Стоит ли бояться приучить ребенка к рукам? Каким должен быть хороший детский сад - видео от доктора Комаровского.

Малыш спит отдельно

Как только малыш понял, что он спит на своем месте, доступ к маме и маминой груди ограничен и у него есть отдельная территория для сна. Можно отодвигать кроватку дальше от родительской и восстанавливать бортик.

Есть несколько важных правил:

  1. Сформируйте и поддерживайте хорошее отношение кроватке

Чаще всего мама использует кроватку как манеж когда ей нужно заняться хозяйственными делами или отлучиться ненадолго в душ. Ребенок начинает боятся места, куда мама кладет его на сон, потому что кроватка для него равно тому что мама уходит.

Для того, чтобы ребенок не боялся кроватки и не высказывал сопротивления, когда мама пытается его уложить туда на сон, старайтесь поддерживать хорошее отношение к своей кроватке:

  • никогда не используйте кроватку как манеж
  • избегайте ситуаций, когда малыш плачет один
  1. Сделайте место сна малыша максимально скучным

Старайтесь создать ассоциацию «сон в кровати, игра вне», сделайте место, для сна малыша максимально скучным:

Не помещайте туда малыша для игры

Избегайте хранения игрушек, не используйте мобиль - это небезопасно и отвлекает малыша от сна

Разместите место сна малыша в дальней от окна части комнаты

Уберите из поля зрения малыша все, что может пугать и отвлекать от сна - игрушки, картинки, электроприборы, заклейте световые индикаторы

  1. Научите засыпать и просыпаться в кроватке на утренний сон

Все эксперименты со сном всегда легче проходят на утренний сон. Малыш, отдохнувший после длительного промежутка ночного сна, еще непереутомленный, легче принимает нововведения. Попробуйте поместить сонного, но неспящего малыша на первый дневной/утренний сон в кроватку. Посидите рядом, помогите заснуть. Если эксперимент не удался, положите уснувшего малыша в кровать и научите его сначала просыпаться в кроватке.

  1. Ночной сон отдельно от родителей

Малыш понял, что кроватка - это дружелюбное место, где можно заснуть, спать и проснуться? Тогда можно попробовать перейти на отдельный ночной сон. Только не оставляйте малыша одного, будьте рядом, помогайте ему успокоиться и уснуть.

Как приучить малышей старше 1,5 лет спать отдельно?

По мере взросления и развития воображения, к нежеланию изменений может добавиться страх воображаемых ночных чудовищ, или обостренная боязнь разлуки с мамой.

  1. Если малыш уже может говорить, обсудите с ним все изменения заранее. Спросите, что его беспокоит, если речь идет о переезде в собственную кроватку, что нужно сделать, чтобы ему там понравилось.
  2. Предложите брать с собой на сон одну из любимых Так малыш будет чувствовать себя не одиноким и более защищенным ночью.
  3. Чтобы предотвратить боязнь разлуки в течение дня чаще играйте с ребенком в спальне, чтобы у него возникала ассоциация, что место, где малыш спит - это не только место, где происходит маленькое «расставание» с мамой, но часть его собственного уютного мира.
  4. Уделите ребенку больше времени вечером, Подготовка ко сну в это время может занимать до 1 часа.
  5. И главное, проявите Чем меньше вы смущаете малыша отступлением от оговоренных правил, тем легче и быстрее произойдет его привыкание к новому порядку.

Все перечисленное выше совсем не означает, что вам нужно прямо сейчас «отселять» малыша, потому что спать раздельно это «нормально». Решение, когда это сделать - это ваше семейное решение.

Учитывая, что вы будете все объяснять ребенку заранее в спокойной доброжелательной обстановке, все пройдет легче и быстрее, чем вы ожидаете. Вы будете укладывать малыша не в страшный темный угол, а в уютную кроватку, где ему все нравится, где его ждет «друг» - игрушка, которую вы вместе выбрали, где можно зажечь маленький волшебный ночничок, который распугает все страхи и тревоги.

С появлением на свет такого родного и такого долгожданного малыша каждая мама сталкивается с необходимостью научиться не только ухаживать за ним, но и понимать, что, порой, является непростой задачей, ведь ребенок еще не говорит, а сигналы, которые он подает маме ею еще пока не расшифрованы.

Основным помощником в этом вопросе становится для мамы ее материнский инстинкт, именно он подсказывает, что малыш голоден, замерз или ему хочется на ручки. Однако все мы живем в социуме, поэтому кроме инстинктов руководствуемся и другими источниками информации – советами близких или других авторитетных для нас людей (врачей, опытных подруг и проч.)

Действительно трудно приходится маме, когда ее инстинкт и рекомендации извне оказываются прямо противоположными.

Чаще всего от наших бабушек и мам приходится слышать: «Не бери на руки так часто, приучишь к рукам, потом все время будет на ручки проситься!». И послушные новоиспеченные мамы кладут обратно в кроватку истошно вопящего младенца и выходят из комнаты, стараясь не приучить к этим самым рукам, пока их материнское сердце просто разрывается на части, потому что инстинкт буквально кричит: «Твой ребенок плачет! Скорее возьми его на руки и прижми к груди!». Так что же делать маме? Что будет правильнее?

Несколько фактов о физиологии младенца.

Человеческий детеныш рождается фактически недоношенным, и на момент рождения совершенно несамостоятельный. Он не может сам добывать себе еду, не может следовать за мамой, как детеныши других животных, он полностью зависим от нее и ее присутствия. Это происходит из-за того, что человеческий мозг (а с ним и голова) имеет большие размеры, и если бы женщина донашивала ребенка до условно самостоятельного периода, то она просто не смогла бы родить его тем способом, что предусмотрела природа, именно по причине сильно увеличившейся к этому времени головы малыша. Поэтому наши дети рождаются неспособными к самостоятельной жизни, и фактически мы продолжаем донашивать их на руках.

Само тело ребенка так устроено, чтобы на маме ему было комфортно, а маме удобно:

  • с рождения у ребенка сильно развит хватательный рефлекс , он нужен для того, чтобы зацепиться за маму (когда-то - за ее шерсть), ведь быть потерянным ею для него равносильно смерти;
  • у новорожденного большинство клеток кожи, способных к терморегуляции, расположено на спине , ведь по замыслу природы животиком он будет прижиматься к матери, а значит, так не замерзнет;
  • именно на маминой груди сразу после рождения малыш проявляет первую свою активность . Он отталкивается ножками, стремясь добраться до соска.

Таким образом, природа предусмотрела все основные моменты для того, чтобы мама могла донашивать на руках свое новорожденное дитя до тех пор, пока он не сможет передвигаться самостоятельно и не обретет навыков добывания себе пищи.

Теория привязанности

Кроме физиологии существует и психологический аспект ношения на руках. В первые двенадцать месяцев жизни у ребенка закладывается базовое доверие к миру . Это основа формирования гармоничной личности, уверенной в себе. К сожалению, как-то развить это доверие позже уже невозможно, и человек, у которого в раннем детстве это доверие не сформировалось или недостаточно сформировалось, рискует обзавестись множеством комплексов, остро реагировать на любые неприятности и т.д.

Для новорожденного формирование доверия происходит через выстраивание отношений с его матерью, поскольку на данном этапе развития именно она и есть весь его мир. Именно ее присутствие рядом, в непосредственном телесном контакте с малышом и является основой этого доверия.

Для ребенка потерять маму из поля зрения панически страшно , ведь у младенцев нет чувства времени, поэтому каждая минута без матери словно вечность. Ребенок надрывно кричит, призывая маму, до тех пор, пока верит, что она вернется. Он испытывает сильный стресс, не чувствуя себе в безопасности без мамы. Прокричав долгое время, ребенок может уснуть, но это происходит не от того, что он успокоился, а от того, что устал кричать, и наступает сон как реакция на стресс. Такой сон даже сравнивают в некоторой мере с состоянием в забытьи.

С каждым таким стрессом от отсутствия мамы тревожность у младенца только растет, а уверенность, что мама вернется, все меньше и меньше. Доверие падает. Таким образом, подрастая и становясь старше, ребенок старается сделать все для него возможное, чтобы маму не потерять, чтобы всегда оставаться с ней. Стараясь не приучать к рукам, мы гарантированно получаем «ручного ребенка».

Можно ли носить ребенка и не уставать?

Хорошенькое дело, скажете вы, ребенок с каждым днем становится все тяжелее, как же быть маме, если она не инструктор по фитнесу и не тяжелоатлет, а на руках своего кроху носить хочет?

Все очень просто, используйте . Это физиологичные переноски, которые можно использовать уже с первых дней жизни ребенка и носить в них без ущерба для спины лет до 2-3.

Слинг в отличие от нефизиологичных переносок («кенгурушки» и проч.) притягивает ребенка очень плотно ко взрослому, образуя при этом единый центр тяжести, поэтому вес малыша в слинге гораздо менее ощутим, чем вес просто на руках. Начиная носить в слинге с самого раннего возраста, мама постепенно привыкает к возрастающей нагрузке, поэтому и подросшего годовалого ребенка можно носить без проблем.

Слинг дает возможность носить ребенка, не нарушая контакт «кожа к коже». Это благотворно влияет на лактацию, а также стимулирует у мамы выработку окситоцина, который в свою очередь снижает уровень стресса, что очень немаловажно для молодых мам.


Благодаря своей универсальности и разным вариантам намоток будет отличным помощником как с новорожденным, так и с уставшим двухлеткой, который просится на ручки.

– отличный вариант для недолгого ношения на руках, спасает маму при укачиваниях на сон, посещении поликлиники, когда нужно постоянно вынимать и снова помещать в слинг ребенка, да и просто для ношения дома, когда малыш капризничает.


– прекрасный помощник дома или для ношения в жаркое время. Он меньше по объему, чем слинг-шарф, поэтому легко поместится в сумку и выручит в дороге (в аэропорту или на вокзале, например).

удобен скоростью надевания и особенно нравится папам, а также мамам, предпочитающим спортивный стиль в одежде.

Носить или не носить?

Это каждая мама решает для себя сама. Наши мамы и бабушки тоже неспроста стремились как можно раньше освободить руки. Возможности находиться с ребенком долго у них не было, требовалось как можно раньше выйти на работу, поэтому единственное, что им оставалось, это покрепче запеленать и уложить малыша в кроватку, отучая от маминых рук.


Природа же настаивает на обратном, а если объединить ее с современностью – носить не только на руках, но и в слингах, то можно избежать проблемы наших бабушек – раннего расставания с малышом.

Период ношения на руках малышей занимает, в среднем, 1 год. Как только ребенок начинает ходить самостоятельно – ему уже не нужны дополнительные средства передвижения в виде маминых и папиных рук. Но как же быть до года? Учитывать некоторые особенности детей этого возраста.

Почему ребенок просится на руки

Что наиболее всего интересует ребенка в этот период? Мир. Пусть даже пока ограниченный стенами собственной комнаты. Согласитесь, это очень удобно: попроситься к маме на руки и указывать пальчиком, в каком направлении двигаться дальше для познания окружающего. Время от времени можно предоставить ему такую возможность, ведь как только малыш научится ползать, он залезет всюду уже сам, да еще и туда, куда не надо.

Наибольшую сложность доставляет засыпание. Вот где и так измученные родители теряют остатки свои последних сил, вынужденные укачивать его и ночью. Конечно, легкое покачивание способствует засыпанию. Альтернативой может служить кровать с . Специальное крепление поможет зафиксировать кровать после того, как ребенок уснул.

Часто бывает так, что малыша надо укачать после кормления. И он не очень радостно воспринимает желание мамы убрать его от груди. Тогда будьте рядом с ним: лежите или, в крайнем случае, стойте, держа на руках, но не ходите, покачивая его. Пусть ребенок привыкает, что мама и покачивания – это не .

Если малыш уже ручной, тогда постепенно заменяйте ношение на руках пребыванием вместе с ним. Ведь нередко желание побыть на руках вызвано страхом, что мама ушла (а для ребенка первых месяцев жизни мама, находящаяся в соседней комнате – это тревожный сигнал. Не вижу мамы – значит, мамы нет: ушла далеко и неизвестно, когда вернется). Читайте ему книжки, пойте песенки или просто занимайтесь домашним хозяйством в поле зрения малыша.

Научиться понимать ребенка без слов

В настоящее время считается, что ручным ребенок становится неспроста: ему крайне важно заявить о себе. Причины могут быть различные: недоношенный ребенок, колики, вообще любое недомогание. Даже голод может быть причиной. Маме кажется, что малыш капризничает, а ему просто не хватает молока, и пора бы докармливать смесью.

Нет ничего удивительно в том, что мало кому из детей хочется спокойно в одиночестве лежать в кровати. Таким образом, заботясь о своем малыше, помните о золотой середине. Материнское и отцовское сердце подскажет, когда и на какое время малыша стоит взять на руки.

Благодаря психологу Людмиле Петрановской и ее книге о таком явлении, как привязанность ребенка ко взрослому, узнало уже очень много родителей. Для тех, кто сейчас в самом начале родительского пути, будет полезно краткое объяснение привязанности и ее противоположности - гиперопеки - от семейного психолога Ларисы Сурковой, мамы пяти детей.

Теория привязанности (авторства Боулби) была создана почти сразу после войны, и ее задача состояла в социальной реабилитации детей-сирот. Тогда, пожалуй, впервые психология и педагогика серьезно подошли к тому, что для нормального хотя бы один человек должен быть с ним в стабильно постоянном контакте (не обязательно мама). Тогда же был введен термин "четвертый триместр беременности", который подразумевает первые месяцы жизни малыша. О чем еще говорит нам теория привязанности?

  • Малышу очень нужна мама, особенно в первые три месяца. Если он плачет - ласкайте его, берите на руки. Младенцу не надо "разрабатывать легкие", ему нужна близость и безопасность. Это базовые потребности человека, а новорожденному без них и не выжить. Вы не разбалуете его и не приучите к рукам: на следующем этапе развития он захочет ползать, потом - ходить, а после вы сами будете просить: "Посиди у меня на ручках!". Все дети разные: одни спят с рождения в кроватке, другим нужны руки (на это у них есть причины), и главное - дать им эти руки.
  • Привязанность формируется постепенно. Обычно ее первые признаки мама начинает замечать в возрасте 6–8 месяцев ребенка. Эта психологическая особенность развития ребенка нормальна. Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ему чувство безопасности при освоении окружающего мира , в столкновении с новым и неизвестным.

Привязанность ярче всего проявляется у младенца в ситуациях, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимания на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но стоит только чем-либо напугать или взволновать малыша, как он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.

С помощью своего объекта привязанности ребенок оценивает опасность новой ситуации. Например, малыш приближается к незнакомой яркой игрушке, но останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога или ее голос будет испуганным - ребенок также проявит настороженность.

  • Важный момент: в изобилии предоставляя ребенку общение с мамой, помните, что надо вводить в его жизнь и других людей, с которыми ему предстоит иметь дело. С 9–12 месяцев круг привязанностей уже так хорошо сформирован, что на вновь прибывших ребенок реагирует очень тяжело - как правило, резко отказываясь от общения.
  • Когда ребенок начинает ходить, у окружающих возникает иллюзия, что он менее привязан к взрослым. Это не так. Очень важно поддерживать у ребенка ощущение безопасности, находясь рядом с ним, защищая его интересы . Не начинайте играть с ним в "ты уже большой, не ной, сделай сам". Нельзя избаловать человека безопасностью и заботой. Но в отсутствие всего этого взрастить в нем ощущение опасности, страха потери и одиночества - можно.
  • Ближе к трем годам ребенок вступает в период "я сам, но вместе с мамой" . Ему требуется больше свободы, но при этом остается необходимость иногда сделать "шаг назад" и ощутить, что опора (близкий человек) - в разумной досягаемости.

Мы забыли один важный нюанс: привязанность - это то, что возникает и у взрослых. И порой ребенку уже необходимо увеличить дистанцию, он показывает это всем своим поведением, но мама не может отпустить его от себя... Тут и начинается явление, которое называется гиперопекой.

Согласно словарному определению, гиперопека (или гиперпротекция) - это такой стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при котором ребенка чрезмерно опекают и контролируют. Ключевое слово - "чрезмерно". Несомненно, детям нужны забота и любовь, поддержка и контроль со стороны родителей. Однако точно так же им необходимо пространство для развития и постижения собственных возможностей. Проблемы начинаются тогда, когда родители игнорируют вторую половину условий роста.

Если ребенок хочет есть или спать, и мы помогаем ему решить эту потребность - это забота. Если мы пытаемся сами убедить его в том, что он хочет есть, спать, гулять, играть - это чрезмерно. Пока ребенок маленький, такая опека не выглядит страшной. Но время идет - и вот мы уже решаем, как ему общаться со сверстниками, кого выбирать в друзья, как он должен думать, что говорить, чувствовать, действовать...

В 1965 году британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт ввел в оборот термин "достаточно хорошая мать". Он утверждал, что обязанность матери - создать среду, в которой ребенок сможет выработать с течением времени истинное и аутентичное ощущение себя. Эта обязанность может быть выполнена достаточно хорошей, но не совершенной матерью, которая способна удовлетворять потребности ребенка большую часть времени. Из-за регулярных, но не чрезмерных перерывов в материнской заботе ребенок будет обращаться к собственным ресурсам и развивать способность самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Стараясь оградить ребенка от окружающего мира, мы прежде всего мешаем его развитию. Психологи давно сошлись во мнении: гармонично развиваться и формироваться личность может только через преодоление - не важно, преграда ли это на ковре при ползании или отстаивание своего мнения в споре.

Любой ребенок имеет право на самоопределение, самоощущение, даже если ему нет еще и года. Нам только кажется, что мы знаем все лучше него, поэтому отрываем его от собирания пирамидки и несем кормить или спать. Ничего, что он плачет, - мама лучше знает. Если в пять лет он занят игрой в Лего, а мы решили, что ему пора спать, он должен мгновенно подчиниться, ведь мама снова знает лучше, что ему надо!

Конечно, иногда дети вырываются из-под гиперопеки, и все заканчивается хорошо, как в любимом всеми психологами примере с самым известным гиперопекаемым ребенком в истории - Буддой Шакьямуни. Его родители, по легенде, решили во что бы то ни стало оградить свое чадо от любых страданий.

Принц Гаутама рос во дворце, окруженный заботой и беспрестанным весельем, не ведая ни горя, ни болезней - до тех пор, пока однажды не отважился выйти за пределы дома. Обнаружив, что жизнь простых людей полна страданий, он отправился скитаться по миру в поисках универсального средства, способного принести избавление от страдания всем живым существам. Поиски эти, как известно, увенчались успехом: Будда обрел просветление и стал великим учителем.

Однако в наши дни для простого смертного подобные воспитательные эксперименты заканчиваются совсем иначе. Вырастая, такие люди либо остаются большими детьми, зависимыми от мнения окружающих, мягкими и слабовольными, либо, полностью переняв родительскую модель, начинают так же воспитывать своих детей, при этом вычеркивая из своей жизни родителей как травмирующее воспоминание.


Как же не перейти тонкую грань между заботой и гиперопекой?

  • Первое и самое главное - дайте ребенку время на самоопределение с самого раннего возраста. Если малыш лежит, гулит и смотрит по сторонам - позвольте ему это .
  • Если ребенку не нравится прикорм - не заставляйте , дайте ему время привыкнуть.
  • Если малыш увлеченно играет, а ему пора ложиться спать, то предупреждайте его о том, что игру пора завершать, заранее! После того как вы объяснили план действий, дайте ребенку время на осознание этого плана. Есть даже специальная формула: возраст ребенка надо умножить на 2 - именно столько минут потребуется малышу, чтобы сделать то, что вы просите (например, в 3 года - это 6 минут).

Что такое норма?

  • Дайте ребенку принимать ответственность за свои поступки .
  • Предоставьте малышу возможность самому решать, нужна ли ему ваша помощь, и просить о ней. Не сидите над ним, когда он хочет играть сам, а в дальнейшем разрешайте ребенку . Приходите на помощь только по его зову.
  • Не вмешивайтесь в отношения ребенка с ровесниками , пока он сам вас об этом не попросит.
  • Дайте ребенку право выбора в одежде, еде, игрушках и книгах. Пусть сначала его наряды будут выглядеть смешно и нелепо - со временем он всему научится.

Живите ради себя, а не ради ребенка. Ему нужна счастливая и полноценная мать, удовлетворенная собой и своей жизнью. Дети не станут благодарить вас за то, что вы свою жизнь положили на их алтарь. Поэтому живите рядом с ребенком, а не вместо него!

Комментировать статью "Как не приучить ребенка к рукам? Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет"

Приучать ребёнка к самостоятельности надо с младенчества. Пусть он остаётся в кроватке или манеже 3 Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет.

Как не приучить ребенка к рукам? Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет. про гиперопеку и про похвалу. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет Подросток и родители: как стать ближе? Укрепляем привязанность.

От привязанности до гиперопеки – один шаг. Секреты самостоятельности от рождения до 3 лет. про гиперопеку и про похвалу. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет Подросток и родители: как стать ближе?

Гиперопека. Отношения с родителями. Взрослые дети (дети старше 18). Взаимоотношения со взрослыми детьми: учеба, высшее образование, любовь, армия, свадьба.

глубокое нарушение привязанности. в понедельник дочке поставили этот диагноз, с прогнозом, что никогда не пройдёт, но можно научится с этим жить. Конечно имеете. Более того- обязаны. Именно родители и выставляют рамки, которые дают детям понятия- что такое хорошо и что...

приучение к самостоятельности. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. приучение к самостоятельности. привет, девочки, очень ребко пишу сейчас, ноан конференции с Колиного рождения уже В августе ребенку будет 10 лет.

Гиперопека.Как справиться?. Детско-родительские отношения. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Особенностью привязанности ребенка “с недифференцированными привязанностями ” ко взрослому является то, что она тесно переплетена с привязанностью к другим детям. Дети привязываются ко взрослому не каждый по отдельности, а небольшой группой.

Самостоятельность малыша. Капризы. Ребенок от рождения до года. 90% времени бодрствования Алиса проводит либо у меня на руках /в рюкзаке, либо держу ее подмышки, а она "ходит". В коляске не сидит совсем:((Как приучить хоть немного времени проводить самой?

Конференция " Ребенок от рождения до года " " Ребенок от рождения до года ". Вот задумалась на эту тему. Как не приучить ребенка к рукам? С какого возраста это делается? У меня еще месяца нет сыночку, пока маленький спокойно засыпает в своей кроватке.

Когда ребенок закрывает глаза и трогает рукой. 10 правил: как научить ребенка правильно говорить. ?? В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она... Как научить ребенка самостоятельности?. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим...

О моей привязанности к ребенку..:(..(длинно). Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание Как бороться с такой привязанностью к ребенку? Или ничего в этом ненормального нет? Может кто-то со старшими уже перживал...

Что такое РАД, простите? Что вы понимаете под нарушением привязанности? Насчет привязанности в этом возрасте. Нормальная или нет. Попробую разъяснить. Если ребенок привязан к маме (нуждается в ее присутствии большее время суток) это нормально.

про гиперопеку и про похвалу. Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и про гиперопеку и про похвалу. улька как-то стремительно стала взрослеть. проявляются потихоньку и зависимость от похвал, и оглядка...

как не приучить к рукам? вот не понимаю я. все говорят - не приучай... я тоже учащийся человек, для меня было проще приучить ребёнка к самостоятельности...она родилась у меня во время сессии, выбора особого Привыкание к рукам.. Сон. Ребенок от рождения до года.

С трех лет ходила, никогда не плакала, с первого дня уходить не хотела. Всегда просила забрать ее попозже. Про второго еще не знаю. Просто учителю неплохо бы было как то контролировать ситуацию. Ступеньки адаптации. Как приучить ребенка к самостоятельности.

Как приучить ребенка к самостоятельности. Самостоятельный ребенок – до рождения брата или сестры: потом будет некогда. Как приучить спать в кроватке. Капризы. Ребенок от рождения до года. Не хочет лежать на спине.

Развитие привязанности у приемного ребенка. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Развитие привязанности у приемного ребенка. Представляю пред ваши очи свой перевод попавшей ко мне американской статьи.

Чрезмерная привязанность ребенка к маме? «Сверхконтроль и гиперопека родителей, приводят к подавлению инициативы и самостоятельности и, как следствие, чрезмерной зависимости ребенка от взрослого». Периодически нападаю на такие фразы, и просто...

Как учить ребенка самостоятельности?. Нужна консультация психолога. Детская психология. Вы знаете, только после двух- трех лет наш ребенок действительно может сам себя занять какое-то время. Как приучить ребенка к самостоятельности.

Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь». Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Заботливые родители мечтают, чтобы дочка выросла настоящей хозяюшкой, а сын - аккуратным и чистоплотным человеком. Но бывает непросто. Что делать, если малыш упрямится или попросту не замечает разбросанные повсюду вещи или игрушки?

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь».

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Как маленького ребенка приучить к порядку

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка. При этом важно учесть:

    Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный - не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

    Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем - устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте - намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

    Если ваш ребенок - природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет - за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно - тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия - основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.


ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет

В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой - насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.

Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:

    Амбициозные и соревновательные дети (обладающие ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр - тут, а рабочий стол - для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.

Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок. Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел - помой за собой посуду», «Собираешься спать - приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.

  1. Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике. Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.
  2. Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание - отсутствие желанного поощрения. Какого - зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.
  3. Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.
    Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота - это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

Когда родитель глубоко понимает все особенности психики ребенка, родительство приносит огромное наслаждение. Приучить малыша к порядку и привить любые другие полезные навыки :

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Top