Что такое физическое воспитание. Значение, задачи, условия физического воспитания
На современном этапе развития теории и методики физического воспитания актуальным стал вопрос о разработке комплексного подхода к определению главных понятий данного направления. Это обусловлено, в первую очередь, потребностью установления взаимосвязи понятий, связанных с физическим воспитанием, с ведущими общепедагогическими терминами и категориями.
Определение
Физическое воспитание - это такой вид воспитания, специфика содержания которого отражает обучение двигательным упражнениям, формирование физических качеств, овладение специальными физкультурными познаниями и формирование осознанной необходимости приобщения к физкультурным занятиям.
Система физического воспитания - это исторически обусловленный вид общественной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные базы, обеспечивающие физическое совершенство людей.
В сферу физического воспитания включены многие понятия, отражающие сущность и специфику этого процесса. Среди них физическое развитие, физическое формирование, физическая культура, физкультурная работа, физическая подготовка, физическое совершенство.
Физическое (телесное) развитие - комплекс перемен в организме человека, характеризующихся потребностью, закономерностью и предопределенной тенденцией (прогрессивной или же регрессивной).
Физическое развитие понимается как процесс и итог формирования способностей и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.
Физическое формирование - это действие окружающей среды на человека с целью перемены уровня его телесной организации. Оно может быть как стихийным, так и целенаправленным.
Физкультурная работа – это форма активной деятельности человека к окружающим и к себе самому с целью достижения физического совершенства.
Физическая культура - вид материальной культуры, характеризующий уровень становления как общества в целом, так и человека отдельно с стороны интенсивного, целенаправленного формирования собственного физического совершенства.
Доктрина физической культуры представляет из себя высочайшую форму научного познания, дающую целостное представление о закономерностях и взаимосвязях интенсивного, целенаправленного формирования физического совершенства.
Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических достоинств и овладения базовыми движениями.
Физическая подготовка в узком смысле трактуется лишь как процесс воспитания физических качеств.
Физическое совершенство - это исторически обусловленный эталон физического развития и физической подготовленности человека.
В качестве основных средств физического воспитания выделяют: физические упражнения и процедуры, гимнастику, игры, спорт, режим дня.
Определение
Физические упражнения и процедуры - это осознанные двигательные действия, направленные на решение конкретных задач физического воспитания.
Они проводятся по определенной методике и оказывают большое влияние на работу центральной нервной системы, сокращают утомляемость коры головного мозга и увеличивают общую функциональность. После упражнений организм учащихся проще справляется с насыщенной учебной работой. Кроме того, под воздействием физических упражнений улучшается опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижнее в суставах, возрастает размер мускул, их мощь и эластичность. Физические процедуры также имеют особое значение, так как применяются с целью развития и поддержания мышечной системы, органов кровообращения и дыхания.
Гимнастика – это разнообразный комплекс упражнений, оказывающий многоплановое благоприятное действие на организм в целом и в частности. Гимнастические процедуры различаются по времени и объему физической нагрузки в ходе занятий. В практике физического воспитания сформировались следующие виды гимнастики: базовая, спортивная, акробатика, художественная, гигиеническая, лечебная.
В физическом воспитании учащихся основная роль принадлежит базовой гимнастике, процедуры которой составляют немалую часть школьной программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое становление учащихся и формирование жизненных умений для труда и быта (движения в соответствующем направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами). Всевозможные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.
Важное место в жизни учащихся занимает гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка, двигательная активность на переменах, физкультминутки на уроках по различным предметам. Это позволяет поддерживать организм в бодром состоянии на протяжении дня, а также снизить утомление.
Игры также относятся к средствам физического воспитания и играют особую роль в физическом развитии. Регулярное проведение игр требует активности самих учащихся и способствует формированию у них главных двигательных умений и таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Эмоциональность игр предполагает возможность для проявления личностных характеристик и инициативы. Кроме того, игры поднимают настроение учащихся.
Командные игры способствуют укреплению обоюдной поддержки, обучают коллективизму. Объединенные одной целью, учащиеся проявляют взаимную поддержку и помощь, что ведет к укреплению дружественных отношений и сплочению коллектива.
Игры подразделяются на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы ведутся на уроках физической культуры, на переменах, в различных секциях и в большей степени на свежем воздухе. В средних и старших классах увеличивается роль спортивных командных игр.
Некоторые виды физических упражнений рассматриваются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и другие). Спорт как средство физического воспитания дает возможность комплексно реализовывать задачи по поддержанию самочувствия, развития физических сил и двигательных способностей, морально-волевых качеств с достижением больших результатов в отдельных видах спорта. Спецификой спорта считаются спортивные состязания. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют физическое совершенство и способствуют вовлечению в занятия спортом.
В практике физического воспитания учащихся школ используются также прогулки, экскурсии, туристские походы. Они не только улучшают общее самочувствие, воспитывают физическую закалку, но и позволяют расширить кругозор. Походы вооружают учащихся нужными умениями походной жизни, обучают переносить действие природных факторов и правильно применять их в целях оздоровления организма.
Природные факторы тоже могут стать частными средствами физического воспитания. Солнечные ванны, плавание, душ либо обтирание применяются как оздоровительные процедуры.
Режим дня описывает жесткий распорядок жизни и деятельности учащихся, целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Постоянное соблюдение режима сформировывает у детей жизненно важные качества - аккуратность, организованность, дисциплинированность, чувство времени и самоконтроля. Режим синтезирует всевозможные средства и формы физического воспитания, дает возможность использовать их комплексно в практике работы с учащимися.
Значение физического воспитания
Физкультура и спорт в жизни имеют настолько важное значение, что переоценить его невозможно. Каждый может без помощи других способен изучить и оценить значение физкультуры и спорта в собственной личной жизни. Но при всем этом не следует забывать, что физкультура и спорт имеют общенациональное значение, это действительно сила и здоровье самочувствие нации.
Комплекс средств физического воспитания существует для гармоничного развития человека. Занятия физической культурой снимают психическое утомление и утомление всего организма, увеличивают его функциональность, содействуют укреплению здоровья.
Важно, чтобы физическая культура была частью совместного здорового образа жизни. Четкий правильный распорядок дня, интенсивный двигательный режим совместно с систематическими закаливающими процедурами, обеспечивают самую большую мобилизацию защитных сил организма, а, значит, дают огромные возможности для поддержания хорошего самочувствия и увеличения срока жизни.
Таким образом, здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, включая физические и духовные интересы, возможности человека, правильное использование его резервов.
Берлин 1933 года: совместные подготовительные упражнения
Физи́ческая культу́ра (греч. φύσις - «природа» + культура) - область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья , развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры , представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни , социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития . Не стоит путать два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.
Составные части физической культуры
Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объём личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру .
Массовая физическая культура
Массовую физическую культуру образует физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитание для общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки , а также занятий на уровне физической рекреации .
Физическая рекреация
Рекреация (лат. - recreation, - «восстановление») - 1) каникулы, перемена в школе 2) помещение для отдыха в учебных заведениях 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений , подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы , в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая сила.
Адаптивная физическая культура
Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение , развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в сфере физической культуры инвалидов . Помимо работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура направлена на использование двигательной активности для содействия социально-психологической адаптации, профилактику отклонений в социализации (например, в рамках этого направления разрабатывается использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркозависимости).
Физическое воспитание
Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс , направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения человека.
Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог , анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.
Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture » в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport », «en:physical education », «en:physical training », «en:fitness » и др.
Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причём эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.
Физическое воспитание.
1) Соотношение понятий «физическая культура», «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».
2) Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.
4) Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушениями речи.
Литература:
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.,2001
- Дошкольная педагогика /Под ред. В.В.Бабаевой и др. М.,1992
- Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.М.,1991
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.М.,1985
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.М.,1973
- Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.,1983
- Баркан А.И. Его величество Ребёнок какой он есть. М.,1996
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Составители Н.А Ноткина и др. СПБ.,1999
1. Соотношение понятий «физическая культура» , «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».
Одной из сторон развития личности является физическое развитие , которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье-это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Деятельность взрослого , направленная на укрепление здоровья ребёнка, составляет содержание физического воспитания , что при определённых условиях обеспечивает малышу физическое развитие (ведь ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье).
Учение о физическом воспитании является составной частью педагогики. При характеристике различных аспектов физического воспитания используются следующие понятия:
Физическая культура - наиболее общее понятие, рассматривающееся как часть общей культуры человека. Это совокупность материальных и духовных ценностей общества , которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.
1. личная гигиена, которая складывается из навыков в быту и труде (аккуратность, опрятность), привычки к гигиеническому режиму.
2. закаливание организма в естественных условиях природы
3. физические упражнения
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармонического физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества, профессии.
Физическое развитие – биологический процесс становления и изменения строения и функций организма человека. В узком смысле – это антропометрические и биометрические показатели (рост, масса тела, объём лёгких, осанка и т.д.).
Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развития физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, развитие двигательных навыков и физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному.
Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие ребёнка . У него активно формируются костно-мышечная, сердечно-сосудистая, нервная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития (которые обеспечивают общую высокую работоспособность, быструю приспособляемость организма к выполнению задач различного рода). Физические упражнения оказывают глубокое влияние на рост и развитие организма, расширение его функциональных возможностей.
Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие детей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях; движения активизируют работу всех анализаторных систем => быстрее и успешнее развиваются органы чувств; в ходе выполнения физических упражнений активно развивается ориентировка в пространстве. Двигательная активность положительно сказывается на развитии лобных отделов мозга, которые играют ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Движения пальцев и кистей рук стимулируют развитие речедвигательного центра.
Таким образом, крепкое здоровье – основа активной умственной деятельности.
Физическое воспитание тесно связано с нравственным . При выполнении гигиенических, закаливающих процедур, при проведении подвижных игр дети получают представления о нравственных поступках (аккуратности, смелости, честности), систематически в них упражняются, у них развиваются волевые качества (настойчивость, самостоятельность). Эмоциональная насыщенность большинства физических упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребёнка (формируется активность, инициативность, самостоятельность).
Физическое воспитание осуществляется в коллективных формах работы =>дети обучаются действовать в коллективе сверстников , формируются чувства товарищества, взаимопомощи, выдержка, организованность, дисциплинированность.
Физическое воспитание связано с эстетическим : полноценное физическое развитие - залог эстетического внешнего вида ребёнка. В ходе упражнений дети приучаются двигаться непринуждённо, красиво, выразительно, получают представления о красивой осанке, а это способствует воспитанию эстетических чувств.
Физическое воспитание неразрывно связано с трудовым : накопление в процессе физических упражнений двигательного опыта, развитие координации, силы движений, глазомера и др. способностей положительно сказываются на овладении трудовыми действиями и операциями.
Задачи физического воспитания .
Выделяются 3 группы задач (Г.В.Хухлаева и др.)
1) Оздоровительные задачи :
· Охрана и укрепление здоровья детей
· Закаливание организма как повышение сопротивляемости организма явлениям окружающей среды
· Правильное и своевременное развитие всех систем организма, развитие движений.
Эта группа задач выдвигается на первый план. Так как наиболее характерная особенность организма ребёнка-дошкольника – интенсивный рост и развитие. Но формирование систем и функций ещё незавершенно и это определяет высокую ранимость организма дошкольников.
2) Образовательно-коррекционные задачи :
Формирование представлений о своём организме, о здоровье, об активности и отдыхе
Формирование и коррекция умений и навыков выполнения основных движений
Освоение культурно-гигиенических навыков; привитие навыков личной и общественной гигиены.
Решение задач данной группы связано с хорошей пластичностью детского организма, его высокими приспособительными возможностями. Ребёнок легко адаптируется к изменению условий, физической нагрузке. Он отличается высокой восприимчивостью к усвоению доступных знаний и навыков, и коррекции отклонений.
3) Коррекционно-воспитательные задачи:
а. формирование нравственно-физических качеств;
б. формирование потребности в физическом совершенстве;
с. развитие волевых качеств;
d. воспитание культуры поведения.
Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе , но их конкретное содержание меняется в зависимости от психологических возможностей детей.
Физическое воспитание в условиях детского сада строится с учётом 4-х основных принципов:
- принцип разностороннего развития личности ребёнка
- принцип оздоровительной направленности
- принцип связи физического воспитания с практической деятельностью
- принцип коррекционной и развивающей направленности
В развитом обществе физическое воспитание основывается на заботе государства о матери и ребёнке, улучшении жилищных условий, росте благосостояния людей и т. д.
Необходимыми условиями полноценного физического и психического ребёнка являются:
· создание гигиенической обстановки;
· обязательное выполнение режима, включая рациональное питание, полноценный отдых;
· охрана нервной системы;
· развитие движений и обеспечение разнообразной двигательной активности детей;
· мероприятия по закаливанию;
· контроль со стороны медицинского персонала, проведение необходимой профилактической и лечебной работы;
· тесный контакт дошкольного учреждения и семьи.
Детский сад должен уметь хорошую материальную базу для реализации всех условий физического развития (площадки, специальные тренажёры, стенки, скамейки, маты, мячи, обручи и т. д.).
Основным документом , определяющим содержание работы по физическому воспитанию, является «Программа воспитания и обучения в детском саду ». В ней отражается, как последовательно обучать детей двигательным умениям, развивать пространственную ориентировку, воспитывать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.
Естественнонаучные основы физического воспитания составляет учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова и их последователей о единстве организма и среды, целостности организма и регулирующей роли ЦНС в его жизнедеятельности.
· Знание норм и правил санитарно-гигиенической культуры и умение их выполнять
· Овладение культурно-гигиеническими навыками (особенно актуально для детей с ДЦП. Это навыки еды, ухода за своим телом, соблюдение порядка в помещении, пользование одеждой и уход за ней);
· Овладение двигательными умениями и навыками: основные общеразвивающие движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); спортивные упражнения (плаванье); подвижные игры.
Рассмотрим, как реализуются задачи каждой группы практически.
Задачи 1-ой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл: от их успешного решения зависит здоровье, а часто и жизнь человека.
Забота о здоровье детей – актуальная проблема современного общества. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников тревожные: практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья .
Средствами реализации задач этой группы являются: рациональный режим жизни, полноценное питание, гигиеническая обстановка, оздоровительные силы природы, физические упражнения. Рассмотрим эти факторы в отдельности.
1) Режим – это рациональное чёткое чередование сна, бодрствования, приёма пищи, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определённой последовательности. Ритмичность и постоянство основных элементов режима позволяет сформировать у детей прочные стереотипы жизнедеятельности.
Общие требования к режиму:
* учёт возрастных особенностей детей, состояния их здоровья и уровня психического развития;
* постоянство режима (выработка динамического стереотипа);
* учёт времени года (в летний период увеличивается время пребывания на улице);
* учёт времени работы родителей (ведомственные детские сады).
Режим детского сада предусматривает различные виды детской деятельности: бытовую, игровую, учебную и трудовую. Место и время каждого вида деятельности определяется возрастом детей. Организатор режима в группе – воспитатель, дома – родители. В работе должна быть преемственность.
Нарушение режима дня влечёт к усталости, сонливости, рассеянности. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребёнка (заикание).
Особую значимость организация правильного режима дня имеет для детей с речевой патологией . Так как правильный режим создаёт благоприятные условия для работы высшей нервной деятельности (особенно важно для заикающихся, для детей гиперактивных, возбудимых, расторможенных, что наблюдается при различных речевых патологиях).
Требования к режиму дня детей с речевой патологией :
1.Основой режима дня является правильная организация сна и бодрствования . Сон охраняет нервные клетки от истощения, во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений, особенно от отрицательных эмоций. Необходимо создать все условия, чтобы сон ребёнка был глубоким:
· Приучать ребёнка ложиться спать в одно и то же время (в 20-21 ч.)
· Исключить перед сном чтение и рассказывание страшных историй и сказок, просмотр телевизора, шумные подвижные игры. Хорошо действует прогулка перед сном на свежем воздухе. Поглаживание «воротниковой» зоны действует успокаивающе.
· Устранить яркий свет, шум телевизора, радио, громкий разговор;
· Обязательно предусматривать дневной отдых (желательно сон) в течение 1,5-2 ч;
· Предусмотреть в течение дня разумное чередование разнообразных занятий с обязательным пребыванием на свежем воздухе.
Режим дня детей 3-6 лет должен включать: сон 11-13 часов; игры – около 4 часов; двигательная деятельность – 5 часов; дневной сон – 1 час 30 мин – 2 часа (или отдых); занятия – 30-40 мин. – 1 час 5 мин.
2. Питание – важный фактор здоровья. Питание обеспечивает рост и развитие организма. Оно должно быть сбалансированным, витаминизированным . Необходимо предусматривать потребление достаточного количества витаминов и минеральных веществ. Это особенно важно для детей с речевой патологией (алалия, заикание, дизартрия) с ослабленной нервной системой (витамины группы В особенно полезны для активизации деятельности нервной системы). Контроль за питанием в детском саду осуществляет врач и заведующая.
Воспитатель должен знать, что любит ребёнок, а что не любит и надо ли его заставлять или лучше не настаивать.
* Пища должна доставлять ребёнку удовольствие, надо, чтобы он ел с аппетитом.
* Вредны и недоедания, и переедания (полнота ещё не означает здоровья). Врачи советуют помнить, что существует 2 основных регулятора аппетита – физическая активность и окончание приёма пищи раньше, чем наступит ощущение полной сытости.
* «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым» - это во многом зависит от воспитателя
Необходимо создавать во время кормления такую обстановку, чтобы ребёнку хотелось есть без принуждения (внешний вид столов, их сервировка, то, как сидят дети – «спина к спине» или могут видеть друг друга, улыбаться друг другу и воспитателю).
* Процесс приёма пищи «оречевляется» воспитателем (названия блюд, их последовательность приёма. После еды – нужно уточнить названия блюд и т.д.). Не стоит запрещать детям разговаривать во время еды, это противоестественно. Нужно учить их разговаривать спокойно и не забывать о еде (а то ведь и среди взрослых можно встретить людей, которые или говорят, или едят, а совмещать эти два дела не могут).
Можно разработать своеобразный ритуал перед едой – «Слово» как своеобразная молитва, которую дети прочитывают перед едой: прочитав Слово, нужно взять на себя обязательство, а после еды будет Отчёт, все детки, отвечая на вопросы, будут поднимать руки (Чем лучше ты себя вёл, тем выше твоя рука).
Я люблю свою семью
И её не подведу.
Я поем и суп, и кашу,
Всё, что даст нам мама наша.
Если мама даст нам рис-
Съем я руссу без каприз,
Потому что привереда
Остаётся без обеда.
Я смогу не баловаться,
Не болтать и не смеяться,
Пока ем, молчу как рыба,
А поел – скажу спасибо.
Чтоб себя мне уважать-
Буду слово я держать:
Только тот, кто держит слово,
Уважения достоин.
3. Оздоровительные силы природы – это закаливание и укрепление организма.
Закаливание – воспитание наибольшей устойчивости и приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, поступающим из окружающей среды. Закаливающие процедуры повышают сопротивляемость организма, воспитывают выносливость, смелость, решительность. Необходимо с раннего детства приучать детей к обтиранию; обливанию холодной водой . Закаливание должно быть систематичным, в течение всего года, с учётом сезонных явлений, постепенным увеличением силы раздражителей. Важен положительный фон закаливающих процедур. Особенно важно для детей с ринолалией, у которых есть анатомическая и физиологическая предрасположенность к простудным и вирусным заболеваниям, также для заикающихся.
4. Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания. Они стимулируют рост и развитие костно-мышечной системы, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга, повышают общий тонус коры, усиливают деятельность всех анализаторов, улучшают основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).
Физические упражнения можно проводить в виде: утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений и развлечений, простейший туризм.
Хорошо, если есть бассейн, организуется обучение езде на велосипеде, катание на лыжах, коньках и т.д. В детском саду для детей с ТНР организуется лечебная физкультура (ЛФК). Например, для детей с ДЦП, заикающихся, с ринолалией. Проводится пассивная гимнастика. Один из видов пассивной гимнастики – массаж. Он улучшает питание кожи и мышц, восполняет недостаток двигательной функции, улучшает функции нервной системы.
Массаж может быть: а). расслабляющий (гипертонус мышц)
б) тонизирующий (парезы, параличи)
с) точечный (воздействует на определённые точки)
Широко используется в работе с детьми с ринолалией, дизартрией, заиканием.
Задачи второй группы (образовательно-коррекционные) связаны с формированием у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства: формирование культурно-гигиенических навыков, образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.
Формы работы, в процессе которой решаются эти задачи: учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.
Основные методы: упражнения, беседа, экспериментирование, рассматривание картин и иллюстраций.
В работе детского сада большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков . Дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании в раннем и младшем дошкольном возрасте, поэтому их легко можно научить всей последовательности операций (1,5-1,6 г.- возраст «Я САМ!»). Однако у детей с ТНР становление навыков самообслуживания часто задерживается, с ними нужна специальная работа.
Примерная последовательность формирования навыков самообслуживания:
4 года – дети должны уметь мыть руки, чистить зубы, полоскать рот (после еды), пользоваться носовым платком, соблюдать элементарную культуру поведения за столом.
5 лет – моют лицо с мылом, уши, шею, одеваются, замечают неполадки во внешнем виде других.
6-7 лет – действия самостоятельные, быстрые и точные, умываются быстро, не намочив пол, умеют самостоятельно следить за своим внешним видом, правильно пользуются вилкой и ножом, убирают игрушки, вводят дежурство.
Условия формирования культурно-гигиенических навыков:
· организация привлекательной обстановки (игровые приёмы, наличие определённого места для вещей: мыла, расчёски; использование потешек
· разделение действий на последовательность операций
· показ, объяснение, управление и контроль за выполнением действий, поощрение за малейшие успехи;
· пример взрослых и детей;
· индивидуальная работа.
Одна из задач данной группы – обучение детей основным движениям и их коррекция . При этом в традиционной системе физического воспитания акцент делался на воздействие со стороны воспитателя, а ребёнку отводилась роль послушного исполнителя, которому не нужно задумываться над механизмом влияния на его здоровье. Но в настоящее время ведущим является новый принцип (подход): ребёнка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем.
В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, с тала развиваться валеология – наука о здоровом человеке.
Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к своему здоровью; должен понимать, что среди потребностей материальных и социальных потребность в здоровье, а => в здоровом образе жизни должна быть первичной. К сожалению, сейчас человек не ощущает своего здоровья (он ощущает нездоровье), не знает, как отзовётся его организм на то или другое воздействие,- в этом часто кроется причина безразличия и пренебрежения к своему здоровью.
Основной принцип валеологии – человек должен познать и сотворить себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью. Правда здесь может возникнуть противоречие: при чрезмерно усиленном внимании к своему здоровью у человека, даже маленького, может развиться равнодушие к другим людям, повышается эгоцентрическая фиксация на себе. Поэтому важно вдумчиво проводить работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетать её с решением задач нравственного воспитания.
Среди методов , с помощью которых реализуется такой подход в физическом воспитании, важное место занимает экспериментирование . Его цель – предоставить ребёнку возможность на практике познать, как функционирует его организм. Это возможно, когда мы формируем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма (попрыгай, побегай до тех пор, пока уже не захочешь этого делать. Почему не хочешь? Устал? Нужно отдохнуть. Что так бьётся у тебя в груди? Сердце. Как ты дышишь после того, как побегаешь? И т.д.). После подобных наблюдений воспитатель проводит беседу, вызывая у детей желание больше узнавать о самих себе.
Исследователи (психологи и др.) отмечают большой интерес детей к себе, к познанию своего организма. Воспитатель должен организовать специальные занятия и в повседневной жизни с помощью наглядных пособий и книг удовлетворять потребность детей в познании своего организма (Г. Юдин «Главное чудо света»).
Нужно научить ребёнка любить себя . В этом тоже кроется противоречие. Э.Фромм писал: «Хотя никто не возражает против применения любви к различным объектам, но широко распространено мнение, что в то время, как любить других – добродетель, любить
себя – грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе – то же самое, что эгоизм». Э.фромм опровергает эту точку зрения, утверждая, что любовь к себе рождает самоуважение, самолюбие.
Известный психолог С.Л. Рубинштейн также считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами, стимулирующими развитие. Но противоречие остаётся. Оно разрешается благополучно в том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумно уравновешивает любовь ребёнка к себе с любовью и уважением к другим (тесная связь физического воспитания с нравственным).
Третья группа задач (коррекционно-воспитательные) – направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными.
Средства реализации этих задач : деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, кинофильмы, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.).
Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (спортивные праздники, дни здоровья, физкультурные досуги).
Методы – упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
Детям с ТНР требуется воспитание таких качеств, как смелость, ловкость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство ответственности, товарищества. Это эффективно осуществляется в подвижных играх и упражнениях, при специальном обучении на занятиях физической культурой.
Воспитательные задачи решаются и при ознакомлении детей со спортсменами. Можно рассказать детям о ком-то из известных спортсменов, чемпионов, показать фотографии, рассмотреть картины. Хорошо, если есть возможность понаблюдать с детьми за тренировкой спортсменов, поговорить с ними. Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, хорошо предложить ребёнку, чтобы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют.
Важно, чтобы ребёнку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, чтобы это его желание поощрялось и поддерживалось (дух самосовершенствования).
Похожая информация.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей - силы, выносливости, быстроты.
Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.
Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования.
Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.
Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.
Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.
К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Список использованной литературы:
- Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.