Этапы диспансеризации детей. Порядок организации диспансеризации детского населения
Первый год жизни – самый важный этап в жизни крохи. За эти 12 месяцев он научится ходить, произносить первые слова и понимать смысл речи взрослых. Однако первостепенное значение для каждого родителя имеет состояние здоровья ребёнка.
Некоторые патологические изменения, замеченные у детей до года и вовремя исправленные, будут напоминать о себе лишь записью в медицинской карте. Именно плановая диспансеризация детей позволяет наблюдать за их ростом и развитием, отслеживать изменения в маленьком организме и предотвращать негативные последствия заболеваний.
В чём заключается диспансеризация?
Диспансеризация младенцев – это ежемесячное посещение врачей, необходимое для контроля за развитием всех систем организма малыша и получения ответов на интересующие родителей вопросы по уходу.
Диспансерное наблюдение осуществляется благодаря родовому сертификату – документу, который выдаётся женщине ещё в период беременности. Сертификация предусматривается государственным проектом «Здоровье», который обязывает родителей и врачей провести ряд обследований малыша до годика.
План диспансеризации предполагает ежемесячный осмотр врачом-педиатром, а также некоторыми узкими специалистами в определённый период времени. Разберёмся во всём более подробно и рассмотрим каждый этап процесса.
Первый этап: наблюдение в родильном доме
Буквально сразу же после рождения ребёнок попадает в руки врача-неонатолога, который осматривает слизистые, проверяет сердцебиение, слушает дыхание и проверяет основные рефлексы. При отсутствии патологий малыша моют, проводят необходимую обработку и пеленают.
Четвёртый день жизни доношенных деток (и седьмой у недоношенных) знаменуется взятием первого анализа (кровь из пяточки) для скрининг-теста. Данный тест направлен на раннее выявление таких генетических заболеваний у новорождённых, как:
- муковисцидоз;
- фенилкетонурия;
- врождённый гипотиреоз;
- галактоземия;
- адреногенитальный синдром.
Если у ребёнка имеется подозрение на наличие одного из этих недугов, родителям направляется извещение о необходимости прохождения исследования повторно для опровержения или подтверждения диагноза.
Второй этап: наблюдение за развитием ребёнка до года в детской поликлинике
Данный этап продолжается весь год и делится на два периода: наблюдение до полугода и с 6 до 12 месяцев. Однако это не означает, что врача необходимо посетить лишь два раза, обследования проводятся каждый месяц.
После выписки из роддома медсестра и врач из детской поликлиники приходят на дом к новорождённому, осматривают его и рассказывают маме об особенностях ухода за крохой.
1 месяц
В месяц малыш с мамой впервые отправляются на приём к педиатру самостоятельно. Врачом проводится:
- проверка осанки;
- пальпация внутренних органов;
- проверка родничка;
- оценка развития органов чувств;
- осмотр мошонки у мальчиков;
- набор процедур, которые будут повторяться ежемесячно: осмотр кожных покровов, родничка, взвешивание и измерение роста, окружности головы и грудной клетки, измерение температуры тела.
Помимо педиатра, малышу с мамой предстоит отправиться к некоторым узким специалистам:
- хирургу;
- травматологу-ортопеду;
- неврологу;
- окулисту.
Перед посещением этих специалистов необходимо пройти ультразвуковые исследования головного мозга, сердца, печени, почек и тазобедренных суставов.
Хирургом осуществляется:
- оценка особенностей строения скелета и опорно-двигательного аппарата;
- выявление патологий: грыжи, повреждений шеи, вывихов и т. п.;
- осмотр половых органов.
При наличии соответствующих показаний хирург может рекомендовать малышу проведение лечебного массажа, занятия лечебной гимнастикой или плавание.
Травматолог-ортопед, познакомившись УЗИ тазобедренных суставов и проведя осмотр, фиксирует изменения в структуре и проверяет наличие дисплазии, своевременное лечение которой позволяет избежать проблем в дальнейшем. При отсутствии должного лечения с возрастом приходят болезненные ощущения, нарушения походки вследствие ограничения движения суставов, что может привести к инвалидности.
Врач-невролог в месяц проводит осмотр с целью:
- оценки нервно-психического развития крохи;
- сбора информации от родителей и оценки на их основе поведения малыша;
- выделения группы риска при наличии отклонений.
Посетить офтальмолога лучше на рубеже 1–2 месяцев. Врач оценит:
- остроту зрения, насколько малыш фиксирует взгляд на предмете;
- состояние мышц, слёзных путей, век и глазного дна.
2 месяца
- В два месяца проводится только стандартный медосмотр педиатром.
3 месяца
В три месяца педиатр проводит необходимые измерения для оценки развития малыша, а также даёт направления на ряд обследований:
- общий анализ крови;
- общий анализ мочи;
- осмотр неврологом.
Общий анализ крови предполагает взятие крови из пальчика ребёнка. Для получения объективных результатов кроху лучше не кормить час–два перед сдачей анализа.
Анализ мочи обычно принимают в лаборатории рано утром. Можно собрать мочу в чистую мисочку, а после перелить в специальную баночку или же воспользоваться мочеприёмником для малышей.
Невролог проводит осмотр ребёнка с целью определения уровня его психомоторного развития.
4–5 месяцев
- В 4 и 5 месяцев кроха посещает педиатра для стандартного осмотра.
6 месяцев
Полгода – следующий рубеж для прохождения комплексного обследования узкими специалистами, среди которых:
- невролог;
- офтальмолог;
- отоларинголог;
- кардиолог.
Невролог в очередной раз сравнивает показатели психомоторного развития с возрастной нормой.
Офтальмолог проводит повторные измерения рефракции глаз и сравнивает их с показателями пятимесячной давности для оценки динамики, а также выявляет наличие или отсутствие косоглазия.
ЛОР осуществляет следующие действия:
- осматривает слизистые и даёт рекомендации по уходу за ними;
- проверяет слух;
- проводит осмотр ушек с целью профилактики отита.
Кардиолог на основе ЭКГ и собственного осмотра малыша исключает или подтверждает наличие пороков сердца и других заболеваний сердца. Осмотр также проводится с целью своевременного выявления у ребёнка ревматизма, диффузных заболеваний соединительной ткани, артритов и других патологий сердечно-сосудистой системы.
7 и 8 месяцев
В 7 и 8 месяцев осмотр узкими специалистами не осуществляется, если, конечно, на то нет показаний и направления от педиатра.
9 месяцев
Врач-педиатр после стандартного осмотра отправляет кроху к стоматологу. Врач осматривает полость рта с целью:
- обнаружения патологий на языке, дёснах, нёбном язычке, уздечке языка;
- выявления неправильного или запоздалого прорезывания зубов.
Также стоматолог информирует родителей о правильном уходе за зубами и полостью рта, даёт рекомендации по уменьшению дискомфорта малыша во время прорезывания зубок.
10 и 11 месяцев
10 и 11 месяцев – время очередных посещений педиатра для отслеживания динамики роста и развития крохи.
12 месяцев
В один годик малышу предстоит пройти последний этап диспансеризации. Он включает прохождение таких специалистов, как:
- невролог;
- хирург;
- ортопед;
- окулист;
- стоматолог;
Также в год сдают общие анализы мочи и крови, при необходимости проводится ультразвуковое исследование.
Держать в голове всю описанную выше информацию о периодах обследования узкими специалистами ни к чему, при необходимости вам придёт на помощь такая таблица.
Диспансеризация детей первого года жизни – процесс очень важный для здоровья крохи, поэтому пренебрегать им не стоит. Даже если на дворе лето, и вы хотите поехать с малышом на отдых, рассчитайте время так, чтобы посетить специалистов вовремя. Помните, что своевременное лечение болезней, выявленных во время младенчества, может избавить ребёнка от проблем со здоровьем в будущем. Пусть ваши детки всегда будут счастливы и здоровы.
Диспансеризация - метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска.
Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.
Основная цель диспансеризации
состоит в сохранении и укреплении здоровья детей, увеличении продолжительности жизни путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.
Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины.
Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий.
Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Основными задачами диспансеризации населения являются:
1. определение состояния здоровья каждого индивида ежегодным осмотром и оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;
2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;
3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;
4. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
5. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.
Этапы диспансеризации:
Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования.
Второй этап. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья.
Третий этап. Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.
По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.
В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения (дородовый патронаж беременной).
Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.).
Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы воспитания и оздровле- ния детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.
Детей первого месяца жизни не менее 3-х раз осматривает медицинская сестра и 2 раза врач (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.
Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами агитации, позволяющими обучить мать правилам гигиены, кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.
К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых присходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатия и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период но- ворожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей зубов в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.
Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса на местах порочно развитых тканей, а затем его осложнений.
В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.
В индивидуальную карту ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей у стоматолога в возрасте от рождения до четырех лет»). Приказ № 770 от 20 августа 1986 г. предусматривает ежегодные осмотры ребенка стоматологом.
Детей в возрасте трех лет и старше осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, кала. Участие стоматолога при осмотре детей этих возрастов описано в главе «Диспансеризация детей дошкольного возраста».
Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог,
хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Ребенок готовится поступить в школу. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, до 70% детей в этом периоде бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют только выявить и до поступления ребенка в школу провести лечение наиболее тяжелой формы кариеса зубов: осложненных форм, удалить разрушенные зубы, и некоторую коррекцию отклонений в развитии челюстей.
На основании обследования ребенка все специалисты- педиатры, в том числе и детские стоматологи, вносят записи в индивидуальную карту развития ребенка и формулируют рекомендации.
В школе ежегодно углубленный осмотр детей производит школьный врач с участием специалистов.
Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами- специалистами, а в заключение - школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.
Участие стоматологов в проведении профилактических осмотров необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить и санацию полости рта, однако это неправильно. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьников. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, при комплексной оценке ее выключается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов [Стромская Е. П. и др., 1974].
Исходя из указанного, участие стоматолога в профос- мотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (I, II, III степень), состояние прикуса, при наличии аномалии прикуса следует указать активно действующие причины и факторы риска в их прогрессивном развитии, оценить состояние пародонта и гигиенический индекс.
Именно эти данные составляют основу для определения физического развития ребенка и группы здоровья.
Детей, имеющих кариес зубов в III степени активности, педиатр относит в третью группу здоровья, а детей со сформированной аномалией прикуса, обуславливающей нарушение откусывания и пережевывания пищи, - во вторую группу здоровья.
Поскольку распространенность стоматологических заболеваний у детей высокая, объем работы по санации полости рта велик, то стоматологу можно не участвовать в осмотрах, а вносить свои данные в форму № 26 по мере проводящегося в стоматологическом кабинете специального осмотра и санации полости рта.
Ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указать активность развития процесса, сформулировать индивидуальную программу лечебных и профилактических мероприятий, периодичность повторных осмотров и т. д. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.
В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения. Активно внедряемый в практику советского здравоохранения дородовой патронаж привел к тому, что в последние годы матери 80-85% новорожденных находились на дородовом патронаже (А. С. Бойцова, 1974).
Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.). Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы развития, воспитания и оздоровления детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.
Дети первого месяца жизни не менее 3 раз осматриваются медицинской сестрой и 2 раза врачом (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.
Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами, позволяющими обучить мать правилам гигиены, режима кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.
К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых происходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатии и др.) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период новорожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей в виде гипоплазий и аплазий. Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.
Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса, а затем его осложнений.
В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.
В истории развития ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей. Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний. При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей с кариесом зубов»).
Начиная с трех лет детей осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, .
Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог, хирург-ортопед, логопед и психоневролог. Осмотр стоматолога, если он производится впервые, для 70% детей в этот период бывает запоздалым. Такие осмотры позволяют до поступления ребенка в школу провести лечение выявленной патологии и коррекцию установленных отклонений в развитии.
На седьмом году жизни ребенок готовится к поступлению в школу. В индивидуальную карту развития ребенка все специалисты-педиатры вносят свои записи на основании обследования ребенка и формулируют рекомендации (форма № 26, утверждена МЗ СССР 16/VII 1945 г.).
В школе углубленный осмотр детей производит ежегодно школьный врач с участием специалистов.
Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям - функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами-специалистами, а в заключение школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.
Участие стоматологов в проведении этой работы необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить санацию полости рта. Такой подход к роли стоматолога в профилактических осмотрах неправильный. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьника. Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, в качестве критериев физического развития детей и подростков при комплексной оценке ее выдвигается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов (Е. П. Стромская и др., 1974).
Исходя из указанного, участие стоматолога в профосмотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (компенсированная, суб- и декомпенсированная форма); состояние прикуса, при наличии аномалии с указанием активнодействующих причин и факторов риска, состояние пародонта и гигиенический индекс.
Именно эти данные составляют основу определения физического развития ребенка и группы здоровья. Сведения о том, что ребенок нуждается в лечении аномалии прикуса или санации полости рта доводятся до сведения участкового стоматолога, обслуживающего детей данной школы.
Стоматологи участвуют в диспансеризации детей с рядом хронических заболеваний, таких, как ревматизм, нефропатии, заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические тонзиллиты и т. д. Больного ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указав активность развития процесса (кариес, гингивит, пародонтоз), тяжесть патологии (аномалии и деформации прикуса), количество прорезавшихся постоянных зубов, гигиенический индекс. Необходимо здесь же обосновать периодичность диспансеризации у стоматолога. Нужно подчеркнуть, что у стоматолога на диспансерном наблюдении находятся все дети участка, это же группа наблюдается со специальной периодичностью, учтенной при отборе детей на диспансерный учет. Ребенок, направленный педиатром, должен быть осмотрен и санирован. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.