Вопросы детям для интервью в детском. Ежегодное интервью с ребенком или как запечатлеть детство
Многие замечали какие фокусы вытворяет наша память со временем, одно забывается, другое предстаёт совсем в другом свете, что-то совсем выворачивается с ног на голову. Большинство даже не может многого рассказать про своё детство, т.к. остаются только обрывки воспоминаний. А дети? они вообще растут со скоростью непостижимой, в нашей бурной жизни мы процесс их взросления практически пропускаем, как и эволюцию их личности.
Конечно сложно поменять ритм жизни, а вот делать срезы реальности, которые потом можно сшить и немного вернуться в хронологию прошлого, это пожалуйста. Инструментом для этого являются дневники, фотографии, а также видеозапись . Правда в цифровой век, пишут единицы, фотографий в на компьютере столько, что просмотреть и отсортировать их нет времени, а видео записано на месяцы просмотра.
Как же помочь себе и детям вспомнить их детство?
Тут видео всё таки лучший инструмент, но надо его структурировать . Хороший вариант — это ежегодного интервью примерно на 10-15 минут. Для тех кто не знаком с этим форматом советую посмотреть проект Рождённые в СССР , в котором срез проводился начиная со школы и далее примерно каждые пять лет.
Фактически ежегодное интервью с ребёнком — это серия вопросов, которые позволяют зафиксировать его видение мира на момент записи, просматривая такие короткие ролики в хронологическом порядке можно понять как ребёнок рос и взрослел.
Для подростков лет с 12 в интервью можно обсуждать его взгляды на сложные темы, вопросы подбирать волнующие ребёнка, диалог похож на то что мы видим по телевизору в программах, куда приглашают гостей. А вот с моими малышками 6 и 4 лет, такой фокус не проходит, интервью их внимание держит не более 3 минут, а насильно такие вещи не делаются, нужна добрая воля.
Как же заставить дошколят просидеть 10-15 минут и отвечать на вопросы?
Я видел множество так называемых «интервью с ребёнком» и объединяло их одно, это был только список вопросов. У меня так не проходило, дети очень быстро теряли интерес, а фантазировать на ходу достаточно сложно, т.к. с одной стороны надо оживить процесс, а с другой стороны надо строго следить за временем, чтобы не вылезти за эти 10-15 минут, иначе нарезка будет слишком длинной с годами.
Для себя я решил, что лучше всего делать именно интервью, ИНТЕРВЬЮ, ИНТЕРВЬЮ! Прямо как по телевизору, именно живое интервью, как в приглашёнными публичными людьми. И я начал не снимать интервью, а играть в него.
Как проходит интервью.
- Я готовлюсь заранее: проверяю зарядку камеры, свободное место для записи, выбираю место, прибираюсь, чтобы фон был приемлемым, печатаю вопросы (которые вы увидите ниже), ищу подобие микрофона.
- Выставляю камеру (у меня штатив под это самый простой, но можно и просто поставить куда-нибудь, главное чтобы кадр не двигался.
- Приглашаю в игровой форме ребёнка, можно даже заранее договорится с ним. «Уважаемый/ая ______, мы бы хотели пригласить вас на интервью, т.к. наши зрители очень хотят посмотреть на вас и узнать вас больше.»
- Ребёнка сажаем на подготовленное место, проверяем всё ли в кадре.
- Даём ребёнку «микрофон», просим говорить туда, это важно, чтобы ребёнок был чем-то занят и более сосредоточен и спокоен.
- Далее начинается само интервью, которое я приготовил, так чтобы и вы могли его использовать.
Текст ведущего для интервью с ребёнком.
Рассчитано на возраст от 3 до 12 лет, далее надо корректировать, т.к. это уже не совсем дети будут.
Вас приветствует телеканал « ____ФАМИЛИЯ____ ТВ», и сегодня ДД.ММ.ГГ, вы с нами на передаче «назад в будущее».
И мы будем обсуждать насущные вопросы, а также вопросы, присланные нашими зрителями.
Добрый день,
Давайте знакомится, я — __ВЕДУЩИЙ__, а в гостях у нас __ИМЯ____, _ВОЗРАСТ_ лет.
- 1) Сейчас отличная погода, за окном ____ВРЕМЯ ГОДА_____, а какое твоё любимое время года? Почему?
- 2) В какую погоду тебе нравится гулять? И что ты любишь делать на улице когда гуляешь?
У нас тут есть несколько вопросов от фан клуба ___ИМЯ___, члены клуба очень интересуются,
- 3) Во что ты любишь играть? С кем?
- 4) Какая твоя любимая игрушка или игра? Почему? Как ты с ней любишь играть? Покажешь игрушку?
Особенно интересует фанатов следующий вопрос:
- 5) Какой твой любимый праздник? Почему?
- 6) Какой подарок ты хочешь на день рождения?
Валентина из Краснодара задаёт свои дежурные вопросы, мы уже привыкли к ним, но всё же задаём, т.к. нам и самим интересно:
- 7) Какой твой любимый цвет? Почему? Какое чувство у тебя возникает, когда ты на него смотришь? А когда надеваешь на себя?
- 8) Какая тебе нравится песня? Почему?
- 9) Какой твой любимый мультфильм? Почему?
- 10) Какую книгу ты больше всего любишь читать? Почему? Что тебе нравится в этой книге?
Конечно же всё мы не можем обойти стороной серию вопросов присланных из клуба «Поварёнок 77», они постоянные зрители нашей программы, и так:
- 11) Какое блюдо ты больше всего любишь кушать? А кто его вкусно готовит?
- 12) Какие блюда ты бы хотела научиться готовить?
- 13) Ты помогаешь маме и папе готовить? Чем помогаешь?
- 14) Какие фрукты или овощи ты любишь кушать?
Тут есть несколько вопросов от вашего друга __ИМЯ ЛЮБИМОЙ ИГРУШКИ___, он/она интересуется:
- 15) У тебя есть друзья? Кто? Во что ты любишь с ними играть?
- 16) На кого бы ты хотел/а быть похожим/ей? Почему?
- 17) Чего ты больше всего боишься? Почему?
- 18) Что такое счастье? Когда последний раз ты была счастлива?
- 19) Что такое любовь? Кого ты любишь?
- 20) Что тебе дороже всего в жизни? Почему?
- 21) Какие три желания ты бы исполнил/а, если была бы волшебником/цей?
И от себя добавим пару вопросов:
- 22) Что тебе в своей жизни не нравится? Что бы ты хотел/а изменить в ней?
- 23) Чего ты больше всего боишься?
- Перт Петрович Петров из глава Приморского клуба «новое время»
- 24) Расскажи своим фанатам, что ты любишь делать дома? Почему?
- 25) Что ты уже умеешь делать? Чему хочешь научиться?
- 26) Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему?
Зелёнкин Михайло Михайлович из клуба «Зелёный уголок» спрашивает:
- 27) Какие деревья или растения тебе нравятся?
- 28) Какое животное тебе нравится больше всех? Почему? Что тебе в нем нравится? Хотел/а бы сам/а стать им? Что бы ты делал/а, если бы стал/а им?
Благодарим за замечательные ответы, будем рады вновь увидеть вас через год, до новых встреч.
Методика «Интервью с ребенком»
В качестве одного из методов диагностики я использовала интервью с ребенком (Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.), в процессе которого выяснила подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.
Исследование проводится в форме индивидуальной беседы с каждым ребенком, в процессе которой ему задают следующие вопросы:
1. С кем ты живешь дома?
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.
2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?
Старшие дошкольники обычно выбирают роль род и теля того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.
3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе, или другое?
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.
5. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом - страх утраты любви, угроза которой существует у чре з мерно занятых и принципиальных родителей.
6. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отнош е ниях с ней.
7. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда?
8. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом папе, поделился бы с ним или не всегда?
Меньшая откровенность указывает не столько на ко н фликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с родителем.
9. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама?
10. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет папа?
Обработка и анализ результатов:
Посредством первых 5 вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
При обработке и анализе результатов опроса также следует учитывать следующее:
Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;
Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (бабушки у девочек, дедушки у мальчиков);
Идентификация с родителем того же пола сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
Уменьшение идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием “Я-концепции”, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя;
Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
а) большим возрастным периодом идентификации девочек;
б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.
Бланк ответов
Изучение идентификации детей c родителями
Дата проведения беседы___________________________________________
ДОУ № ____________________ Группа______________________________
Имя, фамилия ребенка __________________ возраст ________пол_________
1.Если бы ты играл в игру “семья”, то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал - мамой, папой или собой?____________________________________
2.С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома?)_______________________
3.Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?__
______________________________________________________________________
4.Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе, или другое?________________________________________
______________________________________________________________________
5.Когда ты станешь взрослым, и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь также его воспитывать (играть, заниматься с ним), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату?)______________________________________________________________
7.Если бы тебя обидел кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или нет?_______________________________________________
______________________________________________________________________
8.Если бы тебя обидел кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?_______________________________________
______________________________________________________________________
9.Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?______________________________________________________________
10.Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или нет?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Детство замечательно еще и тем, что оно в своей искренности и простоте не знает границ. Уже не раз приходилось смотреть видео из детского сада и каждый раз приходилось восторгаться наивными и милыми созданиями. Неловкие движения, неумелые действия, восторг на различные праздники и торжества. Все это значимо как для детей, так и для их родителей. Для взрослых такое видео из детского сада – это лишний повод полюбоваться на свое чадо, а для малышей – это сама жизнь. Посмотрите на видео, где дети говорят о себе и своих друзьях, где они учатся переживать и мечтать:
Не правда ли: маленькие жители страны уже очень о многом думают, пытаются рассуждать и фантазировать. И все это происходит перед выпуском из детского сада. А будут ли помнить повзрослевшие дети о своих детских мечтах и переживаниях? Благодаря такому видео от студии Дмитрияя Визора они точно не забудут о том, к чему стремилась их душа еще в детском саду. Это потом они с грустью улыбнутся, услышав свой голос из далекого детства. А возможно, именно это видео из детского сада и не позволит ребятам забыть о своих желаниях и о своих друзьях. Может быть этот фильм и станет для кого-то из детей тем напоминанием, которое будет всю жизнь вести его к мечте. Разве это не здорово, когда у человека есть мечта детства? И разве не здорово иметь вот такой видеофильм о своем ребенке в домашней видеотеке?
Кстати, видео из детского сада сделано на высоком профессиональном уровне. Отличное освещение, прекрасный звук и, как всегда, мастерски проведенный монтаж. Обыватель может ухмыляться, дескать, в наше время компьютерные программы позволяют сделать еще и не такое качество. Согласиться с этим мнением можно только частично: программы могут много. Но ни одна программа не в силах увидеть глаза ребенка именно в том ракурсе, как вы смогли увидеть в фильме. Можно только представить, сколько раз пришлось оператору переснимать и пересматривать видео, чтобы найти именно те нужные кадры, которые сделают фильм ярким. А ведь это не артисты, которые привыкли к студийному освещению и работе камеры. Это просто маленькие воспитанники детского сада. И к каждому из них необходимо было найти подход, чтобы снять напряжение и создать для ребенка комфортные условия. На мой взгляд, оператору и корреспонденту, берущему интервью в детском саду, это удалось в полной мере. Дети говорили открыто и смело, значит они чувствовали себя замечательно.
Возможно, что у многих детей в будущем еще не раз будут брать интервью. Но свою первую съемку в детском саду они с теплотой будут вспоминать и благодарить за ее компанию Дмитрия Визора.
Видеосъемка выпускного в детском саду, цена. Стоимость съемки видео в детском садике смотрите по