Жан жак руссо о воспитании и образовании. Эмиль, или о воспитании

В когорте французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712–1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо стоит в ряду великих педагогов.

Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы перебрал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к самосовершенствованию, Ж.-Ж. Руссо стал одним из наиболее просвещенных людей эпохи. В 1741 г. Ж.-Ж. Руссо впервые попадает в Париж. За его плечами остались странствия (чаще пешком) по дорогам Швейцарии, Италии, Франции. Во французской столице Ж.-Ж. Руссо знакомится с энциклопедистами и пишет по их просьбе статьи для "Энциклопедии". В дружбе и вражде с французскими просветителями протекла в дальнейшем значительная часть жизни Ж.-Ж. Руссо. Он был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократической педагогической программе Просвещения.

Ключ к педагогическим идеям Ж.-Ж. Руссо – дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некоей внешней силы – творца всего сущего. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков и воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен. У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет счастье каждому человеку. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо – естественное воспитание предполагает такое изменение общества и индивида.

Проблемы воспитания заинтересовали Руссо уже в начале жизненного пути. В письме отцу (1735) он признался в особом влечении к поприщу воспитателя. Спустя пять лет Ж.-Ж. Руссо служил в Лионе у местного судьи домашним учителем. Он изложил свои опыт и взгляды в виде трактата "Проект воспитания де Сент-Мари". Работа свидетельствует о знакомстве Ж.-Ж. Руссо с педагогической мыслью Франции. В трактате нашли отражение идеи предшественников и современников Руссо, выступивших за обновление обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо резко осудил схоластическую школу, дал рекомендации относительно преподавания естественно-научных предметов. Обратившись к уже известным идеям, он выступил как самостоятельный и оригинальный мыслитель. Так, им переосмыслены суждения предшественников о формах обучения, авторитете наставника, сотрудничестве учителя и родителей. Автор "Проекта" счел нравственное воспитание главнейшей и первоочередной педагогической задачей: "...сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их".

Переломным для Ж.-Ж. Руссо оказался 1749 г. На тему, предложенную Академией Дижона, им был написан трактат "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?". Франция и Европа увидели сильного и неординарного философа и педагога. В трактате страстно обличался старый общественный уклад как противоречивший природе человека, рожденного добрым, счастливым и равноправным. Руссо резко выступил против современной ему культуры и социальной несправедливости, давая понять, что подлинно гуманный человек может быть воспитан лишь в условиях радикальных общественных перемен. Еще больший успех принесло Руссо "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми". В трактате доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастье.

Творческий взлет Ж.-Ж. Руссо пришелся на 1756– 1762 гг., когда он жил в предместье Парижа, пользуясь покровительством крупных аристократов и зарабатывая на жизнь перепиской нот. В этот период им написаны "Юлия, или Новая Элоиза ", "Об общественном договоре", "Эмиль, или О воспитании", "Письма о морали", другие произведения, сделавшие знаменитым Руссо нс только во Франции, но и за ее пределами. В "Письмах о морали" поставлен фундаментальный вопрос о сущности человеческой личности. Руссо-гуманист провозглашает природную доброту человека, с учетом которой предлагает воспитывать людей. Он по-своему интерпретировал картезианское суждение о дуализме человеческой сущности. Человеку дана свобода выбора – следовать природе или идти наперекор ей. Такая свобода – исходное условие становления личности, одновременно благо и зло, пишет Руссо.

Руссо осуждал пороки и предрассудки общественного уклада, высказал интересные соображения относительно воспитания человеческих чувств. Так, в романе "Юлия, или Новая Элоиза" сформулирована программа так называемой сентиментальной педагогики. Герои среди прочего обсуждают и педагогические проблемы, в результате роман превращается в трактат о воспитании на началах гуманизма, бережного отношения к природе человека. В "Общественном договоре" развиты идеи происхождения и сущности государства, неотчуждаемости суверенитета народа, социальных и природных детерминант становления человека. Социально-политические и философские идеи тесно увязаны с педагогическими. Решая вопрос о достижении человеком гармонии природного (естественного) и социального (гражданского), Ж.-Ж. Руссо утверждает, что если общество безнравственно и противоречит природе человека, оно уродует его. Возможно и иное, когда общественная среда, хотя и несущая всегда известный ущерб естеству индивида, тем не менее может и должна формировать вторую (гражданскую) природу личности.

Главный педагогический труд Ж.-Ж. Руссо – "Эмиль, или О воспитании". Роман – своеобразная разгадка сочинений Руссо, в которых затронута педагогическая проблематика. "Эмиль" отразил общее мировоззрение Руссо, где педагогика – важная, но не единственная сфера. Руссо критически освоил и переработал достижения педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и до конца XVIII в. Руссоистская программа внятно напоминает суждения предшественников о ненасильственном воспитании, физическом воспитании и закаливании, природной доброте человека и соответствующем нравственном воспитании и т.д.

В "Эмиле" Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания ("Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которые зовут коллежами"). Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, говорил об антигуманности воспитания в аристократической среде, где ребенок обычно находился под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторван от родителей.

Одновременно Руссо в духе своей теории естественного права изложил проект естественного воспитания нового человека. Герой романа – некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить парадоксальные ситуации, в которые помещает автор Эмиля. Подобный прием помогает четко отмежеваться от традиционного воспитания и обучения и одновременно более прозрачно изложить собственные педагогические воззрения. Поэтому роман менее всего следует рассматривать как практическое пособие по воспитанию.

Полагая, что естественное состояние является идеалом, Ж.-Ж. Руссо предлагает нацелить воспитание на такой идеал, сделав его естественным или природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с ребенком – таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагогу надо не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек.

Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя – привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта приобретается к 25 годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя жажду познания. Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании, следуя детской природе, отказываются от ограничений, установленных волей наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные природные законы. При этом отпадает необходимость фальшивых, искусственных наказаний. На смену им приходят естественные последствия неверных поступков ребенка. Слабого, нуждающегося в поддержке и помощи ребенка постоянно должен опекать наставник. Естественное воспитание, по Руссо, – это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитывают детские склонности и потребности, а с другой – не упускают из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренней мотивацией этого педагогического процесса становится стремление ребенка к самосовершенству.

Составной частью концепции естественного развития ребенка являются идеи отрицательного воспитания, которое предполагает известные ограничения в педагогическом процессе. Так, предлагалось не спешить в интеллектуальном и нравственном воспитании, отодвигая достижение их главных целей на поздние периоды детства, отрочество и юность.

В задачи воспитания Ж.-Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления является сенсорика, которая нуждается с раннего детства в постоянных упражнениях.

Руссо отводил особое место физическому воспитанию как средству гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, как фактору преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственно чистых идеалов и помыслов, становления всего организма.

Говоря о физическом воспитании, Руссо отказывается от идеи отрицательного воспитания, советуя с раннего возраста осуществлять интенсивную физическую закалку ребенка, подвергая его определенному риску.

Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни в среде, близкой природе и ручному труду. Идеи трудового воспитания и обучения Руссо носили новаторский характер. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и пр.) провозглашался незаменимым средством воспитания. Ж.-Ж. Руссо был глубоко убежден, что любой человек может обеспечить себе свободу и независимость прежде всего собственным трудом. Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь. Вот почему труд занял столь важное место в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо.

В "Эмиле" сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания в каждом из них. Первый период – от рождения до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о здоровом физическом развитии ребенка. В противовес традициям аристократического воспитания Руссо настаивал на том, чтобы грудного ребенка кормила не наемная кормилица, а сама мать. Подробные рекомендации по уходу за детьми имели целью закаливание младенца. Руссо предостерегает от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что они могут привести к дефектам в произношении. Словарный запас ребенка должен совпадать с накапливаемыми идеями и конкретными представлениями. Второй период – от появления речи до 12 лет. Главная задача воспитания в этот период – создание условий приобретения возможно более широкого круга жизненных представлений. Чтобы помочь ребенку верно воспринимать окружающие предметы и явления, Руссо предлагал комплекс упражнений по развитию зрения, слуха, осязания. Полагая, что до 12 лет ребенок не выходит из "сна разума", т.е. не созревает для того, чтобы приобретать сколько-нибудь систематическое образование, Руссо считал, что в этом возрасте следует обучать без использования книг. Ребенок должен на практике усвоить элементы различных естественных и точных знаний. Нравственное воспитание рекомендовалось осуществлять преимущественно на примерах, избегая морализаторских бесед. Главную задачу наставника при нравственном воспитании ребенка до 12 лет Руссо видел в том, чтобы не допускать ситуаций, провоцирующих детскую ложь. Он показывал вред обучения грамоте и нравственным правилам, пока они не становятся потребностью человека. Преждевременные попытки нравственно наставлять приучают ребенка механически подражать старшим, лицемерить. Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет, когда дети полны сил и энергии, будучи подготовлены к некоему систематическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям, в первую очередь природоведению и математике. Учение должно строиться на основе личного опыта и самодеятельности. Руссо отвергал чтение детьми книг в этом возрасте. Исключение составлял "Робинзон Крузо" английского писателя Д. Дефо. Подобное предпочтение объясняется тем, что герой романа являл для Руссо идеал человека, создавшего свое благополучие собственным трудом. А это было созвучно убеждениям философа. Наконец, с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) заканчивается формирование нравственного облика молодого человека. В эти годы он знакомится с установлениями и нравами окружающего общества. Нравственное воспитание приобретает практический характер, развивая в юноше добрые чувства, волю, суждения и целомудрие. Наступает пора чтения исторических сочинений (главным образом биографий великих людей эпохи Античности), поскольку это одно их важных средств нравственного воспитания. У юноши должно вырабатываться религиозное чувство в духе деизма, никак не связанное с той или иной конфессией. Лишь позже, став вполне взрослым, человек волен выбирать вероисповедание, считал Руссо.

Созданный в тиши парижского предместья, "Эмиль" прозвучал, подобно грому, возвещая о неизбежной и скорой гибели старого уклада и воспитания. Особую ярость клерикалов и монархистов вызвало выступление Руссо против догматов любых религий и церковных организаций, в первую очередь католицизма. Началась бешеная травля Ж.-Ж. Руссо. Тотчас после выхода в свет "Эмиль" оказался под запретом. Спустя 10 дней после публикации парижский тираж сожгли на костре. Та же участь постигла амстердамский тираж первого издания "Эмиля". Против автора было возбуждено судебное разбирательство. Угроза расправы была столь велика, что Руссо писал в те дни: "Они могут лишить меня жизни, но нс свободы. Осталось достойно завершить карьеру".

Власть имущие обрушили на вольнодумца свой гнев. Парижский архиепископ вносит "Эмиля" в список богохульных книг, являющихся покушением на основы религии и государства. Римский папа предает Руссо анафеме. Не пришелся по нраву "Эмиль" многим царствующим особам. Русская императрица Екатерина II написала после прочтения романа: "Особенно не люблю я эмильевского воспитания. Не так думали в наше старое доброе время". После подобного отзыва ввоз "Эмиля" в Россию был запрещен.

Спасаясь от расправы, Руссо искал и не находил приюта в разных концах Европы. Он был вынужден бежать сначала в Швейцарию, оттуда через Германию – в Англию. Преследования, жизненные тяготы вызвали у Руссо душевное заболевание. Лишь в 1767 г., после пяти лет изгнания, под чужим именем Ж.-Ж. Руссо возвращается во Францию. Здесь он завершает свои последние труды, где вновь размышляет о воспитании и особенностях детства. Так, в трактате "Рассуждение об управлении Польшей" он говорит о содержании национального воспитания, предложив план светской общественной доступной "школы-республики".

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Педагогические идеи Руссо необычны и радикальны для своего времени. И хотя Руссо не сумел порвать с некоторыми педагогическими предрассудками (в частности, он выступал за ограничение женского образования), его идеи оказались одной из величайших вершин человеческой мысли и послужили источником обновления теории и практики воспитания.

Руссо выступил с решительной критикой сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, врагом догматики и схоластики. Выдвинув тезис активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, настаивая на трудовом воспитании, Руссо указал путь совершенствования человеческой личности.

Воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения. "Эмиль" породил небывалый общественный интерес к проблемам воспитания. Во Франции за 25 лет после появления "Эмиля" было опубликовано вдвое больше работ по вопросам воспитания, чем за предшествующие 60 лег.

Уже при жизни Руссо его педагогические идеи сделались предметом пристального изучения. Многие деятели французского Просвещения приняли руссоистскую педагогику со значительными оговорками. Скептически отнеслись к ней сторонники социальной детерминации воспитания. Так, Вольтер иронизировал над естественным воспитанием как призывом "поставить человека на четвереньки". Тем не менее и он находил в педагогическом романе страниц пятьдесят, достойных, чтобы их "переплести в сафьян".

Антируссоисты избрали две схемы критики. Либо признавали известную ценность педагогических идей Руссо, а затем утверждали, что в них отсутствует система. Либо утверждали, что любая сколько-нибудь привлекательная идея Руссо заимствована. Гораздо больше, однако, было тех, кто осознал величие и перспективность педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо.

– «Эмиль, или О воспитании»; тут систематически излагалось все, что в «Новой Элоизе» было отрывочно говорено о жизни и житейских делах, особенно о религии и воспитании. Эта теория также была облечена в форму романа, и от этого всеми читалась. Форма романа заохочивала отцов и матерей знакомиться с книгою, в которой с очевиднейшею убедительностью доказывалась совершенная нелепость тогдашнего воспитания и преподавания; книга была тем привлекательнее, что, по-видимому, удаляла из жизни всякие хлопоты и заботы, – дело делалось шутя. Ребенка надобно было воспитывать без принуждения, без битья, не муча его книгами, и он, даже без особенных способностей, все понимал и все усваивал себе легко и притом усваивал только то, что было прямо полезно для жизни. Влияние этой книги было особенно сильно в Германии: там недалекие люди, энтузиасты и спекуляторы хотели целиком применить к частной действительности теорию, которая должна была служить только идеалом, как республика Платона ; они выдергивали куски из романа Руссо, сшивали их в систему и старались ввести ее в жизнь, как евангелие воспитания. Во Франции нельзя было делать этого при старом правительстве и при иерархии. Впрочем, нам вообще кажется, что положительная сторона «Эмиля» не заслуживает большего значения. Руссо совершенно удаляется в ней от действительности. Но зато весьма хороша у него отрицательная сторона, опровержение господствовавшей тогда системы воспитания.

Роман «Эмиль, или О воспитании» начинается словами: «Все хорошо, при выходе из рук Творца: все портится в руках человека». Итак, Руссо первыми же словами своей книги говорит, что видит перст Божества только во внешней природе и её законах, но не видит его в развитии человечества и в прогрессе цивилизации. Выходя из этого принципа, он, то в форме рассказа, то в форме разговоров, излагает свой идеал воспитания и преподавания; Базедов, Зальцман и Кампе старались потом осуществить этот идеал в Германии. Далее он излагает религиозное и нравственное учение, которым хочет изменить для молодого поколения государственную религию, поддерживаемую законами, полициею и судилищами. Он очень жарко восстает против положительных религий, но доказывает необходимость религиозных чувств, как опоры для нравственности. Самым определенным образом высказывает он свои мнения о религии и христианстве в «Исповедании веры савойского священника», которым заключается этот отдел его книги.

Жан-Жак Руссо

Эта часть «Эмиля» возбудила против Руссо сильнейший крик. На него поднялись мертвящие иезуиты , строгие янсенисты , правоверные протестанты, поднялись также многие из неверующих, которые великосветски осмеивали всякую религию и нравственность. Неверующие сердились за то, что Руссо противопоставлял религию чувства их учению холодного рассудка, защищал против их скептицизма учение о Боге, провидении, будущей жизни, призывал чувство простых натур свидетельствовать против их дерзких шуток и сарказмов. Приверженцев существующих религий Руссо раздражил тем, что отвергал откровение, чудеса и боговдохновенность библии, историческую религию, отвергал хотя и не таким тоном, как скептики, но все-таки отвергал, как и они. Приверженцы старой веры подняли на Руссо гонение, вместо того, чтобы принять его голос в предостережение себе и постараться восстановить падающую старую веру в новой одежде.

Разумеется, результатом гонения было только то, что весь образованный свет принял сторону преследуемого, стал видеть в нем апостола и мученика, обратился к его учению. Прежде всех стали мстить ему янсенисты через парижский парламент, в котором были сильны. По приказанию парламента, книга Руссо была сожжена рукою палача, а его самого парламент велел арестовать, но он успел убежать. Но протестантский магистрат Женевы точно также поступил с книгою и решил поступить также и с автором. Руссо уехал в Берн. Но патриции, господствовавшие в Берне, велели ему удалиться из своего кантона, и Руссо нашел приют себе только под прусским покровительством в невшательской деревне, Мотье-Травер. Тут он написал знаменитую свою апологию против архиепископа парижского, который обнародовал особое пастырское послание, где называл Руссо еретиком; эта апология по силе и достоинству речи одно из первых произведений XVIII века, стоящее рядом с «Письмами Юниуса» и статьями Лессинга против

Идеи свободного воспитания Жан Жака Руссо (Эмиль, или О воспитании)

Идеи свободного воспитания Жан Жака Руссо (Эмиль, или О воспитании)

Жан Жак Руссо выдающийся представитель, французского просветительного движения XYIII века. Глубокий мыслитель, гуманист и демократ, он страстно обличал в своих произведениях феодальный строй, господствующее социальное неравенство, официальную религию, подавляющее личность ребенка воспитание.

Ж. Ж. Руссо родился в 1712 году в городе Женева, в семье часовых дел мастера. Оставшись в раннем детстве на попечение дяди, сначала обучался нотариальному делу, но, оказавшись неспособным, был определен в мастерскую к граверу, где и провел три тягостных года. Не в силах больше терпеть грубое отношение мастера Ж.Ж. Руссо в 16 лет бежал от него и покинул Женеву. Начались годы скитаний, во время которых он переменил ряд профессий: был лакеем, писцом, гувернером, преподавателем музыки.

Не получив систематического школьного образования, Ж.Ж. Руссо самостоятельно приобрел обширные познания в области философии, истории, литературы и других наук. В 1941 году он переселился в Париж, где сблизился с прогрессивными философами и публицистами, сторонниками идей французского Просвещения XYIII века. За свою жизнь Руссо много создал, он изумил человечество своими шедеврами: «Элоиза», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или о Воспитании», «Исповедь», трактатами. И первый из них - рассуждение «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», в котором Руссо бросил вызов общепризнанному мнению своим отрицательным ответом.

В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» Руссо называет первобытное общество золотым веком. Возникновение частной собственности, разделение на богатых и бедных привело человечество к неравенству и обусловленной им порче нравов. Идеальное общество, соответствующее требованиям разума и построенное на началах свободы, равенства и братства охарактеризовано Руссо в произведении «Об Общественном договоре, или Принципы политического права». В нем мыслитель провозгласил идеи верховной власти народа, которая является ярким свидетельством его демократизма.

Вместе с тем Ж.Ж. Руссо высказался за ликвидацию в условиях идеального общества только крупных состояний. Выражая интересы, взгляды и настроения мелкобуржуазных слоев общества, он считал собственность, добытую личным трудом, священной и неприкосновенной. По словам Ф. Энгельса, «государство разума, - общественный договор Руссо, - оказалось на практике только буржуазной демократической республикой. Великие мыслители XYIII века, так же как и их предшественники, не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха».

В 1762 году вышел педагогический роман-трактат «Эмиль, или о Воспитании», который тесно связан с предшествующими работами Ж.Ж. Руссо социально-политического характера. В этом произведении он подверг критике воспитание, осуществляемое в феодальном обществе, и создал план формирования нового человека. Как и все французские просветители XYIII века, Ж.Ж. Руссо видел в воспитании одно из действенных средств преобразования общества. Он мечтал о том, что Эмиль, получив правильное воспитание, которое соответствует передовым социальным идеалам, сможет в дальнейшем послужить примером для своих сограждан и таким путем способствовать общественным улучшениям. Разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства. В «Эмиле» Руссо дает идеал воспитания для того, чтобы войти в общество «свободы, равенства и братства». руссо педагогический воспитание роман

Руссо был деистом и верил в существование бога как первопричины мира и бессмертие души. Но, придерживаясь религии, основанной на внутреннем чувстве человека, он разоблачил религиозное лицемерие и ханжество, открыто выступил против догматического учения и обрядности, резко обличил католических священников в корыстолюбии, жадности. Католическое духовенство добилось, что труд «Эмиль, или о Воспитании» подвергся публичному сожжению на одной из площадей Парижа, Амстердамский тираж также сожгли, оставшиеся книги были казнены в Женеве. Роман был внесен в список запрещенных книг, а автор предан папой анафеме.

Русская императрица Екатерина II, прочитав «Эмиля», высказала свое мнение: «… не люблю я эмильевского воспитания…» - и запретила ввоз романа в Россию.

В романе два главных действующих лица - Эмиль (от рождения до 25 лет) и его воспитатель, почти все эти 25 лет проведший рядом с Эмилем, вплоть до его женитьбы на идеальной девушке Софье. Для выражений своих педагогических идей Руссо создал в романе такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося сиротой с малолетства, и берет на себя все обязанности и права родителей. Эмиль таким образом является плодом многолетних усилий своего воспитателя.

Цель воспитания определяется на основе теории естественного права, т.е. права личности на свободу, которую она умела бы защищать. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека» - эта первая строчка «Эмиля» свидетельствует о том, что Ж.Ж. Руссо не хотел бы доверить воспитание современному ему обществу, так как оно уродует человека и не достигает цели. И все это потому, что человека готовят для «своего места» в обществе согласно с положением его родителей. Такое воспитание вредно. Руссо призывает к другому: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком…». Нужно научить ребенка выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях. Целью воспитания является воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы ни от кого не зависел, а жил бы плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде.

Детей тружеников, считал Руссо, воспитывать не нужно, поскольку они воспитаны самой жизнью. Надо перевоспитывать феодалов, правильно воспитывать их детей, и тогда мир изменится в лучшую сторону. Поэтому героем своего романа он берет мальчика из знатной семьи, причем, по теории Руссо, до двух лет ребенку нужна мать, поэтому в руки воспитателя попадает в двухлетнем возрасте. Оберегая ребенка от дурного влияния города, Руссо помещает его на лоно природы, в деревню. Таким образом, воспитывая человека для общества, Руссо воспитывает его вне общества.

Кто является воспитателем? Руссо считает, что человек формируется под влиянием трех факторов воспитания: 1. Природа - та наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь. 2. Вещи - в широком понимании - это среда, окружающая Эмиля. 3. Люди.

Идеальная система воспитания та, в которой все три фактора действуют в одном направлении, поддерживая и дополняя один другой. Природа ребенка идеальна. Прекрасна. Ребенок рождается свободным, любознательным, правдивым, добрым и отзывчивым. Вещи - окружающая среда несправедлива, уродлива, противоречива. При столкновении идеальной природы и уродливых вещей ребенок портится, следовательно, его радо изолировать. Люди - современное общество не может сформировать гражданина, так как нет Отечества. Таким образом, главным фактором воспитания Ж. Ж. Руссо считает природу; люди и вещи лишь создают возможности для воспитания.

Понимание Ж. Ж. Руссо естественного природосообразного воспитания отличается от трактовки Я. А. Коменского. Убежденный в том, что все в природе, включая человека и его деятельность, подчинено единым универсальным законам, Я. А. Коменский полагал, что и педагогические средства должны быть природосообразными, т. е. находиться в соответствии с общими указаниями природы.

По мнению Ж. Ж. Руссо, воспитывать природосообразно означает: 1)строить воспитание, следуя естественному ходу развития природы самого ребенка - ничего нельзя вносит извне, надо помогать ребенку, раскрывать внутренние качества; 2)главный воспитатель - природа, люди-воспитатели создают для этого условия.

По мнению Ж. Ж. Руссо, естественное воспитание - это воспитание сообразно с природой; необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности и подбирая индивидуальные способы, которые больше всего подходят к духовному складу того или иного ребенка. Каждый ребенок рождается свободным - это естественное право, а потому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, так как это насилие над личностью. Воспитатель должен так осуществлять воспитание, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей. Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами - в этом прогрессивность его идеи свободного воспитания. Гуманист и демократ Ж. Ж. Руссо горячо протестовал против любой формы угнетения личности, он выступал с призывом освободить ее от сковывающих феодальных пут. Этот призыв носил ярко выраженный прогрессивный характер, он соответствовал интересам передового класса буржуазии.

Так принцип свободы в воспитании приводит Ж. Ж. Руссо к обоснованию метода «естественных последствий». Его сущность заключается в том, чтобы результаты неправильных действий ребенка более убедительно, чем назидания взрослых, доказали ему, что он совершил ошибку. Но мыслитель ставит ребенка в зависимость не только от вещей, но и от постоянно находящегося при нем наставника, при этом воспитанник не должен чувствовать принуждения. На самом деле за ним сохраняется только видимость свободы, так как он всегда поступает в соответствии с желанием воспитателя, который заранее предвидит, направляет и побуждает ребенка к активности и самостоятельности.

Следовательно, свободное воспитание, по мысли Ж. Ж. Руссо, представляет собой такую систему прямых и косвенных воздействий на воспитанника, при котором он не испытывает принуждения, не чувствует над собой власти наставника и имеет возможность в полной мере проявит свою самостоятельность.

Естественное воспитание, описанное Ж. Ж. Руссо в произведении «Эмиль…», осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Исходя из характерных признаков детской природы на той или иной ступени ее естественного развития, мыслитель установил в жизни воспитанника четыре возрастных периода. Для каждого периода он стремился найти его важнейшие особенности, на которые должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период «Младенчество» - от рождения до двух лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание, как считал Руссо, необходимо уделять физическому воспитанию ребенка.

Второй период «Детство» - от 2 до 12 лет - образно именовался «сном разума». Полагая, что в эти годы ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, предлагалось развивать главным образом его внешние чувства.

Третий период «Отрочество» - от 12 до 15 лет - Ж. Ж. Руссо в основном посвящал умственному воспитанию Эмиля.

Четвертый период «Юношество» - от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Ж. Ж. Руссо-период «бурь и страстей». В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

В младенчестве первые заботы о ребенке принадлежат матери, которая должна быть его естественной кормилицей. Физическое развитие требует движение, поэтому нельзя затягивать его пеленками, следует закаливать. Не следует торопить природу, заставляя ребенка говорить и ходить. Никакого режима, никаких привычек, так как привычка - это тоже насилие, по мнению Ж. Ж. Руссо.

Детство связано с развитием ощущений, особенно с развитием зрения как основы наблюдательности. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, все окружающее служит ему книгой. Так Эмиль берет уроки у природы, а не у людей. Заменить эти уроки книгами - значит научить его пользоваться умом других, все принимать на веру и ничего не знать. Инструментом разума являются органы чувств. Уделяется внимание развитию тонкого точного слуха. В первый период, писал Ж. Ж. Руссо, можно слушать музыку, а во второй - играть, заниматься музыкой, когда почувствует это необходимым. Руссо описывает, как Эмиль научился читать. Мальчик получил записку с приглашение на прогулку, но прочитать не сумел, так как рядом не оказалось помощника. Наконец ему читают записку, но уже поздно, момент прошел «Ах, если бы он сам умел читать!» То же - с письмом. Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием. «У Эмиля глаза на кончиках пальцев»

Одежда ребенка должна быть простой, удобной, не стесняющей движений. Пусть Эмиль бегает босиком, умеет прыгать, лазает по дереву. Благодаря движению у него развиваются представления о высоте, длине, расстояниях, таким образом, виденное зрением проверяется осязанием, слухом и т. д.

В этом возрасте Эмиль овладевает двумя понятиями:

  • 1) Понятием собственности оно внедряется на основе его опыта с посадкой бобов на огороде, возделанном садовником, - нельзя присваивать результаты чужого труда;
  • 2) Дисциплины - как идеи естественных последствий, ребенок наказывается результатами своего проступка (разбитое стекло, сломанный стул).

Третий возрастной период (отрочество ), по мнению Ж. Ж. Руссо, - наилучшее время для обучения, т.к. у воспитанника появляется излишек сил, которым следует воспользоваться для приобретения знаний.

Так как период этот очень короток, выбираются те науки, которые Эмиль сможет изучать с наибольшей пользой для него. Предполагалось изучение науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение). Гуманитарные науки, в частности история остались недоступны. Таким образом, движущая сила процесса обучения у Руссо - интерес: «Сильный человек тот, у которого потребностей меньше, чем возможностей их реализовать». Увлечение Эмиля астрономией, является примером явления магнетизма, когда поставленный вопрос вызывает интерес и требует необходимого знания, когда осознается практическая ценность знаний.

Ж. Ж. Руссо проводил аналогию между процессом обучения и процессом познания (обучать - значит познавать, включать ребенка в поиск). Руссо считал, что весь процесс обучения можно свести к одному пути - поиску, умения искать, думать, включаться в решение проблем - это прекрасные умения. Построение процесса обучения только на интересе - сложная задача. Руссо говорил: « Да на интересе, но задача учителя в том, чтобы этом интерес возбудить». В целях развития у подростка пытливости и самостоятельности, Ж. Ж. Руссо отвергал учебники, готовые учебные пособия в виде специальных приборов, географических карт, глобусов и т.д. Никакой книги, кроме мира, никакого руководства, кроме фактов, утверждал педагог. В случае необходимости Эмиль изготовит самодельные инструменты и нужные ему приборы.

Вместе с тем некоторые взгляды Ж. Ж. Руссо на образование были ошибочными. Он неправомерно противопоставил ограниченный опыт ребенка опыту, накопленному человечеством и выраженному в науке. Отождествив метод познания действительности с методом сообщения знаний, он крайне замедлил темп обучения Эмиля и фактически лишил его возможности приобрести систематическое научное образование.

Необходимо отметить еще две особенности процесса обучения у Ж. Ж. Руссо. Если для Я.А. Коменского в процессе обучения была важна изобразительная наглядность, то для Руссо - живой мир: закат, восход, непосредственное общение с природой. Мудрость руководства учителя в том, Считал Руссо, что воспитаннику кажется, что он делает то, что ему захочется, а на самом деле он делает только то, что хочется его учителю.

Руссо считал, что труд - обязанность каждого гражданина. Труд он считал действенным средством развития умственных сил подростка. Ж. Ж. Руссо подчеркивает, что между физическим и умственным трудом должна существовать тесная связь, заявляя, что Эмиль должен работать как крестьянин, а думать как философ. Методика включения ребенка в атмосферу труда и возвышается до простого человека из народа.

В 15 лет Ж. Ж Руссо считал возможным возвратить Эмиля из деревни в город, т. к. к этому времени он уже достаточно закален, чтобы не дать себя увлечь чужими страстями. По мнению Руссо «Подросток взглянет на них оком мудреца, не увлекаясь их примером и не соблазняясь…» Руссо уделяет много внимания половому воспитанию Эмиля. Предполагая устранить все то, что могло бы спровоцировать юношу, сохраняя как можно дольше его целомудрие.

Ж. Ж Руссо не рекомендовал касаться вопросов религии с воспитанником до 17 -18- летнего возраста. Он полагал, что размышляя о мудром устройстве вселенной, юноша сам придет к мысли об ее творце и естественной религии, которая является личным делом каждого человека.

Руссо выделяет три этапа: формирование доброго чувства; воспитания добрых суждений; воли. Воспитать добрые суждения - это научить, не только сопереживать, но и правильно оценивать ситуацию. Для этого необходимо знание истории и литературы. Воспитание воли связано с правильными поступками.

В конце романа появляется третье действующее лицо - Софи. Излагаются взгляды Руссо на воспитание женщины. Именно в воспитании женщины Руссо остается не старых феодальных позициях. До женитьбы Руссо отправляет Эмиля в путешествие, на два года, чтобы тот узнал жизнь народов, государств, людей.

Возрастная периодизация, предложенная Ж. Ж. Руссо, представляет собой шаг вперед по сравнению периодизацией, установленной Я. А. Коменским, поскольку впервые ставится цель выявить законы развития ребенка, чтобы на их основе построить воспитание. Однако Ж. Ж. Руссо был не состоянии понять, что развитие ребенка осуществляется в условиях социальной обусловленности, что привело его к биологизации воспитания. Каждому из указанных периодов посвящена особая часть (книга) в произведении «Эмиль…».

В пятой книги рассматривается вопрос о воспитании девушки Софи, которая в дальнейшем становится женой Эмиля. Мысли Ж. Ж. Руссо о воспитании девушки определяются его взглядами на природу женщины и ее социальное назначение. Оно состоит в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому естественное воспитание девушки коренным образом отличается от воспитания юноши. Воспитание Софи сводится к выработке у нее повиновения и покорности, готовности усвоить чужие взгляды.

Ж. Ж. Руссо полагал, что женщине для рождения здоровых и крепких детей и приобретении естественной красоты и грации необходимо дать соответствующее физическое воспитание. Ее духовное формирование должно быть направлено на воспитание изящного ума и развитие таких качеств, как кротость, уступчивость, послушание. Утверждая, что Софи имеет ум приятный, но без блеска, основательный, но без глубины, Ж. Ж. Руссо крайне ограничивал ее образование. Невеста Эмиля до знакомства с ним прочитала всего две книги. В отличии от мужчин, женщина должна руководствоваться общественным мнением, ее книгой является свет. С детства Софи начинают обучать религии: ее взгляды в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится.

Считая, что наука и общественная деятельность не являются призванием женщины, автор заполняет врем Софи домашним хозяйством, шитье, вышиванием, плетением кружев. Эти занятия призваны содействовать выработке у нее хорошего вкуса, чему должны способствовать рисование, музыка, пение, танцы. Девушка, по мнению педагога, должна не гоняться за модой, а всегда одеваться просто, но к лицу.

Взгляды Ж. Ж. Руссо на назначение женщины в обществе отличаются консерватизмом. Восставая против развращенности нравов высшего дворянства и духовенства Франции, он возводил идеал скромную и нравственную женщину, принадлежащую к третьему сословию. Ж. Ж. Руссо неправомерно противопоставлял друг другу воспитание юноши и девушки.

В педагогической теории Ж. Ж. Руссо имеются ошибочные положения. К их числу относятся утверждения о том, что все дети рождаются совершенными; первоначальное воспитание должно быть отрицательным; противопоставление личного опыта ребенка опыту всего человечества; недооценка учебной книги и систематических знаний; умаление роли женщины в обществе и вытекающие отсюда консервативные требования в отношении ее воспитания.

Несмотря на ряд противоречий, и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Ж. Ж. Руссо, они имеют исторически прогрессивное значение. Во Франции идеи Ж. Ж. Руссо высоко ценились якобинцами, которые нашли отражение в проектах реорганизации народного образования. Само существование идеи свободного воспитания есть признак свободного мышления автора. Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представил автор. Но он оставил идеи, воспринятые и развитые другими энтузиастами, и по-разному использованные в практике воспитания и обучения, хотя и в упрощенном варианте.

В конце XIX- начале XX века идеи Ж.Ж. Руссо стали изображаться в педагогической литературе чаще всего как нереальные, утопические. Причем под утопией понималось «не только то, что действительно утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед «человеком», перед «трудом».

Литература

  • 1. Д.И. Латышина - История педагогики и образования 2007 Москва Гардарики
  • 2. В.А. Попов - История педагогики и образования 2010 Москва Изд центр Академия
  • 3. З.И. Васильева-История педагогики и образования 2009МоскваИзд центр Академия

Все хорошо, выходя из рук Творца мира; все вырождается в руках человека. Он заставляет почву питать несвойственные ей произведения, дерево – приносить несвойственные ему плоды. Он идет наперекор климатам, стихиям, временам года. Он уродует свою собаку, лошадь, своего раба. Он все ставит вверх дном, все искажает. Он любит безобразие, уродов, отворачивается от всего естественного, и даже самого человека надо выдрессировать для него, как манежную лошадь, не коверкать на его лад, подобно садовому дереву.

Иначе все пошло бы еще хуже. При настоящем порядке вещей, человек, с самого рождения предоставленный самому себе, был бы самым уродливым существом среди других людей. Предрассудки, авторитет, нужда, пример, все общественные учреждения, охватившие нас, заглушат в нем природу, и ничего не дадут взамен ее. С природой его было бы тоже, что бывает с деревцом, которое случайно вырастает среди дороги и которое прохожие скоро губят, задевая за него и заставляя гнуться на все стороны.

К тебе обращаюсь я, нежная и заботливая мать, сумевшая уклониться от большой дороги, и защитить молодое деревцо от столкновений с людскими мнениями. Лелей и поливай молодое растение, пока оно не завяло; плоды его будут современен твоею отрадою.

Первоначальное воспитание важнее других, и неоспоримо лежит на женщинах: если бы Творец вселенной желал предоставить его мужчинам, он наделил бы их молоком, для кормления детей. Поэтому в трактатах о воспитании надо обращаться преимущественно к женщинам: кроме того, что им сподручнее наблюдать за воспитанием, чем мужчинам, и что они всегда более влияют на него, но и успех дела им гораздо дороже, так как большинство вдов остаются в зависимости от своих детей, и тогда живо чувствуют хорошие и дурные последствия методы воспитания. Законы, которые всегда так много пекутся об имуществе и так мало о людях, потому что имеют целью спокойствие, а не добродетель, не дают достаточно власти матерям. Между тем, на них можно больше положиться, чем на отцов; обязанности их тяжелее; заботы необходимее для семьи. Впрочем, нужно объяснить, какой смысл я придаю слову мать, что и делается ниже.

Мы родимся слабыми, нам нужны силы; мы родимся лишенными всего, нам нужна помощь; мы родимся бессмысленными, нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и в чем нуждаемся впоследствии, дается нам воспитанием.

Это воспитание дается нам или природою, или людьми, или внешними явлениями. Внутреннее развитие наших способностей и органов составляет воспитание природою; уменье пользоваться этим развитием воспитывают в нас люди; а приобретение собственного опыта на основании воспринимаемых впечатлений составляет воспитание внешними явлениями. Следовательно, каждый из нас воспитывается троякого рода учителями. Ученик, в котором различные уроки эти ведут вражду, воспитан дурно и никогда не будет в ладу с самим собою. Тот только, в ком они сходятся и идут к одним общим целям, воспитан хорошо и будет жить последовательно.

Между тем, из этих трех различных воспитаний, воспитание природою вовсе от нас не зависит; а воспитание внешними явлениями зависит только в известной мере. Воспитание людьми – единственное, которое действительно находится в нашей власти; да и тут власть наша сомнительна: кто может надеяться вполне управлять речами и поступками всех людей, окружающих ребенка?

Поэтому, как только воспитание делается искусством, удача его почти невозможна, ибо содействие, необходимое для успеха, не зависит в этом случае от людей. При больших усилиях можно более или менее приблизиться к цели; но для полного достижения ее нужно счастье.

Цель тут природа. Так как содействие трех воспитаний необходимо для совершенства целого, то очевидно, что согласно тому, на которое мы не имеем влияния, надо направлять оба другие. Но, может быть, слово природа имеет слишком неопределенный смысл; нужно попробовать определить его здесь.

Природа, говорят нам, есть не что иное, как привычка. Что это значит? Разве нет привычек, которые приобретаются только благодаря принуждению, и никогда не заглушают природы? Такова, например, привычка растений, которым препятствуют расти прямо. Растение, предоставленное самому себе, сохраняет положение, которое его принудили принять; но растительный сок не переменяет от того своего первоначального направления, и, если растение не перестает жить, продолжение его делается снова вертикальным. То же самое бывает и с людскими наклонностями. Пока мы остаемся в одном положении, мы можем сохранять наклонности, явившиеся вследствие привычки и вовсе несвойственные нам; но как скоро положение изменяется, привычка исчезает и природа берет верх. Воспитание, разумеется, есть не что иное, как привычка. Между тем, разве нет людей, у которых изглаживается и утрачивается воспитание, тогда как у других оно сохраняется? Откуда такое различие? Если название природы нужно ограничить привычками, согласующимися с природою, то не стоило и говорить подобной галиматьи.

Мы родимся чувствительными, и с самого рождения окружающие предметы производят на нас различные впечатления. Как скоро мы начинаем, так сказать, сознавать наши ощущения, является расположение искать или избегать предметов, которые их производят. Эта склонность развивается и укрепляется, по мере того, как мы становимся чувствительнее и просвещеннее; но, стесняемая нашими привычками, она более или менее изменяется, в зависимости от наших мнений. До такого изменения, склонности эти составляют то, что я называю в нас природой.

Следовательно, нужно было бы все сводить к этим первоначальным склонностям, что было бы возможно, если б три рода воспитания нашего были только различны: но что делать, когда они противоположны; когда вместо того, чтобы воспитывать человека для него самого, его хотят воспитывать для других? Тут согласие невозможно. Необходимость бороться или с природою, или с общественными учреждениями, заставляет сделать или человека, или гражданина, – так как того и другого вместе сделать нельзя.

Естественный человек, человек природы, весь заключается в самом себе; он есть численная единица, абсолютное целое, имеющее отношение только к самому себе, или к себе подобному. Гражданский же человек есть только дробная единица, зависящая от знаменателя, и значение которой заключается в ее отношении к целому, т. е. общественному организму. Хорошие общественные учреждения всего лучше изменяют человека, уничтожают в нем абсолютное существование, заменяют его относительным и переносят его Я на общую единицу; так что каждый частный человек не считает себя единицей, а только частью единицы, и чувствителен только в целом. Гражданин Рима не был ни Каем, ни Люцием: он был римлянином. Регул считал себя кареагенянином, и в качестве иностранца отказывался заседать в римском сенате: нужно было для этого приказание кареагенянина. Он негодовал на желание спасти его жизнь. Он победил, и, торжествующий, вернулся умирать в мучениях. Мне кажется, что все это мало похоже на людей, которых мы знаем.

Педеарет является в совет трехсот. Его не выбирают, и он уходит вполне счастливый, что в Спарте нашлось триста человек более достойных, нежели он.

Спартанка, мать пяти сыновей, ждет вестей с поля битвы. Является илот. Трепещущая, она обращается к нему за вестью: ваши пять сыновей убиты. Презренный раб, разве я тебя об этом спрашиваю? Мы выиграли сражение! Мать бежит в храм и приносит благодарение богам.

Это граждане!

Тот, кто при гражданском строе хочет дать первое место природным чувствам, сам не знает, чего хочет. В вечном противоречии с самим собою, в вечном колебании между своими наклонностями и обязанностями, он не будет ни человеком, ни гражданином, он будет негодным и для себя, и для других. Это будет один из людей нашего времени, француз, англичанин, буржуа, – т. е. ничего не будет.

В своем романе Жан-Жак Руссо досконально описывает идеал воспитания нового человека. Стоит сказать, роман пользовался существенной популярностью и в его времена и после, многие идеи использовались на практике в разных странах.

В основе история о воспитании оказавшегося на попечении Эмиля. В самом романе в форме диалогов, ситуаций и рассуждений излагаются педагогические идеи Руссо. Состоит книга из четырех частей, по этапам взросления ребенка:

  • до двух лет;
  • 2-12;
  • 12-15;
  • 15-18.

В первой части Руссо говорит о пользе естественности. Когда ребенок совсем мал, ему требуется только забота и возможность обеспечить естественные потребности. Руссо против пеленок и кормежки по расписанию, он призывает позволить природе самой действовать и только помогать в этом, а не создавать ненужные привычки и скованность.

Во втором периоде (части) нужно продолжать развивать здоровье ребенка, а воспитание тоже делать естественным, то есть не склонять специально ребенка к чему-то не заставлять. Даже наказания как таковые отсутствуют, ребенок учится на последствиях собственных действий. К примеру, если он сломал стул, то в дальнейшем ему предстоит сидеть на полу.

Также в этой части Руссо рассуждает относительно возможности привить детям более глубокие умопостроения такие как чувство собственности. В романе чувство собственности описывается через пример с Эмилем и садовником Гобером, у которого тот хотел взять кусок земли, где садовник выращивал дыни.

В третьей части ребенок состоялся умственно и физически, может активно постигать мир, но ему не хватает нравственности. Руссо описывает возможность предоставить ребенку самому выбирать предметы для изучения и также метод, где многое изучается на практике, к примеру, биология через доступные растения.

В четвертой части начинается нравственной воспитание, которое, по Руссо, включает в себя: добрые чувства, добрые суждения, добрую волю. Именно к развитию этих качеств нужно стремиться и воспитывать человека, а не представителя какого-то сословия. Нужно воспитывать чувства и стремления, но ничего не навязывать в сфере религии, так как разумная личность сама сможет прийти к верным выводам.

Также есть пятая часть, которая посвящена воспитанию девушек. Там рассказывается о невесте Эмиля Софи. Для женщин главными качествами является повиновение и зависимость от других (соответственно, от мужчины) поэтому Руссо не видел каких-то особых требований к интеллектуальному развитию и всестороннему воспитанию представительниц прекрасной половины человечества.

Картинка или рисунок Руссо - Эмиль, или О воспитании

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гёте Рейнеке-лис

    В прекрасный праздник Троицы король лесных зверей и птиц лев Нобель созывает своих подданных на пир. На зов короля собираются все птицы и звери кроме Рейнике-лиса. Долгое время он обижал лесных обитателей и теперь не хочет попадаться им на глаза.

  • Краткое содержание На заре туманной юности Платонова

    Ольга - главная героиня, у нее умерли родители во время войны, поэтому она осталась совсем одна. Маленькая девочка не привыкла к жизни сироты. Ольга начинает стирать убираться в доме, подражая матери

  • Краткое содержание Гамлет Щигровского уезда Тургенева

    Рассказчика приглашает на званый обед богатый помещик Александр Михайлович. Мужчина был холост и не любил женский пол. В своем поместье Александр Михайлович жил на широкую ногу. На обед должен был приехать высокопоставленный сановник

  • Краткое содержание Последний лист О Генри

    Две молодые художницы Сью и Джоанна вместе снимают небольшую студию в богемном квартале Нью-Йорка. Холодным ноябрем Джоанна тяжело заболевает пневмонией. Целыми днями она лежит в постели и смотрит в окно

  • Краткое содержание балета Лебединое озеро (сюжет)

    Балет начинается с того, что Зигфрид вместе со своими друзьями празднует своё совершеннолетие вместе с очаровательными девушками. В самый разгар веселья появляется мать юбиляра и напоминает парню, что его холостая жизнь сегодня заканчивается


Top