Золотое сечение пропорция в одежде. Мастерская моды - шестой урок


Первый закон композиции — цельность, или наличие целого.

Главное качество композиции — именно цельность . Художник объединяет отдельные части так, чтобы они образовали целое — будь это храм, скульптура, картина или платье. С цельностью связывают легкость восприятия форм. Закон цельности выражает неделимость целого.

Выразительную характеристику цельности дал художник Н.Н. Волков : Композиция — это такой состав и расположение частей целого, когда ничего нельзя изъять без ущерба для целого, ничего нельзя поменять местами, ничего нельзя присоединить.

Важным признаком цельности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам — контраста, нюанса и подобия .

Контраст -это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала (рис. 1).

Нюанс — своего рода переходная величина от контраста к подобию; нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме (рис. 1) .

Подобие — повторение в различных вариациях одного и того же элемента (рис. 1).


Второй закон композиции — закон пропорций.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому.

Пропорции выступают в виде различных математических отношений, как простых, так и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается золотое сечение , когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону, голова человека составляет 7 в длины тела, а линия талии делит его в пропорции 5: 8.

Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей — все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности.

Иногда и хорошо сшитая одежда не создает впечатления завершенности, целостности. Костюм будет выглядеть элегантно, если при его создании соблюдены следующие правила пропорций.

Принцип золотого сечения (3: 5, 5: 8, 8: 13). Соблюдение этого принципа вызывает наиболее гармоничное восприятие; рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки, то есть сначала выбирается наиболее подходящая длина юбки, а затем по правилу золотого сечения рассчитывается длина жакета (рис. 2).

Рис. 2 Пропорция «золотое сечение».

Контрастные пропорции (1: 4, 1: 5) -более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов (рис. 3).

Подобные пропорции (1: 1) — вызывают ощущение статичности, покоя; рекомендуются для повседневной и домашней одежды (рис. 4).

Для установления желаемых пропорций в одежде важным является определение длины изделия и расположение линии талии. На рис. 5 изображена одна и та же фигура в одном и том же платье, но с разными положениями линии талии.

На левой фигуре (рис. 5, а) линия талии платья находится выше ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 3.

На средней фигуре (рис. 5, б) расположение линии талии платья естественное; отношение частей 1 и 2 составляет 1: 2.

На правой фигуре (рис. 5, в) линия талик ниже ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 1.

Из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой. Такое разное зрительное восприятие одной и той же фигуры объясняется разным характером ее членения, т. е. разным положением линия талии платья при одинаковой длине.
Можно заметить, что естественное членение пропорционально сложенной фигуры линией талии на две части выражается соотношением золотого сечения. Приблизительно такая же пропорциональность и в членении платья, где линия талии совпадает с естественным расположением ее на фигуре, а длина-до колена.

Если в одежде линию талии перемещают вверх или вниз, то соответственно меняют и длину платья, чтобы сохранить гармоничные пропорции.

Платье на левой фигуре делится линией талии на меньшую и большую часть в контрастном отношении. Платье на правой фигуре разделено на две одинаковые части, образуя подобное отношение. На средней фигуре платье делится на меньшую и большую части в гармоничном отношении, так как это членение приближается к золотому сечению. Там, где отношение больших и малых частей платья выражено четко, ощущается динамика и ясность членения, платье в этом случае более выразительное. Если же мы имеем дело с подобным отношением частей платья, то создается впечатление однообразия, статичности (см. правую фигуру, где длина лифа, юбки и открытой части ног равны между собой).
При силуэте с выявленной талией пояс играет важную роль. Пояс как элемент композиции своим расположением - чуть выше, чуть ниже или значительно ниже естественной линии талии - обозначает особенности пропорций модели.

Третий закон композиции — закон симметрии.

Симметрия с давних пор считается одним из важных условий красоты формы. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.

Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности (рис. 6).

Асимметрия в костюме — это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она акцентирует внимание зрителя на динамичности построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешенна, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов (рис. 7).

Четвертый закон композиции — закон ритма.

Важнейший признак ритма — повторение элементов и интервалов между ними. Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.

Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным.

Частный случай ритма — метр , то есть геометрически правильный ритм. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки и представляет простейший способ пропорционирования (деления на равные части). Метр создает впечатление упорядоченности и уравновешенности.

Ритм в костюме могут создавать такие элементы:

  1. членение (линии конструктивные или декоративные),
  2. цвет (полоски, клетка и пр.),
  3. фурнитура (пуговицы и пр.).

По способу организации ритм в костюме может быть пяти видов:

  • горизонтальный (горизонтальные полоски);
  • вертикальный;
  • спиральный;
  • диагональный;
  • радиально-лучевой.

Последние три вида придают форме впечатление стремительного движения.

Метрическая организация в костюме может быть рядовая (складки) или осевая (пуговицы, карманы).


Пятый закон композиции — выделение главного в составе целого.

В дереве главное, вокруг чего объединяются все его части, — ствол; у животных — это позвоночник. В композиции главное — композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.

Композиционным центром
называется тот предмет (часть предмета или группа предметов), который расположен в составе целого так, что первым бросается в глаза.

Предмет, выполняющий роль композиционного центра, не обязательно должен быть самым крупным — просто он должен привлекать внимание зрителя, приглушать отвлекающие контрасты и второстепенные детали, подчиняя все главному.

В костюме роль композиционного центра обычно отводится деталям. Контраст делает образ костюма более ярким и выразительным (рис. 9). На рисунке 9 (а) центром композиции является огромный бант. В композиции платья, изображенного на рисунке 9 (в), доминируют рукава: они привлекают внимание необычной формой и массой. Акцент в костюме на рисунке 9 (б) поставлен на плече; контраст прямого облегающего платья и округлой детали создает классический и немного экстравагантный образ.


Центр композиции в костюме есть практически всегда. Если костюм полностью черного цвета, центром композиции может быть прическа или макияж. Если композиционным центром является какая-либо деталь (шляпа, перчатки, бант, рукава), то она должна отличаться цветом, формой, фактурой или массой, привлекать внимание интересным дизайном. В этом случае все другие детали и аксессуары служат фоном и призваны подчеркнуть центр, а не отвлекать от него внимание.

Если центр композиции расположен по центру фигуры, то он привлекает внимание к телу — к груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу устойчивость, основательность. Если композиционный центр отсутствует, то образ не читается, не выразителен, не запоминается или распадается, то есть не отличается целостностью.

При попытке создать стильный образ , необходимо помнить, что даже самые качественные и красивые вещи вам в этом не помогут, если они будут на вас плохо сидеть. Так что умение подбирать одежду, подходящую вам по размеру и по типу фигуры , является одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на ваш стиль. По этой ссылке вы найдете множество статей, посвященных подбору одежды для различных типов телосложения .

Но это еще не все! Если в самом комплекте будут нарушены пропорции, то это напрочь убьет все ваши старания по подбору идеально сидящих вещей. Умение правильно обращаться с пропорциями позволит вам избежать этой ошибки.

Как работает объем в образе

Воспринимайте образ, который вы хотите создать, как одну визуальную картинку, где все объекты связаны между собой, а не как набор просто красивых, нравящихся вам вещей. Именно то, как все эти вещи смотрятся вместе и на вас, влияет на образ целиком, на то, насколько гармоничным он может показаться.

Облегающая одежда

Слишком облегающая одежда может создать иллюзию как излишней худобы, так и бОльшего объема.

Если облегание будет в зоне, где располагаются мягкие части тела (верхние части рук, ноги выше колена, ягодицы, живот и т.п.), и при этом эти части тела не будут очень стройными, то они в этом случае еще зрительно увеличатся . Создастся такое впечатление, что эта часть тела слишком объемная для такого тесного предмета одежды.
На этом примере пухленькая девушка решила прикрыть руки с помощью обтягивающего кардигана — но руки в данной ситуации стали выглядеть еще объемнее. А вот топ со свободными рукавами на девушке с формами выглядит значительно гармоничнее.

Живот и ноги Амбер Роуз кажутся намного больше, чем на самом деле, так как девушка решила их обтянуть трикотажной майкой и леггинсами, да еще и с принтом.
В чуть более свободной одежде она выглядит абсолютно стройной.


Амбер Роуз / Amber Rose

Если же эта «мягкая» часть тела является предметом вашей гордости (и свидетельством многочасовых тренировок в спортзале), то тогда и не грех ее облечь во что-нибудь облегающее: так вы только подчеркнете рельеф ваших мышц. Например, обтягивающие рукава трикотажного топа на рельефных руках привлекут к ним внимание, подчеркнув их стройность.

New Look

А вот если обтянуть таким образом очень худые руки или ноги, то они будут казаться еще тоньше . На фото одна и та же модель в очень облегающих джинсах скинни и в джинсах более свободного покроя. В скинни ее худоба выглядит утрированно.


Frame Jeans


Если облегание происходит в зоне, где располагаются кости , то оно визуально немного утрирует форму этой части тела. Поэтому, если вы не хотите подчеркнуть ширину ваших бедер, то лучше слишком обтягивающие юбки не носить, оставьте расстояние между своим телом и одеждой.
Если у вас слишком широкие плечи, и вы не хотели бы это выставлять на показ, то старайтесь выбирать не трикотажные обтягивающие топы, а рубашки со спущенной линией плеча либо довольно свободные блузки.

На примере девушка подчеркнула ширину бедер слишком тесной юбкой. А вот плиссированная юбка, напротив, создает летящий легкий силуэт.


Кстати, небольшое отступление: обратите внимание, как на первом фото ботинки уродливо режут ногу. Если вы намереваетесь надеть подобные ботинки, то лучше всего их сочетать с такими же по цвету колготками ). Тогда они не будут укорачивать ноги. А еще лучше для обладательниц пышных форм с юбкой карандаш выбирать туфли хоть на каком-нибудь каблуке. Вообще, любые туфли предпочтительнее, если вы желаете удлинить ноги, а также казаться стройнее, так как у них есть «декольте». Другая обувь, которая заканчивается горизонтальной чертой у щиколотки или выше, может резать ногу, будьте осторожны. Так создается дополнительная горизонталь, которая укорачивает ноги, и, как следствие, делает нас полнее. Нивелировать этот неприятный эффект поможет прием с колготками, описанный выше. Либо носите подобные ботинки или ботильоны с брюками.

С другой стороны, такое облегание сможет вам помочь выделить то, чем вы особенно гордитесь. Например, очень узкая юбка поможет выделить стройные бедра, а обтягивающий топ — красивые плечи и ключицы.


Ошибку в выборе слишком тесной одежды совершают многие женщины, которые хотели бы казаться стройнее: они покупают такую одежду, часто на размер меньше, таким образом думая, что раз они влезли в этот размер, то они ему и соответствуют. Не важно, какой размер вы носите! Важно то, как ваша одежда на вас сидит. И такая ошибка может превратить довольно стройных дам в очень пухленьких.
Отсюда вывод: если вы не хотели бы зрительно еще увеличивать какую-то часть тела, то не стоит ее обтягивать . Так вы только придадите ей дополнительный объем.

Запомните: все обтягивающие вещи полное делают еще полнее, а стройное — стройнее.

Одна из самых устрашающих ошибок: это вообще облачение в слишком тесную одежду с головы до ног при очень выдающихся формах. Возможно, кому-то такая дама и покажется пикантной, но это выглядит достаточно гротескно, так как формы в этом случае тесная одежда утрирует.
Посмотрите на Ким Кардашьян в излишне облегающем платье. Без комментариев, как говорится...
И как красиво и элегантно она может выглядеть (не поверите — с трудом нашла такое фото) в платье, между которым и Ким есть небольшое расстояние. При этом она подчеркнула свою потрясающую талию широким поясом, выделив свой главный козырь. Никто не говорит, что нужно носить только широкую одежду, если вы не хотите подчеркивать объем какой-то части тела — просто НЕ НАДЕВАЙТЕ СЛИШКОМ ОБЛЕГАЮЩУЮ. А излишне просторная одежда может быть не менее коварна, и сейчас мы и о ней поговорим.

Слишком просторная одежда

Что касается очень широких вещей, то здесь кроется еще одна глобальная ошибка. Вторая категория заблуждающихся женщин уверена, что скроет объем какой-то части тела, которую они хотели бы спрятать, надев на себя балахон.

Слишком просторная одежда также может создать как иллюзию хрупкости, так и увеличить вас в объеме.

Очень широкий, просторный покрой одежды дает ей повод демонстрировать гораздо бОльший объем, чем тот, который содержится у нее внутри, заставляя вас казаться значительно полнее , чем вы есть на самом деле.

Если бы мы не знали по сериалу Теория Большого Взрыва , как стройна спортивная красавица Кейли Куоко, ни за что бы не поверили, глядя на ее фото в этом бесформенном одеянии.
А вот такая она на самом деле - на обложке журнала рекламирует фитнес!

Поэтому слишком объемная одежда не скроет ваши параметры, а, напротив, их визуально увеличит. Таким подходом грешила как Алла Пугачева, известная своими балахонами, так и певица Адель.
В огромном красном платье Адель выглядит, как бесформенная гора, при всем уважении. И это при том, что длинное платье, выдержанное в одном цвете, создает вертикаль и должно визуально вытягивать фигуру, по идее!
Зато в более прилегающей (прилегающей, а не крайне ОБЛЕГАЮЩЕЙ - см.выше) одежде девушка очень хороша.



На заметку всем корпулентным женщинам.
Еще раз хочу подчеркнуть, что надевая на себя слишком объемные просторные вещи, вы таким образом не скроете полноту, а, напротив, добавите еще лишний объем.

На фото изображена одна и та же девушка с фигурой в форме буквы О , в народе яблоко (), в балахонистом платье и в платье с довольно узким лифом с завышенной талией.
Как видите, слишком широкое платье визуально делает ее еще полнее. А на второй фотографии силуэт кажется собранным, подтянутым.


Представить вашу фигуру в выгодном свете помогут не балахонистые, а более аккуратные формы. Чтобы скрыть животик, обратите внимание на силуэт, чуть расширяющийся к низу от завышенной талии. В добавок, он еще и удлинит ноги, а также сбалансирует ваши пропорции, что приведет еще к более стройнящему эффекту.
На вас также хорошо смотрятся прямые силуэты, но они должны быть полуприлегающие, то есть не обтягивать ни в коем случае, но и не быть слишком широкими (последнее фото).
Длина миди или чуть ниже колена (особенно, если вы невысокого роста) будет прекрасно на вас смотреться.

Но есть и другой тип полноты. На фото ниже вы видите, что делает балахон с девушкой с фигурой в форме 8 . Он скрыл все ее формы, создавая впечатление огромного тела внутри этой хламиды.
Как только вы подчеркнете какое-то самое узкое место на вашем торсе (у фигуры 8 это — талия, у фигуры О — место под грудью, как вы уже увидели выше), весь ваш силуэт будет смотреться гармонично и красиво. Если же вы скроете фигуру под очень просторной одеждой, то создаваемый ей (одеждой) объем будет выглядеть, как ваш собственный.
В платье с подчеркнутой талией эта девушка преобразилась.


Таким образом, если вы — красавица с формами с типом фигуры 8, то для вас наиболее выигрышные силуэты — это те, которые подчеркивают талию. Например, отрезные по талии платья (особенно стройнят длинные модели), приталенные или подчеркнутые поясом.

У слишком просторной одежды есть и другая сторона: на контрасте с чем-то более прилегающим она, напротив, подчеркнет вашу хрупкость . Секрет здесь кроется в том, что прилегающий объект одежды должен находиться на какой-то довольно стройной части тела, ведь именно ее хрупкость и будет выделяться за счет свободной одежды-соседа. В этом случае излишний объем действительно сыграет в вашу пользу.

Давайте посмотрим на примерах моделей плюс сайз.
Первая девушка имеет фигуру типа О (мы ее уже видели выше в бордовом и черном платьях). То есть у нее присутствует животик, но зато довольно стройные ноги и бедра. В ее случае вариант с обтягивающим низом и очень свободным свитером oversize сработает, так как на контрасте с ее достаточно стройными ногами такой свитер сделает ее более хрупкой. Все, что мы видим — это стройные ноги, поэтому воображение дорисовывает и все остальное такое же стройное, якобы скрывающееся под свитером.
Вторая девушка обладает фигурой типа 8, у нее довольно полные ноги и бедра, зато хорошо выражена талия. В ее случае данный комплект не сработал. Она скрыла свою талию объемным свитером, а узкими джинсами только подчеркнула полноту своих бедер. Эффект не тот, которого она бы желала, скорее всего.

Во всем красивом, прекрасном, гармоничном есть созидающее начало, прогресс. А дисгармония ведет к разрушению. Выбирая одежду, которая нас нравится и соответствует нашему вкусу, мы вносим баланс и гармонию в свой внутренний мир, в свою жизнь.

Гармоничный образ - своеобразный "слоеный пирог", включающий стиль одежды, прическу, макияж, силуэт и пропорции костюма, рисунок и фактуру ткани, цветовую гамму, украшения и аксессуары. А связывает все эти "слои" личность человека, его индивидуальность. Гармоничный человек прежде всего цельный человек. То же правило распространяется на костюм. Именно соподчененность его частей (всех "слоев пирога") и целостность образа, когда ничто не разрушает его, являются главными условиями гармонии.

Композиция костюма

Гармония - эстетическая категория, спутница красоты. Как и в искусстве, гармония в костюме основана на правилах композиции. Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Стилистика требует, чтобы костюм был красив и делал человека привлекательным.

Стиль человека воспринимается целостным, когда его внешность, голос, пластика и поведение соответствуют стилю. Например, спортивная женщина - крепкого телосложения, с низким голосом и тяжеловатой походкой - вряд ли может выглядеть романтично. Чтобы сложился романтичный образ, туфли и сумочка должны быть выдержаны в одном стиле и подходить по форме и цвету к платью, а цветочный рисунок ткани передавать романтическое настроение и прекрасно подчеркивать линии тела и силуэт, а также гармонировать с цветом глаз. Если все части образа находятся в равновесии, то создается нужное, сильное впечатление.

Очень важно, чтобы все составляющие образа подчинялись главной - композиционному центру . Это акцент, доминанта, которая привлекает к себе особое внимание массой, дизайном или цветом. Центром композиции способны стать галстук, поясок, обувь, очки. В создании образа он является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем.

Важным принципом композиции является согласованность элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса и подобия .

Центр композиции в костюме есть почти всегда. Даже если вы одеты во все черное с головы до ног, доминантой может служить прическа или макияж. Если композиционный центр - это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре; она привлекает внимание к лицу, шее, волосам, глазам. В этом случае одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимание на себя.

Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу - груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу основательность, устойчивость. Если же композиционный центр отсутствует, то образ "не читается", кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты.

Контраст - это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему, фактуре материала и т.д. Контрастность делает образ более ярким и запоминающимся, но в то же время и неоднозначным, двойственным. Например, смешание в одном костюме столь далеких друг от друга стилей, как классический и фольклорный, придаст вашему имиджу особый колорит, шарм. Сочетание различных рисунков ткани вносит ощущение динамики, движения. Безусловно, сочетая несочетаемое, следует помнить о цельности всего образа - контрастность всегда должна быть оправдана замыслом.

Подобие - повторение в костюме одного элемента, который встречается в различных вариациях. Скажем, декоративная деталь - цепочка может быть и ручкой сумочки, и браслетом часов, и отделкой на карманах жакета, на туфлях или повторяться рисунком на шейном платке. Тот же принцип работает, когда все аксессуары выдержаны в едином цвете или дизайне. Этот принцип комплекта было когда-то (в 50-х гг.) популярен и даже обязателен для стильно одетой дамы. Сегодня такой прием кажется слишком правильным, лишенным фантазии и индивидуальности.

Нюанс - своего рода переход от контраста к подобию создает более интересные и живописные связи между элементами. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, сочетании оттенков и полутонов, выглядит богаче, сложнее, изысканнее, чем решенный в одном цвете. Этот принцип дает большой простор для личного творчества.

Один и тот же образ создается порой совершенно разными средствами. Например, чтобы подчеркнуть хрупкость и юность девушки, можно, основываясь на принципе подобия, одеть ее в легкий наряд из тонкой ткани с нежным рисунком, открытую обувь на тонком каблучке, добавить маленькую сумочку и изящные украшения. А можно, идя по пути контраста, предложить этой девушке военный комбинезон на три размера больше, грубык башмаки на толстой подошве - и добиться еще большего эффекта. Первый вариант дает понятный и конкретный образ, второй - противоречивый, неоднозначный, ассоциативный.

Пропорции в одежде

Пропорции в одежде в процентном соотношении. Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции (для художников и архитекторов имеют первостепенное значение). В основе гармоничных пропоруий лежат определенные математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удается "измерить" красоту.

Самым известным примером гармоничной пропорции служит принцип золотого сечения, известный еще художникам и архитекторам античности:
в отрезке, разделенном на две части, меньшая часть так относится к большей, как большая относится ко всему отрезку, т. е. к сумме двух частей:

a/b = b/(a+b)

Простейшим приближенным к пропорциям золотого сечения является ряд целых чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и т. д. (где сумма двух последних членов равна последующему), называемый рядом Фибоначи по имени итальянского математика XIII в.

Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями..

Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями. Если принять за модуль , т. е. условную единицу , высоту головы , то (согласно Витрувию, римскому архитектору и инженеру I в. до н. э., автору трактата "Десять книг об архитектуре") в пропорциональной фигуре взрослого человека имеется восемь модулей:
1 - от макушки до подбородка;
2 - от подбородка до уровня груди;
3 - от груди до уровня талии;
4 - от талии до линии паха;
5 - от линии паха до середины бедра;
6 - от середины бедра до колена;
7 - от колена до середины голени;
8 - от голени до пола.

Упрощенная пропорция говорит о равенстве четырех частей фигуры:
- от макушки головы до линии груди (по подмышкам);
- от груди до бёдер;
- от бёдер до середины колена;
- от колена до пола.


  • Ширина плеч должна быть равна 1/4 роста;

  • длина туловища вместе с головой - 1/2 роста;

  • ширина груди - 1/6 роста;

  • длина рук - доходить до середины бедра (измеренной по внутренней части);

  • длина ног должна составлять 1/2 роста;

  • голени - 1/4 роста;

  • обхват шеи - равняться обхвату икры;

  • ширина шеи - достигать 1/4 высоты головы.

Пропорции мужской и женской фигуры несколько отличаются. Так, ширина плеч у женщин немного меньше двух модулей головы, в ширина бедер приблизительно равна ширине плеч. Часто в росте женщины укладывается не восемь модулей, а семь с половиной.

Горизонтальные линии в одежде

Речь идет о горизонтальных линиях, которые представляют собой зачастую линии бортов, подолов пр. краев изделий. Любые подобные горизонтальные линии в одежде расширяют, приземляют.

Основные уровни горизонталей, так называемые "проблемные зоны":
- плечи;
- грудь;
- талия;
- бедра;
- колени;
- голени.

Низ изделия не желательно оканчивать на проблемных зонах. Юбка должна оканчиваться чуть выше или чуть ниже колена, но не на середине колена - это делает колени "тяжелыми", массивными. Длина мини-юбки определяется очень просто: встать прямо, опустить руки "по швам" - окончание среднего пальца руки и будит определять ту линию горизонтали, по которой должна проходить мини-юбка. Юбка также не должна заканчиваться на самой широкой части голени ноги, особенно если ноги кривые. То же и с высотой сапог.

Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определенных условиях их восприятия. В костюме иллюзии возникают в основном за счет различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки.

Например, вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застежка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и т.д.) стройнят, подчеркивают рост.

Горизонтальные линии (поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т.д.), напротив, расширяют, полнят. Деление костюма на горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры.

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д.) являются промежуточными между вертикальными и горизонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

Клетка (квадратами) обычно увеличивает объем. И чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.

Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх ("морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная в узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию.

Линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачесанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия.

Линии, расходящиеся от центра вниз , расширяют нижнюю часть и линию талии, уменьшая верхнюю часть фигуры: покрой реглан, юбка и брюки клеш зрительно сужают плечи. Если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост.

Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной и сексуальной.

Волнистые линии (рисунок на ткани, рюши, воланы) подчеркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, добавляют объем.

Круги также визуально увеличивают объем и придают очертанием фигуры округлость.

Зрительные иллюзии, создаваемые цветом , способны сильно изменить пропорции тела. Дизайнерам одежды хорошо известно, что в черном платье фигура кажется стройнее. Это связано с эффектом иррадации: черный и темные цвета зрительно уменьшают объем, поглощают свет, тогда как светлые, и особенно теплые, тона увеличивают его.

В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна , чередующиеся светлые и темные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды , меняют представления о реальных размерах одежды. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верхняя часть помогает подкорректировать короткий торс. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюмы равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть.

Можно изменить представления об истинных объемах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и темные цвета, а также различные линии кроя. На этом а основном и строится визуальная коррекция фигуры.

Декор и рисунок

Рисунок, расцветка ткани олицетворяют стиль, создают настроение и формируют впечатление о человеке. Выбор рисунка многое говорит о вашей индивидуальности, характере и темпераменте.

Все геометрические рисунки - полосы, клетки и любые регулярно повторяющиеся элементы - организуют, ритмически упорядочивают плоскость.

Полоса выражает некое организованное начало, желание или необходимость следовать намеченному. Очень широкая полоса часто встречается на форме игрока командных видов спорта (футбол, регби). Полоса ассоциируется с прямотой, человечностью, основательностью. Узкая полоса связывается скорее с интеллектуальной работой: служащие (яркий пример упорядоченной деятельности) нередко носят костюмы или рубашки в узкую полоску, напоминающую разлинованный бланк.

Горизонтальная полоса дает ощущение широты, спокойствия, стабильности. Сине-белые полосы традиционны в одежде моряков и вызывают в памяти линию горизонта. Такой рисунок используется в одежде для отдыха, прогулок по воде.

Клетка , так же как и полоска, олицетворяет организованность, носящую, однако, менее формальный и коллективный характер. Ткани в клетку используются в одежде для индивидуальных видов спорта: гольфа, верховой езды, тенниса. Мелкую и тонкую клетку обычно связывают с аккуратностью и такими видами отдыха, как игра в гольф, рыбная ловля. Крупная клетка ассоциируется с активным времяпрепровождением на воздухе: охотой, туризмом, сельским трудом. Не случайно главными приметами стиля кантри (англ. "деревенский") стали клетчатые рубашки-ковбойки, платья и сарафаны, покрывала и пледы.

Особый вид клетки - шотландка. В национальной одежде шотландцев клетка несла информацию о том, к какому клану принадлежит человек. В современном костюме шотландка служит классическим примером свободного стиля с оттенками аристократизма.

Кривые линии - волнистые, изогнутые, спиралевидные и др. - в противоположность прямым являются воплощением свободы и раскованности. Они ассоциируются с непостоянством, движением, легкомыслием. В них больше женского начала - творческого и интуитивного. Подобные рисунки наряду с цветочными присущи романтическому стилю.

Растительные и цветочные мотивы необыкновенно разнообразны - от натуралистичных до стилизованных и фантазийных. Впечатления, рождаемые ими, неоднозначны и эмоциональны. "Деревенский" мелкий цветочек, равномерно распределенный по всей поверхности, - это образ простоты, слаженности, домашнего уюта. Изящные стебли или бутоны причудливой формы настраивают на нечто утонченное, изысканное, таинственное.

Рисунок, называемый "горох" , являет собой соединение свободы и упорядоченности. В нем много игры, юмора, самоиронии. При этом чем крупнее горох, тем сильнее производимый им эффект.

Цветочный и растительный рисунки больше нравятся женщинам. В мужском гардеробе они встречаются редко, в основном в одежде для отдыха. Замечено, что женщины, испытывающие тягу к земле (к сельскому хозяйству, например), предпочитают реалистические изображения. Любовь к стилизованным рисункам свидетельствует о развитых эстетическом вкусе и образном мышлении.

Рисунки, имитирующие шкуры животных (леопарда, тигра, зебра и т.д.), напоминают одежду первобытных людей и символизируют природные инстинкты, физическую силу, здоровье, а иногда и агрессию хищника. Эти изображения наполнены энергией, страстностью, стремлением привлечь внимание противоположного пола и очень популярны в одежде стиля секси.

Использование символики - мистических, религиозных, эзотерических знаков, иероглифов - имеет такие же древние корни, как и сам костюм. Заложенный (закодированный) в них подлинный смысл продолжает работать, даже если трактовка его забыта.

Итак, через рисунок в одежде и в аксессуарах мы заявляем о себе, своих намерениях, проявляем индивидуальность, иногда вовсе и не задумываясь над этим.

Выбирая рисунок для костюма, надо учитывать ряд факторов, позволяющих найти наиболее гармоничное решение образа. Величина, размер рисунка зависят от пропорций, габаритов тела и черт лица, т. е. это вопрос сомасштабности фигуры человека и декора. Например, людям высоким, плотного телосложения, ширококостным или с крупными чертами лица не подходят мелкий орнамент и слишком тонкий рисунок: они только утяжеляют ее. Следует отдать предпочтение среднему или крупному узору, занимающему значительное пространство на ткани (например, большим цветам или клетке), либо одному, гл объемному фрагменту. Напротив, людям изящного телосложения, невысоким или худым, с тонкими чертами лица больше подойдет рисунок деликатный - мелкий, а также с редко расположенными фрагментами. Крупные же изображения будут "поглощать" фигуру, доминировать над ней.

При выборе одежды очень важно соблюдать пропорции, то есть соотношение частей костюма между собой и с фигурой человека.

На маленькой худенькой женщине довольно нелепо будут смотреться платья из ткани с крупным ярким рисунком цветов. Худым женщинам, особенно девушкам, небольшого роста с невысокой грудью подойдут платья с красивым широким поясом и пышной юбкой. Им следует продумать, как расширить линию плеч и увеличить объем в области груди. Это можно сделать, например, за счет маленького воротника и широкой короткой кокетки.

Миниатюрной женщине не следует носить одежду с очень мелкими деталями, это может сделать ее похожей на девочку. Маленьким женщинам не подходит длинный и узкий, приталенный жакет, им лучше выбрать короткий прилегающий жакет. Очень маленьким женщинам больше подойдет одежда в деловом стиле, а также ткани с «мужским» рисунком и фактурой (в полоску, в «елочку»). Однотонные ансамбли зрительно сделают фигуру выше.

Хрупким женщинам очень маленького роста подойдут брючные костюмы и короткие юбки, качественные жакеты из плотных тканей, костюмы-тройки. Летом — ткани со скромными рисунками или однотонные. Избегайте объемных и грубых тканей и больших подплечников, а также тканей с контрастными и крупными узорами.

Женщинам с треугольным силуэтом можно порекомендовать расширяющиеся книзу юбки и линии, расширяющиеся к плечам. Лучше, если одежда не будет изобиловать деталями и в ней будет подчеркнута талия. Им следует носить жакеты с остроугольными, направленными вверх лацканами, юбки с жесткими или заутюженными складками, с «перечными складками, с разрезами и шлицами. Для них будут идеальны ткани в полоску или горошек, с абстрактными геометрическими узорами или в клетку.

Женщинам с плоской грудью лучше носить пышные блузы, короткие жилеты, пелерины, одежду с карманами с клапанами в области груди, с оборками под горловиной и с жабо

Таким женщинам подойдет одежда с горизонтальными линиями и вертикальной отделкой на линии груди. Им следует отдавать предпочтение тканям с ярко выраженной фактурой, например, твиду. Верх одежды лучше сделать свободным. Для фигур с «круглым силуэтом и плоской грудью идеальны воротники с драпировкой.

Женщинам с прямоугольной фигурой всегда больше идут костюмы с юбками и брюками. При короткой талии лучше носить удлиненные жакеты с короткими юбками или с брюками. Не стоит надевать объемные юбки, разумнее выбирать длинные и облегающие наряды. С юбкой можно надеть пояс того же цвета, особенно если юбка черная.

Женщинам с длинной талией следует выбирать короткие жакеты и юбки, а также подчеркнуть талию с помощью ремня контрастного цвета для платья или того же цвета для юбок и брюк. На такой фигуре будут хорошо смотреться юбки до или чуть ниже колена. Платья – приталенные или в стиле «ампир», т. е. с завышенной линией талии.

Чем тоньше человек или часть тела, тем более пышным должен быть силуэт. Высоким худым женщинам идут пышные юбки, банты, пелерины, костюмы, широкие двубортные пальто, многослойные ансамбли и короткие жакеты. Им рекомендуется следить за оптическим разделением одежды с помощью, например, отстрочки швов, пуговиц, лацканов, карманов. Лучше носить пышную присборенную одежду с завязывающимся поясом, расширить линию плеч и углубить пройму. Таким женщинам идут контрастные цвета, расположенные по горизонтали, вырез «лодочкой» и самые разные кокетки. Блузка и юбка контрастных цветов сделают фигуру более широкой и низкой. Идеальны сборки, буфы и складки.

Высоким худым женщинам следует комбинировать ткани и узоры, использовать ткани с крупными узорами, а также объемные и плотные ткани. Одежду надо выбирать с горизонтальными строчками, накладными карманами, жакеты с двубортными застежками и большие воротники. Им лучше отказаться от подчеркнуто длинных и узких фасонов, от одежды с вертикальными линиями швов, облегающей или в форме шатра, а также от прозрачных тканей.

Очень высоким молодым женщинам идут короткие юбки. Им непременно нужно делить свой костюм на отдельные детали. Чем больше будет в фасоне мелких деталей (кокеток, отстрочек, украшений и т. п.), тем ниже будет казаться фигура.

Если у вас чересчур тонкие ноги выше колена, не носите обтягивающие или слишком широкие брюки. Женщинам с такой фигурой очень идет толстый трикотаж, джерси, шерстяные чулки или гетры, брюки с карманами на брючинах, брюки-бананы, шаровары. Им следует комбинировать узорные ткани и выбирать светлые или блестящие расцветки.

Женщинам с длинной и тонкой шеей лучше носить мягкий и высокий воротник, либо толстый воротник-гольф или закругленные воротнички. Им рекомендуются драпировка из шарфа пли шейный платок. Можно отделать вырез горловины бантом, складками или оборками. Им подойдут вырез «лодочкой» и полукруглый вырез горловины.

Таким женщинам не подходит У-образный вырез горловины, особенно без лацканов, а также длинные воротники с заостренными уголками.

Женщинам с длинными руками лучше всего подойдут модели со спущенными проймами, полудлинными рукавами и рукавами в три четверти длины, а также одежда с широкими или расклешенными рукавами. Оптически уменьшит длину рук покрой кимоно и «летучая мышь», широкие или длинные манжеты или закатанные рукава. Лучше всего выбирать ткани с поперечными полосками и с цветными прерывающимися пятнами. Длинноруким женщинам лучше отказаться от высоких подплечников, от одежды покроя реглан и с длинными узкими рукавами. Если у вас слишком худые руки, избегайте одежды без рукавов, а также слишком широких или длинных и, разумеется, обтягивающих рукавов. В этом случае лучше носить одежду из толстых тканей. Хорошо смотрятся рукава на три четверти длины и аппликации.

Женщинам с удлиненным туловищем подойдут пышные фасоны блузок, одежда с широкими поясами и швами, с кокетками, складками, воротниками, такие украшения, как платки в кармашке, ткани с поперечными полосами. Им подойдут жилеты, болеро, двубортные жакеты и жакеты длиной до талии, но не рекомендуется носить длинные простые жакеты.

Женщинам с удлиненной верхней частью туловища рекомендуется высоко расположенная линия талии, одежда в стиле «ампир», пояса цвета юбки и брюк, широкие планки-застежки, короткие жилеты. Таким женщинам не следует носить одежду в стиле 20-х годов, модели с лифами, заостренными книзу, а также свободно лежащие на бедрах пояса и юбки на бедрах.

За последние века у женщин талия стала менее узкой, а ноги — длиннее. Конечно, согласно современным представлениям об идеальной фигуре, ноги едва ли могут быть слишком длинными. Но все же, если вы наденете короткий жакет и брюки с вертикальными линиями, это создаст впечатление, что вы идете на ходулях.

Женщинам с длинными ногами очень идут брюки с широкими или расклешенными брючинами, брюки длиной три четверти, брюки-бермуды и брюки-капри. Красиво смотрятся юбки на бедрах, но при этом обратите внимание, не портят ли они форму туловища. На женщинах с длинными ногами очень хорошо выглядят также длинные жакеты, особенно в ансамбле с полудлинными сапожками. С жакетом и юбкой превосходно сочетаются высоко вырезанные туфли. Но если у вас большой размер ноги, не следует носить остроносые туфли, обувь с высоким и просто оформленным подъемом, а также низко вырезанную обувь. В этом случае больше подойдут модели с рельефными швами, слегка вырезанные или двухцветные туфли, например, с более темным каблуком. На широкоплечих плохо смотрятся узкие юбки и плотно прилегающие воротники. Им больше подойдут широкие юбки и V-образный вырез горловины. Подплечники должны быть плавно изогнутой формы.

Женщинам с узкими плечами нужно пришивать к одежде большие квадратные подплечники. Если вы выбрали модель с глубоким У-образным вырезом, пришейте подплечники, которые скомпенсируют эффект узости этого фасона.

Зрительно расширяют плечи погоны, вырез «лодочкой» и горизонтальные детали у плеч, а также мягкая драпировка на плечевых швах. Узкоплечим женщинам лучше отдавать предпочтение одежде со втачными рукавами и отказаться от покроя реглан и «летучая мышь».

Женщинам с узкими плечами и широкими бедрами особое внимание следует обратить на акцентирование верхней части фигуры. Одежда, в том числе жакеты, должна быть свободной в плечах. Верх сделайте заметным, с яркими деталями, такими как драпировки, шарфы, шали. Под жакет можно надеть жилет. Ни в коем случае не следует надевать широкие юбки или юбки, выкроенные по косой.

ЕслиI у вас разновысокие плечи или бедра, на более низкой стороне поместите драпировку, застежку или какую-либо цветную деталь.

Чем полнее человек или часть тела, тем более обтекаемым должен быть силуэт одежды. Полным женщинам подойдет одежда с продольными и диагональными фасонными линиями, свободного покроя, с вертикальными линиями, а также удлиненная одежда. Отлично смотрятся закругленные и струящиеся силуэты и мягкие натуральные формы, свободные юбки, воротники с драпировкой, воротники-шальки. Полным женщинам лучше выбирать жакеты без лацканов, юбки со вставками годе, а также широкие юбки, присборенные по талии, или юбки с вертикальными линиями. Акцент на талии можно сделать на широких юбках, но не на узких.

Если у вас длинные ноги, то вам подойдет длинный блейзер, если короткие — блейзер чуть ниже линии талии.

Полным женщинам лучше выбирать детали тон в тон. Из тканей можно порекомендовать смесовое джерси, шелковый или шерстяной креп, «мокрый» шелк, фланель, букле, шерстяные, плательные или рубашечные ткани пестрой расцветки с мелкими абстрактными рисунками, а также тонкие струящиеся ткани со сдержанными узорами. С помощью более светлых и темных тканей полные женщины могут подчеркнуть достоинства своей фигуры и сделать менее заметными недостатки. Того же эффекта можно добиться с помощью блестящих или узорных тканей. Тяжелые ткани смотрятся на полных оптимально. Но им, как правило, следует избегать большого количества блестящих тканей и ярких красок. В крайнем случае, можно взять темные блестящие ткани.

Полным женщинам лучше избегать прозрачных тканей, так как сквозь них просвечивает фигура. Ткани с крупными, бросающимися в глаза узорами или с броскими мелкими узорами тоже смотрятся на полных непривлекательно. Плохо выглядят на полных толстые пуловеры, простые ткани и грубые структуры. Блузка и юбка контрастных цветов делают фигуру более широкой и низкой. Полным следует отказаться от любых мини, а также от юбок-баллонов и юбок-тюльпанов. Не годится также и обтягивающая одежда, расклешенные брюки, брюки в стиле Марлен Дитрих (с широким брючинами с отворотами), сильно присборенные детали одежды и пышные фасоны, болеро, платья, брюки и юбки из трикотажа или джерси. Полным женщинам следует отказаться от поясов на некоторых слишком объемных частях тела, например, у живота или ягодиц. Соседние зоны лучше не подчеркивать поясами, карманами, складками и т. п. Полным женщинам не подойдет одежда с широким рукавом, с кокетками, оборками и манжетами. Им следует избегать больших карманов в области бедер, затянутых широких поясов, рукавов покроя реглан и обтягивающих юбок.

Женщинам с полной грудью подойдут юбки, слегка расширенные к нижнему краю, У-образные вырезы, отложные воротники, воротники-шальки.

Оптимальнее всего выбрать одежду с вертикальными линиями силуэта или свободного покроя. Хорошо смотрятся расстегнутые воротники, но следует избегать тесных лифов, слишком узкой одежды, одежды в стиле ампир, широких поясов и драпировок. Нижний край рукава не должен лежать на линии груди, там не должно быть карманов или других деталей, в том числе горизонтальных полос или платков в кармашках.

При короткой шее нежелательны воротники-стойки и горизонтальные вырезы «лодочкой», детские круглые воротники без стойки и шейные платки. Кроме того, следует отказаться от погон и отделки, имитирующей короткие бусы и цепочки. Таким женщинам не рекомендуется носить жакеты с маленькими короткими лацканами. Им больше подойдет удлиненный овальный вырез, V-образный вырез без лацканов или с длинными лацканами и вырез каре, а кроме этого — низко повязанные шарфы или банты и длинное ожерелье, заостренные воротнички и воротники, отстоящие от шеи.

Женщинам с короткими руками лучше всего выбирать одежду с рукавами-реглан, с втачными, длинными узкими или присборенными у проймы рукавами, с короткими манжетами. Им следует отказаться от моделей с приспущенными проймами, с короткими или полудлинными рукавами, с рукавами на три четверти, с отворотами или покроя «летучая мышь», а также с расклешенными рукавами и длинными манжетами. Не закатывайте рукава, не шейте одежду покроя кимоно, откажитесь от аппликаций, избытка пуговиц и не покупайте ткани с поперечными полосками и длинные перчатки.

Женщинам с полными руками больше всего подойдет одежда из струящейся или мягко ниспадающей ткани, с неширокими, но и не слишком узкими линиями. Не следует выбирать чересчур изящные и миниатюрные часы и украшения. Лучше отказаться от фасонов с расклешенными или узкими короткими рукавами, а также от одежды без рукавов.

Женщинам с полным туловищем и более тонкими руками и ногами, прежде всего, следует отказаться от узкой одежды, от поясов и складок. Не стоит делать акцент на бедрах или талии, например, там не должно быть накладных карманов или аксессуаров. Будьте осторожны с блестящими тканями. Лучше всего полное туловище замаскировать одеждой из тканей с неброскими узорами и прямых фасонов. Обращайте внимание на ширину плеч. При необходимости подчеркните их не очень большими подплечниками. Выбирайте жакеты с длинными лацканами, а также одежду с удлиненным верхом.

Женщинам с коротким туловищем лучше всего подойдут струящиеся ткани, а также одежда с однобортной или потайной застежкой, жакеты с длинными и узкими лацканами, простые воротники на стойке. Шейте юбки и брюки с узким поясом или носите юбки и брюки на бедрах. Хорошо будет смотреться одежда с вытянутой в длину талией с узкими линиями и с заостренным книзу лифом. Не следует делать акцент на линии талии, например, при помощи пояса, швов с отстрочкой и т. п. Лучше отказаться от блузонов и жакетов с поперечными швами.

Женщинам с коротким туловищем не подойдут аппликации и излишек украшений, в том числе большие платки в кармашке, а также одежда покроя кимоно, с рукавами «летучая мышь», с расклешенными рукавами, с широкими поясами. Пояса на юбках и брюках не должны быть высокими.

Женщинам с короткой верхней частью туловища лучше всего выбирать одежду с низко расположенной линией талии, в стиле 20-х годов. Им подойдут пояса в тон «верха» костюма, одежда с заостренным книзу лифом, пояса, свободно лежащие на бедрах. На таких женщинах прекрасно смотрятся юбки на бедрах, но от одежды в стиле «ампир» им следует отказаться. Плохо смотрятся также болеро, короткие жилеты, широкие пояса, пояса в тон юбки или брюк.

Женщинам с полными бедрами лучше не надевать костюмы с узкими жакетом и юбкой. Лучше выбрать короткий, слегка облегающий жакет, при этом длина юбки зрительно увеличит их рост. Верх одежды должен быть свободным. Можно порекомендовать блузу на выпуск, с прямой юбкой или фасоны с заниженной линией талии, например, низко спущенный пояс.

Хорошо смотрится юбка с вставками годе. Вообще, для юбок лучше использовать плотные ткани.

Женщинам с короткими ногами предпочтительнее выбирать струящиеся ткани и узкие фасоны. Им прекрасно подойдут короткие куртки и жакеты, узкие брюки, колготы и обувь, подобранные в тон брюкам или юбке, а также низко вырезанные туфли и обувь на каблуке. Женщинам с короткими ногами нужно отказаться от расклешенных брюк, от брюк с широкими брючинами, прежде всего из тяжелой ткани, от брюк-бананов, капри, брюк-гольф, от манжет на брюках, от длинных пиджаков и курток Лучше не сочетать туфли с высоким подъемом с юбкой. Плохо смотрятся полусапожки с юбкой и колготами разных цветов.

Для женщин с полными ногами очень важно определить в какой именно части у них полные ноги. Платье или юбка не должны заканчиваться на этом уровне. Следует выбирать темные колготы, а сапоги, туфли и чулки лучше носить в тон с остальной одеждой. Хорошо подходят длинные брюки. Не рекомендуются мини, а также узкие брюки или леггинсы и блестящие ткани.

Женщинам невысокого роста не рекомендуется разделять фигуру на отдельные зоны. Им лучше избегать комбинирования тканей, цветов и узоров и по возможности не использовать плотные ткани. Невысоким женщинам нужно тщательно подбирать в тон цвета колгот, обуви, брюк или юбок. Таким женщинам подходят тонкие ткани и сдержанные узоры, длинная и узкая одежда, тонкие пуловеры, брюки без манжет.

Очень крупным женщинам рекомендуется остановиться на простых стилях, четких рисунках, однотонных материалах хорошего качества. Одежда должна быть достаточно свободного и элегантного покроя. Им не стоит надевать тесные блузки, жакеты и юбки, одежду темных цветов ниже талии и ярких — выше, одежду из ткани в тонкую полоску или с вертикальными линиями. Лучше избегать тканей с рисунком ниже линии талии, пушистого трикотажа свободного покроя и мелких аксессуаров.

И ТАК,….

Внутренние линии одежды тоже изменяют зрительное восприятие одетой фигуры. Поэтому сначала вы должны выбрать подходящий для себя силуэт. Прежде всего, определите, от каких особенностей вашей фигуры одежда должна отвлекать взгляд.

Формы. Чем толще человек или часть туловища, тем более струящимся должен быть силуэт. Чем тоньше человек или часть тела, тем пышнее может быть силуэт.

Если какие-либо формы лица и туловища не идеальны, не стоит повторять их в одежде и прическе. Например, если у вас большая нижняя челюсть, то есть нижняя часть лица кажется квадратной, то квадратный вырез горловины только подчеркнет этот недостаток.

Если одна из форм тела не очень удачна, не выбирайте прямо противоположную форму одежды. Например, если у вас круглое лицо, не делайте слишком длинный V-образный вырез горловины, он только подчеркнет форму вашего лица.

Цвет. Запомните основные правила: светлое выделяет, а темное отодвигает на второй план. При сочетании узорного и однотонного, узорное притягивает взгляд. При сочетании светлого и темного притягивает взгляд светлое. Поэтому, если вы хотите подчеркнуть верхнюю часть туловища и отвлечь взгляд от нижней, то сделайте верхнюю часть ансамбля узорной или светлой, а нижнюю — однотонной или темной.

Если у вас слишком широкие плечи, расположите пуговицы на двубортном блейзере на равном расстоянии друг от друга снизу доверху.

Если подчеркнуть плечи, то полные бедра, толстые ягодицы или живот будут не так заметны. Но ярко выраженные очертания плеч на большинстве фигур будут казаться слишком громоздкими.

Детали. Строчки, аппликации и бижутерия на одежде всегда притягивают взгляд и поэтому не должны располагаться в неблагоприятном месте. Прежде чем делать отделку, приложите ее к платью и приглядитесь к ней критически. Возможно, вы вообще от нее откажетесь. Слишком большое количество аксессуаров и украшений в большинстве случаев перенапрягает и раздражает взгляд.

Внутренние линии. Вертикальные швы удлиняют фигуру за счет того, что разделяют ее ширину на части. Поэтому худым высоким женщинам не рекомендуется надевать костюмы с вертикальными линиями. Не только ритмичные, расположенные в продольном направлении линии удлиняют фигуру, крупные параллельные полосы на ткани тоже растягивают ее вверх.

Ритмичные, расположенные в поперечном направлении линии, «приземляют» фигуру. Крупные параллельные вертикальные полосы на одежде, наоборот, растягивают фигуру вширь. Поэтому если вы хотите казаться более худой, то крупные параллельные полосы на одежде нужно расположить горизонтально. Горизонтальные швы, кокетки, оборки создают впечатление массивности, визуально расширяя тот участок, на котором расположены. Таким образом, если у вас широкие бедра, избегайте жакетов, кончающихся на самом широком месте бедер.

Мелкие частые полоски выглядят однотонно и не воспринимаются как разделяющие линии. Учтите, что строго параллельные линии в костюме, как правило, диссонируют с естественной формой фигуры. Поэтому лучше, если силуэты одежды, в том числе и таких деталей, как карманы, не будут строго прямоугольными.

Диагональные линии вызывают ощущение движения. Это впечатление усиливается в том случае, если они асимметричны. Фигура будет выглядеть более стройной, если продольные лини в одежде будут повторять формы тела: расширяться к плечам, сближаться по направлению к талии, затем слегка расходиться. Или, например, плавно сходиться от низа к верху.

В человеке все должно быть гармонично: и тело, и костюм. Эту гармонию наш глаз способен определять интуитивно, и, кажется, что такая гармония иррациональна и ничем не может быть объяснима, кроме обычного человеческого чувства прекрасного. Но на самом деле всем правит ее величество Математика. И в основе гармоничных пропорций заложена точная математическая формула золотого сечения, согласно которой гармоничным считается деление чего-либо в соотношении 62% и 38%. И эта пропорция может быть применима как к отдельным предметам гардероба и их длинам, так и к деталям, членениям и даже отделке.

В этой статье:

Скачайте Формулу стиля: 10 лайфхаков от Ксении Штиль..

Золотая пропорция в одежде

Давайте рассмотрим практическое применение золотой пропорции в одежде. Для удобства расчетов мы будем использовать формулу не в процентом соотношении, а в виде дробей: 3/8 (что примерно соответствует 38%) и 5/8 (что примерно соответствует 62%).

Предположим, Вы захотели обновить гардероб и купить новый костюм для работы, состоящий из жакета и юбки. Но Вы не знаете, какой длины должен быть Ваш жакет, и какова идеальная длина юбки именно для Вас? Как их рассчитать? Давайте сделаем это вместе. Пля правильных расчетов нам необходимо лишь знать предполагаемую длину костюма и положение талии: является ли она у Вас завышенной, заниженной или пропорциональной.

Определить положение талии очень просто. Вам небходимо измерить расстояние от пола до талии. Талия - это самое узкое место на Вашем туловище. Как правило, она расположена на несколько сантиметров выше пупка.

Встаньте возле стены, отметьте линию талии карандашом на стене и измерьте получившееся расстояние до пола с помощью рулетки.

Линия талии считается пропорциональной, если она делит фигуру человека в пропорции золотого сечения, т.е. 3/8 от верха (или 5/8 от пола). К примеру, при росте 170 см талия пропорциональна, если находится на расстоянии 106 см от пола (170/8*5). Допускается погрешность в 2см.

Если получившееся у Вас число меньше (более чем на 2 см), то есть талия расположена чуть ниже, чем в идеальной фигуре, то такая талия считается заниженной. Если получившееся число больше (более чем на 2 см), то есть талия расположена выше, чем в идеальной фигуре, то такая талия считается завышенной.

Формула расчета идеальной длины в одежде

Итак, когда Вы точно определили положение талии (пропорциональная, завышенная или заниженная), давайте приступим к непосредственным вычислениям Ваших идеальных длин для костюма, состоящего из жакета и юбки. Но сначала надо определиться с предполагаемой длиной костюма. С помощью сантиметровой ленты измерьте расстояние от предполагаемого воротника до области колен. Это и будет длина Вашего костюма.

Теперь необходимо решить, какая часть будет бОльшей в Вашем костюме - жакет или юбка, т.е. что из них будет 3/8, а что 5/8. И вопрос этот не праздный, зависит не от Ваших предпочтений в одежде, а как раз от линии талии. При пропорциональной талии Вы можете выбрать любой вариант.

Формула расчета длины для завышенной линии талии будет выглядеть так:

  • » Для жакета: Длина костюма /8 *5
  • » Для видимой части юбки: Длина костюма /8 *3

При заниженной талии фасоны жакетов должны способствовать "подъему" талии на место, т.е. быть несколько укороченными. Таким женщинам можно порекомендовать взять для жакета меньшую часть, т.е. 3/8, а для юбки -5/8.

Формула расчета длины для заниженной линии талии будет выглядеть так:

  • » Для жакета: Длина костюма /8 *3
  • » Для видимой части юбки: Длина костюма /8 *5

С помощью теории золотого сечения и золотой пропорции можно определять не только длину отдельных предметов гардероба, но и лучшее расположение конструктивных линий, элементов декора и т.д. К примеру, длину рукава по отношению к длине жакета, глубину V-образного выреза по отношению к общей длине изделия, ширину баски на юбке по отношению к общей длине юбки и т.д. Здесь все зависит только от Вашего воображения!

  • » Какой длины должна быть юбка?
  • » Какой длины должны быть брюки?
  • » Как выбрать длину рукава?

Практикум со стилистом
Ваша идеальная пропорция в одежде

При составлении любого ансамбля одежды первое, с чего необходимо начинать, - это правильный выбор пропорций.

Пропорции - это соотношение отдельных предметов гардероба между собой. Выбор самой гармоничной пропорции для каждого конкретного человека зависит от его типа фигуры, роста и положения талии.

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..html

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..jpg

https://www..html

Тест на определение типа фигуры

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..jpg

https://www..html

Тест на определение типа фигуры

А какой у Вас тип фигуры?

https://www..jpg

https://www..html

Тест на определение типа фигуры


Top