Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания современных дошкольников

Чрезвычайно важным в проблемы воспитания чувств гражданственности является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее сенситивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ гражданственности и патриотизма . В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание гражданского воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Сухомлинский В.А. писал: "Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…" .

патриотизм гражданственность дошкольный возраст

По мнению М.Д. Маханевой, базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры

Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый "родничок героизма", требующий реализации, но как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности . Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю . В 60-70-е гг. XX века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.

Поведенческий - выполняет диагностическую функцию .

Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд) .

В старшем дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

В период дошкольного возраста происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма .

Академик Д.С. Лихачёв писал: "Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству".

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет свои особенности.

1. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений: "Любовь к матери: Любовь к Матери-Родине", "Любовь к отцу: Преданность Отчизне".

И родной дом, двор, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Недаром в народе говорят: где родился, там и пригодился. Исторически доказано: человек, знающий родную историю, культуру родного города, проявляет преданность, любовь, уважительное отношение к своей стране, к своей Родине.

2. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

"Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".

Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине .

3. Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера.

Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа, у русских людей это доброта, щедрость, оптимизм.

Уважение к трудовым умениям и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славна Россия - необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

4. Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить .

Ребенок начинает понимать, что он - созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Исторически сформировавшаяся система образования и воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга знаний, способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными. И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы образования и воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль образовательной системы при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. Формирование представления об историческом прошлом Родины, пробуждение интереса к малой родине.

Представления, как основная форма знаний дошкольников, по мнению Люблинской А.А., на протяжении всего дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием. У старшего дошкольника могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.

В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей, ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота .

Наконец, в заключение можно подчеркнуть, что в период дошкольного детства закладываются важнейшие для гражданского самосознания показатели. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Таким образом, роль дошкольных образовательных учреждений в становлении гражданского общества очень велика. Патриотическое воспитание, как основа воспитания чувства гражданственности у детей старшего дошкольного возраста должно является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через реализацию проектов


Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе .

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая «является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса п дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации» .

В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Научные исследования О.И. Жуковской, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, Р.С. Буре, М.Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями .

В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания, что соответствует заявленной теме.

Цель моей деятельности:

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.

Поставленную цель реализую через решение задач:

Воспитательные:

·воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

·воспитание уважения к труду;

·воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, художественное слово.

Развивающие:

·развитие нравственных норм поведения;

·развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;

·развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Образовательные:

формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;

формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчеств обычаи, традиции), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;

формирование представлений о своей малой родине (история посёлка люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю;

формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.

В работе руководствуюсь принципами:

Научности (правильное отражение действительности).

Доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей).

Системности и последовательности (работа проводится систематически в течение года, от одной возрастной группы к другой, при гибком распределении материала).

Личностно - ориентированного подхода (поддерживать успешность каждого ребенка).

Принцип историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству) и др.

Практическая часть

Метод проектов, как было сказано выше, наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .

Рассмотрим целесообразность использования метода проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Не секрет, что в детских садах иногда пытаются сделать детей энциклопедистами. Запастись знаниями «впрок» никому не удается. Главное - научить ребенка пользоваться источниками информации .

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности» .

Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.

Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями» .

Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста.

Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К старшему дошкольному возрасту внимание у детей становится более устойчивым, наблюдательность - более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности. Проявляются стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Проектная деятельность отвечает возрастным особенностям детей 5-7 лет.

Среди них можно выделить:

·непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;

·возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; широкий спектр видов деятельности;

·важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;

·возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения» .

Для успешного использования метода проектов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста сначала был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературой:

.Знакомство с программами патриотического воспитания в ДОУ: «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой ; «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской .

Литература, описывающая особенности проектной деятельности и использование ее в работе с детьми.

Рассмотрим проектную деятельность по теме «Формирование у дошкольников основ патриотического воспитания через знакомство с историей родного города»

Вид проекта:

по контингенту участников : дети дошкольного возраста; воспитатели, родители;

по направленности : меж предметный (ознакомление с окружающим, развитие речи, познание, конструирование, художественное творчество);

по характеру деятельности: информационно - познавательный, творческий;

по продолжительности : работа по проекту рассчитана на 4 учебных года и ведется с детьми на каждом возрастном этапе.

Целью данного проекта является формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города.

Задачи:

1. Воспитательные : воспитывать чувство уважения и любви у дошкольников к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа.

. Развивающие : развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с родным краем, историей своего города, достопримечательностями и людьми, прославившим его.

. Образовательные : формировать представление у детей о ценности труда взрослых, его общественной значимости.

В процессе совместной деятельности были использованы следующие формы и методы работы :

Øбеседы о родном крае (выносятся темы сложные, требующие толкования, объяснения).

Øиспользование наглядного материала : фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты, фильмы, книги.

Øрассказ о городе (воспитатель должен включить в него вопросы к детям).

Øрассказы об исторических событиях города .

Рассказывая, не следует часто употреблять даты, т.к. дошкольникам не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что события проходили давно, можно употреблять такие выражения: «Это было очень - очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т.д.

Øзнакомство с достопримечательностями родного города .

Воспитатель рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, Дворцах культуры, соборах. В этих случаях не следует подробно рассматривать специальную архитектурную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Øцелевые прогулки и экскурсии

Так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Но необходимо помнить, что на целевые прогулки и экскурсии следует выходить, соблюдая все требования по охране жизни и здоровья детей.

Øигровая деятельность:

*дидактические игры «Узнай, где я нахожусь?», «Где мой дом?» и др.;

*сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Библиотека», «Почта» и др.,

*строительные игры: «Мосты», «Стадион», «Транспорт» и др.

Øхудожественное творчество, конструирование : рисование на тему «Я в детском саду», рисование на тему «Дом для моей семьи»; аппликация «Улицы города»

Øопытно - экспериментальная деятельность (выращивание рассады, посадка насаждений, благоустройство участка).

Приобщая дошкольников к истории родного города, нужно учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать близким или знакомым то, что он узнал в детском саду; посадить около дома цветы, чтобы его двор стал красивее; не сорить и т.д.

От того как воспитатель преподнесёт материал, зависит, воспримет ли ребёнок новые знания, или эта информация не затронет чувства детей, не вызовет у них желания узнать что-то новое.

Работу по формированию патриотического чувства дошкольника к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа можно представить в виде модели познания, которая имеет вид лестницы, где на каждой ступени происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований.

Работа по познанию истории родного края, города, начинается с младшей группы и продолжается до подготовительной.

В работе по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города важна преемственность, сотрудничество с родителями.

При работе с родителями можно использовать такие формы работы как:

§анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»;

§поддержание групповых традиций совместным участием в них;

§индивидуальные консультации, беседы;

§родительское собрание с презентацией «Воспитать патриота и гражданина»;

§фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе»;

§совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).

Процесс проведения совместной деятельности предполагает гибкость и творческий подход.

Примерный перечень тем по знакомству детей 5 -6 лет (старшая группа) с историей родного города.

Цель: Продолжать развивать представления об изменении позиции ребёнка в связи с взрослением, о семье и её истории; продолжать формировать интерес к «малой Родине», познакомить с достопримечательностями, культурой, традициями родного края, с людьми, прославившим свой край; углублять представления детей о Российской армии: рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину; о том, как в годы войн деды и прадеды сражались за нашу страну. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.


Работа с детьми и родителями

ТемаЦель деятельностиСвязь с другими видами деятельностиСроки выполнения«Какой я?», «Я и моё имя»Продолжать знакомить ребёнка со своей индивидуальностью; воспитывать чувство собственного достоинства; развивать стремление совершенствовать себя.*Беседа на тему «Для чего человеку имя?». *Рисование на тему «Мой лучший друг». *Труд на участке детского сада.сентябрь«Я и моя семья»Дать представление о родственных связях в многопоколенной семье; вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах.*Беседа на тему «Где мы отдыхали летом?» (рассматривание фотографий). *Сюжетно - ролевая игра «Семья». *Создание герба семьи (совместно с родителями). *Сотворчество детей и родителей «Моя семья» (рисунки, фотографии, интересные случаи из жизни семьи); * «Сядем рядком, поговорим ладком» - значение семьи в жизни ребёнка и семейные традиции.октябрь«Мой любимый детский сад»Познакомить детей с некоторыми помещениями д/сада, рассказать об их назначении; дать знания о профессиях людей, работающих в д/с, учить ценить их труд и заботу.*Беседа о важности всех людей, работающих в детском саду. *Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.ноябрь«Новый год уж на пороге»Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями города; закладывать основы праздничной культуры.*Беседы о встрече Беседы о встрече Нового года. *Изготовление подарков к празднику. *Конкурс новогодней игрушки (с родителями). *Проведение утренника. *Экскурсия на Административную площадь (просмотр подготовки к новогоднему празднику).декабрь«Мой город»Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями; вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его; развивать желание принимать посильное участие в преобразование своей «малой Родины».*Рассказ о городе (местоположение, достопримечательности) - просмотр фотографий. *Слушание песни о городе. *Рисование на тему «Мой город» *Коллективная аппликация «Улицы города» *Семейные прогулки по городу: знакомство с архитектурой и достопримечательностями города *Беседа о растительном и животном мире города.январь«Наши защитники»Углублять представления детей о Российской Армии (рода войск, военные профессии); рассказать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину в мирное время.*Спортивный праздник «Вместе с папой». *Рассказы пап о службе в армии (приход гостей в группу). *Изготовление подарков к празднику. *Экскурсия в музей.февраль«Очень я люблю маму милую мою»Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека. Пробуждать интерес к разным профессиям; воспитывать уважение к людям труд.*Беседа о мамах. *Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму?» * Рисование на тему «Как я помогаю маме?» *Изготовление подарков маме *Проведение утренникамарт«Ой, блины, блиныПродолжать знакомить с народными традициями и обычаями, народными гуляньями (Масленица). Рассказать о русской избе, её внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.*Экскурсия в музей на тематический час «История русской избы». *Просмотр иллюстраций одежды, предметов быта в старину. апрель«Этот день Победы»Формировать чувство уважение к войнам, защищавшим нашу страну; воспитывать патриотические чувства.*Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. *Экскурсия с родителями на парад. *Слушание военных песен. *Экскурсия в музей. *Просмотр фильмов.май


Заключение

патриотический воспитание ребенок

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре .

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Именно поэтому проектная деятельность наиболее подходит для формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.

Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.

Данная работа может быть использована педагогами ОУ, воспитателями ДОУ, социальными педагогами.

Список использованной литературы


1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2004 г.

2.Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию [Текст]/Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2008. - №2. - С. 11-14.

.Зеленова Н.Г. Мы живём в России. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.

.Казаков А.П. Детям о великой Победе. - М.: Издательство Гном и Д, 2007 г.

.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

.Маханёва М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.:АРКТИ, 2004 г.

.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.:Линка - Пресс, 2003 г.

.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М.Д.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795 о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">.Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ [Текст]/ Л.Л. Тимофеева // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - С. 22-28.

.Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу [Текст]/ Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. - 2009. - №1. - С. 83-85.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познания действительности у подрастающего поколения ведуща я роль принадлежит формированию чувства патриотизма.

В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. По их мнению, патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, с тать авторитетной, могучей державой. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить их размер, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Все люди разные, кто-то довольствуется минимумом, а кому-то, сколько ни дай, все равно будет мало. Поэтому, полагаем, что ответ на вопрос, надо ли воспитывать чувство патриотизма может быть только утвердительным.

В нашей стране традиционно отношение к истории носит яркую эмоциональную окраску. В отличие от народов других стран, мы не можем принять события нашего прошлого как данность и, постоянно возвращаясь к ним, вынуждены сами себе объяснять их, оправдывая прошлое. Такая позиция наблюдается как в средствах массовой информации, учебных пособиях, так и в обыденной жизни. Часто в литературе авторы излагают свою точку зрения в рамках социального заказа. Бывает, что на улице, в транспорте и других общественных местах возникают дискуссии о событиях прошлого нашей страны и мира. Зачастую их анализ носит необъективный характер, а факты, приводимые сторонами трудно назвать безупречными. И если взрослые могут не обращать внимания на ненужную информацию, то дети впитывают все, а их попытки анализировать услышанное, выливаются в неожиданные для нас вопросы.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена осознанием необходимости решения проблемы поиска способов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Исходя из анализа психолого- педагогической, методической литературы, была сформулирована проблема: какова роль поисковой деятельности в формировании чувства патриотизма старших дошкольников.

В работе определены следующие параметры: объект – чувство патриотизма; предмет – поисковая деятельность старших дошкольников. Цель: изучить роль поисковой деятельности в формировании чувства патриотизма детей старшего дошкольного возраста. Проблема, объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач: а) определить сущность понятия «патриотизм», его роль в процессе познания действительности, а также характерные особенности формирования чувства патриотизма старших дошкольников; б) дать представление о поисковой деятельности и методических основах организации данного процесса у детей старшего дошкольного возраста; в) определить методы и приемы организации поисковой деятельности, приемлемые в формировании чувства патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состояла в следующем: использование поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию чувства патриотизма.

1. Теоретические основы исследо вания чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Теоретический анализ специальной литературы о сущности понятия «патриотизм», позволяет придти к выводу, что этот термин не имеет четкого определения, вопрос о ег о происхождении и содержании глубоко не изучался, и для каждого человека он имеет индивидуальный смысл, который зависит от уровня культуры, миро воззрения, жизненного опыта. В толковом словаре русского языка слово «патриот» трактуется как «человек, преданный своей Родине, своему народу, готовый к любым жертвам и подвигам во имя их интересов».

Н. А. Добролюбов утверждает, что патриотизм «есть ни что иное, как желание трудиться на пользу своей страны» В. С. Соловьев считает, что «нравственная обязанность настоящего патриота - служить на роду в человечестве и человечеству в народе» . Таким образом, под термином «патриотизм» исследователи определяют любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Попытку проанализировать сущность патриотического воспитания мы видим у Н. М. Карамзина, который разделяет любовь к Отечеству на физическую, моральную и политическую. По его мнению, физическая любовь к Отечеству представляет собой привязанность и любовь к своему месту рождения, моральная - любовь к людям, с которыми человек растет, воспитывается и живет. Политическая же любовь - и есть патриотизм, национальная гордость и народн ое достоинство, которое следует вырабатывать на примерах героического прошлого и развивать в каждом.

Под патриотически м воспитанием Л. В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Теоретический ана лиз специальной и учебно-методической литературы показывает, что само понятие «патриотическое воспитание» включает в себя широкий аспект так их направлений воспитательной деятельности, как:

§ военное воспитание (воспитание будущих защитников Отечества, которое формирует восприятие себя как личности, ответственной за судьбу Родины, своих родных и близких, стариков и детей, любимых, каждого гражданина нашего общества);

§ воспитание чувства гордости за свою страну, за принадлежность к Российскому народу через национальную культуру, через память о героическом прошлом нашей страны, наших людей, через активное привлечение молодежи в политическую жизнь страны, путем воссоздания молодежных организаций;

§ воспитание интереса к историческому прошлому страны, позволяющее формировать мировоззрение будущего строителя нашего общества.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников исследователь причисляет:·а) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;·б) к природе р одного края;· к культурному наследию своего народа;·в) воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Следовательно, в ходе работы со специальной литературой по данной проблеме мы пришли к выводу, что термин «патриотизм» во всех словарях трактуется практически одинаково – это любовь к Родине, а процесс патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении – это « совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня патриотических качеств личности ребенка » .

Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется в исследованиях как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственно го достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей должно уделяться особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги должны воспитывать у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родин е, интернациональные чувства и т. д. Полагаем, что основой для создания условий патриотического воспитания является воздействие на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о важности целенаправленного воздействия педагога на становление личностных ребенка старшего дошкольного возраста с целью формирования нравственных мотивов его поведения, неразрывно связанных с чувством патриотизма, уважения к традициям своего народа, его прошлому. По мнению многих исследователей, главный путь для формирования этих личностных качеств - воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

2. Психолого-педагогические и методические основы организации процесса поисковой деятельности

В данной работе под понятием «деятельность» мы понимаем специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Исходя из этого, в нашем понимании поисковая деятельность - комплекс целенаправленных действий с целью получения информации в определенной интересующей области. Каким образом ребенок может непосредственно участвовать в поисковой деятельности? Дошкольники – люди любопытные и за формулировкой, с которой начинаются практически все сказки «давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве», они пытаются разглядеть что-то еще. Появляются вопросы «Почему?», касающиеся одежды, образа жизни и др.

Мы, так или иначе, рассказываем детям истории, о нас самих, о нашей жизни. Воспоминания людей старшего поколения – дедушек и бабушек вызывают у малышей интерес и живое участие. Фильмы, поход в музей, интересная иллюстрация в книге – все может стать причиной любопытства наших детей. Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. Способность перерабатывать информацию говорит о том, что ребенок способен к поисковой деятельности, самостоятельному получению информации, способен ее осмыслить и придти к правильным умозаключениям. Важно лишь правильно направить ребенка, чтобы полученная информация не искажала представления ребенка о свое й стране ее прошлом и настоящем, а вызывала патриотические чувства. Основные проблемы в ходе практической деятельности воспитателя дошкольных учреждений возникают с определением содержания патриотического воспитания и условиями его реализации.

Такая ситуация в о бществе просто обязывает педаг огов в очередной раз продумать о т ом, каким мы видим или хотим видеть патриотическое воспитание дош кольников, что вкладываем в это понятие, с помощью какого содержания, сре дств и методов предполагаем воспитывать у детей любовь к Родине.

На сегодняшний день, все проводимые мероприятия по воспитанию чувства патриотизма направлены, прежде всего, на молодежь. Существуют специальные организации, такие как Комитеты молодежи, патриотические кружки, благодаря которым чувство гордости за свою страну не внушается, а вырабатывается у детей естественным путем, в ходе их участия в различных мероприятиях. Чувство патриотизма не возникает на уровне теоретических знаний о стране. Оно появится лишь в ходе « прикосновения к истории» на практике. Например, Комитет по молодежной политике Иркутской области (председатель Барышников В. В.) дважды организовывал международные экспедиции в форме автопробега по местам боевых сражений по городам Китая и Монголии. В процессе почти месяца путешествий молодежь участвовала в парадах и митингах, встречалась с ветеранами и, конечно, имели возможность побывать на легендарных местах сражений, таких как р. Халхин– Гол, Порт– Артур и т. п. , своими глазами увидел и окопы, представили в них своих ровесников. Алтайское представительств о общества «Россия – Япония» (президент Новоселов В. В.) помогает молодым людям связаться с японцами – ветеранами войны для углубленного изучения военных событий, содействует при обмене студентов. Таким образом, при самостоятельном получении информации об окружающем, при не посредственном участии в военно– патриотических мероприятиях, поисковых работах, молодежь лучше узнает прошлое и настоящее своего народа, может сделать собственные выводы.

Участие ребенка во «взрослых» мероприятиях, самостоятельное получение информации, освоение истории родной страны на практике вызовет у ребенка положительные эмоции и отношение к своей стране. Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы выявил наиболее приемлемый вариант решения проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Исходя из того, что старшие дошкольники могут с амостоятельно перерабатывать получаемую информацию, необходимо включать их в практическое освоение истории, культуры и особенностей путей развития своей страны.

Подробности Создано 10.05.2013 15:35 Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства к любви к Отечеству.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома. Основное направление моей работы - это движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.
Задачи патриотического воспитания - формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране; - формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; - воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; - воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; - воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Прежде чем приступать к воспитанию у ребенка любви к Родине, необходимо объяснить ему, что такое Родина. Это очень сложное и емкое понятие, включающее в себя многие чувства – от любви до уважения.

Прежде чем приступать к воспитанию у ребенка любови к Родине, необходимо объяснить ему, что такое Родина. Это очень сложное и емкое понятие, включающее в себя многие чувства – от любви до уважения. Многогранность любви к Родине проявляется не только в привязанности человека к определенному географическому месту. Эта любовь состоит также из особых чувств к маме, папе, другим дорогим людям, к своему дому, городу, где живешь, природе и стране. Любовь к родным местам входит в круг общечеловеческих ценностей. Любовь к Родине имеет самые глубокие исторические особенности.

Воспитать у ребенка любовь к Родине должны родители и взрослые, которые наделены подобными полномочиями. Это – учителя, воспитатели, наставники и др. Но в воспитании у ребенка любви к Родине главную роль играют родители. Именно от их отношения к Родине, как они демонстрируют свои чувства к родным местам, и будет зависеть, какие чувства могут зародиться в ребенке. В ребенке нужно возбудить интерес к истории страны и чувство гордости за национальные победы. Вот тогда у него могут проявиться и другие чувства, например, сопричастность и уважение к своему краю.

Ответ на вопрос на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так С. Ожегов определял патриотизм как «..преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978); .

Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В отечественной педагогике формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение К. Д. Ушинский, который считал, что необходимо учить детей родному языку, приобщать к родной культуре.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребенка, его воспитание, начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение интеллектуальной, духовной пищей, в которой он так нуждается. Ребёнок учиться восхищаться тем, что его окружает, проявляет заботу к окружающему, постепенно знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине является одной из главных задач, которая стоит перед дошкольными учреждениями в современном мире.

В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Педагог также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Полезные советы и рекомендации психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья - важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

  • · развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
  • · формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
  • · формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
  • · развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

Ознакомление с предметами ближайшего окружения :

  • - воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
  • - воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;
  • - воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

  • -воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
  • - бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
  • - воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
  • - знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
  • - знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

  • - воспитание любви к природе родного края;
  • - воспитание бережного отношения к родной природе;
  • - воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

  • · занятия в соответствии с темами;
  • · увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
  • · работа с родителями;
  • · экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Одним из главных факторов при формировании патриотического воспитания является сотрудничество педагогов образовательных организаций и родителей. Такими формами сотрудничества могут быть: посещения семьи ребенка, в рамках этой формы, перед педагогом открывается уклад семьи, традиции, взаимоотношения между членами семьи и исходя из полученных данных педагог планирует свою работу. Так же широко используются семинары - практикумы, где молодые родители делятся своим опытом, получают новые знания.

Условиями воспитания патриотических чувств в ДОУ является использование игровой деятельности, народной культуры, литературы.

Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста во многом формируется через игровую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • - знакомства детей с сюжетно - ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма.
  • - приобщение дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность.

Человек живет в определенной окружающей среде. Все быстрее и быстрее становится ритм жизни. Все больше общается человек с миром машин. И вот он уже не замечает тоненькую березку под окном, наступает на первые весенние цветы, не слышит журчанье речки. Он не видит красоты вокруг, он черствеет душой. Как избежать этого, как научить наших детей умению жить среди людей, сделать их более устойчивыми к нежелательным влияниям? патриотический воспитание образовательный дошкольник

Перед педагогами стоит множество задач: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или края.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.


Top