициатива.
Обычно последствия проявляются не сразу. Сначала начальник может предложить дополнительное задание, которое не будет оплачиваться, но поможет завоевать его доверие и предрасположение. Исполнительный и обязательный сотрудник, как правило, не обдумывая такое предложение, сразу же предлагает свою кандидатуру, ссылаясь на возможное повышение в будущем, особенно если он выполнит несколько подобных поручений.
Разумеется, можно выполнить задание на отлично, внимательный начальник это заметит, но вопрос о повышении мнения или о каком-либо вознаграждении может оставаться открытым довольно долго. В конечном итоге, если реакции не последовало в ближайшее время, то вероятно, её не последует вообще. Но настырный сотрудник может проявлять инициативу и работать без надбавки довольно долго, и тогда происходит обратный эффект - добрые дела начинают действовать против сотрудника.
Человек довольно быстро привыкает ко всему хорошему, увы, такова его физическая и психологическая сущность. Начальник тоже человек, поэтому для него такие свойства являются тоже нормальными проявлениями. Поэтому через некоторое время он может даже не интересоваться, кто бы хотел выполнить дополнительное задание, а сразу поручить его тому человеку, который постоянно проявляет инициативу. Со временем у такого работника может пропасть инициатива ввиду испарившейся мотивации, только начальника такой исход уже не будет волновать. В случае отказа он, скорее всего, будет возмущён, а в худшем случае может проявить крайне негативные тенденции, что испортит всяческие добрые отношения.
Кроме того, у инициативного человека могут начаться разногласия с семьёй ввиду частого отсутствия дома. Ведь родные люди тоже требуют внимания и желают наблюдать ответственного сотрудника рядом. Порой в самых трудных ситуациях, длящихся годами, это может привести к разводу. Поэтому с проявлением инициативы всегда необходимо вести себя аккуратно и не переступать ту черту, когда она начнет играть против человека. Иначе можно лишиться всего, что было нажито непосильным трудом.