Ребенок 1 год 4 месяца истерики. Детские капризы и истерики в год — как справиться

Приступы детского гнева или отчаянья, сопровождающиеся криками и слезами, а порой и катанием по земле, или попытками ударить взрослого или нанести повреждения себе — все это ужасное многообразие детских истерик. Милый ангелок в одно мгновение превращается в неуправляемого орущего чертенка – ситуация знакомая каждому родителю. Взрослые в такой ситуации испытывают и стыд, и страх общественного осуждения, и растерянность от незнания как унять разбушевавшегося ребенка.

О том, что делать, когда ребенок закатил истерику, о видах и причинах такого поведения будет рассказано в этой статье.

Виды детских истерик

Психологи выделяют два основных вида истерик у детей:

  • манипуляционные,
  • проявления характера.

Истерики первого вида есть не что иное, как манипуляция окружающими. Ребенок, желая получить некую вещь или совершить запрещаемое действие, привлечь внимание устраивает истерику. Психологи советуют игнорировать такое поведение. Исключением могут быть случаи, когда малышу действительно не хватает родительского внимания и любви.

Единожды добившись своего, ребенок будет и дальше использовать этот метод для достижения цели.

Истерики как проявление характера есть не что иное, как попытки снять эмоциональное или нервное напряжение . Это проявление характера ребенка. Подобное состояние случается, когда от ребенка требуется совершить действие, которое сталкивается проблемными чертами характера. Эмоциональное и нервное напряжение в этот момент нарастает и провоцирует истерику. В данной ситуации лучше позаботиться о безопасности ребенка, чтобы он не навредил себе и постараться успокоить, а после проговорить с ним о его чувствах и ситуации в целом.

Причины

Взрослым может казаться, что ребенок устраивает «концерт» на ровном месте и повода для такого поведения нет. Это не так у истерики всегда есть причина. Часто родители считают, что дети малы и многое не понимают, но ребенок остро реагирует на изменения в жизни семьи или конфликтные ситуации в ней. Психологи выделяют несколько основных причин приводящих к детским истерикам:

  • возрастные кризисы,
  • изменение привычной жизни,
  • напряженная, конфликтная обстановка в семье,
  • нехватка родительской любви и заботы,
  • непоследовательное воспитание.

Возрастные кризисы

Ребенок в течение первых лет жизни активно учится, в том числе и понимать свои эмоции, осознавать себя как самостоятельную личность. Различные возрастные изменения приводят к кризисам первого года жизни, двух, трех лет и реже встречающейся кризис 4-5 лет. Подробнее об истериках связанных именно с возрастными кризисами будет рассказано ниже.

Изменение привычной жизни

Для маленьких детей важен распорядок и привычный уклад – это основа для их чувства безопасности. Любые изменения в привычном мироустройстве вызывают у ребенка тревоги, иногда страхи, множество разнообразных эмоций, справится, с которыми ему бывает тяжело, что приводит к истерикам. Переезды, развод родителей, смерть родственников, начало посещения детского сада или его смена – это огромные потрясения для малыша, к которым ему еще нужно привыкнуть. В изменившихся обстоятельствах ребенку требуется повышенная забота и любовь близких.

Напряженная обстановка в семье

Даже скрытые от ребенка ссоры и конфликты, проявляются в холодности общения и напряженной обстановке. Это уже стресс для малыша. А что говорить, когда он становится свидетелям регулярной ругани взрослых. Это расшатывает нервную систему ребенка, вызывает у него массу сильных эмоций. Часто дети в знак протеста устраивают истерики, чтобы прекратить ссоры взрослых. Напряженная обстановка в семье плохо влияет на детскую психику, вызывая не только истерики, но и повышенную тревожность и другие расстройства.

Нехватка родительской любви и заботы

Часто причиной детских истерик становится недостаток внимания. И для ребенка становится не так уж и важно, каким образом на него обратят внимание, приласкав или накричав, лишь бы заметили. Истерика становится своеобразной попыткой напомнить о себе.

Детям важно не количество проведенного с ними времени, а качество. Даже если у родителей нет возможности часами развлекать сына или дочь, достаточно будет провести с ними немного совместного времени, играя, читая или гуляя при условии включенности в процесс, искреннего интереса к ребенку и совместному занятию. Конечно, все дети разные и некоторым требуется полное «погружение» в их жизнь, а кому-то достаточно крепких обнимашек раз в час. Важно качество общения с ребенком, а не количество проведенного совместного времени.

Непоследовательное воспитание

Под непоследовательностью воспитания понимаются ситуации, когда один взрослый запрещает, а другой разрешает. Например, мама не дает сладкое, а бабушка или папа тайком кормят ребенка конфетами. Это «противостояние» приводит к тому, что малыш находит лазейки для получения желаемого и при необходимости использует истерику как метод манипуляции.

Ребенку важны четкие правила, которых придерживаются все члены семьи, тогда они не будут вызывать у него протест. Да и непоследовательность действий взрослых вызывают тревожность у малыша, когда он не знает чего ожидать.

Режим дня тоже важен. Нервное переутомление, вызванное массой новых впечатлений, да и просто физическая усталость могут стать причинами детской истерики. Часто истерики связные со сбившимся режимом дня случаются ночью.

Нужно понимать, что бывают дети легковозбудимые, чья нервная система быстро реагирует на внешние возбудители, но в силу возраста процессы торможения плохо развиты и это может приводить к истерикам. Для таких детей важен четкий распорядок дня и правила, которые поддерживают все члены семьи.

Кризис первого года жизни и истерики связанные с ним

Первые истерики у ребенка, как правило, связаны с кризисом одного года . К этому моменту ребенок освоил основные двигательные навыки и его желание познавать мир самостоятельно велико. Родителям приходится устанавливать правила и запреты, связанные с безопасностью ребенка, что может приводить к вспышкам недовольства и истерикам.

У детей в этом возрасте еще не развито восприятие времени, и именно поэтому они хотят получить желаемое сразу. Сталкиваясь с неудовлетворением потребностей, они испытывают фрустрацию и злость. Неумение выразить эмоции не полное их осознание становятся причиной истерик.

Родителям может быть сложно в этот период справляться с изменившемся поведением сына или дочери, но они должны понимать, не нужно потакать всем желаниям малыша, это нормально. И реакция ребенка на отказ в виде криков и слез это тоже нормально. Спокойствие родителей залог того, что истерики связанные с кризисом первого года жизни не перерастут в манипуляционное поведение в дальнейшем.

Важно не потакать любому капризу, а стараться объяснить причину отказа, объяснять ребенку его чувства. «Ты сейчас злишься», «Ты расстроен» – проговаривая эмоции ребенка, родитель учит его понимать свое состояние.

Ребенку нужно помочь усвоить, что криками и слезами он желаемого не добьется и для выражения чувств ему придется искать другие способы.

Детские истерики в двухлетнем возрасте

Период с 1.5 до 2.5 лет время очередного возрастного кризиса у детей. Он сопровождается повышенным упрямством, желанием большей самостоятельности, потребностью во внимании.

Истерики двухлеток сопровождаются картинными падениями на пол, сучением ногами, малыши могут начать бить маму или папу, требуя таким образом желаемого.

Неумение справляться со своими эмоциями тоже являются причинами «плохого» поведения.

Дети в двухлетнем возрасте стараются заявить о своей самостоятельности и «отделится» от родителей, но при этом нуждаются во внимании и ласке и этот конфликт потребностей может приводить к взрывам гнева и слезам. Часто чтобы успокоить малыша нужно просто обнять его и приласкать, отвлечь на что-то интересное.

Дети в этом возрасте еще не могут прямо сказать, что устали, хотят спать или есть и часто причиной истерики может стать дискомфорт, вызванный физическим состоянием. Родителям необходимо внимательнее относится к режиму ребенка и если планируется долгая прогулка, стоит прихватить с собой перекус, который может предотвратить «катастрофу».

Так же чрезмерная строгость и большое количество запретов приводят к тому, что, отстаивая свою самостоятельность, ребенок закатывает истерику. Родителям важно в этом случае понимать, что давая свободу действий в рамках разумного, они способствуют развитию ребенка, его уверенности в своих силах. Каждый запрет должен быть пояснен, почему нельзя. Например, нельзя убегать на проезжую часть, потому что можно попасть под машину. Взрослым придется запастись терпением, и объяснять правила по нескольку раз, но это позволит избежать истерик.

Истерики, связанные с кризисом трех лет

Даже если кризисы года и двух прошли «гладко», не заметить кризис трех лет практически ни возможно. Ребенок осознает себя как личность, стремится отстоять свое мнение, но идти на компромиссы не умеет. Ребенок стремится к все большей самостоятельности и «отделению» себя от родителей. Неудовлетворение этих его потребностей приводит к истерикам.

Важно дать ребенку успокоится, а потом обсудить с ним его действия, без ругани и наказаний, научить выражать свои чувства, искать компромиссы.

По мнению Выготского, возраст трех лет – это состояние войны с окружающим миром. Негативизм и проявление принципиальности, попытки защитить свое «Я», отстоять самостоятельность. Родителям важно проявлять терпение и сдержанность, уважительно относится к ребенку, и учить его принимать отказы, находить компромиссы.

Если истерика случилась при «зрителях» нужно отвести ребенка в сторону, остаться с ним наедине и дать возможность прокричаться и выразить гнев и обиду. А после уже обсуждать его поведение.

Истерики в четырехлетнем возрасте

Часто в возрасте 4-5 лет причиной истерики становится неспособность малыша вынести ситуацию, справится с гневом, отчаяньем или обидой. В истерическом состоянии ребенок не воспринимает стороннюю информацию, ему нужно «выпустить пар», получить эмоциональную разрядку, потом начинается фаза горевания, когда ребенку нужна ласка и забота.

Истерики четырех летнего возраста сопровождаются попытками навредить себе (разцарапывание лица, рук других частей тела, попытки биться головой об стену или пол). Они всегда сопровождаются приступами ярости и часто ребенку необходимы «зрители».

Подобные истерики нужно отличать от капризов вызванных воспитательными ошибками и попустительством взрослых, когда любой каприз удовлетворялся по первому требованию. Истерические припадки, случающиеся регулярно могут свидетельствовать о проблемах с психикой или нервной системой. Поэтому стоит обратиться за консультацией к неврологу и детскому психологу.

Если истерики связаны с капризами и промахами в воспитании, то родителям стоит пересмотреть свои действия и начать исправлять ошибки.

Как прекратить истерику ребенка?

Вспышка детского гнева и последующая истерика может случиться в любой момент, и ни один родитель не застрахован от такого поведения в общественном месте. Психологи советуют придерживаться следующих правил поведения:

  • Обеспечить безопасность. Убрать предметы, которыми ребенок может пораниться, увести в тихое место, если истерика случилась на улице или торговом центре.
  • Родителям лучше молчать по возможности обнять ребенка. По мнению психологов, уговоры, попытки отругать не действуют, а лишь усиливают истерику.
  • Детские истерики в общественных местах часто привлекают внимание доброхотов, считающих, что они лучше родителей знают как себя вести с незнакомым ребенком. В случае, когда от «помощи» посторонних больше вреда, чем пользы, нужно спокойно, но твердо попросить их уйти. Высказывания в стиле: «Будешь плакать, я тебя заберу» или «Сейчас позову полицейского» и прочие бессмысленные высказывания могут напугать ребенка, который воспримет информацию буквально, и усилят истерику в разы. Ведь дети в такой момент очень восприимчивы и ранимы.
  • Родителям нужно дождаться, когда гнев и ярость пройдут и ребенок перейдет в фазу горевания. В этот момент ему нужна забота и любовь, чтобы он понимал, что его «срыв» не ухудшил отношение к нему родителей. Объятья и ласка отлично подойдут, а подарки или покупка требуемой игрушки или конфеты лишь убедят малыша в правильности его поведения.
  • «Отвоевавшись» дети могут почувствовать усталость или голод. По возможности нужно удовлетворить эти базовые потребности купить перекус или попить, уложить спать , если истерика случилась дома.
  • Поговорить о случившимся стоит через некоторое время. Назвать ребенку его чувства, мотивы его поведения. «Ты разозлился, потому что тебе не купили очередную игрушку». Важно сказать, о том, что такое поведение не по душе родителям, при этом, не переходя на личность ребенка. «Мне неприятно такое твое поведение». Но не: «Ты не сносный и вредный».

Родителям важно понимать, что истерики могут случиться с любым ребенком и они не одни такие «неправильные», постараться не обращать внимание на мимо проходящих и не злиться на ребенка.

Как предотвратить детские истерики?

Понятно, что от детской истерики не застрахован никто. Но есть несколько советов, которые помогут снизить риск их возникновения:

  • Режим дня подходящий ребенку, дающий ему возможность есть и отдыхать когда ему хочется. Привычный распорядок дел в течение дня. Не нужно брать уставшего или голодного ребенка на прогулку или по магазинам.
  • Постараться обходится без чрезмерных запретов, позволять ребенку говорить «нет» и уважать его выбор.
  • Проговаривать с ребенком его чувства и эмоции, учить лучше их определять. «Ты злишься, потому что тебе не дали очередную конфету», «Ты расстроен, что мультик закончился, а мы договорились посмотреть всего один».
  • Учить ребенка безопасно выражать гнев, рвать бумагу, топать ногами. Не ругать его за подобное поведение.

Детские истерики могут быть вызваны разными причинами, но родителям важно не ругать ребенка за них, а постараться помочь справится с чрезмерно сильными эмоциями.

Истерики у ребенка чаще всего бывают с одного года, когда ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности (страсть к исследованиям, любопытство). Во младенчестве ребенок ориентируется только на свои потребности (в еде, тепле, общении), а, становясь старше, приобретает желания как более осознанные потребности. Но восприятие времени в этом возрасте еще несовершенно, потому если какое-то желание возникает, малыш упорно добивается его выполнения сиюминутно. Именно в этом - одна из причин так называемого кризиса первого года. Постепенно приучаясь к тому, что желания могут быть удовлетворены не сразу, а потом, ребенок развивает чувство времени и волевые процессы, то есть регулирующую функцию психики.

Можно сказать, что бурные детские истерики на первых порах проявления кризиса первого года бывают у всех. Но сила, частота истерик у ребенка, разнообразие причин зависит от темперамента ребенка и окружающих его взрослых. Но остаются они в более старшем возрасте только у некоторых.

Конечно же, многие могут сказать, что даже среди взрослых (особенно женщин) есть немало таких, которые способны истерично реагировать на что-то. Но эти эмоциональные расстройства - «рудиментарные» остатки кризиса первого года, либо, как считают современные психоаналитики - показатель (и причина) неблагополучия в личной жизни.

Истерика у ребенка: Что делать?

Когда папа из первого примера вышел из троллейбуса, мне оставалось только догадываться, как он поступит дальше. Выберите варианты:

А) освободится от назойливых взглядов и советов пассажиров в переполненном транспорте и отшлепает хорошенько сына, чтобы в следующий раз не повадно было «позорить отца»;

Б) демонстративно выбросит «предмет истерики» (йогурт) в мусорное ведро и предупредит (достаточно спокойно): «Если ты не прекратишь, ты никогда ничего больше не получишь!».

В) оставит ребенка на остановке и отойдет в сторону, ожидая, «когда это закончится», при этом, например, читая газету.

Конечно же, самый первый шаг папы был очень правильный: он лишил «маленького артиста» «публики» - вывел его из троллейбуса.

А третий способ вывода ребенка из истерики - самый безболезненный для обеих сторон, и наиболее положительный для будущего эмоционального развития ребенка.

Нужно сказать, что если истерика у ребенка все же разразилась, в первую очередь, не нужно пугаться, и тем более чувствовать себя виноватыми. Это - знак, что малыш взрослеет и вырабатывает способы взаимодействия с миром и с окружающими людьми. Только родители, самые близкие люди, могут помочь малышу пойти правильным, цивилизованным путем.

Самое трудное для родителей в момент детской истерик и - держать себя в руках. Ведь если и взрослый «взорвется», то мало хорошего почерпнет ребенок из этого «урока».

Еще нужно всегда помнить, что отказывать ребенку в чем-то - вполне нормально. Как и то, что ребенок может возмущаться из-за этого. Так что «поддаваться» столь эмоционально выраженным требованиям ребенка не нужно.

Иногда дети пугаются именно того, что не могут сами справиться со своими эмоциями. В таком случае ребенку нужна ваша поддержка: обнимите его, скажите нарочито спокойно: «Все в порядке, ты просто очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает». Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», - и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения.

Итак, самый простой и самый сложный «рецепт» (но и самый лучший!) - не обращать внимания на эмоциональный взрыв дитяти . Стойте спокойно и ждите, когда кончится истерика у ребенка .

Если вы очень расстроены - быстро покиньте «поле битвы» ребенка за сиюминутное выполнение собственных желаний, по возможности спокойно. Если вы находитесь в общественном месте - отойдите от ребенка, но так, чтоб не терять его из виду, и чтобы он видел вас. Если ребенок не может долго успокоиться (минут 10-15) - отвлеките его внимание тем, что станете что-то увлеченно делать (играть кубиками, паззлами, игрушками, смотреть мультики), совершенно не «вспоминая» о только что разразившейся буре.

Ребенок должен усвоить, что истерики и эмоциональный «шантаж» не приносит результатов, и лучше искать другие способы выражения желания. Ребенок должен знать, что имеет право на любое чувство и уметь его выражать цивилизованно. И главное - что даже если это случается, то мама и папа не одобряют этого поведения, им это не нравится, но самого малыша они любят.

Если же истерики у ребенка вошли в привычку, это может означать, что он научился таким образом добиваться своей цели. Скорее всего, он понял, что так вы идете на уступки: покупаете ему сладости или игрушки или разрешаете не ложиться вовремя в постель. Поэтому родители должны иметь в виду, что, уступая этим истерикам, вы уступаете желанию, которое по тем или иным причинам не собирались выполнять, и способствуете тому, что истерики становятся просто отрицательной привычкой.

В этом случае вам придется запастись «вагоном» терпения. Но, если вы понимаете, что истерики стали для него методом выудить из вас что-нибудь, единственная тактика борьбы с ними - это не обращать на них внимания.

Не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его "старания" не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. Именно тогда вам нужно собрать все свои силы в кулак, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.

«Что делать после истерики у ребенка?» или «Профилактика»

Нельзя высмеивать детские истерик и, ни тем более наказывать за них ребенка. Самое сложное для родителей в подобной ситуации - это сохранить контроль над собой. Если вы часто сами бурно реагируете, то ребенок не сможет научиться другому поведению. Однако, если вам удастся держать себя в руках, вы подадите своему крохе хороший пример самообладания, достойный подражания.

Когда истерика у ребенка пройдет, не заводите об этом разговор. Если целью такого поведения был «шантаж», то ребенок поймет, что не добился цели.

Когда спектакль закончится, вы должны вести себя так, как будто ничего не случилось, никак не комментируя произошедшее и давая крохе возможность снова заслужить ваше расположение. Если вы выдержите такое напряжение и будете неукоснительно следовать этому правилу, через какое-то время вы заметите, что ваш малыш устраивает все реже и реже истерику.

Проанализируйте, что могло способствовать эмоциональному срыву ребенка. Если вы сможете в дальнейшем предотвратить эти ситуации, то оградите себя от повторения истерики в таких же условиях. Например, есть обстоятельства, при которых дети склонны к эмоциональным срывам (например, когда малыш устал или слишком возбужден, не выспался), он может быть неспокойным, и потому более раздражительным, и, реагируя на ваше ситуативное «нет», ответит нетрадиционно бурной сценой. Если ребенок устраивает истерики во время или после посещения гостей, то, возможно, он слишком возбуждается от такого скопления народа. Вам нужно уделять время малышу в спокойном месте: порисовать вместе с ним, рассказать или прочитать сказку.

Никогда резко не прерывайте занятий ребенка, даже если они кажутся вам бессмысленными. Для переключения внимания малыша нужно какое-то время. Его можно провести вместе, отвлекая ребенка от понравившегося занятия и увлекая тем, что нужно вам.

Иногда раздражение у детей накапливается, когда долго что-то не получается. Следите за тем, как ребенок справляется с каким-то новым для себя делом, ведь на первых порах не всегда он сможет сделать это сам (запустить новую машинку, взобраться по ступенькам на горку, переступить через ручеек). В таких случаях нужно сделать это вместе с ним, чтоб он проверил свои силы и поверил в них. Конечно же, не нужно делать это за ребенка, но создать условия, чтоб он понял, что справился сам (с вашей помощью).

В спокойной обстановке, когда вы минуты времяпровождения учите ребенка правильно себя вести во время эмоционального срыва. Расскажите сказку о Зайце, который часто скандалил, топал ногами, а его родители не понимали слов, когда он кричал и не могли дать ему то, что он просил. А потом зайчик научился просить словами то, о чем он всегда кричал и плакал. Пусть ребенок «станет» Зайчиком и придумает, как правильно попросить, чтобы не кричать, как отреагировать, если ответили «нет». Можно даже маленького ребенка научить называть свои чувства. За время, которое он потратит на построение фразы, он уже немного успокоится. В другой раз пусть он побудет мамой Зайчика и проговорит вашу фразу спокойным тоном: «Ты рассержен. Когда ты успокоишься, мы поговорим».

Посоветуйтесь с ребенком, как бы он хотел, чтоб вы вели себя с ним, когда он в ярости: чтобы вы обняли его и успокоили, или чтобы отошли в сторону и подождали, пока он успокоится сам (конечно же, это нужно спрашивать не во время истерики).

И, конечно же, понаблюдайте за своим поведением: не слишком ли часто вы говорите «нет». Если вы постоянно одергиваете и останавливаете ребенка и тем самым провоцируете? Это может привести к тому, что малыш не выдержит вашего эмоционального давления и «взорвется». На каждое «нет» и «нельзя» должно найтись «да» и «можно». Например, нельзя рвать книги - можно вот эту газету. Давайте альтернативу для категорического требования ребенка, как бы советуясь с ним, обретайте свое «нет» в «да»: «Да, конечно, мы порисуем в этом месте, но для этого мы прикрепим совершенно великолепный белый ватман!».

Еще нужно заметить, что некоторые дети (как, впрочем, и взрослые!) заражены «духом противоречия». Прежде, чем согласиться на уступки, такие малыши любят «побушевать». После постепенного утихания истерики, они делают то, что нужно, молчаливо соглашаются с доводами. Относитесь к таким особенностям ребенка как к майской грозе, после которой выглянет солнце.

Какие родители не знакомы с детскими истериками? Каждый, кто является мамой или папой, рано или поздно сталкивается с истерикой у ребенка, которая проявляется в различные годы жизни: 1, 2, 3, 4 и даже 5 лет. Какие причины побуждают детей истерить? Каждому бы хотелось знать, что можно сделать в тот момент, когда .

Когда малыш начинает громко плакать, с задержкой дыхания краснеть, из глаз начинают течь слезы, тогда возникают две группы взрослых:

  1. Одни его жалеют и начинают порицать родителей.
  2. Другие поддерживают родителей, понимая, что истерику нельзя поощрять.

Кто из двух лагерей прав? Каждый по-своему прав и ошибается. Главное – понять причины, почему возникла истерика у ребенка, а также то, что он хочет ею сказать родителям. Сайт психологической помощи сайт постарается помочь родителям разобраться в этом непростом вопросе.

Что такое истерика у ребенка?

Истерика у ребенка – это пик нервного возбуждения, когда малыш словно уходит в некую прострацию, из которой его трудно вытащить. Основными действиями во время истерики являются:

  • Громкий крик.
  • Плач.
  • Катание по полу.
  • Размахивание руками и ногами.
  • Битье головой о стену или кусание себя, окружающих.

Ребенок по-своему проявляет истерику, которая выражается именно в таких формах поведения. Здесь родители не знают, что делать. И их состояние вполне объяснимо. В момент истерики ребенок обычно ничего не слышит и никого не видит. Он словно погружается в собственные переживания, негодование, позволяя себе проявлять все нужные эмоции.


Обращенная к нему речь и аргументы не помогают, что тоже объясняется неспособностью ребенка во время истерики что-либо услышать. Это крайняя форма возбуждения, которая лишает логического мышления того, кто истерит. Здесь главным становится лишь одно – достижение цели. Ребенок не просто так впадает в истерику. Его что-то негодует, волнует, возмущает. Он желает что-то получить. Здесь и возникает истерика.

Данную форму поведения еще можно назвать способом достижения цели, который используется детьми. Можно сказать, что первые ее попытки проявления возникают чуть ли не с первых дней жизни. Когда новорожденный хочет кушать, он плачет. Его невозможно чем-либо успокоить. Его ничто не может отвлечь. Он плачет до тех пор, пока не покушает – достигнет своей цели.

Таким образом, истерика у ребенка – это способ достичь цели. Он использует единственные методы, которыми обладает и имеет в своем арсенале. Он позволяет своим эмоциям вырываться наружу в полной мере, независимо от того, что подумают окружающие. Это ведь родителям важно, чтобы все было тихо и спокойно, размеренно и упорядоченно. Ребенку это неважно, когда у него возникает желание, которое хочет удовлетворить прямо здесь и прямо сейчас.

Причины истерики у ребенка

Почему ребенок истерит? Причины могут помочь родителям понять, почему ребенок ведет себя неприятным образом.


Самая главная причина – это стремление достичь желаемого. Истерика появляется тогда, когда желания, интересы и действия родителей и детей расходятся. Злость и раздражение дети проявляют подобным образом. Возникает в ситуациях, когда:

  1. Невозможно словами выразить свое недовольство.
  2. Чувство голода, утомление, недосып.
  3. Чрезмерная строгость и опека родителей.
  4. Желание привлечь к себе внимание.
  5. Неправильное воспитание.
  6. Подражание взрослым или сверстникам.
  7. Стремление достичь важного и ценного.
  8. Неуравновешенный и слабый склад нервной системы.
  9. Болезненное или послеболезненное состояние.
  10. Отсутствие у родителей четкого отношения к положительным и отрицательным поступкам.
  11. Отрыв от увлекательного занятия.
  12. Отсутствие системы наказаний и поощрений.

Поскольку истерики сопровождаются издаваемым шумом, из-за которого родителям стыдно, многие из них желают как можно быстрее их прекратить. Это вполне возможно, если правильно себя вести. Следует отличать истерику и капризы. В любом случае оба эти поведения не являются приемлемыми.

Капризы направлены на получение желаемого. Их хочется получить здесь и сейчас. Порой ребенок требует невозможного, что, собственно говоря, его особо не волнует. Истерика недалеко ушла от капризов, когда ребенок совершает опасные для своего здоровья действия, заставляя родителей исполнять его желания.

В момент истерики ребенок выплескивает свои эмоции. Зачастую ими являются раздражение, злость, обида, отчаяние, агрессия. Проявляется она в результате неприятного для ребенка известия. В момент истерики малыш не контролирует своей моторики, поэтому совершает опасные для себя действия. Снижается болевой порог, из-за чего он не чувствует боли.

Истерика усиливается при наличии внимания окружающих и проходит, как только ребенку перестают его уделять.

Детскую истерику родители желают как можно быстрее прекратить. Обычно она начинает проявляться в первые годы жизни и достигает своего пика к трем годам (так называемый «кризис трех лет»). Здесь некогда послушный ребенок превращается в упрямого и .

Родителям рекомендуется отметить, какие действия ребенка предшествуют истерикам. Это может быть хныканье, сопение, поджатые губы. Как только он начинает снова проявлять данные действия, необходимо переключить внимание ребенка на что-нибудь другое.

Что делать родителям, если у ребенка истерика?

С истерикой детей сталкиваются все родители. Остается только понять, что можно сделать, чтобы ее не возникало:

  • Не допускать переутомления.
  • Давать ребенку полноценный отдых.
  • Говорить малышу о том, что он чувствует, чтобы он понимал, что с ним происходит.
  • Давать ребенку право выбора.
  • Уважать досуг ребенка, позволять ему играть достаточное количество времени.
  • Не переделывать все за малыша.
  • Говорить малышу, что вы собираетесь делать.

Истерики у детей 1,5-2 года

Уже в двухлетнем возрасте малыш делает первые попытки отстоять свое мнение. Он начинает оперировать такими понятиями, как «не хочу», «не буду», «нет». Если родители начинают потакать, уговаривать, жалеть малыша, то еще больше провоцируют истерику. Если родители игнорируют, но остаются в поле видимости, сохраняют спокойствие и дают понять, что ребенок своего не получит.


Можно ребенка обнимать, говорить о своей любви, показывать свое понимание. Но ни в коем случае нельзя потакать его капризам, иначе в дальнейшем он снова устроит истерику, как только ему что-то захочется получить.

Истерика у малыша может продолжаться годами, а может закончиться в один из дней, что зависит от поведения родителей. Если они удовлетворяют желания ребенка, то говорят ему о правильности его поступков. Если же они настойчиво демонстрируют свою жесткую позицию, которую не поколебать истериками, тогда прекращают истерики.

Истерики у ребенка 3 лет

В 3-летнем возрасте ребенок постепенно начинает отстаивать свою самостоятельность. Нередко это происходит за счет того, что он все действия совершает наперекор родителям. Если ранее он принимал все, что давали ему родители, то теперь он желает делать лишь то, что хочется ему.


Бороться с истериками в таком возрасте предлагается путем отвлечения на другие занятия. Предложите ребенку посмотреть мультики или заняться чем-то увлекательным. Нельзя ему запрещать капризничать, поскольку это не поможет.

Пока малыш истерит, следует лишить его зрительского внимания. Игнорируйте его выпады и занимайтесь своими делами. Лишь после окончания приступов можно поговорить с малышом о том, что он делал и к чему это привело. Прямые указания во время истерики здесь не помогут. Малыш отстаивает свою самостоятельность, поэтому указания еще больше будут его подогревать.

Истерики у ребенка 4 лет

Если родители ранее вели себя правильно, то уже к 4 годам истерики проходят. Однако многое зависит еще и от психических особенностей ребенка. В некоторых случаях истерики в данном возрасте говорят о различных нервных нарушениях в организме. Однако зачастую причиной истерических припадков является то, что родственники ребенка занимают неоднозначную позицию. К примеру, то, что запрещает мама, разрешается бабушкой.

К детскому психологу следует обращаться, если истерики продолжаются в 4-летнем возрасте. Сигналами являются:

  1. Частота и сила истерик усилились.
  2. Истерики начинаются в ночное время и сопровождаются кошмарами, сменой настроения, .
  3. Малыш задерживает дыхание и теряет сознание во время истерики.
  4. Истерика заканчивается рвотой, вялостью, усталостью, одышкой.
  5. Малыш наносит вред себе или окружающим в приступах истерики.

Нередко психологи отмечают неблагоприятную обстановку в семье, где растет 4-летний ребенок. Именно неправильное воспитание или неблагополучная атмосфера в семье вызывают истерики у ребенка.

В некоторых случаях требуется психологическая помощь и лечение медикаментами, что должен назначать только врач.

Что делать, если у ребенка истерика?

Чтобы предотвратить истерику у ребенка, необходимо знать, какие причины ее вызывают. Рассмотрим самые распространенные:

  • Физический дискомфорт. Если малыш еще не может рассказать о том, что он чувствует, тогда он начинает плакать.
  • Обращение внимания. Если ребенок не может иным способом обратить на себя внимание, тогда он начинает истерить, что зачастую действует.
  • Манипуляция. Если ребенок видит, что с помощью истерики он может достичь желаемого, тогда он прибегает к данному способу.
  • Получение выгоды. Если между взрослыми нет согласия, тогда ребенок начинает истерить перед теми, кто поддается его провокациям.
  • Самостоятельность. Истерика может быть еще стремлением ребенка показать свою самостоятельность, сделать все самому.

Если устранить причину возникновения истерики, то можно и ее самой избежать. Однако не все так безоблачно, как кажется. Обычно все дети капризничают. Родителям следует привыкнуть к этому и просто переждать такого возраста. Главное – правильно себя вести и отличать капризы от обычных просьб.

Итоги

Истерика является одним из способов достижения цели, который доступен ребенку. Поскольку взрослые озабочены тем, что о них скажут окружающие, они стараются как можно быстрее успокоить истеричного малыша. И порой для этого нужно всего лишь исполнить его каприз. В итоге малыш понимает, как может получить свое.

Одни посторонние становятся на сторону родителей, другие – жалеют малыша. Но самым главным остается поведение родителей, которые поощряют или игнорируют истерические припадки ребенка, формируя в нем определенные мысли и выводы. Если ребенок поймет, что его истерики ему ничего не дают, тогда он перестанет истерить и начнет пользоваться другими способами достичь желаемого.

Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением - детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские , другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.

Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)

Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку. Эта истерика - банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.


В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.

Истерика верхнего этажа - это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути:

  1. Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
  2. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял - его спектакль не имеет зрителей.

Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.

Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:

  1. Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
  2. Дайте резонные причины для отказа.
  3. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
  4. Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.

«Эта кукла действительно очень красивая и я отлично понимаю, почему ты ее так сильно хочешь. Но сейчас у нас совсем нет лишних денег, мы не можем купить ее сегодня. Ты ведешь себя очень некрасиво, мне стыдно за тебя. Если ты не успокоишься, то мне придется наказать тебя, и тогда в эти выходные ты не поедешь в цирк. Если ты успокоишься и поймешь, что сейчас ведешь себя ужасно, то мы купим тебе куклу сразу, как только у нас появятся на нее деньги».

Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!

Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.

Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)

В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа - явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.

Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики - снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.

Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.

Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.


Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:

  • Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
  • Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
  • Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
  • Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.

Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей - выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.

Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!

«Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?»

Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.

«Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось».

Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.

Как быстро распознать верный тип истерики

Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.

Ложная истерика:

  • Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
  • Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
  • Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
  • С ребенком получается договориться;
  • Истерика больше носит демонстративный характер.

Истинная истерика:

  • Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
  • Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
  • Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
  • Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
  • Истерика напоминает состояние аффекта.

Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.

Как узнать причины истерик и уметь мгновенно предупреждать их?

Все родители периодически сталкиваются с проблемой детских истерик – слезы, крики, валяния по полу в общественных местах ставят мам и пап в тупик. Чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошной кошмар, а ваш ребенок перестал добиваться своего с помощью слез, психолог Виктория Люборевич-Торхова рассказывает об эффективных методах борьбы с детскими истериками:

Воспитывать малыша - это не только радоваться его первому слову, шагу или улыбке, но и терпеть весьма неприятное проявление характера - детские истерики. Обычно первый раз родители сталкиваются с таким явлением, когда ребенку исполнился год. Ранее детский плач мог обозначать все, что угодно: ему некомфортно, он голоден, что-то болит, а после года объективных причин у истерики может и не быть. Малыш, переживающий свой первый кризис, может впадать в неконтролируемое состояние только потому, что ему чего-то не разрешают. Почему же годовалый ребенок закатывает истерики и как с этим бороться?

Некоторые родители могут путать капризы и истерики. Но это несколько разные понятия. В первом случае ребенок действует продуманно, канючит, требует и твердо стоит на своем. Во втором же случае ребенок теряет контроль над своими эмоциями в результате родительского отказа. Классическим примером может стать требование годовалого ребенка взять родительский телефон. Родитель отказал в удовлетворении требования - и получил добротную истерику с ором, слезами, выгибанием дугой и топотом ногами.

Чаще всего годовалый ребенок закатывает истерики именно по причине того, то ему чего-то не дают или наоборот заставляют делать то, чего он не хочет. Иногда родители вполне понимают, какие их действия могут привести к тому, что ребенок закатит истерику, но порой это является для них большой неожиданностью. На самом деле истерики - это проявление настроения ребенка. Большинство детей любят ходить на улицу, но желание родителей вывести малыша на улицу в момент, когда он смотрит мультик, небезосновательно может быть встречено истерикой, поэтому родителям нужно наблюдать за годовалым чадом и даже в таком возрасте уж считаться с его привычками.


Очень важно также понимать, что годовалый ребенок закатывает истерики из совершенно искренних позывов. Он не играет, не устраивает спектаклей, а просто пытается добиться единственным известным ему способом желаемого. Реакция родителей в таком случае должна быть столь же сдержанной. Есть несколько вариантов поведения, если ребенок закатывает истерику, и их можно категорично разделить на «правильный» и «неправильный».


Если годовалый ребенок закатывает истерики, категорически возбраняется повышать на него голос и тем более бить. Ребенок все равно ничего не поймет, а истерика только усугубится. Кроме того, шаткая детская психика может запомнить этот случай на долгое время.


Также плохо потакать истерикам. Ведь даже годовалый малыш очень скоро все поймет и сделает ор, плач и топот ножками инструментом безотказного влияния на родителей. И потом, если сегодня вы дадите ребенку телефон, где гарантия, что завтра он не захочет проиграться со спичками?


Относительно нейтральным способом успокоения ребенка, закатившего истерику, можно назвать беседу. Но грань между разговором и криком очень тонка. Ребенок, впавший в истерику, едва ли адекватно отреагирует на объяснения родителей, что в свою очередь не очень полезно для психики мамы и папы. Поверьте, любые уговоры и объяснения, скорее всего, пройдут даром.



Top