Основоположники секса. История самых знаменитых сексологов в мире

В действительности женщины знают о мужчинах не так много, как себе представляют. На протяжении многих веков они стремились преуспеть в особом искусстве приспособиться к ним. Но приспособиться к мужчинам – не значит их понять. Женщины часто заблуждаются, думая, что жизнь мужчины достаточно легка, по крайней мере, по сравнению с женской долей, и не имеют никакого понятия о той сложной внутренней борьбе, которая происходит в период превращения наивного мальчика в зрелого мужчину. Они не представляют себе, какой долгий и трудный путь следует пройти мальчику и мужчине, который должен отделиться от своей родной, незаменимой, заботливой матери и встать на путь испытаний, совершенно не похожий на пройденный ею, где уже нельзя воспользоваться ни материнским опытом, ни советом. С этой точки зрения можно отметить, что девочка должна стремиться быть похожей на мать, тогда как мальчик должен научиться от нее отличаться. При этом такое различие не должно портить ему жизнь, переходя в антагонизм или страх. К сожалению, сегодня западная культура находится в таком состоянии, что часто становится трудно избежать этого плачевного результата, несмотря на вытекающие из него очевидные социальные последствия.

Именно поэтому юнгианский подход, предполагающий проникновение в суть проблемы, оказывается столь полезным в объяснении никогда не прекращающегося конфликта между мужчинами и женщинами. Джонсон весьма удачно объясняет эту вечную «войну полов» с помощью очень простой, но искусной интерпретации древних мифов (в нашем случае – мифа о Парсифале).

Непосвященному читателю книга, интерпретирующая средневековый миф на современный лад, может показаться дидактичной и глупой. Это не так! Джонсон обладает редким сочетанием дискурсивности и подкупающей простоты стиля, и его ясное толкование юнгианских концепций, необходимых для объяснения его подхода, без особых препятствий проникает в ткань текста. Глубокий смысл новеллы заключается именно в ее неопределенности, и я абсолютно уверена в том, что большинство читателей не отложат книгу, не дочитав ее до конца. Но, закончив чтение, можно убедиться в том, что она вам очень хорошо запомнилась, и время от времени вас потянет к ней вернуться, как притягивает к себе что-то очень близкое, и с каждым следующим прочтением у вас будут появляться все новые и новые инсайты.

Иными словами, я очень рекомендую прочитать эту книгу. Она будет вас развлекать, информировать, будить ваше мышление, ибо она загадочна и вместе с тем поэтична. Мужчины, которые ее прочтут, безусловно, узнают о себе больше, а женщинам, особенно тем, которые, к глубокому сожалению, до сих пор видят в мужчинах «врагов», она поможет посмотреть на них другими глазами.

Рут Тиффани Барнхауз преподаватель психиатрии

Гарвардского университета

Мифология и постижение Бога

Введение в историю о Священной Чаше

Для первобытных людей мифология была священной, словно в архаичных мифах содержалась человеческая душа. Жизнь первобытного человека зарождается и развивается в мифологической колыбели, поэтому смерть мифологии означает разрушение человеческой жизни и человеческого духа, как это случилось с мифами американских индейцев.

Однако для большинства наших современников слово «миф» стало синонимом слов «вымысел» и «иллюзия». Такая путаница возникла вследствие ложного представления о том, что мифы родились в процессе наивных попыток древнего человека объяснить разные природные явления, в чем наука преуспела гораздо больше. Но сейчас некоторые психологи и антропологи помогают нам увидеть миф в совершенно ином свете и понять, что он отражает глубинные психологические и духовные процессы, присущие человеческой психике. В первую очередь следует назвать К. Г. Юнга, который в своей концепции коллективного бессознательного подчеркивал, что мифы – это спонтанные проявления скрытой в бессознательном психологической и духовной истины. По Юнгу, мифы содержат глубокий смысл для каждого человека, ибо в них в форме рассказа всплывает «архетипическое» содержание, то есть универсальные и достоверные картины жизни.

Миф находится в таком же отношении ко всему человечеству, как сон – к отдельному человеку. Сон доносит до человека важную и необходимую психологическую истину о нем самом. Миф же открывает важную психологическую истину о человечестве в целом. Человек, который понимает сны, лучше понимает самого себя. Человек, постигающий внутренний смысл мифа, соприкасается с универсальными духовными вопросами, которые ставит перед ним жизнь.

Вполне вероятно, что среди всех западных мифов о мужчине уникальной является история о Священном Граале. Опираясь на языческие и раннехристианские мотивы, миф о Священной Чаше окончательно оформился к XII–XIII столетиям. Его разные версии почти одновременно появились во Франции, в Англии, в Уэльсе и некоторых других европейских странах, как если бы скрытая в глубине жизнь внезапно пробилась к свету. Христианское содержание этого мифа, его последняя версия и его корни, уходящие в европейскую почву, придают ему особую значимость в контексте западной духовной культуры.

Основой для этой книги послужил курс лекций о Священной Чаше, прочитанный Робертом Джонсоном в епископальной церкви апостола Павла весной 1969 года. Его толкование мифа основано на принципах юнгианской концепции. Мне кажется, имеет смысл кратко остановиться на наиболее существенных аспектах концепции Юнга.

Главная идея юнгианской психологии заключается в процессе индивидуации. Индивидуация совершается на протяжении всей жизни; следуя этому процессу, человек постоянно приближается к идеальной целостной личности, определенной Божьим промыслом. Это приближение заключается в постепенном расширении человеческого сознания и возрастающей способности сознательной личности к максимальной рефлексии своей самости. Под Эго мы подразумеваем центр нашего сознания, Я, находящееся у нас внутри, ту нашу часть, с которой мы сознательно идентифицировались. Самостью мы называем всю личностную структуру, потенциальную личность, которая находится внутри нас с момента рождения и ищет любую возможность обнаружить и проявить себя через посредство Эго на протяжении всей человеческой жизни.

Процесс индивидуации вовлекает человека в круг очень серьезных психологических и духовных проблем. Весьма сложной является проблема начала примирения с собственной тенью – темной, отвергаемой и даже опасной частью личности, которая входит в конфликт с сознательными установками и идеалами. Каждый из нас, желая достичь целостности, должен так или иначе найти с тенью общий язык. Отвержение теневой стороны личности приводит к ее расщеплению и постоянному конфликту между сознанием и бессознательным. Принятие и интеграция теневой стороны личности – это всегда трудный и болезненный процесс, который тем не менее обязательно приводит к установлению психологического равновесия и гармонии, по-иному совершенно недостижимых.

Еще более сложная задача для мужчины – интеграция элемента бессознательной фемининности, а для женщины – маскулинности. Одно из наиболее ценных открытий Юнга – андрогинность – представляет собой соединение в человеке маскулинности и фемининности. Но, как правило, идентифицировавшись со своей маскулинностью, мужчина, если можно так выразиться, скрывает свою фемининность глубоко внутри, а женщина, соответственно, так же поступает со своей внутренней маскулинностью. Эту внутреннюю женщину, существующую в мужчине, Юнг назвал анимой, а мужчину, существующего внутри женщины, – анимусом.

Интеграция мужчины с его фемининностью – вопрос сложный и психологически тонкий. Пока этот процесс не завершен, мужчине не стоит надеяться на возможность проникновения в тайну своей самости. Легенда о Священной Чаше появилась в тот самый исторический момент, когда мужчина стал по-новому осознавать свою фемининность. Эта история повествует, в первую очередь, о тяжелой, но необходимой борьбе, происходящей в мужчине в процессе осознавания своей внутренней фемининности и установления с нею контакта. Отсюда следует, что легенда о Священной Чаше – это прежде всего история о процессе мужской индивидуации. Мужчина, читающий эту книгу, может найти в ней ключевые точки отсчета в развитии собственной личности, соответствующие основным моментам развития сюжетной линии легенды. Поскольку женщине приходится жить с мужчиной, у нее тоже может появиться определенный интерес к скрытому смыслу легенды о Священной Чаше, так как понять его – значит понять мужчину в критические моменты его жизни.

Красивые женщины в элегантных платьях, в макияже и на каблуках (давно вымершие в Америке как динозавры), интрига, suspense, любовь и секс, ностальгические картины академического мира в конце 1950х-60х, в его золотой век, когда профессора были уважаемыми и богатыми людьми, и даже немного науки – все это вы найдете в сериале "Masters of Sex", новом проекте, в названии которого игра слов: с одной стороны можно перевести как "Хозяева секса", а с другой стороны William Masters был реальным человеком, гинекологом, который вместе с помощницей Вирджинией Джонсон, со временем ставшей его другом и женой, впервые исследовал природу сексуальной реакции человека.

Вирджиня Джoнсон и Уильям Мастерс, какими они были в жизни

Исходя из своих результатов они предложили диагностику и лечения сексуальных дисфункций и расстройств. Сейчас, то что они сделали, является общим местом. Но тогда, в 1957 году, это был прорыв в медицинской науке. Фотокамеру и многие датчики для измерений, так же как и методику измерений, они придумали сами. Сериал основан на одноименной книге их биографа Томаса Майера, вышедшей в 2009 году.

Много лет спустя, когда они стали знаменитыми, они попали на обложку Таймс

Работа Мастерса и Джонсон по существу продолжила, то, что было начато доктором Кинси, пионером в исследованиях секса, который в 1930-х и 40-х проинтервьюировал тысячи мужчин и женщин об их сексуальном опыте и опубликовал две основополагающие книги о своих выводах: в 1948 году и 1953 году (Сексуальне поведение мужчин, и женщин, соответственно). Эти книги произвели землетрясение в американском обществе того времени. Кинси был биологом-теоретиком и не ставил никаких экспериментов. А вот Мастерс был практикующим гинекологом, и прирожденным экспериментатором.

А это как они выглядят в сериале. В центре Michael Sheen, играющий роль Уильяма Мастерса, слева Lizzy Caplan в роли Вирджини Джoнсон. Справа - первая жена Мастерса (по фильму)

Когда Мастерс и Джонсон начинали свою работу абсолютное большинство врачей считали, что физиология секса ненадлежащий предмет для научного исследования. По словам Мастерса, такое отношение только поддерживало табу и страхи, которые которые и приводили к сексуальным дисфункциям, практически неизлечимым в то время. "Это лишает людей радости," - говорил он.

Мастерс твердо верил, что его проект не будет успешным, если в него не будет вовлечена женщина, от начала и до конца. В 1956 году он нанял Вирджинию Джонсон, разведенную и безработную мать двоих детей. Она даже не окончила колледж, где изучала психологию. После первого брака она стала певицей и выступала с оркестром под управлением Джорджа Джонсона, ее первого мужа.
Согласно биографии, написанной Томасом Майером и сериалу, часть экспериментов они проводили на себе, но в Википедии я этого не нашел.

Программа Мастерса-Джонсон заняла много лет и финансировалась National Institute of Health, кое-что (немого и не на ранних этапах) подбросил университет Вашингтона в Ст. Луисе, где и проводилась работа. Согласно фильму, часть денег Мастерс выложил из своего кармана.

Результаты своих исследований Мастерс и Джонсон опубликовали в 1966 в книге ""Сексуальные реакции человека,"" предназначенной для медиков-профессионалов и написанной сухим профессиональным языком. Она, однако, стала бестселлером, также как и следующая их книга ""Сексуальные дисфункции человека". Эти труды по сути создали дисциплину, которая сейчас называется сексология, заложили основы секс-терапии, и привели к изменению отношения к сексуальному поведению, которое, как они считали, должно быть радостным как для мужчины так и для женщины.

В сериале и психологические актеры, и драма, и разные типажи, от проректора до медсестры. (Это я так завлекаю; на самом деле посмотрел только два последних эпизода ☺ ☺)…

и Джонсон Вирджиния

Амер. ученые, осуществившие в 60-е годы XX в. несколько фундаментальных, исследований по статистике и физиологии половой функции человека. Родоначальники системного подхода в сексологии.

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Смотреть что такое "Мастерс Уильям" в других словарях:

    Амер. ученые, осуществившие в 60 е годы XX в. несколько фундаментальных, исследований по статистике и физиологии половой функции человека. Родоначальники системного подхода в сексологии. (Источник: Сосновский А.В., «Лексикон секса». Словарь… … Сексологическая энциклопедия

    - (Masters) Уильям Хауэлл (р. 1915), врач, который вместе со своей женой психологом Вирджинией, урожденной Джонсон (р. 1925), прославился созданием лаборатории по изучению физиологии и анатомии сексуальной активности человека. Вместе они давали… … Научно-технический энциклопедический словарь

    - (р. 1915), американский акушер гинеколог, сексолог. Научные труды по вопросам бесплодия, гериатрической эндокринологии, гомосексуализма. С 1957 исследования по сексологии совместно с В. Джонсон (с 1971 — жена Мастерса). Уникальные работы по… … Большой Энциклопедический словарь

    Мастерс У. Х. - МÁСТЕРС (Masters) Уильям Хауэлл (р. 1915), амер. акушер гинеколог, сексолог. Науч. тр. по вопросам бесплодия, гериатрич. эндокринологии, гомосексуализма. С 1957 иссл. по сексологии совм. с В. Джонсон (с 1971 – жена М.). Уникальные работы по… … Биографический словарь

    Крис Мордетски Имена на ринге: Крис Мастерс Крис Мордетски Крис Мур Общая информация Объявляемый рост: 193 см … Википедия

    Открытый чемпионат Италии Место проведения Рим Италия Сайт … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хьюитт. Боб Хьюитт Гражданство … Википедия

    Содержание 1 Список победителей Уимблдонского турнира среди мужчин в парном разряде … Википедия

    Британская литературная премия, основанная в 1919 году Алисой Уоррендер. Авторы награждаются за лучшее художественное прозведение, которое может быть написано в любой форме: либо проза, либо поэзия. Готорнденская премия присуждается… … Википедия

    Координаты: Координаты … Википедия

Книги

  • Мастера секса. Жизнь и эпоха Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон – пары, которая учила Америку любить , Томас Майер. 1957 год, сексуальная революция еще не захлестнула Америку, до съемок «Секса в большом городе» 40 лет: врач-гинеколог Уильям Мастерс и его ассистент Вирджиния Джонсон начинают захватывающее…
(1915-12-27 ) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Биография

Научная деятельность и публикации

Мастерс в паре с Джонсон опубликовал множество работ, некоторые из которых стали бестселлерами, так как затрагивали тему секса, которая ранее была табуирована. Исследования учёными цикла сексуальных реакций человека , возбуждения и оргазма, сексуальных расстройств и дисфункций сделали их популярными авторами.

В культуре

Напишите отзыв о статье "Мастерс, Уильям"

Примечания

Отрывок, характеризующий Мастерс, Уильям

– Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так…
– Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее.
– Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? – говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом.
– Но ты подумай, что ты делаешь, – говорила Соня, – я не могу этого так оставить. Эти тайные письма… Как ты могла его допустить до этого? – говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала.
– Я тебе говорила, – отвечала Наташа, – что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю!
– Так я не допущу до этого, я расскажу, – с прорвавшимися слезами вскрикнула Соня.
– Что ты, ради Бога… Ежели ты расскажешь, ты мой враг, – заговорила Наташа. – Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтоб нас разлучили…
Увидав этот страх Наташи, Соня заплакала слезами стыда и жалости за свою подругу.
– Но что было между вами? – спросила она. – Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом?
Наташа не отвечала на ее вопрос.
– Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня, – упрашивала Наташа. – Ты помни, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла…
– Но зачем эти тайны! Отчего же он не ездит в дом? – спрашивала Соня. – Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины?
Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него.

Когда я узнала эту историю, посчитала своим долгом тебе ее рассказать! Они появились в середине XX века, в Америке, когда о сексе говорили шепотом, а по телевизору запрещалось произносить слово «беременность». Эта парочка своими экспериментами наделала столько шуму, как, пожалуй, еще никто в мире секса.

Доктор Билл Мастерс был звездой медицинского университета кафедры гинекологии в городе Сент-Луис. Его коронной фразой была: «Гарантирую, у вас будет малыш!», в пятидесятых годах он спасал жизни женщинам после выкидышей и неудачных абортов и помогал совершенно безнадежным парам забеременеть, будучи одним из первых, кто начал практиковать искусственное оплодотворение. Но однажды Мастерсу стало мало лечения пациентов. Он хотел заниматься исследовательской работой, а для этого ему нужен был верный помощник… или помощница.

Вирджиния Джонсон была принята на работу прямо на собеседовании. Мастерс подробно рассказал ей, что хочет заниматься практическим исследованием того, что раньше исследовалось только в лабораториях – . Первые попытки как-то разобраться в женском оргазме были сделаны в борделе. На год бордель стал основной рабочей площадкой доктора, где он через отверстие в стене мог наблюдать за соитием проститутки и клиента. Но эта практика породила одни вопросы и принесла ноль ответов. Мастерс понял, что женщины чаще всего имитируют оргазм, и теперь ему было необходимо понять, как отличить настоящий оргазм от театрального.

Благодаря общительности Вирджинии Джонсон, которая легко знакомилась с людьми и не смущалась, предлагая им пойти на эксперимент доктора, парочка быстро нашла добровольцев. Суть исследования заключалась в том, что в кабинет Мастерса приходили женщины и мастурбировали. К их телу клеились провода, с помощью которых удавалось измерить температуру тела подопытной, пульс и другие показатели, которые скачут во время возбуждения. Но Мастерс пошел дальше – спустя пять лет ему удалось смастерить фалоиммитатор, в котором разместили крохотный объектив, таким образом доктору удалось первому зафиксировать женский вагинальный оргазм на камеру! По сути это было обыкновенное сокращение мышц влагалища, что в то время — величайший прорыв. Когда Мастерс поделился своими открытиями с коллегами, выяснилось, что Америка к такому прорыву не готова – его немедленно попросили покинуть должность и университет и забрать с собой помощницу.

В шестидесятых Вирджиния и Билл уже давно были любовниками, но их главное детище – центр репродуктивных биологических исследований, стал настоящим успехом. Также как и книга Мастерса «Человеческие сексуальные реакции» — ее тираж был распродан за несколько недель. В шестидесятых и семидесятых эту парочку приглашали на всевозможные передачи, ток-шоу, а в 1970-м они появились на обложке Time.


Top