Диагностика наглядно образного мышления у дошкольников. Методика исследования мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Способность человека самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов и явлений, обобщать, делать умозаключения, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность возникает и формируется в ходе ее интеллектуального развития.

Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня .

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель : определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики :

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.

Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (5 отличий). За время 3 мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики:

В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные виды домашней птицы и одно животное, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней является лишним.

Внимательно посмотри на картинки и определи, что здесь отличное от других и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.

Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где.

Развиваем мышление

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Пословица

Основные формы мышления, которые формиру­ются уже в дошкольном возрасте, - это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мыш­ление.

Наглядно-действенное мышление - это мыш­ление в действии. Оно развивается у дошкольни­ков в процессе действий с различными предмета­ми, игрушками.

Наглядно-образное мышление - основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое су­щественное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребе­нок учится пользоваться различными планами, схемами.

Логическое мышление - это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с закона­ми логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логи­ческого мышления.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Тест «Заселение домика»

Этот тест позволяет оценить особенности мышле­ния ребенка. Выявляет комбинаторные умения и на­выки. С его помощью можно выявить, насколько ре­бенок умеет планировать свою деятельность и конт­ролировать ее результат.

Задание ребенку:

- Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого эта­жа был другой, не такой, как на шестом этаже.

Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались не­заселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

Результат

    Отлично, если ребенок полностью справился с за­данием самостоятельно.

    Если он выполнил правильно только два-три ва­рианта - это тоже неплохой, результат, тем не менее надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.

Идеальный вариант выполнения:

Упражнения на развитие мышления (логики)

У ребенка должны быть развиты все виды мышле­ния: практически-действенное, наглядно-образное, сло­весно-логическое. Только развитие всех видов мыш­ления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.

В данном разделе приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них.

Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:

    описывать признаки предметов;

    классифицировать предметы по цвету, форме, раз­меру, по их функции в жизни;

    сравнивать предметы между собой;

    узнавать предметы по заданным признакам;

    определять последовательность событий;

    обобщать;

    давать определения тем или иным понятиям, другие.

Полезный совет

    • Для улучшения мозговой деятельности выпол­ните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыс­лительные процессы.

      Сядьте так, чтобы вам было удобно.

      Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните го­лову вперед.

      Медленно качайте головой из стороны в сторо­ну, пока при помощи дыхания уходит напря­жение.

      Подбородок вычерчивает слегка изогнутую ли­нию груди по мере расслабления шеи.

      Выполнять 30 секунд.

1. Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)

Упражнение 1. «Третий пишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих при­знаков.

    Яблоко, вишня, помидор.

    Час, килограмм, минута.

    Козленок, корова, теленок.

    Шапка, шарф, кепка.

    Мыло, веник, мочалка.

    Карандаш, стакан, ложка.

    Кастрюля, сумка, чемодан.

    Колбаса, молоко, молоток.

    Телевизор, холодильник, диван.

    Кошка, собака, волк.

Полезный совет

    • При выполнении данных упражнений попро­сите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.

      Не забывайте: главный вопрос - почему ты так думаешь?

Упражнение 2. «Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

    Лиса - нора, медведь - ... (берлога)

    Больница - лечение, школа -.... (обучение)

    Сахар - сладкий, лимон - ... (кислый)

    Рыба - вода, птица - ... (небо)

    Утка - утенок, курица - ... (цыпленок)

    Птицы - перья, звери - ... (шерсть)

    Осень --зима, дождь - ... (снег)

    Кастрюля - половник, тарелка - ... (ложка)

    Куртка - замок, шуба - ... (пуговица)

    Тепло - вода, морозно - ... (лед)

Упражнение 3. «Путаница»

Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?

Упражнение 4. «Деление целого на части»

Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромаш­ка, апельсин, лук, лес, машина и др.)

Задание ребенку:

- Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.

Например, дуб - целое, а части - ствол, ветви, су­чья, листья и т. д.

Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.

Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей - столько же и палочек.

Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.

Упражнение 5. «Домик»

Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.

Помните: правильно расположить рисунок на листе - означает скомпоновать рисунок (см. илл. № 21).

Упражнение 6. «Сравни»

Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?

Найди одинаковые чашки.

2. Упражнения на развитие образного представления (мышления)

Упражнение 1. «Отгадывание загадок»

Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) - своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

Отгадывание загадок - задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «уви­деть» предмет по словесному обозначению его при­знаков.

Учить детей отгадывать загадки - значит учить их соотносить речевую форму описания с графичес­кой формой.

При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.

Если ребенок дал неполное объяснение, то взрос­лый должен дополнить его ответ.

Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку про­анализировать смысл загадки.

Задание ребенку:

- Узнай предмет по заданным признакам.

Угадай, что это:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

Полезный совет

Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.

Примерный перечень загадок для

детей-дошкольников

Явления природы

Одеяло белое

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Туча скрыла солнца свет,

Рухнул мост, а щепок нет.

(Радуга)

Поднялись ворота,

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!»

(Радуга)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

Через речку лег,

Пробежать помог.

(Лед)

В синей чаще - алый мяч,

Он и светел, и горяч.

(Солнце)

Растительный мир

Круглая, да не лук,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сидит дед,

В шубы одет,

Кто раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Весь из золота отлит,

На соломинке стоит.

(Колос)

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Осенние листья)

Золотая голова

Велика и тяжела,

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

Круглое, румяное

С дерева достану я.

(Яблоко)

Рос шар бел,

Ветер дунул -

Жар улетел.

(Одуванчик)

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

(Земляника)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы)

Шапочка да ножка -

Вот и весь Ермошка.

(Гриб)

Стоят в поле сестрицы:

Платья белены, шапочки зелены.

(Березы)

Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягоды сорвешь -

Всю руку обдерешь.

(Крыжовник)

Стоит Антошка

На одной ножке.

Где солнце станет,

Туда он и глянет.

(Подсолнух)

Стоит лепешка Н

а одной ножке,

Сам маленький,

А шляпка большая.

(Гриб)

Животный мир

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног - без копыт.

Летит - воет,

Сядет - землю роет.

(Жук)

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает

(Курица)

Летит птица,

Кто убьет,

Свою кровь прольет.

(Комар)

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

Не воин, а со шпорами,

Не караульщик, а кричит.

(Петух)

Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь.

(Рыба)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

(Волк)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.

(Петух)

У кого глаза на рогах,

А дом - на спине?

(Улитка)

Стоит копна,

Спереди вилы,

Сзади метла.

(Корова)

Пятак есть,

А ничего не купишь.

(Свинья)

С бородой, а не старый,

С рогами, а не бык,

С пухом, а не птица.

(Козел)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

(Корова)

На дне, где тихо и тепло,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

(Собака)

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка,

На спине - щетинка.

(Поросенок)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает.

(Петух)

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а над цветами летает.

(Бабочка)

С ветки - на тропинку,

С травки - на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

(Кузнечик)

Маленький мальчишка.

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки

(Гусь)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

(Рыбы)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел)

Мягкие лапки,

А в лапках - царапки.

(Кошка)

С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык.

(Коза)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца.

(Крот)

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Маленький шарик

Под лавкой шарит.

(Мышь)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Предметы для дома

С ногами - без рук,

С боками - без ребер,

С сиденьем - без живота,

Со спиной - без головы.

(Кресло)

На окошке пруд,

В нем рыбки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков.

(Аквариум)

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Четыре брата

Одним кушаком

подпоясаны,

Под одной крышей стоят.

(Стол)

Идут, идут,

А все тут да тут.

(Часы)

Кто в дом ни идет,

Меня за руку берет.

(Дверная ручка)

Кричит горлан

Через море-океан.

(Радио)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(Подушка)

Гладкое,

стеклянное,

В него смотрятся.

(Зеркало)

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник)

Растянулась, как гармошка,

Чудо печка под окошком.

(Батарея)

Гладко, душисто,

Моет чисто.

(Мыло)

Есть у нас в квартире робот.

У него огромных хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «Ту».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

Хвостик из кости,

А на спине - щетинка.

(Зубная щетка)

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.

(Пылесос)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

Транспорт, машины

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везет, а не лошадь.

(Самолет)

Что за птица:

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Людей и груз везет.

(Самолет)

Не летит, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

У песочных ям,

У горы крутой

Стоит великан

С железной рукой.

(Экскаватор)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут - положу,

Человеку я служу.

(Подъемный кран)

Дом чудесный - бегунок

На своей восьмерке ног

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -

И поднимется до звезд.

(Ракета)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус)

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы.

(Санки)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса,

Сядь верхом да мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Какой конь

Землю пашет,

А сена не ест?

(Трактор)

Продукты

Жидко, а не вода.

Бело, а не снег.

(Молоко)

Белый камень

В воде тает.

(Сахар)

Сидит на ложке,

Свесив ножки.

(Лапша)

Белый - как снег,

В чести у всех.

(Сахар)

Стоит бочка -

Без замочка

И без зарубинки.

(Яйцо)

Черненько, горяченько,

А все любят.

(Чай)

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Меня одну не едят,

А без меня мало едят.

(Соль)

Инструменты

Зубов много,

А ничего не ест.

(Пила)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

(Топор)

Деревянная шея,

Железный клюв,

Стучит «тук, тук, тук».

(Молоток)

Птичка-невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной.

(Игла с ниткой)

Бьют Ермилку

По затылку.

Он не плачет,

Только носик прячет.

(Гвоздь)

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.

(Лейка)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом,

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

(Лопата)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

(Иголка)

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы)

На два пальца меня надевают

И - что нужно, мною разрезают.

(Ножницы)

Полезный совет

    Малыши очень любят игру «Кто больше зна­ет?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.). Устройте с ним соревнование: кто больше назовет призна­ков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).

    Играя в эту игру, вы развиваете образное мыш­ление ребенка.

Упражнение 2. «Собери картинку»

Разрежьте любые картинки на части, пусть ребе­нок соберет, « полечит ».

Полезный совет

    Очень полезно для развития образного мышле­ния, памяти, внимания ребенка следующее уп­ражнение: попросите малыша перечислить ок­ружающие вас предметы, которые имеют круг­лую форму (квадратную, треугольную и т. д.).

    Можно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень малень­кие и т. д.).

    Это упражнение можно выполнять в любое вре­мя и в любом месте.

3. Упражнения на развитие логического мышления

Упражнение 1. «Определение последовательнос­ти событий»

1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на ри­сунке целое яблоко. Как художник изобразил, что ста­ло с яблоком?

2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).

Полезный совет

    Рассматривайте с ребенком различные картин­ки, фотографии, реальные сценки из жизни.

    Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на кар­тинке. Спросите, что будет потом.

    Подобные беседы будут способствовать форми­рованию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.

Упражнение 2. «Поиск закономерностей»

Вариант 1.

Продолжить перечень слов.

Как можно назвать одним словом следующие предметы?

    Март, апрель, май, июнь... - месяцы .

    Хлеб, молоко, колбаса, макароны... - продукты .

    Стол, стул, шкаф, диван... - мебель .

    Ромашка, василек, одуванчик, лютик... - полевые цветы .

    Туфли, сапоги, валенки, сандалии... - обувь.

    Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... - бы­товые электроприборы.

    Роза, гвоздика, астра, тюльпан... - садовые цветы.

    Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... - школьные принадлежности.

    Компот, каша, борщ, хлеб... - еда.

    Тарелка, чашка, ложка, стакан... - посуда.

    Машина, кукла, кубики, пирамидка... - игрушки.

    Молоток, топор, пила, лопата... - инструменты.

    Дуб, береза, осина, клен... - деревья.

Вариант 2.

Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Ка­кая здесь закономерность? Найти закономерность в рас­положении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.

Вариант 3.

Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.

Вариант 4.

Продолжить узор (ряд).

Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.

Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»

Примерные вопросы:

    Чем отличается чашка от стакана?

    Почему снег бывает зимой, а не летом?

    Как зовут маму вашей мамы?

    Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

    Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)

    Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?

Какие слова являются противоположными по зна­чению:

    Большой - начало - высокий - брать - ... и т. д.

    Когда ты завтракаешь - утром или вечером?

    Сколько концов у двух палок?

    Чем похожи дерево и куст? Чем они отлича­ются?

Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.

Примерные ситуации:

1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой на­право. Видят ли они друг друга?

2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколь­ко яблок осталось расти на сосне?

3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты малень­кий», - сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, - в траве жук жужжит: «Ого, ка­кой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку от­ветить на этот вопрос.

4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?

5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?

6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»

7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подо­шла к закрытому окну, посмотрела на улицу и ска­зала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».

8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуля­ешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, по­смотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кон­чится?».

Упражнение 4.

Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.

Упражнение 5. «Соотношение количества предме­тов с цифрой»

Покажи попугая, который держит карточку с верным ответом.

Упражнение 6. «Пословицы»

Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.

    Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.

    Пословица развивает и обогащает речь.

    В пословицах мудрость и красота.

Примерный перечень пословиц для детей дошкольников

Об учении

    Ученье - свет, неученье - тьма.

    Красна птица оперением, а человек ученьем,

    Ученье - красота, неученье - простота.

    Повторенье - мать ученья.

    Где ученье, там и уменье.

    Ученье и труд вместе живут.

    По одежке встречают, а по уму провожают.

    Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

    Ум без книги, что птица без крыльев,

    Сперва думай, а потом делай.

О труде, работе

    По работе и мастера знать.

    Сломать легко, сделать трудно.

    Каждое дело любовью освещается.

    Кто первый в труде, тому слава везде,

    Глаза боятся, а руки делают.

    Без дела жить - только небо коптить,

    Терпенье и труд - все перетрут.

    Больше дела - меньше слов.

    Не ленись, а трудись.

    Веселись, играй, да дело знай.

Об умении

    Умелые руки работы не боятся.

    Над чем постараешься, тому и обрадуешься.

    Работа хвалит мастера.

    Есть терпение, будет и умение,

    Дело мастера боится.

    Лицом в грязь не ударит.

    Делу - время, потехе - час.

    Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

О книге и пользе чтения

    Дом без книги - что без окон.

    Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

    В книге ищи не буквы, а мысли.

    Книга - твой друг, без нее как без рук.

    Знание - солнце, книга - окно.

    Книга поможет в труде, выручит в беде.

    Кто много читает, тот много знает.

    Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.

Игры на развитие мышления

«Назови соседей»

Игра развивает скорость мыслительных процессов.

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

Постепенно усложнять игру: использовать чис­ла второго (третьего и т. д.) десятка.

«Составим букет»

Игра развивает у детей умение различать предме­ты по размеру и цвету.

Для игры понадобятся рисунки цветов разных раз­меров (их можно вырезать из открыток, цветной бу­маги).

Правила игры.

Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше - мелкие.

- число цветов в каждом букете;

- число белых (красных) цветов;

- число ромашек (роз, гвоздик);

- число больших (маленьких) цветов и т. д.

«Разноцветные мячи»

Игра направлена на развитие быстроты мышления. Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, дети называют одушевленные предметы. Водя­щий бросает синий мяч, дети называют неодушевлен­ные предметы.

Аналогично провести игру «Цифры и буквы».

«Один - много»

Игра направлена на развитие быстроты мышления.

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймав­ший мяч, возвращает его водящему, называя это сло­во во множественном числе.

«Камень - вата»

Правила игры.

Играющие делятся на две команды: «камень» и «вата». Водящий называет слова, которые начинают­ся на букву В. Если слышится звук В твердый, то команда «камень» хлопает в ладоши. Если мягкий, то команда «вата».

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида.

Что же касается первого - словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей мы предлагаем по три разные методики, по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.

Поскольку уровень интеллектуального развития младших и старших дошкольников различен, то в данный комплекс методик включены разные варианты для детей различного возраста: от 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная диагностика мышления методически разделена, имеются специальные оговорки, ограничивающие сферу применения описываемых методик определенным возрастом детей .

Методики для оценки образно-логического мышления

Методика «Времена года» .

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 18 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) .

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать) .

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

Методика «Раздели на группы» .

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную на рис. 21, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены» .

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

10 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета) , синие фигуры (заштрихованы в линейку) , желтые фигуры (в клеточку) , большие фигуры, малые фигуры.

Замечание. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп .

8-9 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов - за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла - за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл - за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методики для оценки наглядно-действенного мышления

Методика «Воспроизведи рисунки» .

Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис. 25, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребёнку дается фломастер темного цвета и рис. в сопровождении следующей инструкции:

«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура» .

На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нари-совал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8-9 баллов - ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались не заштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов .

5-7 баллов - ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

4-6 баллов - ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

2-3 балла - ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

0-1 балл - ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.

Методика «Вырежи фигуры» .

Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рис. в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры.

Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках) , ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) .

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов - все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

0-1 балл - ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Список литературы

  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – Москва: Просвещение, 1987. – 144 с. 1.
  2. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / М. Доналдсон; Науч. ред., предисл. и коммент. В. И. Лубовского. – Москва: Педагогика, 1985. – 189 с. 6.
  3. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 410 с. 7.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2003. – 456 с. 10.
  5. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика: введение в науч. психол. исслед. с элементами мат. статистики / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 631 с.
  6. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2005. – 288 с. 15.
  7. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Академия, 2012. – 367 с.

Для определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были подобраны следующие методики:

Методика "Логические задачи"

Мозговой штурм

Методика разработана А.3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у старших дошкольников. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование.

Ориентировочное время работы: 30 - 35 минут.

Инструкция испытуемым:

"Вам даны листы с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.

Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них используются искусственные слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания обозначают такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и т. п. Задачи с 7 по 10 подобны предыдущим.

Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому что в них про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное. Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями о животных, которые даются в условии задач.

В задачах с 13 по 16 в ответе нужно писать одно имя, а в задачах 17 и 18 - кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В задачах 19 и 20 обязательно писать в ответе только два имени, а в двух последних задачах - 21 и 22 - три имени, даже если одно из имен повторяется".

Задачи для предъявления:

  • 1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?
  • 2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?
  • 3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?
  • 4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?
  • 5. Катя красивее, чем Лиза. Лиза красивее, чем Лена. Кто красивее всех?
  • 6. Коля умнее, чем Дима. Дима умнее, чем Боря. Кто умнее всех?
  • 7. Саша веселее, чем Женя. Но Женя печальнее, чем Коля. Кто печальнее всех?
  • 8. Дима слабее, чем Ренат. Но Дима сильнее, чем Петя. Кто слабее всех?
  • 9. Миша умнее, чем Никита. Никита умнее, чем Гриша. Кто умнее всех?
  • 10. Вова счастливее, чем Денис. Денис счастливее, чем Петя. Кто счастливее всех?
  • 11. Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?
  • 12. Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех?
  • 13. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто младше всех?
  • 14. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?
  • 15. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?
  • 16. Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто темнее всех?
  • 17. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?
  • 18. Саша тяжелее, чем Миша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?
  • 19. Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и самый тяжелый?
  • 20. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?
  • 21. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий и самый сильный?
  • 22. Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, кто старше всех и кто самый высокий?

Правильные ответы:

  • 1. Толя.
  • 2. Лиза.
  • 3. Вова.
  • 4. Катя.
  • 5. Катя.
  • 6. Коля.
  • 7. Женя
  • 8. Петя
  • 9. Миша
  • 10. Вова
  • 11. Слон.
  • 12. Муха.
  • 13. Семенов.
  • 14. Гусев.
  • 15. Нина.
  • 16. Вера.
  • 17. Коля и Вова.
  • 18. Дима и Миша.
  • 19. Катя, Маша.
  • 20. Нина, Лиза.
  • 21. Юля, Ася, Соня.
  • 22. Вова, Толя, Миша.

Результаты исследования.

1. Уровень развития умения понять учебную задачу

Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.

От 5 до 10 задач - средний уровень.

Менее 5 задач - низкий уровень.

2. Уровень развития умения планировать свои действия.

Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.

Не решены последние 4 (т. е. 18 - 22) - средний уровень.

Менее 10 задач - низкий уровень.

Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени.

Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия, затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин на обратное, например, отношение "больше" на отношение "меньше".

3. Уровень развития умения анализировать условия задачи.

Правильно решены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16, - высокий уровень развития.

Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.

Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи.

Методика "Четвертый лишний"

Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Ребенку 5 - 6 лет зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

  • - книга, портфель, чемодан, кошелек;
  • - печка, керосинка, свеча, электроплитка;
  • - трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
  • - лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
  • - река, мост, озеро, море;
  • - бабочка, линейка, карандаш, ластик;
  • - добрый, ласковый, веселый, злой;
  • - дедушка, учитель, папа, мама;
  • - минута, секунда, час, вечер;
  • - Василий, Федор, Иванов, Семен.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

  • 10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;
  • 7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
  • 4 и менее баллов - способность к обобщению развита слабо.

Игра "Данетка"

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Достоинства "данеток":

  • 1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
  • 2. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".
  • 3. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ""Семеро козлят""" - это просто. А вот "Я загадал философский термин" - это сложнее.

Визуальные "данетки"

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:· Предмет лежит в правой половине стола? "Да".· Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

Ситуативные "данетки"

Ситуативные "данетки" отвечают на вопросы: Как это могло произойти? Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные "данетки" развивают умение находить причинно-следственные связи.

Например, объясните ситуацию:1. Один человек выкопал картофель, а другой его за это крепко поколотил.2. Человек очень любил летать, но с некоторого времени перестал пользоваться самолетом.3. Сначала они набили друг другу по огромной шишке, поссорились, потом познакомились, а потом поженились. Как это могло произойти?

Придумать тему ситуативной "данетки" ("Загадалки") без навыка бывает не просто. Если вам трудно придумать ситуацию, поручите это детям. Превратите процесс придумывания тем ситуативных "данеток" в веселое упражнение по развитию остроумия.

Можно предложить такой алгоритм. Сначала придумывается необычная ситуация, потом она описывается и задается вопрос: как такое могло произойти? Например, "Подул ветер и человек опоздал на совещание". А ситуация могла разыгрываться таким образом. Автомобиль, на котором надо было ехать этому человеку на совещание, выезжал из гаража. Подул ветер, незакрепленные ворота гаража пришли в движение и покалечили автомобиль.

Если придумать ситуацию будет трудно, то возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, например сказки. Из сказки выбирается ключевая или необычная ситуация и обыгрывается таинственными вопросами.

Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор, Иванушка - дурачок).

1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок) 2. Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ответила отказом. (Евгений Онегин) 3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка) 4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)5. Один гений сказал второму, что он гений, за что и был отравлен вторым. ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкин) 6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И.А. Крылов) 7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты) 8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)

Темы для "данеток" и возможные продолжения игры

Какой овощ я задумал? - Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)- Это листовой овощ? (Капуста, салат) - Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал? - Это мужское имя?- Имя начинается с гласной?- В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я задумал?- Это верхняя одежда?- Это мужская одежда?

Какую сказку я задумал?- Это русская сказка?

Какую историческую личность я задумал?- Это мужчина?

Какое дело я делаю утром обязательно? Какой цвет я задумал? Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал? Какую страну я задумал? Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал? Какую известную битву я задумал?

Выводы по второй главе

В данном разделе мы привели упражнения на развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического и абстрактного.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.

Примерно в возрасте 6-7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

Здесь мы также приводим описание логических задач - это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.

В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение. Как отмечал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, "в умозаключении…знание добывается опосредованно через знание без каких-либо заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта".

Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.

Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, "у Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?"

Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.

Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель : определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики :

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий). За время 3мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики:

В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:

8-10 -высокий уровень

5-7 - средний уровень

0-4 - низкий уровень

Таблица № 1

Уровни и критерии сформированности у детей операций логического мышления

Уровни

Критерии

Баллы

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Классификация

Высокий

За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле

За отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, назвав 6-10 признаков

За отведенное время (3 мин) нашел 12-15 отличий, назвал и показал

Ребенок решил поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснив, почему он и являются лишними

Ребенок выделил все группы фигур за время до2,5 мин

8-10

Средний

Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успел объяснить и сказать как должно быть на самом деле

Ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 1-5 признаков, подтверждающих его мнение

За отведенное время нашел 8-10 отличий

Ребенок справился с задачей от 1,5 до 2,5 мин

Ребенок выделил 7-9 групп фигур за время от 2,5 до 3 мин

Низкий

За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной

Ребенок правильно определил времена года меньше, чем на 3-х картинках и не назвал ни одного признака

За отведенное время нашел меньше, чем 8 отличий

Ребенок решил задачу за время более 3 мин, или вовсе не справился

За время 3 мин выделил меньше чем 5 групп фигур



Top