Значение развития памяти в жизни человека. Какую роль играет память в жизни человека? (ЕГЭ по русскому)

>Сочинения по темам

Роль памяти в жизни человека

Память - это один из важнейших и, пожалуй, наиболее сложных процессов, которые протекают в мозгу человека. Прежде всего, она необходима нам для того, чтобы осознавать, кто мы есть и какое место занимаем в этой жизни.

Иногда случается так, что люди по каким-либо причинам теряют память. Тогда они забывают своих близких и то, что они делали прежде. После подобных случаев они нередко начинают вести совсем другую жизнь, чем до инцидента.

Память необходима нам и для того, чтобы мы могли совершенствовать свои знания и умения, набираясь опыта. Так, ребенок, совершая первые шаги, запоминает, как нужно правильно ставить ноги, чтобы не упасть. Ученик в школе, задействуя ресурсы своей памяти, осваивает новые предметы. Взрослые подобным образом развиваются профессионально.

Благодаря памяти, мы имеем возможность учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Например, знание важных исторических событий дает нам понимание того, к каким тяжелым последствиям могут привести необдуманные человеческие действия.

Всегда ли наши воспоминания являются отражением действительных фактов? Конечно нет, ведь человеку свойственно помнить далеко не все. Наш мозг делает акцент на важных именно для нас событиях. Кроме того, мы чаще помним о хорошем, и стремимся забыть о плохом.

Забывание является своеобразным защитным механизмом. Если бы мы помнили все, мы бы, наверно, просто сошли с ума. Поэтому то, сначала, обработанная нашим мозгом информация, поступает в кратковременное хранилище, и лишь малая часть ее затем переходит в долговременную память.

Но и эти воспоминания со временем стираются и тускнеют. Поэтому, если мы хотим сохранить их, то стоит регулярно освежать свою память. Например, перелистывать альбомы со старыми фотографиями, перечитывать любимые с детства книги или просто обсуждать события дней минувших со своими знакомыми.

Память можно определить как способность запоминания, сохранения и воспроизведения и передачи человеком другим людям жизненного опыта во всевозможных его проявлениях. Память, соответственно, включает в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации. Все эти процессы представляют собой стороны или аспекты целостной и достаточно сложно устроенной памяти человека, однако в аналитических целях, для более глубокого и разностороннего понимания памяти эти процессы выделяются и рассматриваются как отдельные. Их выделение и раздельное изучение объясняются следующими причинами.

  • 1. Указанные процессы играют различную роль в жизни людей, которая отражена в самих их названиях.
  • 2. У одного и того же человека и у разных людей все эти процессы могут быть развитыми в разной степени.
  • 3. Эти процессы памяти в своем функционировании подчиняются разным законам.
  • 4. В анатомии и физиологии мозга соответствующие процессы представлены различными нервными структурами и характерными для них физиологическими явлениями.

Память лежит в основе всей жизни современного человека: обучения, воспитания, профессиональной деятельности, общения. Благодаря памяти, в частности сохранению и передаче из поколения в поколения накопленных людьми знаний и опыта, была создана и продолжает совершенствоваться вся человеческая культура, как материальная, так и духовная. На памяти, т.е. на сохраненных, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых людьми умениях и навыках основаны все способности. Благодаря своей уникальной памяти и ее постоянному совершенствованию, активно и с заметным ускорением продолжающемуся в наши дни, человек не только выделился из царства животных, но достиг того уровня развития, на котором он находится сейчас. Каждое новое поколение людей в наши дни превосходит предыдущее по количеству и доступности имеющейся в его распоряжении информации.

В психологии памяти, которая имеет длительную историю (исследования в этой области ведутся более двух с половиной тысяч лет, а первые научные произведения, посвященные памяти, появились в Древней Греции), лучше всего были изучены процессы запоминания и припоминания (воспроизведения) материала. Это объясняется тем, что, во-первых, запоминание и припоминание - это главные процессы памяти, на которые приходится наибольшая нагрузка и которыми человек чаще всего в жизни пользуется. Во-вторых, продуктивность памяти человека в первую очередь зависит именно от этих двух процессов. В-третьих, если у людей возникают какие-либо проблемы с памятью, то они прежде всего касаются запоминания или припоминания материала. В-четвертых, запоминание и припоминание проще всего изучать экспериментальным путем. Ознакомимся с некоторыми общеизвестными фактами, касающимися запоминания и припоминания материала.

На первый взгляд может показаться, что запоминание или припоминание человеком материала происходит буквально, т.е. при запоминании соответствующий материал просто копируется, а при его припоминании воспроизводится в том же виде, в каком он хранится в памяти человека. На самом деле это не так. Как в процессе запоминания, так и при воспроизведении материала происходят его целесообразные и закономерные изменения, которые, однако, сохраняют в запоминаемом или припоминаемом материале главное - то, что необходимо человеку при последующем использовании соответствующего материала.

В процессе запоминания материала в нем выделяется то, что в данный момент представляет интерес для человека, и именно оно - наиболее интересное и соответствующее актуальным потребностям человека - запоминается. Что же касается запоминания второстепенных, неинтересных для человека деталей, то на них он вообще не обращает внимания и, следовательно, не запоминает. Кроме того, при запоминании и в процессе сохранения соответствующего материала в памяти происходит его внутреннее переструктурирование, рассчитанное на то, чтобы он лучше запомнился, дольше сохранился в памяти человека и легче воспроизводился.

Воспроизведение материала, писал в свое время А.А. Смирнов, не есть его буквальное или механическое повторение. Это, скорее, его активная мысленная реконструкция, т.е. восстановление, сопровождаемое заметными, закономерными и целесообразными изменениями.

Эти изменения носят творческий характер, но не меняют основного, значимого для человека содержания соответствующего материала. Они способствуют его лучшему пониманию и более прочному запоминанию, а далее - точному воспроизведению. Формы изменений, вводимых в воспроизводимый по памяти материал, могут быть следующими.

  • 1. Обобщение и сокращение того, что в исходном материале (при его первом запоминании) было представлено в детализированной, конкретной и развернутой форме. За счет обобщения из материала исключаются второстепенные детали, выделяется (подчеркивается) главное.
  • 2. Конкретизация или детализация того, что вначале было заложено в памяти в обобщенной и сжатой форме. Этот процесс связан с необходимостью углубления понимания материала после того, как он запечатлелся в памяти. Например, когда человек объясняет другим людям то, что знает сам, но еще недостаточно глубоко понимает, он конкретизирует и детализирует свои знания с двоякой целью: во- первых, для того чтобы самому глубже понять соответствующий материал, во-вторых, для того чтобы лучше объяснить его другим людям.
  • 3. Замена в запоминаемом материале одного содержания другим, равнозначным по смыслу. Это происходит тогда, когда человек не в состоянии точно вспомнить название (имя) чего-либо и передает его своими словами.
  • 4. Смещение или перемещение отдельных деталей подлинника. Это может происходить в двух случаях: первый - когда от этого не меняется содержание припоминаемого материала, второй - когда перемещение деталей способствует структурированию данного материала, его пониманию и запоминанию.
  • 5. Объединение того, что в оригинале (при первом запоминании материала) было представлено отдельно друг от друга, или разъединение того, что в оригинале, напротив, было соединено. Такое изменение в процессе реконструкции припоминаемого материала может происходить по тем же самым причинам, которые указаны в п. 4.
  • 6. Дополнение материала тем, чего не было в оригинале (подлиннике). Это происходит в случае обнаружения значимых связей запомненного материала с каким-либо другим материалом после его запоминания.

Таким образом, воспроизведение как процесс памяти представляет собой одновременно и восстановление в памяти того, что было воспринято и запомнено, и его изменение или преобразование. Практически все указанные выше изменения, которые имеют место при воспроизведении запомненного материала, не являются искажениями или ошибками памяти. Они целесообразны и имеют позитивный смысл, представляя воспроизведение соответствующего материала как разумный и творческий процесс.

Узнавание также нельзя понимать как буквальное копирование материала. В случае узнавания, как правило, не происходит сколько- нибудь полного восстановления в памяти узнаваемого материала. Вместо его целостного и буквального воспроизведения у человека возникает ощущение того, что с данным материалом он уже был ранее знаком, где-то и когда-то с ним встречался. В большинстве случаев человек не в состоянии полностью восстановить в своей памяти узнанный им материал и не может ответить на вопрос о том, насколько то, что он узнал, соответствует тому, что он когда-то знал.

Что касается сохранения и забывания материала, то в отношении этих двух процессов памяти вопрос о точности сохраняемого или забываемого материала вообще не стоит. В случае хранения материала мы практически ничего не можем сказать о том, насколько точно сохраняемое соответствует оригиналу. Поскольку воспроизведение не буквально восстанавливает хранимое в нашей памяти, то по воспроизведению трудно сказать, в какой степени хранимое в памяти изначально соответствовало оригиналу. При забывании утрачивается то, с чем можно было бы сравнивать забытое, и, следовательно, вопрос о его соответствии оригиналу не имеет смысла.

Все эти рассуждения определенно указывают на то, что человеческая память во всех ее проявлениях - это нечто иное, чем простое механическое копирование или зеркальное отражение запоминаемого, сохраняемого, узнаваемого или припоминаемого материала. Тем не менее память, будучи не вполне точной в плане соответствия оригиналу, может вполне устраивать человека. Главное, чтобы она обеспечивала его сведениями, необходимыми и достаточными для удовлетворения актуальных потребностей. С научной точки зрения, однако, важно детально изучить все, что происходит в памяти человека, исследовать все ее процессы, для того чтобы лучше понять, каким образом память человека устроена. Такое знание, в частности, поможет специалистам по компьютерной и другой технике, где имеются блоки памяти, усовершенствовать их работу.

Целостная научная концепция памяти, если не считать рассуждения о памяти, представленные еще в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.), впервые возникла в ассоциативной психологии XVIII в. и нашла отражение, в частности, в работах Д. Гартли (1705-1757) и Д. Пристли (1733-1804). Далее с ассоциативных позиций память человека теоретически и экспериментально изучали в XIX в. Г. Эббингауз (1850-1909) и И. Мюллер (1850-1934), а также ученые, представлявшие интроспективную психологию сознания и функциональную психологию (В. Вундт, У. Джемс и др.). Ассоциативная психология памяти в течение двух столетий оставалась ведущим направлением в ее изучении, и за это время было выявлено и накоплено большое количество фактов, касающихся памяти человека.

Главное утверждение ассоциативной психологии заключалось в том, что ассоциации являются основными механизмами организации работы памяти человека. С этим положением категорически были не согласны представители гештальтпсихологии В. Келер (1887- 1967) и К. Коффка (1886-1941). С их точки зрения, процессы памяти основаны не на ассоциациях, а на структурной организации запоминаемого материала. Именно такая организация материала определяет, по их мнению, как запоминание, так и сохранение или припоминание материала. С принципом целостности процессов памяти В. Келер связывал и осмысленность запоминания, указывая на существенную разницу в запоминании осмысленного материала и бессмысленных слогов. В гештальтпсихологии, которую представляли названные выше ученые, утверждалось, что чем больше запоминаемый материал организуется в структурное целое и не является суммой бессвязных элементов, тем осмысленнее и быстрее он запоминается, дольше сохраняется в памяти и лучше припоминается. В русле гештальтпсихологии, таким образом, сложилась новая теория памяти, значительно отличающаяся от ассоциативной.

Новый вклад в развитие научных исследования памяти внесли представители французской функциональной психологии, прежде всего П. Жане (1859-1947). Заслугой этого ученого явилось то, что он первым стал рассматривать память с функциональной точки зрения, т.е. с точки зрения ее роли в жизни человека. Он, кроме того, осуществил культурно-исторический анализ человеческой памяти, показал ее значение в эволюции людей. П. Жане первым представил память современного человека как продукт длительного исторического развития людей, впервые ввел в исследования памяти идею ее прогрессивного преобразования - развития. В своем труде «Эволюция памяти и понятие времени» (1928) он указал на главные источники социально-культурного развития памяти - практическую деятельность человека и средства, с помощью которых она осуществляется. Именно эти средства, по мнению ученого, человек использует для овладения и управления своей памятью, совершенствуя их из поколения в поколение.

Экспериментальные исследования памяти человека, несмотря на давний интерес к памяти как таковой, были начаты сравнительно недавно. Немецкий ученый Г. Эббингауз, основные труды которого приходятся на конец XIX в., оказался первым из психологов, приступивших к экспериментальному изучению памяти, причем к тому моменту, когда были проведены и опубликованы результаты первых экспериментальных исследований памяти, в психологии еще господствовали ассоциационизм и интроспекция как основной метод изучения психических явлений. Он в свою очередь требовал разделения сложных психических явлений на элементарные явления, а интроспекция - внутреннего наблюдения за их динамикой.

Ассоциативной теории в понимании природы памяти придерживался и сам Г. Эббингауз. В отличие от своего соотечественника и современника В. Вундта, основателя экспериментальной психологии в целом, с которым Г. Эббингауз вел дискуссию относительно возможности экспериментального изучения памяти (В. Вундт такую возможность отрицал), Г. Эббингауз отказался от применения интроспекции в исследованиях памяти, заменив ее более надежными, объективными методами исследования. Тем не менее, будучи убежденным сторонником ассоциационизма, Г. Эббингауз в организации своих экспериментов и в теоретическом осмыслении полученных в них результатов строго следовал канонам ассоциативной психологии. Это, в частности, проявилось в том, что Г. Эббингауз придумал множество бессмысленных трехбуквенных сочетаний (так называемых «слогов») и предлагал их испытуемым в качестве стимульного материала для механического заучивания, полагая, что тем самым он изучает «чистую» память, не осложненную другими психическими явлениями.

Данное обстоятельство, безусловно, было методологической ошибкой ученого, поскольку память в таком «чистом» виде в природе не существует, а тот вариант «очищения» памяти, который использовал в своих экспериментах Г. Эббингауз, привел к тому, что он, во-первых, оставил без внимания самую сложную и организованную память человека, основанную на интеллекте (память, которую Л.С. Выготский позднее назвал высшей психической функцией); во-вторых, исследовал лишь самую простую память человека, основанную на многократном, механическом и бессмысленном повторении заучиваемого наизусть материала.

Вместе с тем безусловной заслугой Г. Эббингауза явилась разработка объективных методов экспериментального изучения памяти. Эти методы были опубликованы еще в 1885 г. В дальнейшем к ним добавилось много других методов, предложенных не только Г. Эб- бингаузом, но и другими учеными. Многие из методов изучения памяти, впервые разработанные Г. Эббингаузом, используются в психологической науке и в практике до сих пор. Это, в частности, метод антиципации, метод последовательных воспроизведений и метод сбережения (экономии).

Метод антиципации представляет способ изучения памяти, предполагающий воспроизведение запомненного материала в том порядке, в котором он предъявлялся испытуемому при его запоминании. В частных случаях применения данного метода от испытуемого требуется предвосхищать (антиципировать) следующую единицу заучиваемого материала в то время, когда он воспринимает и запоминает (заучивает) предыдущую единицу. Метод последовательных воспроизведений представляет способ исследования долговременной памяти, при котором от испытуемого требуется запомнить и многократно воспроизвести заученный материал в отдельных, отстоящих друг от друга по времени попытках. Метод сбережения (экономии) состоит в следующем. Вначале за определенное число повторений испытуемый выучивает некоторый материал. При этом устанавливается число попыток, необходимых ему для полного заучивания материала. Затем спустя некоторое время (несколько часов или дней) испытуемый воспроизводит материал по памяти, и в случае ошибок воспроизведения доучивает его. В заключение определяется разница между количеством попыток, необходимых для первичного заучивания соответствующего материала и его последующего доучивания. Эта разница рассматривается как экономия или сбережение попыток (иногда - времени).

Новый этап научных психологических исследований памяти как теоретических, так и экспериментальных, приходится на первую половину XX в., причем исследованиями памяти в это время занялись многие психологи в разных странах мира, включая Россию. Исследования памяти в это время выходят за пределы ассоциационизма, охватывают гештальтпсихологию, функциональную психологию, психоанализ и бихевиоризм. Это способствует увеличению числа направлений и школ в изучении памяти, созданию новых ее теорий.

Большой вклад в изучение памяти в эти годы внесли и отечественные ученые, где данная проблематика в течение нескольких десятков лет находилась на одном из первых мест среди всех психологических исследований. В число российских ученых, посвятивших свои труды памяти человека, входили Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов и др.

Во второй половине XX в. инициатива в научных исследованиях памяти перешла к представителям когнитивной психологии. Они предложили ряд новых теоретических моделей памяти, подкрепили их соответствующими экспериментальными исследованиями и данными. Специфика характерного для них подхода к изучению памяти заключалась в том, что они не видели принципиальной разницы, существующей между памятью человека и памятью электронно-вычислительных устройств.

1. Характеристика памяти, ее сущность, значение в жизни человека 3
II. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения» 8
III. Решить практические задачи 9
IV. Определить особенности сенсорного развития дошкольников 13
V. Составить рекомендации по развитию мышления дошкольника 16
VI. Решить тесты по теме «Деятельность» 19
Список литературы 20

I. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека

Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли» . Она имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Она связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность, пронизывает все стороны его существования, проявляет себя в разных формах и на разных уровнях его функционирования, включается во все виды его деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Без памяти не было бы ни знаний, ни навыков. Не было бы психиче-ской жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть . Без памяти было бы невозможно не только нормальное функционирование отдельного индивида и общества в целом, но и дальнейший прогресс человечества.
Память – это основное условие психической жизни. Память – это си-ла, которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый, – уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожден-ного .
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, со-хранения и воспроизведения информации. Человеческая память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания ; это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию ; это способность к воспроиз-ведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения .
Основными функциями памяти являются запоминание информации, ее сохранение или забывания, а также последующего воспроизведения сохраненной информации.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке .
Воспроизведение – это процесс восстановления прежде воспринятого. Воспроизведение является результатом и запоминания, и сохранения. Вос-произведение – не есть простое механическое повторение запечатленного, а реконструкция, т.е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников . Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывается в пер-вую очередь то, что не применяется, не повторяется, что перестает быть для человека существенным. Забывание может быть полным и частичным, длительным и временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Для успешности трудовой, учебной и других форм индивидуальной деятельности человека имеют значение различные параметры памяти: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент .

Введение 3
1.Понятие памяти 4
2. Виды памяти. Их краткая характеристика. 4
3. Процессы памяти. 7
4. Значение памяти в осуществлении деятельности 10
Заключение 13
Список литературы 14

Введение

Психологические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Одним из важнейших психических процессов является память.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного
Не подлежит сомнению, что продуктивность человеческой деятельности тесно связана с возможностями памяти.
Связи с этим целью данной работы является определить психологическую сущность памяти и ее роль в деятельности человека.

1. Понятие памяти

Память - психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память - это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.
Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов .
Таким образом, память - это совокупное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Память - процесс организации и сохранения человеком своего прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности.

2. Виды памяти. Их краткая характеристика.
Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования
По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету); слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя); вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов); обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра); тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи) .
Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.
Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.
Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями.
По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память. Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.
По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает.
Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.
По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.
Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного и составит содержание этого вида памяти);
эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя) .
Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.
Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь ля выполнения текущих действий (операций) .
Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга. Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.
Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой.

3. Процессы памяти.
Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Под запоминанием подразумевают избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).Различают также ассоциативное запоминание, при котором воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом (вспомним знаменитые житейские «узелки на память»); осмысленное запоминание, где ведущими являются процессы мышления и осознание логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа .
Запоминание является составной частью деятельности особого вида - мнемической.
Сохранение. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.
Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Существуют разные виды воспроизведения: узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению); реминисценция - мало изученное явление улучшения: воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения; припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч); воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.
Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация связана со склонностью человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и др. Кон-фабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной.
Забывание - это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней: высокому, когда человек не может самостоятельно восстановить образ объекта, но относительно просто сделает это после повторного опыта; среднему, когда полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти все написанное); низкому, когда человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.
Забывание нельзя противопоставлять запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья.

4. Значение памяти в осуществлении деятельности

Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное значение для жизни и деятельности не только каждого конкретного человека, но и общества в целом. Уже в древнегреческой мифологии обнаруживается признание важной роли памяти в развитии культуры человечества.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.
Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.
Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть. .
И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» .
Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.
Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).
Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта;4;.
Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
Исключительно большое значение имеет двигательная память при занятиях физкультурой и спортом (катанье на коньках, езда на велосипеде, плаванье и т. д.).
Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.
Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.
Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), двигательными (у механика - наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога), на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи.
Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность .

Заключение

Память - свойство объектов живой и неживой природы хранить информацию о прошедших событиях в различных их проявлениях, обусловленное наличием у объектов структур, способных перестраиваться (менять ориентацию, конформацию, физико-химические характеристики и т. д.) под действием тех или иных факторов и сохранять длительное время свое новое состояние при отсутствии действия фактора, вызвавшего перестройку. Управление памятью осуществляется за счет механизмов запоминания новой информации и забывания старой.
Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера.
Анализ роли памяти в деятельности человека показал, что благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Память даёт возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Таким образом, в данной работе мы показали первостепенную роль памяти в деятельности человека, обусловленность возможности эффективной деятельность развитой памятью и ее видов.

Список литературы

1. Дружилов С.А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков: монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 119 с.
2. Козубовский, В. М.Общая психология: познавательные процессы [Текст]: учебное пособие /В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
3. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособ./ Маклаков А. Г.- СПб.: Питер, 2007 - 592 с.
4. Немов Р.С. Психология.Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. [Текст]/ Р.С.Немов//В 3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии.-М.: ВЛАДОС, 2006.-573с.
5. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. [Текст]: учеб пособ./ Л. Д. Столяренко – Ростова на Дону: Издательство «Феникс» , 2007.- 671 с.

Урок

Что такое память, роль памяти в жизни человека и в учебе .

Образовательная цель : раскрыть понятие «память», выявить значение памяти в жизни человека.

Ход урока:

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Она называется «Попробуй повтори!» Сейчас я прохлопаю в ладоши ритм. Ваша задача - внимательно слушать, запомнить и повторить точно так же.

(Учитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети повторяют.)

Как вы думаете, что вы сделали, прежде чем повторить ритм? (Запомнили.)

Верно, вы его послушали и запомнили. Нужно быть не только внимательным, но и обладать хорошей памятью.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается (кошка).

Что вы знаете про кошек? Откуда вы это знаете?

Представьте себе, что вы попали в страну кошек.

Что в ней происходит?

Что помогло представить эту страну?

Сейчас я познакомлю вас с некоторыми жителями этой страны:

На зеленой полянке Кузнечик играет на скрипочке. Порхают веселые бабочки . Скачут неугомонные лягушки . На листочке сгибается и разгибается червячок . Жужжит назойливая муха. Паучок плетет паутину. Муравей тащит домой травинку.

Нарисуйте обитателей этой чудесной поляны. Что помогло вам вспомнить всех жителей поляны? (память)

Посмотрите на доску. Прочитайте тему сегодняшнего урока. («Развивай свою память».)

Как вы думаете, что такое память? А на что похожа наша память? (Выслушиваются высказывания детей.)

на доске открываю слово Память

Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым, со шкатулочкой, с магнитофонной пленкой, диском и т. д.

Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала фиксируем это в своей памяти, то есть как будто кладем в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, то есть накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, то есть открываем наш волшебный сундучок.

Итак, память - это:

Запоминание;

Сохранение;

Воспроизведение.

(Все три написанных слова вывешиваются на доску.)

Вывод : Память – это способность мозга сохранять и удерживать информацию, а потом ею пользоваться.

Виды памяти

У всех людей разная память. Кто-то может запомнить больше, кто-то меньше. Один человек быстро запоминает, но и быстро забывает. А другому человеку нужно много времени для запоминания, зато помнить заученное он будет долго.

У каждого человека существуют разные виды памяти. Сейчас мы с вами еще немного поиграем - определим виды памяти. После того как я назову вам 7 слов, вы перевернете листочек и вычеркнете на нем картинки, которые соответствуют названным словам.

Слова: часы, утюг, ракета, лампочка, замок, трактор,автобус.

(Дети вычеркивают картинки с названными словами.)

Давайте проверим. Что вы делали, прежде чем вычеркнуть рисунок? (Слушали.)

Верно. Существует такой вид памяти - слуховая.

( Учитель делает запись на доске или вывешивает готовую таблицу с написанным словом.)

Слуховой памятью вы пользуетесь тогда, когда учитель на уроке что-либо объясняет, когда дома слушаете маму, смотрите телевизор и т.д.

Но память бывает не только слуховой. Чтобы узнать, какие еще виды памяти существуют, давайте продолжим играть.

Каждый из вас получит чистый лист, разделенный на 5 клеток. В течение 10 секунд я покажу вам такой же лист, но в каждой клеточке будет рисунок. Ваша задача - нарисовать такие же рисунки в той же последовательности.

(Учитель показывает, а дети рисуют.)

Давайте проверим. Что вы делали перед тем, как начать рисовать? (Смотрели на доску.)

Значит, вам помогло зрение. Как же можно назвать такой вид памяти? (Зрительная.)

( Учитель вновь делает запись на доске.)

Итак, существуют слуховая и зрительная память. Но если бы мы обладали только такими видами памяти, то не смогли бы научиться плавать или танцевать. И во время обучения письму вы тоже запоминаете определенные движения. Значит, двигаться нам помогает тоже память (на доску название ).

Кто хочет проверить свою двигательную память?

Сейчас три человека на 5 секунд примут какую-нибудь позу, а после этого желающий должен будет их повторить.

(Четыре человека выходят к доске. Игру повторяют несколько раз.)

Представьте себе лимон. Какой он? Представьте, что вы кушаете его, какое выражение лица у вас? Какая память помогла нам вспомнить вкус лимона – вкусовая (название на доску).

Феноменальная память

Есть люди, которые могут запоминать в 100 раз больше, чем другие. Эти люди обладают феноменальной памятью.

( Слово вывешивается на доске .)

Это люди, которые могут запомнить очень-очень много, быстро что-либо сосчитать. Кто из вас знает, кто такой Наполеон? (Французский император и полководец.)

У него тоже была очень хорошая память. Он помнил всех своих солдат по именам. Известный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт мог запомнить сложнейшее музыкальное произведение после одного прослушивания. А.С. Пушкин, великий русский поэт, мог запомнить стихотворение, прочитав его всего два раза.

Давайте мы с вами посмотрим у кого из вас феноменальная память, попробуем выучить стихотворение Елены Благининой «Огонек». Я прочитаю его два раза, а вы попробуете запомнить.

Работа с памяткой

Я хочу помочь вам заучивать стихи. В этом нам поможет памятка. Давайте прочитаем ее.

Памятка «Как лучше запоминать»

Будь уверен, что все запомнишь. Мысленно скажи себе: «Я все запомню! Я молодец!»

Не учи слишком много за один раз. Разбей большой текст или стихотворение на части. Если устал - отдохни, так как происходит напрасная трата твоей энергии и времени.

Выученные строчки повторяй несколько раз, каждый раз по- новому: весело, грустно, спокойно, восторженно.

Представляй то, что надо запомнить: рисуй картинки, образы, старайся, чтобы образы были яркими.

Перескажи текст или стихотворение своими словами.

Повтори стихотворение или текст перед сном, утром, когда проснешься, и перед уроком. Будь уверен в себе!

(Стихотворение можно записать на доске, предложив детям прочитать его самостоятельно, так как у некоторых детей лучше развита зрительная память ). Слайд 1

Хрустит за окошком

Морозный денек.

Стоит на окошке

Цветок-огонек.

Малиновым цветом

Цветут лепестки,

Как будто и вправду

Зажглись огоньки.

(Учитель читает стихотворение 2 раза.)

Давайте проверим.

Роль и механизм запоминания

Когда лучше запоминается материал: когда мы его понимаем или, когда просто зубрим, то есть не осмысляем? (Когда понимаем, тогда запоминается лучше.)

Зубрить что-либо вредно, так как такой вид запоминания не эффективен и зазубренное быстро забывается. Более эффективно учить уроки осмысленно, то есть стремиться разобраться в материале. Тогда полученные знания могут долго храниться в памяти.

(Памятки раздать каждому ученику.)

(слайд2)

Игра на развитие памяти

А вы бы хотели иметь феноменальную память? (Да.)

Кому-то хорошая память дана от природы, а кому-то приходится ее развивать. Но чтобы развить свою память, надо много тренироваться.

Посмотрите и запомните, как одет ваш одноклассник Игорь.

(Дети запоминают, затем Игорь выходит и за дверью меняет что-то в своей одежде, учитель может ему помочь. Игорь входит в класс.)

Вспомните, как был одет Игорь и ответьте, что изменилось в его внешнем виде. (Дети угадывают.)

Подведение итогов

Зачем человеку нужна память? А стоит ли свою память развивать? (Дети отвечают.)

Какие вы знаете пословицы о памяти? Слайд3

А еще говорят: «Потерял память, потерял себя». Как вы понимаете эту пословицу? (Без памяти человек не существует.)

«Дырявая голова» - о ком так говорят? (О том, у кого плохая память.)

( Слайд 4)

Итак, память является одним из основных свойств человека. Человек, лишенный памяти, по сути перестает быть человеком.

Зрительная память – Запоминание объектов при помощи зрения.

Слуховая память – запоминание объектов при помощи слуха.

Двигательная память – запоминание движений.

Вкусова,осязательная память – запоминание объектов при помощи прикосновений, вкуса.


Top