Почему важна семья. Что дает семья человеку в жизни

Детям нужна семья. Это даже не обсуждается. Дети не могут обойтись без взрослых, они просто погибнут. И, если ребенку не посчастливилось расти в семье, он может выжить физически, но психологически это очень трудно. Поэтому дети, которые выросли в детских домах, часто становятся не самыми лучшими, как говорится, членами нашего общества. Другими словами они, выходя из государственных учреждений, часто попадают в другие, похожие учреждения – тюрьмы, занимаются проституцией, принимают наркотики, ведут асоциальный образ жизни.

Ошибаются те, кто считает, что это все гены. Не передается генами воровство или занятия проституцией, а так же склонность к алкоголизму или наркомании. Просто эти дети, выходя из закрытого учреждения, не умеют жить в обществе, не умеют обслуживать свои нужды, да и нужды, а точнее потребности свои они не осознают. Ведь они этому не научены. В детском доме все по расписанию. Не тогда, когда ты хочешь кушать или мокрый, или когда больно, а тогда, когда положено. Со временем, ребенок понимает, что о своих потребностях не стоит заявлять громким плачем или другим способом, а еще спустя время, малыш перестает их осознавать. Он просто замирает и ждет, когда наступит нужное время, по расписанию. А боль или голод вообще перестает чувствовать. Вот почему дети из детского дома иногда действительно не чувствуют боль, холод, повышенную температуру своего тела. А тем более они не умеют чувствовать боль и переживания другого человека. Для них страдания другого не имеют значения. Поэтому они бывают жестоки порой.

Именно поэтому детям нужна семья. Именно там, в семье, ребенок формирует привязанность к маме, а потом и к другим близким, а это основа будущих взаимоотношений – дружбы, любви, родительства. Именно в семье ребенок получает понимания того, что мир может быть безопасен, что он не страшен. Чего нет у детей из детских домов. У них, оставленных родителями, базовое чувство безопасности нарушено. Вместо этого в сердце, в душе, в каждой молекуле поселяется страх. Именно он потом движет таким человеком. Для того, чтобы справиться со страхом, защититься, ребенок находит самые простые и взятые из опыта общения с взрослыми методы, а именно равнодушие и жестокость к другим. Только в семье ребенок может сформировать отношение к себе: Какой я? Если в семье удовлетворяются потребности ребенка в защите, уходе, внимании, общении, ребенок понимает, что этот мир рад ему. У маленького человека рождается ощущение «Я – есть! Я - любим!», или как говорили на Руси «Я – есмь!».

Если не сложилось с биологическими родителями, то очень хорошо, что есть люди, которые называют себя приемными родителями. Много деток сейчас становится приемными, а это значит, что очень много будущих взрослых людей станет счастливыми и способными жить в обществе, создавать семьи, реализовывать себя и растить собственных детей. Есть большая вероятность того, что ребенок, пришедший из тяжелых условий детского учреждения или неблагополучной родительской семьи, компенсирует вместе с приемными родителями те упущения, которые там были. Пройдет время и он поймет, что людям можно доверять, что есть люди, которые о нем заботятся и переживают, что не все взрослые равнодушны к его потребностям. Но сначала, придется немало потрудиться новым родителям, чтобы заслужить доверие к себе и снизить планку страха, который уже живет в маленьком человечке. А он, к сожалению, селится там сразу после рождения, если мама не была рядом, или была рядом, но по разным причинам удовлетворяла потребности ребенка не всегда, а иногда реакцией на плач малыша были побои, вместо еды или тепла. Должно пройти много времени, прежде чем малыш привяжется к новым родителям. Привязанность формируется, она не рождается. Она не может вспыхнуть как любовь, или появиться как симпатия. Привязанность – путь, который нужно пройти. С мамой этот путь проходит младенец от рождения, и даже еще до рождения он чувствует себя у мамы защищенным, и там она его кормит не зависимо от того хочет или нет. А после рождения ребенок чудесным образом просто привязывает к себе маму и папу своим внешним умилительным видом, улыбкой, плачем, который не в силах вынести ни один нормальный взрослый, первыми «агу» и «дай». Затем, подрастая, рука об руку с самыми близкими людьми, малыш познает мир, набивает шишки, учится общаться со сверстниками, получает новые знания. И он это может делать, потому что уверен, что есть место, где его всегда успокоят, поддержат, пожалеют, если он ударился или его обидели, что его ошибки примут и позволят безопасно исправить. Ребенок идет по жизни с ощущением, что родители до определенного момента будут рядом, пока он не окрепнет и сможет уйти в свое собственное плаванье.

У приемных детей такой возможности не было. И этот путь, новым родителям приходится проходить заново, иногда начиная сначала. Порой дети удивляют своим регрессом в этом отношении. Они могут в 7 или 10 лет проситься на руки, просить, чтобы их покачали и даже соску. И это не патология или психиатрия. Это – признак доверия к родителям. Это желание пройти тот путь, который не пройден, но который как программа записан на нашей дороге развития. Не пройдя один уровень, невозможно попасть на другой. И ребенок хочет пройти его вместе с новыми родителями. Это как научиться ходить. Сначала нужно научиться сидеть, ползать, потом стоять, а затем, первый неловкий шаг. Если сравнивать по аналогии с выпускником детского дома, то ему от рождения и… сразу нужно ходить. А это невозможно. Поэтому он совершенно не знает, как строить отношения, не умеет любить, создавать привязанность. Он не понимает, зачем ходить на работу и как тратить деньги. Всегда все решали за него, и его мнение не учитывалось.

Этот путь формирования привязанности, а значит формирования отношения к себе, к другим и к миру, дети могут пройти только рядом с понимающим, заботливым и авторитетным взрослым. Самому этот путь не осилить. Поэтому это не вопрос о том, лучше ли ребенку в семье или в детском доме? Это вопрос жизни и смерти. Вопрос выживания. Крыша над головой и обед по расписанию - это много, но совершенно не достаточно для выживания ребенка. Именно из-за этого часть деток погибает без видимых причин еще в грудном возрасте, и потом от разных не смертельных болезней. Именно поэтому взрослые без детства – люди как будто мертвые внутри, потребители, презирающие мораль, нормы или забитые, испуганные, тихие, не счастливые.

Сейчас закрываются детские дома – наследие советского детоустройства. Сложное время для тех, кто много лет посвятил работе в таких учреждениях. Но лучшее время для детей, оставшихся без родителей. Время, когда у каждого своя семья, а не общий дом. Одного желания обеих сторон в процессе создания новой семьи, конечно мало. Нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок, прошедший травму привязанности, потери, часто насилие, не может быть идеальным. И родители – тоже люди, со своими взглядами на жизнь, семейными правилами, традициями. Не стоит ожидать, что все быстро станет на свои места, что через пару месяцев ребенок преодолеет все то, что должен был пройти за годы. Трудно поверить, что он вдруг станет хорошо учиться, будет послушным, или таким как надо нам, взрослым. Очень важно понимать, что требовать быстрого результата ни от ребенка, ни от родителей нельзя. Кроме того периода адаптации в новой системе, новому члену семьи еще предстоит наверстать все этапы развития взаимоотношений с родителями, которые он не прошел. А это – грудничковый возраст, когда малыш все время на руках, так называемый «юбочный», когда всегда рядом с мамой и практически держится за подол. Следующий за ним – возраст присмотра, когда малыш - дошкольник и всегда должен видеть взрослого в поле зрения, первых школьных шагов, когда мама или папа вместе делают домашние задания. И, особенный подростковый возраст, возраст противоречий и негативизма.

Для чего человеку нужна семья? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевидный. Однако у каждого из нас имеются свои представления о близком круге людей, с которыми приходится взаимодействовать постоянно. Человеку в те или иные моменты необходимо заручиться поддержкой окружающих. Иногда только так возможно ощутить уверенность в себе, справиться с трудной задачей. Близкие люди связаны родственными узами, поэтому и помогают первыми.

Они искренне любят друг друга, во всем стремятся демонстрировать свое неравнодушие, у них общие проблемы. Что дает семья человеку? Попробуем разобраться.

Гармоничное развитие

Всем нужна поддержка для того, чтобы ощущать уверенность в своем завтрашнем дне. Порой не представляется возможным достичь хоть сколько-нибудь значимого результата без поддержки близких людей. Их одобрение очень важно, оно создает необходимую почву, на которой будет выстраиваться основной сценарий жизненной программы. Гармоничное развитие личности состоится только в том случае, если личность принимает на себя ответственность за происходящие события. Что дает семья человеку, как это влияет на его будущее?

Дело в том, что каждому из нас необходимо чувствовать свою значимость. Если этого ощущения нет или оно присутствует в недостаточной степени, то качество жизни будет неудовлетворительным.

Уверенность в будущем

Что семья дает человеку в жизни? Почему присутствие близких родственников способно так сильно влиять на наше мироощущение? Семья - это стабильность. Такие отношения развиваются на протяжении длительного времени. Люди, связанные родственными узами, знают, что никогда не окажутся преданными и обманутыми. Такая уверенность в будущем способствует формированию доверия, устойчивого взгляда на мир.

В какой-то момент приходит осознание того, что все проблемы на самом деле являются решаемыми, и нет ничего по-настоящему глобального, что могло бы перевернуть представление о мире. Подобное миропонимание действительно дорогого стоит. Благополучие внутри семьи способно влиять на все остальные сферы жизни и менять их к лучшему.

Общение

Каждая маленькая ячейка общества функционирует по-своему. Среди близких людей представляется реальным найти спасение от одиночества. Когда имеется возможность выражать вслух свои мысли и желания, личность начинает полноценно развиваться. Общение является крайне необходимой составляющей для гармоничного развития. Многие справедливо понимают под словом «семья» надежный причал, ведь родственники всегда в нужный момент окажут защиту и покровительство. Ежедневное взаимодействие необходимо для того, чтобы каждый чувствовал себя счастливым, понятым и душевно удовлетворенным.

Способность к самосовершенствованию

Какая роль семьи в жизни человека? На самом деле очень большая. Родители своим примером показывают детям, как поступать не следует, а на что необходимо обращать пристальное внимание, имея намерение чего-то достичь. Способность к развитию характера, становление индивидуальности - все это закладывается в семье. Умение преодолевать трудности сложно было бы воспитать в ребенке, если бы с рождения рядом с ним не было родных людей. Большинство из нас на протяжении жизни просто не задумываются над тем, что дает семья человеку.

Обладая изначально таким благополучием, люди иногда не ценят своего счастья. Однако стоит выстроенной системе пошатнуться, как немедленно приходит понимание того, насколько значимыми были все составляющие близкого и доверительного взаимодействия.

Моральная поддержка

В жизни не может постоянно все идти гладко. Иногда на человека наваливаются такие трудности, о которых раньше он никогда и не подозревал. Что дает семья человеку? По-настоящему близкие люди всегда способны оказать поддержку в нужный момент. Часто они готовы пожертвовать собственными интересами ради того, чтобы помочь члену своей семьи. Такой поступок можно назвать действительно благородным и прекрасным.

Моральная поддержка необходима всем независимо от возраста. Каждый хочет чувствовать себя значимым, испытывает потребность в любви, уважении и принятии. Такая форма общения демонстрирует, насколько сильно люди вообще могут испытывать привязанность.

Финансовая поддержка

Она является не менее значимой. Человек приходит в этот мир совершенно беспомощным и беззащитным. Чтобы чувствовать уверенность в своем завтрашнем дне, многие вынуждены рассчитывать не только на себя, но и на ближайших родственников. Материальная сторона жизни накладывает порой серьезный отпечаток на повседневную реальность. Когда у человека имеется такая поддержка, он чувствует себя действительно защищенным. Ему не страшна никакая нестабильность и кризисы в стране. Финансовая помощь никогда не бывает лишней, она действительно способна придать сил в нужный момент.

Смысл жизни

Для многих людей счастье заключается в том, чтобы быть рядом с близкими людьми. Забота о любимом человеке, собственном ребенке и родителях придает сил и не позволяет нам раскисать тогда, когда в жизни что-то не ладится. Семья согревает в неудачах, способствует формированию определенного миропонимания. Для многих женщин смысл жизни заключается в том, чтобы постараться дать своим детям самое лучшее.

Вне зависимости от того, сколько энергии человек вкладывает в самореализацию, он сможет ощущать себя по-настоящему счастливым только тогда, когда рядом с ним есть семья. Это действительно так. Семья является неотъемлемым компонентом гармонии и радости. Она способна защитить нас от всяческих невзгод, поддержать в трудную минуту и успокоить.

Модели поведения

Передача знаний и опыта тоже происходит в семье. Конкретные модели поведения не смогли бы сформироваться без определенного примера. Дети всегда учатся всему у родителей, обращают внимание на особенности их реагирования в тех или иных жизненных обстоятельствах. Способность быстро находить решение, находясь в сложной ситуации, приходит к человеку не сама собой. Понадобится немало потрудиться, совершить свои ошибки, прежде чем навык сформируется.

Нравственные ценности

Они имеют большое значение для каждого человека. Мы учимся этому у отца и матери, перенимая их модель поведения, которая со временем становится нашей собственной. Нравственные ценности способны накапливаться и передаваться из одного поколения в другое. Задумавшись над тем, что дает семья человеку, нужно обязательно принимать во внимание эти важные составляющие. Просто так они вряд ли бы смогли сформироваться и повлиять на течение жизни.

Воспитание индивидуальности

Только в семье личность раскрывается полностью. Имея поддержку, тепло и уважение, человек получает возможность действительно работать над своим характером, развивать собственную индивидуальность. Таланты и способности детей не смогли бы проявиться в полной мере, если бы родители их не поддерживали. Принимая во внимание данное обстоятельство, следует учитывать, что большая заслуга состоит в том, чтобы по-настоящему понимать выбор своего близкого человека. В большинстве случаев родители готовы пойти на многие жертвы ради счастья и благополучия своего чада.

Таким образом, чрезвычайную важность представляет вопрос: что семья дает человеку. Обществознание учит тому, насколько важно присутствие близких людей для эффективной самореализации и любых начинаний.

Несомненно, практически каждый человек рано или поздно пытается дать ответ на возникающий у него вопрос - что я, как родитель могу и должен дать своему ребенку? Что дает детям семья?

Самое интересное заключается в том, что в большинстве случаев ответы на похожие вопросы уже заложены в нас, они хранятся где-то в глубине и часто, надо только прислушаться к себе, чтобы их найти.

Все мы, когда мысленно визуализируем понятие "семья", представляем себе определенную картину. И центральной фигурой этой, воображаемой нами семьи является образ матери - нежной заботливой женщины, которая всегда готова утешить, помочь, успокоить. Она любит своего ребенка, и ассоциируется у многих именно с этим чувством. И этот образ, этот символ заложен в нас самой природой. И это именно то, для чего нужна детям семья - для понимания, что в этом мире есть спокойный уголок, где всегда примут и поймут.

Именно мама олицетворяет у детей ту самую "крепость", укрытие и прибежище, где можно спрятаться от всех невзгод. Именно к ней чаще всего идет ребенок, когда у него возникают проблемы.

Мама для ребенка как его подушка безопасности, проводник между ним и миром. Она может принимать ребенка несмотря ни на что, в самых различных, часто даже не самых приятных его проявлениях. Это, возможно главный материнский принцип, то, на что мало кто способен кроме матери - принять свое чадо любым.

И самое главное - что делает она это искренне, ведь любые проявления фальши мгновенно чувствуются ребенком и связь теряется.

Конечно, это ни в коем случае не означает, что мать по умолчанию согласна с каждым жестом и поступком ребенка. Но именно это терпимое отношение должно помочь донести до ребенка, что он ошибся, что поступить надо было иначе. Но сначала мама должна выслушать свое чадо и попытаться понять.

В отличие от матери, в задачу отца входит установление границ, определение законов и правил, по которым ребенку предстоит жить в этом мире. И при этом не так важно мальчик растет в семье или девочка. Мать и отец в любом случае символизируют для ребенка два разных начала.

Мама - воплощение внутреннего мира, чувств, понимание мира, сострадание, папа- это мир окружающий, с его нормами, конкуренцией и законами общежития.

Если ребенок не получает от матери то, в чем он нуждается, в последствии у него может развиться низкая самооценка, сопровождающаяся чувством неполноценности и неуверенности в себе.

У него может часто появляется чувство неблагополучности, которое влечет за собой неправильные алгоритмы взаимодействия с миром. Он может пытаться подстроиться под других в ущерб себе. Ведь так просто сделать вывод о том, что не нужен никому, если не нужен собственной матери.

Если же ребенку не хватает отцовского воспитания и общения, это может повлечь трудности с дальнейшей социализацией и нахождением своего места в профессиональном мире.

И поэтому, когда ребенок воспитывается в одиночку одним из родителей, необходимо найти ту вторую фигуру, на которую ребенок мог бы ориентироваться.

Даже когда ребенок переживает трудный подростковый этап и ему кажется, что во всем мире нет ни одного человека, который бы понял его. Когда отвергаются все авторитеты, а советы родителей часто игнорируются, даже тогда, а может особенно тогда они должны быть его прочным тылом, теми людьми, которых он не потеряет в пылу взросления.

Влияние, которое оказывают оба родителя на ребенка, всегда играет крайне важную роль. Именно родители дают направление развития своего чада, и ответственны за то, каким он станет во взрослой жизни. Они передают ему свои знания, принципы, каждый со своей точки зрения и положения учит тому, как необходимо вести себя в этой жизни. То, что дает детям семья, что закладывает в них с самого раннего возраста, будет определять их судьбу в дальнейшем и последующее взаимодействие уже с их собственными детьми.

Пример родительского поведения, поддержка в трудную минуту, радость успехам, создадут ощущение дома, ведь это именно то, для чего нужна детям семья. Да и не только детям, но и взрослым.

Вы можете или написать свой.

Наверное, каждый человек слышал фразу о том, что полная семья возможна только с детьми. И это убеждение испортило жизнь многим парам, которые решились родить ребенка только потому, что так нужно. Но на самом деле, далеко не каждые супруги могут внятно ответить, зачем им нужны дети. Они не представляют себя родителями в полном смысле этого слова, и не могут понять, какие именно функции они должны выполнять. Попробуем рассуждать более подробно о том, зачем нужны дети в семье. А также ответим на вопрос: зачем детям нужны родители?

Зачем в семье ребенок?

Существует довольно много мотивов для рождения малыша. Некоторые супружеские пары решаются на роды, чтобы поправить здоровье, ощутить себя самостоятельными, обрести новый статус родителей, отделаться от собственных родителей и пр. Также в обществе принято заводить детей, чтобы вырастить себе помощников, воспитать хороших людей либо дать ребенку соответствующий социальный статус.

К сожалению, ни одна из приведенных причин не способна отобразить ценность детской жизни, как таковой. Дети становятся средством достижения целей своих родителей и уже только поэтому не могут жить полной собственной жизнью.

Люди, которые задумываются о рождении детей, должны раз и навсегда осознать, что ребенок не является их собственностью либо частью государства. Малыш – это свободная личность с самого рождения, и он имеет право на выбор своей судьбы, поиск смысла и цели жизни своими путями.

Родители берут на себя огромную ответственность, приводя ребенка в этот мир. Дети приходят в нашу жизнь для нашего же собственного развития и полноценного раскрытия. Они помогают родителям познать себя и мир, через общение и совместную деятельность. У родителей есть возможность посмотреть на жизнь глазами ребенка, учитывая прожитый опыт, пересмотреть определенные выводы и понять что-то новое.

Принимая эту информацию как аксиому, стоит дать малышу полную свободу для возможного проявления себя в жизни. Душа ребенка приходит в этот мир, чтобы получить собственный жизненный опыт. Соответственно, мы растим свободного человека, отдельную душу в маленьком теле.

Общее состояние малыша является отражением, как в зеркале, родительского уровня развития. По нему можно судить о состоянии ума мамы и папы, о раскрытии их сердца, чистоте мыслей, балансе духовного, а также материального проявления, и наличии счастья.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети нужны нам для того, чтобы разделить с ними нашу жизнь. Не для решения различных проблем и задач, а для того, чтобы стать счастливыми и научиться быть лучше.

Зачем родители ребенку?

Зачем нужны детям родители такой же важный, как и тот, зачем дети в семье. Однако его родители задают себе гораздо реже. На самом деле, папа и мама для ребенка – это целый мир и вся Вселенная. Как раз они становятся материалом для построения малышом самого себя и всего остального мира. Родители являются не только источником удовлетворения каких-то потребностей ребенка, они играют роль средства и способа построения себя и всех представлений о жизни.

В раннем детском возрасте ребенок полностью сливается с мамой, использует ее, чтобы понять себя, свои состояния и научиться их оценивать. Во многом такое сливание продолжается до окончания детства, а частично – и до юности. По мере взросления крохи мама начинает играть немного другую роль, малыш отделяется и осваивает половую роль.

Для девочек мать становится образцом, к которому они проявляют повышенное внимание и даже иногда и ревность. А для мальчиков мама – это центр мира, она должна давать им достаточно ласки, сочувствия и признания «мужского достоинства».

Роль отца в жизни детей также очень высока. На раннем этапе жизни ребенка папа берет на себя многие функции матери, но со временем он становится настоящим эталоном социальных понятий, воплощая требовательную и оценочную функции. Также отец играет роль защитника, помогает становлению личности малыша и его отделению от матери. Папа крайне важен для ребенка, как образец роли мужчины в семье и за ее пределами. Для мальчиков отец становится примером, которому он будет сознательно или подсознательно следовать в дальнейшей жизни. А для девочек папы нужны в семье как образец будущего партнера, поэтому крайне важно, чтобы каждый папа видел и высоко ценил в дочери все женские качества.

Родители – это центр мира малыша. Именно от качеств мамы и папы зависит то, каким человеком вырастет ребенок. В семьях, где царит покой, душевная теплота, уважение, оптимизм и доброжелательность, дети вырастают спокойными и уверенными, ощущают поддержку близких людей и их принятие себя как отдельной личности.
И наоборот, если кроха растет в атмосфере тревожности, ссор, конфликтов и напряжения, он будет чувствовать себя потерянным, ненужным, может стать агрессивным либо, наоборот, замкнутым.

К сожалению, научиться быть хорошими родителями очень сложно. Ведь большинство семейных пар переносят стиль воспитания их же на свою семью, что приводит к повторению одних и тех же ошибок. Конечно же, всем нам хочется, чтобы наши дети были действительно счастливыми, успешными и здоровыми. Но для этого нужно постараться и понять, зачем они даны нам, а мы им.

08 декабря 2012

Детям нужна семья. Это даже не обсуждается. Дети не могут обойтись без взрослых, они просто погибнут. И, если ребенку не посчастливилось расти в семье, он может выжить физически, но психологически это очень трудно. Поэтому дети, которые выросли в детских домах, часто становятся не самыми лучшими, как говорится, членами нашего общества. Другими словами они, выходя из государственных учреждений, часто попадают в другие, похожие учреждения — тюрьмы, занимаются проституцией, принимают наркотики, ведут асоциальный образ жизни.

Ошибаются те, кто считает, что это все гены. Не передается генами воровство или занятия проституцией, а так же склонность к алкоголизму или наркомании. Просто эти дети, выходя из закрытого учреждения, не умеют жить в обществе, не умеют обслуживать свои нужды, да и нужды, а точнее потребности свои они не осознают. Ведь они этому не научены. В детском доме все по расписанию. Не тогда, когда ты хочешь кушать или мокрый, или когда больно, а тогда, когда положено. Со временем, ребенок понимает, что о своих потребностях не стоит заявлять громким плачем или другим способом, а еще спустя время, малыш перестает их осознавать. Он просто замирает и ждет, когда наступит нужное время, по расписанию. А боль или голод вообще перестает чувствовать. Вот почему дети из детского дома иногда действительно не чувствуют боль, холод, повышенную температуру своего тела. А тем более они не умеют чувствовать боль и переживания другого человека. Для них страдания другого не имеют значения. Поэтому они бывают жестоки порой.

Именно поэтому детям нужна семья. Именно там, в семье, ребенок формирует привязанность к маме, а потом и к другим близким, а это основа будущих взаимоотношений — дружбы, любви, родительства. Именно в семье ребенок получает понимания того, что мир может быть безопасен, что он не страшен. Чего нет у детей из детских домов. У них, оставленных родителями, базовое чувство безопасности нарушено. Вместо этого в сердце, в душе, в каждой молекуле поселяется страх. Именно он потом движет таким человеком. Для того, чтобы справиться со страхом, защититься, ребенок находит самые простые и взятые из опыта общения с взрослыми методы, а именно равнодушие и жестокость к другим. Только в семье ребенок может сформировать отношение к себе: Какой я? Если в семье удовлетворяются потребности ребенка в защите, уходе, внимании, общении, ребенок понимает, что этот мир рад ему. У маленького человека рождается ощущение «Я — есть! Я — любим!», или как говорили на Руси «Я — есмь!».

Если не сложилось с биологическими родителями, то очень хорошо, что есть люди, которые называют себя приемными родителями. Много деток сейчас становится приемными, а это значит, что очень много будущих взрослых людей станет счастливыми и способными жить в обществе, создавать семьи, реализовывать себя и растить собственных детей. Есть большая вероятность того, что ребенок, пришедший из тяжелых условий детского учреждения или неблагополучной родительской семьи, компенсирует вместе с приемными родителями те упущения, которые там были. Пройдет время и он поймет, что людям можно доверять, что есть люди, которые о нем заботятся и переживают, что не все взрослые равнодушны к его потребностям. Но сначала, придется немало потрудиться новым родителям, чтобы заслужить доверие к себе и снизить планку страха, который уже живет в маленьком человечке. А он, к сожалению, селится там сразу после рождения, если мама не была рядом, или была рядом, но по разным причинам удовлетворяла потребности ребенка не всегда, а иногда реакцией на плач малыша были побои, вместо еды или тепла. Должно пройти много времени, прежде чем малыш привяжется к новым родителям. Привязанность формируется, она не рождается. Она не может вспыхнуть как любовь, или появиться как симпатия. Привязанность — путь, который нужно пройти. С мамой этот путь проходит младенец от рождения, и даже еще до рождения он чувствует себя у мамы защищенным, и там она его кормит не зависимо от того хочет или нет. А после рождения ребенок чудесным образом просто привязывает к себе маму и папу своим внешним умилительным видом, улыбкой, плачем, который не в силах вынести ни один нормальный взрослый, первыми «агу» и «дай». Затем, подрастая, рука об руку с самыми близкими людьми, малыш познает мир, набивает шишки, учится общаться со сверстниками, получает новые знания. И он это может делать, потому что уверен, что есть место, где его всегда успокоят, поддержат, пожалеют, если он ударился или его обидели, что его ошибки примут и позволят безопасно исправить. Ребенок идет по жизни с ощущением, что родители до определенного момента будут рядом, пока он не окрепнет и сможет уйти в свое собственное плаванье.

У приемных детей такой возможности не было. И этот путь, новым родителям приходится проходить заново, иногда начиная сначала. Порой дети удивляют своим регрессом в этом отношении. Они могут в 7 или 10 лет проситься на руки, просить, чтобы их покачали и даже соску. И это не патология или психиатрия. Это — признак доверия к родителям. Это желание пройти тот путь, который не пройден, но который как программа записан на нашей дороге развития. Не пройдя один уровень, невозможно попасть на другой. И ребенок хочет пройти его вместе с новыми родителями. Это как научиться ходить. Сначала нужно научиться сидеть, ползать, потом стоять, а затем, первый неловкий шаг. Если сравнивать по аналогии с выпускником детского дома, то ему от рождения и... сразу нужно ходить. А это невозможно. Поэтому он совершенно не знает, как строить отношения, не умеет любить, создавать привязанность. Он не понимает, зачем ходить на работу и как тратить деньги. Всегда все решали за него, и его мнение не учитывалось.

Этот путь формирования привязанности, а значит формирования отношения к себе, к другим и к миру, дети могут пройти только рядом с понимающим, заботливым и авторитетным взрослым. Самому этот путь не осилить. Поэтому это не вопрос о том, лучше ли ребенку в семье или в детском доме? Это вопрос жизни и смерти. Вопрос выживания. Крыша над головой и обед по расписанию — это много, но совершенно не достаточно для выживания ребенка. Именно из-за этого часть деток погибает без видимых причин еще в грудном возрасте, и потом от разных не смертельных болезней. Именно поэтому взрослые без детства — люди как будто мертвые внутри, потребители, презирающие мораль, нормы или забитые, испуганные, тихие, не счастливые.

Сейчас закрываются детские дома — наследие советского детоустройства. Сложное время для тех, кто много лет посвятил работе в таких учреждениях. Но лучшее время для детей, оставшихся без родителей. Время, когда у каждого своя семья, а не общий дом. Одного желания обеих сторон в процессе создания новой семьи, конечно мало. Нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок, прошедший травму привязанности, потери, часто насилие, не может быть идеальным. И родители — тоже люди, со своими взглядами на жизнь, семейными правилами, традициями. Не стоит ожидать, что все быстро станет на свои места, что через пару месяцев ребенок преодолеет все то, что должен был пройти за годы. Трудно поверить, что он вдруг станет хорошо учиться, будет послушным, или таким как надо нам, взрослым. Очень важно понимать, что требовать быстрого результата ни от ребенка, ни от родителей нельзя. Кроме того периода адаптации в новой системе, новому члену семьи еще предстоит наверстать все этапы развития взаимоотношений с родителями, которые он не прошел. А это — грудничковый возраст, когда малыш все время на руках, так называемый «юбочный», когда всегда рядом с мамой и практически держится за подол. Следующий за ним — возраст присмотра, когда малыш — дошкольник и всегда должен видеть взрослого в поле зрения, первых школьных шагов, когда мама или папа вместе делают домашние задания. И, особенный подростковый возраст, возраст противоречий и негативизма.

Я не идеализирую все приемные семьи. Немало у них сложностей, и не так много накопленного опыта. Но, люди, взявшие в свой дом, в свою жизнь чужого ребенка, а то и нескольких, достойны уважения. И благодарности.

Марианна Лапина ,
практикующий психолог


Top