Зрительная память. Развитие зрительной памяти

Всегда завидовали киношным сыщикам, которые после беглого взгляда на человека могут рассказать о мельчайших деталях его костюма? Тогда самое время разобраться, как развить визуальную , потому что улучшить этот навык можно в любом возрасте. Конечно, если потрудитесь заниматься регулярно, от разовых акций эффект будет чуть выше нуля.

Как развить визуальную память - способы тренировки

  1. Кинофильм . Вечером попробуйте вспомнить все события прошедшего дня, как будто прокручиваете кинопленку в обратном направлении. Если первое время все будет сложно, начните с небольших участков, например, с дороги на работу. Только старайтесь вспоминать даже мелкие подробности.
  2. Ассоциации . Вспоминая, как фильмах советуют улучшить визуальную память, первое, что приходит на ум - создание воображаемого хранилища – чертогов. Несмотря на кажущуюся несерьезность, способ действительно хорош. Работает он за счет ассоциаций, которые придумывают к каждому понятию, которое требуется запомнить. А чтобы все воображаемые предметы не разлетелись, нужно поместить их в хорошо знакомое помещение, если одного недостаточно, открывают следующее. Чтобы запоминание было лучшим, рекомендуется регулярно гулять по своим чертогам, рассматривая каждую деталь, и вспоминая, что она обозначает.
  3. Фотография . Еще одна интересная методика развития визуальной памяти человека заключается в мгновенном запоминании слов или предметов. К примеру, возьмите незнакомый текст, посмотрите на несколько слов, обращающих на себя внимание. Закройте глаза и представьте их в правильной последовательности. Постепенно переходите к целым предложениям и абзацам.
  4. Рисование . Если вы любитель чертить на листе разные линии, то этот способ, как развить визуальную память, отлично подойдет. Найдите изображение среза деревянного бруска или натурального камня, и срисуйте их, повторяя не только направление прожилок, но и их толщину и оттенок. Затем закройте фотографию, уберите рисунок и попробуйте нарисовать их еще раз, но уже по памяти.
  5. Концентрация . Рассматривайте несколько минут какой-то предмет, затем убирайте его из поля зрения и старайтесь максимально точно описать или нарисовать его. Понемногу усложняйте себе задачу, сокращая время рассматривания и увеличивая число деталей.

Правильная тренировка визуальной памяти потребует 20-30 минут в день. Меньшее время не позволит вам сосредоточиться на занятии, а большее на первых порах вызовет чрезмерное утомление и отвращение к процессу.

Бывает так, что во время чтения мысли уносятся куда то в даль. Что делать, чтобы сохранять концентрацию и хорошую память при чтении?

Все мы сталкиваемся в своей жизни, с такой проблемой как забывчивость. Иногда мы встречаемся на улице с человеком, здороваемся, лицо вроде бы знакомое но где мы раньше с ним встречались не помним. Не помним что куда положили и и.д.

Хочу сделать маленький эксперимент. Я и сам как-то его пробовал. Суть – сделать «неделю одного упражнения». То есть одну неделю ничего такого не делать – только одно упражнение. Но делать почаще. Ну, вроде разминки. А потом оценить результат. Понравится – недельку-другую можно добавить.

Упражнение должно быть простым и быстрым по времени выполнения. Вот такое из своего арсенала я и предлагаю.

Суть такова. Бросьте на стол несколько спичек. Смотрите на них примерно секунду. Затем закройте листом бумаги. После этого попробуйте мысленно воспроизвести картинку и её зарисовать. Согласитесь, спички рисовать просто.

Поначалу мысленная картинка может быть нечёткой, расплывчатой. Можно даже уменьшить количество спичек, но потом помаленьку увеличивать.

Постепенно картинка будет становиться чёткой и ясной.

Вроде просто, но Вы поразитесь тому, насколько улучшится Ваша память. Между прочим, это первое упражнение в комплексе для выработки т.н. «фотографической памяти».

И здесь очень важно не торопиться, не гнаться за результатом. Воспринимайте упражнение как игру.

Условие повторю – делайте пока только одно упражнение. Но добросовестно.

Упражнение от гения эпохи возрождения - Леонардо да Винчи. Берётся кубик Рубика, Совершается несколько движений с целью перемешать кубики. В течении некоторого времени нужно смотреть на одну из граней. Затем нужно закрыть глаза или просто отвести их в сторону и попытаться восстановить образ грани в памяти, мысленно её представить. Или по крайней мере вспомнить цвета и расположение отдельных кубиков этой грани.

Помнится прочитав это упражнение я поразмышлял о гениальности Леонардо, умудрявшегося выполнять упражнение с кубиком, который был изобретён спустя несколько столетий. И это упражнение изредка даже выполнял. Когда кубик оказывался под рукой.

Еще позже я начал выполнять упражнение, о котором прочитал в книге Тони Бьюзена "Суперинтеллект". Упражнение очень похожее, и весьма универсальное. Для его выполнения ничего не нужно - ни спичек, ни кубика.

С целью сделать более острым свой взор и полнее овладеть искусством концентрации, Леонардо помещал перед собой какой-либо комбинированный предмет - например, вазу с цветами - старался сохранить его в памяти, а затем закрывал глаза. Далее он пытался представить его. Затем открывал глаза и сравнивал тот образ, который хранился у него в памяти, с тем, что он видел наяву. После чего он всматривался еще более пристально редактировал мысленный образ и опять закрывал глаза, чтобы заново представить в своем воображении всю эту сцену. Он занимался этим без устали до тех пор, пока не мог обнаружить какое-либо различие между предметом и его образом.

Вот такое упражнение, которое можно выполнять практически где угодно и с чем угодно. И кстати неплохое средство, чтобы с пользой скоротать время, во время вынужденного безделья.

Непрерывное видение взгляда при чтении

В течение 1 – 3 минут (до 5-ти) рассматриваем любой предмет (монета, коробка спичек, карандаш, палец и т. д.). При этом можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета.

Рассматривайте предмет вдоль и поперек, находим в нем все новые мельчайшие детали и свойства. Повторям упражнение до тех пор, пока внимание не будет легко удерживаться на предмете.

Ритмичное наблюдение во время чтения и в обычном режиме

Возьмем любой предмет и сосредоточем на нем внимание. Дыхание спокойное. На выдохе закрываем глаза – стираем впечатление. На вдохе снова открываем глаза и снова концентрируем внимание на предмете. Так до 50 раз. Затем наоборот: созерцание на выдохе, стирание на вдохе.

Мысленное видение

Непрерывно или ритмично смотрим на любой предмет в течение 3-4 или более минут. Затем закрываем глаза и стараемся мысленно вызвать зрительный образ предмета целиком и во всех деталях.

Открыв глаза, сравниваем образ в голове с реальным предметом. Повторяем так по 5-10 раз в каждом упражнении. Постепенно добиваемся отчетливого внутреннего видения.

Изначально образ будет походить на размытый силуэт в глубоких сумерках, но упорство сделает свое дело.

С несложных предметов постепенно переходим к более сложным предметам и фигурам, и затем к обширным картинам и тестам. Зрительная память станет намного мощнее.

Внутренний видеоскоп для успокоения внутренних мыслей

От полминуты до двух-трех минут смотрим взглядом один предмет. Предположим, спичечный коробок. Затем другой предмет, например, стакан. Пусть оба отчетливо отпечатываются в глазу. Затем мысленно помещаем коробок в стакан. Наложение может быть двойным, тройным, ритмически переменным и так далее.

Все эти упражнения превосходно помогают развивать зрительную память.

Как развивать зрительную (фотографическую) память?

Чтобы развивать зрительную память ребенка , ее нужно тренировать, выполняя специальные упражнения, к примеру, такие:

Упражнение «Фотограф» Дети с удовольствием играют в эту игру, тем более, что играть в нее можно практически везде. Можно слова писать на песке, на асфальте мелом, даже на запотевшем окне автобуса. Конечно, в идеале, мы пишем слова на бумаге или доске, но в некоторых случаях можно использовать и подручные материалы.

На основе этого упражнения строится игровое упражнение «Ромб».

В процессе выполнения этого упражнения, ребенок увеличивает угол зрения, развивает зрительную память и внимание . Все эти качества очень нужны для успешного обучения и хорошей техники чтения. Получается, что выполняя одно упражнение, мы убиваем стразу несколько зайцев: развиваем память, внимание, увеличиваем угол зрения, а значит, и технику чтения.

Конечно, если вы сделаете это упражнение один раз, толку немного будет. Как и всякая тренировка, оно должно выполняться регулярно и понемногу. Выберите время, которое вы можете выделить 2-3 раза в неделю и занимайтесь. Времени надо совсем немного, минут 10-15, для первоклашек, а для старших детей и того меньше.

Упражнение «Ромб».

Вы печатаете на листе бумаги или пишете на доске слова в виде ромба – вверху слова из 3 букв, с каждой строчкой добавляется одна буква, а затем все идет на убывание. Внешне столбик слов напоминает ромб, поэтому так и называется.

Предлагаете ребенку запомнить слово, сфотографировать его глазками, а потом записать в тетради. Показываете по одному слову, начиная сверху. Открываете слово на столько времени, чтобы ребенок не успел дочитать его до конца. Первоклассник, скорее всего, будет читать слово вслух, поэтому вы легко сориентируетесь по времени. Детям постарше показываете столько времени, сколько требуется Вам для чтения молча. Конечно, если ребенок совсем не успел прочитать, можно продлить время показа.

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка, надо перед показом давать какой-то условный сигнал. Это может быть слово «Внимание» или «Пуск», а может быть просто хлопок. Но слово, конечно, лучше.

Показали ребенку слово и дали время записать его на бумаге. Затем показываете следующее слово. И так, пока не закончатся все слова. Когда дописано последнее слова, предлагаете проверить, как сработал «фотоаппарат». Открываете все слова и даете ребенку время проверить и исправить ошибки.

Первое время и трехбуквенные слова будут с ошибками, а затем ребенок научится писать и большие слова правильно.

Для этой игры лучше подбирать знакомые ребенку слова – имена существительные. Со временем можно усложнять это упражнение. Если вы подбираете слова, похожие по написанию, но другую часть речи или однокоренные слова, слова с большой буквы – это очень усложняет работу.

Упражнение «Ромб» занимает совсем немного времени, не требует большой подготовки, но очень хорошо развивает и память , и внимание , и расширяет угол зрения .

Попробуйте поиграть в эту игру хотя бы месяц, и Вы увидите, что ребенок стал лучше писать и быстрее читать.

Как развить зрительную память при чтении

Вы хотите переступить порог старости в здравом уме и с отличной памятью? Ну конечно! Как развить зрительную память? Хорошая новость: для этого не обязательно постоянно бегать по врачам и пить таблетки горстями «ради профилактики». А нужно постоянно тренировать наблюдательность, внимательность и память.

По большей части, мы хорошо запоминаем то, что нас впечатлило, вызвало какие-то эмоции. В этом плане глаза – наш главный информатор. Самый крупный поставщик впечатлений! Нашим зрением мы принимаем до 80% всей информации. Значит, от натренированности внимания к зрительным образам улучшается способность запоминать.

Как правило, мы почти не обращаем внимания на предметы, которые видим ежедневно. И упускаем подчас важные вещи. Тем временем воры специально приучаются к точности восприятия и внимательности, особенно зрительной! Разве мы хуже? Вот несколько упражнений, которые помогут развить наблюдательность и улучшить память.

1. Детализация мысленного образа

Возьмите простой предмет, лучше яркий (это может быть овощ, игрушка, книга и т.п.) Рассматривайте его спокойно в течение нескольких минут. Затем закройте глаза и попробуйте мысленно воспроизвести объект. Откройте глаза и сравните мысленную картинку и оригинал. Повторяйте операцию до тех пор, пока оригинал и мысленный образ не совпадут в точности.

2. Запоминание отличий

При рассматривании постарайтесь запомнить особенности предмета, изъяны, его отличительные черты. Хорошо тренироваться на запоминании лиц. Не помня лица человека, мы упускаем порой важные встречи, контакты… Отдельно подвергните тщательному осмотру глаза, нос, губы, форму головы. Затем опишите в подробностях то, что запомнили. Удивлены, что помните мало? Продолжайте упражнения: улучшение результатов происходит очень быстро. Усложнённый вариант: описать лицо человека на следующий день после «запоминания».

3. «Скоростная» тренировка внимания

Возьмите 7 любых мелких предметов. Накройте их непрозрачной тканью. На 10 секунд откройте их, рассмотрите (как уж получится) и вновь закройте. Теперь постарайтесь подробней описать увиденное. Получилось? Значит, можете увеличивать количество предметов под тканью.

4. Припоминание

Каждый вечер вспоминайте с мельчайшими подробностями события всего дня и встреченных людей. Можете даже это записывать. Поначалу Вы мало что упомните, но со временем усилится Ваша наблюдательность, а с ней – память.

Чем больше мы помним, тем насыщеннее и полнее наша жизнь. Чем больше у человека привычек, тем больше времени он проживает «на автопилоте», и тем беднее и короче оказывается его жизненный путь, даже если ему 100 лет! А потраченные ежедневно 15 минут для развития внимания и памяти порадуют Вас в дальнейшем. Студент станет легче учиться и усваивать учебный материал, бизнесмен вспомнит все детали контракта и особенности поведения партнёров. Точно «уложенные» в памяти знания всегда дадут преимущество тому, кто владеет ими.

Связанные статьи:

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Легко ли вы запоминаете новую информацию, можете сейчас вспомнить что было на уроке по химии в девятом классе, сможете ли детально описать, как выглядела ваша воспитательница в детском саду? Память - одна из важнейших способностей человека. И сегодня я хочу поговорить о том, как развить фотографическую память быстро. Ведь многие уверены, что это просто миф.

Что такое фотографическая память

Если вас интересуют различные техники запоминания, вы хотите собрать целую базу упражнений, то вам очень пригодится книга Станислава Матвеева «Феноменальная память ». Из нее вы узнаете, что человеку мешает быстро и легко запоминать, кроме того, автор раскрывает несколько мифов и предлагает задания, которые пригодятся вам в различных сферах жизни.

Как мы уже поняли с вами, память - это важнейшая способность человека сохранять и воспроизводить информацию. Как это все работает? Существует несколько способов восприятия: визуальный, тактильный, обонятельный и другие. Именно так человек воспринимает окружающий мир и запоминает.

Например, когда я вспоминаю детство, то у меня в голове возникают яркие зрительные образы родителей, до меня доносится запах бабушкиного пирога и я слышу, как тарахтит мопед соседа.

Когда человек видит что-то новое для себя, то он воспринимает это через одно из чувств, информация записывается в памяти, что в дальнейшем образует целую сеть в нервной ткани нашего мозга. Не удивительно, что одни воспоминания ярче, а другие тусклее. Так, старые воспоминания куда более блеклые. И этому есть объяснение.

Например, вы забыли куда положили паспорт и пытаетесь вспомнить. Так вот, если бы все воспоминания с паспортом были одинаково яркими и свежими, то это значительно затруднило бы поиски в данный момент. Если сравнить работу мозга с компьютером, то вы просто бы ввели запрос «потеря паспорта» и вам выдались все случаи, из которых пришлось бы выискивать последний. Чтобы запоминать новую информацию, нам приходится забывать что-то из прошлого.

Фотографическая память или как ее еще называют эйдетическая - это запоминание картинки, страницы текста, цифрового ряда с точностью до каждой мелочи. Это безошибочное запоминание. Сравнить можно и правда с фотоаппаратом. Но обладателем такой памяти стать невозможно.

Если мы с вами возьмем фотографическую память как последнюю точку на горизонтальном графике, то на другом конце окажется полная амнезия. Тогда как посередине и находится обычная память человека.

Можно ли развить свою память, научиться быстро сохранять и воспроизводить информацию? Можно. Для этого существует огромное количество мнемотехник, специальных упражнение и заданий.

Если вам тяжело выработать график упражнений самостоятельно, то вам отлично поможет ресурс - brainapps.ru . Это приложение, которое разработано с целью помогать людям развивать и улучшать память, мышление и внимание. В нем вы найдете простые и забавные упражнения, справится с которыми не составит труда. Не расстраивайтесь, если вы получите низкий результат, ведь вы только в начале своего пути по достижению феноменальной памяти!

Работа на результат

Первое, что вы должны сделать - это заручиться внутренней . Иначе вы сделаете несколько упражнений, пройдет три дня и вы забросите это занятие, как и многое другое, например, утренние пробежки или зарядка по утрам. Найдите свою мотивацию, чтобы каждый день выполнять задание.

Ведь чтобы добиться необходимого результата вам и правда придется заниматься каждый день, пусть и по пятнадцать минут, но обязательно без пропусков. Что вам даст хорошая память, для чего вы решили этим заняться, чем вы себя наградите, когда получите хороший результат?

Далее, вы составляете расписание. Каждый день у вас должно быт отведено от пятнадцати до шестидесяти минут на задание. Подумайте, если случится форс-мажор и вы не успеете выполнить задание вовремя, как вы сможете это исправить? Например, сделать упражнение дома за час до сна. Я предложу вам несколько техник, упражнений и заданий, из которых вы и скомпонуете свое расписание.

Мнемонические техники

На чем основываются подобные задания? На создании ярких, гротескных и простых образов, которые помогут быстро и легко запомнить несвязанную между собой информацию (номер телефона или банковской карты, список покупок, имена клиентов и так далее).

Начать, пожалуй, следует с более бытового и простого примера. Вы собираетесь в магазин за покупками. Вот перед вами лежит список: носки, сахар, цыпленок, салфетки и хлеб. Теперь вам предстоит представить себе свою дорогу от дома до работы или спальню. Выберете то место, которое вам очень хорошо знакомо. И теперь расставляйте все предметы из списка покупок на пути от дома до работы.

Вот вы выходите из подъезда и на лавочке лежат яркие красные носки. А дорожка до вашей машины усыпана белым как снег сахаром. Вы садитесь в машину, а рядом с вами на пассажирском сиденье сидит смеющийся цыпленок и салфетками трет окна. Когда вы подъезжаете на работу, то там вас встречают с красной ковровой дорожкой и хлебом.

Вот все необходимые покупки, которые теперь связаны яркими образами. Очень важно, чтобы вы действительно хорошо знали дорогу от дома до работы.

Если вам нужно запомнить имена клиентов, с которыми вы завтра встречаетесь и их последовательность, то и тут можно прибегнуть к созданию ярких, гротескных образов.

Давайте представим, что у вас завтра четыре встречи: Елена (банковский работник), Константин (риелтор), Светлана (курьер) и Василий (водитель). Для начала представляем себе Елену с огромной ЕЛью в руках, что помоет запомнить имя девушки. Елена с елью в руках купается в бассейне, наполненном монетами, что отсылает нас к ее профессии.

Вы часто встречаете девушку с елью в руках, которая купается в бассейне полном денег? Верно, нет. Это и есть создание гротескного образа.

Далее, мы создаем образ для Константина риелтора. Представляем себе мужчину в майке, на которой нарисована огромная голова КОНя (отсылка к имени), и мужчина этот сидит верхом на коттедже (его профессия). А теперь мы создаем связь между первым объектом и вторым. Например, к девушке с елью в руке, в бассейне из денег приходит мужчина в майке, с головой коня, верхом на коттедже и выгоняет ее оттуда.

Мнемонических техник существует огромное количество и они больше направлены на запоминание несвязных между собой объектов. Соглашусь, что придумывать подобные образы не так-то просто, но если тренироваться, то вы станете не только быстрее запоминать информацию, но и будете развивать свои творческие способности.

«Чанкинг»

Простой прием, который поможет вам задержать в памяти несвязные между собой числа, предметы или слова. Например, когда вы идете за покупками, то разделяете свой список на категории: салат (помидоры, огурцы, сметана), суп (курица, картошка, лук, морковка, лапша) и так далее.

Когда необходимо запомнить комбинацию цифр, то вы разбиваете ряд на боле мелкие. Вам надо запомнить следующий ряд: 8129090743589. Разбиваете его следующим образом: 812-9090-743-589. Запомнить маленькие секции куда более эффективно, тем более, если эти цифры будут иметь под собой некий образ: 812 — код города; 9090 — последние цифры телефона; 743 - номер квартиры; 589 - номер машины.

Визуальная память

Предлагаю вашему вниманию два упражнения для улучшения зрительной памяти, и как следствие развитию фотографической памяти. Конечно, вначале результат не будет таким потрясающим, как бы хотелось. Но если продолжать тренироваться, заниматься каждый день и прилагать усилия, то вы сможете легко и быстро запоминать предметы, картины или даже текст.

Упражнение 1. Выберете любой предмет (банка с кремом, линейка, ручка, монетка). Смотрите на предмет и старайтесь запоминать все мелочи и детали, изгибы, линии и штрихи, цвет, форма, зазубрины. Закрывайте глаза и мысленно представляйте себе предмет во всех деталях.

Вначале образ может быть расплывчатым и неясным. Ничего страшного. Откройте глаза и посмотрите на предмет еще раз. Снова закрывайте глаза и вспоминайте. Конечно, бесконечно подглядывать нельзя. Открыть глаза можно пять/шесть раз.

Учитесь сначала запоминать пять деталей, потом семь, девять и так далее. Не спешите и не пытайтесь сразу идеально запомнить предмет. Это задание можно выполнять каждый день по пятнадцать минут.

Упражнение 2. Во время дороги домой с работы, например, вы можете тренировать свою зрительную память. Когда вы стоите на остановке, оглянитесь и выберете какой-то объект: фонарь, вывеску магазина, скамейку и так далее. Закройте глаза и старайтесь воспроизвести этот объект в своей голове.

Помоги себе сам

Кроме ежедневных тренировок, вам следует учитывать некоторые факторы, которые могут помешать вам. Плохой сон, сильные физические или психологические нагрузки негативно влияют на память. Как и вредные привычки (курение и алкоголь). Нездоровая пища, кислородное голодание, нервные срывы. Любой из этих факторов может служить причиной снижения у вас памяти.

И здесь только вы сами можете помочь своему организму. Добавьте в рацион больше рыбы, орехов и меда. Проветривайте помещение, в котором долго работаете, гуляйте хотя бы два раза в неделю, хорошо высыпайтесь.

Использовали ли вы какие-либо приемы для запоминания в школе и университете? Что вам сейчас сложнее всего запомнить?

Удачи вам и терпения!

Визуальная память стойкая – она сохраняется до глубокой старости, помогает найти адрес, когда название улицы и дома забыты, найти потерянные предметы, восстановив картину действий. Зрительную память можно поддерживать и развивать.

Память дана человеку, чтобы помогать связывать прошлое с настоящим. Если бы не было памяти, человечество бы не развивалось и не двигалось вперёд. Именно историческая память позволяет не повторять ошибок прошлого. Однако это в масштабах человечества. А для чего нужна память каждому человеку в отдельности?

Есть разные виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Она может быть кратковременной или долгосрочной, сенсорной или механической. Самая главная функция памяти для человека – это накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение своего индивидуального опыта.

Для каждого вида памяти есть свои способы развития, но, пожалуй, больше всего человеку необходимо развивать зрительную память. Какие способы для этого существуют?

1. Внимание и ещё раз внимание

Есть люди, наблюдательные от природы. Оказавшись в незнакомом месте, они запоминают всё, что видят, и потом с лёгкостью воспроизводят по памяти. Этого можно добиться и произвольно. Каждый день, гуляя по одному и тому же маршруту, можно запоминать все попадающиеся на пути объекты: дома, заборы, деревья, трансформаторные будки, а потом, что называется, добравшись до конечного пункта, восстановить в памяти весь маршрут.

А вот если в течение недели менять маршрут, то спектр объектов для запоминания расширится ещё больше, а значит, тренировка станет более интенсивной. При этом желательно не просто запоминать цвет или этажность дома, но и сколько окон по ширине этажа, или сколько подъездов, или какие качели есть на игровой площадке перед домом. "Прокручивая" в памяти всю ленту в обратном порядке и вспоминая все эти детали, можно добиться феноменальной зрительной памяти, а попутно стать очень наблюдательным, что, в свою очередь, создаст готовность для освоения других занятий: например, наблюдательность поможет стать хорошим криминалистом, экспертом или психологом.

2. Ассоциации

Ассоциативное мышление больше присуще людям с художественными способностями, причём у многих эти способности проявились уже с детства. Есть дети, способные увидеть в обычном стуле кресло пилота или трон короля. Но с возрастом стремление искать ассоциации сходит на нет, ведь взрослые уже не обладают такой силой воображения.

Однако для развития зрительной памяти придётся вспомнить об ассоциациях. Например, запоминая дорогу на карте, можно сравнить её со змеёй или лентой. Эмблемы, гербы, какие-то символы могут восприниматься с определённым смыслом. Нужно только наполнить этим скрытым смыслом каждый подобный знак. Он будет понятен только вам, но этого вы и добиваетесь.

Запоминание телефонов, дат и других цифровых последовательностей может быть существенно облегчено, если каждая цифра в ряду будет порождать ассоциацию с событиями в вашей жизни или жизни друзей, знакомых. Это может быть год рождения, год окончания школы, замужества, рождения детей и т. п.

3. Фотографирование

Освоив этот способ, со временем можно будет запоминать целые тексты с одного взгляда (см. « »). Начинать тренировку нужно с двух-трёх слов, которые запоминаются с первого взгляда. "Выхватив" их глазами из текста, нужно закрыть глаза и представить. Когда успех будет закреплён, нужно начать запоминать предложения, потом абзацы, а некоторые умудряются это делать даже с целыми текстами. Но такой уровень мастерства возможен только при упорной каждодневной тренировке.

Можно тренироваться и на картинках или мелких предметах. Глядя на какое-либо сложное изображение в течение 10 секунд, нужно постараться через минуту или две восстановить в своей памяти малейшие детали. Если на первых порах их запомнится не больше десятка, то после усиленных тренировок количество запомнившихся деталей может достигать двадцати и более.

То же касается и предметов. Если кто-то будет доставать из коробки небольшие предметы, оставляя их на столе, а потом прикрывая на какое-то время, то позже нужно будет вспомнить их все. Начиная с пяти-семи предметов, можно добиться запоминания порядка двадцати, а то и более предметов.

4. Метод римской комнаты

Этот метод, называемый ещё цепочкой Цицерона, – это очень эффективный способ научить структурировать информацию для её лучшего запоминания. Суть заключается в следующем: запоминаемые объекты надо мысленно расположить в хорошо знакомом помещении (например, в своей комнате), но в строго определённом порядке. И тогда потом, чтобы воспроизвести необходимую информацию, нужно будет вспомнить эту комнату.

Якобы именно так поступал Цицерон, известный римский мыслитель и оратор, перед своим выступлением. Прогуливаясь по своему дому, он размещал самые важные моменты своей речи в хорошо знакомых или любимых уголках. А произнося речь, как будто заново проходил по этому маршруту, вспоминая ключевые моменты. Можно, конечно, использовать в качестве такого "хранилища" не только комнату или дом, но и улицу, шкаф или даже свой рабочий стол, лишь бы эти предметы были хорошо знакомы для запоминания этих самых "закоулков".

5. Мнемотехники

Этим загадочным словом на самом деле называют целый комплекс упражнений, направленных на запоминание ("мнемо" – память). Это могут быть упражнения, направленные на запоминание лиц, фамилий и имён, номеров телефонов. Для этого важно расположить информацию особенным образом. Если номер телефона с расположенными в нём 11 цифрами, воспринять, а уж тем более запомнить представляется крайне сложным, то эти же цифры, разбитые знаками – скобками и дефисами, запомнятся с лёгкостью.

Если при этом в памяти возникнет фамилия этого человека и его лицо, то можно говорить об определённых успехах. Вспомните, как Глеб Жеглов в фильме Станислава Говорухина мастерски вспомнил все прозвища предполагаемой преступницы. Эффект будет намного больше, если запоминать телефоны малознакомых людей, например, заказчиков или посетителей.

Есть техники, рассчитанные на самовнушение или гипноз. Люди, склонные к таким особенностям, могут при нужном настрое запомнить целую книгу, причём на всю жизнь. Но таких единицы, а вот упражнения с таблицами Шульте доступны любому. Их применяют при обучении скорочтению, так как при работе с таблицами растёт скорость зрительных поисковых движений и ускоряется темп восприятия нужной информации. Они помогают расширить периферийное зрение.

Изначально таблицы Шульте использовали для нейролингвистического программирования, чтобы вызвать состояние высокой продуктивности для переключения сознания и выполнения последовательных логических операций.

Самыми простейшими техниками могут быть упражнения для сравнения похожих картинок, содержащих некоторый набор отличий. Либо, наоборот, такие изображения, в которых найти общее практически не возможно, и только ассоциации способны вызвать в сознании нужную информацию.

Конечно, зрительная память может развиваться естественным путём у тех людей, которым по долгу службы приходится запоминать множество лиц: учителей, кондукторов, проводников. Однако важно понимать, что даже отсутствие хорошей памяти как таковой ещё не приговор, и благодаря упорным тренировкам можно достичь неплохих результатов. Главное – выполнять упражнения в системе.

Встречаются люди, которые утверждают что у них фотографическая память - способны с одного взгляда запомнить сложный текст, могут через много лет отчетливо вспомнить чье-то лицо или подробно описать давно произошедшее событие. Это особые свойства, которые основываются на зрительных впечатлениях.

В научных кругах такие качества принято называть эйдетизм. Человек, обладающий им, увидев один раз предмет, продолжает воспринимать вещь даже при ее отсутствии. Этими качествами может обладать большинство, особенно подростки. Проходит некоторое время, по мере взросления значительная часть людей утрачивает их.

У взрослых зрительная память постепенно подавляется другими качествами, хотя по-прежнему продолжает функционировать. Чтобы не потерять описанные , ее тренируют и укрепляют.

Испытание памяти

Эйдетизм - непросто прихоть и демонстрация способности перед другими людьми. Развитие его приносит пользу и в быту, и, что для некоторых важнее, в бизнесе. Воспринимать быстро и много информации – это большой плюс.

Чтобы визуальная память долго и продуктивно работала, используйте эффективные и несложные решения. Развивать и укреплять эйдетизм можно начинать с легких упражнений. Возьмите простую картинку, внимательно посмотреть на нее пару секунд. На первый взгляд кажется, что пользы от этого не будет, так как каждый считает, что у него с памятью все нормально. Но так ли это?

После запоминания изображения на картинке, уберите и попробуйте в деталях описать, что на ней было представлено. Убедитесь, что это далеко не просто. Некоторые удивятся тому, насколько плохо запомнили изображение.

Постепенное совершенствование памяти

Кто-то скажет, что ему некогда играть в детские игры и развивать какой-то эйдетизм. Теперь подумайте о том, сколько раз вы забывали какие-то предметы, а вспомнить где, не могли. Иногда, встретив на улице человека, понимаете, что его уже где-то видели, но кто он и при каких обстоятельствах встречались, вспомнить получалось редко.

Эти сбои, которые дает зрительная память, - последствия небрежного отношения к ней. После первой проверки, приступаем к постепенному укреплению. Не запоминайте сразу все изображение на картинке. Попробуйте запомнить на первый раз пару деталей, и в каком порядке они расположены. Если не получилось, повторите еще раз.

Постепенно задание усложняйте. Увеличивайте количество запоминаемых деталей, меняйте изображения. Прочитайте отрывок текста, только не заучивайте, и попробуйте зрительно представить его и повторить.

Совет для тех, кто хочет, чтобы у него была фотографическая память - перед тренировкой подумайте о мотиве, который побуждает вас этим заниматься. Если делать это просто из любопытства, терпения хватит максимум на пару дней. С конкретной целью тренировать эйдетизм можно намного успешнее.

Какие бывают результаты укрепления памяти

Каждый слышал о людях, у которых эйдетизм развит до невероятного уровня. Только раз просмотрев на текст с огромным количеством чисел, они легко в точности повторяют их. Большинству людей выучить это не под силу даже за всю жизнь.

Прекрасная визуальная память не случайность. Эйдетизм - комбинация упорной тренировки и способностей. Конечно, это не дает гарантию, что остальные типы памяти будут работать безупречно.

Намного быстрее улучшается фотографическая память, если человек, кроме механической тренировки, расширяет круг своих интересов, больше читает, знакомится с изящным искусством, общается с разными людьми. В процессе этого зрительная память будет улучшаться, так как вы непроизвольно начнете применять на практике свою способность запоминать. Через некоторое время это войдет в привычку и память постоянно будет улучшаться. Со временем эйдетизм достигнет нужного уровня.

Просматривая какую-то информацию или документы, вы сами убедитесь, насколько проще их понять и запомнить необходимые части. Развитие этого типа памяти улучшит запоминание и даст возможность даже при беглом просмотре материала выделять важные моменты из всего объема информации, позволит экономить время на прочтении.

Автор статьи: Кугушева Анна

Top