Дошкольное образование в японии. Образование в Японии: интересные факты

Вблизи столицы Японии Токио находится детский сад Fuji, который можно смело назвать одним из лучших в мире. Отсутствие стен и наличие большого пространства, где можно полазать и побегать, делают его любимым местом пребывания детей.

Архитекторы токийской студии Tezuka Architects, спроектировавшие этот шедевр, попытались найти универсальные вещи, нравящиеся абсолютно всем детям. Неудивительно, что в результате получился детский сад, который больше напоминает развлекательную площадку, нежели учебное заведение.

По форме он напоминает овал, с большой лужайкой по центру. Как только малыши попадают на крышу они тут начинают бегать по кругу.

В основе системы воспитания здесь лежит методика Монтессори, которая основывается на том, чтобы поддержать ребенка в его естественном развитии, направляя его действия, а не запрещая всё подряд. Здесь малышам разрешено много бегать, двигаться и даже набивать собственные синяки и шишки.

Вместо нижнего участка лестницы, ведущей с крыши, архитектор предложил устроить насыпь из земли, чтобы дети могли играть и скатываться с нее.

Здание строилось вокруг растущих деревьев и, чтобы обезопасить детей от падения, проектировщикам пришлось натянуть там специальные гамаки. У детей это место стало одной из любимейших игровых зон.

Каждый месяц воспитатели вместе с детьми делают перестановку в классах. Даже обычные табуреты здесь выполняют игровую функцию. Они сделаны из очень легкого и мягкого дерева, об которое очень тяжело ушибиться.

Раковины сделаны таким образом, что позволяют общаться детям друг с другом даже во время умывания.

Здесь даже есть специальная площадка, где дети могут поупражняться в лазании по дереву.

В этом садике дети могут находится на свежем воздухе так долго, как позволяет погода. В здании нет перегородок между классами, так как детям комфортнее находится в окружении фонового шума. Если ребенок не хочет находится на уроке, он может выйти. Обычно, сделав круг по территории, он сам возвращается обратно в класс.

Первые ясли в Японии были созданы под руководством американских женщин в 1871 году в Йокогаме, первые собственно японские ясли - в 1894 году в Токио, но идея такого раннего отрыва ребёнка от матери не стала популярной.

Первый детский сад фребелевского типа возник в Токио в 1876 году. Его основная идея - самодеятельность ребёнка - актуальна до сих пор. Сначала открывались детские сады для бедных, в 1900 году были разработаны национальные стандарты дошкольного воспитания и официальные правила для детских садов. «По закону 1947 года детские сады и ясли стали частью системы начальной школы. Ясли были превращены в центры дневного ухода, относящиеся к ведению Министерства здравоохранения и социального обеспечения, но в течение 60-х годов их программы перестали отличаться от программ детских садов» [Парамонова, Протасова 2001: 120].

Детские сады находятся в ведении Министерства образования, науки и культуры, а центры дневного ухода - Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Между этими типами дошкольных учреждений существуют отличия.

В детском саду делается больший акцент на образование, дети старше 3-х лет находятся в саду около 4 часов в день, с родителями или опекунами заключается договор, есть программа, в содержание которой входит забота о здоровье, о налаживании социальных контактов, ознакомление с окружающим, развитие речи и самовыражения. Всего детских садов более 15 тысяч, в каждом порядка 135 детей, на одного взрослого приходится в среднем 20 детей.

В центрах дневного ухода делается больший акцент на воспитание. Вместе воспитываются младенцы и дошкольники, работают эти учреждения 8 часов в день. Детей направляют в эти учреждения муниципальные власти, плата зависит от доходов родителей. Есть нормативные документы, определяющие деятельность учреждений. В содержание работы входит уход за ребёнком, обеспечение эмоциональной стабильности, забота о здоровье, регулирование социальных контактов, создание соответствующего окружения и ознакомление с окружающим, развитие речи и самовыражения. Всего центров ухода около 23 тысяч, в среднем в каждом из них около 75 детей, по 10 детей на одного взрослого. Есть также специальные учреждения для детей с недостатком развития.

Дошкольное учреждение должно решать следующие задачи: помогать ребёнку иметь хорошие отношения со взрослыми и детьми, уважать природу, приобретать здоровые жизненные привычки, овладевать навыками социального поведения. Общественное дошкольное воспитание оценивается положительно: оно способно помочь вырастить ребёнка неизбалованным, способным к сотрудничеству с другими детьми. Существуют также дополнительные школы для занятий гимнастикой, плаваньем, музыкой, танцами, искусством и т.д., а также частные детские сады при школах, готовящие к поступлению в университеты, с которыми они связаны.

Наряду с выполнением повседневных обязанностей, воспитатели должны реализовывать дополнительные программы: отмечаются начало и конец учебного года, детей учат правилам поведения на дороге и тренируют в умениях безопасной жизнедеятельности, организуют экскурсии, спортивные соревнования, занимаются традиционными японскими упражнениями в литературном творчестве, отмечают дни рождения детей и традиционные сезонные и национальные праздники. Во многих дошкольных учреждениях детей обучают игре на барабанах и флейте, чтобы они могли принимать участие в маршевых фестивалях, а также разучивают числа и скорописное письмо «кнан» - это делается по желанию родителей.

В книге Л.А.Парамоновой и Е.Ю.Протасовой описан пример работы одного из детских садов Японии (120 детей), наиболее типичного с точки зрения организации жизнедеятельности детей [Парамонова, Протасова 2001: 122-123]. Воспитанники распределяются следующим образом: 12 детей в возрасте до 18 месяцев (с ними работают четыре педагога); 20 детей в возрасте до 3 лет (две группы по 10 человек, в каждой по три педагога и помощник). Остальные дети делятся по возрастному принципу (трёхлетние, четырёхлетние, пятилетние) на группы по 25-30 человек (в каждой по одному педагогу). Группы имеют названия, например «Одуванчики», «Лягушки». Сидения для стульчиков вышиты, дети приносят их из дома. В группе есть миниорга"н, на котором играет воспитатель. Начинает работу детский сад в 7.00. Все свободно играют друг с другом, в 9.30 раздаётся песня «Убери всё на место», после чего дети делают зарядку на улице под весёлую музыку в течение 10 минут. Раздаётся песня «Все в свои группы», и дети бегом возвращаются в группы, снимая в вестибюле обувь. Детей пересчитывают, ведя разговор о времени года. Затем под руководством педагога дети выполняют задание в рабочей тетради на пересчёт и раскрашивание в течение 30 минут. Под выполненным заданием воспитатель наклеивает липкую картинку.

По мере выполнения задания дети приступают к свободным играм. После 20 минут таких игр начинается подготовка к еде. Дети достают принесённый из дома в коробочке завтрак, берут чашки и салфетки. К тому, что принесено из дома, детский сад добавляет горячее блюдо и бутылочку молока. Потом дети вместе поют и приступают к еде, каждый ест в своём темпе - от 10 до 45 минут. Воспитатель сидит вместе с детьми, каждый день за разными столиками. После еды каждый ребёнок убирает свою салфетку, палочки, коробочку.

Дети снова начинают играть с картинками и карточками, которые помогают изучать буквы. Далее примерно в течение 30 минут дети занимаются оригами, в это время воспитатель знакомит детей с некоторыми геометрическими понятиями. Потом дети идут на улицу со своими поделками, гуляют, играют на участке. По возвращении воспитатель рассказывает какую-нибудь историю, показывая иллюстрации. Снова исполняется песня и дети приступают к полднику. Затем поют песню и снова идут гулять. С участка родители забирают детей с 16.30 до 18.00.

Обращает на себя внимание, что воспитатель почти не делает замечаний детям, которые плохо себя ведут, рекомендует им самостоятельно решать возникающие конфликты. В некоторых случаях он вызывает директора (заведующего, обычно это мужчина), который объясняет детям, как нужно себя вести. Специальных занятий по развитию речи нет. Японцы хотят, чтобы дети были как дети: не только счастливые, но иногда и сердитые, расстроенные, эгоистичные. Они учатся пользоваться формальной (приветствия, прощания, благодарности, поощрения) и неформальной речью. Языку учатся как средству выражения групповой солидарности и общего социального намерения.

В Японии в обучении не придерживаются определённой теории: заимствуют наилучшие достижения, удачные модели, эффективные методы, безусловно приносящие успех, но при этом традиционные ценности продолжают почитаться и проявляются даже в мелочах - при организации индивидуально ориентированного, связанного с дарами природы питания, при воспитании дисциплины и ответственности и т.п. Считается, что нужно предоставить всем детям равные условия. Важна не одарённость, а терпение, усидчивость, характер. Хорошее поведение - такое, при котором ребёнок рано встаёт, даже в выходные дни и каникулы, много работает и играет, делает физические упражнения, хорошо питается, уважает старших и внимателен к чувствам других. Положительным считается умение зависеть от других и понимать их, то есть считаться с теми, кто находится рядом, видеть, что они делают, в каком настроении находятся, подчиняться общим правилам и быть терпимым. В идеале стремятся сбалансировать индивидуальность и принадлежность в группе, обязанности и способность чувствовать, находить правильное соотношение между детским садом, семьёй и обществом.

В Японии начиная с дошкольного возраста знакомят со смертью: детям рассказывают о смерти, читают и обсуждают книги о ней. Тематика войны, смерти связана с большой работой японских детских садов по воспитанию детей в духе национального гражданства. Например, в детских садах Осаки эта работа организуется по следующим направлениям:

Изучение детьми таких глобальных тем, как цвет кожи различных человеческих рас; национальный костюм; формы приветствия; куклы разных народов.

Познание повседневной жизни разных народов через изучение национальных блюд, животного мира, природных условий, через организацию контактов с зарубежными образовательными учреждениями и приглашение к себе гостей из разных стран.

Благотворительная работа. С помощью аудиовизуальных средств и рассказов воспитатель знакомит детей с голодом, с трудной жизнью людей из-за нехватки еды и медикаментов. Во время рождественских праздников дети приносят коробки с едой и лекарствами для передачи в бедные страны.

Знакомство детей с несчастьями, которые приносит война. С этой целью воспитатели организуют беседы у большого костра с приглашением бабушек и дедушек, которые рассказывают о войне, а потом дети рассуждают о счастливой мирной жизни. Иногда дети вместе с воспитателем пишут письма с просьбой запретить войну и отправляют в различные международные организации.

Японские педагоги особое значение придают воспитанию детей в коллективе, это они рассматривают как одно из основных принципов демократического воспитания. Детский коллектив - это модель общества. воспитатели и учителя формируют ту систему, которую они считают образцом свободного общества конца 20 - начала 21 века.

Русскому человеку часто бывает сложно понять, как сказать по-японски «детский сад», потому что в японском языке для этого существует два слова. Но в чём же между ними разница? В данной статье рассматриваются различия между двумя видами детских садов в Японии, а также сложности, с которыми сталкиваются родители малышей.

В Японии существует два вида детских садиков: 保育園 хоикуэн и 幼稚園 ё:тиэн .

Описывая российские реалии, мы всегда будем использовать слово ё:тиэн , однако важно понимать, что то, что под ним подразумевается, разительно отличается от привычного нам детского садика.

Рассмотрим, в чём же состоят эти отличия.

保育園 хоикуэн

Хоикуэн иногда переводится на русский язык как «ясли», несмотря на то, что японский вариант подразумевает под собой совершенно другую реалию. В хоикуэн ходят малыши в возрасте от нуля до шести лет. За ними приглядывают воспитатели. Дети играют, поют песни, спят в тихий час, но… совершенно не занимаются какой-либо учёбой или подготовкой к школе. Программа хоикуэна не подразумевает никакой образовательной деятельности: лишь присмотр и уход за детьми в отсутствие родителей. Иногда воспитатели могут по своей инициативе обучать детишек чтению и письму, однако встречается подобное довольно редко. Детей в хоикуэн родители приводят утром, а забирают вечером после работы.

Детскими садами хоикуэн заведует министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии.

幼稚園 ё:тиэн

Ётиэн – это скорее не детский сад, а образовательное учреждение, в котором детей готовят к школе. В ётиэн принимаются малыши от трёх до шести лет. В этих учреждениях дети занимаются учёбой и совсем не играют в игрушки. Поэтому в день они проводят в ётиэне лишь около четырёх часов. Это вызывает определённые сложности, поскольку при подобном графике ребёнка необходим человек, который сможет присматривать за ним в свободное от его учёбы время. Такой профессии как няня в Японии не существует, а бабушки и дедушки не всегда находятся рядом, чтобы присмотреть за детьми.

Детскими садами ётиэн заведует министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии.

Какой садик выбрать?

Обычно, если ребёнок поступает в хоикуэн, он продолжает посещать его до шести лет, ведь, учитывая описанные обстоятельства, чтобы отправить малыша на подготовку к школе, мама должна не ходить на работу.

Однако современные условия жизни в Японии подталкивают женщин зарабатывать деньги. Посещение детского сада необходимо оплачивать, и довольно часто необходимую сумму могут позволить себе только семьи, в которых работают оба супруга. Детские садики хоикуэн обходятся родителям дешевле ётиэнов, поскольку в оплату последних также входят расходы на учебные материалы, кондиционер, содержание помещения, а иногда даже специальный автобус.

Затраты на хоикуэн обычно колеблются от 15 до 20 тысяч йен в месяц в зависимости от возраста ребёнка (чем старше малыш, тем дешевле оплата садика). Ётиэны бывают государственными (дешёвые) и частными (дороже). Цены на обучение обычно колеблются от 24,5 до 53 тысяч йен в месяц.

Таким образом, чтобы обеспечить своим детям достойную социальную жизнь, японским родителям приходится усердно трудиться и зарабатывать деньги.

Как обстоят дела?

Когда встаёт вопрос о выборе одного из двух видов учреждений, становится очевидно, что наиболее оптимальным вариантом с учётом всех сложившихся обстоятельств будут являться детские садики хоикуэн. Они и дешевле, и работать могут сразу оба родителя. Вот только здесь появляется уже другая проблема. А заключается она в том, что этого мнения придерживаются практически все.

В последнее время в детских садиках хоикуэн перестаёт хватать свободных мест. Однако вызвано это не только тем, что большинству родителей удобнее выбирать именно этот вид учреждений.

По правилам при возрасте детей до одного года один воспитатель должен приходиться максимум на трёх малышей. От одного года до двух лет – один воспитатель на шесть малышей, от трёх до четырёх – один воспитатель на 20 детей и старше четырёх – один воспитатель на 30 детей.

Таким образом, при большом количестве детей необходимо большое число педагогов. Однако зарплата воспитателей в Японии считается очень низкой (100 000 иен), поэтому всё меньше людей приходит в эту профессию. В результате на должность воспитателя начинают брать некачественных специалистов, что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве оказываемых детским садиком услуг.

Из-за нехватки мест в детских садах женщинам приходится оставлять работу ради воспитания детей. Иногда обязанности по воспитанию разделяются между мужем и женой.

Проблемы с детскими садиками служат одной из причин того, почему в Японии по сравнению с другими странами невысок процент работающих женщин.

14 0

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей.

Дошкольное образование в Японии представлено следующим образом: детские ясли, центры по уходу за детьми; детские сады.

В детские ясли в Японии (центр по уходу за детьми) ребенка можно устроить с трех месяцев, и только работающих родителей. Но чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами. Все дело в том, что это противоречит принципу воспитания в семье на котором основана вся японская культура. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, и образовательные программы в них не предусмотрены и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.

Вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение решается муниципалитетом, независимо от типа учреждения (государственный или частный). Обратившись в мэрию, родители получают атлас детских садов (яслей), со схемой проезда, с данными о количестве мест в дошкольном учреждении. Предварительно родители могут посетить детский сад, пообщаться с персоналом и выбрать понравившийся садик, но последнее слово останется за муниципалитетом, в случае наличия свободных мест родитель получает разрешение на зачисление в детский сад (ясли) .

В систему дошкольного образования в Японии входят учреждения следующего типа: государственные, префектурные, муниципальные; частные; детские сады при школах и университетах - если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет.

Более 80% в системе дошкольного образования в Японии составляют частные детские сады и центры присмотра за детьми. Большой разницы между государственным и частным дошкольным образованием Японии не существует. Система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Оплата за содержание ребенка в детском саду государственной или частной формы собственности зависит только от дохода родителей - чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 100 долларов, для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1000 долларов .

Так же придётся заплатить за форму, которая обязательна во всех детских садах. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы. Ношение формы является обязательным.

Устроить ребенка в садик можно в любое время года, но с 1 апреля таких мест становится гораздо. Это связано с тем, что начинается учебный год в Японии тоже начинается 1 апреля и часть дошколят поступают в начальную школу. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов .

В детский сад принимают обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в садик с трех лет. Продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу.

Качество воспитания и содержания ребёнка в дошкольном учреждении в большей мере зависит не от того частный сад или государственный, а от конкретного садика, района в котором он расположен и педагогического коллектива. Наполняемость групп так же очень разная и колеблется от 8 до 30-40 человек.

Часы работы дошкольных учреждений Японии различны, так к примеру государственные детские сады бывают двух видов: детский сад на полный день, режим работы такого садика ежедневный + суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в случае, если оба родителя работают более чем 4 часа в день. Утро в садах, как правило, начинается в 8 часов, забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 7 часов вечера. И вторая разновидность детского сада, сад, в который принимают детей на полдня .

Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами - каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов: летние каникулы с 21 июля до 31 августа, зимние - с 21 декабря по 8 января, весенние - с 21 марта и до 1 апреля. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий не проводится.

Перед дошкольными учреждениями Японии ставятся следующие задачи :

Помочь ребенку в установлении хороших отношений со взрослыми и детьми, в овладении навыками социального поведения;

Воспитать уважение к природе;

Помочь приобрести здоровые жизненные навыки;

Оказывать помощь родителям в воспитании ребенка неизбалованным, способным к сотрудничеству с другими детьми;

Предоставить всем детям равные условия;

Воспитать терпение и усидчивость;

Сформировать умение зависеть от других и понимать их.

Вовлеченность родителей в воспитательный процесс в детских садах очень высока. В Японии в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие родителей. Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей. В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка.

Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. При этом, воспитатель - ведущая сторона, он может указать на недостатки и упущения, которые, по его мнению, допускают родители в воспитании детей и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания. Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают «мамские» комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия.

Основы воспитания в Японии развиваются в условиях коллективного сотрудничества детей. В японских детских садах, чего не делают в других странах мира, детей делят в небольшие группы, «ханы», примерно по восемь детей, в которых дети учатся навыкам коммуникации и самостоятельности. Им предоставляют собственные «рабочие места» в детском саду и они вместе решают, как будет называться их хан, как поступать в том или ином случае, т.е. с самого раннего возраста их учат коллективно работать. Группы, ханы, формируются так, чтобы каждый член группы мог дополнять весь этот небольшой коллектив. Детей учат выражать своё мнение при этом прислушиваясь и считаясь с мнением других участников группы, дети сами создают уют и порядок в своих группах, убирают, ухаживают за цветами, даже готовят себе самостоятельно обед. Таким образом детей обучают групповому поведению. В случае ссоры или драки между участниками группы воспитатель не спешит вмешиваться, так как считает, что ребенок сам должен научиться разрешать конфликты и это поможет ему стать сильнее .

Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада это социализация ребенка, его учат жить в группе, жить интересами группы. Несмотря на приверженность японцев традициям, у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании. Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново, происходит и постоянная смена воспитателей. Это необходимо для того, чтобы предоставить детям как можно более широкие возможности для социализации, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Так, если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей. Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой, возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения, и он не будет думать, что все взрослые его не любят .

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому в дошкольных учреждениях много мужчин - администраторов и инструкторов.

Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений это: социальные отношения, здоровье, безопасность, язык, окружающая среда, выражение чувств. Детей учат общению, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. В детских садах предусмотрены и образовательные программы: детей учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Специальных занятий по развитию речи нет, но детей учат пользоваться вежливыми речевыми формулами - приветствия, прощания, благодарности, поощрения. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов .

Помимо этого, их обучают пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы. Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми. Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности. Все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Таким образом, дошкольное воспитание в Японии призвано вырастить здорового, самостоятельного, всесторонне развитого, знающего и любящего свою культуру и страну члена общества.

В Японии считается, что важна не одаренность, а целеустремленность и настойчивость. В детях воспитывается внимание к тем, кто находится рядом, к их занятиям и настроению, подчинение общим правилам и терпимость. Конечной целью воспитания видится органическая сбалансированность между индивидуальностью и чувством коллективизма, четким выполнением обязанностей и развитием эмоциональной сферы чувств, определение соотношений между детским садом, семьей и обществом.

Педагогические основы становления личности детей, сформированные в детском саду, в школе позволяют учителю в школе уже практически не тратить времени на наведение дисциплины и организацию поведения учащихся, - все время и внимание отдаются усвоению новых знаний. Этот феномен японского дошкольного воспитания уже нашел научные подтверждения в педагогике: доказано, что дети лучше усваивают правила тогда, когда они получают наименьшее внешнее принудительное воздействие в процессе усвоения правил.

При всех положительных моментах в воспитании детей в Японии, за пределами страны существует расхожее мнение, что японцам чрезмерно привито чувство коллективизма, которое стирает их индивидуальность.

Образование детей в Японии начинается в дошкольных учреждениях. В систему образования детские сады были включены после Второй Мировой Войны. До этого только обеспеченные семьи могли отдать ребенка на обучение в дошкольное учреждение, детский сад не являлся обязательной ступенью образования.

В детский сад японских детей начинают отдавать с трех лет. В нем ребенок учится общаться со сверстниками, быть самостоятельным, развивает способности и навыки в области музыки, лепки, рисования, математики и языка.

Детский сад играет важную роль в жизни ребенка и подготавливает к взрослой жизни. Именно в дошкольном учреждении закладываются основные принципы поведения типичного : уважение мнения окружающих, настойчивость в своей работе, упорность.

Школа

Школа в Японии делится на три уровня: начальная, средняя и старшая. Учебный год начинается весной и делится на несколько семестров. Первый семестр наступает в начале апреля и продолжается до конца июля. Затем идут летние каникулы. Второй семестр начинается первого сентября и длится до последней недели декабря. Последний семестр стартует после новогодних каникул. Точных дат начала и конца каникул и семестров не существует, потому что в каждой школе учеба может начинаться с разницей в несколько дней.

В дети обучаются с 6 до 12 лет. Список изучаемых дисциплин в разных школах немного различается. Однако, такие предметы как японский язык, история, математика, природоведение, физкультура, уроки искусства преподаются во всех начальных школах.

В средней школе дети учатся с 12 до 15 лет. Помимо предметов, которые дети изучали в начальной школе, добавляется иностранный язык. Также школьники начинают изучать ряд других дисциплин по выбору.

Со средней школы дети начинают сдавать экзамены после каждого семестра по всем изучаемым предметам. Японские школьники проводят очень много времени на занятиях, в свободное время они посещают курсы и кружки. Японцы тратят так много сил и времени на обучение, потому что хорошее образование обеспечивает стабильную и высокооплачиваемую работу в будущем.

Старшая школа в Японии является подготовкой к поступлению в университет. Дети свое обучение в 18 лет. Помимо общеобразовательных дисциплин старшеклассники начинают изучать такие предметы, как медицина, сельское хозяйство, экономику и другие. По окончанию школы японские выпускники сдают подобие ЕГЭ.

Высшее образование

После школы выпускники могут поступить либо в университет, либо в колледжи. При этом шанс поступить в престижный ВУЗ зависит от умственных способностей ученика, а также от финансового состояния семьи.

В большинстве университетов Японии студенты обучаются сначала четыре года, затем поступают в магистратуру. Срок обучения в японских колледжах составляет от двух до пяти лет. Считается, что учиться в ВУЗе легче, чем в школе. Студент волен выбирать себе предметы для изучения, никаких сложных научных работ не пишет.


Top