Во сколько месяцев начинает улыбаться младенец. Когда ребенок начинает улыбаться? Как ребенок учится смеяться

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Может ли что-то порадовать молодую маму после трудного, полного забот дня, после бессонной ночи, больше, чем улыбка малыша? Только его первая улыбка! Согласитесь, вглядываясь в это счастливое личико с растянутыми в неуверенной улыбке губками, забываешь обо всем на свете: о плаче ночи напролет, о затекшей спине, о еще свежих, не самых приятных впечатлениях из роддома и понимаешь, что вот это чудо вы любите больше всего на свете!

Первая улыбка ребенка - это луч солнца для мамочки.

От бессознательного к осознанному

Иногда новорожденный начинает улыбаться еще в роддоме, буквально через день -два после родов. Но такие крохи обычно улыбаются во сне и их улыбки - это не проявление радостных эмоций, а скорее просто спонтанное сокращение лицевых мышц (такую улыбку врачи называют рефлекторной). Но все равно, наблюдать улыбающееся личико спящего малыша - это так приятно!

Примерно к 6 - 8 неделе (иногда к 10 - 12), когда у ребенка улучшается зрение, когда он уже может различать наклоненные к нему лица и фокусировать на них внимание, у него появляется способность выразить радость и приятные ощущения с помощью улыбки.

Часто одновременно с этим умением малыш начинает активнее двигать ручками и ножками, пытается «заглянуть» в глаза маме. Педиатры называют такое поведение «проявлением рефлекса оживления». Считается, что в это время малыш уже может отличать живые предметы от неживых и начинает больше интересоваться именно первыми. Наличие таких проявлений - яркое свидетельство нормального, правильного развития крохи.

Эй, Барсик, посмотри на меня! Делай, как я, делай, как я!

Помните, что для того, чтобы улыбнуться, нужно задействовать 17 лицевых мышц и сделать это малышу очень непросто! Да к тому же, на этом этапе развития ему еще столькому нужно научиться, столько всего постичь! Поэтому не стоит заострять внимание на том, что в 6 недель и 5 дней ребеночек еще не улыбается (хотя у подружки уже смеется вовсю) - лучше порадуйтесь его маленьким победам и достижениям!

Такие друзья кого хочешь рассмешат.

Нам кажется, что малыш улыбается осознанно исключительно потому, что ему хорошо, удобно, потому, что мама и папа рядом и улыбаются ему, потому что ничего не болит.

Психологи утверждают, что дети очень быстро понимают, что улыбка - это еще один способ манипулировать взрослыми, привязать к себе их внимание.

Однако, в любом случае, однозначно понятно, что смеющийся малыш не может быть чем-то недоволен! Пусть лучше привлекает внимание улыбками и смехом, чем плачем и истериками!

, это огромный стресс, как для самого малыша, так и для его родителей. Ребенок испытывает постоянный дискомфорт, много плачет, теряет аппетит. Чтобы хоть как то отвлечь малыша необходимо занимать его, играть в ним, чаще брать на ручки и обнимать.

В течение первого года новорожденные дети должны прибавить в весе. Однако этот процесс у всех детей протекает по-разному. Более подробно о прибавке веса у новорожденного расскажет .

Как учить улыбаться?

Все детки - маленькие повторюшки. И, конечно, быстрее начнет улыбаться тот ребенок, который видит вокруг себя улыбающихся взрослых. Поэтому и мама, и папа обязательно должны больше улыбаться малышу, разговаривать с ним, показывать, как они ему рады. Когда кроха начнет дарить взрослым свои улыбки, они обязательно должны улыбаться ему в ответ.

Обмен улыбками - это первый осознанный диалог, который, по мнению психологов, закладывает основы всех социальных отношений ребенка в будущем, это его первый опыт по установлению контактов с внешним миром.

Улыбка формирует фундамент взаимности, доверия в отношениях - ребенок, видя ответную улыбку родителей, понимает, что его видят, замечают, что он важен для окружающих.

Чтобы вызвать улыбку ребенка, мама должна быть и чтец, и жнец, и на дуде игрец.

Конечно, родителям очень хочется, чтобы малыш побыстрее начал улыбаться и смеяться. Для этого они и рожицы забавные показывают, и песни ему поют, и пытаются его щекотать, и тормошить - это вполне нормально. Только для этого нужно выбирать правильное время.

Хорошо то как!

Так, не стоит пытаться добиться улыбки от голодного или сонного ребенка, когда у него колики или когда он просто капризничает. Для таких «стимулирований улыбки» малыш должен быть сытый, сухой, выспавшийся и спокойный - вот такой, почти фантастический для младенца набор условий! Кстати, часто малыши начинают улыбаться в ответ на приятные, легкие поглаживающие движения, на прикосновения теплых родительских рук.

Даже у самого маленького человечка в семье должна быть своя кроватка, а в ней . С выбором последнего у родителей возникает множество проблем. Не все знают, что мягкие матрасы категорически противопоказаны малышам. Оптимальным вариантом будет ортопедический матрас на кокосовом волокне.

Большую часть времени первый год своей жизни грудничок спит, во сне он растет и развивается. Организовать здоровый сон новорожденного помогут .

Когда нужно начинать беспокоиться?

Нежелание или неспособность улыбаться крайне редко встречаются сами по себе, без дополнительных физиологических признаков или функциональных нарушений. При наличии серьезных проблем, невропатологи и педиатры констатируют сразу несколько отклонений в развитии ребенка, помимо отсутствия улыбки:

  • неспособность удерживать голову,
  • полное нежелание контактировать с окружающими людьми,
  • неумение даже ненадолго фокусировать внимание.

Оставьте меня, никого не хочу видеть.

В любом случае, нужно помнить, что все детки особенные, у каждого развитие происходит по-своему. К тому же, малыши от природы бывают более или менее улыбчивыми, да и все родители также по-разному эмоциональны. Поэтому, не спешите впадать в панику и бить тревогу! Но, конечно, при наименьших сомнения лучше поговорить с педиатром, обсудить волнующие вас моменты и успокоиться.

Все детки разные. Помните, всему свое время.

Первая улыбка ребенка - это действительно счастье. Но еще раз отметим, что когда ребенок начинает улыбаться, во сколько недель - дело сугубо индивидуальное и здесь не нужно равняться на более быстро развивающихся сверстников. Главное, чтобы малыш был здоров, чтобы он рос в эмоционально спокойной атмосфере и чтобы родители окружали его любовью и лаской. И поверьте, совсем скоро он превратится из маленького капризули в хохочущего, довольного жизнью карапуза!

Момента, когда младенец начинает реагировать на общение с ним, счастливо улыбаясь или радостно гукая, ждут с нетерпением все молодые родители. Нас огорчает, если ребенок не улыбается, но и явная улыбка на его личике тоже может оказаться всего лишь рефлекторной гримасой, вовсе не свидетельствующей, что малыш действительно доволен общением с нами. Вопросу, когда ребенок начинает улыбаться на самом деле, мы и хотим посвятить эту статью.

Улыбка на лице ребенка — это лучшая благодарность родителям на бессонные ночи.

Какими бы сложными ни казались родителям первые недели и даже месяцы послеродового периода, как бы они ни уставали, всё это совершенно забывается в тот момент, когда их малыши начинают активно реагировать на окружающий мир, улыбаться в ответ на обращение к ним. Но наступает этот момент не сразу.

Первые гримаски на лице новорожденного могут начать появляться уже через пару дней после его рождения на свет. Порой эти гримаски воспринимаются родителями как доказательство того, что их малышу хорошо, что он им радуется. Но это не совсем так. В начальный период улыбка младенца имеет всего лишь природу рефлекса и никак не свидетельствует о том, что кроха реагирует на близких ему людей. Улыбаться рефлекторно дети могут во время купания, при кормлении и даже во сне.

Многие родители спрашивают, почему новорожденный улыбается во сне. Причём улыбка может начать появляться на детском личике буквально в первый же день — два с момента рождения. То, что новорожденный улыбается в этом возрасте, всего лишь означает, что он спокоен, что ему хорошо.

На начальном периоде ребенок улыбается рефлекторно.

В каком возрасте малыши начинают улыбаться осознанно

Для того чтобы грудничок стал осознанно улыбаться, его мозгу придётся освоить достаточно сложные виды деятельности. Сюда входят:

  • умение видеть в буквальном смысле дальше своего носа — ведь новорождённые дети близоруки;
  • умение распознавать положительные эмоции на лице мамы;
  • передача появляющихся нервных импульсов в конкретный участок головного мозга;
  • правильное расслабление одной группы мышц и напряжение другой.

Учтите, что во время улыбки человека порой бывает задействовано порядка 50 различных мышц. При этом психологи выявили, что и самих улыбок существует около 20 разных типов, и в каждой из них участвуют свои группы мышц. Есть даже вид улыбки, в которой используется всего пять лицевых мышц одновременно.

Недоношенному ребёнку понадобится несколько больше времени, чтобы сформировать правильную реакцию на положительные раздражители – ведь его организму еще нужно достаточно окрепнуть, также и тем самым лицевым мышцам, которые будут востребованы при улыбке.

Что касается нормальных младенцев и вопроса, в каком возрасте они начинают улыбаться осознанно, то ответ будет таков – для этого им должно исполниться от четырёх до шести, а иногда и до восьми недель от роду. Иными словами, мозг грудничка освоит такую сложную эмоцию к концу первого месяца жизни или уже к середине второго. Когда именно на лице малыша появится первая улыбка, во многом зависит от того, сколько положительных эмоций будет у него всё это время, как много времени будут ежедневно тратить его родители на общение с ним.

Осознанно ребенок начинает улыбаться после достижения им 4-месячного возраста.

Какие события вызывают улыбку

По прошествии первого месяца дети начинают улыбаться, реагируя на конкретные события. Обычно это:

  • реакция на что-то увлекательное поблизости. Например, мама может легонько хлопать перед малышом в ладоши, гукать ему, трясти погремушкой или напевать песенку;
  • реакция на аналогичную мимику другого объекта. Младенец может улыбнуться в ответ на улыбку взрослого или отреагировать на фотографию, на которой изображён посторонний улыбающийся человек. Его также способна развеселить привлекательная игрушка с явно выраженной радостной эмоцией на лице. Дети положительно реагируют на игрушки с большими глазами, крупным ртом и носом, ошибочно принимая их за аналог улыбки.

В первый месяц ребёнок учится многому. За этот период:

  • у малыша происходят частые зрительные контакты со взрослыми, которые ему постоянно улыбаются;
  • он слышит интересные звуки и приятные мелодии – ту же колыбельную, к примеру;
  • его часто обнимают, ласково гладят и целуют.

Приятное общение с родителями обязательно вызовет улыбку на лице у ребенка.

Для полноценного развития мозга грудничка родителям нужно не только постоянно разговаривать с ним. Желательно, чтобы в доме временами звучала приятая музыка – что-нибудь спокойное, лучше классика. Над его кроваткой следует закрепить какие-либо забавные игрушки, неподвижные или вращающиеся карусели, издающие при своём движении приятные мелодии.

Постепенное развитие положительных эмоций

Но то, что ваш малыш начал осознанно улыбаться, является всего лишь начальным шагом в развитии его умения реагировать на положительные эмоции. Известно, что дети-маугли, которых в младенчестве воспитывали звери, так и не научились улыбаться, даже вернувшись в человеческое общество. Это умение появляется именно в обществе, и если не включить весь комплекс «оживления» с раннего возраста, то возможность научить ребёнка улыбаться и смеяться будет безвозвратно потеряна.

Интенсивность поведения младенца, реагирующего на любые положительные эмоции, должна постепенно возрастать. Считается, что комплекс «оживления» проходит через несколько стадий.

  1. Сначала малыш просто учится фиксировать своё внимание на приятном для него звуке или на родном лице. Реакцией в таком случае будет улыбка, радостные звуки, более активные движения ручками и ножками. Дыхание малыша при этом учащается. Такое проявление реакции на положительный раздражитель возникает, как мы уже говорили, к концу первого месяца.
  2. Далее малыш становится способен радостно реагировать даже на приближение взрослого, который ещё не начал проявлять по отношению к нему положительных эмоций. В определённом возрасте ребенок может начать улыбаться первым, издавая при этом звуки и выгибая спинку. Иными словами, у малыша начинает развиваться очень важная для современного человека способность призывать других к общению. Своими действиями малыш делает самостоятельную попытку наладить контакт. Такой комплекс формируется значительно позже, к третьему или даже четвёртому месяцу.

Чаще всего ребенок улыбается в ответ на положительные эмоции, направленные в его адрес.

Не следует воспринимать указываемые нами сроки как нечто обязательное и пугаться, если, к примеру, ваш малыш к концу первого месяца ещё не начал активно улыбаться, а к концу четвёртого пока не призывает окружающих к общению. Все малыши индивидуальны, есть дети активные и спокойные, холерики и меланхолики.

У разных деток основные элементы комплекса «оживления» могут сформироваться успешно, но проявляться более сдержанно или отсутствовать вовсе. Иными словами, малыш может активно улыбаться в ответ на улыбку мамы, но не гулить при этом.

Как помочь малышу развить эмоции

Недавно появившийся на свет малыш ещё не понимает тех слов, с которыми мы к нему обращаемся, но зато он отлично распознаёт наши эмоции, интонации в голосе. По ним он уже способен судить, как к нему относятся близкие люди, всё ли хорошо в доме, довольна ли мама, спокойна ли она.

Любое общение с крохой должно осуществляться только в доброжелательной манере. Чтобы помочь грудничку открыть для себя понятие улыбки, научить его взаимодействовать со своими родными, от мамы и папы требуется немногое:

  • берите младенца на руки почаще;
  • гладьте его, когда он просто лежит в кроватке;
  • разговаривайте с ним, читайте ему стишки или пойте песенки;
  • всегда ему улыбайтесь.

Чем больше вы будете общаться с ребенком, тем быстрее будет происходить его психологическое развитие.

Но всё же стараться вызывать у крохи ответную улыбку нужно в подходящее время. Если малыш устал и на него накатывает сонливость – это не самое лучшее время для улыбок, согласитесь. Вот по каким признакам можно понять, что малыш готов к общению:

  • ему явно не лежится на одном месте;
  • его голова всё время поворачивается, он разглядывает обстановку в комнате;
  • его глазки широко открыты;
  • малыш гулит;
  • кроха старается хватать пальчиками всё, что попадётся.

Успешное развитие крохи во многом зависит именно от эмоционального и телесного контакта с мамой. Чем больше будет этого контакта, тем в более раннем возрасте наступит такой момент, когда малыш начнёт широко открывать глазки в ответ на мамино обращение, и на его личике явственно проявится ответная улыбка.

Выводы

В своей статье мы попытались пояснить, во сколько дети начинают осмысленно улыбаться в ответ на обращение к ним, и что требуется от их родителей, чтобы этот процесс шёл как можно быстрее.

Чем раньше малыш начнёт проявлять радость в общении с вами, тем лучше у него начнёт развиваться мозг, а значит, радость на лице ребёнка вполне может свидетельствовать о признаках ума. Чтобы неумелая рефлекторная гримаска на детском личике сменилась, наконец, широкой и открытой улыбкой в ответ на склонённое мамино лицо, мозг младенца должен проделать очень и очень сложную работу.

Сначала малыш будет улыбкой всего лишь реагировать на положительные внешние раздражители, затем сам начнёт активно призывать окружающих к общению. Так у ребёнка будет формироваться особый комплекс «оживления».

Здравствуйте! Моей дочери 3,5 месяца. Роды были стимулированы в 38 недель, тк по УЗИ было НФПК и задержка внутриутробного развития. Задержку ставили с 20 недель вплоть до 38. Беременность протекала нормально, но были рецидивы генитального герпеса в 1 и 3 триместрах. Родилась дочь 2770гр 48см по Апгар 9/10. В данный момент нас беспокоит то, что ребёнок не реагирует на людей: на меня, мужа, родственников и тд. Улыбнулась в первый раз в 1,5 месяца мне. И после этого ещё раз буквально на днях, но перед этим пришлось чуть ли не с бубном плясать вокруг неё около 2 часов. Больше дочь никому не улыбается, кроме неодушевленных предметов: погремушки, мобиль, телевизор, ночник, узоры на обоях и тд. Может даже почти смеяться вникуда, но как только встаёшь над ней, она тут же становится серьезной и настороженной. Тоже самое и с гулением: она очень разговорчива сама с собой и игрушками, но не с нами. Как бы долго мы с ней не говорили. Со слухом и зрением все в порядке. Ещё я стала замечать такую странность, что ли: дочь старается не смотреть нам в лица, а тем более в глаза. Она как будто делает это вскользь - случайно глянет в глаза и тут же отводит взгляд или отворачивается. Если и смотрит на меня, то куда-то на волосы или на халат (чаще) и то лишь тогда, когда ей надоело лежать и она хочет на ручки или спать. Сегодня я специально легла к ней лицом к лицу, улыбалась, гладила ее, говорила, а она отворачивалась, чтобы не смотреть на меня. Когда я легонько поворачивала ее голову, чтоб она на меня посмотрела, то она сопротивлялась и начала нервничать. Но как только я встала, то она повернулась и начала улыбаться вникуда. Часто она как-будто нас не слышит, смотрит в стену и не реагирует когда ее зовёшь, но стоит, например, побренчать погремушкой и она тут же поворачивает голову на звук. По поводу консультации невролога: в месяц были на плановом осмотре, нам был прописан курс уколов Мексидола 10 дней и воротник Шанца на 3недели, тк были сильные срыгивания с самого роддома всвязи с подвывихом 1 и 2 шейного позвонков (делали мнимое). На данный момент проблема со срыгиваниями осталась (срыгивает после кормления сразу молочком и позже водичкой и створоженным). Так же ребёнок плохо спит с самого рождения (могла не спать по 10 часов подряд), сейчас немного лучше, но почти все время спит на руках - за исключением первого ночного сна около 3 часов. После Мексидола были улучшения со сном, но все равно засыпает проблемно и спит очень чутко, всегда просыпается при перекладывании в кровать. В семье атмосфера хорошая, не ругаемся, не сморимся. С ребёнком постоянно говорим, целуем, улыбаемся. Полностью на ГВ с рождения.

  • Прием Депакина

    Здравствуйте! Помогите нам разобраться. Были тяжелые роды 10,5 часов.В процессе снизилась родов деятельность и поставили капельницу. Во время родов надавливали на живот. Малыш родился,закричал. Первые сутки было все хорошо. На вторые посинела носогубная область,пропал сосательный рефлекс,упала глюкоза На 4 сутки у ребенка останавливалось дыхание и начались судороги.На искуственной вентиляции легких отвезли в реанимацию. С чем поступили:состояние ребенка при поступлении расценено как очень тяжелое.Тяжесть обусловлена ДН,судорожным синдромом.Роговичный рефлекс вызывается.Зрачки средней велечины,фотореакция живая.Мышечная гипотония,симметричная.Большой родник 1×1,без особенностей.Кожный покров бледно-розовый.Проводится респираторная поддержка в режиме SIMV.Аускультативно в легких с обеих сторон дыхание ослаблено, хрипов нет.Тоны сердца ритмичные,звучные, шумов нет.Живот мягкий не вздут, без болезненный, перистальтика выслцштвается. Печень и селезенка не увеличены.Мочеиспукание самостоятельное.В реанимации ЭЭГ -значительные нарушения биоритмики головного мозга.Высокий индекс эпилептиформной активности.Иктальная ЭЭГ представлена пробегами регулярной высокоамплитудной дельта активности с включением острых волн в височной и лобной области с переменным полушарным акцентом и вторичной генерацией.На вторые сутки ребенка перевели из реанимации в Пит. По ЭЭГ через 14 дней:Боритмика головного мозга соответствует возрасту.Эпилептиформная активность не зарегистрирована.МРТ головного мозга.МР- признаки мультикистозной энцефаломаляции в локоных, в большей степени теменных, затылочных долях с геморрагическим пропитыванием по переферии кист, борозд. Геморрагическое пропитывание в области намета мозжечка.МР картина субдуральных гематом в лобно-теменно-затылочных областях-справа хроническая стадия,слева поздняя подострая стадия.Основной диагноз:Церебральная ишемия 3 степени,нарушение мозгового кровообращения по геморрагичнскому типу в виде субдуральных гематом с двух сторон.Синдром двигательных нарушений,вегето-висцеральных дисфункции. Судорожный синдром раннего неонатального периода.Натальная травма шейного отдела позвоночника-дислокация С2. Ребенок во время бодорствования и засыпания очень часто взрагивал.Через неделю появились не понятные вздрагивания. С замиранием и подергиванием ручки от 5 секунд до 20.И они повторялись каждые 15-20 минут. При поступлении в больницу такого не повторялось.Врач невролог-эпилептолог назначила прием депакина.С 20.12.2016.Вздагивания ребенка во время бодорствования уменьшились и больше перешли на момент засыпания.Врач невролог наблюдала эти вздрагивания и по ее мнению это на фоне не сформироввнной нервной системы (как у всех людей).По ЭЭГ так же эпилептиформная активность не зарегистрирована.Нейросонограмма:УЗ признаки ликвородинамических нарушений (ц.Магна 7 мм, межполушарная щель 6 мм, скбарахноидальное пространство 7-6-7 мм,боковые желудочка:левый 3×3×15 мм,правый 3×2×12мм)слева участок кистозной дегенерации (возможно,постишемического характера) остаточной явление гипоксии.После выписки у ребенка через 7 дней было подергивание ручки в течении 5 секунд.И с непонятной периодичностью такое бывает.Но на приступы это не похоже.Сделали ЭЭГ с видео.Недостаточно структурированный паттерн сна.Слабо выраженные и организованные "веретена сна" с зоной максимальной выраженности,смещенной в задние отделы.Судорожные приступы во время исследования не отмечались.Заключение:Значительные изменения биоритмики головного мозга.Локальная эпилептиформная активность в виде одиночных спайков, комплексов спайк -волна в полюсной лобной области левого полушария.Зарегистрирована в состоянии сна,без четкой определенной клинической манифестации.Задержка функционального развития структуры головного мозга. Диссоциация таламо кортикальных взаимовлияний. похоже.Обошли уже нескольких врачей неврологов и ни кто ничего нам сказать не может.Было предположение что на фоне травмы позвонков С1 и С2 могли быть судороги в первые дни жизни.Ребенок активный,улыбается,развивается.Сейчас нам 3 месяца.Депакин принимаем с 20 декабря. Хотели бы отменить прием Депакина! Подскажите, что вы думаете по этому поводу? Как выглядит эпилепсия мы видели, наш случай не похож. Хочется услышать что нибудь по поводу депакина (в большей степени).

  • Помогите советом

    Сыну 1 год и 6 месяцев.Муж много очень работает.
    Я поняла, что я очень запустила сына.Беременность протекала тяжело.3 угрозы,отеки.Роды 14 часов,по шкале апгар 8/9. Сын с рождения был беспокойным, очень плохо спал, много плакал, я постоянно носила его на руках. В коляске не спал, прогулки были ужасом. С нарастанием уровня его физических умений жизнь становилась немного легче. Он самостоятельно сел в 5 мес, пополз в 6, пошел в 9.
    С 7-8 мес он говорил слоги па-па-ба-ма. Я тогда не заморачивалась на развитии. Мне казалось, он еще такой маленький. Время шло, ребенок вел себя как вождь краснокожих. Какие-то творческие активности с ним очень затруднены, разговаривать с ним тоже всегда было трудно. На улице он не слушал «вот это веточка, а это цветочек». Он просто бежал, копался в грязи, мы играли в мячик. Ему были интересны физические активности. То, как я читаю, ему никогда не было интересно. Он тупо убегал. Дома я часто включала телевизор, наверное это моя критическая ошибка. Находясь с ребенком дома сутками одна я сходила с ума, и хотела немного времени для себя. А ребенок любил смотреть мультики.
    Не могла говорить как радио, особенно в догонку сыну, когда он в очередной раз куда-то залезал, мне казалось это как со стеной.
    На настоящий момент мне кажется, что он ничего не понимает из того, что я говорю. Или не хочет понимать. Он меня не слушает вообще. И говорит только когда сам захочет и очень мало,мама,папа,баба,иди...
    - Он не следует вербальным инструкциям. Он не принесет игрушку, если я его попрошу. Если он следует инструкции, так это тогда, когда есть какой-то стимул: например, когда я покажу жестом, чтобы сел в стул, одновременно проговаривая это и если у меня в руках тарелка с тем, что он любит.
    - Он не покажет пальчиком на картинке то, что я прошу. Не покажет собачку, не покажет уточку. Он не показывает пальцем то, что хочет, чтобы я ему дала. Ему вообще плевать на картинки и книги, я не могу его увлечь.
    - Он общается невербально - приносит ботинки отца, просто играет с ними.
    - Он не машет ручкой «привет-пока». В год махал, сейчас не хочет. Иногда играет в ладушки.
    - Он любит все разрушать, вместо того, чтобы строить. Иногда собирает пирамидку, но больше заинтересован в том, чтобы раскидать ее части по квартире.
    - Его сложно заинтересовать. Если получится и ему понравится - он может фиксировать внимание на игре минут 10, потом начинается бешенство с раскидыванием всего вокруг.
    - Он вроде бы понимает слово НЕТ, его реакция очень отрицательная - делает все наоборот и назло, плачет. Я не понимаю, понимает ли он слово, или мою интонацию.
    - Он поддерживает контакт глазами, он любит людей и как правило улыбается, он нежный.Он любит детей,и взрослых.
    - Он может меня слушать, сосредоточиться, но далеко не всегда. Часто он меня тупо игнорирует. Как будто не слышит. Но у него нет проблем со слухом. На имя отзывается избирательно.
    - На улице вообще не слушает, несется куда глаза глядят.
    Я в ужасе, панике, я плачу каждый день, уже схожу с ума от страха. Тут 2 варианта
    - я недомать и так запустила своего ребенка т.к не занималась с ним как нужно - это лучший вариант
    - либо у моего сына какие-то проблемы. Я постоянно читаю про аутизм и схожу с ума.
    Я пытаюсь с ним заниматься, телевизор не включаю.Но ему не интересно играть и плачет,может упасть на пол и плакать.были на приеме у невролога,она толком его не смогла посмотреть т.к он бриться сильно врачей(до года не боялся)он начал плакать и не подпустил к себе.Она сказала что просто гиперактивный ребенок,и прописала пантогам.Ребенок уже три недели ходит на цыпочках,последнюю неделю на постоянке.Помогите советом,Что делать,куда обратиться?

  • В течение первого месяца жизни маленького человека всей семье, особенно маме, безусловно, приходится трудно. Но когда ребенок начинает улыбаться, забывается усталость, недостаток сна и другие тяготы. Наконец он делает первые успешные шаги в установлении контактов со своими близкими! Как это происходит, в какие сроки и насколько осознанны проявления положительных эмоций у малыша?

    Улыбка ребенка вызывает воодушевление у молодой мамы, ведь кроха выражает свои эмоции в основном с помощью плача. Стоит отметить, что сначала улыбка у новорожденного имеет чисто рефлекторную природу. Она не связана с тем, что он слышит или видит, так как малыш начинает использовать ее как реакцию только спустя несколько месяцев после рождения. Довольное личико можно увидеть уже через несколько дней после рождения, и это означает спокойное состояние младенца: после кормления (такую улыбку называют «желудочной»), а также во сне, во время купания и просто потому, что мама рядом.

    Улыбка и показатели нормального развития

    В первые недели жизни у всех новорожденных - дальнозоркость. Они видят только свет, тени, различают очертания предметов и движения. Поэтому «откликнуться» на вашу улыбку (фактически скопировать вашу мимику) малыш пока не может. Но уже в возрасте около месяца младенец становится более общительным, начинает активно рассматривать и исследовать окружающий мир. И одно из первых проявлений его радости - улыбка маме.

    Кстати, сроки появления позитивных эмоций отличаются у доношенных и недоношенных детей. Как показывают наблюдения специалистов, ребятишки, которые появились на свет раньше срока, начинают улыбаться позже тех, кто родился вовремя.

    Психологи утверждают: к трем неделям у детей формируется «комплекс оживления» - реакции, обращенные ко взрослым людям. Это: узнавание лиц, улыбка, двигательная активность, произнесение звуков (гуление). Важно помнить: отсутствие или слабая выраженность одного или нескольких признаков - не показатель «отсталости» малыша!

    Примерно 8-9 месяц жизни - своеобразный «кризис» для младенцев. Они уже хорошо понимают, кто перед ними - близкий человек или чужой. Поэтому будут тянуться к родным и выказывать положительные эмоции в кругу семьи, но вполне могут разрыдаться, если им улыбнется незнакомец.

    Осознанная улыбка: когда ее ждать

    Когда новорожденный начинает улыбаться «по-настоящему»? Осознанная улыбка появляется не только от приятных ощущений, но и тогда, когда ребенок узнает знакомых людей («социальная» улыбка), реагирует на ваши слова или поведение, которые ему нравятся.

    Вышеупомянутый «комплекс оживления» полностью складывается около второго месяца жизни, а интенсивность его проявлений нарастает к возрасту четырех месяцев. Очень важно постоянно общаться с крохой! Когда педиатр займется диагностикой степени развитости ситуативно-личностного общения у вашего малыша, он будет определять, насколько ребенок проявляет инициативу в своем «комплексе оживления».

    Интересный факт: в «производстве» улыбки участвуют 17 мышц лица.

    Ребенок начинает осознанно улыбаться в 6-8 недель (обычно, когда видит, что вы что-то ему говорите), так как уже неплохо фокусирует внимание. Нормой считается и период от 5 до 12 недель, когда появляется реакция на любое человеческое лицо. Она означает, что в сознании ребенка уже идет четкое разграничение людей и неодушевленных предметов - показатель правильного темпа умственного развития. К тому же в это время происходит сложная деятельность мозга, которая включает:

    • распознавание эмоций знакомого/близкого человека;
    • передачу нервных импульсов в определенные отделы головного мозга;
    • напряжение и расслабление лицевых мышц.

    Если улыбка не появляется, это еще не отклонение. Педиатры и невропатологи говорят о них, если неулыбчивый ребенок:

    • не держит головку;
    • не желает контактировать с людьми;
    • не умеет концентрировать внимание даже на короткое время.

    Помните, что в раннем возрасте все поправимо, а о наличии проблем в развитии может судить только специалист.

    Как ребенок учится смеяться

    Скоро вы привыкаете к сияющему от удовольствия личику чада и теперь хотите поскорее услышать его смех. «Неврологической нормой» является, если ребенок начинает смеяться в голос на 20-30-й неделе от рождения. Но многое зависит от личных особенностей детей и их темперамента, а вовсе не от интеллектуальных способностей. Одни начинают заливисто хохотать с трех месяцев, другие сдержанно улыбаются вплоть до полугода. А некоторые с самого рождения проявляют обстоятельность и серьезность.

    Подумайте и внимательно понаблюдайте, как ведете себя вы сами и ваши родственники. Это еще один фактор, влияющий на способность детей смеяться. Вполне возможно, темперамент взрослых и то, как они обычно показывают свои эмоции, влияет и на малыша. Не слишком ли все вокруг сдержанны и контролируют себя? Дети начинают улыбаться, подражая, как и в других случаях, поведению старших.

    Улыбка и смех - начало взаимодействия не только со взрослыми, но и со сверстниками. Чтобы научить кроху «отвечать» на эмоции, больше разговаривайте с ним, пойте ему и включайте приятную музыку, рассказывайте стихи и потешки. Показывайте свою любовь через объятия, прикосновения, поглаживания и, конечно, выражение лица.

    Не переживайте, если другие дети вовсю смеются, а ваш малыш - нет. Чтобы научить его этому, не нужно придумывать что-то из ряда вон выходящее. Рано или поздно вы услышите от своего ребенка не только отдельные звуки, но и станете свидетелем «озвученной» улыбки вам в ответ. Обычно это выглядит так: младенец улыбается и одновременно произносит что-нибудь вроде «аха», «гху», «кхы». Это уже первые попытки смеяться!

    И даже если вам на первых порах покажется, что чадо хохочет без особой причины - не удивляйтесь: навык совсем новый, и его тоже нужно тренировать. Просто посмейтесь вместе с ребенком - это сближает.

    От эмоций к словам: гуление

    Важнейшим показателем развития малыша, помимо выражения эмоционального состояния, являются сроки начала говорения. К начальным признакам становления речи специалисты относят гуление, которое формируется примерно с 2 до 7 месяцев.

    Произнесение простых звуков типа «а-а», «у», которое постепенно перерастает в нечто напоминающее слоги («аа-гу», «да-да») - это и есть гуление. Врачи называют такие звуки вокализациями. Когда взрослые, которых малыш хорошо знает, начинают общаться с ним, он начинает радостно агукать, как бы отвечая.

    Первое время младенец даже может «разговаривать» сам с собой, пробуя «на вкус» новые ощущения. Нередко он следит за источником звуков и старается воспроизвести то, что слышит. Гуление может быть и «пением» под мелодию, которая понравилась малышу.

    Если гуление сопровождается двигательной активностью, и ребенок широко, будто удивленно, открывает глаза - это сигнал о его максимальной заинтересованности окружающим миром в данный момент. Кстати, именно тогда, когда у крохи хорошее настроение, можно попробовать вызвать у него улыбку.

    «Бить тревогу» по поводу отсутствия агуканья стоит только с 8 месяцев, обратившись к педиатру и далее к узким специалистам. Если все в порядке, но ребенок все равно пока помалкивает, его можно научить гулить. Для этого нужно чаще беседовать с ним, комментировать действия в течение всего времени, пока малыш не спит. Речь должна быть в меру эмоциональной, плавной, ласковой, достаточно четкой. Можно еще повторять звуки, которые произносит малыш, и добавлять к ним новые.

    Пальчиковая гимнастика, нежный массаж ладошек и пальчиков ребенка помогают стимулировать акупунктурные точки. Эти участки связаны с отделами мозга, которые отвечают за эмоции и речь.

    Поощряйте любую активность малыша (как эмоциональную, так и физическую), больше разговаривайте и занимайтесь с ним, и, когда младенец начинает улыбаться, это замечательная награда вашим усилиям. Ребенок чувствует, насколько он важен для своих близких. Первое, на что он реагирует - это «эмоциональная атмосфера» в семье. Вот почему для него так важно чувствовать заботу, тепло и знать, что на его потребности чутко откликаются и относятся ко всему с пониманием. Хорошее настроение и желание познавать и развиваться приходит к малышу только благодаря любви и вниманию взрослых.

    Распечатать

    
    Top