Использование мини музея в патриотическом воспитании. Музей в дошкольном учреждении как центр художественно-эстетического и патриотического воспитания
Актуальность «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».
Д. Лессинг. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма. Одним из методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея . Мини -музей в условиях ДОУ позволяют реализовывать образовательную программу, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для творческой и самостоятельной исследовательской деятельности. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины . Поэтому в своей группе мы решили создать мини-музей , который назвали «Русский национальный костюм» .
Цель. Формирование патриотических чувств к традициям своего народа через создание и использование материалов мини-музея .
Задачи. 1. Образовательные
Формировать чувство патриотизма, любовь к традициям своего народа, интерес к его прошлому, одежде в разные исторические времена.
- Познакомить с предметами одежды в разные исторические времена.
Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д.)
Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
2. Развивающие :
Развивать познавательную активность детей посредством музейной деятельности с привлечением родителей
Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, читать наизусть стихи и прочее.
Развивать творческое воображение через ознакомление с русским национальным костюмом.
3. Воспитательные :
Прививать детям чувство гордости за свой народ.
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования чувства патриотизма дошкольников учитывались следующие педагогические средства,
Педагогические средства, используемые в мини-музее
Форма проведения : занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, продуктивная деятельность детей, самостоятельная игровая деятельность.
Форма организации : коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы :
Словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание. - наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;
Практические – дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок.
Приемы : исследовательские действия, игровые приемы.
Особенность мини - музея
Важная особенность мини -музеев - участие в их создании детей и родителей . Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею . Они могут : участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини -музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Оформление мини-музея :
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини -музея располагаются на стене и на полках шкафа в групповой комнате, поэтому всегда доступны для рассматривания, детских игр, и др. деятельности ребенка
Использование музея в интеграции образовательных областей :
1. Социально - коммуникативное развитие.
Первоначально была проведена предварительная подготовка детей к общению с музейной культуры. Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в мини- музее .
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕМ МИНИ-МУЗЕЕ
1. В нашем музее нельзя шуметь «Слушай сам и дай слушать другому» ;
2. Многие экспонаты разрешено трогать рука
3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
«Сохрани историю для других» ;
4. Экспонаты нельзя ломать.
5. Можно и даже нужно задавать вопросы.
6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.
7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.
8. Будь доброжелателен по отношению к другим
«Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой» ;
Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время» , «культура» , «история» , «экспонат» , «исследователь» .
«Экспонат» - предмет, выставляемый на выставке, в музее.
«История» – изучение прошлого
В процессе создания мини -музеев мы уделяли особое внимание становлению самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в нашем мини -музее устроен уголок «игротека» . Дети могут использовать игры самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
настольная игра «Наряди куклу в национальный костюм» , дети одевают кукол и называют элементы национальной одежды.
Цель : закреплять знания о национальных костюмах народов проживающих на территории России.
Диалог с музеем также, обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет им удовлетворить свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсовода перед младшими детьми, перед сверстниками, проводя экскурсию по мини-музею (показывая и рассказывая об экспонатах музея) .
Наши дети становятся «экскурсоводами» , увлечёно рассказывая о том, что знают сами.
ролевая игра «школа маленького экскурсовода» детям дается понятие,
что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду.
Цель : способствовать усвоению опыта социальных взаимоотношений, умению выражать личное отношение к событиям и фактам, учить детей оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, учить считаться с интересами других, развивать речь, творческие способности.
2. Познавательное развитие
Первым экспонатом нашего музея стал сарафан и кокошник (сшитый родителями),
Беседа «Женский народный костюм»
Цель. Продолжить знакомить детей с женским национальным костюмом Воспитывать в детях патриотические чувства.
Благодаря собранным экспонатам дети могут заглянуть в историческое прошлое национального костюма
Рассматривание альбома «Одежда народов проживающих на территории России» . Дети имеют возможность рассмотреть одежду народов проживающих на территории России.
Нельзя не вспомнить замечательные слова Д. С. Лихачева
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине , её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
3. Речевое развитие
Каждый мини -музей – средство общения.
В нашем мини -музее есть много способов знакомства ребенка с культурой, и средств по развитию речи детей, владению ею как средством общения, обогащению активного словаря, развитию связной, диалогической и монологической речи, развитию речевого творчества.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Учитывая специфику организации работы с детьми, в наших экспозициях в качестве экспонатов выступают творческие работы детей. Самостоятельная работа в уголке изобразительной деятельности
раскрашивание раскрасок «национальный костюм» ,
5. Физическое развитие.
Разучивание с детьми народных игр, в которые играли наши дедушки и бабушки.
Цель : привлекать детей к участию в народных играх,
развитие двигательной активности детей и способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Работа с родителями
Пополнение экспозиции мини -музея новыми экспонатами
Рекомендации родителям «Как познакомить ребенка с русским костюмом» .
Привлечь к изготовлению новых народных костюмов.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.
Вывод :
Полученные знания оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание детей. Дети углубили свои знания об истории русского народного костюма, его достопримечательностях. Учатся проявлять уважение к традициям своего народа.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.
Анна Хлызова
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников . Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев , которая проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей .
В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое мини-музей , каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели , дети и их родители) определяли тему и название мини-музея , место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции. На этом же этапе было установлено взаимодействие с музеями.
Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами , детьми и их родителями мини-музеев : сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания мини -музеев учитывались следующие принципы :
Интеграции - мини -музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Социализация» , по воспитанию у детей патриотических чувств ;
Деятельности и интерактивности - мини -музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжет-но-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
Природосообразности - мини -музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея , объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
Гуманизации и партнерства - мини -музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок – ребенок» ;
Культуросообразности - мини -музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
Динамичности и вариативности - экспозиции мини -музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами , разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
Регионального компонента - мини -музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма . Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ , организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини -музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Так, в рамках участия в городском конкурсе социальных и культурных проектов был разработан проект «Центр народной культуры «Отыщи свое начало.» , в ходе реализации которого в ДОУ появились мини -музеи истории детского сада, русского быта и куклы.
В мини -музее истории детского сада представлена экспозиция «Большая история маленького «Светлячка» «, которая знакомит с историей возникновения детского сада, становления коллектива, достижениями педагогов и детей.
Цель данного мини -музея - показать детям главную достопримечательность истории малой Родины - человека, который живет рядом. Это может быть знакомый из соседнего двора или сотрудник детского сада.
В изостудии детского сада оформлен мини-музей русского быта , цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды , позволяющей знакомиться с культурным прошлым России.
Развивающая среда данного мини -музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты : предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини -музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.
Также в изостудии нашлось место для мини-музея куклы , созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. Со временем в мини -музее появились фабричные куклы. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов : пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей .
Цель данного мини -музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются : возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству.
Со временем мини -музеи появились в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста детей данной группы. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.
Так, для малышей был создан мини-музей игрушек «Курочка Ряба» . Не менее интересным оказался мини-музей природы «Волшебные камушки» , оформленный в группе среднего возраста , где дошкольники знакомятся с разнообразием образцов горных пород своего региона.
В группе старшего дошкольного возраста совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей был создан мини-музей «Ложки разные нужны, ложки всякие важны» , основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство с народными промыслами : историей возникновения и развития ложки.
Благодаря мини -музею дошкольники узнали, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки : столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия , пластмассы, дерева и др. Сейчас в мини -музее представлены все виды ложек, отражающие в том числе разное историческое время. Среди экспонатов ложка 1879 г., ложка с олимпийской символикой 1980 г. Также были оформлены альбомы об истории ложек «Мы о ложечке веселой все узнать хотим скорей.» , «Удивительная ложка нам откроет свой секрет» и книжки-самоделки, посвященные ложке. В данном мини -музее имеется театр на ложке, где можно увидеть Буратино, Карабаса Барабаса, Незнайку, Дюймовочку и др. Дети используют театр на ложке для разыгрывания придуманных ими сказок и диалогов.
В подготовительной группе детского сада расположился музей «От самовара до чайника» где можно увидеть самые необычные самовары : самовар-шкатулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный самовар, книгу в виде самовара. Кроме того, педагоги и дети подобрали информацию об истории самовара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии, составили альбом-сказку «Путешествие чайника (самовара) ».
Совместно с родителями дошкольники рисуют и подбирают картинки про самовары и чайники, придумывают загадки, вспоминают пословицы, поговорки, сочиняют стихотворные строки. Особенно нравятся воспитанникам «посиделки за самоваром» , на которых они пробуют разные виды чая с вареньем, пьют из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком. В результате совместной продуктивной творческой деятельности в мини -музее появляются самовары и чайники из соленого теста, апельсиновой кожуры.
Мини-музей «Мир открытки» , созданный также в подготовительной группе, позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь собраны открытки прошлого века и настоящего времени. А в мини -музее часов дети погружаются в разные исторические эпохи, связанные со временем.
Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки , работа над созданием которого велась педагогами в группе среднего возраста совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.
Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводили экскурсии и праздники «В гостях у матрешек» . Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами : «матрешка» – «мать» - «родительница» - «род» - «родина» - «Россия» .
В процессе создания мини -музеев в группах особое внимание воспитатели уделяли созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини -музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.
Важная особенность мини -музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя , детей и их семей.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали содержание экскурсий по мини-музеям , семейных мероприятий, которые были включены в перспективный план работы с детьми и родителями.
Важное место в работе мини -музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи :
Выявление творческих способностей детей;
Расширение представлений о содержании музейной культуры;
Развитие начальных навыков восприятия музейного языка ;
Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ были организованы встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея .
Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини -музеях ДОУ были заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями : «Найди спрятавшийся предмет» , «Восстанови интерьер» , «Дорисуй картинку» , «Одень героя» и т. д.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини -музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками , разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев .
Таким образом, мини-музеи , созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей , становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Таким образом, проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.
Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:
Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.
Деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.
Осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
Соблюдение принципов:
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные :
усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту
использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса
Развивающие :
активация мышления;
развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
развитие зрительно-слухового восприятия,
Воспитательные :
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре
Просветительские :
формирование умений, навыков;
формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Направления инновационной работы:
Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.
Цель и задачи развития музея:
Целью создания нашего музея стало:
Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи :
Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.
Знакомить с русским народным фольклором.
Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Формы работы в музее :
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Основная идея развития музея.
Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.
В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий
Красный угол;
Бабий кут.
Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.
«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.
«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.
«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.
«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины
«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.
Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе
Разработала заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Смирнова Любовь Викторовна.
Сентябрь. |
«Милости просим в избу» |
Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой. |
Народная игра «Катя, Катя маленька» |
«Сорока-сорока» |
Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска |
Обыгрывание потешки «Сорока» |
|
Ай, качи, качи. |
Знакомство с колыбелькой, зыбкой. |
Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи» |
|
Водичка-водичка. |
Знакомство с рукомойником. |
Пение попевки «Вода-водица» |
|
С гуся вода, с Ваня худоба. |
Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике. |
Исполнение потешек об умывании, колыбельных. |
|
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча |
Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок. |
Народная игра «Лады» |
|
Наша –то хозяюшка умела была. |
Закрепить представление об использовании веника, голика, |
Разучивание потешки «Наша-то хозяйка» |
|
Колобок – румяный бок. |
Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка. |
Инсценирование сказки |
|
Идёт коза рогатая. |
Познакомить с назначением крынки, подойника. |
Использовать потешки о корове и козе |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе
Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
||
Сентябрь. |
«Дорогим гостям рады» |
Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла. |
Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень» |
«Как Иванушка на ярмарке был» |
Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы) |
Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари» |
|
«Пошла млада за водой» |
Рассмотреть вёдра, коромысло. |
Инсценирование песни. Украшение коромысла |
|
«Из бабушкиного сундука» |
Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки) |
Изготовление куклы-скрутки |
|
«Приходите во горницу» |
Скалка, печь, чело, подтопок |
Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» |
|
Наши подружки -ложки, миски, кружки |
Знакомить со старинной деревянной утварью. Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент. |
Продуктивная деятельность «Укрась посуду» |
|
«Эх, лапти мои» |
Показать лапти, познакомить с их назначением. |
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» |
|
«Хозяйкины помощники» |
Уточнить представление о таких экспонатах музея, как сито, скалка, самовар |
Отрывок из сказки «Федорино горе» |
|
«Курочка в избушке веником метёт |
Веник, голик, совок. |
Народные загадки |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе
Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
||
Сентябрь. |
«Как Марьюшку бельё стирала и гладила» |
Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска), |
Народные загадки об утюге. Стирка платочков. |
«Волшебные спицы» |
Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся» |
Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи» |
|
Золотое веретено |
Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено) |
Народная игра «Прялица» |
|
Волшебная иголка |
Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики) |
Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки |
|
Как Марьюшка детей растила. |
Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой. |
Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады» |
|
Сверху пар, снизу жар-это русский самовар |
Познакомить с традицией чаепития. |
За самоваром знакомимся с докучными сказками. |
|
Весна пришла, сороки привела. |
Сито, скалка, ларь |
Печём жаворонков. |
|
Одежда наших предков |
Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления. |
Пение «Уродись, бел ленок» |
|
Прощание с избой |
Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов. |
Народные загадки |
Мини-музей в ДОУ как средство
патриотического воспитания
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников . Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Интерес к народным традициям может отражаться в детских рисунках, лепке и другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Создание мини-музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей. В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
В процессе создания мини -музеев учитывались следующие принципы:
Интеграции - мини -музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач образовательных областей;
Деятельности и интерактивности - мини -музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
Природосообразности - мини -музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея , объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
Гуманизации и партнерства - мини -музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок – ребенок» ;
Культуросообразности - мини -музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве;
Динамичности и вариативности - экспозиции мини -музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами , разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
Регионального компонента - мини -музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма .
В процессе создания мини -музеев особое внимание педагоги уделяют созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини -музее необходимо устроить уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.
Важная особенность мини -музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя , детей и их семей.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разрабатывают содержание экскурсий по мини-музеям , семейных мероприятий.
Важное место в работе мини -музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
Выявление творческих способностей детей;
Расширение представлений о содержании музейной культуры;
Развитие начальных навыков восприятия музейного языка ;
Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью организуются встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея .
Мини-музеи , созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей , становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Таким образом, проведенная работа покажет, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы, дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
Татьяна Клёмина
На сегодняшний день мини - музей является неотъемлемой частью развивающей предметно пространственной среды дошкольного учреждения .
Мини – музей имеет огромные возможности для приобщения дошкольников к миру музейных ценностей. Музейная педагогика является частью образовательной деятельности, направленная на формирование у детей ценностного отношения к действительности, посредством раскрытия социальных историко-культурных ценностей. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу , культуре, формирует основу нравственно- патриотического воспитания . Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста , как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте , помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Мини музей позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Особенностью создания мини -музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини -музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини -музея – это результат совместного творчества воспитателя , детей и родителей .
Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Особая благодарность участникам портала, я воспользовалась информацией на сайте, и создала презентацию по этой теме, к сожалению презентация не вошла в мое сообщение. Также благодарю воспитателей нашего детского сада, которые откликнулись на мою просьбу о создании в своих группах мини -музеев на различную тематику.
Публикации по теме:
«Ознакомление с родным поселком Черноморское, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Видео Цель Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным.
Доклад «Мини-музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к близким людям,.
ИГРА – СИТУАЦИЯ «Хотим быть смелыми». Программное содержание: воспитывать патриотические чувства; вызывать эмоциональный отклик на героические.
Кубанская народная песня - это моя гордость, радость, счастье, услада души моей. 30 лет она со мной. Поддерживает в трудную минуту, помогает.
Мини-музей народной игрушки как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин Реализуя на практике ФГОС дошкольного образования,.