Православный календарь на каждый день. Посты, праздники, святцы

Календари. Круголет Числобога. Сварожий круг

Интересны календари древних. Сегодня рассмотрим календарь староверов (календарь родноверов не менее интересен, но об этом позже) и поговорим про это, вспомнив в том числе и официальную историю.

У Славян в древности было несколько календарных форм счисления, но до настоящего времени сохранились лишь немногие...
Сейчас у нас идёт Лето 7521 (2012 год) от Сотворения Мира в Звездном Храме ... но это совершенно не означает, что наш Мир был сотворён 7521 лето назад...

Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами. Таким образом у нас появилась "новая система отсчета".

Этот самый мирный договор, между Великой Расой (древними Славянами) и Великом Драконом (древними Китайцами) был заключён в день Осеннего Равноденствия, или в 1 день Первого месяца Лета 5500 от Великой Стужи (Великого Похолодания). Победу тогда одержала Великая Раса, что и было отображено в виде образа - Белый витязь на коне поражает копьём Дракона. (Сейчас этот образ трактуют, как Георгий Победоносец побеждает древнего змия... хотя этот самый Георгий никакого отношения к древним событиям не имеет... тут просто факт использования христианами древнего образа в своих целях).

Наш календарь или как мы говорим Коляды Даръ , был запрещен Петром Первым 307 лет назад. В Лето 7208 он издал указ, об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввел западно-европейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря, Новолетие , с Дня Осеннего Равноденствия (у Славян-Староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 Генваря, и обозначил начальную дату - 1700 год.

Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 25 декабря весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне. Вот эту дату и выбрал Петр Первый... он своим указом приказал всем подданным отмечать начало нового календаря и поздравлять друг друга с Новым Годом .

Небольшой комментарий. При дворе Петра Первого, на русском языке почти не разговаривали, потому что он считался языком простого народа... в основном всё общение шло на немецком и голландском языках.
Так вот слово Год (God) на этих языках, означает Бог... т.е. своим указом Петр заставил подданных поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше...

Древние своды о прошедших событиях назывались - Летописями, а не Годописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга - сколько тебе лет, а не сколько тебе годов...

Кроме того... Пётр, не просто сменил старые календари на новый... Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать вместо него Историю, которой раньше небыло...
Сейчас мало кто помнить, что раньше в даты Летописях записывались буквицей древнерусского языка, а не цифрами, которые ввели по приказу Петра...

До введения нового календаря народ отметил 7208 Новолетий от победы над древними китайцами, и даты всегда записывалась буквицей... это нам говорит о том, что письменность существовала у Славян задолго до Солунских монахов Кирилла и Мефодия... если бы не реформа Петра, эта бы церковная сказка про "просвещения неграмотных язычников" давно была бы забыта, как чья-то глупая шутка. Не зря же императрица Екатерина II говорила: "Славяне за многие тысячи лет до Рождества Христова свои письмена имели".

Вот краткий список, используемых большинством Староверов, календарных форм:

Летоисчисления, соответствующие 2007-2008 гг.
Лето 7516 от Сотворения Мира в Звездном Храме
Лето 13016 от Великой Стужи (Великого Похолодания)
Лето 44552 от Сотворения Великого Коло Рассении
Лето 106786 от Основания Асгарда Ирийского
Лето 111814 от Великого Переселения из Даарии
Лето 142998 от периода Трех Лун
Лето 153374 от Асса Деи
Лето 165038 от Времени Тары
Лето 185774 от Времени Туле
Лето 211694 от Времени Свага
Лето 273902 от Времени х’Арра
Лето 460526 от Времени Дары
Лето 604382 от Времени Трех Солнц...

Эти системы не отменяют, а дополняют друг друга. Каждая последующая является продолжением предыдущей календарной системы...

Славяне и Арии использовали другие системы календарного счисления, нежели принятые сейчас. Поэтому наверное будет интересно, кто и когда задумал переход на иную календарную систему и с чем это было связано.

Сначала вкратце об календарных системах Европы и Скандинавии.

У разных народов живших на территории Европы были разные системы счета дней. У кельтов и скандинавов изначально был 9-и месячный календарь, но в последствии он был заменён 24-х месячным. Это было связано с постоянно изменяющимися климатическими условиями и полным переходом на руническую форму письма.
После перехода, каждый месяц обозначался своей руной, из т.н. Футарка - сборника Рун . Месяца отличались по продолжительности, так 1 месяц был 14 дней, 2 месяц - 15 дней и 3 месяц -16 дней... потом данной чередование повторялось.

Такое чередование в первую очередь было связано с фазами Луны , периодичность которой - 29,5 дней... таким образом, первые 4 месяца Рунического календаря (14+15+16+14=59) соответствовали 2-м полным лунным месяцам (29,5+29,5=59)... а дальнейшая система чередования месяцев соединяла между собой лунные фазы с солнечным календарём... таким образом, год Рунического календаря содержал 360 дней.
Но так как в Рунике была еще и 25 пустая руна, иногда называемая руной Одина, то и она нашла своё применение в календаре... в конце каждого третьего года, вставлялся дополнительный 25 месяц, в котором шло чередование дней сначала 14, потом 15, а затем 16 дней.

Этот 25 месяц помогал выровнять цикличность солнечного года, так же, как сейчас это делают при помощи високосного года.

На юге Европы, на территории современной Италии, жили Расены, которых больше знают под названиями Этруски или Тиррены. Они тоже пользовались 9-и месячным календарём. Прибывшие на территорию Италии латиняне и сабиняне, принесли с собой свои календарные системы... В последствии появились и новые системы, например греческие "Олимпийские циклы" или латинские "Календы от Основания Рима"...

Латиняне пытались навязать Расенам, свою календарную систему, а когда эта затея провалилась, латиняне объявили Этрусков глупыми, решили просто уничтожить Расенов...

Вот это большое многообразие календарных систем, иногда вводило большую путаницу в определение "больших торговых дней"... поэтому в 45 г. до н.э. по указу Императора Юлия Цезаря, была введена "новая" Календарная система, которую требовалось соблюдать на территории всей Римской империи. Я не зря написал слово "новая" в кавычках, ибо за её основу был взят действующий календарь жрецов Египта. Юлий Цезарь его несколько изменил, таким образом появился всем известный Юлианский календарь.

А теперь представьте, с какими проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились "просвещать" язычников Европы...

Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты...

Иная календарная система не позволяла христианам-миссионерам правильно определить, какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложные для понимания христиан, и к тому-же сравнительные даты постоянно "плавали". Выход был найдён только один. Запретить старый календарь и ввести новый - Юлианский.

Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси... Введённый Юлианский календарь народ не принял. Потому что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь с номерными месяцами на латинском языке, которых на 3 больше, да к тому же еще начинавшийся не в День Осеннего Равноденствия, а в начале весны.

Но христиане нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий .
Только в таком виде, христианам удалось назязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана таже реконструкция Юлианского календаря, и месяца получили свои славянские названия.

Но даже после того, как христиане нашли выход из создавшегося положения, и в Юлианском календаре месяца получили славянские названия, древний Славянский календарь не перестал существовать. На всех славянских землях продолжали использовать два календаря.

Потому что по новому (Юлианскому) календарю можно было узнать только о церковных праздниках и о событиях прошлого, произошедших далеко от славянских земель.

А старый календарь нужен был в первую очередь для повседневной жизни людей, ибо по нему определяли, когда начинать и когда заканчивать сельхозработы и другие дела... ведь одними молитвами сыт не будешь...
Таким образом на Руси параллельно существовали 2 календарные системы, старая и новая. Но церковные и светские власти не устраивало то, что народ праздники отмечал по обоим календарям, но больше всего не устраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого, славянского календаря, а приглашенные греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния...

Например: дата 1 марта 1005 г. н.э. по Славянскому календарю выпадала на Лето 6513 от С.М.З.Х, а по христианскому на Лето 6512 от С.М., таким образом разница между Славянским календарём и календарём от Рождества Христова составляла 5508 лет, а у христианского календаря - 5507 лет.

Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 (1348 г. н.э.) по указу царя Ивана III , Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря.

Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя.

Так например:

День Бога Велеса был заменён Днём Власия;

День Масленицы-Марёны был объявлен просто Масленицей;

День Бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя или как его называли на русский манер - Иваном Купалой, т.е. Иваном, который в реке всех купал;

День Триглава (Сварога-Перуна-Свентовита), превратился в Троицу;

Вышний День Бога Перуна заменили Днём Ильи-Пророка... и т.д.

Но больше всего церковные и светские власти не устраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает два Новолетия ... Христианское Новолетие 1 марта и Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия.
Никакие запреты Славянского календаря не помогали... а принятие жестких мер вплоть до казней, дало обратный эффект - во многих городах и сёлах началась смута и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских свещенников и их помощников... Дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи "божих людей", и тогда пришлось царю Ивану III "идти в народ", ибо только так власти смогли успокоить восставший народ.

Чтобы вредь не возникало смуты и разора, царь не только разрешил людям пользоваться старым календарём, но и узаконил право почитать Старую Веру Предков . Таким образом на Русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря. Церковный календарь стал считаться - официальным, т.е. государственным, а старый календарь - народным.

Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Лет (144 года). При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира (1492 г. н.э.), среди христиан в России росли апокалиптические настроения. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христианской Церкви до сих пор...

В Лето 7090 (1582 г.) католической церковью по указанию папы римского Григория XIII был введен новый календарь, который получил его имя. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова. Необходимость введения нового календаря связывалась с тем, что продолжительность Юлианского календарного года немного больше продолжительности года природного, а потому он стал немного отставать от природы, так что за 128 лет накапливались одни сутки. Поэтому на момент введения Григорианского календаря набежало уже 10 дней разницы.
Но не все европейские страны сразу перешли на новый календарь, некоторым странам понадобились годы или даже столетия, чтобы перейти на новый Григорианский стиль. В России на данный стиль перешли только в феврале 1918 года.

Григорианский календарь также не является абсолютно точным: он отстает от природного на одни сутки за 3300 лет; кроме того, григорианский календарь «неравномерен», он содержит своего рода «скачки». Но постепенно григорианский календарь был принят большинством государств и сегодня является общепризнанным.

В Лето 7208 (1699) Петр I перенес Новолетие на 1 Генваря и издал специальный указ:

«Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.»

Несмотря на свою необычность, для современного восприятия, особенно когда в основе календаря везде прослеживается 9, эта календарная система, наиболее точная и удобная из всех существующих на данный момент календарей. Тем более за последние несколько десятков тысяч лет этот Славянский календарь иначе называемый Коляды Дар "не "убежал" и не "отстал" ни на один день...

Круголет Числобога

Коляды Дар , содержит три природных сезона: Оусень , Зима и Весна .

Эти три сезона объединены в единый солнечный цикл, который называется - Лето . Лето состоит из 9 месяцев, таким образом на каждый природный сезон приходится по три месяца. В календаре есть два понятия: Простое Лето и Священное Лето . Они составляют Круг Лет , в котором 15 простых и 1 Священное Лето.

Девять Кругов Лет , составляли Круг Жизни , который состоит из 144 лет. Эти повторяющиеся циклы, называют Круголетом Числобога .

Простое Лето состоит из 365 дней, все нечётные месяцы содержат по 41 дню, а чётные - по 40 дней. (5х41=205)+(4х40=160)=365.
Священное Лето состоит из 369 дней, все месяцы содержат по 41 дню. (9х41)=369.

Новолетие приходится на 1 день второго месяца Оусени, т.е. на День Осеннего Равноденствия. Это как правило связывают с тем, что весь урожай был собран, закрома наполнены, и новое Лето начиналось с полного достатка.

Кроме того, самые важные события было принято принимать именно в Новолетие. Так например, мирный договор с Великим Драконом (древним Китаем) был подписан именно в Новолетие. Это было очень удобно для введения новой точки отсчета мирной жизни, при чём, на основной календарной системе это никак не отражалось. Ведь Сотворение Мира (между народами), произошло в 1 день 1 месяца Лета 5500 от Великой Стужи.
Таким образом, 1 день 1 месяца Лета 5501 от Великой Стужи, одновременно стал и 1 днём 1 месяца Лета 1 от Сотворение Мира, а так как мирный договор был подписан в Лето носящее название - Звездного Храма на Круголете Числобога, то и название нового Летоисчисления стало - от Сотворения Мира в Звездном Храме .

Неделя Славянского календаря также состояла из 9 дней. Они несли числовую форму и назывались: Понедельникъ, Вторникъ, Тритейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица, Неделя .

Это было очень удобно, все нечетные месяца Простого Лета начинались с одного дня недели, а всё чётные с другого. А так как Священное Лето состоит из 41 недели, то и следующий Круг Жизни , начинался с того же дня недели, что и Священное Лето. Таким образом, каждый Круг Жизни, т.е. цикл из 144 лет, начинался с Понедельника.

То, что о старой девятидневной неделе помнили еще не так давно, мы можем убедиться, прочитав сказки сибирского сказителя Петра Павловича Ершова.

Ну, Гаврило, в ту седьмицу Отведем-ка их в столицу;
Там боярам продадим, Деньги ровно поделим.

(Конек-Горбунок)

Вот осьмица уж прошла и неделя подошла.
(Каменная чаша)

Древний Славянский календарь, также как и скандинавский или кельтский имел Руническую форму отображения, т.е. изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами.
Для тех кто не знает, Руна, это не буква и не слог... Руна - это тайный Образ. Название месяцев изначально обозначались Рунами, а уже позднее была добавлена запись Буквицей с кратким раскрытием смыслового значения.
Первый месяц обозначался одной Руной, а остальные восемь месяцев обозначались соединением двух Рун, причем вторая Руна, указывала на часть солнечного цикла, известного нам как Л ѣ то .
В древлесловенском письме, при написании названия месяца в конце проставлялась буквица "Ъ " - еръ, звучавшая как О-краткое . Кроме того, каждый месяц, нёс свою смысловую нагрузку, определяющую жизнь людей.

Вот названия Месяцев Славянского Календаря:
Рамхатъ - Месяц Божественного Начала.
Айл ѣ тъ - Месяц Новых Даров.
Бейл ѣ тъ - Месяц Белого Сияния и Покоя Мира.
Гэйл ѣ тъ - Месяц Вьюг и Стужи.
Дайл ѣ тъ - Месяц Пробуждения Природы.
Эл ѣ тъ - Месяц Посева и Наречения.
Вэйл ѣ тъ - Месяц Ветров.
Хейл ѣ тъ - Месяц Получения Даров Природы.
Тайл ѣ тъ - Месяц Завершения.

Название месяцев не только в Рунике имели глукокий смысл, но и в Буквице тоже. По своей совокупности Образы Буквиц, с которых начинались назвения месяцев тоже несли особый смысл. Чтобы хоть как-то его понять, нужно просто вспомнить названия Буквиц в Древлесловенской письменности и что они означают.

Р - Реци, - наставлять, сообщать;
А - Азъ, - человек, людина;
Б - Боги,
Г - Глаголь, - говорить;
Д - Добро,
Э - Эта, - указующая форма;
В - Веди, - Веды, мудрость, знание;
Х - Хранъ, - сохраниение;
Т - Твердо. - завершение, окончательная форма.

Соединив данные Образы буквиц, мы получаем следующий текст: Наставляли человека Боги говоря доброе, эту Мудрость сохранять твёрдо.

Каждое Лето имело своё название. Все эти названия связаны с определёнными циклами жизни людей на Земле. Эта система уходит своими корнями во времена когда белые люди жили на серверном материке, который они называли Даария (Гиперборея, Арктида, Арктогея).

Поэтому данная система и носит название - Даарийский Круголет Числобога .
Круги Лет (16) проходят через Природные стихии (9), таким образом полный Круг прохождения называется - Круг Жизни .


Но не только Лета, считались Кругами по 16 лет, полное прохождение Ярилы-Солнца по Небесам средь звёзд, тоже содержало число 16.

Эти равные части называются - Небесными Чертогами Сварожьего Круга . Каждому Чертогу соответствует свой Покровитель, Бог или Богиня.

Помимо Чертогов на Сварожьем Круге, присутствует еще много информации, смотрите фото слева.

На Внешнем круге гравюры прекрасно видно, кто из Древних Богов или Богинь какому Чертогу покровительствует:

1. Чертогу Девы - Богиня ДЖИВА,
2. Чертогу Вепря - Бог РАМХАТ,
3. Чертогу Щуки - Богиня РОЖАНА,
4. Чертогу Лебеди - Богиня МАКОШЬ,
5. Чертогу Змея - Бог СЕМАРГЛ,
6. Чертогу Ворона - Бог КОЛЯДА,
7. Чертогу Медведя - Бог СВАРОГ,
8. Чертогу Бусла (Аиста) - Бог РОД,
9. Чертогу Волка - Бог ВЕЛЕС,
10. Чертогу Лисы - Богиня МАРЕНА,
11. Чертогу Тура - Бог КРЫШЕНЬ,
12. Чертогу Лося - Богородица ЛАДА,

13. Чертогу Финиста - Бог ВЫШЕНЬ,
14. Чертогу Коня - Бог КУПАЛА,
15. Чертогу Орла - Бог ПЕРУН,
16. Чертогу Раса - Бог ТАРХ.

На втором круге, от внешнего края, показаны Руны Времени и их структурное отображение.

То есть, мы имеем Суточный Круг, в котором 16 часов, по 4 часа на каждое время суток: 4 часа на Вечер, 4 часа на Ночь, 4 часа на Утро и 4 часа на День. Каждый час имеет своё собственное название, чертовое изображение и Руническое написание.

В следующем Круге изображены Руны 16-и Небесных Чертогов, их начертание имеет определённую связь с расположением звезд на Небосводе и с Природными стихиями... Поэтому очень часто эти Руны помещались на оберегах. Не только на тех, которые носили люди... но и на оберегах защищающих домашний скот и птицу. Кроме того, данные обереги можно встретить на посуде и на другой домашней утвари...
Следующий круг, называют Кругом Стихий , в нем обозначены 9 Стихий через которые проходит время жизни. Каждой Стихии дано своё название и своя Руна Порядка. Начало положено от Первой Стихии...

1. Земля
2. Звезда
3. Огонь
4. Солнце
5. Древо
6. Небеса
7. Океан
8. Луна
9. Бог

Каждое Лето, так или иначе было связано с Кругом Стихий, поэтому зная стихийные характеристики, люди были в курсе, чего ожидать от того или иного Лета.


Следующим шел Недельный Круг. По нему определяли не только порядковый номер дня недели, но и кто из Богов данному дню покровительствует, а также какая из Девяти Земель системы Ярилы-Солнца, даёт свою силу...

В самом центре, в Круге, что структурное обозначение человека. 9 точек, указывали на 9 основных энергетических центров (чакр) человека, через которые он получает различные потоки силы жизни... на 9 видов сознания человека, на 9 различных чувств, которые даны человеку... и многое другое...

Сварожий Круг . Это участок звёздного неба, по которому за Лето перемещается Ярило-Солнце (современный Зодиак, или эклиптика). Сварожий Круг поделён на 16 Чертогов. В одно мгновение по течению Реки Времени, в которой отображается Сварожий Круг, рождается 53.896.011.200 индивидуальностей, каждая со своей неповторимой судьбой и своим неповторимым характером. И эти индивидуальные Души стремятся к проявлению на Землях в Мире Яви, где в свою очередь Солнца, Звёзды, Земли и Луны добавят им дополнительные свойства характера. Каждая воплощённая Душа представляет собой особую матрицу, в которой есть информация от Богини Дживы, а дополняет её Бог-Покровитель Рода. В древние времена на Мидгард-Земле (наша Земля) проживало одновременно до 21-24 млрд. Душ, а на Земле Орея (Марс) до 50 млрд Душ, на Земле Деи (сейчас пояс астероидов) – 30 млрд. Но две Души, рождённые в одну секунду от двух женщин в одной и той же палате, будут иметь разные судьбы, так как есть разница в мгновениях, мигах, сигах. Кроме того, у них разные Звёзды-Владыки, разные Рода, папы и мамы. Души их Предков принадлежали к разным Звёздным системам, а каждая Звёздная система на высшем Божественном уровне имеет свои Корни.

Особое влияние на мыслительную деятельность человека оказывает Ярило-Солнце. И особенно поток его гармоничных частиц, которые в современном мире называют нейтрино. Человек – это единственная живая структура, которая имеет свойство полностью задерживать этот гармоничный поток в своём организме. Нейтрино как частица может пролететь сквозь Луну, любую Землю, а попадая в человека, она останавливается, и организм её аккумулирует. Это излучение необходимо для мыслительной деятельности и управления нервной системой. Кроме человека, некоторые представители животного мира, живущие в разных стихиях, также способны частично удерживать нейтрино. (Животное делает это только частично). В водной стихии это дельфины, в воздушной – орлы, соколы, беркуты, совы, филины, вороны. В земной стихии – комы (медведи), семейство кошачих (львы, парды, барс, тигр, рысь) и волк. Поэтому в Древних Славяно-Арийских преданиях вышеперечисленные представители животного мира наделены мудростью и считаются помощниками Богов. Их изображали на орнаментах на одежде, предметах, оружии. Считается, что животные водной стихии – это Мудрость Навная (из Мира Слави). Животный мир земной стихии – это Мудрость Явная (из Мира Яви). Птицы – это Мудрость Правная (из Мира Прави).

Пояснения к некоторым из славянских Летоисчислений.

Календарь «От сотворения Мира в Звёздном Храме». Этот Календарь – один из Древних Славяно-Арийских Календарей, которые велись от каких-либо значимых событий. Он берёт начало от Победы в битве, происшедшей 7513 лет назад (по состоянию на 2004-2005 гг) – Великая Раса победила народ Великого Дракона (желтокожих, или аримов – как их тогда называли). В результате после окончания войны между Хануманом (императором Рассении) и Ариманом (императором Аримии) был заключён мирный договор (или, как говорили тогда – «Сотворён Мир»). Поверженных аримов заставили построить стену (бойницами в их сторону) для обозначения границы Рассении. Стену назвали Кий-Тай, что в переводе с древлесловенского означает Кий – палка, изгородь, Тай – вершина, завершение, то есть «завершающая, ограничивающая изгородь». Год, в котором это произошло, носит название «Звёздный Храм» по да`Арийскому Круголету Числобога. Отсюда название Календаря. Данный Календарь был отменён императором Петром 1-м. Таким образом, введя календарь от Рождества Христова, Пётр 1-й убрал из нашего Наследия более 5 тысяч лет.

Календарь «От Великого Похолодания». Сказано в Сантиях Веды Перуна: «...тяжкие времена принесёт поток Реки Времени на Святую Землю Расы Великой... И останутся на земле сей лишь Жрецы-Хранители Древнего Знания и Мудрости Потаённой... Ибо используют люди Силу стихий Мидгардъ-Земли и уничтожат малую Луну и Мир свой прекрасный... И повернётся тогда Сварожий Круг (сдвинется земная ось) и ужаснутся людские Души...». Это событие было предсказано Перуном во время его 3-го посещения Мидгардъ-Земли.

Этот Календарь берёт начало от Великого Похолодания, которое было связано с катастрофой – падением на Мидгардъ осколков разрушенной луны Фатты. Фатта до падения вращалась вокруг Мидгарда (в экваториальной плоскости) с периодом обращения 13 суток. Жрецы Антлани (Атлантиды), экспериментируя с Кристаллами Силы, (с помощью которых можно видоизменять торсионные поля, ядра Лун и Земель), по неосторожности разрушили Фатту, осколки которой упали в районе западного материка (Америки). Самый крупный из них уничтожил остров Антлань. На стене одной из пирамид Майя в Америке есть надпись «Малая Луна разбилась». Как пишется в Древних Писаниях, возникшая волна (цунами) три раза обогнула Землю, достигнув глубинных частей материков. Население Земли было большей частью уничтожено. Пепел и пыль от возникшей вулканической активности и землетрясений закрыли атмосферу Земли на много лет, вызвав изменения климата и похолодание. От удара осколков произошёл сдвиг земной оси (земная ось приобрела волчкообразное движение по эллипсу, которое современные учёные называют «периодом прецессии»). Остатки уцелевшего

народа Антов (их вожди брили головы и носили на голове «оселедец») позже стали жить в причерноморье (нынешние хохлы, украинцы). Всвязи с этим событием появилось выражение «Фатальный исход». Число 13 (период обращения Фатты) считается с тех пор несчастливым.

Календарь «От 3-го Прибытия Вайтманы Перуна». Чуть более 40 тыс. лет назад один из Вышних Славяно-Арийских Богов Перун спустился на большой Небесной колеснице – Вайтмане на Мидгардъ. Вайтмана приземлилась в районе Асгарда (Города Богов) в Беловодье Сибирском. В течение 9 дней Жрецы и Вои Свята Расы общались с Перуном. Он поведал им Мудрость из Мира Прави, которая была записана волхвами в сантиях (золотых пластинах) Перуна. (Боги обитают в многомерных Мирах Прави. Мир Истины, например, имеет 65 536 в степени 2048 мерностей пространства. Но, являясь многомерниками, Боги периодически приходят в Мир Яви, - в 4-х мерное пространство, в Мир Людей, в привычном для людей облике - человека. То было третье посещение Мидгардъ-Земли Богом Перуном.)

Календарь «От Основания Асгарда Ирийского». На древлесловенском языке Асъ – это Бог, воплощённый в человеческом теле. Наши Предки называли себя Асами, страна их именовалась Асия (об этом упоминает и Древнескандинавский эпос – «Сага об Инглингах»). Асгардъ – означает «Город Богов». Ирийский – потому что стоит на реке Ирий Тишайший (сокращённо Иртиш, или Иртыш). Всего Асгардов было 4. Асгардъ Даарийский, находившийся на северном полюсе, погиб (затонул) вместе с гибелью Северного материка - Даарии. Позже были построены Асгардъ Сагдийский (район нынешнего Ашхабада) и Асгардъ Свинтьодский (город Уппсала, Норвегия). Руины Древнего Асгарда Ирийского, разрушенного полчищами джунгар в 1530 году н.э., обнаружил картограф Петра 1-го Ремизов, после чего на этом месте была построена Омская крепость (ныне город Омск).

Календарь «От Великого Переселения из Даарии». Даария – континент на Северном полюсе Мидгардъ-Земли, где долгое время жили наши Предки после заселения Мидгардъ-Земли. Этот материк затонул в результате потопа, сотворённого водами и осколками разрушенной малой луны Лели. Об этом также говорят Сантии Веды Перуна: «... Эти Кащеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получасьи... Но расплатился Мидгардъ за свободу Даарией, скрытой Великим Потопом... Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с Небес они радугой пали, ибо Луна раскололась на части и ратью Сварожичей в Мидгардъ спустилась...». Изображение очертаний континента Даария сохранилось на стене одной из пирамид в Гизе. В 1595 году эта карта была опубликована Рудольфом – сыном Герарда Меркатора. Гибель материка и катастрофа были предсказаны волхвом по имени Спас, поэтому славяно-арийские народы начали переселяться по перешейку, образованному Рипейскими Горами (Урал) в район острова Буян (Западно-Сибирская возвышенность). После 16-тилетнего перехода из Даарии в Рассению и последовавшего вслед потопа был основан праздник ПАСХЕТЬ (аббревиатура букв – Путём Асы Ходяше Этим). Возникшая традиция красить и бить друг об друга яйца символизировали: разбитое яйцо – символ погибшей Луны Лели, а целое яйцо – Тарха (Даждьбога), который уничтожил Луну вместе с находившимися на ней Кащеями, замышлявшими уничтожить Мидгардъ.

Календарь «От Периода Трёх Лун». Это Период, когда вокруг Мидгард-Земли вращалось три Луны : Леля, Фатта и Месяц. Леля – малая Луна с периодом обращения 7 суток, Фатта – средняя Луна с периодом обращения 13 суток и

Месяц – большая Луна с периодом 29,5 суток. Две из этих Лун – Леля и Месяц были изначально Лунами Мидгардъ-Земли, а Фатту перетащили от Земли Деи после её гибели.

Календарь «От Асса Деи». Асса – Битва Богов. Указанный в летоисчислении срок отделяет нас от войны, происходившей во Сварге не только в Мире Яви, но и в многомерных Мирах Слави и Прави. В той битве участвовали не только люди, но и Леги, Арлеги, Боги. В Мире людей против славян и арийцев воевали серые (Кащеи), и на их стороне – чернокожие (люди с кожей цвета мрака). В ходе битвы была уничтожена и расколота на части Земля Деи (5-я планета солнечной системы Дея) и её спутник – Луна Литиция (Люцифер). Ныне это пояс астероидов, вращающийся по 5-й орбите после Земли Орея (Марса). Вторая Луна Деи – Фатта (Фаэтон) уцелела. В результате мощного взрыва была снесена часть атмосферы с населённой тогда Земли Орея, после чего славяно-арийские рода покинули её, часть из них переселилась на Мидгардъ (так называемые Дети Орея). После окончания Асса Деи многие люди с кожей цвета мрака, оставшиеся без своей Земли, находясь на звездолётах в космосе, попросили пощады и разрешения приземлиться на Мидгардъ. Наши Предки разрешили и выделили им земли, по климату схожие с их родиной, а для адаптации к излучениям Мидгардъ-Земли перетащили Луну Фатту с 5-й орбиты и запустили вокруг Мидгарда с периодом 13 суток.

Календарь «От Времени Тары». Берёт своё начало от времени, когда Мидгардъ-Землю посещала Богиня Тара.

Календарь «От Времени Трёх Солнц». Это один из самых Древних Славяно-Арийских Календарей Мидгардъ-Земли. Он упоминает о событиях более 600 000 -летней давности, когда вследствие вращения вокруг центра Вселенной произошло сближение соседней галактики с нашей. В результате две солнечные системы соседней галактики сблизились с нашей настолько, что два её Солнца-гиганта серебристого и зелёного цвета наблюдались на небосклоне Мидгардъ-Земли и равнялись по величине видимого диска нашему Яриле-Солнцу.

– лучшей и наиболее перспективной на сегодня электронной версией старообрядческого месяцеслова.

Не иначе как по нашим молитвам и чаяниям стараниями неутомимого подвижника, чада РПСЦ Максима Чернятевича воплотилась многолетняя мечта: иметь «живую» версию церковного календаря.

Максим Чернятевич во время работы над календарем

В конце 2017 года данная разработка стала доступной для скачивания в виде мобильного приложения для ANDROID :


Скачать Древлекалендарь в качестве приложения на ANDROID на Google Play

Разработанная Максимом программа рассчитывает Пасхалию на любой год, сама расставляет передвижные праздники, добавляет данные об уставе поклонов и трапезы, указывает дни памяти святых, чтимых нашей Церковью. Все это делается в строгом соответствии с дораскольными книгами с учетом практики, утвержденной Православной (старообрядческой) Церковью.

Мы познакомились с Максимом несколько лет назад, когда он завершал работу по сканированию эталонной для православных «Острожской» Библии в рамках своего информационного портала Vechnoe.info . Этот сайт мы упоминали как важный источник доброй информации, когда рассказывали . По-прежнему рекомендуем добавить ресурс в закладки и по мере необходимости черпать оттуда полезную информацию.

О проекте «Древлеправославный календарь»

Цель нового ресурса - дать старообрядцам всех согласий простой и удобный церковный календарь, содержащий все необходимые сведения для церковных богослужений и домашней молитвы. Простой интерфейс с возможностью интеграции с другими ресурсами и позволит читателям согласовать уклад повседневной жизни с заветами и преданием Церкви.

Древлеправославный старообрядческий календарь вычисляет гласы, рассчитывает посты, подвижные и неподвижные праздники, дни поминовения усопших, приходные и исходные поклоны на каждый день и Зрячую Пасхалию. В нем также есть возможность поиска праздников на текущий год или имен по святцам.


Большинство из нас за 100 лет позабыли, с какого дня должна начинаться неделя…

В основу календаря положен старопечатный Часослов, из которого взят текст о праздниках и постах на каждый день. Кроме того, добавлены праздники из календаря РПсЦ (в следующей версии будет возможно настроить календарь для отдельного согласия).

В случае выявления разногласий текущей практики с Церковным Оком предпочтение отдавалось Церковному Оку, причем всегда в сторону большей строгости, так как правильнее предупредить, чем попустить.

Пасхальные алгоритмы, алгоритмы расчета дат Юлианского и Григорианского календарей взяты из работы Клауса Тондеринга «Часто задаваемые вопросы о календарях» .

Календарь охватывает периоды с 1900 по 2099 годы, однако при необходимости ограничение можно снять. К реализации запланированы и другие полезные функции, которые наверняка придутся по душе пользователям.

При помощи редакции сайта «Старообрядческая Мысль» была разработана дополнительная программа, позволяющая встраивать календарь в другие сайты. Сейчас она доступна на сайт в режиме чтения статей, однако уже скоро появится и на главной странице в виде расширенного меню.

Как и любой новый программный продукт, календарь может содержать ошибки и неточности, а также спорные моменты. Максим Чернятевич обращается с просьбой ко всем читателям сайта «Старообрядческая Мысль» с просьбой не оставаться безучастными и информировать нас о своих вопросах, сомнениях и пожеланиях. Сделать это можно в виде комментария к данной статье, либо на e-mail staroveru@сайт , [email protected] .

Все, кто хотел бы присоединиться к проекту Древлекалендаря, в том числе для его размещения на своих сайтах, должны согласовать свое участие с разработчиком.

Желаем всем потрудившимся во славу Божию, в частности р.б. Максиму, Ивану, Ольге доброго здоровья и душевного спасения!

Редакция сайта

3.9 (77.14%) 21 votes

За минувшее столетие издание старообрядческого церковного календаря не раз оказывалось единственным рупором, летописцем и молитвословом нашей Церкви. Если в храме настоящего православного человека можно узнать по лестовке в руке, то его дом можно отличить по подшивке ежегодных календарей на «божьей полке».

Диск-архив для скачивания

Вот уже 5 лет в лавке народных промыслов на Рогожском продаётся интерактивный медиа диск, содержащий оцифрованный архив всех церковных календарей РПСЦ с 1915 по 2004 год.

Титаническая работа по каталогизации велась казаками Рогожской старообрядческой станицы в память о высокопреосвященнейшем митрополите Алимпии, чей путь на земле оборвался как раз в этот год.

Профессионально оформленный диск содержит более 60 изданий полных сканов всех страниц старообрядческих церковных календарей в хорошем разрешении. Каждый календарь имеет по 90-120 страниц, которые открываются при помощи встроенной на диск компьютерной программы.

Структура папок на диске. Запуск программы просмотра – по ссылке.

Также на диске имеется с десяток приложений: орнаменты, использованные в оформлении календарей, фотографии, шрифты, избранные молитвы и каталоги иллюстраций, содержащихся в календарях. Например, в календаре за 1928 год напечатан словарь всех церковных терминов, употребляющихся в богослужении


Список интерактивных гиперссылок на календари с лиска

Есть на диске и информация о старообрядческой Церкви, о православном казачестве и даже видеофильм с записью молебна памяти Матвея Платова с участием особо почитаемого предстоятелеля РПСЦ Митрополита Алимпия.


Видеозапись молебна

Трудно переоценить это издание: это, практически, «наше всё»…
Предлагаемый для скачивания диск послужит отличным подарком для каждого православного христианина и, безусловно, будет очень востребован.


Виртуальная структура диска

Приобрести оригинал его можно в казачьей лавке народных промыслов на Рогожском. С вопросами и предложениями можно обращаться в Рогожскую казачью станицу и в лавку народных промыслов на Рогожском, а также на e-mail [email protected].

К сожалению, выход диска в 2011 году не имел должной информационной поддержки, и теперь мы восполняем этот пробел. Атаман Рогожских казаков и наш постоянный читатель (и даже писатель) Димитрий Власов любезно дал согласие опубликовать указанный сборник на сайте «Старообрядческая Мысль» для свободного скачивания.


Так на диске выглядит папка с подборкой орнаментов


Предупреждаем, что размер файла – 4, 16 ГБ, так что со слабым интернетом лучше даже не пытаться его скачать…

СКАЧАТЬ диск «Сбрание старообрядческих церковных календарей ХХ век» от Рогожской казачьей станицы.

Данная заметка была первоначально приурочена к выставке «Календарь Времени» , которая была посвящена 70-летию возобновления выхода старообрядческого календаря в свет.

Весной 2015 года в преддверии традиционного праздника в Неделю Святых Жен-Мироносиц на Рогожском эта экспозиция об одном из самых удивительных изданий старообрядческой Церкви соседствовала с выставкой «Старообрядцы на службе отечеству» , о которой мы рассказывали ранее.

В Доме Причта были представлены все номера, издававшиеся архиепископией и митрополией РПСЦ с 1945 года, когда его издание снова стало возможным. Там же можно было узнать и о вкладе в это событие святителя Геронтия, о котором наш сайт с Вашей помощью готовит книгу .

Календарь, обряды, обычаи старообрядцев Урала берут свои истоки в общерусском календаре и в основном аналогичны ему.

Ещё в глубокую старину основным занятием русского населения было земледелие. Поэтому праздники и связанные с ними обряды носят земледельческий характер.

У восточных славян святки - первый праздник, которым завершается старый и начинается новый год. Праздновали их с рождества до крещения (с 25 декабря по 6 января ст. ст). Происхождение святок связано в основном с занятием славян земледелием. От того, какой будет урожай, зависело благополучие или неблагополучие жизни. Поэтому люди старались «заглянуть» в будущее и «повлиять» на урожай при помощи заклинаний, магических действий и обрядов. Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978. С.46.

Святки начинались с сочельника (24 декабря ст. ст.), который, завершая пост, отмечался весьма скромной трапезой. Работа в этот день по хозяйству выполнялась, но никаких «грешных» дел совершать было нельзя. Там же. С. 47. Кутью готовили и ели, но не во всех семьях.

С сочельника вечерами подростки бегали по улицам сел, стучали в окна домов и спрашивали у хозяев: «Суженого-ряженого как зовут?» И те в ответ называли самые нелюбимые имена и прозвища. Молодёжь, женщины, мужчины надевали старую одежду, вывернутые шерстью вверх шубы, личины (маски) со вставленными из брюквы зубами, преображаясь в «медведей», «гусей», «чертей», «коз», в «цыган», «китайцев», «стариков» и «старух». Ряженые заходили в дома и просили хлеб, пироги, шкварки, капусту. Хозяева же просили их сплясать, и ряженые плясали, кто во что горазд. Получив подаяние, шли дальше. Если хозяева скупились, то просители требовали, даже угрожали. Иногда дело доходило до оскорблений. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000. С.125.

Бытовал обряд ношения «курицы». Кого-либо из колядующих наряжали курицей, которую перетаскивали из дома в дом, а она, квохча, ходила по избе. Вождение кобылки, козы, курицы совершалось с магической целью. Пропп В.Я. Указ.соч. С.128. По-видимому, это пережитки солнечного культа плодородия, характерного для языческого мировоззрения восточных славян.

Зооморфные маски в святочной обрядности старообрядцев: кобылки, козы, медведя, курицы, гуся и т.д. - остатки старинных обрядов. Прообразы этих масок играли немалую роль в новогодней обрядности: являлись не только стимуляторами и носителями плодородия, но и маскирование под них способствовало различным вольностям, которые в другое время были бы непристойны и осуждались. Болонев Ф.Ф. Указ.соч. С.48.

В первый день рождества не гуляли, сидели дома. Готовили обильную еду: жаркое, пироги с рыбой, оладьи, пирожки с морковью, черёмухой, капустой, ягодами. За стол садились всей семьей, разговлялись скоромным. На святках вообще старались есть много мясного.

На второй день рождества начинались гулянья молодежи. Парни катали девушек на тройках вкруговую по улицам села. В доме солдатки или вдовы устраивали игрища. На игрища девушки старались одеться как можно наряднее. На игрищах водили игры и «приговаривали жениха», т.е. девушки находили свою судьбу. Там же. С.51. На святках девушки вязали варежки, но прясть не разрешалось. Водку на игрищах не пили.

К новогодним праздникам был приурочен ряд примет, связанных непосредственно с хозяйственной жизнью крестьян: солнце на лето, зима на мороз; году начало - зиме середка, если на рождество идёт снег - к урожаю; на крещение снег - к урожаю; много звёзд на святках - к урожаю на ягоды. Там же. С.57.

Большое место в святочной обрядности старообрядцев занимали гадания, или ворожьба. Русское народное творчество. М., 1959. С.37. Девушки на выданье и холостые парни, стараясь предугадать свою судьбу, ворожили в течение всего святочного периода. Гадания начинались под сочельник. Особенно много гадали в сочельник, в ночь накануне крещенья, когда, по мнению старообрядцев, неистово буйствует нечистая сила.

В гаданиях все старания девушек были направлены на то, чтобы узнать, выйдут ли они замуж, какой будет муж и какая жизнь их ожидает в замужестве. Это основные мотивы гаданий. Пропп В.Я. Указ.соч. С.131.

Ворожили в степи, на росстанях, на развилке дорог. Выбирали места, где страшнее: в подполье дома, в бане, на кладбище (здесь ворожьба считалась более действенной).

При ворожьбе часто использовали предметы быта, домашнего очага, одежду, некоторые кушанья и вещи, связанные со свадебной и семейной обрядностью. Стучали ложкой или поварёшкой в паз новой избы и спрашивали о своей судьбе. Если чудилось, будто лёд шумит, муж утонет. Бросали через ворота валенки, куда носками лягут - туда и замуж идти. На новый год пекли блины и с первым блином выскакивали на улицу: кто первым повстречается, за того или за его родственника замуж выйдешь. Гадали и дома, в избах. Например, гадающей девке завязывали глаза, клали перед ней лестовку, уголь, хлеб и ставили стакан с водой. Возьмет девушка лестовку - оставаться ей в старых девах. Там же. С.134.

Многие гадания похожи на приметы. Святочные гадания старообрядцев в основном варьируют тему личной судьбы человека и его брачного союза. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI -XIX вв. М., 1957. С.193. Но были и чисто колдовские церемонии. Например, поиски косточки-невидимки, обладающей такой же магической силой, как и цветущий папоротник, добытый в ночь Ивана-травника. Болонев Ф.Ф. Указ.соч. С.61.

В целом вопросы к грядущему, остро выраженное стремление определить возможности плодородия, благополучия, довольства в семье и личной жизни человека, так богато и разнообразно разработанные в новогодних гаданиях, характерны вообще для всей святочной обрядности. Чичеров В.И. Указ.соч. С.11.

Новый год старообрядцы ночью не встречали и елку не наряжали. Отмечали праздник обильной едой: в некоторых семьях целиком жарили маленького поросенка.

Завершались святки крещением (6 янв. ст. ст.). Рано утром брали воду из проруби. Этой водой «разговлялись» все члены семьи. Затем эту воду ставили в туеске в подполье, где она и хранилась до следующего крещения. Применяли её в случае, когда необходимо было что-нибудь очистить. Некоторые старообрядцы с целью очищения купались в прорубях. Болонев Ф.Ф. Указ.соч. С.63.

Таким образом, в святочной обрядности старообрядцев прослеживаются сплетённые с элементами христианства черты мировоззрения и культовой обрядности древних славян-земледельцев.

В их основе лежат представления о «рождающемся новом солнце», а также целая серия магических обрядов и примет, связанных со стремлением людей получить хороший урожай, обеспечить плодородие животных и семейное счастье.

Большую роль в жизни старообрядческого населения играли такие праздники, как Масленица, Троица и Пасха.

Масленица была одним из любимых, шумных и весёлых праздников у русского населения.

Для празднования масленицы нет постоянной даты, т.е. это праздник «не в числах». Староверы определяют его начало, не прибегая к сложным расчетам, не по пасхе. как это принято в определении большинства праздников, не имеющих постоянной даты. Рождество Христово начинается 25 декабря (7 января). Масленица после него отмечается примерно через 2 месяца. На масленой неделе месяц обязательно должен «окунуть рог в масло», т.е. народиться. Таким образом, если месяц народился до рождества, то «маслена» ожидалась через 6 недель. Если же луна нарождалась после рождества то - через 9 недель. Болонев Ф.Ф. Указ.соч. С.103.

Начинали праздновать масленицу с понедельника. К этому дню пекли горы блинов на сливочном масле, ели обязательно яичницу, пекли шаньги с творогом, пирожки с яйцами и крупами, оладьи и лепёшки, варили кашу из пшена. Мясная пища исключалась. Там же. С.108.

К четвергу масленичной недели делали изображение масленицы в форме куклы или чучела в виде мужчины или женщины. Чучело со смехом и прибаутками водили по всей деревне. Это называлось «встречать масленицу». В течение четверга, пятницы и субботы кукла оставалась в деревне. Её могли ставить на верхушку горы, с которой катались. Пропп В.Я. Указ.соч. С.85. Провожали масленицу с таким же шумом, как и встречали.

Масленичные игры в целом носили несколько иной характер, чем игры святочные. Со святок было перенесено ряжение, но оно носило случайный характер. Ряженые могли сопровождать процессию встречи и проводов масленицы и тем увеличивали всеобщее веселье. Для масленицы характерно, что часть игр носила характер состязаний, чего нет на святках. Одной из масленичных забав были конские ристалища. Другим видом увеселения были кулачные бои. Они могли проходить в любое время и составляли излюбленное масленичное развлечение: «После захода солнца начинали драться край на край, верхний с нижним. Сначала кулаками, затем хватались за стяги (колья, палки). Были убийства». Болонев Ф.Ф. Указ.соч. С.106.

Всю неделю катались на лотках с гор. Парни катали девушек на конях, на тройках, увешенных колокольчиками, заряженных в кошевки, тарантасы.

Последний день масленицы назывался прощеным. Молодежь ехала к родителям просить прощения, сосед приходил к соседу, родственники - друг к другу. Все просили прощения друг у друга с тем, чтобы не ссориться и не таить зла. Болонев Ф.Ф. Указ.соч. С.106.

Считалось, чем веселее и шумнее гулянье, тем счастливее и урожайнее будет год.

После широкой и разгульной масленицы наступал великий пост, длившийся семь недель вплоть до Пасхи. Всю посуду, в которой готовили скоромные блюда, выносили в погребицу или казенку. Её заменяли посудой постной. Те, у кого не было такой замены, всю скоромную посуду выжигали в печках, накаливая сковороды докрасна, затем обваривали кипятком и чистили речным песком. Там же. С.125.

В Великий пост староверы в гости не ходили, песен не пели. Шла обычная хозяйственная работа. Заготовляли дрова, лес для построек, возили в погреба лёд, чистили дворы и т.д. В последнюю неделю перед пасхой работы прибавлялось. старообрядцы мыли дома внутри и снаружи, причем шоркали так, чтобы стены словно жар горели, а сосновые венцы (яруса бревен) отливали янтарным блеском. Там же.С.126.

Вербное воскресенье - шестое воскресенье великого поста. В этот день освящали вербу. Считалось, что освященная верба влияет на чадородие женщин и плодовитость скота. Дома освященную вербу ставили на божницу и хранили в течение года, применяя её в знахарских и магических обрядах. ё крошили в семена, предназначенные для посева, хлестали животных в определённые дни. По вербе примечали: верба хорошая - урожай хороший.

Четверг последней недели перед пасхой назывался «чистым». В этот день женщины «обновляли» иконы, мыли избы внутри. В чистый четверг, как говорят старообрядцы, ворон своих детей до свету купает. Пока птица не запела, нужно сжечь старые вещи - нечисть не будет водиться. В этот день в загнетку клали в тряпочке соль. Она лежала там до воскресенья, после этого ею полоскали зубы, т.е. применяли как лекарство.

Пережигали соль и золу, заливали их водой, а затем использовали при посадке лука, капусты и огурцов.

В «чистый» четверг ничего никому не давали, полагая, что можно потерять память. В целом «чистый» четверг - это день, связанный с хозяйственными делами и очистительными обрядами. Болонев Ф.Ф. О некоторых элементах мировоззрения старообрядцев Забайкалья// Очерки социально-экономической и культурной жизни Сибири. Т.4.Новосибирск, 1972. С.88.

Пасху праздновали 8 дней. Готовились к ней заранее. В частности, накапливали яйца, которые в четверг перед пасхой красили в «луковых перьях», т.е. в луковой шелухе. Окрашивали по 100-200 яиц. В течение пасхи их раздавали приходящим «христосоваться» детям, а также в первый день праздника разговлялись сами всей семьей. Болонев Ф.Ф. Народный календарь…С.128. Часть яиц приберегали для членов семьи и делили между ними поровну. На божницу к иконам клали крашеное вареное яйцо. По поверью, если проверить это яйцо в рождество, то оно окажется наполовину высохшим, а пролежав до пасхи, становится вновь полным. Там же.С.129. Это пасхальное яйцо бросали при пожаре в огонь, и тот начинал «гореть столбом» и не шел в стороны.

Кроме ритуальных обрядов устраивалось увеселение. На пасхе катали яйца в лотке по желобку. Каждый норовил при катании разбить яйцо своего противника, после чего оно переходило в собственность хозяина уцелевшего яйца. Взрослые ездили в гости друг к другу. Парни и девушки шли на качели или на карусель. Там же. С.130. В течение всей пасхи не работали.

Дни поминовения умерших предков у староверов назывались родительскими. Их было 4 в году. Первый отмечается после пасхи во вторник. Затем следует родительская суббота перед троицей, родительская суббота перед масленицей и родительский день 24 октября (6 ноября) перед Дмитриевым днем. Умерших поминали, приносили им пищу.

Одним из самых любимых и почитаемых праздников была Троица. Это был праздник весны. В этот день рубили березку и наряжали её лентами, шелковыми платками, бусами. У березки собиралось много народу. На улицу вытаскивались столы - пили чай, жарили и ели яичницу. Потом шли к реке, там вкапывали березку в землю и водили вокруг неё «круги» (хороводы). Пропп В.Я. Указ.соч. С.68. Люди старшего поколения, а иногда и молодежь, взяв с собой еду и самовары, выезжали на весь день на луг и гуляли там.

Во время троицы проявлялось как бы вражда между девушками и парнями. Иногда ребята нападали на девушек, несущих березку, отбирали её, разламывали на части и бросали в речку, тем самым лишив их определенного превосходства в день праздника, т.к. Троица - это, в первую очередь, праздник кумовства женщин. Болонев Ф.Ф. Указ.соч. С. 137. Завивание венков, ветвей березки, кумление девушек, поедание ими обрядовой пищи - это символ не только союза женщин, но и союза с ритуальным деревом, приобщение их посредством всего этого к божеству - духу растительности, чтобы взять у дерева его чудодейственную силу. Там же.С.143.

Таким образом, праздник Троицы слился с элементами культа растительных сил. Со временем празднование Троицы связывалось не только с возрождением природы, но и с сердечными чувствами девушек. Этот праздник был праздником молодёжи, прежде всего девушек, гадающих о счастье.

В целом, в святочных, масленичных, пасхальных и троицких обрядах присутствует весьма развитый когда-то культ предков. Можно сказать, что верования старообрядцев представляли собою сплав, органическое соединение древнерусского язычества и христианства. Старообрядцы одинаково верили и в нечистую силу, и в христианского бога. Традиционные праздничные обряды старообрядческого населения Урала представляли собой конгломерат разновременных по происхождению культов и обычаев, связанных с их бытовым и семейным укладом.


Top